Ленивый самурай

5.6. Тамара Катаева как слишком въедливая критикесса.

Тамара Катаева -- одарённая в литературном отношении особа: наблюдательная, проницательная, начитанная, с чувством языка и с умением ярко и занятно выразиться. Разоблачение Ахматовой развёрнуто у неё на более чем 500 страниц текста, так что, наверное, Тамара Катаева -- ещё и очень добросовестный автор: менее объёмный текст был бы в её глазах легковесным, неубеди- тельным, граничащим с клеветой. Мне бы такого количества страниц хватило, чтобы вывести на чистую воду всю советскую литературу с "серебряным веком" впридачу. Да-да, я тоже люблю разоблачать, но интерес к теме у меня слабеет где-то на десятой странице собст- венного текста, а к тридцатой мне уже хочется переключиться на следующую жертву. Причина -- не в недоразвитости у меня чувства ответственности, а в переразвитости у меня чувства собственной значимости: жалко тратить на какого-то неправильного человечка своё драгоценное время и убеждать себя и других в его неправиль- ности в двадцать раз большим количеством аргументов, чем это минимально необходимо. Должно ведь остаться время и на собствен- ные великие дела. Катаева поступила толковее: она не стала полоскать всю советс- кую литературу, а взяла очень узкую тему и подавила возможных оппонентов огромной МАССОЙ агрументов. Разобраться в теме -- это пустяк под солнцем: важно протолкнуться со своим разбором в область общественного внимания, иначе как если бы ты и не разо- брался вовсе -- и даже как если бы тебя не существовало на свете. А для проталкивания себя (ну, своих интеллектуальных достижений) лучше не замахиваться на многое, зато в немногое вложить много сил: у тебя и критиков будет поменьше, и критикам будет потруд- нее. Наконец, при чтении 10-50 и даже 100 страниц, пусть и очень занимательных, люди не успевают охмуриться, а если их обрабаты- вать хотя бы 200 страницами, прорыв в подсознание обеспечен. Книга написана очень по-женски, то есть без попытки обобщить, показать феномен в контексте эпохи. Объём у неё абсурдный, но он частично оправдывается тем, что благодаря ему книга оказывается чем-то вроде энциклопедии по московско-ленинградской литературной тусовке 1920-х -- 1960-х. А ещё эта книга написана очень по-современному: с положительным упоминанием модных дегенеративных авторов (Владимира Сорокина, Венедикта Ерофеева) и свободным обращением со всякими понятиями из интимной сферы. Анна Ахматова у Катаевой -- имитаторка, позёрка, симулянтка, приспособленка, бездельница, манипулянтка, лгунья, развратница, плохая мать, курильщица, любительница выпить. * * * У Катаевой: "Великий русский поэт Бродский уверяет, что это Анна Ахматова, умершая в 1966 году, научила говорить родную землю." Из этого можно заключить, что у Катаевой -- наверняка примесь еврейской крови и что Иосиф Бродский -- на самом деле не великий русский поэт, потому что великий русский поэт не пошёл бы на такое абсурдное преувеличение даже из вежливости. О Бродском у меня когда-нибудь будет отдельный разговор. * * * Какой бы позёркой, имитаторкой и т. п. ни была Ахматова, у Корнея Чуковского есть про неё в "Дневнике" следующее: "Вчера в Доме Учёных встретил в вестибюле Анну Ахматову: весе- ла, молода, пополнела! 'Приходите ко мне сегодня, я вам дам бу- тылку молока -- для вашей девочки'. Вечером я забежал к ней -- и дала! Чтобы в феврале 1921 года один человек предложил другому -- бутылку молока! <...>" (3 февр. 1921) ................................................................. .................................................................

5.7. Станислав Куняев как тоже специалист по евреям.

Станислав Куняев (род. в 1932 г.) -- наверное, большой, как говорится, русский поэт (с польским именем и тюркской фамилией). А ещё литературный критик и публицист. Известен, в первую оче- редь, своим поэтическим афоризмом "Добро должно быть с кулаками", а также чёткой националистической позицией, особенно в отношении этих ужжжасных евреев с их возмутительной специфической установ- кой на властвование в России и в мире. Разоблачительную книгу "Возвращенцы" этого автора мне довелось с интересом почитать. Вообще, очень правильно, когда литераторы говорят о политике напрямую, в так называемой публицистике, а не мучают себя и читателей "художественной правдой", особенно с аллегориями и прочими тонкими намёками. В книге "Возвращенцы" вводится в оборот много всяких фактов по поводу еврейских, проеврейских и антиеврейских русскоязычных писа- телей и поэтов, а ещё чиновников и политиков, и ряд эффектных антиеврейских цитат из Розанова и еврейских авторов. Чего в книге нет, так это каких-то новых существенных обобщений и рекомендаций. Автор не занимается компиляциями и не увлекается избитыми цитата- ми, а опирается в основном на собственные впечатления и собствен- ные находки в чужих текстах, тем не менее, книга -- всего лишь "ещё одна" про нехороших евреев, которые и в ус себе не дуют. Чи- тается запоем, но для человека уже знакомого с российской антиев- рейской публицистикой постсоветского времени интересна больше не темой еврейства как такового, а темой писательского быта эпохи позднего СССР, а также темой "перестройки" и капиталистической революции в России. Автор не балуется риторикой, выражается по существу, самолюбуется в меру. Общее впечатление: могучий умище второй величины, кормящийся от темы поруганной России. Для нации в основном полезен, но лишь как дополнение к авторам, проторяющим пути. По физиономии -- типичный аппаратчик и наверняка даже в КПСС состоял. Интересен взгляд Станислава Куняева на поэта Эдуарда Багрицкого и писателей Валентина Катаева и Виктора Астафьева. Почтительное поминание Куняевым "сказки" Василия Шукшина "До третьих петухов" мне не понятно: слишком большая снисходительность к "своему" -- по образцу еврейской. * * * В советском раю для избранных было большое отделение для "работников пера" -- Союз писателей: с Литературным фондом, Цент- ральным домом литератора, дачным посёлком Переделкино, "домами творчества" в лучших углах шестой части суши, творческими коман- дировками по стране и за границу, съездами, банкетами и другими благами за мой, среди прочего, счёт. Задумывалось это всё с хоро- шей целью помочь творческим людям, но выродилось в кормушку для халтурщиков и рассадник антигосударственных настроений. В лучшем случае один процент продукта этой кастовой "отрасли" был хорош для использования по назначению. Все недостатки советской литера- туры определялись существованием союзписательского подкормочного корыта, и крах советского государства им обусловлен был процентов на двадцать как минимум. На самом деле следовало платить писате- лям лишь за издание книг, а кому не хватало на жизнь, те могли бы её изучать посредством участия в общественно-полезном труде на общих основаниях. Умеренные трудности укрепляют характеры и ради- кализируют творчество. Я в целом не одобряю произведений, к при- меру, Михаила Веллера, но мне он симпатичен тем, что не состоял в Союзе писателей, а для того, чтобы иметь возможность строчить, сначала зарабатывал деньги на пропитание простым честным трудом, как большинство нормальных людей. * * * По Куняеву, если еврей совсем ассимилировался, стал почти как русский, то это правильный еврей, а если не ассимилировался, то неправильный и должен ассимилироваться, или помалкивать, или уезжать. Попробуем взглянуть на эту же проблему глазами нерус- ских. Россия -- не только для русаков (а если ТОЛЬКО, то пусть убираются с Кавказа и т. п.). Все народы, издавна проживающие в России, имеют естественное право на то, чтобы оставаться самими собой, поддерживать своих, участвовать в управлении страной, стараться переделать её "под себя" и, может быть, даже ставить вопрос об отделении. Евреи -- не исключение, тем более что не только они пёрлись в Россию, но и Россия пёрлась к ним: присое- динила в своё время Украину и Белоруссию, где они проживали не "двести лет вместе", а все шестьсот. Если евреи в России много больше других преуспели в расталкивании конкурентов локтями, это не значит, что они нарушали какие-то писаные и/или неписаные правила, а значит лишь то, что они были успешнее в том, чем занимались и другие. Евреи в среднем подлее других? Может быть, но мерило отсутствует. Евреи больше других лгут? Опять-таки, никто не измерял. Евреи своих поддерживают? Есть такое дело, но у русских те же возможности для поддержки русских. Вдобавок поведение людей (евреев, неевреев -- всё едино) существенно зависит от социальных условий: надо условия делать такими, чтобы они не располагали людей к подличанию, лжи и пр. Проблема русских националистов -- в том, что у них много необъ- ективного эмоционального разоблачительства и почти нет конструк- тива. Их рекомендации сводятся в лучшем случае к тому, что надо начать "всем дружить" под патронатом русских, но чаще -- к тому, что надо теснить инородцев, и/или воцерквляться в лоне правосла- вия, и/или проводить техническую сверхмодернизацию. Всё мимо. Кстати, в России в настоящее власть не еврейская, а чиновничья. "Новое дворянство" -- наднациональное чиновничье, а не еврейское. Правда, в высшем чиновничестве существенна примесь еврейства, и еще больше она -- среди самых крупных собственников. Богатые евреи, как и русские, подкупают и охмуряют чиновничий аппарат, но последнее слово в государстве номинально больше за русаками. Кстати, даже во времена Ленина евреи отнюдь не смогли вполне под- мять под себя страну, из-за чего сталинистам удалось их в конце концов потеснить. В начале 1990-х произошло то же, что в 1917-м: евреи хорошо рванулись к верхушке власти, но не смогли, а точнее не стали делать её целиком своей, потому что для удержания русской массы в повиновении нужны определённые иллюзии, а для культивирования иллюзий (в нынешних условиях -- патриотических) нужен немалый процент родных русских морд в правительстве и чуть ниже. Чтобы остановить деградацию народов России, нет смысла ставить основным пунктом программы оттеснение евреев от власти: он так стоит уже 20 лет, а без толку. Даже если евреев каким-то чудом изъять из российской "верхушки", программа деятельности этой "верхушки" останется приблизительно прежней, а значит, приблизи- тельно прежними будут и результаты. По большому счёту евреи в российской "верхушке" не против "про- цветания" России (если не в западном смысле, то хоть в каком- нибудь) и даже не против размножения русского народа -- при усло- вии, что они сами останутся в "верхушке" и будут получать плоды с этого "процветания". Действительно, не всё ли им равно, какую рабочую силу использовать: русскую или иммигрантскую? Русская даже удобнее, потому что есть отлаженные приёмы манипулирования ею. Проблема в том, что "даже евреи" не в состоянии предложить для России перспективный проект достижения процветания при сущес- твующем раскладе факторов и существующем состоянии менталитета. * * * У Станислава Куняева (стр. 282): "Наши якобы подлинные заявления о том, что 'настоящими русскими писателями могут быть только люди с чистой русской кровью', бес- церемонно придумывались и сочинялись досужими клеветниками. Никто из наших хулителей никогда и нигде не привёл буквально ни одной цитаты из каких-либо наших статей, речей, выступлений, потому что никто из нас никогда не говорил и не писал подобных глупостей." Что до меня, то я не совсем "подобные глупости", но говорил, и писал, и готов повторить: "настоящими русскими писателями могут быть только люди с чистой русской кровью" или хотя бы с тремя четвертями её, потому что даже половина нерусской крови почти всегда вносит явный существенный нюанс, а ведь ещё и неявный бы- вает. От "настоящих русских писателей" надо отличать русскоязыч- ных еврейских и др. писателей и русскоязычных писателей-космопо- литов с всё равно какой кровью. "Настоящий русский писатель" -- это писатель, который защищает русские национальные интересы не из расчёта и не из чувства справедливости, а из-за того, что ина- че он не ублажит своего мощного инстинкта групповой солидарности и будет чувствовать эмоциональный дискомфорт. Русофильствовать -- Бога ради, это должно только приветствоваться. Но записываться в русские -- это уже извращение и измена какому-то другому народу. Это непонятно, а значит, опасно. Быть русским -- "какое счастье, какой восторг!" -- но примазываться к чужому счастью, обеспечен- ному чужими предками, -- это своеобразное воровство. Вдобавок каждый автор, записывающийся в русские, оказывается конкурентом настоящим русским -- более надёжным носителям русскости. * * * Я охотно читаю еврейские книги о евреях, Израиле, антисемитиз- ме, тяжкой доле еврейского народа. Обо всём же прочем я стараюсь читать у нееврейских авторов: не потому, что еврейские пишут хуже, а для того чтобы евреи не считали, что я им очень обязан -- "информационным обслуживанием" и пр. Это не бойкот, поскольку выдерживается не жёстко. Это всего лишь проявление нордической гордости и лёгкая поддержка "своих" -- аналогичная той, какую евреи оказывают евреям. Если я цитирую еврейского автора, то чаще как еврея, а не "на общих основаниях". У евреев -- своя песочница, у нас ("народов славянского корня") -- своя. Евреи не хуже (или не намного хуже) нас, но -- чуть ДРУГИЕ. Я -- патриот Израиля и при определённых условиях буду защищать его с оружием в руках, но это будет союзническая помощь, а не смешение меня с евреями в одну якобы общечеловеческую кучу. Коль евреи повадились утверждать, что мы, германо-кельто-финно-тюрко-балто-славяне и пр., им МНОГО ЧЕМ ОБЯЗАНЫ, надо стараться по возможности хотя бы иногда обходиться без них: чтобы выяснить, на самом ли деле нам без евреев никак. Впрочем, евреи, как и русские и т. п., -- далеко не однородное целое, так что говорение про всех их скопом -- всегда округлённое, то есть, более или менее неверное в отно- шении каждого конкретного индивида. И я у иного еврея скорее на- хожу объединяющее нас, чем у иного русского. И в человечестве мы с евреями всё равно братья, пусть и не родные, а только троюрод- ные. Вот так.

Возврат на главную страницу