Великолепная империя Габсбургов

Кладбища.

Кладбища характеризуют общество не меньше, чем конституции, первые люди, городские достопримечательности, музеи или главные газеты.

Центральное кладбище.

Центральное кладбище (Zentralfriedhof) -- главное кладбище Вены и соответственно Австрии. Было открыто в 1874 г., и к настоящему времени на нём находится более 2,5 млн. захороне- ний. Кладбище имеет католическую, протестантскую и еврейскую части. Есть и небольшая православная. Разные конфессии в пределах одной ограды -- это очень по-габсбургски: кладбище как бы повторяло ситуацию в государстве или даже выражало государственную религиозную и национальную политику. На огромной территории кладбища, которая к настоящему времени заполнена едва наполовину, католикам достался центр, иудеям правая часть, протестантам левая. В перспективе эти части должны были сомкнуться. Главный храм Центрального кладбища -- церковь Карла Люгера (Dr. Karl-Lueger-Kirche), бывшего мэром Вены в 1897-1910 гг. Выстроена то ли в еврейском стиле, то ли и вовсе в своём собст- венном. Если бы она была в еврейском стиле, можно было бы всмат- риваться в неё с любопытством: постигать таинственные закоулки еврейской души. А иначе эта церковь -- просто недоразумение, архитектурная неудача.
Церковь Карла Люгера. Внутри она ещё более странная, чем снаружи.
  Главный вход на кладбище запроектирован в 1905 г. архитекто-
ром Максом Хегеле (Max Hegele) в странном стиле "сецессион" 
(secession) подстать главному храму. Таким образом можно сказать, 
что в целом архитектурное оформление главного кладбища империи 
НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ. Может быть, это даже внесло некоторую лепту в 
разрушение империи Габсбургов: для людей, мыслящих консервативно,
завершать свой жизненный путь в таком архитектурно невнятном
месте -- радость не очень большая, а деваться ведь некуда, отчего
и возникает раздражение на государство. Стиль основных сооружений
Центрального кладбища уместнее рассматривать при разборе причин
падения Австрийской империи и причин "заката Европы" вообще (см.
"Untergang des Abendlandes" Освальда Шпенглера).
  Хотя в целом архитектурное оформление Центрального кладбища 
оставляет желать лучшего, многие надгробия и склепы прекрасны, 
особенно готические в еврейской части этого многонационального 
"города мёртвых". Трудно сказать, чем занимались обитатели готи-
ческих склепов при жизни, но после смерти они подкрепили старую 
империю строгой архитектурной классичностью своих последних 
пристанищ.
  Имена и фамилии в еврейской и нееврейской частях кладбища не 
очень отличаются. Если судить по захоронениям, то по крайней мере
часть евреев империи была вполне инкорпорирована в австрийское 
общество на общих правах, причём отнюдь не на самых нижних уров-
нях иерархии. Это, можно сказать, уже были не евреи, а австрийцы 
иудейского вероисповедания. Некоторые даже имели аристократичес-
кие титулы. Самое распространённое имя среди состоятельных венс-
ких евреек -- вовсе не Сарра, а Шарлотта.
Прекрасная готика.
Склеп семьи Босал (Bosal) в старой еврейской части кладбища.

Галерея Центрального кладбища.

Надгробие барона Франца Вертхайма (Franz Wertheim).
Галерея Центрального кладбища.



Надгробие Иоганна Прикса (Johann Prix), бургомистра Вены.

Надгробие композитора Иоганна Штраусса.
                            *  *  *

  Имеющийся на кладбище памятник солдатам, погибшим в Первую 
Мировую войну, совершенно невзрачный.
  Русская часовня кладбища построена в 1894 г. Небольшое акку-
ратное не бог весть что в русском традиционном стиле.

Возврат в оглавление