PHOTO

Александр Бурьяк

История и теория империй

(наброски)








Барельеф Триумфальной арки в Париже
Обновлено: 10.04.2018
Другие произведения
bouriac@yahoo.com

1. Введение.
2. Понятие империи.
3. База данных об империях.
4. Место империй в истории.
5. Империи и нации.
6. Империи и союзы.
7. Империи влияния.
8. Причины образования империй.
9. Альтернативы империям.

1. Введение.

Дайте мне взглянуть на что-нибудь совершенное, до конца удавшееся, счастливое, мощное, торжеству- ющее, чего еще можно было бы опасаться! Ф. Ницше. "К генеалогии морали" (I.12). В истории любой страны, любого народа есть много страшного, грязного, глупого, абсурдного. И на это следует обращать некото- рое внимание -- чтобы меньше повторяться. Но в первую очередь следует обращать внимание на другое: на великие порывы, на реаль- но полезные достижения, а также на здраво налаженную повседнев- ность. Из истории следует БРАТЬ. Для этого необходимо её ЗНАТЬ. Но поскольку она ОГРОМНА, и по существу необъятна, лучше подхо- дить к ней с определёнными критериями поиска: высматривать что-то конкретное, с конкретными целями. Целью данной работы является исследование феномена империи: многонационального государства, которое создаётся и сохраняется как целое в значительной степени посредством насилия. Антисоветская пропаганда второй половины XX века имела одним из основных мотивов обвинение России в имперскости: в насильст- венном удержании в составе СССР множества народов. Противники СССР использовали то обстоятельство, что Советский Союз, в отли- чие от всех стран Запада, был ярко выраженным многонациональным государством (с обычным для таких государств набором проблем). В подрывной пропаганде Советский Союз стал "Империей зла". Целью этой пропаганды был распад страны. Этой цели достигли, но заодно сильно пострадал образ "империи вообще": им как бы пожертвовали ради победы над "большевизмом". Между тем, все современные более-менее крупные государства про- шли имперскую стадию развития (кто бурно и по-крупному, кто тихо и по мелочам), поэтому для граждан этих государств говорить нехорошо об империях -- значит, дурно отзываться о собственных предках, которым они целиком обязаны тем, что имеют такое-то гражданство и такую-то культуру, а не что-то другое. Да, империи создаются не без крови. Но ведь рожать людей -- это тоже больно, а никто (по крайней мере, явно) не выступает по этой причине против того, чтобы женщины рожали (неявно -- выступает, поэтому и вымирает коренное население Запада). Большим, если не основным, пороком империй считают насилие. Но насилие внутри империй -- это всего лишь альтернатива взаимному насилию между неимперскими мелкими государствами (это помимо насилия внутри таких государств). А поскольку своих обычно душат несколько менее злобно, чем чужих, то выгоднее быть душимыми в империи, а не извне. Обличаемой сущностью антиимперских "поливов" настоящего времени обычно является не вполне ещё добитая Россия -- та самая Россия, которая как империя отличается тем, что она в наибольшей степени, чем другие империи, сохранила своеобразие входящих в неё народов. Разумеется, это следствие, скорее, не особенностей "русского характера", а всего лишь сравнительно малой плотности населения империи и огромности территории, на которой это население страдало (страдает) от гнёта имперцев. Имперские поползновения нынешней российской "верхушки" -- это по большей части пропагандистская чепуха для сеяния надежд у простоватых патриотов. Несколько миллионов иммигрантов в год -- это не увеличение человеческого потенциала Российской империи, а её "размывание", тихое прибирание её к рукам другими империями: явными, вроде китайской, и неявными, вроде исламской. В частнос- ти, Дальний Восток Россией уже почти потерян. Антиимперский пафос обычно имеет своей причиной не неприязнь к опасностям и слабостям империй, а нечто другое. У "инородцев" империи за этим пафосом стоит мечта о собственном государстве с имперскими амбициями (для начала -- маленьком: удушающем только представителей других этносов, оказавшихся на оторванной от империи территории). У "общечеловеков" -- смертельный страх перед военной службой и пренебрежение интересами общества. Принципиально антиимперская позиция может быть только эмоцио- нальная, но никак не рациональная, потому что рациональная анти- имперская не может быть корректно обоснована. Совокупность исто- рических и современных фактов говорит больше о том, что империи -- почти неизбежный и в принципе не бесполезный компонент жизни обществ. Порочными бывают конкретные особенности конкретных империй, но принципиальная конструкция империи -- это всего лишь оболочка, которую можно наполнять различным содержанием. Если хочешь заполучить хорошую империю -- делай её сам. В неимперском государстве (то есть в очень маленьком или в по- старевшей империи) насилие используется не в меньшей степени, чем в имперском, но в имперском государстве оно имеет форму имперско- го, поэтому есть поверхностный повод говорить о насильственном характере империй вообще, как если бы насилие не было необходимым и существенным направлением деятельности любого государства. Антиимперская идеология -- это всего лишь инструмент разрушения конкретных империй, используемый другими империями, в лучшем слу- чае -- местными "элитками", стремящимися урвать себе часть импер- ской территории, а в туманной перспективе -- выстроить собствен- ные империи. Ничего, кроме демагогии и пафоса, имперской идее противопоста- вить невозможно. Люди, пришедшие в этот мир на готовенькое и не отвечающие головой за состояние общества, могут бесконечно позволять себе антиимперские рассуждения -- даже после того, как исчерпается имперское наследие их предков, но картину общества (разделение на государства, культуры, этносы) определяют в конеч- ном счёте не сепаратисты, а имперцы, потому что, даже чтобы како- му-то "угнетаемому" народу иметь шанс добиться "независимости" от империи, надо быть не очень маленьким, а это имеет место лишь то- гда, когда сам этот народ представляет собой продукт интегрирую- щей деятельности небольшой империи, пусть и в очень далёком, варварском прошлом. Народы, не имевшие имперской фазы в своём развитии, как правило, ушли в никуда: растворились в других народах. Хорошо это или плохо, но шло укрупнение народов. Любой народ, конечно, мог сохраняться и наращивать свою численность за счёт культурной самоизоляции и интенсивного размножения, но он вернее достигал этого за счёт ассимиляции других народов в границах империи, которую создавал. Героические личности в политике бывают разных типов. Среди прочего, есть цезари и боливары: первые с благими намерениями выстраивают империи, вторые с благими намерениями их разрушают. Те и другие движимы не только личными амбициями, но также и благими намерениями -- и действительно добиваются решения каких-то проблем, но при этом создают какие-то другие проблемы, так что дают основания для борьбы против себя. Как генералы имеют склонность готовиться к предыдущей войне, так и добропорядочные образованцы имеют склонность бороться с предыдущими гитлерами и сталиными, тогда как реальные угрозы уже, как правило, новые. Нынешние империи -- далеко не такие, как во времена британской королевы Виктории. Сегодня они, скорее, такие, как во времена, когда северные варвары выстраивали собст- венные имперские государства на теле разрушающейся Римской дер- жавы. Да, Запад переживает очередное нашествие (точнее, просачи- вание) варваров: на этот раз чёрных, жёлтых и т. п. из Африки и Азии. Китайцы, правда, не варвары, зато арабы, турки и негры раньше вцепились в Европу фору и более интенсивно размножаются. * * * Если принципиальное антиимперство -- позиция абсурдная, то стремление к демонтажу конкретной загнившей империи вполне может быть правильным, хотя лучше, конечно, в первую очередь сосредото- чиваться на возможностях её оздоровления. Если империя не поддаётся оздоровляющим воздействиям, надо использовать её "материал" для строительства какой-то другой им- перии и только в крайнем случае -- для перехода в промежуточную неустойчивую фазу: в период существования нескольких мелких государств. Разрушители империи изнутри должны честно говорить: "хотим в другую империю", потому что вне какой-либо империи они, если и продержатся, то не очень долго. * * * Выраженный иерархизм, характеризующийся тенденцией к абсурдиза- ции управления, отнюдь не является неизбежной особенностью импе- рии. К примеру, республиканский Рим был крупной империей, но власть в собственно городе Риме была устроена отнюдь не в виде привычной "пирамиды" подчинения. В течение всего времени сущест- вования Римской империи многие входившие в неё территории оста- вались под властью собственных царей, хотя и урезанной. В советской империи определённая степень автономии народов, можно сказать, даже навязывалась: считалось, что каждый народ, обитающий на своей традиционной территории, должен иметь своё административное образование: республику, автономную область или хотя бы автономный округ. * * * "Империя" -- чарующее слово. Вот расхожие образы массовой куль- туры: Emрire State Building, отель "Империал", "Империя игр", "Империя развлечений", "Газетная империя", "Финансовая империя", фильмы "Чингисхан", "Цезарь и Клеопатра" и т. д. Заря империй прекрасна. Старость империй отталкивает, как вся- кая старость. Великие империи относятся к числу самых значитель- ных человеческих достижений. Как сегодня некоторые народы стремятся в Европейский Союз, так несколько столетий назад некоторые народы стремились в Российскую империю, в Австрийскую империю и т. п. Европейский Союз -- это своеобразная империя нынешнего времени. Империи бывают в восходя- щей фазе, в нисходящей фазе. В восходящей они выгодны и привлека- тельны, в нисходящей зачастую представляется, что они очень мешают. Имперская идеология -- в числе важнейших факторов образования империй. Ни одна империя не создавалась на одном лишь насилии. Сначала возникает имперская идеолгия -- потом империя. Сначала разрушается имперская идеология -- потом империя. Критерии качества империи -- количество объединенных ею наро- дов и длительность ее существования. Интегрированный критерий может представлять собой сумму периодов вхождения в империю различных этносов. * * * Есть эстетичность и конструктивный смысл в больших империях, но есть эстетичность и конструктивный смысл и в маленьких государст- вах, если им хватает мозгов, чтобы обустраиваться и защищаться. Примеры таких государств: Швейцария, Израиль, Иордания. Положительное следствие малоразмерности -- небольшая высота управляющей иерархии. Она не располагает к загниванию и облегчает принятие сложных решений. Между "верхами" и "низами" дистанция в малом обществе вынужденно небольшая. Что же касается обеспечения безопасности и сложения усилий для больших дел, это вполне достигается посредством союзов -- в пер- вую очередь с другими малыми государствами. Соль ведь не в коли- честве человек и квадратных километров, а в их качестве. Отсутст- вие возможности добиваться благ грубой силой существенно подтал- кивает к поиску более тонких решений. Принципиальное общее превосходство больших империй над малыми государствами отсутствует. Оно случается только при неиспользова- нии малыми государствами преимуществ их собственной малоразмерно- сти: при нежелании или неспособности работать мозгами, при неуст- ранённости концептуальной зависимости от империй. Дураку, чтобы побеждать другого дурака, нужна сила, а умник может брать верх и хитростью. Для умника его собственная сила опасна тем, что лишает стимула сохранять, развивать и применять умственные способности. При надлежащем подходе к "человеческому материалу" страна может обеспечивать себе и десятикратное преимущество в возможностях при пересчёте на одного человека. То есть, к примеру, государство с 5 миллионами населения может успешно бодаться/соревноваться с го- сударством, в котором 50 миллионов населения. Правда, если малое государство смогло хорошо организовать своих умников, то оно и бодаться ни с кем не будет, а найдёт более спокойные пути решения своих внешнеполитических проблем. Однако у малых государств есть дурной соблазн пристраиваться марионетками младшими союзниками при больших государствах. Это обеспечивает кое-какой подкорм, избавляет от необходимости серь- ёзно думать, но и лишает преимуществ малоразмерности. Ещё один нехороший соблазн у малых государств -- выдуривать по- блажки и ресурсы у большого государства под предлогом подготовки себя к слиянию с ним в "более тесный союз" или под угрозой слить- ся "более тесный союз" с каким-нибудь другим государством. В этом случае малому государству интеллектуализация тоже не требуется, потому что замах на собственный путь сделал бы такую стратегию невозможной. Элемент замаха может разве что имитироваться -- для набивания себе цены при торге.

2. Понятие империи.

В словаре Бракгауза и Эфрона: "Империя (лат.): у римлян Imperium -- высшая государственная власть, принадлежала одному народу, проявлявшему ее в законодательстве, верховном суде, в решении вопроса о войне и мире; временно, как высшее полномочие, переносилась на выборных сановников; со времени Ю. Цезаря и Августа обладателями ее стали императоры. Позже И. стала обозначать территорию, на которую простиралась верховная власть." Империя в современном смысле -- многоэтническое государство, в состав которого часть народов была включена силой и/или в составе которого часть народов силой удерживается. Имперский народ -- основной строитель империи; он занимает в империи руководящее положение; на территории его проживания размещается её столица. Империи бывают разных типов. Общее у них -- наверное, насилие внутри своих границ, направленное на то, чтобы сохранить большое разнородное целое, стремящееся распасться. Все сколько-нибудь крупные государства -- это империи (ныне -- с затухающей имперскостью) или бывшие империи. Правда, аналогично все современные человеки -- потомки людоедов, так что прошлое ни к чему не обязывает. Империи бывают ярко выраженные и неярко выраженные. Почти любая страна -- хотя бы немного империя: притесняет в своих границах какой-нибудь малый этнос и держит в тюрьмах каких-нибудь сепара- тистов. Чаще всего в империи есть только один имперский народ. Бывают империи с двумя, тремя и даже четырьмя имперскими народами. Чёт- кой границы между имперским и неимперским народами нет. В импери- ях с несколькими имперскими народами не все эти народы находятся в одинаковых условиях. В разные периоды существования империи входящие в неё народы играют разную роль. Неимперский народ импе- рии может со временем стать имперским (пример: шотландцы в Британской империи). И наоборот, имперский народ империи может перестать быть имперским (пример: евреи в СССР). Империи с двумя имперскими народами: государство Ахеменидов (мидяне + персы); Речь Посполитая (поляки + литвины); Австро-Венгрия (австрийские немцы + венгры). В полиэтничной империи, существующей физически в виде единой территории, на которой этносы частично смешиваются, социальные границы между имперскими и неимперскими народами могут быть расплывчатыми. Бывают империи без отчётливо выделяющегося имперского народа. К примеру, Османская империя. Турок как народа, можно сказать, не существовало до того, как Османская империя развалилась в 1918 году: существовали только родственные тюркоязычные этнические группы, а империеобразующим фактором был надэтнический чиновничий слой. Некоторые считают (не без оснований), что имперского народа (имперских народов) по большому счёту не было и в царской России. Выдвигать на роль имперского в ней русский народ -- слишком боль- шое упрощение: хотя бы потому, что в правящем слое была сильна позиция немцев (даже "дом Романовых" был по крови немецким). Во- обще, российское дворянство, чиновничество, офицерский корпус были существенно полиэтничными: помимо условно-русских (в значи- тельной части потомков татар) и немцев, они включали в себя весо- мые доли поляков, кавказцев (в том числе мусульман) и вообще представителей "покорённых народов". Основной поставщик "пушеч- ного мяса"-- это ещё не имперский народ, а, может быть, всего лишь наиболее удобный "человеческий материал" для использования в военном деле. Что касается качества жизни, то самым высоким в Российской Империи оно было в массе у финнов, которые в имперских военных и административных делах почти не участвовали. Можно ли считать довоенный СССР империей с тремя имперскими народами (русские + украинцы + белорусы) -- вопрос сложный: хотя бы потому что численность номинальных белорусов отличалась от численности номинальных русских более чем в 10 раз, а среди укра- инцев всегда имела место тенденция к обособлению. В 1920-1930-х годах в СССР в качестве соимперствующего народа заметно выступали евреи, плюс была значительной роль кавказцев (одного из них даже занесло на самый верх), но в целом империеобразующий фактор в СССР был скорее не этнический, а партийно-чиновничий. * * * Города-империи: Рим, Карфаген, Венеция, Генуя, Новгород. В таких империях отсутствует имперский этнос, зато есть имперский город. * * * Факторы, укрепляющие империю: отсутствие значительных различий в правах и качестве жизни между народами империи; разделение труда между частями империи; внешняя угроза; эффективная идеология; общая социальная "верхушка". Методы удержания этносов в империи: расширение политических прав и экономических возможностей обитателей империи; повышение качества жизни и обеспечение безопасности обитателей империи; пропаганда имперского патриотизма; использование внешних угроз в условиях, когда перебежчиками в другую империю быть невыгодно; автономизация народов; устрашение потенциальных сепаратистов; раскол национальных общностей по какому-либо признаку; депортация (переселение или расселение); ассимиляция; поддержание умеренной взаимной вражды неимперских народов; частичное уничтожение активной части неимперских народов. Большинство государств -- полиэтнические. Моноэтнических госу- дарств очень мало. Наиболее крупные из них: Норвегия (98 % населения -- норвежцы) Япония (99 % населения -- японцы) Корея (99 % населения -- корейцы). Можно обратить внимание на то, что эти моноэтнические государ- ства -- островные и полуостровные. Их этническая однородность -- следствие длительного смешивания этнически различных групп насе- ления. И даже среди подобных государств большинство -- бывшие империи. Факторы, способствующие образованию моноэтнических государств: наличие у страны естественных границ; избыток населения (слабость иммиграции); длительность существования страны (слияние этносов); расовая, языковая, религиозная близость соседствующих народов; ассимиляционная политика правительств. Можно выделять империи следующих уровней: мировые; региональные; локальные. Мировые империи чаще заканчивают распадом, локальные -- образо- ванием новых крупных этносов. Все современные большие нации образовались путем смешения этносов в больших и малых империях: предки англичан: кельты (бриты, валлийцы и др.), римляне, германцы (англы, саксы, даны, норманны и др.), евреи и др. предки французов: кельты, италийцы, германцы (франки, скандинавские племена) и др. предки немцев: германцы, славяне (сорбы), балты (пруссы), тюрки и др. предки итальянцев: италийцы, этруски, греки, кельты, германцы (лангобарды), арабы, евреи и пр. предки испанцев: иберы, италийцы, германцы (вандалы), арабы, евреи и др. предки русских: славяне, балты, финны, тюрки, германцы; предки поляков: славяне, германцы, балты, тюрки. Нередко случалось, что большие народы подчинялись малым наро- дам. Иногда малые народы-завоеватели не имели преимущества в вооружениях, но брали организованностью, мобильностью и идеоло- гией. Имеет больший шанс стать имперским народ, который: превышает по численности соседние народы; сплочён; приучен к войне; имеет энергичных и популярных лидеров; выработал перспективную привлекательную идею. Механизмы создания многонациональных государств: добровольное объединение (Швейцария, Чехословакия и пр.); иммиграция из разных стран (Канада и пр.); завоевание, создание империи. Отличия империи от неимперского многонационального государства: фактическое, а иногда и формальное неравенство народов в некоторых отношениях; сепаратистские тенденции, преодолеваемые центральной властью. Неимперское многонациональное государство может со временем превратиться в имперское при сохранении прежних границ и этничес- кого состава: какие-то народы могут со временем получить в нём верховенство над другими народами. В существовании имперского этноса могут выделяться следующие этапы: предимперский; имперский; послеимперский, межимперский. В каждый из этих периодов господствующие настроения имеют свои особенности. Факторы, задающие пределы роста империи: другие сильные империи; естественные границы (горы, моря, пустыни и т. д.: ненаселен- ные и/или труднопроходимые местности). Внутренние факторы, сдерживающие рост империй: сепаратистские тенденции; внутренние межклассовые конфликты; трудности сообщения между областями. Последствия крушения империй: создание нескольких новых государств; прирост соседних империй или превращение соседних государств в империи; создание новой империи в теле разрушенной (Мидия --> Персия, Персия --> империя Александра Македонского); Если некий народ быстро (в течение нескольких лет) становится имперским, то это обычно не надолго -- по следующим причинам: у "верхушки" нет "исторического опыта" управления империей; массовое сознание не включает традиции сосуществования разных этносов в одном государстве. Германия не смогла создать прочный Третий Рейх отчасти потому, что не имела большого опыта управления колониями и повела непод- ходящую политику на захваченных территориях, заселённых народами другой крови. Для империи опасна неравномерность изменения ее частей (измене- ния численности этносов, богатства этносов, состояния среды оби- тания этносов): организация империи перестаёт отражать соотноше- ние потенциалов (= возможностей + амбиций) различных этносов, и это приводит к вспышкам недовольства тех этносов, которые считают себя способными побороться за лучшее место.

3. База данных об империях.

Формальный подход к описанию империй наверняка мало что даст для их понимания. Использование его сильно затруднено частью отсутствием сведений, частью сложностью формализации. К примеру, чем точнее указываются время возникновения и время исчезновения той или иной империи, тем более они сомнительны. Далее, обычно на разных этапах своего существования империя имеет разные характе- ристики, но довольно условным является и выделение этапов, и определение их характеристик. Кроме того, условия существования империй разного времени существенно различаются, так что подхо- дить к этим империям с общей мерой можно лишь с очень большой осторожностью, и уж конечно, не имет смысла их статистическое исследование. Получается, Формальное описание империй годится единственно для облегчения запоминания материала. Формальные характеристики империи: название; тип устройства; территория; имперские (= властвующие) народы; неимперские (= подчинённые) народы; время возникновения; время исчезновения; благодаря чему возникла/держалась; благодаря чему развалилась; что нового привнесла в технологию имперствования.

4. Место империй в истории.

Во всякий момент времени имеют место тенденции... образования и роста империй; распада империй; слияния входящих в империи этносов в единый этнос; возникновения новых субэтносов в границах больших империй, неоднородных по условиям жизни. Империя -- наиболее типичная и наиболее устойчивая форма сосу- ществования этносов. Почти все государства в той или иной степени стремятся стать империями. Гибнущие империи распадаются не только на моноэтнические госу- дарства, но и на империи меньших размеров, а также распределяются между другими империями. К примеру, после распада СССР образовались следующие империи: Армения (насильно удерживаемая территория: Восточный Карабах); Грузия (насильно удерживаемые территории: Абхазия, Аджария, Южная Осетия); Молдавия (насильно удерживаемая территория: Приднестровье) Российская Федерация (насильно удерживаемая территория: Чечня); Украина (насильно удерживаемая территория: Крым). Следующие государства на территории бывшего СССР выразили жела- ние оказаться в Европейском Союзе -- европейской империи: Литва, Латвия, Эстония и др. Европейский Союз -- империя, но слабовыраженная и специфичес- кая: захватывает новые территории посредством идеологической и агентурной подрывной работы, удерживает старые территории посред- ством подавления разномыслия. Процесс образования и разрушения империй продолжается.

5. Империи и нации.

Все современные большие нации своим существованием обязаны империям. Всякая большая нация -- продукт длительно существовавшей империи, в которой многие народы слились в один народ. Таким образом, сам факт существования больших наций доказывает жизне- способность империй. Совпадение этнических и политических границ (выдаваемое за существенный признак наций) является исключением, а не правилом. Можно говорить только о более или менее приблизительном их совпа- дении в некоторых случаях. Складывающееся иногда довольно значи- тельное совпадение этнических и политических границ вскоре нару- шается если не завоеваниями, то миграциями. По большому счёту, нация -- это выдумка "прогрессистов", которым хочется находить полезные новообразования в якобы всё более со- вершенствующемся человечестве. Якобы раньше наций не было, а по- явились они только в 18-19 веках. То, что "прогрессисты" называют нацией, есть один, или несколько, или много этносов в подчинении у одной государственной машины. Всё это имелось и раньше, только в менее сложной форме и с менее определёнными и устойчивыми тер- риториальными границами. Стадии формирования большой нации: 1) несколько несмешанно проживающих этносов в границах империи; 2) несколько полусмешанно проживающих этносов в границах империи (смешение -- территориальное и семейное); 3) преобладающий рост одного из этносов за счёт ассимилирования полукровок; 4) один большой этнос, в котором различия в происхождении становятся всё менее заметными, всё менее значимыми. Всякая империя -- предпосылка формирования нового, общеимперс- кого народа из входящих в неё этносов. В этом состоит её отрица- тельная роль, потому что растворение любого этноса в других -- это для человечества потеря в культурном и генетическом аспектах. Вхождение народа в империю не обязательно ведёт к его ассими- ляции: последствия зависят от народа и от империи. Поэтому поло- жительное отношение к империям может сочетаться с положительным отношением к сохранению своеобразия малых народов. О праве народов на самоопределение. Субъект имеет некоторое право, если группа субъектов, в которую он входит, это право ему предоставляет -- инициативно или по принуждению с его стороны. То есть, право всегда исходит от группы и существует относительно группы. Право -- не более чем условность между субъектами, существующая ради каких-то выгод этих субъектов. Народ имеет право на самоопределение, если сообщество народов решило ему это право предоставить (возможно, потому, что он это право обеспечил себе силой). Право на самоопределение как прин- цип, а не как уступка конкретному народу в конкретной ситуации -- это на практике всего лишь подрывная пропагандистская идея, которую старые большие нации (бывшие империи) могут использо- вать для разрушения тех сравнительно молодых империй, которые ещё не успели уничтожить все межэтнические различия на своей территории. Естественная сторона права народов на самоопределение такова: 1. Всякий народ должен бороться за самоопределение (если ему представляется, что вне империи он будет жить лучше и что затраты на отделение окупятся) -- с перспективой когда-нибудь создать собственную империю. 2. Всякая империя должна бороться за удержание народов в своём составе -- если имперскому народу представляется, что хотя бы ему так будет лучше. Борьба между империей и народом, стремящимся из неё выйти, должна вестись по возможности без ожесточения, без уничтожения людей ценностей. Какая организация эффективнее -- национальная или имперская -- покажет исход борьбы.

6. Империи и союзы.

Между империей, многонациональным государством, союзом госу- дарств нет чёткой границы. Далее, одно и то же государство может представлять собой добровольное объединение нескольких народов и в то же время выступать в качестве империи по отношению к неко- торым другим народам. У нескольких империй могут быть совместные колониальные владе- ния, совместные области влияния. К примеру в 19 веке согласован- но действовали в Китае англичане, французы, немцы, австро-венгры, русские, японцы.

7. Империи влияния.

Империи влияния держатся не силой оружия, а силой экономической и идеологической зависимости. Они -- мягкая форма существования империй. Равенства и добровольности в них зачастую бывает не больше, чем в империях, выстроенных посредством оружия. Военная сила в таких империях применяется только точечно: против очагов идеологического и военного сопротивления.

8. Причины образования империй.

История оправдывает любое желание. Она, строго говоря, ничему не учит, ибо содержит всё и даёт примеры всего. Поль Валери. "Заметки о величии и упадке Европы". Государство присоединяет к себе чужие территории, когда есть внутренняя и внешняя возможность, а также (хотя необязательно) потребность, наиболее доступный способ удовлетворения которой -- захват некоторой территории. Полезности наращивания территории: оправдание войны, затеянной ради её собственных полезностей; эксплуатация населения присоединённой территории; получение доступа к ресурсам присоединённой территории; ослабление внешней угрозы; увеличение экономической и военной мощи государства; увеличение веса государства в международных делах; получение обстоятельства, которое в пропаганде можно представлять как достижение. Иногда первичным является стремление воевать, а присоединение территории оказывается одним из оправданий реализации этого стремления. Иногда первичным является именно присоединение тер- ритории, а война выступает как единственно возможное или наиболее приемлемое средство. Возможные полезности войны: ограбление (однократное получение военной добычи); упражнение в войне; опробование и развитие вооружения, стратегии и тактики; предотвращение нападения; получение особо активными личностями возможности проявить себя; избавление от части особо активных личностей, представляющих собой опасность для существующей власти. Вредности наращивания территории: приобретение внутренних врагов -- обитателей присоединённой территории; порождение опасений у соседей -- потенциального объекта последующих завоеваний. Благополучной, привлекательной империи нет необходимости силой присоединять и удерживать народы: они сами просятся в её границы. Насильственное их удержание впоследствии понадобится тогда, когда благополучгый период существования империи закончится. Некоторые империи возникали не потому, что "экономическое могу- щество" позволяло им вести успешные войны, а потому что будущим имперским этносам нечего было есть и единственное спасение состо- яло в том, чтобы пограбить и потеснить соседей. Некоторые общества бывают устроены так, что могут существовать лишь при условии эпизодического территориального роста. Это ... 1) рабовладельческие общества, в которых плохо налажено воспроиз- водство рабов и которые поэтому нуждаются в притоке пленных; 2) общества, существующие отчасти за счёт военной добычи: контри- буций, ограбления завоёванных территорий; 3) общества, быстро расходующие природные ресурсы своей террито- рии. Стратегия выживания этноса может состоять в увеличении его численности, уменьшении её, удержании её на некотором уровне. Два последних варианта эфективны при ограниченности доступных для этноса ресурсов. Ресурсы разделяются на восполнимые и невосполни- мые. Численность этноса должна быть такая, чтобы при том образе жизни, какой он ведёт, восполнимые ресурсы успевали восполняться, а невосполнимых хватало на время, пока не будет найдена им замена или пока не будет обеспечен доступ к менее удобным их источникам. Доступность ресурсов можно понимать по-разному: доступность на имеющейся территории при имеющихся технологиях; доступность на имеющейся территории при возможных будущих технологиях; доступность на чужой территории, которую можно завоевать; доступность на чужой территории, с владельцами которой можно вести обмен; и т. д. Если нет военой угрозы и соблазна напасть самим (а такое бывает очень редко), то для общества лучше сдерживать свой рост, потому что в этом случае на каждого человека будет приходиться больше ресурсов. Бедность -- тоже средство самозащиты: кто беден, того мало кому хочется пограбить или завоевать (если включать в понятие бедности этноса также бедность ресурсами занимаемой этим этносом террито- рии). Бедность образа жизни не обязательно означает затруднения для военной деятельности: общество может быть бедным потому, что тратит много средств на подготовку к войне. Чем беднее население, тем легче оно переносит тяготы и лишения военного времени: война мало что изменяет в жизни таких людей. Чем меньше у людей имущес- тва, тем им легче защитить свои материальные ценности в условиях военных действий и соответственно тем меньше потери этих ценнос- тей. Этнос стремится расти численно, когда это требуется для успеха в войне (для захвата чужой территории; для ограбления соседей; для защиты собственной территории от захвата её другими; для защиты себя от ограбления). Вместо увеличения собственной числен- ности этнос может ассимилировать или подчинять себе другие этносы. Такой путь способен обеспечить значительно более быстрый рост при неизменности нагрузки на природную среду, но получающе- еся общество менее прочно.

9. Альтернативы империям.

Альтернативы империям: государство из добровольно объединившихся этносов; союз государств; совокупность независимых государств, придерживающихся некоторых правил взаимовыгодного сосуществования. Причиной объединения нескольких государств в одно государство или в союз государств обычно является стремление защититься от какой-нибудь империи. То есть, в этом случае империя первична. Особенности добровольных объединений: 1) большие трудности достижения различных компромиссов, 2) неустойчивость. Наиболее быстро создаваемыми и вполне устойчивыми являются полудобровольные имперские объединения народов. ................................................................. .................................................................

На главную страницу