Нет более глубокого одиночества, чем одиночество
самурая, -- кроме, возможно, одиночества тигра в
джунглях...
Из фильма "Самурай" Жан-Пьера Мельвиля, 1967 г.
О том, из-за чего не тянет зачислить себя, к примеру, в шляхту
(или в космонавты -- для разнообразия), а в самураи -- тянет (но
только чтоб никаких обязанностей!).
Наклонность рядиться в чужие одежды может происходить не только
из стремления привлечь к себе внимание, но также из любопытства и
из желания размежеваться с несимпатичными окружающими. С белору-
сами давно уже что-то не так, как хочется людям, настроенным на
сильное, светлое, великодушное и местами хотя бы чуть-чуть герои-
ческое. Слишком много посредственности и плебейства, слишком мало
благородных порывов.
Ещё одно основание того, что "самурай", а не "шляхтич": если
назовёшься шляхтичем, чего доброго начнут намекать, что надо бы
подтвердить шляхетство справочкой, а где я её возьму? Моё единст-
венное подтверждение -- мой железный инструмент в углу за дверью.
Оно, конечно, весомое, но ведь запрещают ходить с ним по улицам,
а вдобавок силу убеждения оно приобретает только в умелых руках,
а мне развивать умение некогда. Я смогу по-молодецки отрубить
кому-нибудь голову разве что с попытки третьей, да и то если
несчастного подержат при этом за руки (а лучше -- за ноги, чтобы
я никого лишнего не задел).
Белорусское самурайство наверняка излечивается какими-нибудь
таблетками, только зачем? Чтобы здешнее общество стало ещё скуч-
нее?
В средневековой Японии крестьянам было под страхом смерти
запрещено брать в руки меч. Кто брал его, должен был защищать им
свою жизнь. Если ему это удавалось, он -- как ни крути -- стано-
вился человеком меча. Несогласные с этим имели возможность
попробовать отнять у него меч силой.
Впрочем, иногда мне хочется быть не самураем, а ниндзя. А вот
рыцарем быть не хочется: слишком много церемонности с дамами, а я
не хочу и не буду ездить в автобусах стоя.
Путь меча -- это путь самодисциплины. Не то чтобы я очень на
нём преуспел, но я хотя бы убеждённо говорил всегда (и говорю!)
правильные слова о нём, а, как известно, в иных делах уже и одно
намерение -- не лишь бы что.
В самурайстве меня не устраивает только "верность господину".
В этом я -- шляхтич: в моральном отношении надо мной никого,
кроме Бога (да и того, наверное, не существует). Любой шляхтич
может стать в этой стране королём, любой король может быть послан
подальше шляхтичем. Свою шляхетскую республику мы, правда, давно
профукали, но шляхетский гонор местами ещё остался. К любым
начальникам у меня всегда не очень тёплое отношение: я вынужден
УГОВАРИВАТЬ себя, что среди них попадаются неплохие в общем-то
люди, оказавшиеся на своём месте в силу всяких необходимостей. Но
в глубине души зачастую шевелится мысль: может, р-р-революцию им
устроить? Наверное, в далёком детстве я какой-то специфической
ерундой обчитался...
Многие ли добровольно попёрлись служить в Вооружённые силы?
Многие ли могут о себе сказать, что они -- офицеры в третьем
поколении (пусть и с некоторой натяжкой)? Многие ли могут нарисо-
вать хотя бы десять японских иероглифов? Могие ли таскают с собой
хотя бы перочинный нож в кармане? Многие ли смотрели хотя бы пять
раз фильм "Семь самураев"? А мой почти каждодневно поедаемый рис
с соевым соусом -- это разве ничто?! Нет, я не утверждаю, что
латентных и замаскированных самураев можно выявлять в магазине по
тому, что они закупают рис и соевый соус, но самурай, который не
потребляет риса с соевым соусом, -- уж точно подозрителен. Так
что я всё-таки худо-бедно самурай, только оч-ч-чень ленивый.
Нет, на самом деле я -- почти безвредный читатель и кропатель
книг, машущий мечом исключительно в тренировочных целях. Поэтому
если кто-то будет утверждать, что я когда-то что-то ему отрубил
-- или хотя бы просто набил ему морду -- это почти наверняка
будет неправдой.
* * *
А ещё я себя иногда гигантом мысли чувствую. Чаще всего это
случается по понедельникам -- когда снова надо тащиться на работу
вместо того, чтобы делать открытия, лёжа дома на диване.
* * *
Есть фильмы "Семь самураев", "Слепой самурай", "Однорукий саму-
рай", "Последний самурай", "Последний меч самурая". Надо бы ещё
снять "Семь одноруких самураев", "Последний меч последнего слепо-
го самурая", "Девять с половиной самураев", "Самурай в сапогах",
"Самурай и Серый Волк", "Самурайчик-с-пальчик", "Самураи не сда-
ются, а только притворяются" и т. д. В общем, тема ещё далеко не
исчерпанная.
* * *
Путь меча -- это путь бдительности и здоровья (ну, до первого
большого прокола). А также путь самосовершенствования. Отрубание
врагам голов и всяких прочих выступающих частей тела -- редкий
необязательный эпизод на пути меча (разумеется, эпизод приятный,
но обычно приносит достаточное удовольствие уже просто сознание
того, что при острой необходимости (когда иссякнет терпение, к
примеру) сможешь претворить эту фантазию в явь: вжик -- и пробле-
мы нет).
Путь меча -- это готовность защищаться и защищать; готовность
убивать и где-то даже быть убитым; готовность атаковать и настро-
енность на победу; готовность твёрдо встать на пути зла.
Скажем прямо: идущий по пути меча -- это потенциальный убийца:
по складу мозгов, по физической подготовке и по запасу "скобяных
изделий" (как изящно выразился Чарлз Бронсон в фильме "Красное
солнце"), которые он таскает противозаконно с собой или лояльно
держит дома в углу. Государство расположено терпеть таких индиви-
дов лишь у себя на службе, но оно их не всегда заслуживает.
Путь меча может быть и коротким, и длинным -- в зависимости от
нюансов поведенческих установок. У ленивых и осторожных самураев
он нередко получается довольно протяжённым, хотя так или иначе не
бесконечным. Впрочем, в долгой жизни (ну, не слишком долгой!)
есть свои преимущества: появляется возможность сравнивать эпохи,
проверять собственные прогнозы, ссылаться на личный сомнительный
опыт. А ещё доводится пережить много приятных разочарований (во
врагах, конкурентах), а также много неприятных, но поучительных
(в себе, друзьях, человеках вообще).
Ленивый самурай может работать, но вряд ли будет СЛУЖИТЬ, то
есть испытывать удовольствие от подчинения. Наличие кого-то
"сверху" -- это досадное недоразумение, которое, к сожалению,
почему-то никак не заканчивается, но которому можно просто не
придавать большого значения.
* * *
Тяга к железкам средневекового типа отчасти идёт от дурного
предчувствия, что они скоро могут оказаться не такими уж беспо-
лезными -- когда более сложные железки станут недоступными вслед-
ствие развала нынешней системы производства. Далее, если стремле-
ние отстраниться от гнилой современности и примазаться к чему-то
здоровому и живучему получает большее удовлетворение, когда втис-
киваешь себя в некоторый образ, то почему бы не в этот? Полагаю,
если дело не дошло до выбривания себе макушки на самурайский
манер, то всё пребывает в пределах психической нормы и не должно
вызывать больших опасений у бдительной психиатрической обществен-
ности.
* * *
- Да какой ты к чертям самурай, если ты даже не узкоглазый?
- Я... ну... так вот же меч зато! А вот и готовность рубануть им
ну хоть даже тебя, приятель!
- Экая невидаль -- меч!
- Но у тебя его нет!
- А мне он не нужен!
- Но чем тогда рубить будешь, если тебя самого начнут рубить?
- Это только больные фантазии.
- Конечно, ведь всё ваше общество -- больное.
- Это уж как посмотреть.
- Очень просто: вокруг.
* * *
Впрочем, какие к чертям оправдания?! Заведёшь себе привычку оп-
равдываться -- президентом уж точно не станешь. Самурай -- и всё
тут. Я не берусь никому доказывать транскультурную сущность саму-
раизма и не собираюсь ни с кем тягаться в самураистости вообще и
в силе самурайского духа в частности: мне попросту ЛЕНЬ тратить
на такое свои драгоценные самурайские силы. Меня ждут великие
самурайские дела. Всё. Проехали. Точка. Несогласные могут сделать
себе харакири.
* * *
06.10.2018
(Чем навеяно, не помню. Но чем-то навеяно. Наверняка в основном
фильмом "Семь самураев", но и о бусидо читано -- у самураев, ста-
вших писателями.)
Как ведёт себя правильный самурай:
- не стремится демонстрировать своё превосходство;
- не бахвалится; вообще, ведёт себя сдержанно;
- не доверяет чужому бахвальству, но и не раздражается на
него; скорее, потешается, но без вызова;
- не рвётся обнажить меч, но если обнажить приходится, то
делает это очень быстро и бьёт первым;
- не боится смерти, но и не ищет её специально;
- не стремится убить побольше людей, убивает только в крайнем
случае;
- не служит "господам" (в фильме "Семь самураев" их нету);
- всего лишь просто живёт (ест, спит, общается, сражается
и т. д.), стараясь достойно пройти "путь воина";
- тренируется;
- к боевым действиям готовится тщательно, в частности,
уделяет большое внимание инженерному оборудованию позиций и
разведке;
- на тропе войны очень дисциплинирован, без лишних слов
подчиняется командиру;
- в бою действует быстро, передвигается бегом;
- не стесняется применять военные хитрости;
- не брезгует луком и стрелами;
- не алчен, не ищет добычи;
- не стремится к славе: она приходит как бы сама собой;
- немногословен, но с близкими себе по духу людьми охотно
общается;
- ценит дружбу, боевое товарищество;
- защищает простонародье от разбойников.