В преддверии катастрофы

14. Приложение 4: Непристроенные мысли.

26.09.2005: Мне говорят: "Ой, вы знаете, Александр Невский на самом деле, оказывается, не Невский и даже не Александр; Борис и Глеб -- три разных человека, а Куликово поле и вовсе чёрт знает где!" Я отве- чаю: "Что из того? Я не стану бросать свои дела ради выяснения, убил ли Святополк Окаянный Дмитрия Донского или наоборот. Если бы это хоть сколько-нибудь помогало решению нынешних проблем, интересовался бы и я, а пока что оставьте меня в покое со своими сенсациями. Мне хватает простой уверенности в том, что история на самом деле не совсем такая, как её описывают. Вы ведь, кажется, не берётесь опровергать, что общества погибали от глупости, абсурдности, развращённости, разрушения окружающей среды, а прочее по сравнению с этим уже не важно. И вам бы лучше всё-таки в текущем дне разобраться. Да и мне тоже. Затяжное копание в истории -- это разновидность эскапизма, ухода от мира (такого, какой он есть сейчас), а это никак не годится -- не потому, что он прекрасен, а потому что, наоборот, с каждым днём становится всё хуже и остро нуждается каких-то исправляющих действиях. 01.10.2005: Патриотизм по-путински: в Европу -- нефть и газ, а из Европы -- кости Деникина. 20.10.2005: Русское слово "дополнительный" переводится на английский как additional. При этом теряется следующий нюанс: дополнительный -- буквально значит "довершающий до целого". А additional -- это "добавочный", то есть "сверх целого". * * * О жизни в Европе. Когда ты на улице, можно не придавать значе- ния тому, как ты одет, в порядке ли твоя причёска и нет ли у тебя чего-то нехорошего с лицом или чем-то ещё: в пёстрой толпе оде- тых, остриженных и оформленных кто во что горазд ты этим не при- влечёшь к себе никакого внимания, а если кто-то всё-таки задержит взгляд на твоей странности, то вряд ли подумает о ней что-то, кроме "наверное, у него так принято". 25.10.2005: Человек, который время от времени впадает в гнев, наверняка контролирует его лучше, чем человек, который никогда не впадал, но вдруг впал. * * * Из немецких новостей: в таком городе, как Берлин, каждый день на улицы попадает 55 тонн собачьего дерьма. 17.11.2005: Если человек кого-то защищает, то, как правило, он защищает себя самого, только косвенно. Правда, разглядеть его личный интерес не всегда бывает легко. * * * Бывает, напишешь какую-нибудь странную вещь, а позже читаешь и думаешь: смотрится дурновато, но, может, лишь потому что не хва- тает ума понять самого себя когдатошнего, или же потому что наст- роение неподходящее для улавливания важных нюансов в сказанном. А когда аналогичную ерунду читаешь у других, то удивляешься: как можно писать такое?! 22.11.2005: Собака -- друг человека, но только такого, который среди людей найти себе друга не в состоянии, а собаке деваться некуда. 03.12.2005: Относиться к Гитлеру как к чудовищу мешает его искренняя охранительная установка: он ошибался, но он хотя бы стремился действовать в нужном направлении. 05.12.2005: Это не хорошо -- ненавидеть человека единственно за его нацио- нальность: надо всегда находить какой-нибудь дополнительный повод. Закон обязует молча терпеть другие этносы, но не обязует бурно и самоотверженно любить их. 08.12.2005: Когда складывается творческое настроение, то случается, что до последнего момента не знаешь, в какую сторону тебя "прорвёт": какого рода идеями ты разразишься. 15.12.2005: Типичный активист интернета: раскованная, умеренно активная серятина без особых претензий, но с кое-каким самомнением. Серя- тине хочется чуть-чуть подняться над массой себе подобных, но только не очень высоко, а то непонятно будет, что там, на высоте, делать. Серятина умеет остроумно поддержать пустой разговор за столом, но начинает скучать и "плавать", если затрагивается тема, предполагающая у собеседников специальный интерес и вышесредние амбиции. 22.12.2005: Некоторых вещей вам не понять хотя бы потому, что вы и понять-то не особенно стремитесь. 16.02.2006: Почему снежинки симметричные? Почему каждый луч в процессе своего формирования повторяет то, что уже сложилось на каком-то другом луче? В сравнении с размерами молекул воды расстояние между лучами снежинки огромное. Наверное, рядом с видимой струк- турой снежинки есть ещё и невидимая, формирующая основу для видимой, так что молекула, присоединяющаяся к снежинке, может занять лишь одно из мест, определяемых невидимой структурой (а не в принципе возможных сообразно кристаллической решётке), а заняв его, модифицирует собой эту структуру. 06.01.2006: Одна из самых милых особенностей операционной системы Windows: прежде чем скопировать файл на место одноимённого другого файла, она удаляет этот другой файл, причём начисто, так что он даже не попадает в её дурацкую "мусорную корзину". И потом, если оказыва- ется, что новый файл запорчен и не копируется, ты остаёшся вообще без файла. 25.01.2006: Чтобы писать работающие компьютерные программы, большого ума не надо. Большой ум нужен, чтобы писать ХОРОШИЕ программы. А хорошее -- отнюдь не то, что легко удаётся продать: сегодня хорошее вряд ли будет пользоваться большим спросом, поскольку вкус потребителя испорчен плохим. Поэтому сегодня умные люди программ не пишут. 30.01.2006: Творческий человек живёт по большей части в мире своих фанта- зий. Он оформляет этот мир по своему вкусу и чувствует себя в нём хорошо. Щелчок -- и творческий человек уже отключился: телом он ещё с вами, а мыслями и внутренним зрением -- там, у себя. 19.02.2006: Он был человек со вкусом: повесился на аксельбанте. 11.04.2006: Мыслитель не застревает на собственных идеях: более или менее чётко сформулировав их, он идёт дальше, а если иногда к ним и возвращается, то с какой-нибудь новой стороны. Иное дело препо- даватель: мало того, что он не столько генерирует идеи сам, сколько выискивает чужие, так он вдобавок озабочен именно форму- лировками, да ещё удержанием их в памяти. Таким образом, препода- вание и мыслительство предполагают взаимоисключающие настройки интеллекта, из-за чего могут совмещаться лишь номинально. 12.12.05.2006: Словарь языка свободы: весь мир -- Запад плюс несколько "азиатских драконов"; гомосексуалист -- человек с передовыми взглядами на способы размножения; глобальная экологическая катастрофа -- выдумка малообразован- ных недоумков, оправдывающих свою неспособность много зарабатывать и хорошо жить; демократия -- возможность свободного волеизъявления на выборах сообразно соображению собственных мозгов, промытых пропагандой общечеловеческих ценностей; общечеловеческие ценности -- ценности, дающие 1/5 человечест- ва возможность транжирить больше ресурсов планеты, чем транжирят остальные 4/5; диктатура -- помеха установлению диктатуры общечеловеческих ценностей; свобода -- диктатура общечеловеческих ценностей; прогресс -- накопление псевдопотребностей и способов их всё более полного удовлетворения; цивилизованный -- толерантно относящийся к гомосексуализму и вообще к извращениям. 21.05.2006: Иное семя упадёт не туда, куда надо бы, и потом растение муча- ется -- посереди тропинки или в какой-нибудь забитой грязью щели -- и ничего уже не может поделать. То же и с людьми: бывает, по- явится на свет человек с таким складом мозгов, что не к месту и не ко времени, и потом много лет не живёт, а как бы пытается жить -- чуждый, не понимаемый, мешающий. То ли остаток чего-то из про- шлого, то ли первый элемент будущего. То ли с другой планеты, то ли просто слегка припыленный. Он бы и рад притереться к эпохе, да не получается. 01.06.2006: Великая Отечественная война -- это несколько войн в одной: война русских против немцев; война России против Запада; война коммунистов против нацистов и капиталистов. 10.06.2006: Мне говорят: у Набокова СТИЛЬ. Да, стиль. Только неорганичный какой-то. Вроде интенсивного макияжа на простоватом лице. Среди образованцев пошло поветрие, что читать Набокова -- признак осо- бой культурности, и вот они усиленно наслаждаются то ли собствен- ной культурностью, то ли набоковским стилем. Людям более приве- редливым в отношении поводов для самолюбования такой способ на- слаждения представляется извращённым. Некоторые принимают голос инстинкта стадности в себе за прояв- ление пресловутого "вкуса", о коем культурные люди не спорят, чтобы ненароком не выдать своей неспособности к сложному суждению. 20.06.2006: О разнообразии тем. С точки зрения среднего научного работника или преподавателя, то обстоятельство, что я пишу на очень разные темы, причём зачастую с дилетантским нахальством делаю широкие обобщения или критикую известные фигуры, склоняет к предположе- нию, скорее, о моей чрезмерной самоуверенности, чем о хороших интеллектуальных навыках. По его мнению, право на такие вещи имеют только старые академические бздуны, в крайнем случае известные завсегдатаи московских интеллектуальных тусовок или американские бывшие журналисты. На это можно заметить разве что следующее: 1. Человечество деградирует и вдобавок подвергается всё большей опасности глобальной катастрофы. 2. Среди причин этого -- несовершенство нынешних мыслительных парадигм и нынешней организации интеллектуальной деятельности. 3. С теми, кто это отрицает и даже не считает нужным обсуждать, мне и разговаривать дальше как бы нет смысла. 4. Я пробую думать по-новому: радикальнее, что ли. Отвергать мои тексты на том лишь основании, что местами они вываливаются из существующей интеллектуальной традиции, -- это не умно. 5. Я полагаю, что ошибок у меня МНОГО. Но я признаю только аргументированную критику своих конкретных высказываний, а остальное считаю брюзжанием, порождаемым неприязнью, какую средний интеллигент нередко испытывает к тем, кому скучно быть средними. Если бы люди, имеющие больше, чем я, опыта в интересующих меня предметных областях, писали об этих областях что-то, удовлетворя- ющее меня качеством, то я бы пользовался тем, что они написали. А поскольку они не пишут, то возникает подозрение, что они не хотят или не могут. 22.07.2006: А ещё в американских фильмах повадились в последнее время делать главными героями мулатов -- чтобы никому не было обидно: ни белым, ни чёрным, ни смешанным. 27.07.2006: Устроенные чеченскими сепаратистами взрывы жилых зданий и зах- ваты заложников на территории России были настолько абсурдны и настолько повредили репутации сторонников независимой Чеченской республики, что строгий подход к выяснению их причин требует рассмотрения даже таких версий, как 1) психическая ущербность организаторов, 2) провокация заинтересованных спецслужб. Но вооб- ще говоря, абсурдные решения принимаются различными субъектами (включая и очень компетентные инстанции) отнюдь не в виде исклю- чений из правила, так что было бы странно ожидать от чеченских партизанских лидеров большей здравости, чем от других. Ошибочные решения чеченцев всего лишь вызвали больше шума (даже в букваль- ном смысле). 01.08.2006: Обычный приём проповедников: начать с вещей вполне здравых и важных, а когда доверие слушателей (читателей) будет более-менее завоёвано, попробовать "впарить" им свою заветную чушь. 13.09.2006: Я уверен: если я начну смотреть свысока, надувать щёки, гово- рить мутными афоризмами и двигаться, как император на приёме послов всяких мелких государств, вы сразу же поверите в то, что я -- пророк или кто-то в этом роде, и вычитаете у меня многое такое, о чём и сам я не подозревал. 17.09.2006: О западной манере делать "познавательные телепередачи". Про что бы ни была передача -- про папуасов, крокодилов, танки или что-то ещё -- она, как правило, оказывается в основном про её ведущего -- на фоне папуасов, крокодилов, танков или чего-то ещё. Ну не интересен мне этот придурок, НЕ ИНТЕРЕСЕН! Но в кадр лезет именно он -- со своими глупыми репликами, эмоциями и телодвижениями. 26.09.2006: Наверное, только в Речи Посполитой сохранение и расширение государства было делом "благородного сословия" (шляхты), а не королевской династии. 27.09.2006: По поводу того, зачем я иногда пробую вести сложные разговоры со случайными людьми на интернет-форумах. Если длительно не общаться с народом, начинаешь слишком хорошо о нём думать, между тем представления об окружающем мире должны быть АДЕКВАТНЫМИ. 05.10.2006: По поводу урны для сбора средств на строительство православного храма: Эй, подайте, Бога ради, Русской церкви -- старой б..ди! 29.10.2006: По моему, так раздражающая меня матерщина в русскоязычной лите- ратуре встречается большей частью у еврейских писателей. Для при- мера можно назвать Эфраима Свевелу, Михаила Веллера, Александра Шленского. Конечно, евреи виноваты при этом лишь тем, что, будучи городским этносом, больше других страдают от разрушительного воздействия цивилизации на психику, но всё-таки не могли бы они перестать?! 23.12.2006: Если мне говорят, что такой-то -- известная личность, моя пер- вая мысль: речь идёт скорее всего о каком-нибудь дерьмовом чело- вечке, гораздом высовываться. В дурно устроенном обществе в героях ходят по преимуществу дурные личности. Действительно хороший человек, с заслугами лили хотя бы с творческим и прочим потенциалом может быть популярен только в очень узких кругах (по преимуществу в революционных). * * * О том, что вполне может произойти, неоднократно показано в так называемых фильмах-катастрофах -- в разных вариантах. Несмотря на то, что варианты разные, многие детали получаются в них одина- ковые: мечущиеся с выпученными от ужаса глазами американские недоумки, оставленные без присмотра дети, разрушенные постройки, бесполезные автомобили, толстые уродливые негритянки, которых надо спасать белым героям, носилки, раненые, трупы, крики, дым, кровь, гряз. 07.01.2007: Родители стремятся устроить будущее своих детей. У даровитых преуспевающих родителей дети зачастую оказываются, мягко говоря, обыкновенными -- и без родительского наследства они бы попали в положение большинства. Если в Средневековье место в обществе и соответственно возможность получения дохода обеспечивались потом- кам в основном через наследственную принадлежность благородному сословию, то в Новое время важнее стало передавать им в наслед- ство капитал. В эпоху буржуазных революций лучшим людям представ- лялось, что наследование принадлежности привилегированному сосло- вию не даёт талантам из "низов" возможности проявить себя, из-за чего страдает общество в целом. На самом же деле пробиться в дворяне -- это не легче, чем разбогатеть, только требует усилий на военно-государственном поприще, а не на предпринимательском. Таким образом отмена дворянских привилегий -- это не шаг вперёд в деле развития социальной организации, а всего лишь проявление перехода основного влияния от военно-бюрократического класса к классу владельцев капитала. Между прочим, с точки зрения охраны окружающей среды наследование привилегий выгоднее наследования капитала, потому что не так сильно подталкивает к наращиванию имущества, то есть в конечном счёте к росту экономики со всеми вытекающими отрицательными последствиями. Надо возвращаться к Средневековью. 13.01.2007: О том, почему в США нет сколько-нибудь значительной "борьбы трудящихся за свои права": США -- общество, в котором у энергич- ных людей есть удобные возможности для того, чтобы "подняться", поэтому "низы" остаются без крепких лидеров. 13.01.2007: В такой стране, как нынешняя Беларусь, если писатель ещё при жизни попадает в школьный учебник, это свидетельствует скорее не о его авторских достоинствах, а о его человеческих, мягко выражаясь, недостатках. 21.01.2007: Я -- член общества любителей архитектуры имени Адольфа Гитлера. * * * Обычно у человека, которому довелось много повоевать в молодом возрасте, главным событием в жизни становится это его участие в боевых действиях. Его основные ассоциации, воспоминания, мерки, привычки, речевые выражения -- оттуда, из того времени. Если име- ются друзья, то они, как правило, тоже оттуда. В дальнейшем он как бы не живёт, а доживает -- израсходовавший существенную часть душевных сил и не вполне приспособившийся к мирной жизни. При лю- бых сложностях он обращается в первую очередь к "золотому фонду" своего военного опыта и в нём черпает настроения и решения. Война -- событие, впечатляющее очень сильно. Она так значительно пере- пахивает человека, что никакое другое воздействие не в состоянии перекрыть её следы в психике. Ветераны не столько хвастают своими подвигами или оправдываются ими, сколько просто не в состоянии задвинуть своё военное прошлое на край сознания. Можно предста- вить себе, как мучаются те, у кого в этом прошлом большие потери или совсем уж неблаговидные поступки. 12.02.2007: Меня довольно-таки раздражают всякие Smirnoff, Petroff, Rebroff и т. п. -- этим своим двойным "ff", конечно (а заодно и всем, что этому обычно сопутствует). "Smirnow" и т. п. -- во всех отношених лучше, но среди интеллектуальных уродцев пошло поветрие писать дурацкое "ff". Что именно хотят они этим выразить, они наверняка и сами толком не знают. Может, им кажется, что это "ff" выделяет их в лучшую сторону, особенно по сравнению со всякими Puschkin, Kuprin, Tolstoj и т. п. По-моему, это "ff" происходит от немецкой манеры писать в фамилиях hoff вместо hof (Tegetthoff и пр.), чтобы не акцентировать дворовое происхождение (Hof -- по-немецки "двор"). 15.02.2007: Мой приятель С., проживший в Германии 6 лет, говорит, что немцы не хамоваты, а туповаты: они причиняют тебе беспокойство не пото- му, что им на тебя чихать, а потому что не понимают последствий своего поведения. А ещё он говорит, что у немцев развит стадный инстинкт. Немца всегда тянет в толпу себе подобных: потолкаться, понаступать на ноги, поорать хором какую-нибудь чушь. Поэтому массовые меропри- ятия нацистов хорошо ложились на немецкое массовое сознание. 31.01.2007: Чем профессор отличается от толкового человека: профессор нередко преподносит с умным видом хорошо оформленные глупости, а толковый человек нередко преподносит с простым видом кое-как оформленные разумные вещи. 03.02.2007: Люди скорее поверят тому, кто уверенным тоном говорит чепуху, чем тому, кто осторожно высказывает довольно правильные предположения. 19.02.2007: Если памятники Средневековой Германии были уничтожены в основ- ном англо-американскими бомбами, то памятники Средневековой Франции -- в основном Великой Французской революцией, а в Париже -- ещё и великим градостроителем Османном (Hausmann). Османн вдобавок породил в Европе моду на уничтожение рудиментов Средне- вековья. Последними отголосками её были разрушительные планы Адольфа Гитлера по переустройству Берлина и разрушительные работы при строительстве Калининского проспекта в Москве. Только города, удержавшиеся от соблазна следования моде, сегодня могут похвас- таться сколько-нибудь обширными "историческими центрами" и за- влечь падких на подобное туристов. 21.02.2007: Либеральное светлое будущее: благодаря развитию биоинженерии каждый сам сможет решать, каким ему быть (к примеру, сколько голов ему иметь: две, четыре или шестнадцать). * * * В Европе стремятся к тому, чтобы полиция смотрелась как можно менее агрессивно, как можно более либерально и демократично. Поэтому, к примеру, в Германии (более других стран стремящейся не оказаться "полицейским государством") защитники порядка выглядят почти как попугаи: на голове белое, середина зелёная, низ светло-коричневый. Приличнее всех одевались одно время мили- ционеры Беларуси: в "городской камуфляж" пятнистой расцветки из разных оттенков серого. Хоть было на что смотреть, пока не потя- нулись за Европой. 25.02.2007: Иммигранты оседают главным образом в больших городах, чем облегчают своим потомкам путь "наверх": дают им преимущество перед аборигенами, рождающимися в провинции. 06.03.2007: Разумется, я запросто могу ударить женщину, да ещё так, чтобы она, если и поднялась потом на ноги, то далеко не сразу. Но для этого она должна довести меня до состояния бешенства, а это сложно. 05.03.2007: То значительное, что привнесли евреи в культуру, привнесено ими в рамках европейской культуры, а не еврейской. Они творили как европейцы, а не как евреи, и делали вклад непосредственно в евро- пейскую культуру, а не в еврейскую, из которой потом что-то пере- ходило в европейскую. И они опирались при этом на достижения европейцев. Если еврейский оттенок присутствовал в их творчестве, то надо ещё выяснять, шел он на пользу или во вред. 11.03.2007: Негры, арабы, турки и т. п. очень любят кататься в поездах по Европе, причём, как правило, со своими малолетними шумными отп- рысками: осматривают свои будущие владения, а может, уже и делят между собой, кому что. 13.03.2007: Вам не найдётся места В Европе моих мечт. * * * Если ты по доброте и широте своей согласен дать неграм и т. п. место в Европе, начни с собственного дома: попробуй уступить им какую-то часть СВОЕГО жилища, а не моего. Для меня дом -- Европа, и не надо в него никого запускать без моего согласия (а согласия не будет!). * * * "Европа -- наш дом" -- вроде, безобидный, тёплый такой лозунг, но какую махровую, почти патологическую ксенофобию скрывают за ним некоторые ущербные, органически не способные воспринимать величие либералистического индивидуализма и права гомосексуалис- тов на место в обществе! * * * Народы Европы не выдерживают либерализма: они при нём вымирают. Надо дать им такую социальную систему, при которой они будут в состоянии хотя бы выживать. 18.03.2007: Чем больше конкуренция средств массовой информации, тем более вульгарными, пошлыми и крикливыми они становятся: когда их мало, обыватель вынужден потреблять то, что дают, а не то, к чему он тяготеет, и можно навязывать ему более здравый "материал", пусть местами и слишком для него сложный, а значит, и скучный, но когда обостряется борьба за массового читателя-зрителя-слушателя, тогда в ход идёт любая мерзость, которая может сработать. 02.04.2007: Особенности мышления нынешней молодёжи, насколько я в состоянии их заметить: 1. Самоуверенность (идущая от информированности по поводу новей- ших реалий, имеющих сомнительную значимость). 2. Сосредоточенность на играх (и вообще на развлечениях), перенос игровой манеры думания в реальные ситуации. 3. Моральная уплощённость (нечувствительность к моральным тонкостям), слабость моральных запретов (следствие воздействия рекламы и деструктивного искусства). 4. Нарушенность целеполагания: несвязанность каждодневного поведения с какими-то значительными целями. 5. Фрагментарность мировоззрения: обобщённые представления существуют как как наборы не связанных между собой моделей, взятых из разных источников не лучшего качества. 6. Некритичность мышления (следствие длительного интенсивного воздействия рекламы). 21.04.2007: - Ну и что ты мне за это сделаешь?! - А почему все думают, что я кому-то что-то делаю? Люди ведь и сами по себе иногда умирают!
снайперская винтовка

Возврат на главную страницу