Модеpализм


10. Модералистический проект искусственной среды.

Я полагаю, что нет такой зародившейся в человеческом воображении выдумки, сколь бы сумасбродною она ни была, которая не встрети- лась бы где-нибудь как общераспространенный обычай и, следовательно, не получила бы одобрения и обоснования со стороны нашего разума. М. Монтень. "Опыты" (кн. I, гл. XXIII). Большинство авторов радикальных проектов стесняется своей радикальности и стремится ее сгладить: "Мы предлагаем вам почти то же самое, к чему вы привыкли, что цените и к чему стремитесь, только немножко улучшенное." Между тем, возможно, для успешного внедрения иногда бывает нужна именно конфронтация со старым, нужен призыв к существенному изменению образа жизни и системы ценностей. Изменение подхода в отношении проектирования искусственной среды может высвободить очень большие средства, значительно повысить защищенность общества от природных, технических, социальных катастроф, снизить до приемлемого уровня действие многих вредных факторов, избавить людей от перенапряжения, сохранить природные ресурсы. Модерализм не ставит целью выведение особо выносливого чело- века, но и не желает допустить ослабление еще имеющихся у людей способностей выживания. Он хочет в основном сохранить людей хотя бы такими, какие они есть, а если улучшать их, то медленно. Можно, конечно, не принимать предлагаемых здесь мер и считать, что продолжение действия нынешних неблагоприятных факторов посте- пенно избавит человеческий род от недостаточно приспособленных к ним форм, обеспечит появление нового человека -- нормально себя чувствующего при грязном воздухе, ядовитой пище, шуме, тесноте, напряженной однообразной работе, или что глобальная катастрофа сделает доброе дело -- уничтожит 99% промышленности и 99% населения. Впоследствии природа восстановится, и у потомков тех, кто выживет, будет достаточно места и возобновимых ресурсов, чтобы жить хорошо. * * * Если в потребительском обществе успехом считается создание и распространение новой разновидности вещей в дополнение к сущест- вующим, то в модералистическом -- сокращение их разнообразия и общего количества. Сократ: "Как много есть вещей, которые мне не нужны."

10.1. Компактный город.

Omne malum ex urbe. Все зло -- из города. Города -- пучина для человеческого рода. В несколько поколений расы погибают или вырождаются; им нужно обновление, а это обновление дает всегда деревня. Жан Жак Руссо. "Эмиль, или О воспитании". В градостроительных нормах следует различать то, что является рациональным (полезным), и то, что является традиционным, при- вычным (но полезным далеко не всегда). Существующие в настоящее время эстетические предпочтения в архитектуре обусловлены в зна- чительной степени традицией, а не врожденными особенностями человеческого восприятия, и расставание с этими предпочтениями не есть обезображение городской среды. Под компактным городом (или городом-зданием) здесь понимается, просто говоря, такой город, в котором дома расположены на близ- ком расстоянии и местами соединяются, так что можно пройти из одного края города в другой, не выходя ни разу из-под крыши. У архитекторов-футурологов идея города-здания используется часто. Как правило, предлагаются сложные и по нынешним меркам слишком дорогостоящие сооружения, демонстрирующие возможности авторской фантазии и воплощающие мечту человечества об изобилии. В противоположность этому, в данной книге имеется в виду такой проект города, который не только реализуем при нынешних технологиях строительства, но еще и выгоден. Концепция компактного города поворачивается своими преимущест- вами, если обдумывать ее не летним солнечным днем в тенистом дворике, а к примеру, в гололед или в метель во время долгого ожидания автобуса на остановке. Идея компактного города впервые была предложена, по-видимому, в книге Дж. Данцига и Т. Саати "Компактный город: проект органи- зации городской среды" (русское издание в 1977 г.). Данциг, Саати (стр. 5): "Если мы будем продолжать расширять наши города или реконструировать их прежними методами, нам не удастся выйти из многочисленных кризисов, характерных для сов- ременных городов. Среди них, прежде всего следует назвать энер- гетический кризис, рост трущоб, перенаселенность и загрязнение среды." (стр. 8): "Города должны быть организованы так, чтобы, во-первых, обеспечить более эффективное использование третьего измерения (вертикальное пространство) и, во-вторых, временного измерения (круглосуточное использование всех городских служб)." "Мы убеждены, что возможно создать пространственный город с низ- кой плотностью населения, значительно более удобный для жителей, более безопасный для детей и при этом более дешевый, чем сегод- няшние города. Этот город одновременно значительно меньше будет нарушать экосистему и существенно сократит использование естест- венных ресурсов. Даже природа будет гораздо доступнее жителям компактного города, чем сегодняшним горожанам." (стр. 12): "Чем больше разрастается город, тем большее расстояние разделяет жилую, деловую, торговую и рекреационную зоны, и тем большее количество энергии нужно для перевозки людей грузов из одной зоны в другую -- соответственно тем больше загрязняется среда." Джейн Джекобс (в книге "Жизнь и смерть великих городов Америки", цит. по Данцигу, Саати, стр. 28): в современном городе свободное пространство стало объектом слепого поклонения. "Спро- сите любого планировщика, чем проектируемый им микрорайон улучшит старый город? В ответ он сошлется на некую самодостаточную цен- ность -- свободное пространство ... Свободное пространство для чего? Для грабителей? Для унылых пустот между домами?" (стр. 29): "Американские городские центры разрушаются... последовательной политикой разделения мест труда и отдыха, по недоразумению счи- тающейся основой грамотного планирования." Достоинства компактного города следующие: 1. Для размещения такого города требуется мало места. 2. Сокращается потребность в транспорте, уменьшается длина водопровода и других коммуникаций. 3. Меньше тратится электрической энергии на уличное освещение. 4. Сокращаются затраты на отопление. 5. Строения оказываются лучше защищенными от разрушительного воздействия климата. 6. Удешевляется строительство. 7. Облегчается поддержание чистоты в среде обитания. Какие могут быть выдвинуты возражения против города-здания? Рассмотрим их и попробуем опровергнуть. 1. Будет недостаток естественного освещения. Но половину суток этого освещения все равно нет. Кроме того, некоторые занятия вообще предполагают затемнение: например, сон, смотрение телевизора. Существенная экономия на отоплении позволит использовать освободившуюся энергию для полноценного искусственного освещения. 2. Будет труднее исправлять последствия аварий, диверсий, бомбардировок и стихийных бедствий. Но компактный город легче защитить от землетрясений, навод- нений, вторжений и т. д. К тому же, использование особо укрепленного первого этажа делает возможным доступ в любой район города даже при очень больших повреждениях верхних уровней. 3. Будет затруднена борьба с пожарами. Но отказ от строительства высотных зданий облегчит эвакуацию людей из горящих строений, подачу воды для тушения, а снижение потребности в промышленности и транспорте уменьшит количество горючих веществ в городах. Кроме того, можно сократить исполь- зование горючих материалов в отделке и оборудовании помещений. 4. Люди будут мешать друг другу шумом и вообще присутствием. Но в компактном городе существенно снизится потребность в передвижениях, а сэкономленные строительные материалы позволят делать улучшенную звукоизоляцию. 5. Будет труднее ремонтировать и модернизировать город: останется меньше места для работы строительной техники, для дополнительных сооружений и коммуникаций. Но модернизации города можно существенно облегчить, если предусмотреть их возможность еще на стадии его проектирова- ния. В частности, каналы для коммуникаций (трубопроводов, кабелей и т. д.) делать достаточно широкими и доступными, пе- регородки -- легко удаляемыми. Кроме того, лучшая защищен- ность города от разрушительных климатических факторов сущест- венно уменьшит потребность в ремонтах. Внутри города-здания можно использовать особую строительную технику: компактную, малошумящую, не выделяющую в воздух вредных газов. 6. Отсутствие парков и газонов удалит человека от природы. Чтобы увидеть живое дерево, придется ехать из города. Но в том-то и дело, что не ехать, а идти пешком, поскольку граница города приблизится. Кроме того, уменьшится потребность людей в эпизодическом бегстве из города в природную среду, а окружающая город природа будет меньше повреждаться отравленной атмосферой цивилизации. Парки же разрывают город на части и тем самым добавляют работу транспорту. 7. Постоянное созерцание ограниченного пространства вредно влияет на психику. Но во время просмотра телевизора, лежания в ванне и т. д. человек воспринимает ограниченное пространство вокруг себя так или иначе. А во время сна он вообще ничего не видит. Клаустрофобия поборников нынешних градостроительных предрас- судков является, по видимому, отчасти защитным инстинктом, отчасти всего лишь проявлением привычки. В компактном городе любители простора смогут на полчаса в день подниматься на крышу и без всяких помех наслаждаться им за счет времени, сэкономленного на переездах. Или же эпи- зодически и без больших затруднений выбираться "на природу". Суть города -- в концентрации людей, предприятий, ресурсов и пр. Концентрация жизнедеятельности в городах обеспечивает людям свободу выбора работы, развлечений, друзей, учебных заведений и т. п. Чем плотнее город, тем больше такая свобода, тем шире возможности индивидуального и социального развития. Получается, компактный город предоставляет для такого развития наибольшие возможности. Компактный город может представлять собой единый массив или быть разделенным на несколько компактных автономных районов, удаленных один от другого на несколько километров и соединенных скоростным транспортом: ------- ------- ¦ ¦=====¦ ¦ ------- ------- ¦ ¦ ¦ ¦ ------- ------- ------- ¦ ¦===¦ ¦===¦ ¦ ------- ------- ------- Возможен промежуточный принцип планировки города -- между нынешним городом отдельных зданий и городом-зданием: каждый квартал строится как интегрированное здание. Пешеходные пути помещаются внутри кварталов-зданий, а между кварталами имеются мосты-переходы. Количество этажей в городе-здании может быть 3..6. Перекрытие верхнего этажа может иметь окна или быть полностью прозрачным. Нижний этаж можно делать особо укрепленным и отводить для коммуникаций и складов. Одна из его функций -- обеспечивать выживание при землетрясении, бомбардировке и т. д. В вертикальном разрезе город может выглядеть примерно так: ------------------------------- : ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ : :==+=====+=====+=====+=====+==: : ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ : :==+=====+=====+=====+=====+==: : ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ : :-----------------------------: :-- ----- ----- ----- ----- --: : ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ : : ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ : ------------------------------------------ Для использования дневного света возможно сооружение световодов в "толще" города. Есть два варианта световодов: 1. Узкие световоды -- шахты: вид сверху: вертикальный разрез: ............................. ¦ | | | : ======--===--===--====== ¦--------+------+------+----: : ¦ ¦ ¦ ¦ : ¦ | | | : :==+======¦ ¦======+==: ¦ | | | : : ¦ ¦ ¦ ¦ : ¦--------| | |----: :==+======+--+======+==: ¦ |--------+--------| : : ¦ ¦ ¦ ¦ : ¦ | | | : :==¦======¦==¦======¦==: ¦ | | | : :----- ----- ----- ----: ¦---------------------------: :¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ : 2. Широкие световоды-- внутренние дворики: вид сверху: вертикальный разрез: ----------+---------+--: ======---===-------==== ¦ | | : : ¦ ¦ ¦ : ¦ | | : :==+=======¦ ¦==: ¦-------------------+--: : ¦ ¦ ¦ : ¦ ¦ ¦ | : :==+=======+-------+==: ¦ ¦ ¦ | : : ¦ ¦ ¦ : ¦-------------------+--: :==¦=======¦=======¦==: ¦ | | : ----------------------- ¦ | | : ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ------------------------ Интегрирование зданий в старых городских районах может производиться следующими способами: 1. Крыша над промежутком между домами: ------ ------ ------------------- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ===> ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ -------------------- --------------------- 2. Одноэтажное строение в промежутке между многоэтажными домами: ------ ------ ------ ------ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-------+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ===> ¦ ¦ ¦ ¦ -------------------- --------------------- 3. Здание, приподнятое над улицей: -------- ¦ ¦ -------- ¦¦ ¦¦ ¦¦ ---------- 4. Здание поперек промежутка между двумя строениями (в том числе, поперек улицы): ------ ------ -------------------- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ==> ¦ ¦ ¦ ¦ ---------------------- --------------------------

10.2. Минимальное жилище.

Уменьшить давление жилищной проблемы и одновременно повысить удобства и защитные свойства искусственной среды можно, по-види- мому, лишь широкой реализацией концепции малого жилища. Считается: чем больше площадь жилища, тем выше комфорт. Кон- струирование мебели, проектирование зданий, программа жилищного строительства в целом -- ориентированы на эту никакой теорией быта не обоснованную концепцию. Сложился некоторый культурный стереотип жилища, и тот, кто не может подогнать свою квартиру под этот стереотип, чувствует себя неполноценным. Э. Фромм ("Бегство от свободы", гл. 7.1): "Современный человек живет в состоянии иллюзии, будто он знает, чего хочет; тогда как на самом деле он хочет того, чего ДОЛЖЕН хотеть в соответствии с общепринятым шаблоном." Между тем, потребительская ценность жилища лишь в незначитель- ной степени определяется его площадью. Другие факторы: район расположения, воздействия извне (шум, выхлопные газы и т. п.), оборудованность, возможность изолирования от совместно прожива- ющих людей и т. п. Причем повышение жилой площади часто является средством частичной компенсации таких потребительских дефектов жилища, которые, во-первых, дешевле было бы устранить другими способами, и которые, во-вторых, отчасти порождаются именно тем, что люди стремятся к наращиванию размеров жилья. Личные выгоды от использования малогабаритных жилищ: 1. Дешевизна постройки. 2. Экономия на освещении и отоплении. 3. Дешевизна оборудования. 4. Простота уборки, поддержания порядка. 5. Подручность всего имущества. Общественные выгоды от массового использования малогабаритных жилищ: 1. Облегчается устранения дефицита жилья. 2. Город становится компактнее, то есть сокращаются все комму- никации, и освобождается площадь для сельскохозяйственного использования и для сохранения естественной среды. 3. Сокращаются пассажирские перевозки -- вследствие оптими- зации расселения. 4. Улучшается психическое здоровье населения -- вследствие возможности выбора соседей; облегчения разводов; возможности проживания взрослых детей отдельно от родителей. 5. Снижается криминогенность социальной среды -- посредством устранения опасных соседств, обеспечения жильем бывших заключенных, переселения защищаемых свидетелей. 6. Снижаются потребности цивилизации в целом, то есть ослабе- вает давление на природу. 7. Созданием избытка минимального жилья, культуры компактного быта формируются запасные позиции общества, не которые кризис природопользования или глобальная катастрофа может принудить отойти большинство населения. В настоящее время значительная часть людей, обитая фактически в малоразмерных жилищах, страдает от того, что вынуждена исполь- зовать не соответствующее этим жилищам оборудование (мебель и пр.). Главная проблема оборудования квартиры: куда класть вещи, чтобы они были легкодоступны, закрыты и по некоторой системе упорядо- чены, а также оставляли место для человека. Выход -- в эффектив- ном использовании пространства. Шкаф, стол, тумбочка не годятся для компактного хранения вещей в ограниченном пространстве. Должны быть стеллажи во всю стену. Без особых технических ухищ- рений возможно для размещения вещей также использование пола и потолка. Схематически этот подход можно иллюстрировать следующими рисунками: Так делается сейчас: Так должно быть: ======================= ====================== | | |------+------+------| | +-----+ | |------+------+------| | +-----+ | |------+------+------| | +----+ +-----+ | |------+------+------| | +----+ +-----+ | |------+------+------| ======================= ====================== При широком использовании минимального жилища сложится особая форма бытовой культуры -- "культура компактного проживания" -- со своими предпочтениями в гигиене, вещах, общении, досуге. Минимальное жилище приближает человека к природе, сокращает потребность в труде, а значит, дает время заняться собой. Вместимость и комфорт обычных (не минимальных) жилищ могут быть повышены переоснащением их по принципам минимального жилья. Годятся следующие средства: 1. Дополнительные звуконепроницаемые вертикальные перегородки, в том числе полупрозрачные стенки и перегородки-шкафы. 2. Двухэтажные спальные ячейки. 3. Откидная и раскладная мебель. 4. Звукоизолирующие двери, в том числе двери-шкафы. Самый существенный аргумент в пользу малого жилища: в него не помещается много вещей. * * * Неблагоприятность городской среды, нехватка продовольствия, стремление к наращиванию собственности или к приобретению знаков достатка располагают многих к двойному базированию, то есть к приобретению дополнительного загородного жилья (дач и пр.), помимо городской квартиры. Социальный вред от этого получается огромный. Без очень большого преувеличения можно сказать, что дачи раз- рушили СССР. Во-первых, нехватка дачных участков была одним из факторов, подогревавших недовольство масс в период до Горбачева, во-вторых, поощрение "дачного движения" Горбачевым затруднило решение жилищной проблемы, способствовало дальнейшей деградации сельского хозяйства, увеличило потребность в личных автомобилях, неудовлетворенность которой тоже усугубляла массовое недоволь- ство. Когда же потребители получили и дачные участки, и более широкие возможности приобретения автомобилей, у них появилось дополнительное занятие, и их стало меньше интересовать "общее дело" как раз в то время, когда начало распадаться их государ- ство. Вредности дач: 1) расход строительных материалов на дачное строительство (усугубление жилищной проблемы); 2) расходы на поездки и перевозку грузов на дачные участки и обратно (усугубление транспортной проблемы, загрязнение воздуха); 3) отток ресурсов от сельского хозяйства, пренебрежение властей сельским хозяйством; 4) подрыв семейного воспитания: старшее поколение занято на дачах и меньше присматривает за молодежью; 5) сокращение "культурного досуга"; 6) разрушение здоровья нерегулярным чрезмерным трудом на дачных участках; 7) отвлечение внимания людей от проблем общества; 8) провоцирование воровства для добывания строительных материалов. Налаженность самообеспечения людей ведет к тому, что для них становится менее значимым положение дел в обществе -- все то, что не имеет отношения к их системе самообеспечения. Им не нужно, чтобы общество стало лучше и смогло снабжать своих членов нужными для жизни ресурсами, -- им нужно, чтобы оно не мешало им самообеспечиваться. Такая позиция способствует атомизаци общества, делает его более уязвимым.

10.3. Деавтомобилизация.

И может быть, вы ненавидите что-нибудь, а оно для вас благо, и может быть, вы любите что-нибудь, а оно для вас зло. Коран (2:213). Кольцо, вставленное в нос, или расшитый золотом мундир, или дорогая машина ценятся не ради их физических качеств. В наших условиях роскошная машина -- это то же кольцо в нос, только в совре- менной форме. И. Шафаревич. "Мы все оказались на пепелище...". Автомобиль -- не символ благополучия, а символ извращенности и дегенеративности. Модералистическая программа в отношении автомобилей состоит в следующем: 1. Личный легковой автомобиль должен стать привилегией сельских жителей. Для удобства мелких фермеров он может быть грузо-легковым или автомобилем-трактором. 2. Чтобы легковые автомобили внесли вклад в обеспечение безопасности общества, их защитные свойства должны быть существенно повышены. Основания для вытеснения автомобилей из городов: 1. Личный автомобиль отравляет воздух. На выхлопы легковых автомобилей приходится более 30% атмосферных загрязнений в городах. При самом совершенном двигателе автомобиль, по крайней мере, поднимает пыль, которая затем оседает в легких пешеходов. Даже если при использовании улучшенного двигателя личный автомобиль перестанет отравлять воздух, перестанет использовать в качестве топлива нефть, он все равно будет требовать места, металлов, строительных материалов для дорог, т. е. в конечном счете все равно будет вынуждать к избыточному потреблению топливных ресурсов. Существенен также и вклад легковых автомобилей в городской шум. 2. Личный автомобиль -- слишком дорогой способ передвижения, обособления людей друг от друга. 3. Автомобиль сам существенно усугубляет транспортную проблему, поскольку требует разреженного городского строительства (Данциг, Саати в кн. "Компактный город", стр. 33: "35% земли в Лос-Анджелесе занято транспортом."), а также обусловливает существование целой отрасли промышленности, которой нужны собственные площади и перевозки. 4. Широкое использование автомобилей приводит к деградации городов, к образованию трущоб. Происходит это следующим образом. Чем больше автомобилей в городе, тем менее благоприят- ным он становится для обитания. Обеспеченные граждане пересе- ляются из центра в пригороды. Но для работы они ездят в город или через город, еще больше загрязняя и зашумляя его. Поскольку сами они в городе уже не живут, его состояние их беспокоит меньше. Когда оно становится слишком неблагоприятным, "деловая активность" перемещается в другие места -- в города-спутники и т. д. Из города уходят крупные налогоплательщики, и у местных властей оказывается все меньше средств на решение проблем оставшегося населения. 5. Автомобиль калечит и убивает людей. Согласно Данцигу и Саати (стр. 12), "Ежегодно на городской территории с населением в 2 млн. в дорожных катастрофах погибает 500 и получает увечья 6 000 человек". По данным американских источников, вероятность гибели в дорож- ной катастрофе для человека, едущего в легковом автомобиле, примерно в 100 (!) раз выше, чем для едущего в автобусе. 6. Известные недостатки общественного транспорта порождаются в значительной степени тем, что часть ресурсов страны, которая могла бы пойти на его развитие, расходуется на личные автомобили, а также тем, что формируемая в расчете на личные автомобили городская среда требует более широкого использования транспорта. 7. Легковой автомобиль как средство преступления играет значительную роль во многих противозаконных действиях. 8. Наконец, массовое использование легковых автомобилей способствует "атомизации" общества (индивидуализации, разрушению коллективистского сознания, ослаблению значимости стратегических общих целей) и в результате ведет к еще более близорукому, губительному природопользованию. Чем больше в стране легковых автомобилей, тем выше потребность в них -- поскольку сокращается масштаб использования обществен- ного транспорта, города становятся менее компактными из-за магистралей, гаражей, стоянок, а также "зеленых зон", якобы должных защитить горожан от выхлопных газов, уличной пыли и шума. Что предлагается здесь вместо личных легковых автомобилей? Ничего. Дело в том, что автомобили используются в основном для решения тех проблем, которые сами и порождают. Механизм формиро- вания такой парадоксальной ситуации состоит примерно в следующем. Каждый человек, приобретая автомобиль, решает некоторые собствен- ные проблемы и создает некоторые совсем небольшие проблемы для окружающих. Иметь автомобиль очень выгодно, если у других его нет. Но когда окружающие начинают тоже приобретать автомобили, каждый из них добавляет немного проблем первому владельцу машины. В сумме получается, что у него количество выгод от собственного автотранспорта перевешивается количеством затруднений, порожден- ных автомобилями других людей. (Если же в автомобилизированном обществе остаться без автомобиля, то затруднения от чужих автомобилей сохранятся, а возможные выгоды от собственного не будут получены.) В обществах, в которых есть возможность выбора между использованием личного автомобиля и неиспользованием его, предпочтение первому варианту, по-видимому, отдают в основном люди с более высокой степенью дегенеративности -- потому что автомобиль отвечает следующим их особенностям: - стремлению выделиться; - стремлению к комфорту; - пренебрежению к интересам окружающих, к интересам общества; - склонности к риску; - способности добывать деньги; - неуживчивости, агрессивности. Медицинские комиссии, осуществляющие отсев явно дефективных при выдаче разрешений на вождение авто, нередко ошибаются, подкупаются, руководствуются не лучшими инструкциями. Иначе говоря, за личный автомобиль упорно держатся только неполноценные или сбитые неполноценными с толку.

10.4. Повышение защитных свойств искусственной среды.

Устройство городов, жилищ, транспорта является ключевым факто- ром, в значительной степени определяющим степень защищенности людей, качество жизни, потребность общества в сырьевых и энергетических ресурсах и пр. В настоящее время люди крайне уязвимы от любой большой природной, технической или социальной катастрофы. Наше нынешнее относительное благополучие держится лишь благодаря не очень высокой вероятности наиболее разрушительных событий. Жилище должно быть приспособлено к защите от землетрясений, наводнений, радиации, отравленной атмосферы, пожаров, ударной волны, сильных морозов, нападений и пр. -- почти независимо от текущих особенностей местных условий. К примеру, сейсмоустой- чивое строительство следует вести в любом месте суши -- неза- висимо от наличия или отсутствия там землетрясений в прошлом. Сейсмозащищенность зданий и сооружений означает не только повышенную их прочность. Она означает также особое устройство коммуникаций, уменьшающее возможность разрыва труб и кабелей, утечки газа и пр.; особое устройство окон, исключающее повреждение и падение стекол. Сейсмозащищенность помещений предполагает также особую конструкцию мебели, исключающую ее падение, а также падение размещенных на/в ней предметов. Альтернатива защищающим жилищам -- система быстрой массовой эвакуации. Но при масштабной катастрофе эвакуироваться будет некуда. Эвакуационные возможности обычных легковых автомобилей недостаточно велики ввиду их малой проходимости, малой вмести- мости и т. д. Опыт крупных катастроф в индустриальных странах показывает, что легковые автомобили (в том числе поломанные и брошенные) нередко, наоборот, затрудняют эвакуацию населения и проведение восстановительных работ, поскольку создают заторы на дорогах. Чтобы сохранившиеся после радикальной деавтомобилизации автомобили стали средством обеспечения безопасности общества, а не источником угроз, их должны отличать следующие качества: - повышенная проходимость; - повышенная грузоподъемность и вместимость; - повышенная климатическая защищенность; - плавучесть; - оснащенность средствами жизнеобеспечения, возможность использования в качестве временного жилища; - повышенный срок службы; - возможность использования в качестве трактора.

10.5. Искусственная среда и организация общества.

Представляется, что определенное устройство искусственной среды располагает к определенной социальной организации (и наоборот). Городскую среду следует структурировать таким образом, чтобы существовали четкие слабопроницаемые границы между группами ее обитателей, способствующие их сплочению, поддержанию порядка на общем пространстве, совместной борьбе за выживание в чрезвычайных обстоятельствах. Можно ставить дома так: А можно так: +-----------+ +-----------+----+ | | | | | +-----------+ +----+ +----+------+ | | | | | | | +----+ | | | | | | | | | | | +------+----+ | | | | | | | | | +----+ +----+-----------+ | | +----+ +-----------+ | | +-----------+ При втором подходе жители домов получают общее пространство и общую границу. Они скорее осознают общие интересы и успешнее их защитят. Размывание границ (в частности, уничтожение дворов) превращает общество в совокупность индивидуалистов, страдающих от чрезмерного шума, беззащитности, недостатка дружеского участия. Аналогичным образом должны изолироваться кварталы, городские районы и пр. В обществе сложится и приобретет значимость иерархия соседских общин со следующими уровнями: обитатели одного ... подъезда; | квартала; дома; | городского района; двора; | города в целом. Чем четче городское пространство будет распределено между малыми общинами, тем больше будет порядка на этом пространстве. Избыток минимального жилья облегчает переселения и поэтому позволяет комплектовать соседские общины по принципу совмести- мости. Некоторые общины будут состоять из полноценных граждан, некоторые -- из более или менее ущербных. Если кто-то тяготится общиной, у него появится возможность выбрать себе такую, которая окажется приемлема для него по накладываемым на своих членов обязанностям.

Возврат в оглавление bouriac@yahoo.com