Как бы заметки

2. Разное

2.050. Никто не хотел умирать.

Был такой литовский фильм про войну, снятый в 1960-х: "Никто не хотел умирать". Фильм этот несколько занудный, зато название у него сильное. Никто не хотел умирать, да вот приходилось. Иногда даже добровольно, через "не могу". Попрекать нацизм можно и нужно, только не жертвами вообще, а жертвами ради не вполне правильных целей -- и жертвами избыточ- ными: ведь если все люди так или иначе умирают, то почему бы не пробовать оптимизировать этот процесс так, чтобы общественная польза от него была наибольшая? Да, люди хотят жить, а не умирать -- пусть даже ради важных общественных целей. И если бы это было не так, то далеко не совершенные государственные аппараты быстро расходовали бы своих подопечных граждан на всякую ерунду. Но граждане сопротивляются, не дают себя расходовать, поэтому многие общества ещё держатся, да и государства тоже. Неприязнь к жертвенной стороне нацизма обусловливается инстинк- том выживания: природной ненастроенностью умирать раньше времени. Между тем, преждевременное умирание некоторых (может быть, даже многих) -- иногда необходимое условие сохранения жизни общества в целом. Соль в том, кому, как и за что умирать и кто по этим вопросам принимает решения за других (в том числе за умирающих). С мизантропической, то есть, с довольно разумной точки зрения, обычный, средний человек, как и любой другой организм, представ- ляет собой в первую очередь белковое устройство для производства дерьма. Если смотреть на человека с такой позиции, он оказывается неприятным вонючим существом, от которого другим неприятным воню- чим существам ныне в целом больше вреда, чем пользы. Правда, для некотрых других, нечеловеческих организмов ЛЮБОЙ человек не сов- сем уж бесполезен, поскольку то, что для одних существ -- дерьмо, для других -- возможно, еда (в частности, удобрение). Но правда и то, что на производство килограмма дерьма человек расходует много больше природных ресурсов, чем, к примеру, лошадь. Вдобавок дерьмо у человека совсем уж дерьмовое, так что даже сам он стара- ется держаться от своего дерьма подальше. Аналогично если рассматривать национал-социализм со строны его жертв, он выглядит как крайне ужасное состояние общества. А если рассматривать его с других сторон, то обнаруживаются кое-какие его достоинства. Да и жертвы его -- далеко не во всех случаях лишь абсурдная потеря "человеческого материала". Вот, к примеру, выстроенный при нацистах завод "Фольксваген" в Вольфсбурге рабо- тает до сих пор, причём без больших нареканий (если только не задаваться вопросом, оправдано ли вообще такое массовое использо- вание автомобилей, какое имеет место в настоящее время). ............................................................... ...............................................................

Возврат на главную страницу