Знаменитые узники

Сергей Павлович Королев

Биография

С сайта news.mail.ru

Сергей Королев. Судьба конструктора

Cергей Павлович Королев родился 12 января 1907 года (30 декабря 1906 по старому стилю) в Житомире в семье учителя гимназии. В 1909 году семья перебралась в Киев; вскоре после этого родители разошлись. В 1916 году мать вновь вышла замуж и вместе с сыном и мужем переехала в Одессу. В 1917 году мальчик поступил в гимназию, однако началась революция, гимназию закрыли, и он стал заниматься самостоятельно по гимназической программе с помощью матери и отчима. В 1921 году в Одессе появился отряд гидросамолетов, и будущий конструктор увлекся воздухоплаванием, а в 1923 году начал заниматься в планерном кружке.

В 1922-1924 годах Сергей Королев учился в стройпрофтехшколе. В 1924 году поступил на механический факультет Киевского политехнического института, но, поскольку там не было открыто аэромеханическое отделение, перешел в Московское высшее техническое училище им. Баумана на аэромеханический факультет. С 1927 года работал в авиационной промышленности. В 1929 году Сергей Королев окончил МВТУ, защитив под руководством А.Н. Туполева дипломный проект легкомоторного самолета СК-4, а в 1930 году - Московскую школу летчиков-планеристов и пилотов-парителей.

В 1927-1930 годах он участвовал в планерных соревнованиях в Крыму под Коктебелем, где летал сам и представлял свои планеры, в том числе планер СК-3, специально сконструированный и построенный для исполнения фигур высшего пилотажа. На СК-3 летчик В.Степанчонок впервые в мире на безмоторном летательном аппарате сделал петлю Нестерова. В эти же годы Королев пришел к мысли поставить на планер ракетный двигатель. В 1930 году, работая в Центральном КБ завода им. В.Р. Менжинского, в с августа 1931 года - в ЦАГИ, он создал ряд конструкций планеров ("Коктебель", "Красная звезда" и др.).

В начале 1930-х годов он стал одним из инициаторов создания при ОСОАВИАХИМе Группы изучения реактивного движения (ГИРД), которая разработала и запустила 17 августа 1933 года ракету "ГИРД-09" на гибридном топливе. В сентябре 1933 года на базе Московской организации ГИРД и Ленинградской газодинамической лаборатории (ГДЛ) был создан Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ, впоследствии - НИИ-3, а затем НИИ-1) во главе с И.Клейменовым, заместителем которого был назначен С. Королев.

В РНИИ Королев занимался созданием крылатых ракет с гироскопическим автопилотом и с гирокомандной системой наведения, снабженных жидкостным ракетным двигателем конструкции В.Глушко.

Кроме того, он работал над проектом ракетоплана. Ракетоплан РП-318-1, созданный на базе планера Королева и двигателя Глушко, совершил первый полет 28 февраля 1940 года.

Однако этому предшестовали печальные события.

В 1938 году по ложным обвинениям во вредительстве были арестованы руководители и сотрудники РНИИ, в их числе и Сергей Королев. 27 сентября 1938 года он был осужден на 10 лет заключения в исправительно-трудовых лагерях строгого режима и отправлен на Колыму.

В 1939 году новое руководство НКВД решило организовать конструкторские бюро, в которых должны были трудиться заключенные специалисты. В одно из таких бюро, возглавляемое А.Туполевым, тоже заключенным, и был направлен С. Королев. Этот коллектив занимался проектированием и созданием пикирующего бомбардировщика Ту-2.

Вскоре после начала войны Особое техническое бюро Туполева эвакуировали в Омск. В Омске Королев узнал, что в Казани аналогичное бюро занимается ракетными ускорителями для бомбардировщика Пе-2 под руководством бывшего сотрудника НИИ-3 Глушко. Королев добился перевода в Казань, где стал заместителем Глушко.

В эти же годы он начал самостоятельно разрабатывать проект нового аппарата - ракеты для полетов в стратосферу.

27 июля 1944 года по указу Президиума Верховного Совета СССР Королев и ряд других сотрудников режимного КБ были досрочно освобождены со снятием судимости. После окончания войны во второй половине 1945 года Сергей Королев в числе других специалистов был командирован в Германию для изучения немецкой техники. Особый интерес для него представляла немецкая ракета V-2 (Фау-2), обладавшая дальностью полета ок. 300 км при стартовой массе ок. 13 т.

С 1946 года и до конца жизни Сергей Королев был Главным конструктором баллистических ракет дальнего действия, ракетно-космических систем. В середине 1950-х годов в КБ Королева была создана знаменитая Р-7 - двухступенчатая ракета, которая обеспечила достижение первой космической скорости и возможность вывода на околоземную орбиту летательных аппаратов массой в несколько тонн. Эта ракета (с ее помощью были выведены на орбиту первые три спутника) затем была модифицирована и превращена в трехступенчатую (для вывода "лунников" и полетов с человеком).

С 1959 года Сергей Павлович Королев руководил программой исследований Луны. В рамках этой программы к Луне было направлено несколько космических аппаратов, в том числе аппаратов с мягкой посадкой, а 12 апреля 1961 осуществлен первый полет человека в космос.

При жизни Королева на его космических кораблях в космосе побывало еще десять советских космонавтов, был осуществлен выход человека в открытый космос (А.Леонов 18 марта 1965 года на КК "Восход-2"). Под руководством Сергея Королева был создан первый космический комплекс, многие баллистические и геофизические ракеты, запущены первые в мире межконтинентальная баллистическия ракета, ракета-носитель "Восток" и ее модификации, искусственный спутник Земли, осуществлены полеты КК "Восток" и "Восход", созданы первые КА серий "Луна", "Венера", "Марс", "Зонд", ИСЗ серий "Электрон", "Молния-1" и некоторые ИСЗ серии "Космос"; разработан проект КК "Союз".

Сергей Королев воспитал многочисленные кадры ученых и инженеров. Академик АН, член президиума АН СССР (1960-1966), дважды Герой Социалистического Труда, (1956, 1961), лауреат Ленинской премии (1957), был награжден Золотой медалью им. К.Э. Циолковского АН СССР (1958), 2 орденами Ленина, орденом "Знак Почета" и медалями.

Скончался Сергей Павлович Королев 14 января 1966 года, похоронен в Кремлевской стене.

В том же году АН СССР учредила золотую медаль его имени "За выдающиеся работы в области ракетно-космической техники". Были учреждены стипендии им. С.П. Королева для студентов высших учебных заведений.

В Москве, Житомире и других городах сооружены памятники учёному, созданы мемориальные дома-музеи, его имя носит Самарский авиационный институт, два научно-исследовательских судна, высокогорный пик на Памире, перевал на Тянь-Шане. В Москве есть улица Академика Королева, именем Королёва назван астероид, талассоид на Луне. На Аллее космонавтов Москве в 1967 году установлен бюст Королёва (скульптор А.П.Файдыш-Карандиевский, архитекторы М.О.Барщ и А.Н.Колчин). В доме, где в 1959-1966 годах жил Королёв (6-й Останкинский переулок, 2/28), в 1975 году открыт мемориальный Дом-музей Королёва. Мемориальные дома-музеи есть в Житомире и на Байконуре.


С сайта www.podrobnosti.com.ua

Сергею Королеву исполнилось бы 95

12 января 2002
Игорь Чижов

12 января 1907 года никто из жителей провинциального Житомира, не мог предположить, что произошло событие, которое не только прославит город, но и во многом определит судьбу человечества в ХХ веке.

Действительно, что такого знаменательного было в рождении, в семье молодых учителей Королевых мальчика, которого назвали Сережей. Тем более, что родители вскоре разошлись, и мать с сыном переехали в Нежин. Кстати, по материнской линии Сергей Королев был потомком старинного казацкого рода - Москаленко.

В Нежине семья владела магазинами, а бабка будущего академика даже поставляла соленые огурчики в Петербург к императорскому столу. Неизвестно как бы сложилась судьба Сережи, не переедь его мама в Одессу. Здесь он закончил строительную школу, и здесь определился дальнейший жизненный путь Королева. Именно в этом городе он раз и навсегда увлекся небом.

В 17 лет Сергей сконструировал свой первый летательный аппарат - планер. В 24 - Королев студент Киевского политехнического института, а через два года перевелся на учебу в Московское высшее техническое училище. Затем была встреча с теоретиком космических полетов Циолковским, после которой Сергей Королев сказал: "Я готовился летать на самолетах, а теперь решил летать на ракетах".

Жизнь нашего великого соотечественника складывалась как у многих других людей в то время. Работа над конструированием ракетного двигателя в секретных КБ, арест в 1937, лагеря, вновь труд на благо обороны Советской Родины. Сергей Королев разработал несколько реактивных двигателей для военных самолетов, фактически создал советские баллистические ракеты.

Работы Сергея Королева на много лет вперед определили развитие советской и мировой космонавтики. И конечно, звездным часом великого ученого - стали первый запуск искусственного спутника Земли и полет человека в космос.


Возврат на главную страницу