Знаменитые узники

Андрей Николаевич Туполев

Биография

С сайта www.sakharov-center.ru

Туполев Андрей Николаевич (1888-1972) -- авиаконструктор, ученый, один из основателей отечественного самолетостроения.

Основные даты:

1888, ноябрь. - Родился на хуторе Пустомазово Тверской губернии. Закончил Тверскую гимназию.

1908. - Поступил на механический факультет Московского высшего технического училища. Из-за политических проблем исключен из училища. Через несколько лет возвратился в училище.

1910. - Жуковский поручил Туполеву разработать и построить аэродинамическую трубу для лаборатории училища. Жуковский организовал при училище воздухоплавательный кружок. Под его наблюдением кружковцы собрали планер-биплан, на котором Туполев совершил первый в своей жизни полет.

В Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ), который он создал вместе с Жуковским, Туполев создал и возглавил конструкторское бюро, в котором позже разрабатывались все его самолеты.

1922-1924. - Руководство работами по использованию при строительстве самолетов дюралюмина.

1924-1925. - Создание первых советских цельнометаллических самолетов АНТ-2 и АНТ-3. Туполев сыграл большую роль в становлении всей авиационной промышленности.

На самолетах Туполева были выполнены уникальные перелеты: в 1934 - спасение на АНТ-4 экипажа затертого льдами в Беринговом проливе парохода "Челюскин"; в 1937 г. - беспосадочные перелеты Чкалова и Громова на АНТ-25 в США через Северный полюс и высадка научной экспедиции "Северный полюс" во главе с Папаниным.

1936. - КБ Туполева преобразовано в самостоятельный завод авиационной промышленности.

1937. - Аресты сотрудников туполевского КБ по обвинению в шпионаже в пользу Германии. В октябре арестовали самого Туполева.

1937, декабрь - 1941, июль. - Туполев находился в заключении. Почти год - в московских тюрьмах (на Лубянке и Бутырках).

1939, февраль.- Туполев возглавил созданное при НКВД закрытое ЦКБ-29 - институт-тюрьму, или "шарашку", как ее называли. ЦКБ-29 находилось сначала в Болшеве в бывшей трудкоммуне ОГПУ, а позже в Москве в здании КОСОС (Конструкторского отдела сектора опытного самолетостроения), построенном незадолго до этого по идее Туполева. Перед ЦКБ-29 была поставлена задача: создать пикирующий бомбардировщик, который при большой бомбовой нагрузке имел бы скорость не меньшую, чем у истребителя. Им стал Ту-2 (АНТ-58). Для этой работы Туполев составил список нужных ему специалистов, которых он знал по совместной работе. В ЦКБ-29 привезли из тюрем и лагерей около ста заключенных-специалистов, в том числе С.П. Королева.

После начала войны Туполева реабилитировали и освободили. Его КБ срочно эвакуировали в Омск.

В послевоенные годы под руководством Туполева был создан целый ряд военных и гражданских самолетов. Всего под руководством Туполева создано более 100 типов самолетов.

Туполев был академиком, генерал-полковником, депутатом Верховного Совета СССР. Трижды Герой Социалистического Труда. Лауреат Ленинской и Государственных премий. Награжден многими орденами и медалями.

Источники: http://erudite.nm.ru, http://100top.ru; книга "Андрей Николаевич Туполев. Жизнь и деятельность". - М.: Издательский отдел ЦАГИ, 1989


Возврат на главную страницу