Знаменитые узники

Муса Джалиль

Биография

С сайта tatar.museum.ru

МОЙ ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ

(автобиография)

Я родился в 1906 году в семье Мустафы, сына Габдельджалила, в деревне Мустафино бывшей Оренбургской губернии (ныне Чкаловская область). В те времена отец мой крестьянствовал. А в 1913 году он попытался заняться мелкой торговлей, разорился, распродал все, что имел, землю, дом, и был вынужден уехать в город. В городе отец пробовал много занятий, хватался то за одно, то за другое: был старьевщиком, собирал обноски и продавал на толчке; однажды устроился приказчиком, затем пошел в пекари. Но жизнь никак не налаживалась. В 1918 году он вернулся в деревню. Там он и умер 1919 году.

Учиться я пошел сначала в деревенский мектеб (школу), а после переезда в город ходил в начальные классы медресе (духовной школы) "Хусаиния". Когда родные уехали в деревню, я остался в пансионате медресе.

В эти годы "Хусаиния" была уже далеко не прежняя. Октябрьская революция, борьба за Советскую власть, ее укрепление сильно повлияли на медресе. Внутри "Хусаинии" обостряется борьба между детьми баев, мулл, националистами, защитниками религии и сыновьями бедняков, революционно мыслящей молодежью. Я всегда стоял на стороне последних и весной 1919 года записался в только что возникшую оренбургскую комсомольскую организацию, боролся за распространение в медресе влияния комсомола.

С ранних отроческих лет интересовался стихами, литературой. И в 1916 году сам начал сочинять стихи. Стихотворения 1916-1917 годов не сохранились. Одно стихотворение, написанное в 1917 году против войны в Европе, я было послал в газету "Вакыт", но не напечатали.

1919 год: Оренбург в кольце белогвардейцев. Части Красной Армии, защищая город от наседавших казаков, которых было в 3-4 раза больше, сражались с удивительным героизмом. Казаки обстреливали город из пушек, поставленных на противоположной стороне Урала. Бои за город шли долго.

В это время в Оренбурге выходила газета "Кызыл Йолдыз" (Красная звезда) - орган большевиков Туркестанского фронта. В ту пору, в 1919 году, я писал стихи, полные ненависти к белым бандам; стихи звали рабоче-крестьянскую молодежь в ряды Красной Армии. Около десяти таких стихотворений напечатано в газете "Кызыл Йолдыз".

Помнится, я со своим одноклассником, засунув за пазуху стихи, направился в редакцию "Кызыл Йолдыз". Это был сентябрь 1919 года. Вошли в редакцию. И оба, не зная, что сказать, только озирались да растерянно глядели друг на друга. Все работники редакции в военной форме. К нам подошли.

- Ребята, что пришли?

Я смущенно вытащил из-за пазухи бумажный сверток. Я принес три стихотворения: "Счастье", "Ушли", "Красной Армии". Все, кто был в редакции, сгрудившись, стали их читать. Стихи, кажется, очень понравились.

- Кто это написал?

Мой приятель Идият торопливо ткнул в меня:

- Вот он написал:

Я покраснел. Я был очень маленького роста. Редактор внимательно поглядел и, быстро приподняв меня, поставил на стул. Все смотрели и смеялись:

- Сколько тебе лет? Где учишься? Чей сын?

А я не знаю, что и сказать. Меня начали хвалить.

На другой день на первой странице газеты появились мое стихотворение "Счастье". Одно за другим "Кызыл Йолдыз" напечатала все три стихотворения. Потом я снова принес стихи. И они были опубликованы. Под моими стихами ставили подпись "Маленький Джалиль". Вот так я стал известен в Оренбурге. Вскоре умер отец (1919); нужно было возвращаться в деревню.

В деревне еще не было комсомольцев. А среди учеников образовалась детская организация, в которой было около сорока человек. Назвали ее сначала "Кызыл Йолдыз", а потом "Кызыл чачак" (Красный цветок). Я был председателем. У нас была библиотека, журнал, клуб. И мы каждую неделю ставили на деревенской сцене спектакли для детей. Для них я написал несколько пьес.

Эта организация сыграла большую роль в развитии детского коммунистического движения в нашем районе. Впоследствии она была объединена с губернским Пролетарским детским театром-клубом и работала под его руководством. "Красный цветок" - один из первых зародышей пионерского движения в наших краях.

В феврале 1920 года в деревне появляется комсомольская ячейка, куда и я вошел. И уже вместе с комсомольцами продолжал работу в детской организации. В 1920-21 годы в нашей стране подняли голову кулаки. Они устраивали бунты, сколачивали банды. Для борьбы с этими бандами среди сельских комсомольцев создавались добровольческие отряды коммунаров. Я входил в один из этих отрядов и участвовал в разгроме кулацких шаек.

В 1921 году в деревню пришел жестокий голод. Мы с товарищем ушли из деревни, пешком прошли 150 километров до города. Но и в городе меня не поджидало счастье. Я подружился с мальчишками, промышлявшими хлеб насущный в базарной сутолоке. Два месяца ел что попало, ночевал где придется, воровал, был беспризорником.

В те дни встретился я с одним из сотрудников газеты "Кызыл Йолдыз" и своим учителем Нурганом Надеевым. Они пожалели меня и боясь, что пропаду, устроили несмотря на мои юные годы, через губком в Оренбургскую военно-партийную школу. Ученики школы выполняли и воинские обязанности: несли в городе караульную службу, сражались с бандами. Так рано взял я в руки винтовку, стал бойцом.

Обязанности эти оказались мне еще не по силам. Проучившись в военно-партийной школе шесть месяцев, я тяжело заболел и около года пролежал в больнице.

По выздоровлении меня, бывшего шакирда медресе "Хусаиния", взяли в педагогическое учебное заведение, основанное на месте прежнего медресе. Но в учебе моей было мало проку, я еще не оправился после болезни. В 1922 году, вновь вспомнив увлечение поэзией, написал много стихотворений. В эти годы я прилежно читал Омара Хаяма, Саади, Хафиза, из татарских поэтов - Дердмэнда. И стихи мои этого времени под их влиянием, романтичны. Написанные в эти годы "Гори, мир", "В плену", "Перед смертью", "Престол из колосьев", "Единодушие", "Совет" и другие наиболее характерные для этого периода.

По совету кое-кого из друзей осенью 1922 года поехал в Казань. До этого я в Казани не бывал. Знакомых у меня там не было. Меня вела в Казань, окрыляла вера в политическую силу.

Добирался я с великими трудностями. Но вот и Казань. Встречи с писателями. Учиться было уже поздно. Устроился я переписчиком в редакцию газеты "Татарстан". По приезде в Казань стихи мои стали выходить один за другим в газетах и журналах. Осенью 1923 года поступил на татарский рабфак, закончил его успешно в 1925 году. Рабфак серьезно повлиял на мои творческие поиски.

В 1922-23 годы я был далек от реального воплощения социалистической действительности. Мои творческие принципы были таковы, что я был не в силах отобразить современную жизнь. Тематика стихов была далека от жизни. В годы рабфака в моем творчестве наметился переворот. В 1924 году я стал писать совсем иначе. Революционная борьба, рабочие будни фабрик и заводов, темы новой деревни входят в стихи в своем реально-жизненном виде. Можно, к примеру, указать на "Песню старой Сибири", "Больного комсомольца", "Старика труда", "В объятиях завода", "Дитя труда", "Газету", "Со съезда", "Ночной марш" и некоторые другие (они опубликованы в 1925 году в сборнике "Барабыз" -"Идем").

В 1923 году написано несколько пьес. "Девушка Бибкай", "Гусиные крылья" игрались на сценах Казани и Уфы.

В 1925 году, закончив рабфак, я вернулся в Оренбург, чтобы помогать своим родным. Оренбургский губком направил меня инструктором в Орский уездный комитет комсомола. Комсомольская работа обогатила мой жизненный опыт, закалила меня, воспитала во мне новый взгляд на жизнь.

В 1927-28 годы я продолжал комсомольскую работу уже в Москве. Закончил литературный факультет Московского государственного университета. Работал ответственным редактором детских журналов "Юные товарищи", "Октябренок", заведовал отделом литературы и искусства газеты "Коммунист".

Закалка в комсомольской работе, накопленный немалый практический опыт, приезд в Москву были для меня большим толчком, усилили творческую активность. Для этого периода типичны стихи: "Плакать или смеяться", "В больнице", "Утро праздника", "Из дневника студента", "К смерти" и др.

Написанное в этот период собрано в книгах "Товарищу" (1929), "Орденоносные миллионы" (1933), "Стихи и поэмы" (1934), на русском языке - "Стихи" (1935).

В 1935 году я начал работать руководителем литературной части только что организованной оперной студии. Главной задачей татарской оперной студии, созданной при Московской государственной консерватории, была подготовка кадров певцов, композиторов, подбор репертуара для будущего театра. А для репертуара надо было иметь оригинальное либретто, перевести на татарский, "татаризировать" русские оперы. Я этим и занимался.

В 1938 году оперная студия, закончив подготовку, вернулась в Казань. В декабре 1938 года открылся в Казани первый Татарский оперный театр, созданный на основе студии. В июне 1939 года он начал свою работу, открыв первый сезон. Вместе со студией я вернулся в Казань, начал работать руководителем литературной части Татарского оперного театра.

М. Джалиль. 1939 г.


ПОСЛЕСЛОВИЕ К АВТОБИОГРАФИИ

В 1939-1941 годах М. Джалиль возглавлял Союз писателей Татарии.

В 1941 году ушел на фронт. Воевал во 2-й Ударной армии под командованием генерала А.А. Власова.

В июле 1942 году в боях под Мясным Бором (Волховский фронт) был ранен и попал в плен.

Будучи военнопленным, был переведен в комитет татаро-башкирского легиона "Идель - Урал".

В 1943 году был арестован и помещен в тюрьму Моабит (Берлин). За год пребывания в тюрьме написал две рукописные книги стихов - "Моабитские тетради".

25 августа 1944 года "за распространение советской идеологии, разложение батальона" был казнен в тюрьме Плетцензее (Берлин).


АНКЕТА О КАЗНИ

В 1968 году в Берлине состоялась организованная обществом германо-советской дружбы пресс-конференция, на которой Леон Небенцаль ознакомил немецких и зарубежных журналистов с обнаруженными новыми документами.

Как выяснил Небенцаль, казни, проводимые в тюрьме Плентцензее, регистрировались в загсе западноберлинского округа Шарлоттенбург. Здесь он и обнаружил документы о казни.

Карточки отпечатаны на специальных бланках типографским способом, остальные напечатаны на пленке. Надписи сделаны от руки.


№ 2970

Берлин, Шарлоттенбург, от 26 августа 1944 г.

Писатель Муса Гумеров-Джалиль, мусульманин, проживающий в Берлине, Шарлоттенбург, Хафельштрассе, 9.

Умер 25 августа 1944 года в 12 часов 18 минут в Берлине, Шарлоттенбург, Кенигсдамм, 7.

Умерший был рождения 2 февраля 1906 года в Мустафино (Оренбург), номер свидетельства загса (не заполнено).

Отец - Мустафа Гумеров-Джалиль, последнее место жительство неизвестно.

Мать - Рахина (Рахима) Гумерова - Джалиль, урожденная Сайфуллина, других сведений нет.

Умерший был женат на Амине Гумеровой-Джалиль, урожденной Сайфуллиной.

Заполнено на основании устных показаний помощника надзирателя Пауля Дюррхауэра, проживающего в Берлине, Мантейфельштрассе, 10.

Сообщивший эти данные известен и заявил, что является личным свидетелем смерти.

Прочитано вслух, подтверждено и подписано: Пауль Дюррхауэр.

Соответствие с подлинником книги заверено.

Берлин, Шарлоттенбург, 26 августа 1944 года.

Исполняющий обязанности служащего загса Глюк.

Причина смерти: обезглавлен.


Такие анкеты заполняли на каждого казненного, и они позволили уточнить состав группы Джалиля и выяснить всех казненных вместе с поэтом.

Вместе с Джалилем под нож гильотины попали: детский писатель Абдулла Алиш, инженер Фуат Булатов, учитель Гайнап Курмаш, финансовый работник Гариф Шабаев, журналист Ахмет Симаев, рядовой Красной Армии Абдулла Баттал, товаровед Зиннат Хасанов, бухгалтер Фуат Сайфельмулюков, Ахат Аднашев, Салим Бухаров.

Судя по записям, они были обезглавлены на гильотине в течение получаса - с 12 часов 06 минут до 12 часов 36 минут 25 августа 1944 года. Казни следовали одна за другой с интервалом в 3 минуты.


Тюремные стихи Мусы Джалиля:


Осужденный

Приговор сегодня объявили: К смертной казни он приговорен. Только слезы, что в груди кипели, Все иссякли: И не плачет он. Тихо в камере. С ночного неба Полная луна глядит, грустя. А бедняга думает, что будет Сиротой его дитя.

Сон в тюрьме

Дочурка мне привиделась во сне. Пришла, пригладила мне чуб ручонкой. "Ой, долго ты ходил!" - сказала мне. И прямо в душу глянул взор ребенка. От радости кружилась голова, Я крошку обнимал, и сердце пело. И думал я: так вот ты какова, Любовь, тоска, достигшая предела! Потом мы с ней цветочные моря Переплывали, по лугам блуждая; И сладость жизни вновь познал тогда я: Светло и вольно вновь познал тогда я : Проснулся я. Как прежде, я в тюрьме, И камера угрюмая все та же, И те же кандалы, и в полутьме Все то же горе ждет, стоит на страже. Зачем я жизнью сны свои зову? Зачем так мир уродует темница, Что боль и горе мучат наяву, А радость только снится?

Возврат на главную страницу