Народ представляет из себя окольный путь
природы, по которому она достигает до шести,
семи великих мужей.
Ф. Ницше. "По ту сторону добра и зла" (126).
И самое хорошее, и самое плохое в этом мире совершается по
преимуществу ненормальными индивидуумами. Нормальные, как
правило, способны лишь на воспроизводство, а если и привносят
что-то новое, то лишь по принципу "перехода количества в
качество": к примеру, вымирают, проев все ресурсы.
Ненормальные индивидуумы -- отличающиеся от большинства в
лучшую или в худшую сторону. Различаются ненормальные по личным
качествам и ненормальные по месту в обществе. Ненормальность не
всегда оказывается явно и однозначно отрицательной или положи-
тельной.
Отличающиеся по личным качествам в худшую сторону могут
занимать лучшие места в обществе, и наоборот.
Ненормальные по личным качествам нередко оказываются (усилиями
окружающих и собственными) в ненормальных условиях. Обычные
правила поведения не всегда для этих условий применимы. Общес-
тво создает неудобства ненормальным даже тогда, когда эти люди
отличаются от массы в положительную сторону. Красавцы, умники
и герои устраиваются в среднем хуже очень многих обычных людей.
* * *
С модералистической точки зрения наибольший интерес представ-
ляют ненормальные следующих типов:
I. Отличающиеся по месту в обществе:
- Привилегированные: занимающие наиболее привлекательные
социальные роли.
- Донники: имеющие особо низкий социальный статус.
- Маргиналы: плохо уживающиеся с обществом.
Соотношение указанных групп людей можно изобразить следующей
схемой:
+-----------------+------+
|привилегированные| |
+-----------------+------+
| |марги-|
| | налы|
| | |
+-----------------+------+
| донники | |
+-----------------+------+
II. Отличающиеся по личным качествам:
- дегенераты (= вырожденцы): менее жизнеспособные,
получившие при зачатии плохой генетический код;
- извращенцы: склонные к преимущественному получению
удовольствий посредством извращений;
- абсурдисты: страдающие непрактичностью ума;
- невротики: страдающие повышенной раздражительностью
из-за трудностей уживания с обществом;
- сумасшедшие: имеющие ущербно функционирующую психику;
- гении: страдающие чрезмерным развитием творческого
мышления;
- преступники: имеющие устойчивые асоциальные установки;
- разрушители: склонные к уничтожению ценностей;
- спасатели: имеющие особенно сильный инстинкт защиты
коллективных интересов.
Указанные типы личностей концентрируются преимущественно в
особых зонах общества, то есть являются привилегированными,
донниками, маргиналами.
Дефективные (= ущербные) -- общее название для дегенератов,
извращенцев, абсурдистов, сумасшедших.
Можно выделить в обществе два обобщенных полюса -- сверхчело-
веков и недочеловеков. Но если полных недочеловеков набирается
очень много, то полных сверхчеловеков вряд ли отыщется хотя бы
несколько десятков на все человечество, так что полюс сверхчело-
веков надо считать идеальным (воображаемым), а не фактическим.
Общество склонно намеренно или ненамеренно уничтожать и поло-
жительные, и отрицательные крайности. К примеру, особо здоровых
людей оно толкает к спортивной деятельности, подрывающей их
здоровье чрезмерным напряжением и прививающей извращенную систему
ценностей.
Донники (бентиалы) -- обитатели "социального дна", то есть
люди с особо низким (но нормальным) социальным статусом.
Среди донников выделяются:
- опустившиеся; опущенные; аборигены дна;
- достойные пребывания на дне; пребывающие на дне
незаслуженно.
Донники частью паразитируют на обществе, частью потребляют его
отбросы (то есть такие ресурсы, которые больше никому не нужны и
идут в отходы).
Есть две причины существования донников:
- нежелание или неспособность общества пристроить,
изолировать или ликвидировать их;
- нежелание или неспособность донников занять более качест-
венные социальные ячейки.
Полезности "дна":
- поставка дешевого "человеческого материала";
- запугивание остальных членов общества перспективой оказаться
на дне.
Маргиналы -- те, кто испытывает значительные неудобства от
жизни в обществе из-за того, что имеет недостаток или избыток
некоторых качеств по сравнению с тем, что считается нормальным.
Они страдают, они терпят или борются -- за то, чтобы общество
стало другим или сделало для них исключение из своих правил.
Маргиналы -- вовсе не обязательно донники: донники --
нормальная часть социальной системы, а маргиналы -- инородное
тело в системе.
Маргиналы бывают ...
- маскирующиеся; явные, в т. ч. демонстративные;
- процветающие; бедствующие.
Среди прочего, бывают псевдомаргиналы: люди, которым очень
хочется быть особенными и гонимыми, потому что им нравится обра-
щать на себя внимание и, кроме того, потому что им надо как-то
оправдывать свой творческий и карьеристский неуспех.
Если человек, имеющий выдающиеся способности и кое-какие
амбиции, пребывает не наверху, а где-то ближе к началу социальной
лестницы, то он тоже маргинал.
Маскирующиеся маргиналы могут быть внешне вполне благополучными
людьми.
Социальная функция боеспособных маргиналов -- идти в первой
линии борцов за очередную революцию.
...в хорошем обществе о таких вещах говорить
не полагается. Иначе сразу найдутся хорошие люди,
либералы и гуманисты, и очень даже интеллигентные,
которые сразу начнут очень волноваться и доказывать,
что все эти разговорчики о вырождении и дегенерации
-- это такие же басни и выдумки, как средневековые
сказки про ведьм и колдунов. И лучше не спорьте.
Иначе переругаетесь со многими из ваших знакомых.
Григорий Климов. "Князь мира сего".
Согласно его воззрениям, политическое вырождение
обусловлено моральным вырождением (и недостатком
знания), а моральному вырождению, в свою очередь, во
многом способствует расовое вырождение.
Карл Поппер о Платоне ("Свободное общество
и его враги").
Из "Биологии" для медиков (М., 1985, стр. 73): "В настоящее
время в мире 4-5% детей рождаются с наследственными нарушениями,
10-20% детской смертности обусловлено наследственной патологией,
25-30% коек в детских больницах заняты пациентами с наследст-
венными болезнями. Расходы общества на содержание только больных
болезнью Дауна равны затратам на борьбу с гриппом. В клинике
кожных болезней описано около 200 наследственных заболеваний,
глазных болезней -- более 200, нервных болезней -- около 200.
Общее количество известных наследственных болезней превышает
1500."
Среди генетически ущербных надо различать:
- мутантов -- отклонившихся от нормы в худшую сторону
вследствие сбоя в механизме наследования;
- низших -- относящихся к менее эффективной породе, которая
занимает свою экологическую нишу или вымирает;
- генетически неадекватных -- не вполне соответствующих по
своим наследуемым свойствам тем условиям, в которых им
приходится существовать, но вполне соответствующих
условиям, которые где-то имеются.
Дефекты тела способствуют появлению дефектов психики двумя
путями:
- через тело -- субстрат психической деятельности;
- через обусловленное ими положение в обществе, отношение
окружающих.
Взаимосвязь дефектов:
| |
=============+->=============+->=============== =============
->| дефекты |-->| дефекты |-->| дефекты |-->| дефекты |
| тела |<--| психики |<--|мировоззрения| | поведения |
=============<-+============= =============== =============
| +------|--|-------------+ | |
| ============== | | | |
+>|ненормальное|->+ +--------------->-------------+ |
| положение |<-------------------------------------+
| в обществе |
==============
Дефекты близкого родственника тоже травмируют психику, хотя и
в меньшей степени, чем собственные.
Дефектность психики может развиваться и при нормальном теле --
вследствие разрушительного влияния среды. Ущербное мировоззрение
может складываться при исходно нормальной психике -- вследствие
навязывания обществом. Ущербность мировоззрения может привести
к повреждению психики, ущербность психики -- к повреждению тела.
Поскольку моральные установки и вообще взгляд на мир наследу-
ются в некоторой степени от родителей через семейное воспитание,
то вырождение надо рассматривать на двух уровнях: генетическом
и мировоззренческом. Генетическая дефективность благоприятствует
восприятию дефективного мировоззрения, дефективное мировоззрение
способствует генетической деградации (через пьянство, через
небрежный выбор "брачного партнера" и т. д.). Вырожденческие
взгляды могут быть привиты и генетически полноценной человеческой
особи, но не настолько прочно, как в случае с особью генетически
ущербной. Аналогично могут быть вырождающейся особи привиты
здравые взгляды, но не настолько прочно, как в случае с нормаль-
ным человеком. У здравого индивидуума инстинкты восстают против
навязываемых ему ущербных норм поведения, ущербному же слишком
трудно бороться с соблазном отклониться от здравых поведенческих
норм.
Ущербность психики заразна. Имеются два механизма заражения:
- травмирование; к примеру, люди, вынужденные общаться
с невротиками, нередко сами становятся невротиками;
- дурной пример.
Врожденные дефекты организма могут быть не проявлением ущерб-
ности генного материала родителей, а следствием неблагоприятных
условий формирования и развития зародыша. Поэтому дети-дегенераты
могут рождаться и у нормальных родителей.
Некоторые генетические недостатки родителей могут устраняться
при зачатии: два по-разному дефективных родителя в принципе
могут иметь нормальное потомство.
Если общество будет нейтрально относиться к некоторому дегене-
ративному признаку, он перестает травмировать его носителей, но
зато повысится возможность оставления потомства этими носителями.
Пренебрежительное отношение к дефективным в обществе --
условие их неразмножения, вытеснения дефективности из генофонда.
Христианское сочувствие слабым -- дефекторазмножающий фактор.
Слава Богу, "обыденное сознание" всегда характеризовалось более
жестким отношением к ущербным, чем требовало христианство.
Могут выделяться дегенераты двух типов:
- выморочные: оставляющие мало потомства или слабое
потомство либо его вовсе не имеющие;
- размножающиеся: компенсирующие повышенную уязвимость
чрезмерной чрезмерной заботой о потомстве, чрезмерным
стремлением к превосходству.
Дефективность тела может компенсироваться высоким уровнем
интеллекта, дефективность интеллекта -- высоким качеством тела.
По-видимому, фригидность чаще встречается у красивых женщин: у
них нет трудностей с приобретением "сексуального партнера", и
поэтому у них высокий шанс оставить потомство даже при пониженном
сексуальном влечении.
Красивый индивидуум вполне может оказаться дегенератом. Очень
многие красавцы порочны и несчастливы. Для человека вредно, если
его любят слишком многие и слишком сильно. Скрытую дефективность
красавцев можно объяснить следующим образом. Всякий человек
должен для выживания, для продолжения рода набрать определенное
количество преимуществ. Красавцы набирают их на внешних качест-
вах, поэтому природа позволяет им расслабиться на внутренних.
Дегенераты представляют для общества значительную угрозу, по-
тому что, несмотря на свою ущербность (а иногда и благодаря ей),
большинство из них вполне способно к сравнительно сложной
деятельности, и они много чаще нормальных поддаются асоциальным
влечениям.
* * *
По-видимому, не большинство, а подавляющее большинство людей
в наше время имеет те или иные дегенеративные признаки. А если
кто не имеет сам, у того имеют близкие родственники, что
свидетельствует о том, что дегенеративные признаки у него тоже,
скорее всего, существуют, но в скрытой форме. Правда, дело не в
наличии признаков как таковых, а в характере этих признаков, в
степени их проявления, а главное -- в отношении к ним их носителя
и окружающих. Даже значительный дефект не обязательно формирует
патологическую личность. И даже если дегенеративен сам субстрат
психической деятельности, это можно в той или иной степени
компенсировать. Григорий Климов ("Князь мира сего"): "Дьявол
всегда плох, а одержимые им легионеры далеко не всегда.
Большинство легионеров страдают от дьявола и даже пытаются с ним
бороться. Некоторые, преодолев дьявольские соблазны, даже
становятся святыми и праведниками и заслуживают только уважение."
В дегенеративном и извращенном обществе дегенераты и извращенцы
обычно устраиваются лучше полноценных людей. У Г. Климова (там
же): "Плевелы всегда собираются вместе. Это партия партий и союз
союзов. Если один такой попадает наверх, то он насажает таких же
сверху донизу. И секретарша у него будет такая, и все его
друзья-приятели." Пробивание дегенератов наверх облегчается,
среди прочего, ослабленностью у них моральных запретов и чувства
самосохранения.
Человек, имеющий извращенную потребность, может сознавать
или не сознавать ее противоестественность. Сознающий может
сожалеть или не сожалеть о наличии у себя такой потребности.
По-видимому, лучше считать извращенцем не всякого, кто имеет
извращенную потребность, а того, кто не сожалеет о ней, стремится
удовлетворять ее и вообще имеет установку на получение удовольст-
вий извращенным путем, предпочитая этот путь нормальному.
Извращение, наверное, может быть приемлемо, если имеется значи-
тельный перекос в соотношении положительных и отрицательных
эмоций в сторону последних и при этом ...
- недоступны нормальные способы получения удовольствия;
- нет возможности использовать неудовлетворенность для
мобилизации сил на борьбу за удовлетворение нормальных
потребностей нормальным путем;
- извращение не деформирует психику, не вредит окружающим.
Извращенность может формироваться благодаря воспитанию или
вопреки воспитанию.
Причины существования извращений:
- заражение через непосредственно воспринимаемый пример
или через растление;
- заражение через описания (в литературе и пр.);
- самостоятельное открывание их возможности.
Человек может чувствовать извращенную потребность, но подав-
лять ее или не иметь возможности ее удовлетворять. По-видимому,
все без исключения люди эпизодически испытывают более или менее
сильные извращенные желания, но большинство легко справляется с
ними.
Алкоголики, наркоманы, нимфоманы, игроки, карьеристы --
разновидности извращенцев. Извращением следует считать также
большинство случаев содержания комнатных животных. Социальный
вред его в том, что любители животных удовлетворяют посредством
животных свою потребность в заботе о ближнем и потому пренебрежи-
тельно относятся к людям (Гитлер: "Чем лучше я узнаю людей, тем
больше мне нравятся собаки").
Извращенец менее живуч и менее полезен для общества. Он вредит
как дурной пример, как чрезмерный потребитель ресурсов или как
обуза.
Идеологии по отношению к извращениям бывают ...
- извращенческие: поощряющие любые извращения как средство
получения удовольствия (пример: гедонизм); как средство
разрушения общества или выражения неприятия его (пример:
идеология молодежного бунта 1968-го года);
- частично извращенческие: эксплуатирующие некоторые не
самые вредные извращения (пример: христианство с его
аскетизмом);
- неизвращенческие: нейтральные по отношению к извращениям
(пример: марксизм);
- антиизвращенческие: ставящие целью борьбу с извращениями
(примеры: национал-социализм, модерализм).
Ведь не то что я, путая других, сам ясно
во всем разбираюсь, -- нет: я и сам путаюсь,
и других запутываю.
Сократ у Платона ("Менон").
Абсурдное -- нелепое, бессмысленое, бесцельное, бесполезное,
несистемное. Абсурдными могут быть идеи, вещи, действия. Абсурд-
ностью поражаются наука, искусство, идеологии, законодательство
и пр.
Иррациональное -- не обязательно абсурдное. Иррациональное --
возникшее вне разума, то есть продукт интуиции, откровения.
Абсурдное же может быть продуктом абсурдного разума.
Абсурдное ведет в конечном счете к деструкции, но само по
себе может быть продуктом вдохновенного творчества.
Возможные причины абсурдогенности индивидуума: усвоение
абсурдных представлений, ущербность мышления.
Абсурдистами являются, прежде всего, интеллектуалы, формиру-
ющие свои представления о мире не на основе личного взаимодей-
ствия с этим миром, а на основе мнений других интеллектуалов, и
не стоящие перед необходимостью проверять свои умопостроения
практикой.
Главным отстойником и рассадником абсурда является искусство.
Й. Хейзинга ("В тени завтрашнего дня", XVIII): "Ослабление всех
связей с разумом и природой открывает в искусство двери любым
эксцессам и всяческому вырождению."
Абсурдисты могут быть очень трудолюбивы и производительны, но
они малополезны в работе, предполагающей проверяемые практикой
результаты, и вредят также тем, что дезориентируют других.
В современном обществе значительная (если не преобладающая)
часть расхожих представлений и значительная (если не преоблада-
ющая) часть деятельности являются абсурдными. Причины тотальной
абсурдизации:
- накопление генетических дефектов человечеством, ведущее
к увеличению доли индивидуумов с ущербными инстинктами,
с искаженным мировосприятием;
- значительная загруженность людей работой, не оставляющая
им времени на критическое осмысление себя и мира;
- высокий темп обновлений;
- развитие и широкое использование средств манипулирования
сознанием;
- увеличение сложности человеческого мира ( вследствие техни-
ческого развития, увеличения численности человечества);
- увеличение доли работников умственного труда, рост
специализации умственного труда;
- вытеснение книг телевидением и радио (TV и радио распо-
лагают к менее критичному усвоению материала, чем книги);
- облегчение производства текстов, ведущее к растворению
ценного в малоценном и абсурдном.
Должно учить и наказывать -- и ребенка, и мужчину,
и женщину, -- пока наказываемый не исправится, а кто,
несмотря на наказания и поучения, не слушается, того,
как неизлечимого, надо изгонять из городов или убивать.
Протагор у Платона ("Протагор").
Преступник -- человек, совершающий значительное нарушение
социального порядка, которое причиняет вред другим людям,
обществу.
Нарушение порядка может быть ...
- сознательное: из-за пренебрежения к нормам; из-за коллизии
норм; из-за оценивания нормы как социально-вредной в
текущей ситуации;
- несознательное: по неведению; по неосторожности; из-за
неуравновешенности, чрезмерной эмоциональности; из-за
глубоких нарушений восприятия и мышления.
Не всякое нарушение социального порядка причиняет непосредст-
венный вред обществу, но всякое подрывает уважение к порядку.
Идейный преступник -- человек, сознательно совершающий
значительное нарушение социального порядка для собственной
выгоды с нанесением ущерба другим людям, обществу в целом.
Преступник -- не обязательно противник существующего социаль-
ного порядка. Он может вполне одобрять этот порядок, если хорошо
себя чувствует при нем в качестве преступника.
Надо различать недовольство текущим состоянием общества и
недовольство его принципиальным устройством. Можно иметь первое,
но не иметь второго -- если человек признает за обществом
способность изменяться в лучшую сторону и имеет возможность
содействовать такому изменению.
Человек, который осуждает имеющийся социальный порядок, не
обязательно борется с ним или нарушает его. Можно бороться с
порядком, не нарушая его: в пределах, допускаемых этим порядком.
Человек, имеющий значительные личные выгоды от некоторого
социального порядка, может тем не менее осуждать его с позиции
общественных интересов и даже бороться с ним на этом основании.
Различаются люди социально опасные вообще и социально опасные
при наступлении определенных условий. Можно всю жизнь собираться
совершить преступление, но так и не решиться на это или не
дождаться подходящего случая. В широком смысле все граждане
социально опасны. Многие из представляющихся явно опасными для
общества уже совершили необнаруженные или нераскрытые преступле-
ния.
Формы предрасположенности к преступлениям:
- слабость психики или тела, обусловливающая неспособность
адаптироваться к требованиям социального порядка;
- психическая болезнь;
- чрезмерная агрессивность;
- недоразвитость чувства долга;
- наличие извращенных потребностей, несовместимых
с социальным порядком.
Чрезмерную агрессивность некоторых своих членов общество может
нейтрализовывать, используя их для борьбы с преступниками и для
войн.
Известны следующие подходы к защите общества от преступников:
- реагирующий: принятие мер после совершения преступлений
или после проявления преступных намерений;
- превентивный: нейтрализация потенциальных преступников --
обнаруживших явную предрасположенность к нарушению порядка.
В рамках этих подходов применимы следующие средства:
- пенитенциарные: наказание, то есть причинение неприятнос-
тей;
- воспитательные: индоктринация;
- профилактические: устранение причин, порождающих преступные
наклонности;
- лечебные: оказание психиатрической помощи, исправление
телесных дефектов, препятствующих социализации;
- преобразующие: внесение нейтрализующих изменений в организм
опасных людей (лекарственная обработка, кастрирование,
отрубание руки и пр.);
- исключающие: изоляция, изгнание, истребление.
Модералистический подход к борьбе с преступностью состоит
в следующем. Прежде всего надлежит заниматься профилактикой,
и первейшие средства профилактики -- устранение излишеств
владения и потребления, пропаганда умеренности, борьба с
извращениями, оздоровление генофонда.
Важнейшие условия минимизации преступности -- пропаганда
здравой привлекательной идеологии и неукоснительное следование
властей этой идеологии. При таком подходе удается поддерживать
в обществе достаточный порядок, даже если оно сталкивается с
очень большими трудностями.
Разрушительство (= деструктивность) в узком смысле -- склон-
ность к повреждению вещей (общественной собственности, истори-
ческих памятников, природных объектов), в том числе с целью
похищения их частей.
Возможные непосредственные причины разрушительных действий:
- праздность;
- желание выразить неодобрение обществу, пренебрежение
обществом;
- борьба с символами;
- стремление разрядить агрессивность;
- любопытство;
- зависть;
- жадность;
- желание продемонстрировать смелость;
- потребность в переживании опасности.
Разрушительство в широком смысле -- враждебное или пренебрежи-
тельное отношение к сущностям, сохранение которых важно для
благополучия этноса, нации, человечества.
Деструкция (разрушение) личности -- искажение представлений,
интеллектуальных привычек и навыков человека, снижающее его
способность к сложной работе, психической адаптации и развитию,
уменьшающее его ценность для общества, делающее его социально
опасным или вредным.
Предрасположенность к деструкции частично наследуется. Накоп-
ление деструктивных черт личности -- разложение -- происходит по
преимуществу вследствие восприятия деструктивных сведений и
слабости корректирующих воздействий извне.
Приобретение знания о формах деструктивного поведения действует
на разных людей по-разному:
- у не склонных к деструктивному поведению повышается
сопротивляемость ему;
- у склонных к деструктивному поведению появляются образцы
для подражания.
В отношении деструкции различные социальные факторы можно
разделять на ...
- деструктивные (располагающие к деструкции);
- антидеструктивные (ориентирующие на сопротивление
деструкции, на борьбу с деструктивными факторами);
- нейтральные.
Чтобы общество сохранялось и было более или менее благопо-
лучным, действие деструктивных факторов должно нейтрализоваться
действием антидеструктивных и конструктивных.
Существование деструктивных факторов -- в основном следствие
деятельности деструкторов.
Деструкторы делятся на тех, кто сознает свою разрушительность,
и тех, кто не сознает этого и, возможно, даже представляет себя
борцом за общие ценности. Это обусловливается тем, что деструк-
тивный эффект деятельности может быть неявным: отдаленным, кос-
венным. Деструктор может вредить обществу в интересах другого
общества. В этом случае он сам не обязательно является деструк-
тивной личностью.
При всем желании не видно каких-либо селектив-
ных преимуществ, которые хоть один человек сегодня
мог бы извлечь из обостренного чувства ответствен-
ности или из добрых естественных наклонностей.
Скорее следует серьезно опасаться, что нынешняя
коммерческая организация общества своим дьявольским
влиянием соперничества между людьми направляет
отбор в прямо противоположную сторону.
К. Лоренц. "Агрессия" (гл. 13).
Типы личностей, выступающих в роли спасателей:
- люди с особо сильным инстинктом самопожертвования;
- люди с особо сильным инстинктом самосохранения и дальновид-
ностью;
- люди с чрезмерной агрессивностью, использующие идею спасения
как благообразный повод для конфликтов, для насилия;
- карьеристы, эксплуатирующие идею спасения;
- истерические психопаты, использующие роль спасателей как
средство выделиться.
Противоположность спасателям -- разрушители. Спасателям
приходится в основном бороться с ними и с последствиями их
деятельности.
Разновидность спасателей -- созидатели: личности, ориентиро-
ванные на творчество, на достижение результатов, длительно со-
храняющих значимость для общества. Созидатель может быть, к при-
меру, исследователем, теоретиком, архитектором, писателем, но не
может быть, к примеру, администратором, сыщиком, военным -- разве
что реформатором в своей области. Принадлежность человека к
созидательской профессии и даже наличие у него значительных
творческих результатов еще не делает его созидателем в рассматри-
ваемом здесь смысле: можно созидать и то, что причиняет потом
большой ущерб. Деструкторы не только довольно часто выступают в
роли творческих деятелей, но даже могут в отдельные периоды
составлять в некоторых профессиях большинство.
В благополучном обществе личности спасательского склада пребы-
вают, как правило, на вторых ролях -- занимаясь мелочами и не
получая должного удовлетворения от жизни. Их время -- время
кризисов и катастроф: они легко выбиваются тогда в лидеры,
привлекая к себе людей уверенностью в знании выхода, энергией,
самоотверженностью.
Я далек от мысли, что все те, кто умаляет
достоинства нашего рода, являются врагами добро-
детели и разоблачают пороки своих собратьев с
плохими намерениями. Напротив, я сознаю, что
утонченное чувство нравственности, особенно если
ему сопутствует раздражительный характер, может
довести человека до отвращения ко всему миру и
заставить его смотреть на обычный ход человечес-
ких дел с чрезмерным негодованием.
Давид Юм. "О достоинстве и низменности
человеческой природы".
Сначала у человека из-за повышенной чувствительности психики и
неблагоприятности внешних условий развивается невроз. Потом под
влиянием хронического невроза складывается невротический
характер, усваивается или вырабатывается невротическая идеология.
Потом в невротическом состоянии на основе невротической идеологии
порождаются невротические замыслы, составляются невротические
проекты -- как правило, агрессивные и/или деструктивные.
Агрессивность, невротизм, властолюбие, деструктивность --
тяготеющие одно к другому качества, но не обязательно проявляю-
щиеся совместно.
Невротик раздражителен, но не обязательно агрессивен.
Агрессивный человек не обязательно стремится к власти: иногда
ему бывает достаточно доминирования над окружающими, иногда даже
этого не требуется.
Властолюбец не обязательно невротик. Невротик бывает вынужден
стремиться к власти -- чтобы приобрести больше возможностей для
защиты от невротизирующих факторов.
Стремление к обогащению -- это тоже иногда лишь попытка
защитить себя от невротизирующих факторов: у богача больше
возможностей изолироваться от общества.
Невротизации общества способствуют:
- рост плотности населения;
- повышение интенсивности жизни;
- усложнение условий жизни;
- появление новых средств взаимной невротизации;
- увеличение доли индивидуумов-невротизаторов;
- накопление абсурда.
Источники невротизирующих факторов современного общества --
кандидаты на роль "главного врага". (Но только не сами невроти-
ки, потому что я тоже иногда чувствую себя невротиком, хотя и
умеренным, и я уверен, что при определенных условиях они могут
быть очень полезными людьми. В современном обществе умному
человеку со спасательской ориентацией очень трудно не стать
невротиком. Я имею хорошее представление о том, насколько опасны
невротики для общества, если их не ублажать. Обществу надо защи-
щаться частично от невротиков, но в основном -- от невротизиру-
ющих факторов.)
Средства взаимной невротизации -- это вещи, создающие неудоб-
ства окружающим; к примеру, источники звука (магнитофоны, теле-
визоры, автомобильные сигнальные устройства, петарды и пр.).
Невротизаторы -- люди, способствующие развитию неврозов
у контактирующих с ними. Это извращенцы, сумасшедшие, дураки, а
также агрессивные невротики с недоразвитым чувством долга. Невро-
тики -- частью жертвы невротизаторов, частью продукт собственных
извращений и собственной глупости.
Неврозогенные действия невротиков еще больше иррационализируют
общество. То есть имеет место лавинообразное нарастание невро-
тизма.
Первопричина невротичности общества -- деятельность дураков
и извращенных умников, вызывающая "научно-технический прогресс"
в его нынешней форме.
Среди непосредственных причин неврозов надо различать
психонапрягающие и психотравмирующие факторы.
Психонапрягающие факторы:
- шумы;
- частая смена объектов внимания;
- избыток информации;
- необходимость быстрого реагирования;
- ответственность выполняемой работы (порождающая боязнь
ошибок);
- недостаточность отдыха;
- чрезмерно некомфортные условия;
- опасности и мелкие вредности.
Психотравмирующие факторы:
- неприятности, получаемые в конфликтах с другими людьми,
с обществом;
- естественные неизбежные потери (болезни, старение, смерть
-- свои и близких).
Телесная ущербность индивидуума является по отношению к нему
сильным невротизирующим фактором.
Затяжное неворотическое состояние -- главная причина, распола-
гающая человека к принятию деструктивной идеологии.
Деструктивная идеология предлагает невротику способы ...
- получить удовольствие, компенсирующее отрицательные эмоции;
- приобрести средства для изолирования от невротизирующих
факторов;
- отомстить людям и обществу -- виновникам невротизирующих
воздействий.
Направления деневротизации общества:
- ослабление невротизирующих факторов (к примеру,
модерализация общества);
- изолирование невротиков: друг от друга, от общества,
от молодежи;
- оказание помощи невротикам:
ослабление действующих на них невротизирующих факторов;
обучение социально приемлемым способам уклонения
от невротизирующих факторов, адаптирования к ним,
компенсирования их;
- антиневротическое воспитание.
Я серьезно убежден, что миром управляют
совсем сумасшедшие. Несумасшедшие или
воздерживаются, или не могут участвовать.
Л. Н. Толстой
У отдельных лиц помешательство встречается
редко, у групп же, партий, народов, эпох оно
оказывается правилом.
Ф. Ницше. "По ту сторону добра и зла" (156).
Чтобы делать великие дела, надо быть хоть немного психически
ненормальным. Если человек стремится к великому, значит, он уже
не совсем нормален. Только немногие из сдвинутых становятся
великими, но большинство великих -- сдвинутые. Сойти с ума --
значит, оказаться в очень приличной компании, в которой есть
и Ньютон, и Руссо, и Гоголь, и Ницше, и многие другие творцы
современной культуры в ее лучшей части.
Люди, чей рассудок повредился на творческой работе, --
своеобразные герои, ставшие инвалидами при выполнении обществен-
ного долга. Относиться к ним пренебрежительно -- это так же
низко, как шарахаться от изувеченных героев справедливой войны.
Возможные схемы связи творческих сверхспособностей и психи-
ческих нарушений:
================
+----------------|дополнительные|
============= | +->| психические |
|сознаваемая|<+ =========== | | нарушения |
|психическая|-->|страдания|-+ ================ ==============
|ущербность | =========== | ================ | творческие |
============= +->| компенсации |->| достижения |
================ | |
==============
================
| психические |
+--| нарушения |
============ ============= | | |
|откровения|->| страдания |-+ ================
============ ============= | ================ ==============
| +--| компенсации |->| творческие |
| ================ | достижения |
+----------------------------------------->| |
==============
================
| психические |
============= +->| нарушения |
|извращенные| =========== | | |
|потребности|-->|страдания|-+ ================ ==============
| |<-+=========== | ================ | творческие |
============= | +->| компенсации |->| достижения |
| ================ | |
+-----------------------+ ==============
Надо различать:
- психическое отклонение (оно может быть и в хорошую
сторону);
- психическое нарушение (ослабление некоторых психических
функций при сохранении способности к адекватной самооценке
и к управлению собой);
- психическую болезнь (не обязательно повреждающую
умственные способности, поскольку ум -- это лишь
малая часть психики).
Можно корректно говорить об отклонениях лишь при условии, что
определена норма. В качестве таковой может приниматься:
- среднее арифметическое;
- равноудаленное от крайностей;
- наиболее часто встречающееся;
- генетически заданное;
- наиболее эффективное в существующих условиях.
Высокая степень психической нормальности -- по-видимому, такое
же редкое качество, как и красота тела. К тому же, психически
нормальный человек -- почти непременно дурак, каким бы образом ни
определялась норма, -- потому что очень трудно найти человека,
у которого бы оказались повышенно развитыми ВСЕ психические
качества (то есть, ни одно не переразвито в ущерб другим). Блез
Паскаль ("Мысли", 414): "Люди безумны, и это столь общее правило,
что не быть безумцем было бы тоже своего рода безумием."
Причины аномальности психики:
- врожденные органические нарушения;
- травмы мозга (механические, химические, лучевые и пр.);
- хроническая перегрузка психики (эмоциональная,
информационная, деятельностная);
- кратковременная значительная перегрузка психики;
- своеобразное воспитание.
Знание психиатрии помогает удерживать психику в состоянии,
близком к психической нормальности, но не гарантирует успеха в
этом деле. Многие психиатры сами являются ненормальными в той
или иной степени: одни "заразились" от пациентов, другие выбрали
профессию с намерением лучше разобраться в собственных страннос-
тях, третьи сошли с ума вследствие больших потрясений, к примеру,
полного разочарования в способности людей к здравомыслию.
Сумасшедшие бывают:
- слабо поврежденные, сильно поврежденные;
- пассивные, деятельные;
- мирные, агрессивные;
- признающие свою странность, не признающие своей странности;
- стремящиеся приспособиться к обществу, стремящиеся
приспособить к себе общество.
Типы, представленные в каждом пункте этого списка вторыми,
являются более опасными для общества. (Что касается меня, то я
если и поврежден, то сравнительно слабо, зато деятелен и агрес-
сивен и -- хотя и признаю свою непохожесть на окружающих и по
мере сил приспосабливаюсь к обществу -- в основном стремлюсь
приспособить его к себе, и если мне скажут, что для существующего
общества я не опасен, то я сильно обижусь.)
Некоторым разновидностям психически ненормальных находятся
полезные применения. К примеру, садисты становятся палачами,
эротоманки -- проститутками, истерические психопаты -- актерами,
лица с больным воображением сочиняют развлекательные истории, а
желающие пострадать совершают подвиги.
Хорошо организовано то общество, которое может пристроить
большое число психов. Однородных психов стравливают между собой:
склонного к насилию преступника преследует склонный к насилию
полицейский; рвущегося к власти политикана сдерживает другой
рвущийся к власти политикан. Взаимодополняющие психи хорошо
уживаются вместе (садист и мазохист, к примеру), доставляют
радость друг другу и не мешают окружающим.
Условия жизни в современном обществе располагают к сумасхож-
дению. Общество сумасшедших держится, потому что состоит из
больных, страдающих несхожими отклонениями. А общество из стра-
дающих одинаковым отклонением -- это уже нормальное общество,
но со своеобразной нормой.
Среди психически ненормальных выделяются те, кто ...
- способны к сверхсложному труду;
- способны к сложному труду;
- способны только к простому труду;
- не способны к труду.
Представители первого типа -- фактор благополучия общества,
но фактор опасный. Нормальные паразитируют на них и обязаны им
основными творческими достижениями человечества. Представители
четвертого типа -- обуза для остальных, включая трудоспособных
сумасшедших.
* * *
К. Лоренц ("Агрессия", гл. 8): "Гольян без переднего мозга
выглядит, ест и плавает, как нормальный; единственный отличающий
его поведенческий признак состоит в том, что ему безразлично,
если никто из товарищей не следует за ним, когда он выплывает из
стаи. (...) Если он видел корм или по какой-то другой причине
хотел куда-то, он решительно плыл туда -- и, представьте себе,
ВСЯ СТАЯ ПЛЫЛА СЛЕДОМ. Искалеченное животное как раз из-за своего
дефекта стало несомненным лидером."
В человеческом обществе психически ущербные особи аналогично
становятся лидерами и ведут человеческую стаю не туда, куда ей
нужно.
Гениальность -- перекос в психическом развитии. Этот перекос
может дать человеку значительные преимущества, но лишь при
некоторых, далеко не всегда складывающихся условиях. Гений обычно
ведет себя не как все, не может устроиться, как все, и поэтому
создает впечатление неполноценного, чувствует это и стремится
компенсировать свои неприятности выдающимися достижениями.
Для значительного успеха в деятельности (творческой и не
только) требуются:
- целеустремленность;
- способности;
- благоприятные внешние постоянные факторы;
- благоприятные внешние случайности;
- благоприятные внутренние случайности (удачные повороты
потока сознания).
Возможные факторы, формирующие целеустремленность:
- телесная неполноценность;
- принадлежность второсортной общественной группе: этносу,
сословию, расе;
- перекос в психическом развитии: неспособность к некоторым
видам деятельности;
- психические и нервные дефекты и расстройства: заикание,
энурез, тик, припадки, неврастения и пр.
Гении -- важный, но очень опасный ресурс. Наличие большого
количества гениев в этносе -- признак его ущербности.
Значительную часть своих неприятностей человечество имеет
из-за того, что гении что-то безответственно придумали, а дураки
некритично восприняли.
Есть законченные гении: люди, не способные к негениальной
психической жизни. И есть полугении: люди, способные и возбуждать
свою гениальность, и сдерживать ее -- в зависимости от обстоя-
тельств.
Специально плодить гениев не следует: бывает достаточно форми-
рующихся естественным путем. Надо лишь своевременно выявлять их,
направлять, умеренно помогать им -- с учетом того, что чрезмерная
забота о творческих личностях вредит творчеству.
Очень выгодно воспитывать полугениев -- но только в правильно
организованном обществе: настроенном максимально использовать
способности каждого. В неправильно же организованном обществе
"плохие" полугении изобретательно эксплуатируют его пороки, а
"хорошие" готовят революцию.
Я сам терпеть не могу этих выродков, а если
хочу позабавиться над чьей-либо глупостью, то
искать далеко мне не надо: я смеюсь над собой.
Сенека. "Письма Луцилию" (50).
Если общество делить на умных и дураков по способности разби-
раться со сложными вещами, то в дураках оказывается большинство
населения. Дурак -- нормальный средний человек, опора государ-
ства. Умный модералист ничего против дурака не имеет, если тот
не лезет во власть, не воображает себя интеллектуальным талантом,
не поддерживает деструктивных лидеров, не слишком много потреб-
ляет и готов пострадать за общее дело.
По отношению к сложной культуре люди бывают ...
1) способные творить ее;
2) способные понимать и сохранять ее, но не творить;
3) способные пользоваться ею, но не сохранять и тем более не
творить ее; не понимающие ее смысла, выгод и опасностей;
4) не способные даже пользоваться ею.
Основная часть населения (= дураки) относится к группам 3 и 4.
Некоторые -- вследствие неправильного воспитания, но большинство
-- из-за генетической нерасположенности к восприятию сложной
культуры. От этого обстоятельства не было большого вреда, когда
людей было мало, они потребляли мало ресурсов и потому не могли
причинять значительного ущерба окружающей среде. От этого обсто-
ятельства не будет большого вреда, если модералисты станут
пасторами человеческого стада.
Й. Хейзинга ("В тени завтрашнего дня", XX): "Повсюду пышно
цветут иллюзии и заблуждения ... Нет такого прибора, которым
можно было бы измерить, каков процент поглупевших и одураченных
и больше ли он прежнего, но сама глупость стала могущественней,
чем раньше, она выше восседает на троне и злее вредит."
Больные хотят проявить превосходство В КАКОЙ БЫ
ТО НИ БЫЛО ФОРМЕ, у них инстинкт окольных тропинок,
ведущих к тирании над здоровыми, -- и где только не
встретишь именно у наислабейших этого стремления,
воли к власти.
Ф. Ницше. "К генеалогии морали" (III.14).
Стремление к власти может быть ...
- первичное (проявление переразвитого инстинкта
властвования);
- вторичное (порожденное потребностью в преодолении
неполноценности, спасательскими установками и т. д.).
Ущербные индивидуумы, стремящиеся к власти, сталкиваются между
собой и занимаются взаимным уничтожением. Политические столкнове-
ния -- это по преимуществу столкновения между ущербными или по
вине ущербных. Ущербные у власти вредны тем, что не используют
власти в должной мере на пользу обществу (и не дают этого делать
другим): свою основную движущую потребность -- стремление к
превосходству -- они в достаточной степени удовлетворяют уже тем,
что захватывают и удерживают власть. Приобретение хорошей
посмертной репутации обычно их не очень беспокоит: некоторых из
них устраивает и слава "кровавых тиранов", а некоторым вообще и
вовсе безразлично, как их будут поминать после.
По-видимому, основной механизм формирования стремления к власти
выглядит так:
============
+-->| половые |
|+->|извращения|->+
|| ============ |
|| ============ |
|+--| телесные |->+
| | дефекты | |
| ============ |
|+----------------+
|| =============== ============== ============
|+->|низкий статус|--->|недовольство|-->|стремление|
| | в обществе |<-+ | статусом |-->| к власти |
| =============== | ============== ============
| | | ============
| | +-------->| садизм |-+
| | | | |
| | ============ |
+---------<----------+----------<--------------------+
О стремлении гомосексуалистов к лидерству есть уже у Платона
(тоже, по-видимому, гомосексуалиста, если судить по восторгу, с
каким он описывает извращенческую любовь):
"... им нравится лежать и обниматься с мужчинами. Это самые
лучшие из мальчиков и из юношей, ибо они от природы самые мужес-
твенные. Некоторые, правда, называют их бесстыдными, но это за-
блуждение: ведут они себя так не по своему бесстыдству, а по
своей смелости, храбрости и мужественности, из пристрастия к
собственному подобию. Тому есть убедительное доказательство: в
зрелые годы ТОЛЬКО ТАКИЕ МУЖЧИНЫ ОБРАЩАЮТСЯ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Возмужав, они любят мальчиков, и у них нет при-
родной склонности к деторождению и браку; к тому и другому их
принуждает обычай, а сами они вполне довольствовались бы сожи-
тельством друг с другом без жен." ("Пир")
В приведенном фрагменте утешает то, что и во времена Платона
находились люди, считавшие гомосексуализм бесстыдством.
Не все извращенцы и дегенераты стремятся к власти, не все из
стремящихся являются деструкторами, но значительная корреляция
указанных качеств имеет место.
Нередко садизм это извращенное проявление стремления к власти.
Некоторые сексуальные извращения порождаются стремлением по-
чувствовать власть над "сексуальным партнером" (то есть получить
удовольствие не только от собственно сполового акта, но и от
властвования: двойное удовольствие, так сказать).
Возможные действия человека, не довольного своим положением
в обществе:
- смириться;
- удалиться от общества;
- сменить общество (эмигрировать);
- компенсировать неприятности: местью обществу; местью
отдельным людям за все общество; сексуальными излишествами;
наркотическими средствами; присвоением благ;
- повысить статус в существующем обществе: законным путем;
незаконным путем;
- переделать общество (устроить революцию).
Возможные причины недовольства человека своим положением
в обществе:
- слишком низкое положение;
- слишком высокие притязания.
Возможные причины низкого положения человека в обществе:
- низкое происхождение;
- случайные неудачи, несчастья;
- телесные недостатки;
- психические отклонения, в том числе чрезмерная глупость;
- осуждение обществом за некоторые действия, в том числе
за извращения;
- образ мыслей, чуждый большинству.
Возможные причины высоких притязаний:
- повышенные естественные потребности;
- извращенные потребности;
- высокая самооценка (обусловленная выявлением в себе особых
достоинств либо складывающаяся как компенсация чрезмерных
неприятностей).
Враг народа может быть другом какого-нибудь другого народа,
пособник Сатаны -- это враг всего рода человеческого, так что
в отношении выбора врагов христианская церковь радикальнее,
к примеру, сталинистов. Что касается модерализма, то в этом
отношении его позиция совпадает с позицией христианства:
модералист борется с врагами человечества.
Сатана -- мифическое объяснение и символ социальных феноменов,
разрушительных для человеческого рода. Все сатанисты --
деструкторы. Правда, далеко не все деструкторы -- сознательные
сатанисты: деструктор не обязательно отдает себе отчет в своей
разрушительности, не обязательно признает себя пребывающим на
той же стороне, что и Сатана.
Сатане поклоняются те, кто совмещает потребность в поклонении
с ненавистью к обществу.
Г. Климов ("Протоколы красных мудрецов"):
"С точки зрения диалектического материализма, дьявол представ-
ляет собой не что иное, как сложный комплексный процесс вырожде-
ния, или дегенерации, который состоит в основном из трех частей:
половых извращений, психических болезней и некоторых физических
деформаций организма." По Климову, имеют место следующие законо-
мерности:
- 90% всех преступлений, как уголовных, так и политических,
является результатом наследственной дегенерации;
- 90% всех болезней связано с психическими расстройствами;
- 90% гениев являются психически ненормальными;
- помешательство в 90% случаев -- это результат
наследственности;
- двуполость (гомосексуализм, лесбиянство) порождает двуличие
(= скрытность, двойную жизнь): двуполые -- двуличные,
двуличные -- двуполые.
Сатанизм -- средство оправдания дурных наклонностей, способ
выделиться, форма удовлетворения извращенных потребностей,
реакция на лживость христианских церквей и общества в целом.
Существует много вариантов сатанизма -- реализующих набор его
функций в различной пропорции. Помимо настоящих сатанистов --
сознательно стоящих на стороне зла -- существуют квазисатанисты,
утверждающие, что трактовка добра и зла в господствующих учениях
в значительной степени ошибочная или лживая (вариант такого
подхода представлен в книге Анатоля Франса "Восстание ангелов").
К явным деструкторам можно отнести только настоящих сатанистов.
Что же касается квазисатанистов -- своеобразно толкующих добро
и зло и употребляющих атрибуты сатанизма скорее для выражения
протеста -- то они не более деструктивны, чем противостоящие им
ортодоксы и лицемеры, и полезны тем, что частично нейтрализуют
вредное влияние этих ортодоксов и лицемеров. Вообще, различение
добра и зла -- это во многих случаях дело очень сложное.
Многие группы сатанистов при своем возникновении восприняли са-
танинские идеи, по-видимому, исключительно через литературу, кино
и интернет, добавив к полученным таким образом сведениям собст-
венные домыслы. Иначе говоря, если зло способно к самовозрожде-
нию, то мистически-идеологическое оправдание зла надежно обеспе-
чено преемственностью через культуру, причем очищение от него
культуры -- дело трудное и ненужное. Выгоднее не "выкорчевывать"
сатанинские учения, а препятствовать их распространению и
противопоставлять им здравые идеологические подходы. К тому же,
более действенным защитным средством является сокращение
численности потенциальных носителей сатанинских учений --
дегенератов.
* * *
Модералистический подход может в целом рассматриваться как
продолжение антисатанинской линии в человеческой истории, но
только с учетом того, что в этой борьбе делалось много ошибок и
что квазисатанисты -- всего лишь своеобразные искатели истины
и/или позеры.