Минский центр исследования глобальных проблем

Подготовка к глобальной катастрофе

Нижеследующая статья содержит неплохой обзор ситуации с глобальными проблемами и взглядами на их решение. Её рекомендательная часть, мягко говоря, очень спорная. Но обычно от профессора невозможно дождаться чего-то большего: надо, чтобы кто-то другой предложил заслуживающее внимания решение, и тогда профессор компетентно об этом расскажет.

С сайта www.viperson.ru :

Глобальные проблемы современности и пути их решения

Игорь Васильевич Бестужев-Лада, профессор РОУ
Дата публикаци: 21.03.2007

1.

В 1924-28 гг. русский ученый по имени Владимир Александрович Базаров-Руднев совершил одно из самых значительных научных открытий ХХ века. Он первый в истории науки предложил подходить к будущему не как к предмету предугадывания, а как к предмету обычного научного исследования. Не предсказывать, а выявлять назревающие проблемы и возможные пути их решения. Или, что то же самое, заранее "взвешивать" возможные последствия намечаемых решений и тем повышать их объективность, а следовательно и эффективность.

Работы Базарова были не поняты современниками и забыты потомками. Они вошли в научный оборот лишь в 80-х годах. Но спустя 30 лет после их публикации, в конце 50-х гг., к тому же проблемно-целевому подходу подошли первые американские, а затем и западноевропейские футурологи, понятия не имевшие о русской научной литературе 20-х гг. И родилось технологическое прогнозирование, которое подразделяется на поисковое (выявление назревающих проблем) и нормативное (выявление возможных путей их решения). На этой базе сложилось современное исследование будущего, как междисциплинарный комплекс прогнозных разработок самого широкого спектра естественных, технических и общественных наук. В глобальных, региональных и локальных масштабах. На глобальном уровне к началу 70-х гг. поисковые прогнозные разработки вылились в особое направление исследований будущего - глобалистику: изучение глобальных проблем современности. А нормативные - в альтернативистику: изучение возможных путей перехода к цивилизации, альтернативной существующей и способной, в отличие от неё, успешно справиться с указанными проблемами.

Важно добавить, что современное исследование будущего опирается, в основном, на анализ трендов - экстраполяцию в будущее тенденций, закономерности развития которых достаточно хорошо известны, а также на оптимизацию этих трендов, по критериям, заданным целеполаганием. Большую роль играет очный и заочный, коллективный и индивидуальный опрос экспертов. Применяются и другие методы: например, прогноз по аналогии и т.д. Результаты разработок сводятся обычно в прогнозные сценарии, матрицы и др. модели.

2.

Комплекс глобальных проблем современности покоится на теории глобальных балансов, согласно которой стабильность процессов (устойчивость их состояния) в природе и обществе зависит от степени их сбалансированности. Насчитываается до двух десятков глобальных балансов, начиная с общепризнанных, типа топливно-энергетического, материально-сырьевого, межотраслевого, продовольственного, транспортного, торгового, экологического, демографического и др. и кончая более или менее дискуссионными типа баланса вооружений, сил охраны и нарушения общественного порядка, убыли и подготовки кадров общественного производства, сноса и застройки зданий, заболеваемости и выздоравливаемости, наркотизации и денаркотизации общества (потребление никотина, алкоголя и более сильных наркотиков), разрушения и созидания культурных ценностей, различных балансов в международных отношениях, в системах информации и др.

Менее десятка лет назад ключевой глобальной проблемой современности являлась гонка вооружений, поглощавшая львиную долю совокупного валового продукта почти всех стран мира, да к тому же грозившая новой мировой войной. Собственно, как теперь стало ясно, она и предсталяла собой по сути главное поле сражений Третьей мировой войны 1946-1991 гг., вошедшей в историю под псевлонимом "Холодной". Самой настоящей войны с десятками миллионов убитых, раненых, инвалидов, беженцев, сирот, чудовищных разрушений и опустошений. Войны, в которой одна сторона ("мировая социалистическая система" во главе с СССР) потерпела поражение, капитулировала и распалась, потому что вчетверо уступала противнику (НАТО во главе с США) экономически и на целый порядок - технологически. Кстати, именно итоги этой войны в значительной мере ныне определяют положение России, мало чем отличающееся от положения Германии или Японии полвека назад, с той разницей, что ей никто не собирается помогать вставать на ноги против общего врага.

В 90-х годах ключевой глобальной проблемой, вместо гонки вооружений, получившей качественно иной характер изобретения и производства принципиально нового оружия, сделалось противостояние так называемого Третьего и Первого мира, т.е. развивающихся стран Азии, Африки, Латинской Америки и развитых стран Северной Америки, Западной Европы, плюс Японии и ряда других (Второй мир - бывшие СССР и развитые страны Восточной Европы - быстро распадается на Первый и Третий, куда скатываются Россия и прочие государства НГ). Это противостояние безысходно во многих отношениях, потому что Третий мир пока что идет по пути развития Первого мира, а путь этот в общемировых масштабах бесперспективен: его "перекрывают" ограничения мировой энергетики, экологии и культуры, на которых мы остановимся ниже. Но самое главное, оно чревато Четвертой мировой войной по сложному комплексу причин, из которых выделяется по "взрывоопасности" проблема занятости населения.

Известно, что в странах с низким уровнем развития экономики не имеет работы - по крайней мере, постоянной работы - почти каждый третий из трудоспособных, не считая матерей многодетных семей. За вторую половину ХХ в. таких набралось сотни миллионов, и это число быстро растет. Между тем, в отличие от старших поколений, примирившихся со своей судьбой, молодежь получила кое-какое образование, имеет представление о жизни в Первом мире и настроена очень агрессивно. Но реализовать себя может практически только в трех структурах: тоталитарных, изуверских или мафиозных. Со своей стороны, главари таких структур готовы на любые авантюры, чтобы захватить и удержать власть. Первые попытки в этом направлении уже были, но кончились провалом из-за неравного соотношения сил.

Однако в руки авантюристов буквально плывет оружие массового поражения - химическое, бактериологическое и, возможно, ядерное. Как только они более или менее освоятся с ним - неизбежно повторение "Бури в пустыне", но на сей раз при гораздо более неблагоприятном для Запада соотношении сил. Ситуация все более напоминает последние годы Римской империи. Как решить эту проблему в существующих условиях, не знает никто.

Следующая по остроте глобальная проблема - экологическая. Загрязнение окружающей природной среды растет такими масштабами и темпами, что, по авторитетным экспертным оценкам, в обозримом будущем нескольких ближайших десятилетий проблемная ситуация начнет перерастать в критическую и далее в катастрофическую, т.е. сопоставимую по результатам с самой разрушительной мировой войной. Страны Первого мира спасаются от надвигающейся катастрофы все более эффективными природосберегающими технологиями. Но для Третьего мира широкомасштабное применение подобных технологий просто не по карману - и он, можно сказать, обречен превратиться в сплошную "зону экологического бедствия", если не будет качественно иного отношения к природе.

Экологическая проблема тесно связана с демографической, которая, в свою очередь,распадается на две противоположных проблемных ситуации: "демографический взрыв" в Третьем мире и "депопуляция" в Первом. Массовая многодетность в Третьем мире снижается недостаточно быстрыми темпами. Демографы почти единодушны в том, что население в нем на протяжении первой половины ХХ1 в. более чем удвоится и составит 9/10 общемирового. Соответственно возрастет нагрузка на природную среду, не говоря уже о проблемах пропитания, обучения и занятости такой массы людей. С другой стороны, столь же массовая малодетность и даже бездетность в Первом мире ведет к нарастающей инфантилизации подрастающих поколений - искусственному торможению нормального процесса взросления молодого человека, что ведет к физио-психической деградации и конечной выморочности населения.

Для того, чтобы "подтянуть" уровень развития третьего мира к Первому, необходимо удваивать производство и потребление энергии каждые несколько лет. Тепловая энергетика такой нагрузки не выдержит. Даже если хватит запасов нефти, угля и газа - загрязнение воздуха станет убийственным. Атомная может выдержать, но очень опасна: любая крупная диверсия может дать новый Чернобыль, а каждая такая катастрофа по числу жертв и масштабам разрушений равносильна взрыву нескольких атомных бомб. И даже ядерная, если будет освоена управляемая термоядерная реакция, способна породить негативные климатические сдвиги. Словом, ситуация при существующем положении вещей - тупиковая.

Неизбежное в обозримом будущем по меньшей мере удвоение мирового народонаселения до крайности обостряет и продовольственную проблему. Та "Зеленая революция", которая спасла Третий мир в 60-х годах от неминучей голодной смерти прогрессивными агротехнологиями, позволившими многократно увеличивать урожаи, не может повторяться бесконечно. Хотя и при ней примерно треть населения Третьего мира живет впроголодь, а несколько сот миллионов очень жестоко страдают от голода. Ухудшение положения чревато гигантским социальным взрывом.

Мировая торговля давно превратилась в трагикомедию. Цены на промтовары Первого мира настолько несопоставимы с ценами на сырье и продтовары Третьего, что последний безнадежно задолжал первому растущие триллионы долларов и не имеет никакой возможности выплатить их в любом обозримом будущем. Так что и здесь - полнейший тупик при существующих условиях.

Экологическая проблема осложняется в Третьем мире гиперурбанизацией - скучиванием десятков, а в перспективе и сотен миллионов людей в гигантских агломерациях-мегалополисах. С массовой деморализацией населения и столь же масштабной деградацией сельской Среды. Тенденция - нарастающая.

Многое из вышеперечисленного осложняет также проблему сохранения здоровья населения, особенно у подрастающих поколений. Уходит в прошлое относительно высокая детская смертность, когда выживали наиболее жизнеспособные, передававшие свое генетическое наследство следующим поколениям. Сегодня выживаемость зависит преимущественно от уровня медицинского обслуживания. А оно далеко не везде на высоте. К тому же современный городской образ жизни, нездоровая окружающая среда и неадекватная сложившимся условиям система образования прямо-таки калечат детей, подростков, молодежь. Достаточно сказать, что более половины российских - и, конечно же, не только российских - школьников - невротики, почти две трети - аллергики, четверо из пяти страдают серьезными заболеваниями уха-горла-носа, зрения, позвоночника. И все это по нарастающей передается от родителей детям.

Здоровье населения подрывается также нарастающей наркотизацией общества. Где-то (в частности, в России) - повальным пьянством. А где-то - массовым приобщением молодежи к более сильным наркотикам. Для России это - самое близкое будущее. Катастрофические результаты в общемировых масштабах проглядываются в перспективе двух-трех ближайших десятилетий.

Противодействие наркотизации общества парализуется молодежной контр-культурой, которая при существующих условиях опирается на все более торжествующую антикультуру с её культом "наркокайфа". Антикультура не только как бы сажает молодежь "на иглу", но и в самом прямом смысле приводит к разложению общества заживо, к массовой деморализации людей. И тем самым облегчает и ускоряет процессы мафизации общества.

Мафизация общества - усиление могущества и влияния мафиозных структур - наблюдается сегодня практически почти во всех странах мира и составляет поэтому особую глобальную проблему. Во многих странах - в том числе, в России - наблюдается даже нечто вроде "сращивания" чисто уголовной мафии с коррумпированной частью госаппарата. Так что уже не поймешь, где кончается чиновник и даже высокий государственный сановник - и начинается заурядный уголовник. Баланс сил охраны и нарушения общественного порядка настолько сдвинулся в пользу последних, что современное общество так же бессильно против половодья преступности, как Древний Рим - против варваров.

Хуже всего, что решение любой глобальной проблемы современности и тем более всего их комплекса практически немыслимо ни силами одного государства, ни даже силами наиболее мощных политических группировок типа НАТО. Оно требует эффективных международных организаций общемирового характера типа ООН и её дочерних институтов. Но сколько бы вполне заслуженных комплиментов ни говорилось в адрес ООН - а она сделала и делает немало для решения глобальных проблем - ясно, что в своем существующем виде ни одна международная организация для дела такой сложности недостаточна.

И это еще более усиливает чувство безысходности, неотвратимости надвигающейся глобальной катастрофы.

Все, чем могла порадовать нас глобалистика за более чем четверть века своего развития, это интегральный, десятки раз проверенный и перепроверенный вывод, что глобальная катастрофа при существующих тенденциях наступит не завтра, а лишь через несколько десятилетий - продолжается дискуссия о том, через сколько именно. Вместе с тем, она не преминула огорчить суровым предупреждением, что при существующем положении вещей человечеству не пережить ХХ1 века. Может быть, даже первой половины грядущего столетия.

И когда такое предупреждение стало по нарастающей звучать год за годом без указания конкретных, практических путей спасения - ясно, что наступила своего рода психологическая усталость аудитории. Она наступила уже в конце 70-х годов, и с тех пор глобалистика существует как бы по инерции, выступая словно в роли Кассандры, которая провидит неминуемую гибель Трои, но которую никто не слушает и которой никто не верит.

Понятно, сложилась ситуация, когда один лишь поисково-прогнозный подход заводит в тупик и остро требуется дополнение его нормативным. Что и произошло на рубеже 70-х-80-х годов с появлением альтернативистики.

3.

К середине 70-х годов - всего через 3-4 года после зарождения глобалистики в первых докладах Римскому клубу - связанный с ней ажиотаж стал постепенно сходить на нет и к концу этого десятилетия данное направление исследований будущего практически "выдохлось": стала сказываться та психологическая усталость аудитории от бесконечного нагнетания ужасов надвигающейся глобальной катастрофы, о которой упоминалось выше. Именно в этот период, с запозданием всего на 3-4 года, глобалистика сделалась необычайно популярной в СССР- столь же популярной, сколь проблематика научно-технической революции десятилетием раньше. На протяжении 1975-85 гг. по глобалистике появилось около полусотни монографий, несколько десятков кандидатских и докторских диссертаций, бесчисленное множество научных и публицистических статей, прошли десятки конференций, симпозиумов, коллоквиумов, семинаров. Заключительным аккордом в этой разрешенной начальством симфонии явился коллективный труд "Марксистско-ленинская концепция глобальных проблем современности" (М., Наука, 1985), сотня авторов которого включала в себя почти все отечественные авторитеты в данной области и давала исчерпывающее представление о том, как у нас тогда воспринималась и понималась глобалистика.

После этого - как отрезало. Страна перешла к пресловутой горбачевской "перестройке", началась столь же пресловутая "гласность", пошли одна за другой разоблачительные сенсации и стало не до глобальных проблем современности. И хотя время от времени появлялись научные и публицистические работы, касающиеся той или иной проблемы - они отошли далеко на периферию советского обществоведения. Это у нас в обычае. Мода в науке, как и в одежде, как правило, приходит с Запада, приходит с запозданием минимум в несколько лет и с таким же запозданием сменяется новой. На Западе глобалистика с конца 70-х годов стала стремительно выходить из моды, а у нас до середины 80-х с этим "светом погасшей звезды" носились еще пяток лет. Зато и распростились напрочь гораздо категоричнее, чем на Западе.

Между тем, на Западе с конца 70-х годов, в виде реакции на закат глобалистики, стала стремительно развиваться альтернативистика. К середине 80-х по этой проблематике только на английском языке насчитывалось не менее трех сотен монографий, не считая тысяч статей и докладов. А к настоящему времени, еще почти полтора десятка лет спустя, число научных конференций и публикаций по альтернативистике сравнялось с глобалистикой, а возможно и превзошло её. (CCCР и затем Россия 80-х - 90-х гг. продемонстрировали полнейшее безразличие к данному направлению исследований будущего: появилось лишь несколько чисто обзорных работ и всего одна монография на русском языке, принадлежащая автору сих строк и являющаяся обратным переводом с английского, поскольку была заказана американским издательством). Но и на Западе интерес к альтернативистике не шел и не идет ни в какое сравнение с глобалистикой, несмотря на обилие конференций и публикаций. Никаких сенсаций, никаких громких имен, какими отличалась в свое время глобалистика. Впечатление такое, будто мировая аудитория (российская, как мы уже говорили, здесь не в счет) психологически устала от альтернативистики не спустя несколько лет, а сразу, с первого слова.

Почему?

На наш взгляд, по причине на сей раз не бесконечного нагнетания ужасов, а чисто резонерского характера складывавшейся и сложившейся к настоящему времени альтернативистики. Напомним, что глагол "резонерствовать" в "Словаре иностранных слов" расшифровывается как "пространно и скучно рассуждать о чем-либо в нравоучительном тоне". Это совершенно как в диалоге родителей с их детьми, когда родители, казалось бы, убедительно говорят о вреде курения, алкоголя, более сильных наркотиков, беспорядочных половых отношений и т.п., а дети равнодушно зевают, помышляя только о том, как бы поскорее скрыться с родительских глаз и предаться всем только что перечисленным порокам.

Впрочем, по порядку.

Глобалистика правильно отмечает тупики тепловой и атомной энергетики, подчеркивая вместе с тем, что без топливно-энергетической базы любые социально-экономические преобразования изначально нереальны. Альтернативистика, естественно, предлагает альтернативу: постепенная минимизация в мировом топливно-энергетическом балансе удельного веса нефти-газа-угля-атома и максимизация удельного веса так называемых восполняемых (или чистых - в смысле: не загрязняющих природную среду) источников энергии: Солнце, водные и воздушные потоки, внутреннее тепло Земли, разница температур и др. Но так как удельный вес такого рода источников энергии в мировом топливно-энергетическом балансе, при всех мыслимых масштабах и темпах их развития, на целый порядок - вдесятеро! - ниже нефти-газа-угля-атома, то выдвигается лозунг не только "чистой", но еще и "низкой" энергетики - так, чтобы каждая калория произведенной и потребленной энергии давала тот же и аже больший социальный эффект, как десяток калорий сегодня.

В принципе, как показывают нормативно-прогнозные разработки, это вполне возможно. Но при условии качественных изменений во всем образе жизни людей.

Во-первых, львиная доля энергии сегодня тратится на вооружения. Предлагается - и на этом мы специально остановимся ниже - минимизировать вооружения до ограниченных контингентов ООН, а после выполнения ими миротворческих задач - до легкого оружия полиции против уголовников.

Во-вторых, значительная доля энергии идет на транспорт. Предлагается минимизировать эту долю пешеходной доступностью мест работы, покупок и отдыха, с заменой большинства деловых и развлекательных поездок новым, уже появляющимся электронным комбайном, позволяющим получать "телеэффект присутствия" на любом зрелище, читать телегазету, тележурнал, телекнигу, наконец, как бы присутствовать на любой встрече, не вставая со своего кресла дома. Кроме того, можно минимизировать встречные перевозки грузов и вообще стараться больше производить и потреблять на одном месте, по критерию экономии энергии.

В-третьих, надо перестать тратить энергию на удовлетворение псевдопотребностей, начиная с никотина, алкоголя и прочих наркотиков и кончая разными псевдопрестижными вещами, которым сегодня человек придает неоправданно большое значение.

В-четвертых, надо энергичнее развивать энергосберегающие технологии, что, как показывает опыт, позволяет в несколько раз снизить потребление энергии для достижения одного и того же результата.

Называются и другие подходы. Но что толку? Человечество сегодня психологически не готово отказаться от многого привычного и престижного в своей жизни. И пока не будет готово - любая альтернатива повисает в воздухе.

Примерно такое же положение сложилось со вторым постулатом альтернативистики - переходом к устойчивому развитию всех процессов, имеющих основополагающее значение для жизнедеятельности человека и общества. Или, что-то же самое, переходом от дисбалансизации к ребалансизации тех глобальных балансов, о которых говорилось выше.

Постараемся показать это на примере одного из геобалансов - демографического. Раз "демографический взрыв" и "депопуляция" несут человечеству в ХХ1 веке глобальную катастрофу, предлагается альтернатива: "демографический оптимум". Это означает приход на смену бесперспективным многодетной и малодетной семье - среднедетной: 3-4 ребенка в среднем на каждую женщину детородного возраста (18-45 лет). В сознании, что у кого-то по-прежнему не будет детей или будет 1-2 ребенка, а у кого-то дойдет и до 5-6 детей (редко - больше), но типичной, массовой станет именно среднедетная семья. Нетрудно понять, что для этого нужно радикально изменить сложившуюся систему ценностей, поставив женщину-мать намного выше любого деятеля политики, экономики, науки, искусства и создав ей "режим наибольшего благоприятствования" для полноценной жизни, включая полноценное воспитание своих детей. Но многие ли женщины, не говоря уже о мужчинах, способны сегодня пойти на такую револю-цию в своей ставшей уже привычной системе ценностей?

Примерно так же обстоит дело и с остальными геобалансами.

Включая перешедшую в новое качество гонку вооружений.

Коль скоро оружие в руках тоталитарно-изуверско-мафиозных структур несет смерть миллионам людей, а оружие массового поражения - вообще гибель всему человечеству, предлагается далеко не новая альтернатива: всеобщее, полное разоружение, мир без оружия, без солдат, без войн.

Но как к этому придти?

Единственный реальный путь - мировое правительство, располагающее достаточными вооруженными силами, чтобы подавить сопротивление указанных структур, разоружить их и после этого разоружиться самому вместе с вооруженными силами нетоталитарных государств мира, оставив только полицейские контингенты, достаточные для пресечения в зародыше любых вооруженных конфликтов. Разумеется, такие же контингенты послабее остаются и в каждом государстве для борьбы с преступностью.

Однако, как только речь заходит о мировом правительстве, поднимается волна возмущения: мало того, что американцы добились мирового господства и по сути верховодят в современном мире, решая, кого осыпать золотым дождем, а кого - бомбами, так еще предлагается как бы юридически оформить их мировой диктат; мало того, что подавляющее большинство даже самих американцев очень критически относятся к любой бюрократии вообще и к своему собственному правительству в частности, так теперь фактически предлагается сделать скандальное и своекорыстное американское правительство мировым!

Да, конечно, если мировое правительство станет ширмой-марионеткой вашингтонских бюрократов, то не стоит и огород городить. Но нет ли и здесь реальной альтернативы такой перспективе? На наш взгляд, такая альтернатива имеется и сводится к развитию структур ООН таким образом, чтобы повысить эффективность этой организации без превращения её в орудие американского диктата. Например, Генеральная ассамблея ООН могла бы быть преобразована в геопарламент с ответственностью перед ним любых исполнительных структур. Международный суд тоже мог бы быть преобразован в геотрибунал, способный устроить новый Нюрнбергский процесс над любыми преступниками, угрожающими существованию человечества, включая представителей законодательной и исполнительной власти на всех уровнях, от государственной до мировой. Наконец, существующие органы ООН - Совет Безопасности, ЮНЕСКО, ВОЗ, ФАО и др. могли бы быть преобразованы в геоминистерства, ответственные перед геопарламентом, подсудные геотрибуналу и способные решать глобальные проблемы современности в пределах своих компетенций.

Этот вопрос все равно придется так или иначе решать. Вопрос только в том, как именно. Либо в обстановке кризисной ситуации, стремительно перерастающей в катастрофическую. То есть, в режиме чрезвычайного положения, буквально с пистолетом у виска, приставленным тоталитарно-изуверско-мафиозными структурами. Либо заблаговременно. Либо с началом Четвертой мировой войны, о которой упоминалось выше и которая фактически мало помалу разгорается. Либо до её начала.

Здесь технологическое прогнозирование сказало свое слово. Дело за сферой управления, за конкретными решениями.

Четвертый, предпоследний ключевой термин-индикатор альтернативистики - английское слово "нейчурал", которое в данном контексте переводится на русский как абсолютное превосходство экологических критериев над экономическими, социальными, политическими и всеми другими. Загрязнение природной среды - воздушное, водное, почвенно-ландшафтное, радиационное, шумовое, тепловое и химикатное (гибельные химикаты в пищевой и медицинской промышленности, а затем и в желудке человека) - идет, как уже говорилось, такими темпами и масштабами, что в перспективе всего несколько десятилетий неизбежно станет необратимым, т.е. глобально-катастрофическим. Необходима самая настоящая новая мировая война. Но развязанная не тоталитарно-изуверско-мафиозными структурами, а всем человечеством: за спасение гибнущей на глазах природы и вместе с нею - самого себя. Необходимо спасение природы любой экономической ценой и любыми социальными жертвами. Иначе не спастись ни экономике, ни обществу, ни человеку.

Как спасти природу - давно известно. Возможно более полная безотходность производства и потребления любых благ. Высочайшая экологическая культура населения, доведенная до самого настоящего Культа Природы на уровне Самого Святого Божьего Дара Человеку. "Чистая" и "низкая" энергетика. Отказ от любых псевдопотребностей. Стратегия выживания в условиях ограниченных природных ресурсов.

Здесь дело опять-таки только в доброй воле и конкретных решениях.

Самый сложный термин-индикатор альтернативистики, последний по порядку, но, пожалуй, первый по значению - "хьюмен". По-русски это означает не что иное как гуманизация образования и культуры.

Дело в том, что реализовать предыдущие четыре основополагающие положения альтернативистики предстоит никому другому как "продукции" системы народного образования - Личности, Родителю, Гражданину, Работнику. Именно в таком приоритетном порядке и именно с большой буквы, означающей высокое качество названной "продукции". Увы, ни одна система образования в мире - ни "мягкая" американская, ни "жесткая" японская, ни казарменно-репрессивная советская - при всех их плюсах, желанной "продукции" не дают. Мало того, во многих странах мира, в том числе в России, школа является вторым по масштабам социальным источником преступности - после неблагополучной семьи. С такой публикой, какую видим воочию, пытаться эффективно решать глобальные проблемы современности - безнадежное дело.

Альтернативистика предлагает конкретные пути гуманизации далеко не гуманной сегодня педагогики. В частности дифференциацию образования сообразно основным пяти социальным типам учащихся: "обычным", одаренным, нуждающимся в разного рода коррекционном подходе, желающих лишь ознакомиться с тем или иным предметом и желающих специализироваться по нему. Ориентацию учащихся не на возможно более престижные рабочие места, которых на всех все равно не хватит, а на реальные потребности общественного производства, сообразно склонностям и способностям каждого. Принципиальный отказ от унижения и озлобления учащихся публичными оценками их учебного труда. Такой же отказ от их чудовищной ныне перегрузки, абсолютно бессмысленной в перспективе комплексной механизации-автоматизации-компьютеризации общественного производства, предполагающей принципиально новую структуру занятости, да к тому же и учебу, и работу в непрерывном диалоговом режиме с компьютером. Наконец, отказ от пресловутого школоцентризма (ошибочного представления, будто школа сама по себе способна подготовить будущего Родителя, Гражданина, Работника, вообще достойную уважения Личность) с развертыванием системы народного образования в виде совокупности подсистем всеобщего образования родителей, всеобщего дошкольного и школьного образования, а также подсистем повышения квалификации и пере-подготовки кадров, общего самообразования взрослых и дополнительного образования, позволяющего плодотворно учиться не "на отметку", а "на интерес"

Судьба человечества в ХХ1 веке во многом зависит от того, как скоро и в каких масштабах пойдет такая гуманизация образования.

Что касается гуманизации культуры, то приходится считаться с тем, что на протяжении второй половины ХХ века набрала невиданную прежде силу антикультура, с её культами насилия, чисто животной случки, наркокайфа, звериной стаи, словом, зла. Она все более подавляет собственно культуру с прямо противоположными культами милосердия, любви, разума, семьи, словом, добра. Но тем самым она копает могилу человечеству, ибо на "антикультах" оно попадет именно туда, даже если все остальные глобальные проблемы современности будут успешно решены.

Антикультура добилась такого триумфального успеха только потому, что оказалась как бы "прикрытой" молодежной контркультурой, которая выражает социальный протест молодежи против явной дискриминации вполне взрослых молодых людей от 14-16 и до 30-40 лет, поставленных в положение своего рода "великовозрастных детей" без собственной семьи и жилья, без должной квалификации и соответствующего социального статуса полноценного члена общества. Именно поэтому молодежная контркультура пользуется широким сочувствием. И именно поэтому антикультура, на которую, за неимением других альтернатив, опирается молодежь, оказывается неуязвимо торжествующей.

Проблема в том, как обеспечить нормальное взросление молодежи, памятуя, что эта социально-возрастная группа испокон веку ограничивалась всего лишь второй половиной второго десятка лет жизни обычного человека и являлась промежуточной между состоянием подростка (первая половина этого десятка) и родителя (конец второго - начало третьего десятка), за исключением считанных процентов солдат, прислуги, а также всеми презираемых изгоев - "старых дев" и "бобылей", участи которых трудно было позавидовать. И на этой базе обеспечить приобщение молодежи к сокровищнице мировой и отечественной собственно культуры, с опорой неизбывной молодежной контркультуры именно на неё, а не на антикультуру.

Что не выходит за рамки реально возможного.

* * *

Завершая картину альтернативистики, как она сложилась к концу истекающего столетия за два десятка лет своего развития, нетрудно заметить, что для реализации её положений необходимо идейно-общественное движение таких масштабов и влияния, какие сопоставимы лишь с масштабами и влиянием мировых религий. Точнее, в единстве с этими религиями, потому что без них задача представляется невыполнимой, обреченной на плачевную участь всех реализованных утопий, начиная с античных и кончая марксизмом-ленинизмом.

Если же подходить к проблематике глобалистики и альтернативистики с позиций органического единства всех семи форм общественного сознания - мировоззрения, науки, искусства, морали, права, политики и веры - то нельзя не признать, что наиболее эффективными из всех земных цивилизаций оказались те, кои покоились на конфуцианстве и пуританстве. Следовательно, чтобы успешно приступить к решению глобальных проблем современности на рельсах альтернативной цивилизации, необходимо НЕОнеокунфуцианство (поскольку неоконфуцианство уже было) и неопуританство достаточных общемировых масштабов и влияния.

Конкретно это означает:

Культ добросовестного труда, как лучшей молитвы Создателю и лучшего способа самореализации личности;

Культ гражданственности, как подчинения личных интересов интересам общества, заботящегося в первую очередь об интересах личности;

Культ семьи, как единственного социального института, способного обеспечить полноценное воспроизводство поколений - смысл существования любой разновидности земной флоры и фауны, не исключая человека;

Культ любви и милосердия, исключающий похоть и насилие;

Культ разума, исключающий любой наркотический эффект, от никотина и алкоголя до сильнодействующих наркотиков;

Культ возможно более частого катарсиса (очищения духа), исключающий любые формы атикатарсиса (загрязнение, помутнение духа обращением к низменным инстинктам).

Наверное, этот перечень нетрудно продолжить.

Но гораздо важнее сделать первый шаг к его реализации.

Образно говоря, современная цивилизация началась в 1620 году с рейса корабля "Мэйфлауэр", доставившего в Новую Англию из Старой "отцов-пилигримов", английских пуритан, положивших начало господству западной культуры. Ныне эта культура - в процессе саморазложения, а цивилизация - на пороге гибели.

Ждем прибытия корабля "Мэйфлауэр-2", на котором новые "отцы-пилигримы" принесут нам идеологию новой культуры, новой цивилизации.


Возврат на главную страницу