В преддверии катастрофы

12. Приложение 2: Из переписки с друзьями (продолжение).

12.1. По поводу уличных акций.

04.03.2006: Отряды храбрецов, штурмующих власть, возглавит сзади кучка подлецов и шустрых бездарей. Лучшая часть общества -- активная молодежь -- будет побита, покалечена, получит тюремные сроки, надолго осложнит себе жизнь. Обретёт закалку и опыт? Нет, будет сломана и разочарована. В самом благоприятном случае кто-то оплатит выбитыми зубами статус политического беженца и перебе- рётся на Запад -- к туркам, китайцам, неграм и педикам. Между тем, у белорусов не так уж много "настоящих буйных", и их надо беречь -- чтобы атаковали лишь наверняка. От порывов едва организованной толпы падают только очень рыхлые режимы. А режим не рыхл. Масштабные уличные акции, чтобы быть успешными, должны гото- виться месяцами, а лучше -- годами. Требуется физическая, психо- логическая, технологическая, организационная, материальная подготовка. Ничего этого проделано не было. Либерально-гедонис- тическое мировосприятие вообще не располагает к такого рода вещам. Чтобы однажды проявить себя на улице крепким бойцом, надо жить воином. Уж хотя бы усиленную утреннюю гимнастику делать. Потому что даже просто для того, чтобы далеко и точно бросить камень, нужна постоянная практика, а значит, и самодисциплина. Победи себя -- и ты победишь всех. Между тем для истинного либерала насилие над собой неприемлемо. В Грузии и на Украине получилось? Но там либералы отнимали власть у других либералов. За свои права надо сражаться -- или по крайней мере показывать свою готовность к этому. Иначе же бывает обычно, что прав с годами становится всё меньше и меньше. А нам в государственном гимне прописывают: "Мы, беларусы, -- мiрныя людзi" Никаких мирных! Мы -- нация воинов. Да, Европа либеральна и невоинственна, но она проживает наследие своих нелиберальных предков. Кстати, почти уже прожила, только ещё не поняла этого. * * * Из кого только не получались революционные вожди! Из артилле- рийских офицеров, присяжных поверенных, художников, семинаристов, священников, писателей, поэтов, электриков и пр. А вот из бывших университетских преподов революционные вожди если когда и получа- лись, то сходу что-то не припоминаются. Кропать мутные подрывные книжки -- кропали (Сартр, к примеру), а руководство массами у них что-то не клеилось. Но почему?!!! Ведь их же -- как собак нерезаных, и многие пыжатся! * * * Белорусская либеральная оппозиция не перестаёт неприятно удивлять своей простотой. Заниматься подрывной работой она по большому счёту не умеет. Её технологии в этом деле остались где-то на уровне конца 1980-х, тогда как технологии противо- действия подрыву ушли далеко вперёд. Ну разве ТАК надо подрывать?! Неужели именно этой ерунде их учат на заграничных семинарах, на которые они таскаются? Да за деньги, которые вбуханы в белорусскую оппозицию, можно было бы устроить здесь уже три революции или семь государственных переворотов. Взять, к примеру, тему спорта. Какого чёрта ведущая либеральная газета страны -- "Деловая" -- её мусолит? Неужели трудно понять, что спортивные зрелища нейтрализуют энергию масс и что чем ярче спортивная жизнь, тем бледнее жизнь политическая? Когда наступает пора выводить людей на улицы "поболеть" за родную страну, вдруг оказывается, что почти никто не идёт, потому что уже "наболелись" перед телевизором. Надо же, кто бы мог подумать?! Если издателям этой газеты нужен в первую очередь тираж, тогда оно понятно. А если нужнее либеральное "светлое будущее", тогда ой. 05.03.2006: Представим себе вечер 19 марта, 20.00. В Минске на Октябрьской площади собралось много народу. Всякого. Педики пришли с цветами, психопаты -- с железными мисками (чтобы пугать ОМОН их стуком), дураки -- с жёнами и малолетними детьми. Некоторые с холодным оружием (вдруг начнётся долгожданное!). Есть даже несколько десятков готовых лечь под танки, если таковые появятся. Результаты голосования ещё не известны -- ни настоящие, ни фальсифицированные. Кордоны перекрыли подступы к "президенции" и наметили таким образом линию, пересечение которой повлечёт жёсткие меры. В резерве спецназ, на крышах снайперы. Офицеры радостно возбуждены ввиду возможности отличиться. Рядовой и сержантский состав тоже предвкушает драку. Толпа между тем всё больше. Активисты с горящими глазами дают интервью иностранным тележурналистам. Там-сям выступают ораторы: толкают воодушевляющую чушь. Народ всё более разгорячается. Раз уж собрались, надо что-то делать, а то ведь потом себе не прос- тят. Скандируют "Луку -- на муку!", "Хочу в НАТО!", "Беларусь -- в Европу, такого-то -- в жо...!", а также кое-что новенькое, к примеру "Милю -- в презики!". Кордоны видят напротив себя "народ": большей частью волосатый, узкогрудый, с постмодернистскими бородёнками, с пирсингом, с кольцами в ушах, со штанами, в которые как будто насрано. Эурапейцау, одним словом. С точки зрения людей в униформе это уроды. Заставить себя "мочить" их -- труд не очень большой. Ждут-с. Вдобавок солдатня была перед выездом хорошо разогрета -- не глупыми речами, а берущими за душу песнями: "Комбат-батяня, батяня комбат", "А ну давай, а ну хоть раз / И за друзей и за спецназ!" и пр. Толпа всё более возбуждается. В кордоны летят оскорбления и пивные банки. Задние подталкивают передних. Одни заявляют: они нас боятся! Другие: они не посмеют! Наконец толпа начинает давить на щиты. Ещё немного, ещё чуть-чуть... Всё! Повод получен. Дают приказ очистить площадь. "Мочи их, гадов!" Водомёты -- на всю мощность. Поливают передних, и средних, и задних. А на улице-то холодно (март был использован для проведения "выборов" не просто так!). Мокрый народ начинает расползаться. По кучкам упорствующих работают водомётами. Кое- кого из обмоченных задерживают. Чтобы им досталось побольше, их перед доставкой в КПЗ помаринуют несколько часов в холодных спецавтобусах, под ногами ОМОНовцев. Рассмотрим сценарии похуже. 1. В каком-то месте при разгоне случилась давка, и несколько десятков энтузиастов и энтузиасток, а может, и малолетних детей оказались затоптаны насмерть другими энтузиастами и энтузиаст- ками. Крови немного, но древо свободы всё-таки орошено. 2. Кто-то бросил в "опричников" гранату, те в ответ массированно применили слезоточивый газ, и в результате оказалось затоптано несколько сотен энтузиастов и энтузиасток, а может, и малолетних детей. 3. Власти решили очистить площадь "вручную", как это делалось в Тбилиси в 1989 г. (много дураков ходит в больших начальниках, так что если ожидать от них рациональности, то можно и не дождаться). Ещё замечания. Подрывные выступления ораторов можно заглушать громкой музыкой. Можно вообще заранее перекрыть транспортом все подходы к Ок- тябрьской площади, а также наставить транспорта вдоль проспекта. При любом раскладе нахватать нужное количество "участников несанкционированного массового мероприятия" -- не проблема. А поскольку события будут происходить в поворотный, так сказать, момент и в районе "президенции", то дело потянет и на участие в попытке захвата власти (особенно если в карманах найдут что-то тяжёлое). Ведь формально результаты выборов ещё не известны! Всех ораторов можно будет судить как организаторов бузы и дать им тюремный срок побольше. 06.03.2006: Какие-то поборницы ненасильственного захвата власти, отличающи- еся либеральным уровнем умственного развития, рекомендовали напу- скать на милицейские кордоны революционных девиц, чтобы те разла- гали бойцов видимого фронта дарением им цветов и назначением свиданий. Этим способом якобы удалось свергнуть Милошевича в Югославии. Попробуем представить, как это может выглядеть. Какая-нибудь вызывающе раскрашенная Света станет перед рядом щитов и начнёт примерно следующее: "Эй, дорогой... нет, не ты , а вон тот... но можно и тебя тоже! Я -- Анжела! У меня никого сейчас нет и быть не может, поэтому я хочу осчастливить тебя! Давай, я тебе на щите напишу помадой номер телефона! А вот этот цветок... я даже не знаю, куда тебе его засунуть. Может, отложишь дубинку и подержишь его пару часов в руке? А может, пойдём прямо сейчас?" Что ответит ей умилённый боец со щитом и дубинкой?: "Пиши скорее телефон, дорогая! Конечно, ты мне пригодишься! И подружку свою приводи: она мне тоже понравилась. Отлучиться на случку прямо сейчас не могу, но завтра -- непременно. Ради такого дела я охотно предам Родину, командиров и верных товарищей. Ну, цветочек пока сама себе куда-нибудь засунь, а то у меня руки заняты. Эх, если сейчас вдруг придётся разгонять толпу, я буду на радостях дубасить по головам с двойной силой!" * * * Для справки. 1. Местного всенародноизбранного я не люблю. Он меня, наверное, тоже. Может, не персонально меня, а мой типаж, так сказать. А я не люблю его его типаж. 2. Референдум о третьем сроке я считаю незаконным. 3. Я -- за Милю. Миля мне тоже не нравится, его программа -- профессорская либеральная галиматья, но при нём у таких, как я, хотя бы появится возможность что-то делать для страны без постоянного опасения, что с нами за это что-то сделают. С Милей будет плохо, но надо будет переболеть. После Мили придём мы. 4. Побоище 19 марта мне объективно выгодно. Но я хочу, чтобы тол- ковые люди не пострадали. Пусть пострадают бестолковые.
Будапешт Будапешт. Демонстранты напали на здание телецентра. 19 сентября 2006 г.

12.6. По поводу нетрадиционных источников энергии.

14.05.2006: Так называемые нетрадиционные источники электрической энергии, как правило, имеют не только достоинства, но и недостатки: обходятся дороже традиционных; дают нежелательные побочные эффекты, которые при более-менее широком применении этих источников станут чувствительными; имеют ограниченную "сырьевую базу". К примеру: 1. Рапс годится на изготовление искусственного дизельного топли- ва, но если сеять рапс на топливо, то сократятся пахотные площа- ди, обеспечивающие питание людей. 2. Органические отходы могут использоваться для выработки элект- ричества бактериями, но сложность в том, что на одного человека приходится органических отходов не так уж много. Можно, конечно, везде поскрести по сусекам: где-то ветряк поставить, где-то мини-гидроэлектростанцию на ручье, где-то наладить биогенераторы электричества, работающие на собачьих какашках и т. д. Но сложность в следующем: чтобы разрабатывать, сооружать, ремонтировать всё это, тоже потребуются затраты энергии. Вдобавок сусеков хватит только на первое время: население растёт, сельскохозяйственные земли деградируют, потребление энергии увеличивается. Надеяться на термоядерный синтез? А откуда уверенность, что от него не будет нежелательных побочных эффектов? Очень часто технические новшества не устраняют проблем, а заменяют одни проблемы другими. Это особенно характерно для общества, которое торопится делать инновации. И главное: ради чего все эти технические усилия? Чтобы и дальше тратить энергию на всякие абсурдные вещи? Не проще и не надёжнее ли начать жить по средствам и направить усилия на развитие своего понимания себя и мира, на развитие своего умения работать со сложностями?

12.7. По поводу русского фашизма.

23.06.2006: Фашизм, нацизм в России существует не в последнюю очередь пото- му, что его неявно насаждают сверху и со стороны: его обличают так, что по сути занимаются пропагандой. Делают это различные личности и учреждения либерального профиля с целью направить мас- совое недовольство в такое русло, в котором с этим недовольством будет удобнее бороться. Расчёт на то, что если самая активная часть русского патриотического движения приобретёт определённо фашистское лицо, на неё будет легче натравливать остальное общество. Самые буйные таким образом будут отсечены от массы народа, а масса без них -- ничто. * * * Терапевтические вопросы для желающих излечиться от фашисто- фобии: 1. Фашизм -- это настолько плохо, что хуже не бывает, или же при некоторых условиях он может рассматриваться как меньше зло? 2. Возможен ли в принципе фашизм "с человеческим лицом"? Что непосредственно плохого в фашизме, и нельзя ли это плохое устранить или компенсировать? 3. Если фашизм в разных странах имеет (имел) свои особенности, то какая из этих национальных разновидностей фашизма менее плохая? 4. Либерализм хорош везде или же бывает местами со значительными недостатками, так что некоторым начинает казаться, что уж лучше, наверное, фашизм? 5. Фашизм, коммунизм, либерализм -- это весь набор устойчивых состояний общества или же между ними возможны более-менее устойчивые промежуточные формы? 6. Какая точка на шкале "фашизм-полуфашизм-четвертьфашизм- непонятночто-четвертьлиберализм-полулиберализм-либерализм" является оптимальной? Она при любых условиях одна и та же? Фашизм -- это, прежде всего, раскрученный страшный брэнд, кото- рый удобно использовать в борьбе с политическими противниками. Сначала создают кошмарную этикетку, потом цепляют её на тех, кто мешает. Фашизм как средство самоутверждения молодёжи. В самом деле, каким ещё вполне доступным способом сегодня можно стать героической личностью? Общество ничего разумного для этого не предоставило. Чем разряжать свою агрессивность за просто так, лучше ведь делать это за Россию! Во всякий момент обществу угрожает очень многое, но традиция публично бодаться сложилась лишь в отношении некоторых угроз. К примеру, в отношении угрозы фашизма. А тот, кто хочет обратить на себя внимание, тот должен бросаться не на лишь бы какие ветряные мельницы, а только на те, в сторону которых смотрит толпа. Такова причина того, что люди борются в поте лица именно с "фашизмом", а не, к примеру, с причинами, порождающими фашистские настроения и фашистские режимы. В России существует не одна "фашистская угроза", а как минимум две, причем враждебные одна другой: "фашистская угроза" сверху (чиновничья) и "фашистская угроза" снизу (народная). Народная "фашистская угроза" есть реакция на чиновничью политику, а чинов- ничья -- реакция на недовольство народа этой политикой. В народ- ной "фашистской угрозе" преобладает неприязнь к нерусским, рас- таскивающим Россию при нынешней власти, и к свободе деструктивной деятельности, в чиновничьей -- неприязнь демократии и к оппозици- онным общественным объединениям, стремящимся сменить власть в стране. Помимо этих реальных "фашистских угроз", существуют ещё мифы о них, живущие собственной жизнью и обслуживающие потребность СМИ в сенсациях и потребность интеллигенции (которая болтается между властью и народом) в самоутверждении через просвещение и словес- ную борьбу.

12.8. По поводу святынь.

08.06.2006: "У тебя разве нет святынь, за которые ты будешь биться без компромиссов? Да есть же. Только для простого человека -- это могут быть, например, дети, а для выживания рода и народа уже важны некие спиритуальные объекты. Сам понимаешь, не потому что они такие дураки, верят в фантомы, а потому что для общности людей важным являются объекты и способы концентрации общих идей, мыслей, чувств, духа. Это и есть святыни. И чувство причастности, канал связи с этими объектами, и есть "чувство святыни", которого лишены либерал-индивидуалисты, атомизированный человеческий материал." Я знал, что ты скажешь что-нибудь в этом роде. Если не приучишься отстраняться от верований толпы, философом не станешь. В лучшем случае станешь идеологом. Ещё одним запудри- вателем мозгов. Чтобы пасти нынешнюю массу, в самом деле нужны какие-то "святыни". Но с чего ты взял, что массу невозможно со временем хотя бы слегка подправить, чтобы она меньше нуждалась в фикциях и лучше соображала? Ты так безнадёжно плохо думаешь о народе? Не веришь в возможность духовного прогресса? Я, среди прочего, провожу мысль, что, поскольку Кураев апелли- рует к "чувству святыни", он не философ, а идеолог, и нечего ему рядиться в плащ Аристотеля. Цимес в том, что взаимная душиловка сторонников разных "святынь" уже не может продолжаться и дальше так, как продолжа- лась до сих пор: на планете Земля слишком мало ресурсов и слишком много мощного оружия. Нужен прорыв к новому миропониманию. На этот прорыв и надо работать, а не на одну из партий, грызущихся за свои "святыни". 09.06.2006: "Ты относишься с материалистическим пренебрежением ко всем дви- жущим силам, которые не определяются вольтметром? Почему 'верования' существуют и что они делают -- ответ на этот вопрос выход далеко за рамки дурацких человеческих прихотей. Я не понимаю, почему ты отвергаешь столь полезные вещи, и определяешь их в фикции только потому, что не умеешь их видеть и сознательно пользоваться." Человек -- неправильное животное: он никак не может прийти в равновесие со своей средой обитания и вот-вот уничтожит её полностью. Человеческий разум оказался достаточно силён для того, чтобы всё в биосфере портить, но ещё недостаточно силён для того, чтобы научиться не портить. Разум -- не благо, а опасный инстру- мент. Условия, в которых человек сложится как организм, уже не сущест- вуют, поэтому иррациональное в человеке уже не вполне адекватно обстоятельствам его жизнедеятельности. Иначе говоря, сегодня нужна уже несколько иная иррациональность, чем та, какая есть. Между тем, иррациональное в людях не может быстро перестроиться под новые условия (ему для этого нужны столетия), а рациональное может (ему для этого нужны годы). Поэтому надежда -- на рацио- нальное, а не на иррациональное. Я не отрицаю значимость иррационального: хорошо настроенные инстинкты и пр., наверное, не менее важны для выживания, чем хорошо настроенное мышление. Я всего лишь утверждаю следующее: 1) не должно быть барьеров для распространения рациональности: где она хочет и может утвердиться, пусть пробует; 2) надежда -- на рациональное. Что делает или должен делать "философ", чего не делает "идеолог"? Философ стремится к адекватности своих представлений о дейст- вительности, идеолог -- к наибольшему воздействию своих фикций на массу народа. Философ думает о дальних последствиях своих действий, идеолог -- о своей текущей эффективности, которая может оказаться разрушительной для будущего. Конечно, надо стараться быть одновременно и философом, и идеологом, но очень трудно освоить даже что-то одно.

12.9. По поводу идеологий и аксиом.

09.06.2006: "У меня нет 'идеологических установок' -- моя система аксиом основана не на идеологии. Поздравляю вас, гражданин, -- соврамши!" Что-то не понял. Система аксиом -- это базовый компонент любой идеологии. Правда, и теории тоже. Отличие идеологии от теории -- в отсутствии критического отношения к собственным аксиомам. Как у Вас с критическим отношением? С чем Вас поздравить? "Мои аксиомы не построены на идеологии." А чьи аксиомы построены на идеологии? Хочу примера! Аксиомы -- утверждения, принимаемые без доказательства. Шире -- без обосно- вания (вне формальных систем строгие доказательства невозможны, а возможны только более или менее убедительные обоснования). Аксиомы ни на чём конкретном не основываются: они основываются на совокупности впечатлений от чего-то либо являются предположе- ниями, ДОПУЩЕНИЯМИ. Ваши "аксиомы" и есть ваши идеологические установки, а прочие Ваши идеологические умопостроения опираются на Ваши идеологичес- кие установки (= на аксиомы). "На мой позитивистский взгляд, идеология отличается от того, что принято называть теорией, лишь областью применения: она относится к социуму, его целям и законам, в то время как "теории" обычно исключают из своего рассмотрения целевую составляющую, которая может проявляться только через мышление." Я не понимаю, что такое "целевая составляющая". Физику и химию люди создали бесцельно? По-вашему, в отношении общества никакие теории невозможны, а возможны только идеологии? Я согласен только с тем, что социальные теории сплошь и рядом подменяются идеологи- ями. Но есть и теории. К примеру, "теория прибавочной стоимости" Маркса или "теория спроса и предложения". Теории, используемые в пропаганде, не перестают быть теориями. Идеологии бывают более демагогичные и менее демагогичные, в теориях демагогия неуместна. На базе теорий лепятся идеологии, вульгаризующие эти теории. "С критическим отношением у меня перебор." Тогда попробуйте подойти критически к собственным аксиомам. Для начала хотя бы сформулируйте их, чтобы хотя бы другие могли подойти к ним критически. К примеру, выразите свою аксиому (свои аксиомы) о свободе. Что до меня, то у меня идеологических аксиом нет: мои представ- ления о социуме основываются на широко признанных биологических представлениях, основывающихся, в свою очередь, на множестве фактов. К примеру, я считаю, что ослабление у людей отбора, обусловлен- ное успехами медицины и "ростом благосостояния", ведёт к накопле- нию генетических нарушений в человеческой популяции, то есть к её вырождению. И делаю вывод, что нужен искусственный отбор. Хотя бы при составлении пар "папа-мама". Попробуйте опровергнуть это, только без идеологического треска. "в каких единицах и по какой методике вы измеряете "накопление генетических нарушений"?" В доле людей с врождёнными уродствами, наследственными болезня- ми, а также болезнями с наследственной предрасположенностью. "на хрена вам этот искусственный отбор? Вы и без него все равно выживете, а неужели вас так колышет дальнейшая судьба человеческой популяции?" Педро, честное слово, говорю без стремления Вас задеть: Вы рас- суждаете, как "голубой": бездетное существо, живущее по принципу "после меня хоть потоп". Что же касается меня, то у меня есть дети, у них будут внуки, и вдобавок я не верю в бессмертность души. Поэтому судьба человеческой популяции волнует меня больше, чем моё личное текущее благополучие. У меня потому и неприязнь к "голубым", что их поведение не определяется родительским инстинктом и им безразлично, каким после них останется мир. К Вашим аксиомам. у Вас: "1. Мои жизнь и здоровье следует поддерживать в первую очередь." У меня: "1. Жизнь и здоровье моих детей следует поддерживать в первую очередь." Поверьте, то же у большинства отцов и матерей, если только их мозги не разрушены алкоголем и либеральной пропагандой. И то же у любого нормального зверя и любой нормальной птицы (их мозги не разрушаются алкоголем и либеральной пропагандой). "Аксиомы не основываются вообще ни на чем: ни на 'конкретном', ни на 'абстрактном', ни на 'совокупности впечатлений'." Однако, основываются. Геометрическая аксиома о параллельных прямых основывается на опыте работы с "параллельными прямыми" при разметке сельскохозяйственных полей, при попытке достичь точки, в какую упирается прямая дорога на горизонте, и т. д. Формальных оснований у аксиом нет, но есть неформальные. "Разве будет противоречием предположить, что успехи медицины и рост благосостояния, хоть и в кавычках, есть закономерный результат обычных биологических процессов в природе, которые некоторыми почему-то именуются 'социальными'? " В организме случаются сбои: раковые опухоли всякие и т. п. В биосфере сбои тоже бывают. Нынешний человек -- раковая опухоль биосферы. Он ведёт дело к уничтожению биосферы, к уничтожению себя и заговаривает себе зубы тем, что он вот-вот достигнет таких успехов в генной инженерии, термоядерном синтезе и освоении других планет, что успеет вывернуться до того, как всё грохнется. У каждого есть выбор: 1) надеяться на лучшее и жить, как жил; 2) защищаться от возможности худшего.

12.10. По поводу моих показателей благополучия нации.

Показатели: динамика численности коренного населения; запас здоровья у граждан, т. е. не просто отсутствие болезней, а способность переносить неблагоприятные условия существования; количество людей, прошедших военную подготовку (шире: подготовку к действиям в чрезвычайных ситуациях); доля зданий и сооружений, способных выдерживать стихийные катастрофы (землетрясения, ураганы и пр.); уровень обеспеченности граждан запасами первой необходимости (пищей, топливом и т. п.); уровень обеспеченности граждан средствами для выживания в неблагоприятных условиях (одеждой с повышенными защитными свойствами, дровяными печками, противогазами, портативными аварийными наборами и пр.); уровень обеспеченности страны основными ресурсами; уровень самообеспечения страны основными товарами; время полной эвакуации населения с угрожаемой территории; способность нации адаптироваться и развиваться; условия для самореализации граждан в общественно-полезной деятельности. Все прочие показатели благополучия нации имеют смысл лишь пос- тольку, поскольку они влияют на приведенные выше первичные показатели. 10.06.2006: "Авторам таких предложений нужно сходить к психотерапевту. Это я абсолютно серьезно." А я бы Вас к психотерапевту отправлять не стал: чем больше Вы будете рассуждать вслух в том же духе, тем скорее нарвётесь. Ну, или загнётесь где-нибудь по "объективным" причинам. Что в лоб, что по лбу -- одним абсурдистом и ... (добавить по вкусу) станет меньше. Если бы я таких куда-то и отправлял, то, к примеру, во Всемирный торговый центр на пресловутый 9/11. Там много таких, как Вы, прыгало вниз с 50-го этажа и выше. Но вот проблема: машины времени пока не существует, а где в очередной раз рванёт -- не очень-то угадаешь. Рвануть может в любом месте, где есть чему рваться. "Раковая опухоль биосферы" уничтожается каждодневно естественным образом в разных частях планеты -- с воплями, виз- гом, кровавыми соплями и пр. Чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть по телевизору "Евроньюс". Отсев жизнелюбов таки идёт. Сложность лишь в том, что к тому времени, когда он более-менее закончится, может ничего не остаться от дикой природы -- только тараканы и запасы семян в пробирках. И ещё. Мучит любопытство: 1. Какие защитные меры должны проходить по линии МЧС, а какие -- по линии психотерапевтов? Есть чёткие признаки для различения? 2. Если в Израиле женщины служат в вооружённых силах, а в Беларуси, как правило, не служат, то надо отправить к психотерапевту весь Израиль? 3. Вам какая-нибудь сионистская организация приплачивает за возбуждение антисемитизма в Беларуси или же Вы хамите по простоте душевной бесплатно? "Когда Беларусь будет в состоянии войны с Россией (если не дай бог такое произойдет) -- надо будет и у нас женщин призывать." Во-первых, не у вас, а у нас. У вас -- это где-то в районе Мёртвого моря, и у вас женщин уже призывают, только по другому поводу. В отличие от России, Беларусь -- не империя. Здешняя "титульная нация" не имеет никаких моральных обязательств перед народами своих бывших колоний и т. п. Беларусь -- единственное место на земле, где белорусский этнос может устраивать свою жизнь, как ему хочется, не вступая в конфликт со сложившимися нормами международного права. Это не значит, что у вас нет морального права подавать голос, но это значит, что вам в высказываниях о наших национальных делах надо быть посдержаннее, иначе нам будет трудно сдерживать тех из наших, у кого более простой взгляд на "еврейский вопрос". Во-вторых, Вы смело судите о вещах, в каких, наверное, мало что понимаете. Когда начнётся война, обучать военному делу будет уже поздно. Людей надо годами готовить заранее. Даже десятилетиями. Я не силён в психиатрии, поэтому не знаю, как называется Ваш случай: стремление публично оскорбить человека в ситуации, когда тот вряд ли захочет тратить время на то, чтобы отыскать Вас и настучать Вам за это в голову. Или это -- проявление националь- ного менталитета, то есть, для вашей этнической среды -- норма? В НАШЕЙ этнической среде (в той её части, какая не попала под дурное влияние) считается, что оскорблять кого-то в ситуации, когда не рискуешь тут же получить за это сполна, -- признак подлости. Что же касается, случая, когда человек не только легкомысленно пренебрегает опасностями, но даже неосознанно ищет их, то это, насколько я знаю, в психиатрии называется латентной суицидаль- ностью. Как бывают параноидальные общества, так бывают и латен- тно-суицидальные. Бывают и просто туповатые -- как наше и ваше. 11.06.2006: "Если в МЧС не брать параноиков -- все будет в порядке." Как называется психическое отклонение, при котором человек отвечает не на заданный вопрос, а на какой-то собственный? Конечно, вопросы не всегда задаются понятно и корректно, но на такие случаи есть ведь возможность переспросить. Спрашиваю другими словами: где граница между нормальной осторожностью и болезненной, так сказать, перестраховкой? Если Вы не в состоянии ответить, зачем публично демонстрировать дефекты своего мышления? А может, дело в самолюбовании вопреки всему? Или в мазохистской наклонности нарываться? Что до меня, то если я не слышу толковых возражений по поводу своих высказываний, а только шипение, визг, вой, лай, истерический хохот, невнятный бред и т. п., я делаю приятный вывод, что я, скорее всего, прав. "В общем, эти товарищи напялили бы на всех оранжевые каски. Только бы от своих фобий избавиться!" Нет, напялили бы только на желающих. А некоторых прочих, включая Вас, с удовольствием подставили бы под летящие кирпичи и пр.: меньше народа -- больше кислорода (леса, рыбы и пр.). Параноики всюду! Особенно здесь: http://mcgpi.narod.ru 12.06.2006: Pessimist -- параноик?! Ну уж нет! Скорее, контингент из детского сада с преподаванием ряда предметов на еврейском языке. Ни один сколько-нибудь соображающий параноик не станет сообщать о железках в своём кармане, потому что железки хороши только тогда, когда появляются неожиданно, и потому что у кого-то может взыграть любопытство и этот кто-то способен запросто треснуть счастливого обладателя железок сзади по затылку или спереди по шнобелю, не выпрашивая предварительно "Ну покажи!". Ни один сколько-нибудь соображающий параноик вообще не станет возлагать больших надежд на свою пукалку, рогатку и т. п., потому что в их ношении и применении столько всяких неудобных нюансов, что без них обычно спокойнее. Я достаточно потаскал на ремне "макаров" и в армии, и после неё, поэтому сильно сомневаюсь, что мужчинка с птичьей грудью каждодневно принимает на себя такую бренную ношу и не обсирается, если даже я ленюсь. Звездеть на форумах -- не пистолеты таскать. Засим сматываюсь, но не прощаюсь, потому как буду сильно занят всего несколько дней. Еврейский менталитет -- в числе очень интересующих меня пред- метов, так что постарайтесь в моё отсутствие нагадить здесь побольше. Заранее благодарен. * * * Мой текст: "Я достаточно потаскал на ремне 'макаров' и в армии, и после неё, поэтому сильно сомневаюсь, что мужчинка с птичьей грудью каждодневно принимает на себя такую бренную ношу и не обсирается, если даже я ленюсь." Реакция детсадовского правозащитника на этот текст: "Наверное это очень приятно в дискуссии -- угрожать оппонентам, гордиться крутыми кулаками, армейским макаровым (комплексы прут наружу) и в итоге заявить о своей правоте. (...) А с какого рожна вы решили что железка в моем кармане -- правда? А может меня вечером обычно компания друзей-спецназовцев сопровождает?" Обратим внимание на следующее: 1. Оппонент возражает на текст, который он то ли читал через строчку, то ли очень тенденциозно воспринял. 2. Оппонент не только делает наивные попытки ввести в заблужде- ние, но ещё и думает, что ему это удаётся. 3. У оппонента, по-видимому, навязчивая идея, что на него хотят напасть. Эту фантазию он пытается вытеснить другой своей фантазией. Если Вам не нравится чья-то политическая программа, Вы имеете возможность проголосовать против неё на выборах, если до таковых дойдёт. Кажется, это называется демократией. А если публично ста- вить кому-либо диагноз "паранойя", не приводя в обоснование сво- его мнения веских аргументов, это называется не использованием свободы слова, а клеветой. Впрочем, я не ожидаю от западоида ни демократичности, ни корректного использования свободы слова, потому что, по моему мнению, эти ценности ценны для западоида лишь постольку, поскольку не препятствуют ублажению его псевдо- потребностей. Западоид выступает не за свободу вообще, а за сво- боду для подобных себе; не за демократию вообще, а за демократию в среде подобных себе. Я спросил: "Где граница между нормальной осторожностью и болезненной, так сказать, перестраховкой?" Ответ нашего волосатого умника из старшей группы детского сада для вундеркиндов: "Разница на самом деле субъективная. И граница нормальности -- восприятие другими людьми. Если вы будете ходить по минским улицам в скафандре на случай химической атаки -- вас примут за сумасшедшего." Иными словами, то, какие защитные меры надо, а какие не надо принимать, следует решать посредством социологических опросов, в крайнем случае референдумов? Вам не приходило в голову, что есть вопросы, корректный ответ на которые предполагает наличие специальных знаний? На мой взгляд, граница нормальной осторожности определяется обыкновенным расчётом. Затраты на защиту от опасностей должны быть не больше устраняемого ими риска потерь (понимаемого как вероятность или возможность потерь, умноженная на их предпола- гаемую величину). Остаточный риск потерь (т. е. оставшийся после принятия защитных мер) и затраты на защиту должны быть в сумме заметно меньше ожидаемой выгоды -- с учетом погрешности расчетов. Если расчёты покажут, что надо всем ходить в скафандрах, будете ходить -- или параноики из милиции сделают с Вами то, что делают со злостно нарушающими правила пожарной безопасности, пользования общественными туалетами и т. п. Далее, почему Вы думаете, что не удастся промыть народу мозги телевидением так, что люди станут добровольно ходить по улицам а хоть бы и в скафандрах? Не в космических же! Разве скафандр абсурднее пирсинга, татуировок, штанов покроя "мама-я-обкакался", туфель на высоком каблуке? Ходить в качественно сделанном лёгком изящном скафандре -- не глупее и не дороже, чем ездить в "фолькс- вагене" или носиться на тяжёлом мотоцикле в мотоциклетном шлеме. В жару. Одно время на улицах Токио полицейские регулировщики работали в противогазах (как теперь -- не знаю). На некоторых улицах Минска потребность в кислородной маске остро ощущается уже сейчас. 17.06.2006: А поделитесь-ка, Pessimist, с недругами, чем на самом деле Вас так привлекает "эта страна" и почему Вы всё ещё здесь? Может, плохо даются языки? Или мазохистская наклонность удерживает робкой надеждой на погром? Или мучит подсознательный страх перед Западом? Или боитесь, что с Вашим интеллектом можете оказаться за бугром без работы? Или придумали себе МИССИЮ и застряли в мире своих фантазий? Я вполне понимаю что делает в Беларуси еврей неполитизирован- ный: он просто живёт и, может быть, даже работает. Но что здесь держит еврея, который регулярно брюзжит по поводу мерзостей здеш- ней жизни и поливает грязью лучших представителей белорусского народа? Мир ведь велик и местами прекрасен даже на Западе! (В качестве примера лучших представителей белорусского народа, поливаемых грязью, хотел я было указать в первую очередь, конеч- но, Задиру, но вовремя подумалось, что этот текст ведь может по- пасть на глаза каким-нибудь припыленным, а у них, как известно, бывает специфика в восприятии речевых приёмов, так что потом эти несчастные наверняка перданут залпом радостно-возмущённых воплей, а дразнить ущербных -- это не хорошо, если только не делается в исследовательских целях.) Гипотеза: "пессимистов" здесь держат в качестве индикаторов. В хорошо устроенной организационной системе находится место даже для дурачков, а еврейство организовано хорошо. Функция "пессимис- тов" -- постоянно слегка провоцировать аборигенов, а в случае "успеха" первыми идти в расход. Этакие застрельщики, бегающие с пращами и дротиками перед фалангой гоплитов. Если побьют какого- нибудь "пессимиста", значит, НАЧАЛОСЬ (или вот-вот начнётся). Поэтому когда "пессимист" заявляется, скажем, в посольство Израиля и начинает хныкать, что стало невмоготу жить среди этих необрезанных параноиков, ему отвечают: Герой, крепитесь! Запад нам поможет! Кто-то должен держать оборону здесь! Бейтесь головой о стеклянный сосуд, пока не расколется! Не убедительно? Ну уж не знаю, не знаю... "...кроме патологического страха перед глобальной катастрофой" Звездун, в который раз спрашиваю: чем патологический страх отличается от непатологического и от обыкновенного нежелания вляпаться? И чем звездун отличается от нормального оппонента? "Я готов ответить за эту 'клевету' в суде -- не как виртуальный Пессимист, а как вполне конкретный гражданин Республики Беларусь." У меня есть опыт общения с белорусским судом, и без крайней необходимости я в эту конторку не ходок. Среди прочего потому, что, если в суде повезёт и судья окажется не евреем, то Вы ведь представите справку о своей невменяемости, и мои усилия всё равно окажутся напрасными. По большому счёту, суда в Беларуси нет (это Вам всякий либерал подтвердит). Поэтому Ваш гражданский пафос по поводу судебного разбирательства -- продолжение Вашей поверхност- ной демагогии. Далее, какой мне резон бороться с одним мелким человечком, если проблема ЗНАЧИТЕЛЬНО шире? Если бы на Вашем случае хоть можно было создать прецедент, тогда другое дело. Но и прецедента ведь не создашь, потому что много трудностей и юридического, и нефор- мального характера, а преодолевать их мне не очень интересно, поскольку имеются и более привлекательные занятия. Так что Вы можете говорить людям гадости пока что вполне безнаказанно. Вы клеветник. Шире -- пустозвон, потому что у Вас всегда проб- лемы с корректностью аргументации. В качестве клеветника и, шире, пустозвона Вы -- заурядный объект изучения, нормальная часть этого несовершенного мира. Почему я должен относиться к Вам хуже, чем, например, к навозной мухе? Почему я должен непременно Вас шлёпнуть?! Нет, под настроение, не подумав, конечно, могу: что есть, то есть, отрицать не стану. Но чтоб специально ради этого куда-то переться -- это уж слишком. 18.06.2006: "Ну поскольку от обсуждения темы Задира, как и положено истин- ному коллективисту-ксенофобу без долгих вступлений перешел к самой главной теме в жизни всех задир -- словесной борьбе с еврейским заговором и лично с его представителями в моем лице, то я пошлю его в игнор. Трепло ты пустое, Задира. Машешь кулаками в виртуале и любуешься на свое отражение." Небритый мальчик сбежал от неудобных вопросов, предварительно испортив воздух -- на всякий случай.

12.11. По поводу кризисов.

19.11.2006: "Кризиса нельзя избежать. Чередование кризисов и есть эволюция. Кризис неизбежен." На это можно возразить следующим образом. Через кризисы разви- вается только неразумная и малоразумная материя, а разум -- это такая вещь, которая, если она имеется в достаточном количестве, позволяет предвидеть кризисы и предотвращать их. Если не все, то многие; если не полностью, то частично. Представление о том, что человечеству не избежать кризисов, вбивается людям в головы абсурдизированными философами и нечистоплотными политиками. Первым при этом представляется, что они диалектики, а вторые оправдывают свои проколы. Кризис в обществе -- это аналог болезни у отдельного человека. Каждый болеет в меру своей глупости. Чуть-чуть поболеть -- это иногда даже на пользу (потому что обеспечивает иммунитет), но глобальный кризис -- это уж слишком. О Вашем сайте. Он качественно сделанный, но рекламный. Обучать на Тибете выживанию в диких условиях -- это вычурно. Для туристи- ческого бизнеса сойдёт, а больше вряд ли для чего. Если хотите быть более интересным и полезным, выставляйте на сайте побольше серьёзных текстов, а также фотографий, позволяющих постигать феномен Индии. Мне кажется, этот феномен более привлекателен, чем возможность поупражняться на Тибете в сборе ячменя и пр. Разумеется, благодаря хорошему сайту некоторые "постигнут" Индию дистанционно и поленятся туда ехать, а это в ущерб бизнесу.

12.12. По поводу сокращения численности.

24.11.2006: "Кстати, многократно, эмоционально и остроумно описываемая вами так называемая 'абсурдная' деятельность человека имеет свои аналогии в животном мире. Причины такого поведения чисто биологические -- взывать тут к разуму безполезно. Когда колония каких либо особей (мартышки, крысы в клетке) становится перенаселенной, зверьки начинают вести себя нелогично и саморазрушительно -- мартышки смотрятся целыми днями в зеркало, режим питания нарушется (обжорство, либо отказ от пищи), самцы перестают реагировать на самок и занимаются онанизмом или спариваюся с самцами и т. п. В результате колония сильно сокращается или вовсе вымирает. Включается внутренний механизм регуляции численности. Это явление очень подробно описано в литературе. Вам это не напоминает современную 'культуру'?" Я не считаю, что есть МЕХАНИЗМ сокращения численности: есть СБОИ механизма сохранения и увеличения численности. Но это детали, которые надо ещё доказывать. В животном мире поведенческий абсурд случается, когда животное оказывется в обстоятельствах, которым не соответствуют его инс- тинкты. Кроме того, бывает эволюционный абсурд. К примеру, ради обеспечения половой привлекательности особей у них развивается яркая окраска, которая демаскирует их, чем увеличивает уязвимость. Тут имеет место коллизия двух целесообразностей. Человеческие инстинкты не соответствуют условиям жизни, которые люди для себя создали, и общество несёт из-за этого потери и вообще приближается к катастрофе, но из этого ещё не следует, что надо всего лишь готовиться к тому, что катастрофа уничтожит часть населения. Один из альтернативных вариантов -- уничтожить часть населения (меньшую, но самую вредную) до того, как людей начнёт убивать катастрофа, и тогда катастрофы не будет. (Поскольку электронные письма теперь наверняка читаются не только адресатами, я вынужден добавить, что вышеприведенное высказывание не является мягкой вербовкой уважаемого Ача Бабы в террористическую организацию, а есть всего лишь элемент исследования возможного будущего.) Если ВЫ способны осознать угрозу глобальной катастрофы и что-то в связи с этим делать, и я способен, и некоторые другие способны, то почему же не допустить, что, выстроив некоторую эффективную последовательность действий, мы сможем породить достаточно мощную спасительную тенденцию? Получается только у тех, кто пробует и кто очень хочет преуспеть. Но на всякий случай, конечно, надо готовиться и к катастрофе. Только я считаю, что для выживания в катастрофе важнее не умение сеять ячмень, а способность сражаться за остатки благ в составе военизированных и здраво индоктриниро- ванных отрядов. Иначе у Вас отберут Ваш ячмень.

12.13. По поводу путей.

23.11.2006: "На нас сейчас вышли товарищи из 'центра этнокосмологии "Крыуя"'. Если не знаете, это такие беларусские 'новые правые'. Главная их фишка -- апологетизация балтского субстрата в этногенезе беларусов и возврат к балтскому язычеству как путь для Беларуси к выходу из кризиса. Люди весьма неодназначные. До недавнего времени своими работами только провоцировали русофобию. Но сейчас вроде как ситуация (как это ни удивительно, не без нашего влияния) меняется. Кроме того, на таком уровне, как это делают они, ни белорусское традиционное общество, ни историю Беларуси вообще у нас никто никогда не исследовал. Да и влияние их на молодых свядомых националистов достаточно ощутимое." Вообще говоря, я против придания большого значения мифам и глубокого копания в этногенезе. Такие вещи годятся, на мой взгляд, лишь как привесок к вещам рациональным и утилитарным, иначе будет в лучшем случае бесплодная болтовня на много лет, в худшем -- рождение какого-нибудь чудовища белорусского масштаба. Я не считаю, что интенсивная пропаганда белорусскости пробудит в народе такие интеллектуальные силы, что появится новое видение перспективы, о котором сегодня можно лишь строить неопределённые предположения. Скорее всего, она лишь усилит поток благонамерен- ной мути. Обычно люди предпочитают ходить вокруг да около, когда не в состоянии отвечать по делу на практические вопросы. О том, что надо делать в экономике, образовании, здравоохранении и пр., можно вполне компетентно говорить уже сейчас. Выяснение места балтского субстрата в этногенезе белорусов ничего к этому не прибавит. По-моему, в настоящее время важнее усиливать в обществе рациональность, учить людей думать, а не делать из них возбуждённое стадо, движимое очередным мифом и топчущее всех, кто не успел убраться с пути. Так что я вашим традиционистам очень рискую не подойти. 26.12.2006: "Белорусская экономика росла, растет, и будет расти, невзирая на мрачные прогнозы." С моей точки зрения, то, что "Белорусская экономика росла, растет, и будет расти", и есть мрачный прогноз (причём чуть ли не САМЫЙ мрачный). Потому что рост экономики означает 1) рост потребления ресурсов (участие в приближении эры их глобального дефицита), 2) увеличение вредного воздействия экономики на окружающую среду, а через неё -- на людей, 3) увеличение "благосостояния народа", 4) отсутствие понимания эпохи и/или отсутствие чувства ответственности у руководства страны. Увеличение "благосостояния народа" вредит двояко. Во-первых, при нынешнем уровне культуры потребления люди используют дополнительные возможности во вред себе и обществу (к примеру, приобретают по существу ненужные им автомобили и потом отравляют их выхлопами себя и других). Во-вторых, чем более они увязают в потреблении, тем они менее революционны, а значит, тем меньше будет от них помощи в деле преодоления моральной и прочей деградации общества. В действительности требуется не увеличение производства, а реструктуризация его, а также совершенствование производимых вещей в сторону обеспечения им лучших потребительских свойств. И стремиться надо не увеличению потребления, а к изменению его характера. На количество же уповают те, кто не в состоянии обеспечить качество (точнее, и вовсе не понимает, какое качество нужно). А обеспечить качество тем труднее, чем больше количество. Отсутствие понимания вредности количественного роста -- это самое огорчительное и самое пагубное, что есть в современном западном сознании. Надо умнеть: учиться работать со сложностями, которые натворил "прогресс". Надо подниматься на новый уровень миропонимания, мыслить стратегически, действовать с учётом глобальных тенденций, иначе вымрем. Мы (белорусы, славяне, европейцы) УЖЕ вымираем: это демографический факт. Мифы о будущем процветании хороши лишь для того, чтобы привле- кать "массы" на выборах, пока человечество доживает последние сравнительно спокойные годы перед глобальной катастрофой природопользования. Я не говорю, что избежать её невозможно. Но чтобы избежать её, надо что-то делать. А нынешняя белорусская "верхушка" сделать это не в состоянии. Лично я давно поставил на ней крест. А ей на мне даже и ставить не надо было, поскольку я для неё и так всегда был ничто. Если Вы разглядели какие-то сходства между Вашим подходом и моим, было бы любопытно узнать, какие. Я бы и рад был сотрудни- чать, но В ЧЁМ?! Я себя воспринимаю как человека следующей эпохи: с уже другим менталитетом. И я такой не один. У "наших" и "ваших" разные системы понятий, из-за чего споры между "нашими" и "вашими" оказываются малопродуктивными. В последнем я убеждался неодно- кратно, поэтому на новые дискуссии меня не тянет. Мы вашу пози- цию знаем в деталях (нам её вдалбливали годами), а вы в нашей разбираться не хотите, потому что уверены в совершенстве своей. Ваша благонамеренность импонирует, но её одной для Родины недостаточно: нередко то, что выглядит благом при узком взгляде на вещи, раскрывает свою вредность, если посмотреть шире. 01.01.2006: "Но ведь с экономической точки зрения человечество движется в постиндустриальную эпоху, когда на первое место выходит вовсе не чрезмерное потребление ресурсов. Есть много сфер деятельности, которые возможны и без промышленности -- банки, страхование, транзит, IT сфера, торговля и т. д. При минимальной нагрузке на экологию они позволяют экономике тоже расти." Иллюзия приближения постиндустриальной эпохи возникает на Западе из-за переноса производственных предприятий в бедные страны. Одни страны производят, другие потребляют и управляют. Общая нагрузка на природную среду не снижается, а увеличивается, в том числе за счёт транспортировки товаров из стран-производи- телей в страны-потребители. Далее, номинальный рост "валового внутреннего продукта" можно получать, и вовсе не расширяя никакого производства и никакой сферы услуг, а всего лишь дробя экономическую деятельность на более мелкие "хозяйственные единицы", к примеру, вместо того, чтобы на одном предприятии производить некоторое изделие целиком, можно организовать по отдельному предприятию для каждого звена технологической цепочки. Вообще, с моей точки зрения, показатели роста экономики -- малосодержательные и отражают устаревшую точку зрения на качество экономики. "Вероятно, у Вас больше опыта в области Интернет-строения." Отнюдь нет. Я в интернете минималист: подобрал небольшой набор средств, обеспечивающих мне нужный результат, и ими ограничива- юсь. Демонстрировать владение различными приёмами, языками и инструментами программирования мне ни к чему хотя бы потому, что я не ориентируюсь на людей, настроенных на усложнение, на "прогресс". По-моему, издержки на усложнение обычно не окупа- ются. Лучше тратить силы на обеспечение значимого содержания, а не сложной формы. Сложность формы при ничтожности содержания -- это вообще особенность западной культуры. "Конечно же, я просмотрел и сайты Ваших партнеров, раскрашен- ные в бело-красно-белые цвета. Мой же -- красно-зеленый. Я думаю, что Вы человек умный и грамотный, и понимаете что к чему." Нет, не понимаю. По правде говоря, когда я вижу на улице кого-нибудь в красно-бело-зелёной куртке с гордой надписью "Беларусь", я раздражаюсь (но пока ещё не настолько, чтобы чинить расправу). У меня этот цветовой набор вызывает слишком неприятные ассоциации: обосранная молодость, засилие посредст- венностей, разрушение архитектурных памятников, наглая ложь по телевизору, дурацкие ледовые дворцы, алкоголики, курильщики и т. п. Становиться под такие цвета -- значит, принимать на себя часть моральной ответственности за все дела нынешней власти: за пропавших придурков, за невинно мающихся в тюрьмах и пр. Каждый имеет право на ошибки и глупости, но прощать их можно только до некоторого предела. Я человек компромиссный, но компромисс в данном случае сводится к тому, что я не трогаю напрямую ИХ, ОНИ -- меня. В моих планах, моих картинах будущего ИМ нет места. Почти всё, что они сделали, должно быть уничтожено и заменено другим: конституция, система образования, уголовный кодекс, градостроительные планы, названия улиц и т. п. Потому что сделанное ими образует слишком несправед- ливую, творчески ущербную, УЯЗВИМУЮ социальную систему, которая существует лишь потому, что пока не случилось ничего из того, что вполне может случиться и что прочная социальная система должна запросто выдерживать. Стратегия, которую я предложил, такова: мы не вмешиваемся в их движение к кризису, а просто готовимся к перехвату власти в момент, когда всё начнёт рушиться. Если не начнёт -- ради Бога: при нынешнем глупизме можно худо-бедно жить, хотя и без удоволь- ствия. А если всё-таки начнёт, мы -- тут как тут: с готовыми обвинениями, предложениями, лозунгами, организационными формами и, может быть, даже декретами. Пусть те, кому положено наблюдать за такими, как мы, считают нас безобидными мечтателями и потеша- ются над нашими потугами: нас это устраивает. Концептуальную власть можно брать уже сейчас, что мы понемногу и делаем. У нас есть идеи и доводы, и на некоторых они уже действуют. В самоис- правление нынешней системы я не верю: она иногда заимствует у нас какие-то фразы, какие-то оценки, но на смену парадигмы мышления её лидеры, по-моему, не способны. Между тем, идеи эффективны лишь при условии, что внедряются комплексами, поэтому нужна именно смена парадигмы. Вообще, не мы их должны обхаживать, а они -- нас. Не хотят -- их проблема. Мы-то устроимся лучше других при любом повороте событий, а они рискуют быть размазанными по асфальту. К тому же, мы больше хотим не того, чтобы они исправи- лись, а того, чтобы они ушли. И нас не отрезвят даже намёки на "меньшее зло" (т. е. ужастики о возможном прорыве к власти разъ- ярённых проамерикански настроенных интеллигентов, стремящихся уничтожить социальные завоевания белорусского народа), потому что, по нашему мнению, надо считаться в первую очередь с угрозой глобальной катастрофы и исходить прежде всего из того, что нынешние власти ничего не делают (и не способны сделать) ни для предотвращения её, ни для нашего выживания в ней. Спасибо за сделанные предложения по поводу интернета. Но я пока не вижу, чем это меня усилит. Кроме того, у меня постоянный поток обновлений, а narod.ru хорош хотя бы тем, что позволяет легко их делать. Я скоро уеду на пару месяцев туда, где, возможно, не будет удобного доступа в интернет, а на неудобный не хочется тратить время и деньги. Это пока ещё не "химия" и не психушка. 01.01.2006: "Почему 'Третий путь'? Одной из причин я бы назвал факт того, что в нашем обществе есть много людей, кто в той или иной степени не доволен системой, однако за всем известными оппонентами режима идти не желает также." У меня сложилось впечатление что ваш "третий путь" является "третьим" лишь в отношении набора лидеров, а в отношении полити- ческой программы является "вторым" -- либеральным. "Все наши ценности исходят из того, что каждый свободный гражданин обладает доброй волей и готов прилагать усилия ради собственного благосостояния и благосостояния общества." Если предоставлять свободу только гражданину, который "обладает доброй волей и готов прилагать усилия...", тогда основа Ваших ценностей приемлема и для меня, потому что суть МОЕГО подхода -- в том, далеко не каждый гражданин обладает "доброй волей и готов...". Вдобавок представления людей касательно "собственного благосостояния и благосостояния общества" оставляют желать много лучшего и вот-вот приведут к глобальному кризису природопользова- ния и мировой войне за остатки ресурсов. Основная проблема демократии как политической системы состоит в том, что для её эффективного функционирования не хватает подлин- ных демократов, а стать ими большинство граждан не способно органически: не хватает ума или мешают некоторые инстинкты. Либерально-демократический подход плох хотя бы тем, что, как правило, выносит наверх таких деятелей, каких мы сейчас имеем и во власти, и в оппозиции, то есть именно таких, какие вас не устраивают: 1) популистов-авторитаристов, 2) безответственных болтунов. Хорошо, что вы противопоставляете себя и властям, и нынешним оппозиционным лидерам, но "третий путь" должен быть действительно третьим, иначе ваше самоназвание не будет соответствовать вашему содержанию. Сегодня "третьими лишними" являемся, скорее, мы, а не вы. Я буду в отъезде, поэтому если моя переписка с Вами затормозит- ся, то не из-за меня лично. Впрочем, обычно так или иначе после второго-третьего письма общение заканчивается: становится "всё ясно" и пр. 02.04.2007: "Если у Милинкевича реальная поддержка в ЕС (в чем я сомнева- юсь), можно разработать и зарегистрировать товарный знак, который разрешать использовать предприятиям не препятствующим созданию независимых профсоюзов. А преференции ЕС в торговле предоставлять только этим предприятиям." Это Ваш рецепт прорыва в либерастическое "светлое будущее"? Если господин Миля реализует Ваш странный проект, то здесь просто введут дополнительный налог на тех, кто этим знаком пользуется, так что пользоваться сразу расхочется. Далее, профсоюз создают для того, чтобы тянуть на себя одеяло с работодателя. Поэтому добровольно допустить создание сколько- нибудь энергичного профсоюза на своём предприятии может только недоумок. Разрешать создание профсоюза в обмен на какие-то преференции -- приблизительно то же, что соглашаться в обмен на преференции есть заразную дрянь: может, аукнется не сразу, но потом мало не покажется. 03.04.2007: "Запад так вообще помешан на снижении выбросов и экономии ресурсов. Посмотрите пропаганду западных каналов, где пропагандируют экономию электроэнергии, топлива." А ещё они на всех плакатах с рекламой сигарет пишут, что курение угрожает здоровью. Они на этом тоже помешаны. Шизофрени- ческая цивилизация с раздвоением сознания. Вообще, если сумасшествие индивидов более менее изучено (но толком лечить и предотвращать всё-таки не умеют), то сумасшествие обществ не только не изучается, но даже не рассматривается как важная проблема. Иначе трудно будет отвертеться от вывода, что с ними, мягко говоря, "что-то не так". Что на Западе действительно есть на всех телеканалах и даже на многих заборах, так это пропаганда сверхпотребления. А оно -- в конце концов одна из основных причин разрушения биосферы. "Компьютеризация и информационная экономика, как раз таки способствует снижению засирания биосферы: за счет того что люди играются и тратят бОльшую часть своей жизни в виртуальной реальности компьютерных технологий и индустрии развлечений. Таким образом реальная жизнь человека, которая у большинства очень ресурсоемка, постепенно заменяется виртуальной. В том числе и секс заменяется виртуальным -- таким образом и рождаемость снижается, которая как вы говорите снижает потребление природных ресурсов. Я думаю для этого и придумали все эти компьютеры чтобы занять офигенно растущее количество населения и заставить их играться в виртуальную реальность, а не разрывать на куски маленькую планету." Следует понимать это так: чтобы спасти планету, решили сделать большинство населения компьютерными психическими уродами? То есть, компьютер -- оружие массового поражения? В этом выводе мы совпадаем, хотя делаем его на разных основаниях: я полагаю, что такой результат компьютеризации -- непреднамеренный и идёт от глупости, вы -- что он и задумывался. Мне мои основания нравятся больше, потому что из них хотя бы понятно, почему страны-компью- теризаторы страдают от своего "достижения" в первую очередь. 12.04.2007: "Допустим, есть такой человек, который: 1. Ищет новую, толковую литературу и практические идеи. 2. Желает сам стать "фигурой" или хотя бы приобщиться к другим "фигурам" в интернете, узком реале. 3. Имеет время и средства на интернет и сборища в реале. Вопросы: 1. Сможет ли такой человек в современной Беларуси прокормить себя, семью, да ещё иметь на удовольствия, поездки и вообще? 2. Будет ли он мыслить в категориях 'фронт', 'стратегия', 'патриотизм'? 3. Искать выход вообще? А теперь, допустим, что есть десять (!!!) таких людей. Что сможет заставить десять таких людей мыслить в единых категориях 'фронт', 'стратегия', 'патриотизм'? Может, Вы что-то недоговари- ваете?" Сделайте сайт и на нём представляйте свои ценные, сверхценные и просто толковые мысли. Думаю, наберётся немало, если собрать в одно место то, что разбрасываете там-сям. Если получится неплохо, я сделаю на этот сайт ссылку. Если самое заветное Вы будете не высказывать, а только подразу- мевать, никто Вас не станет за это преследовать. Компетентным товарищам до вас будет не больше дела, чем сейчас. Но зато будет видно: да, есть отнюдь не пустой человек, который живёт себе сравнительно неплохо и о чём-то иногда недурно соображает по мере сил. Человек, на которого можно рассчитывать. Человек, у которого есть позиция, которую можно с ним спокойно обсуждать. Через такой сайт Вы сможете немного больше влиять на мир. Когда подобных тол- ковых личных сайтов, связанных взаимными ссылками, будут сотни, станет более обозримым активный контингент нации, на который можно рассчитывать в случае чего. На всех своих приятелей, у которых есть сайты, я ссылаюсь. Не думаю, что им от этого хуже. И посторонние видят, что я не один. Я чего-то не договариваю? Да, конечно. Если у вас нет достаточного заряда пассионарности (ну, чего-то там такого), чтобы более чётко обозначить себя в интернете, тогда, конечно, это предложение не для Вас. Для Вас подыщем что-нибудь попроще. К какого рода работе Вы более расположены? Клеить листовки? Драить физиономии? 15.04.2007: Проблема с "договориться" бывает обычно от того, что стремятся договориться сразу о многом, а надо всего по нескольким пунктам. Даже по одному: реанимация выборной системы. Более сложная проблема -- что делать, чтобы продвинуться в реализации этих пунктов (этого пункта). Моё мнение, что надо не в последнюю очередь помогать людям становиться достойными демократии. То есть, надо бороться с дегенерацией и с мусором в головах. И с их источниками: телевидением, газетёнками "СБ", "Комсомольская правда" и т. п.

Возврат на главную страницу