Модеpализм


1. Предисловие.

Кто явился на свет с целью серьезно поучать людей великим истинам, тот может считать себя счастливым, если останется цел. А. Шопенгауэр. "Афоризмы ..." (гл. 5). Сегодня, при наличии компьютеров, сделать книгу раз в 10 легче, чем во времена Фридриха Ницше, и раз в 30 легче, чем во времена Аристотеля. Можно даже не вводить в компьютер собственный текст, а передирать готовые фрагменты сканнером с чьей-нибудь бумаги или копировать из чьего-нибудь файла. Если раньше создание книги по преимуществу осиливали лишь одержимые гении, то теперь это может осуществить любой пройдоха. Результатом стало падение общего идейного уровня литературы, растворение немногих ценных творений в массе графоманской, конъюнктурной, посредственной чепухи. Из десяти книжек одна заслуживает внимания, да и ту можно в два раза сократить. Это затруднит путь моего выстраданного произведения к и без того немногочисленным ценителям такого рода вещей. Но я с самого начала своей работы согласился с тем, что эта книга в лучшем случае принесет мне неприятности, в худшем не будет опубликована вовсе. Чтобы действенно отреагировать на нынешний комплексный кризис, нужна теория, в которой получили бы объяснение с единой позиции многие ключевые феномены: культуры, идеологии, научные парадигмы, социальная организация, мораль, конфликты, агрессивность, политика, дураки, маргиналы, психические отклонения, деструктивное поведение, экстремизм, образ жизни, устройство искусственной среды, развитие, религии, эзотерика, Бог. У меня такой теории нет, но материал, представленый в этой книге, полагаю, является некоторым приближением к тому, что требуется. Эта книга основывается не на библиотечных материалах и не на абстракциях раскрепощенного воображения; она -- непосредственная реакция на окружающую действительность. Некоторая резкость моего стиля объясняется стремлением привлечь внимание к представленным здесь идеям и нежеланием вливаться в толпу интеллектуальных извращенцев, хорошо устраивающихся при любой власти и кормящихся псевдонаучным обоснованием ее глупостей. Слава Богу, мне удалось организовать свою жизнь так, что в литературной работе я могу позволить себе ни к кому не приспосабливаться. Впрочем, при изложении некоторых тем я все-таки был вынужден проявлять гораздо меньше резкости, чем хотелось, -- чтобы не лишить это произведение хотя бы малого шанса выйти за узкий круг моих друзей в близком будущем и чтобы не попасть под железный каток бдительного государства. Наличие многочисленных цитат в этом произведении вызвано моим особенно большим почтением к некоторым авторам, а также стремле- нием показать что я не самый большой экстремист и начинал не на пустом месте. А структурированность текста обусловлена тем, что это книга для работы, а не для праздного чтения. Во многих местах книги я говорю "мы, модералисты" не потому, что уже есть мощная партия модералистов или хотя бы малая организованная группа, готовая "штуромовать небо", а потому что модералисты были и есть, и я, вроде бы, всего лишь нашел им название, конкретизировал и обосновал их подход. Я знаю, что мало кто поставит мне в заслугу мою искренность. Большинству желаннее приятные иллюзии. Я никого не собираюсь переубеждать: такие вещи удаются редко не только у меня. Я всего лишь хочу выявить своих готовых или почти готовых сторонников и придать им уверенности в их правоте. Я не ищу себе полных единомышленников: чем больше вопросов затрагивается в обсуждении, тем больше обнаруживается несходства во взглядах, а я вынес на суд общества не одну-две идеи, а целое мировоззрение. Если меня станут попрекать противоречиями, которые найдут в этом произведении, то мне будет просто смешно: конечно же, противоречия есть -- как есть они во всякой толстой книге. Одни из них вызваны тем, что всякая мысль обедняется при ее словесном выражении, другие -- тем, что никакая книга не бывает совершенно законченной, третьи -- колебаниями автора (поскольку разные части создавались в разном настроении). Людям свойственно противоречить самим себе, общество -- это и вовсе почти сплошной абсурд, и только я почему-то должен быть очищенным от противоречий. Разу- меется, я борюсь с противоречиями по мере сил. Но требовать пол- ного отсутствия несообразностей -- так же наивно, как искоренять социальные конфликты. Кроме того, разные люди наделяют одни и те же слова разным смыслом, тогда как уточнения, устраняющие разли- чия в понимании (а тем самым и некоторые кажущиеся противоречия), перегрузили бы текст. Большинство оправданий читатели могут и сами быстро сообразить, если они настолько изощрены в интеллекту- альных занятиях, что в состоянии замечать несоответствия, и если не будут придираться к автору. Некто из первых читателей рукописи "Модерализма" заявил, что находит отдельные ключевые ее положения недостаточно аргументи- рованными. Меня это удивило, поскольку мне казалось, что я вроде бы забочусь о доводах несколько больше, чем многие из признанных философов, а к ним никто таких упреков не обращает. Позже я решил, что не стоит переделывать книгу из-за этого случая, потому что если изложенный в ней подход для кого-то приемлем интуитивно и эмоционально, он будет принят им и без многочисленных аргумен- тов, а если не приемлем, то никакие аргументы не будут представ- ляться достаточными. Это книга для тех, кто не доволен нынешним мироустройством и стремится переделать его; для тех, кто не может получать удовле- творения от своей работы, если она не направлена на радикальное преобразование сущего. Это книга для тех, кто устал от словоблудия своих нынешних пастырей, от их вульгарности, заумности и лживости. Это книга для немногих. Для тех, кому надоело жевать старые идеологические сопли, кто ищет свежих подходов. Ницше ("По ту сторону добра и зла", 30): "Всякая общедоступная книга отличается зловонием! ей присущ запах мелких людишек. Вонь обыкновенно стоит всюду, где простой народ ест, пьет и даже там, где он поклоня- ется ..." Я презираю серость. Я люблю башковитых, раскрепощенных, самоотверженных, талантливых. Модерализм -- идеология, в которой есть место героям. Мне нравятся люди, которые не могут жить "просто так". Я отношусь с симпатией ко всем, кто сражался и умирал по велению совести. Каковы бы ни были их идеалы, в этих идеалах, наверное, имелось что-то способное увлечь настолько, что люди шли даже на самопожертвование. Идея подвига была заезжена и дискредитирована советскими коммунистами, и многих от нее воротит исключительно по этой причине. Мы восстановим ее значимость. Подвиг -- удел немногих избранных, и уважения заслуживают только героические лидеры. Современный западоид стесняется подвигов. Его забота -- не перетрудиться на общее благо. Нам же это не подходит: у нас немного другие инстинкты. Эта книга, конечно, еретическая: она покушается не просто на общепринятые ценности, а на те из них, которые считаются, можно сказать, святыми. Я сознаю, что можно так подобрать выдержки из нее, что я предстану в них как одно из наиболее ужасных и отвра- тительных чудовищ, каких когда-либо рожала женщина. Но весьма прискорбно, что большинство высказанных здесь неугодных мыслей заимствовано мной у других авторов (я лишь подправил их и встро- ил в свою систему); эти люди задолго до меня разбивали головы о стену неприятия, и теперь мой черед заниматься тем же. Наиболее кратко модералистический подход можно выразить как решительное ОГРАНИЧЕНИЕ СВОБОДЫ, ДЕМОКРАТИИ, МАТЕРИАЛЬНЫХ БЛАГ, МИЛОСЕРДИЯ, и мой скромный опыт пропаганды этой идеологии показывает, что большинству не нравятся в той или иной степени ВСЕ ключевые идеи модерализма, особенно женщинам, причем у последних самые значи- тельные возражения вызывает пренебрежение состраданием (от моих доводов бывает мало толку: факты -- упрямая вещь, но женщины -- еще упрямее). Из этого я заключаю, что модерализм -- по преиму- ществу идеология для мужчин; что перевоспитание общества будет идти долго и туго; что естественные модералисты -- довольно редкие люди. Модерализм -- это больше, чем новая комбинация старых понятий: это уже другая мыслительная парадигма. Следующая. Критиковать его с позиции старой христианско-либерально-нацистско-коммунистичес- кой парадигмы можно, но лишь с риском получить в ответ гораздо более значительную порцию критики. Поэтому модерализм будут не опровергать, а тихо душить. До поры до времени это будет наверное, удаваться. Но нынешние нежелательные тенденции будут усиливаться (катастрофы, эпидемии, наркомания, преступность, бунты, войны и пр.), так что число одумавшихся будет тоже расти. Возможно, им даже удастся потом частично выправить ситуацию -- но не для всех, потому что на изгаженной Земле останется пригодного для жизни места, наверное, очень мало. Я признаю, что некоторые места в этой книге нуждаются в значи- тельной доработке, но мне важно было успеть к решающим событиям, которые вроде бы назревают в России и в мире. Мне хотелось создать книгу, по силе равную небольшой атомной бомбе. Я знаю, что такие книги возможны: я их читал. Наверное, у меня не вполне получилось, но это не поражение, поскольку другие (лучшие, чем я) воспользуются моим опытом. Модерализм -- вызов мировому злу. Ситуация в сегодняшнем мире выглядит для меня так: человечество либо примет модерализм (под тем или иным названием, в той или иной модификации), либо деградирует окончательно. Лучшая часть народа России давно ждет нового ориентира -- привлекательной идеологии, которая бы ... - не повторяла набивших оскомину призывов, но при этом опиралась на проверенные ценности; - отличалась радикализмом; - представлялась убедительной; - давала идеологическую основу общему делу; - была возвышенной, приветствовала подвижничество; - предлагала надежные средства защиты нации; - содержала глобальную программу. Модерализм отвечает всем этим требованиям. Мне хотелось, по крайней мере, расширить набор рассматриваемых вариантов развития: избавить соотечественников от необходимости делать выбор между "большевизмом", "нацизмом" и "демократией". Я не тешусь перспективой победоносного шествия модерализма: шире распространяется то мировоззрение, которое эффектнее рекла- мируется или навязывается при воспитании, а не то, которое больше соответствует объективным потребностям людей, общества в целом. Иногда я и вовсе чувствую себя последним оставшимся воином на стене уже взятой крепости. Он все еще машет отчаянно мечом, но за его спиной лишь трупы соратников, отступничество и предательство. Чувство одиночества -- еще одно оправдание пристрастию к цитатам, обнаруживаемому в этой книге: я дорожу всяким мнением, близким к моему собственному. Некоторое время мне думалось, что русский человек -- стихийный модералист. Но после очередной уличной стычки из-за дегенератов я поменял мнение: сегодня русский человек -- почти такой же рас- хлябанный и дезориентированный, как и всякий другой. В условиях, сравнительно приближенных к модералистическим, он оказался вопреки своей воле, худо-бедно приспособился к ним, но не принял соответствующего мировоззрения и не нормализовал своих желаний. Однако можно надеяться, во всяком случае, что русский народ примет модерализм с меньшим сопротивлением, чем многие другие народы. После того, как его насильно христианили, европеизирова- ли, большевичили, снова европеизировали, связанная с некоторым насилием модерализация не представляется делом преступным или безнадежным. * * * По отношению к модерализму я делю всех людей на следующие категории: тех, кто не способен понять, о чем речь; тех, кто способен хотя бы понять; тех, кто способен понять и принять; тех, кто в состоянии разработать нечто в том же роде; тех, кто в состоянии разработать нечто лучшее. Большинство людей принадлежит, по-видимому, категориям 1 и 2. Это не очень меня огорчает, поскольку не исключает принятия ими модерализма, если он станет официальной идеологией. Можно также надеяться, что и последняя категория не пустая. Моим противникам я предлагаю не утруждать себя обвинением меня в пропаганде войны, разжигании национальной розни, призывах к насильственному изменению существующего строя. Я действительно очень уважаю войну и революцию и не очень доволен некоторыми этносами. Но я смогу показать, что акцент в этой книге делается на том, как избежать войны, кровавой революции, межэтнических конфликтов. Если же я где-то не доглядел и поставил "надо" вместо "можно" или вместо "случается", я буду доказывать, что это описка. Я считаю, что моя книга проникнута человеколюбием и пафосом созидания. А если кто-то так не считает, то он опасный для общества извращенец и должен быть нейтрализован. Если устроенный надо мной суд будет более-менее соблюдать приличия, мне легко удастся отпереться. Впрочем, в отличие от многих моих против- ников, я готов за распространяемые мною взгляды посидеть немного в тюрьме. Не думаю, что это навредит моей деятельности. Хочу обратить внимание читателей на то, что часто употребляемые в этой книге слова "извращенец", "дегенерат", и пр. используются не в качестве оскорблений, а в качестве терминов, то есть если где-то написано "дегенерат", значит, имеется в виду именно деге- нерат, а не извращенец, или какой-нибудь другой неполноценный человек. * * * Я вполне сознаю, что эта книга местами совсем не годится для канонизации, так ведь канонизация как раз и не требуется, поскольку означает прекращение развития. Вещей без недостатков не бывает. Никто не сможет написать книгу с существенно новым содержанием, не рискуя впасть в какие-то ошибки или оставить какие-то недоделки: они -- неизбежное следствие попыток разобраться по-новому со старыми сложностями. Можно было бы попробовать обидеть в этой книге не слишком многих людей -- чтобы не помешать ее сбыту. Но я не сдерживал себя в этом отношении: я всего лишь старался быть справедливым и искренним и избегать чрезмерной категоричности, поскольку я, прежде всего, стремился приблизиться к истине, а не вписаться в текущую политическую ситуацию. Эта книга -- не политический документ, в котором каждое выска- зывание оценивается с точки зрения того, какие "политические силы" оно устроит, а какие -- нет. Она -- лишь набросок к политической программе, а не сама программа. Набросок, в котором акценты расставлены так, как хочется, а не как надо с учетом компромиссов, на которые приходится соглашаться, чтобы достигнуть хотя бы небольшого положительного результата. Благодаря этой ее особенности я имел возможность выражаться без умолчаний. Каждый из моих доброжелательных критиков предлагал смягчить те или иные формулировки. Но поскольку все эти люди говорили о разном, и каждый находил вполне сносным то, что кто-то другой считал отвратительным, то я и решил, что лучше не менять в ней ничего (кроме явно ошибочных или слабых мест, конечно). Эта книга зафиксировала состояние моих воззрений в некоторый период времени, и если они существенно изменятся, я напишу какую-нибудь другую книгу, а не буду переделывать эту. И новая книга -- если она появится -- не будет перечеркивать данную, а лишь дополнит ее или представит собой некоторую альтернативу ей. Слово уже сказано. Можно добавить к нему что-то, можно отречься от него, но нельзя делать вид, что его не было. * * * Наиболее виновны в появлении на свет этой книги следующие индивидуумы: Диоген Синопский, Платон, Аристотель, Плутарх, Экклесиаст, Иисус Христос, Иоанн Богослов, Мартин Лютер, Артур Шопенгауэр, Карл Маркс, Чезаре Ломброзо, Фридрих Ницше, Адольф Гитлер, Карл Поппер, Конрад Лоренц, Иван Солоневич, Григорий Климов, Александр Зиновьев, Виктор Суворов. Я также благодарен тем, кто делился со мной идеями, имеющими отношение к модерализму, или приложил руку к тому, чтобы эта книга стала лучше, чем она была в самом начале: Ю. С. Ермолаеву, М. Н. Копыловичу, А. М. Матвиенко, И. С. Бурову, А. С. Бржозовскому.

2. Введение.

2.1. Суть модерализма.

Первые варианты большинства новых парадигм являются незрелыми. Томас Кун. "Структура научных революций". Модерализм -- учение, декларирующее новый способ существования человечества в условиях, которые сложились к началу XXI века. Основная идея модерализма -- всеобщая умеренность в удовлетворении потребностей. * * * Базовые положения модерализма: 1. Неполнота удовлетворения потребностей -- условие благополучия всякого человека. От чрезмерного потребления люди должны удерживаться здравой идеологией, сакрализованными запретами, взаимным надзором, государственным насилием. Целью челове- чества должно быть не устранение бедности, а благоустройство ее. 2. Конфликт -- нормальный компонент жизни общества. Люди имеют потребность в проявлении агрессии. Надо не бороться с агрес- сивностью, а нормализовывать ее и направлять на позитивные цели. 3. У людей, как у всех живых существ, часть потомства оказыва- ется чрезмерно ущербной. Если помогать выживанию ущербных и не препятствовать их размножению, то вырождается общество в целом. 4. Умственные способности большинства людей оставляют желать лучшего. Большинство не в состоянии понять суть ключевых проблем современного общества и сделать правильный выбор из предложенных способов их решения. Умники же в среднем более ущербны физически и потому более склонны к извращениям, абсурду, деструкции. 5. Существование богачей недопустимо. Богатый -- значит, больной: психически ущербный, дегенерат, извращенец, деструктор. Общество не должно управляться больными людьми. 6. Большинство проблем современного общества -- от ущербных индивидуумов. Требуется существенно снизить влияние людей, органически склонных к деструктивной деятельности. Способы защиты от них: отстранение от власти, ограничение в правах и в возможности оставления потомства, коррекция, изоляция, изгнание, в крайнем случае истребление. 7. Поскольку массовое сознание извращено, поражено деструктив- ностью и в значительной степени манипулируется силами, объективно враждебными человеческому роду, оптимальной формой власти (по крайней мере, в начальной стадии перехода к умеренному обществу) является не псевдодемократия западного типа, а диктатура здравого меньшинства. 8. Единая модель развития для всех стран неприемлема. Нужны особые модели для промышленных, полупромышленных, непромыш- ленных стран. Каждая из этих групп должна остаться примерно на нынешнем уровне потребления ресурсов или даже снизить его. Следует остановить распространение западного образа жизни, западной идеологии. 9. Принципы устройства искусственной среды для непромышленных и полупромышленных стран, обеспечивающие сохранение окружающей среды: малогабаритное жилище, компактный город, минимум автомобилей. 10. Главным модерализатором человечества, главным спасителем его от глобальной катастрофы, скорее всего, выступит Россия. Тре- буется модералистическая революция в России, восстановление Российской империи, восстановление системы глобального вли- яния России. * * * Для обозначения отстаиваемого здесь подхода используется по вполне сносной традиции слово с латинским корнем. Латинско-русский словарь дает следующие значения слова moderatio: обуздывание; удерживание; соблюдение меры, умерен- ность, мягкость; управление; господство, власть. Родственные слова: moderator -- усмиритель; управляющий; правитель; moderatus -- умеренный, благоразумный; незначительный; moderor -- умерять, ограничивать, сдерживать; править, управлять, распоряжаться; Это вполне приемлемый набор значений. Модерализм -- "ограничи- тельство", "усмирительство", "сдерживательство". Модералист, модератор -- "усмиритель", "сдерживатель". Меня не смущает использование нерусского слова для обозначения подхода, ориентированного в первую очередь на Россию: во-первых, модерализм -- не национальная идеология; во-вторых, Россия -- Третий Рим в некотором смысле; в-третьих, античная эпоха уже знала своих модералистов. Модералисты были всегда. Иногда они даже объединялись в группы. В немногих случаях им даже удавалось чуть-чуть повлиять на ход истории. Они выступали под разными названиями. Но до сих пор они не выделялись как особое политическое течение. * * * Правильно построенная идеология должна четко формулировать одну или несколько главных проблем и четко указывать пути их решения. К примеру, у Маркса главной проблемой промышленного общества было заумное "несоответствие между общественным характером производства и частной формой присвоения", а главным средством ее решения была устраняющая частную собственность всемирная социалистическая революция (возможная лишь при условии консолидации всемирного пролетариата; отсюда главный лозунг коммунистов: "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!"). Модералистический подход состоит в следующем: - главная проблема человечества: несоответствие массовой идеологии, массового образа жизни природе человека и возможностям естественной среды; - главный путь решения этой проблемы: уничтожение богатства (чрезмерного скопления собственности у некоторых людей); - главный лозунг: +-------------------------------------------+ | Через умеренность -- к превосходству. | +-------------------------------------------+ Следствием несоответствия массовой идеологии, сложившегося образа жизни природе человека и возможностям естественной среды являются деградация, абсурдизация, рост извращенности общества, кризис природопользования. Способ решения этой проблемы -- навязывание ограничений на уровень потребления и, прежде всего, устранение богатства, то есть обладания большой собственности немногими. Коммунисты эксплуатируют человеческую жадность и зависть. Христиане -- жадность, зависть и страх. Я же пытаюсь эксплуати- ровать одну из самых слабых человеческих страстей -- стремление к истине. А для надежности -- еще страх и любовь к своим детям. Коммунистическая идеология не осуждает богатства (= изобилия), а обещает его всем. Христианская идеология осуждает богатство, но -- мимоходом, нечетко и неубедительно. Модерализм заявляет однозначно и в первую очередь: если человек богат, то он психически нездоров. +-------------------------------+ | Богатый -- значит, больной. | +-------------------------------+ Немногочисленные исключения не существенны. В одних случаях человек становится больным, потому что богат, в других -- становится богатым, потому что болен. Уничтожение богатства -- необходимое условие достижения обществом высокой степени благо- получия. Большинство страдающих манией обогащения не считают свою особенность болезнью. В больных у них ходят те, кто не хочет разбогатеть. А те, кто хочет, но не может, -- в неполноценных. С точки зрения предлагаемого здесь подхода злом является не только неравномерность распределения собственности, но изобилие собственности само по себе. Всеобщее богатство только ускорило бы всеобщую деградацию. Модерализм -- апология умеренности и благоустроенной бедности. Всех, кому не удалось разбогатеть, я освобождаю от чувства не- полноценности: я уверяю их, что они избежали большого греха. Я против богатства, потому что оно человеку не нужно -- и даже вредно для него. А если кто-то все-таки стремится к обогащению, значит, он страдает головой, хотя, может быть, не сильно. А я не хочу, чтобы в обществе заправляли люди, у которых непорядок с головой -- пусть даже и не сильный. Если я прекрасно обхожусь без изобилия и даже иногда бываю счастлив, то и все прочие в состоянии обойтись без изобилия, а кто не в состоянии, тот слишком слаб здоровьем, то есть является дегенератом и должен вымирать. Модерализм враждебен не только обогащенчеству, но и аскетизму -- самоиздевательству ради спасения души, ради известности, ради извращенного удовольствия от мучений, из скрытой тяги к самоубий- ству. Аскеты вредны своей дезориентирующей аргументацией и своим дискредитирующим бедность примером. * * * Другие особенности модерализма состоят в следующем. Во-первых, модерализм -- идеология элитарная, то есть не претендующая на массовость при нынешнем состоянии умов. Если массовость будет им достигнута -- хорошо, если не будет -- нормально: модералист настроен на то, чтобы быть в меньшинстве. Лучших всегда меньшинство, и правит всегда меньшинство (хотя обычно не лучшее). Модерализм -- не "идеология будущего": моде- ралист готов к тому, чтобы и в будущем оставаться в меньшинстве: сдерживать человеческое стадо от самоистребления. Во-вторых, модерализм скептически относится к "нормальной нау- ке" (прочной опорой на которую гордятся, к примеру, коммунисты, социал-демократы, либералы), и к так называемым интеллектуалам (составляющим костяк основных политических движений). Он требует решительной перетряски всей массы существующих воззрений, переоценки большинства нынешних авторитетов. Модерализм утверждает, что очень многие люди (может быть, большинство) являются извращенцами, недоумками, дегенератами -- в той или иной степени. Правдоподобно ли это? Или же в модера- лизме представление о полноценности чрезмерно заужено? Но очень многие люди (в некоторых обществах большинство) страдают от гельминтов, герпеса, кариеса, неврастении, тем не менее эти болезни не перестают считаться болезнями. Родственные модерализму идеологии: кинизм, христианство, ислам, коммунизм, нацизм и др. Существенная особенность модерализма как политической идеологии состоит в том, что он предлагает инже- нерную программу переустройства искусственной среды (жилищ, городов, транспорта) в качестве необходимого условия достижения обществом благополучия. Цели предлагаемого здесь подхода реализуются через государство, через нацию, но он не привязан к особенностям той или иной нации -- он приемлем для любой нации, а также может быть основой для их совместной деятельности. Модерализм не претендует на выражение вечных истин. Когда- -нибудь ему на смену придет что-нибудь получше. Но сегодня, по-видимому, черед модерализма потеснить существующие "передовые" и "вечные" идеологии. * * * Оптимальный для человека уровень потребления ресурсов много ниже того уровня, который характерен для большинства нынешних и прошлых элит. Таким образом, массами управляли и управляют по преимуществу извращенцы, и вся цивилизация -- продукт руководящей деятельности извращенцев. Конечно, правители должны жить по-особому: изолированно и отлично от серой массы дураков (если таковая имеется), иначе эта масса не будет им поклоняться (а значит, и подчиняться), а толковая молодежь не будет стремиться занять их место (а зна- чит, ослабнет конкуренция за места вождей, и элита загниет). Но элиты значительно переусердствуют в обеспечении себе особых условий. Можно ожидать, что со временем, по мере распространения пред- лагаемого здесь подхода, широкие массы привыкнут к скромности своих новых вождей, и она перестанет провоцировать их на прене- брежительное отношение к лидерам. * * * Кто-то борется за то, чтобы мир не стал еще хуже, чем он есть. Мы же боремся за то, чтобы он стал значительно лучше. Мы делаем это, конечно, прежде всего в личных интересах, а не только ради общего блага. У Шопенгауэра ("Афоризмы ...", гл. 5): "Будем откровенны: как бы тесно ни связывали людей дружба, любовь и брак, вполне искренно человек желает добра лишь самому себе, да разве еще своим детям." Мы стремимся к власти над миром. Эта власть нам нужна для того, чтобы спасти мир от катастрофы. Спасти для себя, а не для тех миллионов недоумков, которые довели его до нынешнего состояния. Если мы не спасем мир, мы рискуем погибнуть вместе с ним, в лучшем случае -- деградировать. Мы действуем таким образом, как если бы, кроме нас, спасать его было некому. Вполне возможно, что так оно и есть. Христианство предлагает индивидуальное спасение -- и к тому же посмертное. Мы же предлагаем прижизненное и общее. В наше время достигнуть действительного благополучия для себя и своих потомков невозможно без решения общих проблем человечества. Мы никого не собираемся насильно осчастливливать: во-первых, модерализм вообще против "большого счастья", во-вторых, нетрудно внушить широкой массе, что предлагаемое нами -- как раз то, что ей нужно. В последнем не будет больших сложностей, потому что ... 1) мы действительно считаем, что так оно и есть; 2) мы предлагаем естественные и опробованные вещи, эксплуатируем здоровые инстинкты; 3) хорошей пропагандистской машине посильно очень многое. Модерализм -- учение, претендующее на то, чтобы задавать направление развития человечества в XXI веке. Модерализм -- стратегия выживания и движения к подлинному благополучию: для индивидуумов, для наций, для человечества. Возможно, случится чудо, и будут найдены особо эффективные способы добывания энергии и нейтрализации отходов, но мы не можем рассчитывать на чудеса. Наиболее кратко можно определить модерализм как идеологию воинственной умеренности. В насильственном ограничении других нет ничего особенного: этим занимались и занимаются все, у кого есть власть. Особенность модералистического подхода -- в том, что его сторонники начинают ограничение с себя. Модерализм -- современный рецепт радикального облагодетель- ствования человечества. Он поднимает с земли эстафету всемирной борьбы со злом. До него были христианство, протестантизм, просветительство, либерализм, коммунизм и пр. Все эти учения оказались не очень хороши, были по мере своего распространения сильно извращены, а в настоящее время вообще не соответствуют сложившимся условиям. По-видимому, сегодня только модерализм способен обеспечить доминирование здоровых сил в обществе. В пропагандистских целях следовало бы категорично заявить, что модерализм венчает творческие достижения всех работавших до сих пор социальных теоретиков и что модерализму принадлежит будущее. Но я достаточно начитан в области истории и теории социальных учений, чтобы сознавать некорректность таких заявок, и не настолько лжив, чтобы кривить душой в таких серьезных вещах. От модерализма местами действительно разит тысячелетней зат- хлостью, но местами он очень свеж. Модералистический подход -- это новый вариант решения старой проблемы оздоровления челове- чества, которая эпизодически обостряется. Может показаться, что модерализм представляет собой "синтез" христианства, фашизма, экологизма и чего-то там еще, попытку объединить самые действенные элементы различных учений. Это неверно. Ключевая идея модерализма -- рассмотрение богатства как признака дегенеративности -- его собственная. Модерализм -- особое идеологическое течение, радикальная реакция на немощность существующих массовых идеологий. Модерализм -- идеология борьбы и созидания. Это не набор остроумных, но бесполезных замечаний, а программа, преследующая конкретную цель. Модерализм -- путь воинов и патриотов. Он одобряет здоровую агрессивность: не только по отношению к неверным, а вообще. Лично мне так надоели лицемерные призывы ко всеобщей любви, что апологию ненависти я принимаю как отдохновение. У человечества так много непримиримых врагов, что здоровая агрессивность еще долго будет в дефиците. В грядущем улучшенном обществе носители чрезмерной или неверно ориентированной агрессивности будут кон- тролироваться нормальными агрессорами, в крайнем случае -- истребляться. Модерализм -- установка на благотворное насилие. Большинство людей склонно терпеть, подчиняться и приспосабливаться, а не сражаться за блага. Иными словами, по убеждениям и по складу психики большинство -- рабы. Рабовладельческое общество -- это вовсе не общество на пороховой бочке. Это вполне устойчивое общество. Модералисты считают бесполезным взывать к рабам по духу, а также полагают, что рабы по духу подчинятся без борьбы любому порядку, при котором их не будут притеснять чрезмерно, в том числе порядку модералистическому. Модералисты не одобряют рабства и будут выдавливать рабское из других. Многие из деятелей, высказывающихся против насилия, сами на практике идут или пошли бы на еще большее насилие (и к тому же в узко корыстных целях), чем считают для себя допустимым модера- листы. Модерализм -- идеология враждебная сегодняшнему "нормальному человеку". Модерализм утверждает, что сегодня должна быть уже другая нормальность, а те, кто не соглашается ее принять, должны быть принуждены к этому силой, или изолированы в резервациях, или истреблены. Может быть, такие заявления делать еще рано, и еще можно некоторое время транжирить ресурсы, загрязнять планету и размножаться. Может быть, случится какое-нибудь чудо, и угроза глобальной катастрофы окажется существенно отодвинута. Но в любом случае для человечества лучше иметь в запасе еще один подход. Модерализм не предлагает единого образа жизни для всех мест планеты. Он всего лишь требует, чтобы всякая разновидность образа жизни была изменена в сторону оптимума потребления, в сторону рациональности. Он выступает категорически против только заведомо расточительных и разрушительных способов существования. Модералисты в силу своей правдивости не избегают говорить о возможной необходимости истребления некоторых категорий людей -- а именно тех, кто в настоящее время по сути истребляет других, избегая об этом говорить. Модералисты не скрывают своих взглядов и не пренебрегают пропагандой отдельных положений своего подхода, но не делают на это ставки, поскольку не имеют возможности превзойти пропа- гандистскую мощность своих противников и к тому же в состоянии обойтись без широкой поддержки. Основные представления, лежащие в основе модералистической концепции: 1. Чтобы сохранять жизнеспособность, человек должен умеренно страдать. Иметь много удовольствий -- так же вредно, как иметь их мало. Чрезмерное сочувствие убивает косвенно. Жалость всегда должна быть ограниченной, помощь -- недостаточной. (А. Шопенгауэр "Афоризмы ...", гл. 5: "Можно считать, что мелкие неудачи, ежечасно досаждающие нам, существуют как бы для нашего упражнения, для того, чтобы сила, позволяющая нам пере- носить большие несчастья, не ослабела бы совершенно в доволь- стве.") 2. Человечество -- как и всякий вид животных -- подвержено вырождению. Чтобы сохранялось качество генофонда, должен иметь место отсев неполноценных форм. Слабым надлежит вымирать. В противном случае вымрет человечество. 3. В стерильных условиях жить не следует. Чтобы сохранить способность противостояния заразе, надо постоянно соприкасаться с небольшим ее количеством. Это относится и к вредным микроор- ганизмам, и к вредным идеям, и т. д. Уничтожение любой разно- видности зла никогда не бывает полным, но иллюзия полноты ведет к демонтажу или отмиранию соответствующей защитной системы, а через некоторое время зло вырывается из скрытой резервации или самовозрождается и причиняет особенно большой ущерб. 4. Умеренное многообразие сущностей -- условие эффективности их совокупного существования или использования. Это касается техно- логий, идеологий, этносов и пр. Одинаковость сущностей в пределах всякого их типа была бы полезной и приемлемой, если бы были еди- нообразными условия их существования или использования либо если бы универсальность (пригодность к разнообразным условиям) не тре- бовала больших дополнительных затрат, а применение универсального было не менее эффективно, чем применение чего-то специализирован- ного. Эффективность многообразия обусловливается тем, что какие бы ни сложились условия, для них с большей вероятностью находится что-то достаточно подходящее. 5. Изменчивость -- условие выживания. Постоянство чрезвычайно опасно. Неизменное может существовать вечно только в неизменных условиях, но таких не бывает. Если изменяются враги или потенци- альные враги, надо отвечать тем же. 6. Только немногие индивидуумы способны к самосдерживанию. Ос- тальных надо сдерживать извне. Свобода --- опасная вещь, которую можно доверять лишь специально отобранным и подготовленным людям, но и за ними нужен эпизодический надзор. Ф. Ницше ("Антихристиа- нин"): "... Подавляющему числу людей крайне необходим регулиру- ющий принцип, который ВЯЗАЛ бы их извне, ... принуждение, РАБСТВО в более высоком смысле слова -- это первое и единственное условие процветания слабовольных людей ..." 7. Наука не может давать полноценные концепции развития. Такие концепции основываются в значительной степени на допущениях, на интуиции, то есть являют собой построения идеологические. Какая идеология лучше угадывает сущность ситуации, та обычно и побеждает. 8. Научно-технический прогресс изменяет образ жизни, но не повышает ее качества. В древности люди жили в целом не менее благополучно, чем теперь. Может быть, они жили даже лучше нынешних людей: их знаний было достаточно для решения их проблем. 9. Возможности общества могут отставать от создаваемых им сложностей. Если отставание оказывается значительным, общество вязнет в проблемах и вырождается -- несмотря на то, что его познания обширнее, а технологии совершеннее, чем прежде. 10. Современное общество -- слишком больное, слишком прозябающее и вообще вырождающееся, несмотря на очевидный научный и техничес- кий прогресс и на существование в нем островков благополучия. Главные угрозы для современного общества: 1) кризис природопользования (истощение природных ресурсов, загрязнение среды обитания, перенаселение); 2) деградация генофонда человечества. Прочие угрозы -- следствия этих двух. 11. Общества существуют долго не вопреки своим внутренним конфликтам (революциям, гражданским войнам, государственным переворотам), а благодаря им. Через конфликты идет обновление элит: к власти приходят более энергичные и умные, менее извращенные лидеры. Всякая власть быстро вырождается, поэтому чтобы иметь хорошую власть, надо время от времени менять ее. 12. Массовая идеология имеет важнейшее значение для благополучия общества. Люди согласны соблюдать законы и работать на общее будущее только в том случае, если уверены, что за это им справед- ливо воздастся государством. Лечение общества должно начинаться с выработки и распространения новой привлекательной идеологии общих целей и ценностей. 13. Технологии манипулирования массовым сознанием достигли высо- кого уровня развития. Сегодня мыслить свободно -- крайне трудное дело. Выбравшись из какой-нибудь лжи, человек, как правило, за- стревает в следующей. Большинство "гуманитарных" идей, циркулиру- ющих в обществе, -- чья-то изощренная пропаганда. 14. В области идеологий можно что угодно обосновать и что угодно опровергнуть. Прав оказывается тот, у кого сильнее пропагандист- ский аппарат. Все сказанное в этой книге можно убедительно опро- вергнуть самым наукоподобным образом, а также остроумно высмеять. Д. Юм ("О первоначальном договоре"): "Нет такой добродетели или моральной обязанности, которую нельзя было бы легко отклонить, если мы дадим увлечь себя фальшивой философии, тщательно рассмат- ривая и исследуя эту добродетель при помощи всех придирчивых правил логики ..." 15. Демократия, понимаемая буквально, -- это пропагандистский миф, поддерживаемый обладателями средств манипулирования массами. Всегда правит более или менее ограниченная группа, время от времени разыгрывающая спектакли выборов и референдумов. Она борется с другими более или менее ограниченными группами, настраивающими против нее народ, чтобы самим захватить власть. 16. Демократия, диктатура -- это не хорошо и не плохо. Наилучший политический режим -- тот, который соответствует текущей ситуации в стране. В период кризиса обычно предпочтительнее диктатура: при энергичной, еще не выродившейся диктатуре меньше социальных сил расходуется на политическую болтовню и борьбу за власть. 17. Грядущая глобальная реформа, революция или война должна решить следующие задачи: - остановить рост населения; - радикально снизить потребление природных ресурсов; - прекратить загрязнение среды обитания. 18. Всякая нация объективно заинтересована в том, чтобы некоторые другие нации выродились или вообще исчезли: перестали потреблять ресурсы, загрязнять окружающую среду, освободили место под солнцем. Поэтому никакая нация, борющаяся за выживание, не должна обманываться "помощью" из-за границы. Даже если поддержка действенная, ее дальние последствия все равно нередко оказываются во вред. 19. Всеобщий мир -- это или всеобщее вырождение, или ловушка, подготовленная фальшивыми миротворцами. Конфликт (не обязательно вооруженный, дорогостоящий) на разных уровнях (от личного до глобального) -- это условие выживания и развития. У человека есть нормальная потребность в проявлении агрессивности по отношению к себе подобным. 20. Третья мировая война уже идет -- война пропагандистских машин, финансовых учреждений, дипломатий, разведок, лабораторий и пр. Надо не отрицать ее, не сокрушаться по ее поводу, а оку- нуться в нее -- с энергией воинов, знающих и любящих свое дело и движимых достойной целью.

2.2. Глобальная катастрофа.

Довольно скоро мы увидим закат человеческого рода, если не произойдет что-нибудь радикальное. Но ты посмотри на чернь, которая толпится на улицах! Разве их это беспокоит? Брайан Олдисс. "Все созданное Землей". Если много лет люди, вглядывающиеся в будущее, утверждают, что мир приближается к катастрофе, а катастрофа все не наступает, это значит не то, что они ошибаются, а то, что нынешнее относительное благополучие человечества имеет очень сомнительную перспективу. Грядет глобальная битва за ресурсы. Нам никуда от нее не скрыться. Надо собирать силы, чтобы хотя бы отстоять свои границы, а если повезет, то и поспособствовать установлению в мире такого порядка, который предохранил бы людей от кризисов, подобных нынешнему. Мы можем вступить в период "экологических войн" (в том числе гражданских) -- затеваемых с целью ограничить численность и потребление некоторых этносов или социальных слоев: принудить их к самоограничению или истребить. Угроза глобальной катастрофы формируется следующим образом: ============ ===================== | развитие +------------------->|усугубление проблем|----+ |технологий| ================ +>|природопользования | | ============ | повышение | | ===================== | +----->| комфортности | +----------------+ | |искусст. среды| =============== | | ================ | рост | | | | +----->| численности |--+ | | | населения | | | =============== | | =============== | | | ослабление | | +--------->|естественного| | | отбора | | ==================== =============== | |накопление дегене-| | | |ративных форм,рост|<-------------+ | | извращенности, | | | абсурдизация, | | | увеличение доли | =============== | | людей | |снижение дее-| | | с психическими +--->| способности +---------+ | | дефектами | | общества | | | ==================== =============== | | ======================= | | |повышение уязвимости | | | |общества от техничес-|<---+ | | ких катастроф и | | | стихийных бедствий | | ======================= | | ============= | | |приближение| | +-------->|глобальной |<--+ |катастрофы | ============= На облегчение условий существования всякий вид организмов (и люди в том числе) отвечает ростом размеров и численности. А если ограничить рождаемость, начинается деградация генофонда (так как уменьшается возможность отсева неполноценных). Для восстановления отбора надо либо ужесточить условия существования, либо заменить естественный отбор искусственным. Возможные решения проблемы деградации: 1) поддержание оптимального уровня детской смертности; 2) составление брачных пар по евгеническим показаниям; 3) диагностирование генотипа эмбриона, проведение аборта в случае слишком большого количества дефектов; 4) проектирование эмбриона: управление процессом соединения хромосом при зачатии. В настоящее время доступны лишь 1-й и 2-й подходы. Не исключено, что мы переживаем свои последние лучшие годы, и что нынешние проблемы будут восприниматься как благодать по сравнению с теми, которые предстоят. В принципе имеются следующие пути преодоления нынешнего кризиса природопользования: 1) техническое развитие: освоение новых источников сырья и энергии, новых способов нейтрализации отходов, новых мест обитания и т. д.; 2) развитие биоты: создание новых видов организмов, способных давать дополнительную пищу, перерабатывать отходы и т. д.; 3) изменение природы человека: модифицирование его нормальных потребностей; 4) сокращение населения (посредством войны, "контроля рождаемости" и т. д.); 5) изменение образа жизни (для снижения потребности в ресурсах). Последний путь представляется более приемлемым, так как для его реализации не требуются новые научные открытия или массовые ликвидации.

2.3. Проблема собственности.

Собственность -- это кража. Пьер Жозеф Прудон. Сторонники общественной собственности именуют себя коммунис- тами. Сторонники частной собственности -- либералами и демокра- тами (хотя при угрозе своему экономическому господству готовы прибегать к очень жесткой диктатуре). И коммунисты, и частнособ- ственники хотят иметь побольше имущества: одни -- общественного, другие -- частного. Модерализм же требует, чтобы его было по- меньше -- независимо от формы владения, поскольку чрезмерное накопление вещей ведет к деградации здоровья и интеллекта, а также к разрушению среды обитания. В религиозных понятиях это можно выразить так: чем человек беднее, тем он ближе к Богу (во всяком случае, к христианскому). Бедняки могут в церковь не ходить вовсе: Господь и так о них позаботится. Богатство же грешно само по себе -- независимо от путей приобретения. Евангелие от Матфея (6.19): "Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут; но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут." Вроде бы четко сказано, но до чего же ловко это замалчивают или извращают именующие себя христианами. Цель модерализма -- обеспечить +----------------------------------------+ | Оптимум благ при минимуме имущества. | +----------------------------------------+ Не следует иметь ничего сверх того объема, какой нужен для нормального жизнеобеспечения а также в качестве резерва на случай катастроф. Оптимум размеров совокупного социального имущества очень невелик -- при рациональном его проектировании. Многие страны -- даже не считающиеся богатыми и благополучными -- давно его превзошли. Богатство не обязательно ведет к чрезмерному потреблению, но очень располагает к нему. Следует различать количество собствен- ности, приносимый собственностью доход, уровень потребления на основе этого дохода. Последний может быть невысок -- вследствие самосдерживания, но обычно так не бывает, а если и бывает, то риск сползания к сверхпотреблению все равно велик. Сенека ("Письма Луцилию", 20): "Это очень много -- не развратиться, живя под одной кровлей с богатством." В настоящее время большинство людей не испытывает враждебного отношения к богачам в целом и не против того, чтобы войти в их число и там остаться подольше. Хуже того, люди любят знаменитых богачей, с удовольствием наблюдают за их жизнью, подражают им, насколько это возможно. На деньги, за которые можно полностью одеться, они покупают рукава от дорогой шубы. Представляет ли это собой следствие воспитания, или же это есть проявление нормальных инстинктов? Иными словами, модерализм -- это естест- венная идеология или насилие над человеческой природой? Так или иначе, модерализм -- это насилие над большинством современников. Но вроде бы насилие во благо. Делать то, что хочется, -- это путь деградации. Естественные ограничители некоторых ключевых человеческих желаний в основном исчезли или раздвинулись, и поэтому должны быть заменены ограничителями искусственными.

2.4. Ограничительство.

Отсекай от себя все, что можешь отсечь. Путь человечества оказался ошибочным. Что-то гибельное получило признание как образец." Брайан Олдисс. "Все созданное Землей". Для человека следует различать оптимальные условия существова- ния и наиболее комфортные условия. Наибольший комфорт не оптима- лен. Оптимален умеренный дискомфорт. Между тем, человек стремится не к оптимуму условий, а к наибольшему комфорту. К оптимуму его сдвигают факторы, препятствующие достижению наибольшего комфорта. Большинство людей не способно в должной степени к самосдержи- ванию. Д. Юм ("О первоначальном договоре"): "Человек ... от природы склонен как можно больше расширять свои владения; и ничто не может ограничить его в этом стремлении, кроме размышления и опыта, из которых он узнает о губительных результатах такого своеволия и полном развале общества, которое должно последовать за ним." Среди последствий человеческой неумеренности -- разрушение природной среды. Способом предотвращения катастрофы природопользования является радикальное сокращение общего потребления ресурсов человечеством. Поскольку основную часть ресурсов потребляют промышленные страны, то требование радикального сокращения относится, прежде всего, к ним. Способ ограничения потребления может состоять в том, чтобы ввести несколько ключевых запретов (табу), функция которых была бы вполне понятна, и выполнение которых было бы легко контроли- ровать. Сакрализованные запреты -- традиционная и хорошо зарекомендо- вавшая себя форма регулирования человеческого поведения. Из более или менее успешно использовавшихся и хорошо описанных систем запретов можно выделить заповеди Моисея, Ликурга, Магомета. Примеры действенных табу из этих систем: - запрет на убийство; - запрет на воровство; - запрет на кровосмешение; - запрет на внебрачные половые связи; - запрет на потребление алкоголя (в некоторых мусульманских странах). Ограничить совокупное потребление общества можно следующими способами: - ввести одинаковый лимит для всех; - ввести лимит для большинства; сверхпотребляющее меньшинство будет принуждать остальных к умеренности. Второй вариант реализовывался в СССР. Он более приемлем для нынешней социальной верхушки, но обрекает ее на дальнейшее вырож- дение, а общество -- на недовольство. Есть ли альтернатива потребительской революции? Возможно, что ограничение потребления будет достигнуто как побочный продукт реализации некой другой социальной программы. Возможно, случится прорыв в технологиях (к примеру, найдутся новые особо выгодные источники энергии или средства ее экономии). Возможно, природа распорядится за нас: значительная часть человечества будет уничтожена стихийным бедствием, эпидемией или чем-то еще. Одни варианты решения потребительской проблемы нас не устраивают, другие не представляются наверняка реализуемыми. Система запретов, чтобы быть эффективной, должна быть простой. Модерализм предлагает на обозримое будущее в качестве потреби- тельских табу всего три вещи: - запрет на пользование жилищем с площадью более определен- ного количества квадратных метров на человека; - запрет на применение личного автомобиля в городе; - запрет на оставление потомства свыше трех детей. Возможные дополнительные запреты: - запрет на охоту, рыбную ловлю, собирательство -- на извлечение чего бы то ни было из областей "дикой природы" (актуален для промышленных стран, имеющих высокую плотность населения); - запрет на уничтожение деревьев (где бы то ни было, кем бы то ни было, кроме специальных предприятий, компенсирующих убыль деревьев посадкой новых); - запрет на засорение среды обитания (естественной, искусственной). В качестве несакрализованной нормы должно быть введено ограни- чение собственности в денежном выражении, поскольку в противном случае некоторые энергичные извращенцы будут копить ценности, чтобы потом, обратив их в удобную форму, сбежать в страну, в которой модералистические запреты не действуют. Конечно, некоторые подпольные богачи подыщут фиктивных владельцев для своих ценностей или будут переправлять их за границу по мере накопления, но это хотя бы уже будет незаконно. Любые запреты можно обосновать и освятить в идеологии. Живу- честь религиозных табу, многие из которых обременительны и нелепы, показывает, что сакрализованные запреты довольно эффек- тивный регулятор поведения. Надо только сделать их привычными. "И чего не в силах втемяшить в мудрейшие головы философия, не внушает ли обычай своей властью самому темному простолюдину?" "Нет такого, чего бы он не творил, и такого, чего бы не мог сотворить." (М. Монтень "Опыты", кн. I, гл. XXIII) Можно принять, что нарушители модералистических табу являются врагами человеческого рода. Можно установить: любые 12 человек вправе самостоятельно вынести и исполнить смертный приговор за нарушение законов о собственности, о размножении, о сохранении природной среды. Приговор может быть вынесен открыто или тайно и исполнен после публичного заблаговременного объявления. Убийство человека за то, что он пристроил лишний "квадратный метр" к своему жилищу, или за то, что срубил лишнее дерево, представляется вроде бы чрезмерным наказанием. Но табу невозможно поддерживать мягкими наказаниями. Нарушившего табу следует сначала предупреждать -- чтобы он сделал обратный ход, компенсировал нанесенный обществу урон, или (если считает, что самозваные судьи ошиблись в оценке его действий) помог судьям исправить их ошибку, или обратился к обществу за защитой. Если нарушитель не желает исправляться, его следует уничтожать. Вершителям наказания рекомендуется для укрепления в своих намерениях думать о тех тяжелейших последствиях для нации и человечества, которые почти неизбежно наступят, если пренебре- жение запретом станет массовым. Коран (5:42): "Вору и воровке отсекайте их руки в воздаяние за то, что они приобрели, как устрашение от Аллаха." Сенека: "Нет порока без оправдания, начало всякого из них скромно и простительно, -- зато после он разлива- ется широко. Позволь ему возникнуть -- и ты не покончишь с ним никакими стараниями." ("Письма Луцилию", 116) Некоторая сложность состоит в том, что модералистические запреты не могут быть абсолютными: придется делать исключения. К примеру, инвалиды войны, испытывающие затруднения с передвиже- нием, должны иметь право на применение легковых автомобилей в городе. Допустимый уровень потребления может быть разным для разных социальных групп -- в зависимости от их социально прием- лемых потребностей, но не от места в социальной иерархии. Возможные социально приемлемые потребительские цели индивидуума в обществе, в котором действуют запреты на сверхпотребление: - повышать качество потребления; - повышать надежность потребления. * * * Обеспечение определенного социального порядка методом табу, поддерживаемых жестокими наказаниями, может показаться слишком примитивным. Хочется использовать что-нибудь более гибкое, более мягкое: чтобы было побольше исключений из правил, и чтобы наказания не были особо жестокими. Но в мире происходит столько преждевременных смертей из-за отсутствия некоторых запретов, что эти запреты вполне можно считать актами милосердия.

2.5. Бедность.

Люди испытывают страх перед бедностью почти такой же сильный, как перед смертью, а то и больший. Богачи убивают себя, чтобы не переживать позора и тягот безимущественного существования. Политиканы разных стран объявляют борьбу с бедностью своей великой целью. Что же она собой представляет и что с ней делать? Бедность -- образ жизни, характеризующийся обладанием малой собственностью и малым потреблением. Выделяется бедность следующих видов: - благоустроенная и неблагоустроенная; - временная (вследствие кризиса, разлада в экономическом механизме) и постоянная (при нормальном функционировании экономического механизма); - добровольная и вынужденная; - маргинальная и массовая; - освящаемая и осуждаемая; - вызывающая сочувствие и вызывающая презрение; - воспринимаемая пребывающим в ней человеком как норма, как беда, как благо, как вызов обществу. Модерализм предлагает не борьбу с бедностью, а благоустройство ее. Суть неблагоустроенной бедности: - используются некоторые компоненты жизнеобеспечения, рассчи- танные на более высокий доход и поэтому требующие больших ресурсов (места, электроэнергии и т. д.); - некоторые важные компоненты жизнеобеспечения отсутствуют: не приобретаются в "бедном" варианте из-за намерения скопить средства на "богатый" вариант и надежды выбраться из бедности; - компоненты жизнеобеспечения плохо сопрягаются между собой -- потому что владелец не желает тратить силы на их сопряжение и потому что разработчики вещей не утруждали себя комплексным проектированием бедного образа жизни. Когда бедность рассматривается как временное, нежелательное явление, как продукт кризиса, к ней не стремятся приспособиться, и она получается неэкономной и из-за этого более тягостной.

2.6. Аскетизм.

Аскетизм -- это инстинктивное влечение, испытанное самыми благородными, самыми сильными представителями человечества; аскетизм -- это исторический факт, с которым надо считаться при определении ценности жизни. Ф. Ницше Аскетизм -- отказ от телесных удовольствий ради удовольствий "духовных": предвкушения загробных благ, наслаждения своей исключительностью, экстаза самопожертвования. Лишение организма телесных удовольствий вынуждает его искать компенсации в виде удовольствий "духовных", поскольку человек не в состоянии лишить себя абсолютно всякого наслаждения. Дж. Оруэлл ("1984", 2.III): "Еще важнее то, что половой голод вызывает истерию, а она желательна, ибо ее можно преобразовать в военное неистовство и в поклонение вождю. (...) Вся эта маршировка, крики, махание флагами -- просто секс протухший." Одни люди предрасположены к телесным удовольствиям, другие -- к "духовным". Вторые не обязательно полезнее для общества, чем первые, поскольку нередко воодушевляются вредными идеями. Проповедованием духовных ценностей промышляют, как правило, те, кто сам втайне предпочитает телесные, или кому телесные недоступны. Что касается модерализма, то он -- против чрезмерного потреб- ления, а не против чрезмерного удовольствия. Удовольствие не может быть чрезмерным, поскольку наступает пресыщение. Умерен- ность потребления не уменьшает удовольствия, а увеличивает его. Удовольствие должно быть как минимум достаточным для компенсации неприятностей. А переживать неприятности необходимо -- для поддержания способности выдерживать их. Кроме того, неприятности позволяют полнее чувствовать сменяющие их удовольствия.

2.7. Умеренность.

Оставлять неутоленным. Хорошо да мало -- вдвойне хорошо. Во второй раз все кажется куда хуже. Пресыщение вредит удовольствию. Наслаждение выстраданное вдвойне сладостно. Б. Грасиан. "Карманный оракул" (аф. 299). Надо различать апологетику ... - бедности (ортодоксальные христиане и пр.); - более равномерного распределения благ (коммунисты и пр.); - ограниченного потребления, умеренности (модералисты и пр.). Умеренность можно определять как ... - промежуточный уровень между бедностью и богатством; - полное удовлетворение всех нормальных потребностей; - частичное (70..95%) удовлетворение основных нормальных потребностей. Модерализм предполагает последнее определение. Даже потреб- ности в кислороде, воде, сне должны удовлетворяться не всегда полностью -- в противном случае снизится эффективность исполь- зования организмом кислорода, воды, времени сна, и эти потреб- ности возрастут, то есть повысится уязвимость организма. Кстати, в гимнастике йогов есть упражнение по задержке дыхания. Модерализм не против того, чтобы люди стремились к благополу- чию, но против того, чтобы они подолгу пребывали в комфорте, и против того, чтобы они чрезмерно огорчались при его отсутствии. Западоиды ставят себе в заслугу то, что в их мире каждый имеет шанс разбогатеть, и некоторым даже удается этот шанс реализовать. Мы же поставим себе в заслугу то, что в нашем мире никому не нужно будет становиться богатым для того, чтобы жить благопо- лучно. Мы ЗА имущественное неравенство -- но за неравенство в бед- ности и умеренности. Табу на обогащение переведет активность людей, включая соревновательную, в духовную область и в область заботы о здоровье. Человеку свойственно стремление превзойти ближнего. Чрезмерно ограничивать это стремление -- значит идти против человеческой природы. Надо эксплуатировать это стремление в общих интересах. Альтернативные средства для достижения превос- ходства: - здоровье, сила; | - качественное потомство; - образование; | - устроенность быта; - творческие успехи; | - подвиги. Модерализм призывает людей к умеренности, а не к бедности. Но сегодня человечество находится в таком состоянии, что благоус- троенная бедность -- лучшее, на что может рассчитывать большин- ство. Благоустроенная бедность, по-видимому, полезнее для людей, чем умеренность, но последняя есть компромисс между желанием получить пользу от бедности и стремлением к комфорту. По-видимому, умеренность нужна даже в отношении таких безвредных для окружающей среды человеческих потребностей, как потребность творить, потребность помогать, потребность жертвовать собой, и т. д.: во-первых, будет более приятно удовлетворять эти потребности; во-вторых, будет достигаться более выгодное соотно- шение между различными направлениями деятельности индивидуума. Если нет внешних препятствий творчеству, то падает его качество, а творец теряет чувство реальности. Если слишком много помогать другим, то слишком мало останется себе, а эти другие утратят способность бороться с трудностями самостоятельно. Если слишком легко идти на жертвование собой ради общества, то государство начнет этим злоупотреблять. И т. д.

Возврат в оглавление bouriac@yahoo.com