Кладбища.
Кладбища характеризуют общество не меньше, чем конституции,
первые люди, городские достопримечательности, музеи или главные
газеты.
Центральное кладбище.
Центральное кладбище (Zentralfriedhof) -- главное кладбище
Вены и соответственно Австрии. Было открыто в 1874 г., и к
настоящему времени на нём находится более 2,5 млн. захороне-
ний. Кладбище имеет католическую, протестантскую и еврейскую
части. Есть и небольшая православная. Разные конфессии в
пределах одной ограды -- это очень по-габсбургски: кладбище
как бы повторяло ситуацию в государстве или даже выражало
государственную религиозную и национальную политику. На
огромной территории кладбища, которая к настоящему времени
заполнена едва наполовину, католикам достался центр, иудеям
правая часть, протестантам левая. В перспективе эти части
должны были сомкнуться.
Главный храм Центрального кладбища -- церковь Карла Люгера
(Dr. Karl-Lueger-Kirche), бывшего мэром Вены в 1897-1910 гг.
Выстроена то ли в еврейском стиле, то ли и вовсе в своём собст-
венном. Если бы она была в еврейском стиле, можно было бы всмат-
риваться в неё с любопытством: постигать таинственные закоулки
еврейской души. А иначе эта церковь -- просто недоразумение,
архитектурная неудача.
Главный вход на кладбище запроектирован в 1905 г. архитекто-
ром Максом Хегеле (Max Hegele) в странном стиле "сецессион"
(secession) подстать главному храму. Таким образом можно сказать,
что в целом архитектурное оформление главного кладбища империи
НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ. Может быть, это даже внесло некоторую лепту в
разрушение империи Габсбургов: для людей, мыслящих консервативно,
завершать свой жизненный путь в таком архитектурно невнятном
месте -- радость не очень большая, а деваться ведь некуда, отчего
и возникает раздражение на государство. Стиль основных сооружений
Центрального кладбища уместнее рассматривать при разборе причин
падения Австрийской империи и причин "заката Европы" вообще (см.
"Untergang des Abendlandes" Освальда Шпенглера).
Хотя в целом архитектурное оформление Центрального кладбища
оставляет желать лучшего, многие надгробия и склепы прекрасны,
особенно готические в еврейской части этого многонационального
"города мёртвых". Трудно сказать, чем занимались обитатели готи-
ческих склепов при жизни, но после смерти они подкрепили старую
империю строгой архитектурной классичностью своих последних
пристанищ.
Имена и фамилии в еврейской и нееврейской частях кладбища не
очень отличаются. Если судить по захоронениям, то по крайней мере
часть евреев империи была вполне инкорпорирована в австрийское
общество на общих правах, причём отнюдь не на самых нижних уров-
нях иерархии. Это, можно сказать, уже были не евреи, а австрийцы
иудейского вероисповедания. Некоторые даже имели аристократичес-
кие титулы. Самое распространённое имя среди состоятельных венс-
ких евреек -- вовсе не Сарра, а Шарлотта.