На острие клина

19. Приложение 4: Непристроенные мысли.

13.09.2004: Учитесь презирать. Конечно, не тех, кого даже пинать опасно из-за возможности подцепить вшей, а тех, кто видит себя в числе хозяев этого мира. Не все из них будут мучительно переживать ваше к ним отношение, но вы своё удовольствие получите так или иначе -- заслуженное и полезное. 15.09.2004: Способ прибавить человеку осмотрительности -- помочь ему обзавестись детьми. На большинство это действует умиротворяюще: люди не хотят, чтобы с их потомством случилось несчастье. Но способ этот опасный: если детишкам окажется нечего есть или они тяжело заболеют, некоторые папашки превратятся в разъярённых зверюг. Чтобы оценить благотворное влияние родительства, можно сравнить творчество писателей, у которых есть (были) дети, с творчеством тех, кому с этим не повезло. Вторые обычно много более разухабис- ты и, судя по всему, не пробовали представить, что их писанина попадёт в руки их собственному потомству или что это потомство окажется в тех самых условиях, которым попустительствовали или которые одобряли их папаши. 16.09.2004: Кто сказал, что я враждебно отношусь к гомосексуалистам?! Только к гомосексуализму -- как образу жизни и мировоззрению. У каждого есть какие-то недостатки, но это не повод считать, что у людей бывают только достоинства, хотя и не всегда понятные и к тому же не все сразу. Отрекись, педрила, от своего странного образа жизни, от своего убогого мировоззрения -- и я полюблю тебя почти как самого себя. Поверь: отречение может быть очень даже героическим актом, а покаяние -- так и вовсе могучий источник удовольствия (правда, не для всех). Я и сам уже подумываю: от чего бы отречься? В крайнем случае надо хотя бы покаяться. 17.09.2004: Ума нет, одна лишь культура, а ведь туда же: критиковать МЕНЯ. * * * Способ управления экранным курсором и другими экранными объек- тами компьютера и вводом данных, состоящий в использовании ножных и/или ручных манипуляторов (педалей, рукоятей и пр), которые требуют довольно значительных мускульных усилий, возможно, регу- лируемых; возможно, сочетающийся с использованием манипуляторов, требующих малой нагрузки. Цели: 1) увеличение мускульной нагруз- ки, 2) избежание постоянного напряжения в кистях рук, ведущего к появлению болей. 24.09.2004: Почему людям нравится держать дома разных мелких животных -- рыбок, хомячков и пр.? Наверняка отчасти потому, что им приятно сознавать, что они не в самом низу иерархии; что есть ещё более слабые и зависимые существа, чем они сами, и что по отношению к этим существам они чуть ли не боги. 08.10.2004: Лайма Вайкуле поёт: Лёгкой джазовой походкой От тебя ушла я в осень. Ты назвал меня воровкой, Я тебя -- случайным гостем. Это рифма!? Рифма вот: Лёгкой джазовой походкой От тебя ушла я в осень. Ты назвал меня селёдкой, Я тебя -- пивным насосом. 02.11.2004: Скажи о человеке хорошо -- и он захочет больше соответствовать тому, что сказано. Скажи о нём плохо -- и он проявит себя ещё худшим образом. 12.11.2004: По-моему, толковые евреи должны относиться к моим иногда не очень церемонным рассуждениям по "еврейскому вопросу" с одобре- нием, пусть и не всегда бурным, -- хотя бы потому, что при от- сутствии такого рода текстов некоторые неопытные в человеческих делах, но рыщущие по книжкам люди больше рискуют стать доверчи- выми читателями антисемитского ширпотреба. 15.11.2004: Смелая гипотеза: как перебесились со временем женевские кальви- нисты и постепенно превратились в достаточно уживчивых людей, так могли со временем перебеситься и немецкие нацисты, окажись они не до конца разгромленными или изначально удержанными приблизительно в национальных границах. Постепенное размывание идеологии и ослабление культивирующей её организации -- процесс настолько обычный, что его, неверное, следует считать неизбежным. Когда разброд заходит далеко, челове- ческая масса оказывается податливой для какой-нибудь новой идео- логии, для усилий нового организующего центра. Вот этого-то момента и надо дождаться. И позаботиться о том, чтобы к этому времени не появился перспективный конкурент. 16.11.2004: Тот, кто видит в "Майн кампфе" лишь антисемитские преувеличения и идеологическую подготовку войны и массовых убийств, -- довольно ограниченный человек с торопливым взглядом на вещи. 19.11.2004: В СССР подавлялся лишь местный политический национализм. Что касается национализма культурного, то он в основном поощрялся. Если бы не это поощрение, белорусы и многие другие обрусели бы к началу 1990-х почти полностью. Дело в том, что при отсутствии политического аспекта в местном национализме местные "мастера культуры" имеют склонность перебегать к имперскому "большому брату", а не продолжать культурные традиции своего этноса. Российские этносы спаслись благодаря тому, что КПСС стремилась представлять "советский народ" как многонациональный, а не благодаря подвижничеству своей интеллигенции. В свою очередь, многонациональность "советского народа" была нужна хотя бы как доказательство искренности СССР в роли покровителя национально- освободительных движений Африки, Азии и т. п. 01.12.2004: Кто-то сказал: "Патриотизм -- последнее прибежище подлецов." Подлецам понравилось, и они стали при случае повторять. Про национализм такого, слава Богу, никто не ляпнул. Вроде и мелочь, а ведь всё равно как-то заметно спокойнее иногда. 02.12.2004: Безукоризненное поведение в нестандартной ситуации может по- требовать таких сложных дум по поводу оценки безукоризненности, что вряд ли останутся силы и время на само поведение. 13.12.2004: Специалисты по пенитенциарному делу жалуются, что люди, про- ведшие много лет в тюрьме, потом не в состоянии адаптироваться к "мирной жизни". Вот идея: таких слабоадаптирующихся поселять в особых общежитиях тюремного типа, но с правом свободного выхо- да. Там можно даже делать решётки на окнах, а вахтёров одевать в униформу надзирателей. 21.12.2004: Гимнастика интеллектуала: мысленная разминка, мысленное подня- тие тяжестей, мысленный бег на месте. 23.12.2004: Говорить, что частные предприниматели норовят позаботиться о клиенте, может только тот, кто не ходит на базар сам. На базаре целые ряды конкурирующих между собой борцов за клиента, и каждый норовит всучить тебе кислятину или гниль, едва ослабишь бдитель- ность. А если не ослабишь бдительности, так нарвёшься на скандал. Конечно, есть ВЫБОР: можно поскандалить с тем продавцом, а можно с этим. Встречаются и порядочные продавцы, но потом куда-то исчезают. Что касается большого бизнеса, то он -- копия малого с тем лишь различием, что стремится к монополии и зачастую добивается её. Пропагандист частной инициативы -- это либо лавочник, либо интеллигент на подхвате у лавочников, либо дурак, слабо знающий предмет. Любая экономическая система порочна. Но каждая порочна по-своему. 06.01.2005: Тысячелетнюю устойчивость католической церкви можно отчасти объяснить тем, что в ней сложился такой хороший механизм асси- миляции обновленческих движений, как основание монашеских орде- нов: всякий подвижник, бравшийся по-новому толковать идейное наследие Иисуса, имел возможность основать новую монашескую общину и выразить своё понимание этого наследия в её уставе и прочем, пусть и не так далеко отклоняясь от догм, как тамплиеры. Многообразие орденов давало возможность выбора тем людям, которые желали проявить себя в религии или хотя бы найти себе пастырей по вкусу. Монашеские ордена -- аналог фракций в политической партии. Если бы схожую фракционность допустили бы и в работе с паствой, то, наверное, не случилось бы Реформации, а Святой Мартин Лютер счи- тался бы основателем лютеранского направления католической церкви. 07.01.2005: Я говорю вам, а вы не слышите. Мне что -- кричать надо? Воз- можно, дойдёт и до этого. * * * Я уже как-то свыкся со своим подходом и поэтому нередко забы- ваю, что некоторые его детали выглядят для вас странно. Вдобавок вы по белорусской традиции скорее повеситесь, чем признаете, что кто-то рядом (может быть, даже покупающий хлеб в одном с вами магазине) придумал что-то из ряда вон выходящее. Впрочем, при моих взглядах на жизнь такие вещи переносятся малоболезненно. И я ведь в выигрыше так или иначе. 08.01.2005: Я стараюсь разглядеть в людях в первую очередь то, что может объединить меня с ними, а не разъединить. Я всегда конфликтую на минимально возможном уровне жёсткости и готов примириться с врагом, если он откажется от того, что мне в нём не нравится. Я в состоянии разглядеть и заимствовать толковую мысль у чело- века, с которым конфликтую. Я неплохо себя чувствую, даже когда пребываю в полном одиночес- тве: у меня нет большой психологической потребности в собирании вокруг себя компании поддакивающих. Вдобавок в одиночестве никто не отвлекает меня от любимых занятий: послеобеденного сна и т. п. Для меня незначительность числа моих сторонников -- ещё не показатель слабости моих идей, слабости меня самого: мои идеи изначально были ориентированы на лучших, а лучшие всегда в мень- шинстве. К тому же мои идеи касательно образа жизни довольно эффективны в отношении меня даже в случае, если их никто, кроме меня, не разделяет. * * * Политически активные люди делятся на тех, кто способен писать свои лозунги на заборах и клеить свои листовки в лифтах (жирно намазывая клеем), и тех, кто не способен. Последних беспокоит то, что забор и лифт могут стать от подобных добавлений хуже. Я -- из последних (которые, возможно, никогда не станут первыми). Мы не любим ближнего своего, но мы хотя бы стараемся не гадить ему -- в надежде на то, что он образумится и перестанет гадить нам. 11.01.2005: Скудность моего жизненного опыта хороша тем, что надёжно защи- щает людей от моих реминисценций: им и своих девать порой некуда. 12.01.2005: Возможно, одна из причин низкой рождаемости на Западе -- в назойливом культе красавиц и красавцев. Из-за него людям не очень хочется делать детей лишь бы с кем. 14.01.2005: Коалиции всегда слабы и тратят много сил на споры. Надо стре- миться не к построению коалиции, а к тому, чтобы стать самым заметным и сильным. Если получится, то другие будут подстраивать- ся под тебя, а не докучать своими мнениями. 08.02.2005: Я подозреваю, что при выборе Марксом пролетариата в качестве "революционного класса" сыграло роль и то, что пролетариат -- в отличие, к примеру, от интеллигенции -- сравнительно легко признаёт чьё-то духовное превосходство над собой, а не тужится рассуждать о концепциях, в которых всё равно мало что понимает. * * * Для меня существенно в людях следующее: 1. Понимание того, что неизбежно приходится иногда пользоваться опасными вещами, причём зачастую такими, которые чем опаснее, тем эффективнее. 2. Понимание того, что любая вещь бывает полезной лишь тогда, когда она к месту, ко времени и в меру. 3. Способность сомневаться в том, что большинством почитается за истину. А также способность сомневаться в том, что почитается за истину псевдоизбранным меньшинством. 4. Настроенность на то, чтобы жить правильно, а не с удобством. Ненастроенность подгонять своё представление о правильном под своё представление об удобном. Со всеми, кому это свойственно, я рано или поздно нахожу общий язык. А с прочими не нахожу никогда. Эти прочие для меня -- вто- рой сорт, масса, стадо. Они любят, когда их красиво обманывают. Когда потакают их слабостям. Говори им то, что они хотят слышать, -- и будешь для них хорошим человеком. Может быть, даже выдающим- ся. Только зачем? 11.02.2005: Любимое кино. "Троя". Конечно, "Илиаду" сильно переврали, но фильм всё равно великолепный. Там есть роскошный Одиссей -- ловкий в речах, но не лживый. Есть Ахилл, не подчиняющийся ни великим царям, ни даже олимпийцам; Ахилл, который бегом устрем- ляется в битву и не оглядывается для выяснения, поспевают ли за ним его воины; Ахилл, который не всегда убивает, не упивается властью, а кроме того, иногда даже старается что-то понять в устройстве этого мира. Есть Гектор, достойнейший из предводите- лей. Есть надёжный храбрый Аякс, сокрушитель врагов. Есть блеск греческого варварства. Есть жизнь. * * * В военном деле времён Наполеона меня сильно раздражает манера подолгу держать солдат на ногах на одном месте. Подразделение могло полдня ПРОСТОЯТЬ в резерве. Да посадите вы их всех на ранцы, тогда ко времени, когда надо будет сражаться, у людей сохранится больше сил. Вдобавок всякие залётные пули, ядра и пр. будут меньше задевать их. А может, и враг порой не разглядит. Но нет, часами торчат на поле стройные человеческие прямоугольники: радуют глаз полководцам. 14.02.2005: Шибздики -- бздливые шизоиды. Подходящая этикетка для вялых полуразложенных злобных личностей, жертв извращенческой цивили- зации. 15.02.2005: Чтобы ломать, большого ума не надо. Его не надо даже для того, чтобы строить. Большой ум бывает необходим лишь для того, чтобы построенное получалось надёжным, удобным, красивым. 08.03.2005: Обществу нужен миф. Оно без мифа страдает -- и хватается за что попало, чтобы лепить себе что-то мифоподобное. 12.03.2005: Австрия при Германии -- приблизительно то же, что Беларусь при России, Бельгия при Франции, Кипр при Греции. 20.03.2005: Публично рассказывать о мерзостях (и показывать их) без чёткого и жёсткого осуждения -- значит распространять их. Сегодня самым большим злом являются средства массовой информации с их явной и неявной пропагандой всего остального зла. 24.03.2005: Человек с вышесредним уровнем развития сознания понимает 1) причины своих эмоций, 2) свои эмоциональные потребности, 3) влияние своих эмоций на восприятие различных вещей. Он способен более-менее управлять своими эмоциями в соответствии с этим пониманием. 27.03.2005: Мода -- это возможность продать какой-то товар, который нужен в основном для того, чтобы выражать принадлежность некоторому "течению". Промышленность не следует за модой, а изобретает её и в дальнейшем навязывает всеми доступными способами. Если бы не инерция человеческих представлений и кошельков, мода менялась бы значительно чаще, чем она это делает сейчас. Рекламируется одновременно несколько мод, каждая из которых является развитием своего "направления": для "деловых", для "панков", для поклонников "хеви-метал" и т. п. 28.03.2005: В Западной Европе мы, кажется, местами имеем дело с явлением противоположным расизму: с иррациональной тягой к ДРУГОМУ цвету кожи. 29.03.2005: Попробуй обратиться к согражданам с убедительным призывом не сорить на улицах. Найди для этого самые проникновенные, самые зажигательные слова. Какой будет результат? А такой, что если не примешь тщательных мер для обеспечения собственной безопасности, то через пару месяцев тебя убьют безработные мусорщики. И то же самое с любой распространённой проблемой: от каждой кто-нибудь кормится и за каждую могут свернуть тебе шею или хотя бы нагадить от души. * * * Шёнбрунн. Огромный пышный дворец, а рядом в парке -- лестница из едва отёсанных камней. Как бы желание показать: мы тоже пони- маем красоту и достаточность простого, но приходится жить (вари- ант: мучиться) в роскоши -- чтобы чувствовать себя первыми и чтобы другие не затоптали. * * * О венграх, чехах, хорватах и пр. Странствование по империям. В XIX веке им очень захотелось выйти из империи Габсбургов (раньше хотелось не очень, потому что оказались бы в империи турок). В 1918 г. удалось. Но вскоре попали под пяту Третьего рейха (в раз- ном статусе). После 1945-го перекочевали в советскую империю или в югославскую. Потом побежали оттуда в Европейский союз, который по сути тоже империя и даже подвоёвывает немного -- в Афганистане и Ираке, к примеру. Их следующая империя будет, наверное, белорус- ская. А сбегут они туда в страхе перед китайцами, неграми и теми же турками. Если успеют. 01.04.2005: Я против принципа "каждому по труду": некоторые трудящиеся трудятся слишком много по сравнению с тем, что предполагают гигиена и sustainable development. 04.04.2005: Как Сельма -- это на самом деле Шельма, так Шри Чинмой (пропо- ведник чего-то там околобуддического на Западе) -- это на самом деле Сри Чинмой (Sri Chinmoy). * * * Голуби не издают громких звуков. Каким же образом голубь и го- лубка не теряют друг друга? А вот гипотеза: у них телепатическая связь. А у птиц, которые удерживаются вместе посредством звуков, такая связь отсутствует. При использовании сигналов телепатия деградирует. Чем больше набор сигналов, тем меньше потребность в телепатии. Люди как самые говорящие существа утратили её в наибольшей степени. Развитие у них речи -- это, с одной стороны, достижение, а с другой -- деградация. Альтернативная гипотеза: никакой телепатической связи у голубей нет, а есть места встреч: где птицы пьют воду, кормятся, устраива- ются на ночь. Потом появляется совместно построенное гнездо. А если голубь всё-таки теряет голубку, то находит себе другую. 05.04.2005: Мусор, который человек производит, говорит о нём не намного меньше, а то и больше, чем его творческий продукт, если таковой вообще имеется. * * * Если различают готику и псевдоготику, то почему бы не различать знаменитости и псевдознаменитости? К последним можно отнести, к примеру, Марка Шагала. Правда, у псевдоготики больше сходства с готикой, чем у Шагала с Рафаэлем. А утверждать, что отношение Шагала к Рафаэлю -- того же рода, что, скажем, отношение барокко к готике, было бы очень неверно: это, скорее, как отношение картонной будки бомжа к Бельведеру. 07.04.2005: Я в ответ на одну фразочку могу написать целую книгу -- и не думаю, что она окажется скучной и бесполезной для всех, включая меня самого. * * * Мои странноватые тексты -- это, так сказать, мой способ иссле- дования мира: я бросаю камешки в воду и смотрю, как разбегаются волны. Чаще всего никаких волн нет. 10.04.2005: Вена. О местной арийской молодёжи. Их неагрессивность, принима- емая за доброжелательность, -- от их вялости. А вялость -- от оглушенности дезориентирующей информацией. На критически настро- енного человека они производят впечатление слабовольных, ленивых, немного недоразвитых, легко поддающихся внушению, а также физи- чески слабых и непородистых. * * * То, что Европа выставляет в качестве своих культурных достиже- ний (в архитектуре, литературе, живописи, музыке, философии и пр.) -- в основном создано не позже XIX века. 12.04.2005: Отношения с большинством "друзей по переписке" складываются по схеме "пососал и выплюнул": как только пропадает новизна, пропадает и интерес. А общие дела обычно не завязываются, потому что, как правило, за душой вообще нет дел, радость которых можно было бы с кем-то делить, тем более на расстоянии. 13.04.2005: Для построения демократии нужны, как минимум, демократы, то есть люди, способные и склонные к выработке коллективных решений, имеющих целью общественную пользу, и, конечно же, настроенные этих решений придерживаться. Можно пошагово наращивать демокра- тизм, параллельно формируя соответствующих людей, но если ВВОДИТЬ демократию вдруг и сразу, то можно получить только псевдодемокра- тическую олигархию или охлократию, да и то, скорее всего, на ко- роткий срок: до прихода очередного диктатора. * * * Культурный человек знает слова и способы построения из них высказываний, но аккуратная работа со смыслами, которые за этими словами скрываются, ему, как правило, не по силам. Культурного человека обычно можно отличить от ДУМАЮЩЕГО по приблизительности его высказываний: получается похожее, но не то. 14.04.2005: Если у кого-то хватает квалификации, терпения, извращённости и подлости, чтобы создавать компьютерные вирусы, то наверняка у кого-то хватает и для того, чтобы выставлять в интернете призра- ков и вовлекать людей в общение с целью причинения этим людям вреда или получения от них каких-то сведений, которые эти люди вряд ли предоставили, если бы знали, с кем на самом деле имеют дело. 15.04.2005: Западоид -- не воин. Он, как правило, физически и психически слаб и не способен к длительному систематическому усилию, требу- емому для обучения борьбе. А главное, он жлоб, "потребитель", а значит, не склонен страдать и рисковать даже ради собственных гнилых идеалов. В лучшем случае он проявляет себя борцом в какой-нибудь компьютерной игре. * * * Если западоидское телевидение показывает что-то хорошее, то лишь для того, чтобы приманить наивного зрителя и потом вдруг обрушить на него какую-нибудь дрянь (обычно рекламу). 17.04.2005: Кирпичное 4-этажное здание старой постройки имеет в 3 раза более толстую стену, чем 14-этажная железобетонная коробка, в которой я живу. Какое излишество! 18.04.2005: Политические взгляды: жлоб. 19.04.2005: Злопамятный -- это тот, кто помнит камни, о которые споткнулся. 21.04.2005: Мне приходится объяснять любопытствующим, что я бережливый потому, прежде всего, что ленивый: если меньше тратить (точнее, меньше расходовать на ерунду), то можно позволить себе меньше работать (причём меньше значительно!). 23.04.2005: Варвары, потрошившие римлян, презирали образ жизни последних и брали у них только медные тазики и всякую подобную мелочь, которая небесполезна в простом варварском хозяйстве. Таскаясь по магазинам в Западной Европе, я чувствую себя варваром и спокойно прохожу мимо сотен удивительных вещей в поисках какого-нибудь медного тазика, который мне и в самом деле вроде бы нужен. А может, не нужен и он. Но тогда зачем мне Запад, если даже приличным тазиком разжиться там невозможно (или не нужно), а только всякой ерундой повышенной технической сложности для производства впечатления на родственников? 24.04.2005: В Европе восприятию больших архитектурных форм порой сильно мешают малые: будки строительных рабочих, автозаправочные стан- ции, фонарные столбы (обклеенные и обвешанные всякой ерундой), дорожные знаки, рекламные щиты, мусорные баки плюс разнообраз- ное непонятно что. А ведь ещё есть автомобили, строительные леса и ограждения, а также натянутые над улицами провода. А вдобавок трудно найти что-нибудь, не изуродованное граффити. А если не граффити, так рекламными полотнищами в половину фасада. А в придачу ко всему этому вечно лезут в кадр какие-то люди. 25.04.2005: Я иногда слышу краем уха про какого-то Шумахера. Кажется, автогонщика. Если судить по вниманию, какое ему уделяется, европейцы связывают с этим человеком большие надежды: в решении проблем защиты окружающей среды, вымирания коренного населения Европы, борьбы с терроризмом и СПИД и т. п. * * * О "поясе верности". Видел я такой в венском техническом музее. Датируется почему-то 18-м веком. Отсюда следующие размышления. Пояс этот был не нормальным атрибутом Средневековья, а чем-то вроде грубой шутки или угрозы. Носить его постоянно -- значит, что-то себе натирать (и притом очень сильно!). А после каждого справления большой и даже маленькой нужды в таком поясе надо садиться в тазик с водой и отмывать себя и пояс. Вдобавок номинальную свою функцию этот пояс вряд ли выполнял бы, поскольку существуют ведь и извращённые способы делать ЭТО, а он лишь добавлял бы пикантности. * * * Сага "Три весёлых викинга". * * * Наверное, у меня великая душа -- если судить по количеству ненависти, которое в неё вмещается. Короче, Махатма Бурьяк. 29.04.2005: Армия отказалась стрелять в народ? Нет, армия просто отказалась стрелять. Когда она вдруг срочно понадобилась, офицеры хищно заухмылялись и перевели разговор на недовыданные портянки, невы- полненные обещания по повышению денежного довольствия, странную манеру начальства давать отпуск зимой, а главное -- квартирный вопрос. "Да мы готовы хоть два, хоть три народа перестрелять, -- объясняли бравые усачи с почти искренней озабоченностью, -- но сначала -- квартирный вопрос, потому что без него не стреляется, как ни пытаешься прицелиться получше." Так и получилась револю- ция. 05.05.2005: Как известно, пришли как-то раз к Соломону две женщины с одним ребёнком, и каждая уверяла, что ребёнок её, и просила о справед- ливости. "Руби пополам, -- сказал Соломон мудро, -- Одним щенком меньше -- убыток незначительный, зато, может, перестанут таскать- ся ко мне со всякой ерундой." После этого одна из женщин сразу же отказалась от ребёнка. А придворный летописец объяснил благополу- чие исхода величием соломоновой мысли, но, конечно, не потому, что евреи уже тогда отличались бережным отношением к интеллекту- альным достижениям соплеменников, а просто потому, что ему так было положено по должности. А через N тысячелетий Генрих Альтшуллер, автор теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), добавил в список своих эвристик "соломоново решение": попытаться разрубить пополам. Может, получится (у Александра Македонского получилось же -- с гордиевым узлом!), а может, перепуганные окружающие что-нибудь срочно придумают. * * * Причиной злобности человека может быть неудовлетворённость его чувства любви, вызванная отсутствием объектов, которые подходили бы для проявления к ним этого чувства. 05.05.2005: Из рекламы: "Евгений Миронов в боевике Егора Кончаловского". Вот те на! Поколение новое, а фамилии прежние. Меня это что-то не умиляет, потому что говорит о том, что "верхушка" устоялась, и без сабли уже не пробьёшься. Нет у меня любопытства (ни почти- тельного, ни брезгливого) по отношению ко всяким "младшим", а есть небольшая досада и обида за тех, кому не повезло с родите- лями. 10.05.2005: Во Второй Мировой войне белорусов погибло больше, чем францу- зов, англичан, американцев, итальянцев, чехословаков вместе взя- тых, хотя по численности населения белорусы значительно уступали любой из этих наций. * * * Здание Рейхстага было настолько прочным, что после всех бомбар- дировок, артиллерийских обстрелов и непосредственного штурма оно не только устояло, но ещё и сохранило более-менее свой купол, так что русские солдаты смогли взобраться на него и прикрепить там своё знамя. 28.05.2005: Только тот политический режим может позволить себе поддерживать в обществе культ героев, который не боится собственного народа. Потому что этот культ порождает потенциальных врагов режима: людей, опасных своей духовной силой, порывом, способностью к самопожертвованию, настроенностью на борьбу. 09.05.2005: Подправленное старое: Я тебе подарил Кобуру к пистолету, Я подарил бы тебе Своё сердце в придачу, Но ты попросила меня Поберечь мою щедрость, А потом мы молчали... Раньше вместо кобуры была какая-то педерастическая "белая роза". Фу! 16.05.2005: Некоторые уроды стремятся сделать уродливым мир вокруг себя, чтобы не выделяться на его фоне своим уродством. * * * О Западе: расточительное, беспечное, в высокой степени уязвимое общество. 07.06.2005: У меня неприязнь к контингенту международных авиарейсов. 07.06.2005: Новые заметки о Вене. Гуляют: турчанка -- с турчатами, немка -- с собаками. По-моему, в Вене все районы -- турецкие: где я ни бывал, везде турки, и держатся они по-домашнему. Пробираясь по улицам Вены среди припаркованных автомобилей, мусорных баков и собачьих кучек, я размышляю о том, что, как есть у нас культурное наследие, к примеру, кельтов, которых давно уже нет, так будет и культурное наследие австрийских немцев, которых скоро не станет. Австрийские "шестидесятники": старенькие облезлые хиппи, которые чудом ещё не издохли от передозировок и прочего. Лейпциг -- по-австрийски как раз "лейпциг", а не "ляйпцихь". Можно выдвинуть гипотезу, что русские перенимали своё произношение немецких слов у австрийцев. Бич Вены -- временные культурные сооружения: всякие сцены, трибуны, подиумы, манежи, палатки. Сначала кто-то трудится, чтобы их поставить, потом -- чтобы убрать. Пока не убрано, всё это мешает восприятию архитектурных сооружений. Сделали бы в одном месте что-нибудь постоянное -- так нет: им надо то появляться возле Ратхауса, то исчезать. Фасады архитектурных памятников заметно портятся противоголуби- ной защитой: сетками и "щётками", прикрывающими всякие соблазни- тельные выступы. Зачастую трудно или невозможно высмотреть номер дома. Бывает, пройдёшь целый квартал и не увидишь не то что номера дома, но даже и названия улицы. В Вене первые и последние ступени лестниц на улицах и в метро, а также уступы на тротуарах помечены широкой жёлтой полосой -- для подслеповатых, наверное. В Вене я, кажется, ни разу не слышал верещания противоугонной сигнализации. Ну, хоть с этим австрийцы справились сами. Головной убор австрийских улан назывался Tschapka. Что-то смутно знакомое, не правда ли? 15.06.2005: Я не еврей и не антисемит, а нечто среднее. 20.06.2005: В 1990-х развалился не только бяка-СССР: также развалилась невинная крошка Грузия. Иначе говоря, приказали долго жить две империи сразу: одна большая и одна дочерняя маленькая. А ещё Чехословакия развалилась. Но "мировая общественность" злорадст- вует только по поводу СССР. * * * Святые -- герои церкви. Среди них есть не только великомуче- ники и страстотерпцы (истязатели собственной плоти), но также вполне мускулистые агрессивные деятели, вроде Святого Людовика, Святого Леопольда и т. п. * * * Каждая эпоха должна иметь свой крестовый поход, свою сверхза- дачу. Если нет крестового похода, то эпоха -- в духовном смысле пустая, а её люди героического склада -- неприкаянные. 21.06.2005: Об ужасах русской жизни. - Ой, да у них там людей убивают! - Эх, если бы только это! Их там ещё и едят! 25.06.2005: Злопыхательская послеперестроечная "Комедия строгого режима" примечательна сильным образом вождя мирового пролетариата. В фильме самодеятельный Ленин, посаженный за бродяжничество, завораживал и зеков, и вертухаев. Восхищает, как добросовестное изучение ленинских работ изменило никудышную прежде личность. Хотели фильмом внушить мне презрение к Ленину, а получилось наоборот. Более того, впечатляюще показали элементы технологии того, как быть революционным вождём. Мне понравилось, и при случае это, наверное, проявится. Ленин воспринимался как святой подавляющим большинством совет- ского народа (благодаря усилиям перестроечных разоблачителей невозможно без специфических ассоциаций употреблять словосочета- ния "подавляющее большинство" и "советский народ", но чёрт с ними, с ассоциациями). Правда, один еврейский друг моей молодости говаривал что-то вроде того, что в Париже до сих пор показывают любимые публичные дома Владимира Ильича, но помимо этого я ничего антиленинского за свою молодость не слышал. В анекдотах Ленин был неизменно фигурой очень положительной. Наверное, потому что в западных подрывных центрах считалось, что выгоднее не дискредити- ровать Ленина, а противопоставлять его талантливую, искреннюю, энергичную революционность убожеству пожилого Брежнева. 26.06.2005: Я не против уличных музыкантов, но некоторые из них играют так, что кажется, что они занимаются вымогательством: если не дадите денег, буду пиликать ещё пронзительнее, занудливее и противнее. * * * Что? Это мелочь?! За неимением других неприятностей мне и эта сойдёт! * * * Реформация католической церкви привела к тому, что некоторые общественные здания, а именно храмы, стали менее красивыми внутри. Красота большей частью ушла из них -- из единственного места, где ею мог наслаждаться каждый. Внутреннее оформление протестантских храмов убого. * * * Читал (кажется, у Александра Зиновьева), что для "советских людей", посланных за границу, было важно "рваться на родину", иначе их могли в следующий раз не послать. Так вот, я "рвусь на родину" совершенно искренне. "За бугром" жить МОЖНО, только НЕЗАЧЕМ. После того, как любопытство удовлетворено, а чемоданы заполенны покупками, делать здесь нечего. Ты -- чужеродный эле- мент, и надо либо становиться "своим", либо убираться к родным пенатам. Чтобы подолгу пребывать за границей и не испытывать при этом душевного дискомфорта, надо быть жлобом или "работать на человечество". Есть свои прелести в убытии "за бугор", свои -- в возвращении оттуда. Лучший режим -- болтаться туда-сюда: выскочил недели на 2-3, посмотрел, сфотографировал, купил, что тебе надо, -- и назад, разбираться с приобретениями и хвастаться. 27.06.2005: Нелепость зелёного света светофора: сначала собирают на пере- крёстке кучу автомобилей, а потом разрешают им поворачивать на ту улицу, которую в тот же момент разрешают пересечь и пешеходам (тоже успевающим поднакопиться). Разумеется, те и другие рвутся вперёд, проклиная друг друга. Поэтому зачастую получается, что менее опасно пересечь улицу на красный свет -- в момент, когда он вот-вот сменится зелёным. Если, конечно, поблизости нет милиции. 28.06.2005: Случиться может с каждым, но с некоторыми почему-то случается много чаще, чем с другими. 29.06.2005: Нынешний "европейский процесс" -- это процесс дегенеративный. Воздерживаться от участия в нём -- значит действовать в интересах самосохранения. 30.06.2005: Численность населения в период варварства отчасти регулирова- лась смертельными инфекциями: если плотность населения повыша- лась, создавались более благоприятные условия для распростране- ния заразы, случалась очередная эпидемия, и плотность снижалась снова. Постепенно усиливаемые санитарные меры делали доступной всё более высокую плотность, пока она не достигла нынешнего умопомрачительного уровня. Человек, не соблюдающий санитарных норм, пользуется плодами усилий других людей -- соблюдающих эти нормы. Если все вокруг вакцинируются, кому-то можно не вакцинироваться. Если все моют руки после посещения сортира, кому-то можно не мыть. Этот исклю- чительный человек, бывает, даже хвастается своим здоровьем, но оно -- заслуга окружающих. Если большинство последует его при- меру, то рано или поздно будет сильно прорежено чем-нибудь, вроде холеры. * * * Некоторые западоиды настолько "продвинуты", что даже признают, что, к примеру, таракан как организм ничем не хуже человека по своим эволюционным достижениям, а то и лучше его, хотя не ездит в "мерседесе" и не пьёт по утрам кофе. Но даже такие западоиды не в состоянии признать, что, аналогично таракану, пещерный человек как организм ничем не хуже человека современного, а то и лучше его. * * * Каждому представляется, что его система ценностей самая пра- вильная. Особенно западоиду. 03.07.2005: И какой же русский дурак не любит быстрой езды?! 05.07.2005: Можно различать в психике "ядро" и "окружение". Бывает, человек имеет больное или слабое "окружение" при более-менее здоровом и сильном "ядре". В этом случае он сознаёт ущербность своего "окружения" и старается вести себя так, чтобы она не проявлялась. 26.07.2005: Раньше, начитавшись в детстве Норы Галь, я испытывал неприязнь к выражению "составная часть", а теперь уже не испытываю: когда- то мне представлялось, что в "составной части" есть избыточность (часть -- всегда то, что в составе целого), а теперь я начал, наконец, улавливать нюансы смысла: просто "часть" -- это часть, мыслимая изъятой из целого, а "составная часть" -- это часть, мыслимая в составе целого. 13.08.2005: Обычно полководец воюет теми средствами, какие ему предоставило общество, которое он осчастливил своим военным гением. Сталин и Гитлер примечательны тем, что, можно сказать, сами, по своему разумению обеспечили себя средствами: выстроили вооружённые силы, организовали разработку оружия, наладили военную промышленность, привили обществу определённую идеологию, воспитали поколение людей, которе пошло под их предводительством в бой. Разумеется, далеко не САМИ, но тем не менее факт их личного существенного влияния на военную подготовку их обществ очевиден. Похожим образом отличился и Пётр I. Они имели возможность быть новаторами не только в стратегии и тактике, но и во множестве разных других "слагаемых" военного успеха. Каждый из них раскрылся, как мог. Каждый показал размах своего творческого воображения и мощь своего здравого смысла. Всех их зачислили за это в великие, но лишь потому, что отнеслись к ним очень снисходительно. 16.08.2005: В советском кино даже уголовники иногда попадались такие, что у них можно было поучиться чему-то хорошему. К примеру вор-реци- дивист по кличке "Граф" из "Возвращения 'Святого Луки'". В испол- нении Владислава Дворжецкого. Немногословный, невозмутимый, раци- ональный, собранный ("не делающий ошибок"), изобретательный, ре- шительный, с большим чувством собственного достоинства, без склон- ности к мелким подлостям, не жестокий. С таким человеком приятно иметь дело. Куда было ему сунуться? В учёные, что ли? В инженеры? Это большая удача, если подобным людям удаётся найти поприще по себе: сообразно воле, амбициям, интеллектуальным способностям. О фильме. Он настолько замечателен характерами, что нет желания говорить о недостатках сюжета. 22.08.2005: Демагогия раздражает меня, даже если она "охранительная": на- правленная на защиту чего-то нужного и противопоставленая демаго- гии противников этого чего-то. На самом деле охранительной дема- гогии не бывает: любая демагогия в конечном счёте деструктивна, в том числе по отношению к тем, кто ею пользуются. Демагогия может обеспечивать быстрый кратковременный успех, но в целом и в перс- пективе она оглупляет народы, снижает способность людей работать с реальными вещами, дискредитирует и демагогов, и защищаемые ими ценности. 28.08.2005: Расхожая мудрость: смеётся тот, кто смеётся последним. Как бы не так. Смеющийся первым ещё не знает и зачастую даже не догадывается о неприятностях, которые его ждут. Он отдаётся своей радости беззаботно. А смеющийся последним делает это зачастую сквозь едва просохшие слёзы. Такой смех -- жалкий и незавидный. 30.08.2005: О режиссёре Ролане Быкове. Об актёре сказать плохо не могу, хотя и снимался он порой в вырожденческих фильмах. Но когда он вырывался, так сказать, на творческую свободу, то получалось что-то абсурдистски-вычурное. Я, кажется, ни одного его фильма не досмотрел до конца: становилось скучно. Нет, один всё-таки досмотрел: "Внимание, черепаха!". В далёком детстве нас водили на него в кинотеатр всем классом, поэтому нельзя утверждать, что коммунисты скрывали режиссёра Быкова от народа, а моё неприятие его режиссуры -- единственно от того, что я к ней не привык. * * * Мне случилось посмотреть штук семь фильмов, которые в 1960-е были отправлены коммунистами "на полку". Так вот, я пришёл к выводу, что из них только "Проверка на дорогах" -- смотрябельный, а остальные -- обычное абсурдистское уродство, в лучшем случае "творческие неудачи". В советское время иногда очень даже неплохо отделяли зерно от плевел. Кстати "Комиссара" с Роланом Быковым в главной еврейской роли я даже не стал смотреть до конца. Возможные признаки вырожденческого кино: замедленное действие; мелочный сюжет; обилие условностей, в том числе песни и танцы героев в ситуациях, в которых реальные люди просто говорят или плачут; смакование абсурдных деталей; сплошь остроумные реплики; выступление героев с мутно-сопливыми интеллигентскими проповедями; претензия на что-нибудь. В советском кино вполне наберётся сотня картин, про которые я мог бы без больших сомнений сказать: великие. В крайнем случае очень хорошие. Поэтому я считаю, что и советское кино в целом -- великое. А те, кому при советской власти время не давали "выска- заться", потом на проверку почти всегда оказывались уродами. 01.09.2005: В семье у каждого есть за обеденным столом любимое место -- зачастую любимое не из-за того, что более подходит к каким-то индивидуальным особенностям, а просто из-за того, что к нему привыкли. Привычное удобнее непривычного, потому что хорошо зна- комо и требует меньшего психического напряжения для совершения всяких действий.

Возврат на главную страницу