Тюремное служение

С сайта www.church.by

Духовное служение в исправительных учреждениях

из выступления начальника Комитета исполнения наказаний МВД РБ на Республиканской конференции по тюремному служению

Обращение сотрудников уголовно-исполнительной системы при организации воспитательной работы с осужденными к богатейшему наследию Белорусской Православной Церкви не случайно. Оно было продиктовано требованиями времени. Это восстановление генетической памяти, возвращение к своим истокам, к своей тысячелетней истории.

Более двухсот лет Церковь несла свое жертвенное служение в местах лишения свободы. Было время, когда насильственное насаждение атеизма, отторжение от Церкви привели нас к дремучему невежеству в области истории и к непониманию сущности Православия, которое на протяжении всего существования государственности являлось нравственной основой народного просвещения и воспитания.

Отсутствие такого нравственного стержня является, на наш взгляд, едва ли не основной причиной постоянного роста преступности на протяжении всей новейшей истории Республики Беларусь, особенно в последнее десятилетие, когда система внешнего давления со стороны государства в области идеологии ослабла, а провозглашенная свобода, не укрепленная нравственными ценностями, духовностью, привели к тому, что традиционные нравственные ценности белорусского народа подменяются идеалами жестокости, насилия, разврата, крайней степенью эгоизма, стремлением к получению "удовольствий" любой ценой и в любых формах.

Нажива любой ценой становиться целью существования -- и это является истиной причиной многих совершенных преступлений. Стирается грань между добром и злом, не говоря уже о понимании греха как субстанции, разрушающей личность.

Для сотрудников исправительных колоний аксиомой является положение о том, что, прежде чем совершить уголовное преступление, большинство осужденных, особенно из числа несовершеннолетних, преступают нравственные нормы. Алкоголизм, наркомания, беспорядочные половые связи в раннем возрасте, кражи, участие в агрессивных действиях, акты вандализма, были свойственны большинству из них еще до осуждения. Все это приводит к духовному опустошению личности.

Несомненно, самая эффективная профилактика преступлений -- это духовно-нравственное воспитание, идеалы которого заложены в Православии. Недаром у белорусов нравственные ограничения совпадают с теми, которые установлены в качестве греха.

Православное просвещение в местах лишения свободы имеет довольно солидную правовую основу. Это, прежде всего, ст. 31 Конституции Республики Беларусь, гарантирующая право каждому гражданину Республики Беларусь, в том числе осужденному, исповедовать православную религию, Закон " О свободе вероисповеданий и религиозных организациях", которым предусмотрен допуск православных священнослужителей в подразделения системы исполнения наказаний.

Статья 12 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Беларусь "Обеспечение свободы вероисповедания осужденных" гласит, что осужденным разрешается участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов и обрядов, не запрещенных законом. В этих целях осужденные могут приобретать предметы культа и религиозную литературу и пользоваться ими.

Для отправления религиозных культов администрация учреждений выделяет соответствующее помещение. По просьбе осужденных, отбывающих арест, пожизненное заключение и даже осужденных к смертной казни, к ним также приглашаются священники.

В развитие Соглашения между КИН МВД Республики Беларусь и Белорусским Экзархатом, заключенного в августе 1999 года, по инициативе Комитета был подписан приказ Министра внутренних дел Республики Беларусь № 232 "О порядке взаимодействия ИУ, СИЗО, ЛТП с религиозными организациями и служителями культов". Все эти правовые акты позволили во всех областях республики наладить контакты между областными управлениями по исполнению наказаний и местными епархиями.

Наша задача сегодня -- обеспечить выполнение требований действующего законодательства в части создания условий для отправления религиозных обрядов и проповеднической деятельности священнослужителей.

Руками осужденных в колониях возводятся храмы в духе лучших традиций православного зодчества. Это свидетельствует о том, что сегодня востребовано место духовного обновления и возрождения. Местные епархиальные управления и приходы передают для оборудования храмов и молельных комнат церковную утварь и предметы культа. В учреждениях УИС действуют 5 православных храмов (ИК-2, 12, 20, ВК-3, ЛТП-5), домовые церкви в ИК-1, 11, 14, ВК-1, часовни в ИК-8, СТ-1, заканчивается строительство храмов в ЛТП-1, начато строительство в ИК-4, 5, 17, в остальных оборудованы молельные комнаты для осуществления религиозных обрядов и бесед священника с осужденными. Администрация исправительных учреждений, в условиях перелимита, изыскивает возможность по предоставлению помещений для отправления религиозных обрядов.

Православное просвещение в местах лишения свободы охватывает самые различные этапы работы с осужденными: от сообщения самых первичных, самых общих сведений о Православии, до вхождения в православную общину с исполнением всех религиозных обрядов, таинств. Священнослужители проводят индивидуальную и массовую работу с осужденными, совершают таинства крещения, исповеди, а также причастия при проведении литургии. Их выступления печатаются в многотиражной газете "Трудовой путь", транслируются по радиосети. Силами православных христиан даются концерты духовной музыки.

Благотворное воздействие Православия на души верующих очевидно. Особенно это ощущается в современных условиях, когда прежние морально-нравственные ориентиры преданы забвению или претерпели изменения. Что касается человека, оказавшегося в изоляции, отчаявшегося, то обретая веру в Бога, он зачастую находит в этом спасение. Для осужденных храм -- это кусочек свободы в тюрьме. Сотрудники уголовно-исполнительной системы осознают необходимость внутреннего перерождения осужденного для его подлинного исправления. Смысл лишения свободы -- в исправлении, а разве возможно исправление без покаяния?

"Ибо заключение имеет смысл не только как справедливое наказание и ограждение общества от злой воли преступника, но, прежде всего, как возможность для переосмысления им собственной жизни" (Слово Митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси к пребывающим в исправительных учреждениях).

Двери исправительных учреждений открыты и для католиков, мусульман, иудеев. Но в последнее десятилетие мы подвергаемся духовной агрессии -- нахрапистому внедрению на чужую каноническую территорию чуждых нам религий и тоталитарных сект различных направлений (и западных, и восточных), зачастую имеющих колоссальные средства. Очень опасно оценивать проповедников лишь с позиции их материальных возможностей. Не всякая гуманитарная помощь хороша, а лишь та, которая не имеет отношения к "тридцати сребреникам". Название различных общин может быть христианским, но отнюдь не Христовым. Название еще ничего не гарантирует.

Мы должны поддерживать Православие, укрепляя его собственной деятельностью. Православие само нуждается в поддержке, но, при этом, умудряется помогать и осужденным. Это -- духовная литература, стройматериалы для строящихся и на ремонт действующих храмов, детские игрушки, одежда, продукты.

В последнее время деятельность Белорусской Православной Церкви в исправительных учреждениях приобретает все более системный и устойчивый характер. Наличие большого числа осужденных, нуждающихся в духовном окормлении священнослужителями, возрастание роли религии в повседневной жизни исправительных учреждений требует продолжения и укрепления сотрудничества между администрацией учреждений и церковью. В тоже время, чем больше накапливается опыт совместной деятельности, тем яснее высвечиваются недостатки, которые существенно снижают эффективность православного просвещения в местах лишения свободы. Остановимся на некоторых из них.

Основное внимание при организации православного просвещения в местах лишения свободы уделяется осужденным, и это закономерно. Однако не меньше внимания следует уделять и сотрудникам, поскольку "колонии -- духовно тяжелые места" для всех, кто в них находиться. Если сотрудники исправительных учреждений понимают основные положения Православия и тем более если следуют им, то православное просвещение в таких условиях, очевидно, даст видимые результаты, что отразиться на взаимоотношениях осужденных в отрядах, на отношениях их к сотрудникам, на общем психологическом климате учреждений. Изучение основ Православия, его роли в истории государства, обучение основам православного вероучения сотрудникам возможно в системе служебной подготовки.

Не каждый священнослужитель может взять на себя ответственность за души людей, погрязших в грехах и пороках. Возможно, нужна специальная их подготовка, а также солидная организационная и методическая помощь. Преступники -- не самый податливый материал. Многие осужденные испытали глубокие чувства падения и разочарования в себе и глазах окружающих. Они подавлены обузой вины, горечи, стыда и гнева. Все это вместе застилает любую возможность надежды или возвращения к лучшему будущему. Священнослужителям, работая с осужденными и служа их нуждам, очень полезно знать мотивы, побудившие их к совершению преступлений, их черты характера для того, чтобы изучить их мировоззрение и возродить духовность и нравственность. В этом им уже могут помочь сотрудники учреждений.

Сложившаяся традиция посещения исправительных учреждений Правящими архиереями -- яркие события в жизни колоний, которые значительно укрепляют духовно-нравственное возрождение осужденных.

Активизация взаимодействия возможна не только в просветительской, но и в производственно-материальной деятельности -- путем размещения заказов на изготовление изделий и продукции для реставрируемых и строящихся храмов, религиозной атрибутики.

Пусть не все осужденные, побывавшие сегодня в храме изменят свое мировоззрение, пусть не все станут верующими, -- но теперь у всех появилась такая возможность.

Руководство Комитета исполнения наказаний искренне благодарно Святому Синоду Белоруской Православной Церкви за единогласное решение поддержать инициативы Комитета духовного окормления исправительных учреждений открытого типа и вхождению архиереев в состав областных попечительских советов исправительных учреждений.

Осужденные жили в обществе и возвратятся в него, поэтому совершенно не безразлично, что принесут они обществу, семье -- злобу, ненависть, агрессию, разврат или раскаяние, веру, надежду и любовь.


С сайта www.church.by
Помните узников, как бы и вы с ними были в узах
(Евр. 13: 3)
Наши тюрьмы, наши лагеря, наши заключенные всегда останутся с нами, как наши кровоточащие и гноящиеся раны. И нам их лечить...
Протоиерей Глеб Коляда

О пастырском служении в местах заключения Республики Беларусь рассказывает Старший тюремный священник Белорусского Экзархата, клирик Свято-Александро-Невской церкви града Минска, священник Василий Литвинко:

Что такое "тюремное служение"

Господь наш Иисус Христос на себе испытал всю страшную силу тюремного заключения. С момента ареста в Гефсиманском саду Спаситель прошел этапы допроса, следствия и истязаний. В мировой истории, полной несчетных уголовных разбирательств и процессов, суд над Иисусом Христом был уникален: к смерти на кресте приговорен безгрешный Богочеловек, Сын Божий. В течении нескольких часов были совершены три суда -- Синедриона, Ирода Антипы, Понтия Пилата, а затем вынесены два приговора.

Из деяний Святых апостолов и из апостольских посланий мы знаем, как апостолы подвергались тюремному заключению, физическим страданиям. И в то же время тюрьмы становились местом проповеди о Христе. Апостол Павел всякое пребывание в узах использовал для благовестия. Поэтому и мы должны идти в эти места и нести, по святоотеческому примеру, Слово Божие с надеждой и уверенностью на обращение людей к Богу.

Священник может отнести к заключенным слова пророка Иеремии: "Остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим" (Иер. 6: 16). Церковь Христова, следуя назиданию Господа нашего Иисуса Христа, побуждает служить заключенному, как Ему Самому: "В темнице был, и вы пришли ко Мне" (Мф. 25: 36).

В 1994 году состоялся первый организационный семинар для тюремных священников, который подвиг нас вернуться к столь благородной обязанности христианина, как попечение об осужденных, о тех, кто отбыл срок наказания и о их семьях. С тех пор началась упорная и кропотливая работа представителей Белорусской Православной Церкви совместно с Комитетом исполнения наказаний МВД РБ по организации тюремного служения.

Прошло 8 лет. В настоящее время (середина 2002 г.) в республиканских исправительно-трудовых учреждениях, тюрьмах и СИЗО, где отбывают наказание более 56 тысяч осужденных, несут послушание около 50 священнослужителей Православной Церкви, действует 5 православных храмов и один находятся в стадии завершения строительства, начато сооружение еще трех церквей, действуют 4 домовые церкви, 2 часовни, а в остальных -- оборудованы молебные комнаты.

По причине высокой занятости священников, с одной стороны, и продолжающегося роста духовных потребностей среди осужденных, с другой, к тюремному служению начали привлекаться и миряне-катехизаторы. Издан молитвослов для заключенного, выпущен в свет специальный номер газеты "Царкоунае слова", создаются библиотеки духовной литературы.

Мы оказываем посильную материальную помощь осужденным, организуем праздники и прочие мероприятия в местах заключения, насколько позволяют наши силы и объективные условия. Но главным достижением на данном этапе работы является подписание официального Соглашения о сотрудничестве между Белорусским Экзархатом и Комитетом исполнения наказаний МВД РБ, которое придает большую значимость тюремному служению в глазах общественности и создает условия для более эффективной работы по исправлению и духовно-нравственному возрождению тех, кто преступил закон.

Думаю, что наша помощь будет полезна не только тем, кто отбывает наказание, но и тем, кто там трудиться. Тюремные служители выдерживают огромные нагрузки и стрессы, на их плечи ложиться тяжелый и порой неблагодарный труд. Их профессия, очевидно, не самая престижная в обществе. Этим людям, как бы добровольно находящимся в местах заключения вместе с заключенными, также необходима деятельная помощь Церкви и укрепляющее слово пастыря. В противном случае сердце человеческое может или не выдержать такой нагрузки, или окаменеть.

Как проходят встречи с осужденными

Главное -- это любовь к человеку, которому ты служишь. В этом особенность человеческой души, и это качество унаследовано человеком от Отца Небесного.

Наш долг и обязанность состоят в том, чтобы, с Божией помощью, спасти душу согрешившего человека, то есть удержать его от злого дела, и, сохранив жизнь и свободу, вызвать в нем раскаяние и стремление к внутреннему перерождению. Мы должны нести до нашей паствы в местах лишения свободы непреложную истину: путь к обретению подлинной свободы пролегает через разрушение оков неправды вокруг сердца, через освобождение души из темницы греха.

Попав в места заключения, человек чаще всего встречается с грубостью, жестокостью, подлостью; и только тогда, только там многие впервые задумываются о своем предназначении в этом мире, о смысле жизни, о Боге и вере, о жизни и смерти, о содеянном преступлении и о последовавшем наказании. Сполна ощутив свою беспомощность, страх перед будущим, отсутствие опоры в своем нынешнем трагическом положении, многие обращаются к Богу, открывая свое сердце Слову Божию.

Вот тут-то и нужен священник как духовный отец, могущий, с Божией помощью, привести преступившего закон к осознанию своей вины перед человеком, обществом и Самим Богом; как духовный руководитель, способный расположить заключенного к покаянию, привить ему навык утешения и надежды через веру, посредством молитвы, чтения Евангелия и других духовных книг.

Слово Божие учит нас не только примером праведников: оно ведет нас к покаянию примером обратившихся грешников. Как здесь не вспомнить замечательные святоотеческие слова о том, что, подобно сдавленной жидкости, ищущей выхода из сосуда, -- душа человека, будучи ущемленной наказанием или скорбями, стремится ввысь и находит путь к Богу. Личные беседы о Законе Божием и о том, как научиться жить по божественному Закону Жизни, а также посильная помощь, внимание, ходатайство, моральная поддержка -- все это способствует сохранению человека от дальнейшего сползания вниз и помогает ему вернуться к истинным ценностям в жизни.

Отношение и влияние Церкви на преступивших закон

Каждый человек -- творение и дитя Божие, а всякая человеческая душа бесценна для Творца так же, как для нас бесценна жизнь нашего ребенка. Господь терпелив и многомилостив, каждому человеку Он желает преуспеть в познании истины и спастись. Православная Церковь в тюрьме свидетельствует и учит о том, что любой наказанный обществом человек через покаяние и исправление получает прощение и становится оправданным. Для Церкви нет безнадежно падших, нет неисправимых: было бы только у них самих желание и стремление обрести истину. В Священном Писании говорится: "Невозможное человекам возможно Богу" (Лк. 18: 27).

Святые отцы говорят, что в служении людям необходимо ощутить себя еще большим грешником, чем те, кому ты служишь. Значит, беседы с заключенными надо вести по-христиански, с должным человеколюбием и состраданием, с простотой и снисхождением, остерегаясь говорить с ними уничижительно, в оскорбительном тоне. Главное -- нести человеку добро и делать это правдиво и нелицемерно.

Высокая занятость и недостаток священнослужителей

Единственный выход -- подготовка катехизаторов из мирян, которые взяли бы на себя труд по православному просвещению находящихся в заключении по благословению и под руководством тюремного священника. Отбирая катехизаторов для исправительных учреждений, нужно помнить, что, по слову апостола Павла, они должны быть: "Честны, не двуязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы, хранящие таинство веры в чистой совести. И таких надобно прежде испытывать, потом, если беспорочны, допускать до служения" (1 Тим. 3: 8-10).

Отцы Церкви в своих наставлениях отмечали необходимость верующему человеку быть образованным. По их мысли, христианин всегда должен быть свидетелем о Христе, и свидетельство будет успешным и полноценным, если оно соответствует интеллектуальному и культурному уровню современного человека. В жизни Церкви, как и в жизни каждого ее члена, не должно быть остановки, но постоянное развитие и движение вперед.

Особенности пастырского служения заключенным и освобожденным

Впервые оказавшись в следственном изоляторе, человек поначалу испытывает своего рода шоковое состояние, но через некоторое время приходит в себя. Лишение свободы дает ему возможность, если угодно, -- заставляет его задуматься о недавней, порою, весьма вольной и разгульной, жизни. Начинается поиск причин, приведших его за решетку. Размышляя так, человек, часто через угрызения совести приходит к мысли о Боге. Здесь от пастыря требуется подать не только спасительный круг -- краткие наставления в вере, но и помочь человеку воцерковиться настолько, чтобы он мог в тюремных условиях сохранить веру.

Люди, уверовавшие во Христа в тюрьме и вышедшие на свободу, нуждаются в пастырском душепопечении не менее, чем те, кто еще отбывает срок. Для того, чтобы соблазны житейского моря их не поглотили, пастырю необходимо из спасательной лодки пересадить их на корабль -- в самое лоно Церкви. Для этого должны быть совместно с Церковью организованы центры реабилитации, иными словами, общины, в которых освободившиеся воцерковляются и получают возможность вновь стать полноценными и полноправными членами общества.

Здесь на помощь должны прийти специалисты по социальной работе и социальной педагогике. Организация социальных служб требует профессиональных знаний, которых порой в церковной среде не всегда достаточно. Посему, социальная помощь -- жилищное и трудовое устройство, психологическая адаптация и весь комплекс мер, необходимых для полноценного возвращения человека в общество -- должны быть возложены на специалиста и осуществляться совместно с церковной организацией.

Причины возрастания преступности среди молодежи

Господь сотворил человека по Своему образу и подобию, дал ему свободную волю. Эту волю имеет каждый из нас, самостоятельно выбирая, куда ее направить -- на добро или на зло. Мы постоянно забываем, что носим в себе величайшую ценность -- дыхание Божественного Духа. Но мы часто не хотим думать о том, что душа бессмертна, что кроме земной жизни есть и будет небесная. Мы забываем, что являемся детьми Божьими, а потому призваны отдавать дань уважения к своему Великому Родителю.

Человек создан Богом, и потому, если он живет вне Бога, это существование делает его жертвой бессмыслицы, ибо где нет Бога, там нет и смысла жизни в его высшем и единственно возможном выражении. Зло происходит от человеческого своеволия, когда люди уклоняются от пути Жизни и нарушают данный Богом закон бытия человеческого общества в целом и каждого человека в частности. Потому тюрьмы и колонии -- это показатель бездуховности и мерило грехопадения нашего общества.

За годы массового атеизма у членов нашего общества утрачено понятие недопустимости преступления, нарушения законов Божиих. Бога нет -- значит, все позволено. Страшный Суд Божий, загробное воздаяние -- эти понятия были изгнаны из человеческого сознания как бесполезные, или даже вредные "мифы". Но забвение этих реалий обернулось страшной трагедией для человека и общества. Именно эту взаимосвязь подтверждает рост преступности, особенно среди молодежи, среди тех, кто в четвертом или пятом поколении вырос вне Церкви. У них бывают почти полностью атрофированы такие, казалось бы, неотъемлемые от человеческой природы качества, как чувство совести, понятия долга и чести, осознание ответственности за поступки, чувство вины перед Богом за свои злодеяния. Преобладает же в таких людях плоть с ее страстями и похотями, а все помыслы направлены лишь на вовлечение в материальный мир с его соблазнами.

Как следствие, если перейти в психологическое измерение проблемы, в психике "наследственных атеистов" возрастает нервная возбудимость, неуправляемость, расторможенность в поведении и в жизненных реакциях. Все, что сегодня окружает наших детей -- агрессивный образ поведения, механическая и примитивная массовая культура, жестокие игры, -- грубо нарушает баланс двух главных нервно-психических процессов: возбуждения и торможения. Результаты налицо: порою, даже тюремные условия не в состоянии "затормозить" беззакония разнузданной души и развращенного разума.

Приход заключенных к Богу и покаянию

"Выведи из темницы душу мою, чтобы мне славить имя Твое", -- обращался в молитве к Богу царь Давид. (Пс. 141: 7). В этих словах состоит прошение и цель, к достижению которой обязан стремиться каждый христианин, потому что нет человека, который бы не согрешил. Великая милость Божия состоит в том, что изменения к лучшему в обществе коснулись и исправительных учреждений: я говорю об обращении в сторону человечности самого режима содержания осужденных. Но еще более значимым и важным элементом жизни за тюремной стеной является статья 12 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Беларусь, которая обеспечивает осужденным свободу вероисповедания.

Я уже говорил о том, что в местах заключения появились храмы, домовые церкви, часовни, молитвенные помещения. Храмы строят, в основном, сами осужденные, демонстрируя при этом чудеса трудолюбия и законопослушания. Такая сопричастность к святому делу делает людей чище и добрее, пробуждает давно забытые светлые чувства, дает облегчение и радость, низводит мир и покой в душу, приводит к покаянию, к Богу, к вере.

Вот выдержка из письма заключенного Валерия: "Когда я был, по моему мнению, на незаконных основаниях осужден к 15 годам лишения свободы, от меня кто-то отвернулся, кто-то отказался. Слава Господу за Его спасение и дарованную жизнь. Он один не отказывается, а наоборот, подбирает нас и помогает нам в самые трудные минуты нашей жизни... Мы должны наконец-то понять, осознать и принять своим сердцем, что мы нуждаемся друг в друге, что нам нужна вера друг друга, нам нужны молитвы друг друга. Ибо Бог есть любовь, который любит нас всех и хочет, чтобы мы жили в единой семье Божией...". Ведь это уже духовное обновление и внутренне преображение личности"

Приходят ли к покаянию, к Богу те, кто приговорен к высшей мере наказания или к пожизненному заключению?

В Бога верят все. Верят христиане, верят и ниспровергатели религии. Верят атеисты, но подсознательно, боясь себе в этом признаться. Суть же вопроса не в вере или в неверии, а отношении человека к Богу. Те из числа заключенных, кто обращался ко мне, по-разному отвечали на вопрос: "Как Вы относитесь к Богу?". В их ответах были разные чувства: от любви и почитания до равнодушия и неприязни. На вопрос: "Веришь ли в Бога?", -- многие отвечали так: "Крещен, но задумался о Боге, поверил в Него и обратился к Нему только здесь, в заключении". Одни до вынесения приговора, другие после, в ожидании его исполнения. Обретение веры -- это тайна, таинство веры совершается в человеке незримо, с каждым по-своему.

"Сейчас лишь молитвенное общение с Господом поддерживает во мне желание жить, появилась потребность в молитве, чтении духовной литературы и духовном общении, открылась в полном объеме страшная картина всей жизни, пришло осознание грехов и желание искренно покаяться", -- именно эти мысли, в том или ином порядке, находятся в заявлениях тех, кто хочет встретиться со священником.

Не сомневаюсь в том, что их молитва исполнена не только прошением о себе, родных и близких, но и о тех, кто стал жертвой их преступлений. Я могу с уверенностью сказать, что их вера не наиграна: она искренна. Им нет необходимости обманывать кого-то: ведь уже ничто не изменит их положения. Теперь они коротают свой век в камерах, общаясь с себе подобными и персоналом тюрьмы... И -- с Богом, посредством молитвы и чтения Слова Божия. Вера в Бога часто становится для самых страшных преступников последним утешением в этой, уходящей земной жизни. А если человек способен пережить страдание и принять смерть как радость -- значит, есть духовная жизнь, которая сильнее страдания и смерти.

Отношение Православной Церкви к смертной казни

Евангельская и вообще библейская правда всегда допускала возможность не только любви к грешникам, но и примерное наказание грешников и нераскаявшихся людей.

Власть, призванная осуществлять и охранять право жизни и благополучия целого общества, по своей прямой обязанности должна выступать с отмщением в наказание тем, кто совершает зло. Государство в праве принимать законы, применение которых, по его мнению, может более эффективно защитить и уберечь народ от насилия, грабежей, убийств и всего того, что способствует нравственному и духовному разложению общества.

Церковь же считает правильным и целесообразным перевоспитание преступника и его исправление через наказание путем тюремного заключения, но не через лишение его жизни, чтобы даже самым отъявленным преступникам можно было предоставить возможность покаяться и в разум истины прийти.

Жизнь -- это дар Божий. Наша жизнь не принадлежит нам как наша собственность. Это -- Божие, и никто, кроме Него Самого, не волен определять ее сроки и пределы.

Наказание: статья закона и совесть

Каждый человек знаком со своим внутренним голосом, который выносит оценку его поступкам. Это весьма тонкое врожденное нравственное чувство, которое и называют совестью. Совесть -- своего рода духовный инстинкт, который быстрее и яснее различает добро и зло, нежели ум. "Совесть -- это то Божие, что есть в человеке. Само слово совесть означает совместную весть от Бога, потому, что только "Он дает мудрость и знание и радость". (Еккл. 2: 26). Кто следует голосу совести, тот не будет сокрушаться о совершенных своих поступках, ибо прежде их совершения они пройдут "тестирование" совестью.

Жизненный опыт убеждает нас в том, что этот внутренний голос, называемый совестью, находится вне нашего контроля и выражает себе непосредственно, помимо нашего желания. Пренебрежение голосом совести и повторяющиеся беззакония омрачают душу до такой степени, что человек может основательно погрязнуть во зле.

Наличие совести свидетельствует о том, что действительно, как повествует Библия. Бог уже при самом создании человека начертал в глубине его души Свой образ и подобие. Поэтому принято совесть называть голосом Божиим в человеке. Будучи нравственным законом, написанным прямо на сердце человека, совесть действует во всех людях, независимо от их возраста, расы, занимаемого положения, воспитания и уровня развития. Она содержит в себе вечный и неизменный Божий закон. Поэтому нормальные взаимоотношения между людьми возможны только до тех пор, пока люди не утратили в себе совесть. Но как письменный закон, так и внутренний закон совести говорит об одном: "Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними" (Мф. 7: 12).

Святой праведный Иоанн Кронштадский, опытно постигший законы духовной жизни человека, отмечал: "В мире действует непрестанно нравственный закон Бога, по которому всякое добро награждается внутренне, а всякое зло наказывается: зло сопровождается скорбию, теснотой в сердце, а добро -- миром, радостью и пространством сердца. Этот закон неизменен -- он закон Всесвятого, Праведного, Премудрого и Вечного Бога".


Возврат на главную страницу