Знаменитые узники

Владимир Карпов


Биография

С сайта www.rb4.ru :

Подвиг разведчика

Мало кому известно, что Герой Советского Союза, писатель Владимир Карпов, перу которого принадлежат такие известные художественно-документальные произведения, как "Полководец", "Маршал Жуков", "Генералиссимус", "Расстрелянные маршалы", - профессиональный разведчик, долгие годы проработавший в одном из самых засекреченных подразделений Главного разведывательного управления (ГРУ) Генштаба. Его путь в это ведомство, куда принимают только самых проверенных людей, лежал через "антисоветскую" статью Уголовного кодекса и ГУЛАГ. С этой "черной" строки в его биографии мы и начали беседу.

- Владимир Васильевич, как вы из "антисоветчика" в разведчика превратились?

- Срок я получил перед самой войной. Меня, выпускника военного училища, без пяти минут лейтенанта, вдруг арестовали по доносу, в общем-то за безобидную болтовню про Сталина и Ленина. Так я стал "врагом народа". Когда начали создавать штрафные роты и батальоны, я добился права "кровью смыть" судимость. После штрафной роты начал службу с "чистого листа" - рядовым во взводе полковой разведки. Всю войну выполнял только один приказ - взять "языка". Тогда существовали определенные нормативы для представления к наградам. За 25 "языков" - к званию Героя Советского Союза. Мой командир полка Алексей Кортунов (кстати, в последующем министр газовой промышленности СССР) сказал мне без обиняков: "Тебе за 25 не дадут, сам знаешь, почему". Когда набралось 45 "языков", Кортунов отправил соответствующее представление по инстанциям. Месяца через полтора оно вернулось с сердитой резолюцией: "Вы соображаете, кого представляете?!" И только перед началом операции "Багратион" в 1944 году я получил задание, которое изменило мою жизнь. Меня вызвал командующий фронтом, генерал армии Черняховский. Сказал, что фашисты создали мощную линию обороны "Медвежий вал". Витебские подпольщики сумели снять на микропленку его чертежи. Эту пленку требовалось срочно доставить в штаб фронта.

"Мне порекомендовали тебя как опытного разведчика, - сказал генерал и очень просто добавил: - Не подведи, пожалуйста. Эта пленка спасет тысячи жизней". Меня переодели в форму немецкого унтера, снабдили документами, и я отправился через линию фронта. Затемно добрался до Витебска, нашел нужную улицу, дом, постучался, назвал пароль...

При возвращении нарвался на патруль, был тяжело ранен, но сумел доставить пленку. Черняховский написал на меня представление к званию Героя. Но что самое главное - командующий фронтом позвонил в Москву. И, как рассказывали офицеры штаба фронта, слышавшие этот разговор, сказал в трубку: "Товарищи кадровики! Сколько можно пенять человеку за старое? На его счету 79 "языков". Он член партии, старший лейтенант. Уже трижды заслужил Героя!" В июне 1944 года был подписан указ - я стал Героем Советского Союза. А потом меня зачислили в Высшую разведшколу ГРУ.

- Какова роль современного искусства в том, чтобы передать нашей молодежи образ фронтового поколения без искажений?

- Всю жизнь я писал об армии, старался говорить правду о войне. Но сегодня некоторые этой правды как будто и не слышат. В год 60-летия Победы было выпущено несколько очерняющих армию и историю нашей страны фильмов. Это "Московская сага", "Штрафбат", "Курсанты"... В них нет ни одного светлого образа советского офицера. Командиры показаны какими-то глупыми, развратными, безграмотными, с различными комплексами...

- Вы были участником Парада Победы 1945 года и даже знаменосцем в колонне разведчиков...

- Вспоминаю об этом с гордостью. Со мной в одном строю справа был знаменитый командир партизанской бригады Герой Советского Союза Гришин, слева - Герой Советского Союза лейтенант Ворончук. К слову, на репетиции парада на аэродроме я впервые увидел близко маршала Жукова...

- Владимир Васильевич, а как вы из разведчика высокого ранга переквалифицировались в писатели?

- После войны окончил две военные академии и до 1954 года работал в Главном разведывательном управлении. Тогда же окончил и заочное отделение Литературного института имени Горького. Я учился на семинаре Константина Георгиевича Паустовского, которого и до сих пор считаю одним из лучших наших стилистов. Но я хотел писать, а служба в разведке препятствовала этим планам. Поэтому мне пришлось оставить ГРУ и поступить на строевую службу. Bоенную карьеру я закончил в Кушке. Потом осел в Ташкенте, где и начал по-настоящему печататься. Меня заметили и пригласили в столицу. Затем я работал в журналах "Октябрь" и "Новый мир", вел на телевидении передачу "Подвиг". В 1986 году на VIII съезде Союза писателей СССР меня избрали первым секретарем этой организации. А через пять лет, когда не стало Советского Союза, не стало и Союза писателей. Все это время я активно писал. Остаюсь неравнодушным к литературному творчеству и сегодня.

- Расскажите о новинках, которыми вы порадуете своих читателей?

- Недавно я закончил работу над книгой "Гроза на Востоке". 9 Мая всеми воспринимается как дата Победы в Великой Отечественной войне. Но это не совсем точно. Та война закончилась не в Берлине, а на Тихом океане победой над Японией.

В моих планах - и дальше писать о славном боевом прошлом страны и бороться с фальсификаторами истории. Нельзя мириться с неправдой о войне. Это мой последний боевой рубеж.

Беседу вел Турченко Сергей, "Рабочая газета".


С сайта www.cprf.ru :

Ювеналий ЧИСЛОВ, г. Алматы

Марк Дейч против Владимира Карпова

Кто они? Марк Дейч - журналист, один из авторов известной газеты "Московский комсомолец", в энциклопедических словарях не значится. На сайте газеты с биографиями сотрудников о себе сообщает: местный, родился, учился, поступил, окончил, сидел, выезжал, да, наградили, потом догнали и опять, политическое кредо: жамэ (фр.).

Владимир Карпов - писатель, человек с весьма содержательной биографией: родился 28 июля 1922 г. в Оренбурге; в 1939 г. поступил на учебу в Ташкентское пехотное училище, в феврале 1941 г. арестован по политическому доносу сокурсника, осужден Военным трибуналом, отбывал наказание в Тавдинлаге на лесоповале в Сибири; с октября 1942 г. в составе штрафных рот воюет на Калининском фронте; в феврале 1943 г. за отличия в боях из штрафной роты переводится в пешую полковую разведку, участвует в захвате 79 "языков"; в июле 1944 г. присвоено звание Героя Советского Союза; с осени 1944 г. - учеба в Высшей разведывательной школе ГРУ, Военной академии им. Фрунзе, на Высших Академических курсах Генштаба (специализация по англо-американскому направлению); в 1947 - 1954 гг. - служба в ГРУ Генштаба, параллельно - учеба на вечернем отделении Литературного института им. М.Горького (окончил в 1954 г.); с 1962 г. - член Союза писателей СССР; в 1965 г. после 25 календарных лет службы в армии увольняется в запас и полностью переключается на литературную деятельность, в активе которой, помимо более десятка изданных книг, избрание академиком Международной академии при ООН, звания Героя Социалистического Труда и Лауреата Государственной премии СССР, трех международных литературных премий, в том числе имени русского писателя Ивана Бунина (лауреата Нобелевской премии) и многое другое.

Очень не нравится Владимир Васильевич Карпов журналисту Марку Дейчу. В "Московском комсомольце" от 20 января 2005 г. в статье "Зловещий "план Даллеса" - происки шефа американской разведки или фальшивка?" пишет: ":Герой Советского Союза, высокопоставленный чиновник от литературы: с 1986 года и до распада СССР Карпов возглавлял Союз советских писателей, был членом ЦК КПСС. А.Н.Яковлев ("большой Яковлев" рассказывал мне, что первым секретарем СП СССР Карпов был выдвинут за его серость и неприметность: дескать никому мешать не будет:").

И вот эта "серость и неприметность" в двухтомнике "Генералиссимус" смеет "полностью и дословно" цитировать текст "зловещего плана", не удосуживаясь на какие либо "архивные или иные исторические ссылки". Цитирует, по мнению господина Дейча фальшивку. Да еще и заключает цитату комментарием: "Нетрудно понять, что осуществляет эту иезуитскую программу "пятая колонна" и антисоветски настроенные аборигены. А главная ударная сила, хорошо замаскированная в тексте директивы, - сионисты".

Лукавит господин Дейч, обрывая фразу В.Карпова на выгодной себе половине, ставя после слова "сионисты" точку вместо двоеточия, опуская остальной текст комментария, растянувшийся на целую страницу. А из него следует, что В.Карпов комментирует не "план Даллеса", а Директиву Совета национальной безопасности США № 20/1 от 18 августа 1948 года "Цели США в отношении России" (см. Владимир Карпов. "Генералиссимус", Москва, 2004, книга вторая, стр. 241-244).

В.Карпов комментирует основные положения этой Директивы, цитируя их, и в качестве иллюстрации к своему комментарию приводит цитату из другого документа, представленного Алленом Даллесом в 1945 году своему шефу, главе Управления стратегических служб США генералу У.Доновану в ходе разработки концепции послевоенных отношений с СССР. Его-то и называет М.Дейч "планом Даллеса", а Карпов никак не называет, просто ссылается на Даллеса.

В.Карпов указывает и источник своей информации. В первом абзаце стр. 241 сообщает: "Учитывая горький опыт 1941 года, Сталин много внимания уделял данным разведки, интересовался взглядами и планами военного руководства США. Все, о чем пойдет разговор ниже, было своевременно известно Сталину". В.Карпову это стало известно еще во времена его учебы и специализации в разведке по англо-американскому направлению.

Чем же Марк Дейч аргументирует свое отрицание авторства Аллена Даллеса в "затертой до дыр" цитате, с которой свою статью "о зловещем плане" начинает? Пишет: "Разбирать текст, приписываемый Даллесу, - занятие утомительное и никчемное. Достаточно обратить внимание на последнюю фразу: "Мы сделаем из них циников, пошляков, космополитов": в английском языке у слова "космополит" нет такого толкования, которое позволило бы поставить его в один смысловой ряд с циником и пошляком: поверхностный анализ всего-то одного слова - и вывод очевиден: фальшивка. Никогда ничего подобного г-н Даллес не писал и не говорил".

Вот, оказывается, как это просто. Но слово "космополит" не английское, не английский язык определяет его содержание, оно существует с IV века до н.э., со времен Антисфена Афинского и Диогена Синопского, основателей школы киников (греч. kynikoi - киники, лат. cynici - циники), называвших себя космополитами - гражданами мира, живущими по своим понятиям, отличным от обычных моральных норм. Так что все три слова упомянутой фразы одного смыслового ряда. В тексте Даллеса слово "космополит" наличествует в смысле непатриота, в значении более жестком, чем циник и пошляк. Аллен Даллес был широкообразованным, весьма эрудированным интеллектуалом, окончил два университета: Принстонский и Вашингтонский, знал истинное, изначальное значение слова "космополит", принятое и в Америке.

Второй аргумент господина Дейча: "Известный историк профессор Уткин, которому я зачитал "цитату из Даллеса", посмеялся и посоветовал мне забыть этот бред".

Но это "бред" не более чем "утка" от Марка Дейча. В базе данных Национальной библиотеки Республики Казахстан значится всего один историк с фамилией Уткин - доктор исторических наук, профессор Анатолий Иванович Уткин, автор многих исторических трудов по Америке, в том числе по современным США. Второго "известного историка, профессора Уткина" просто нет, был бы - значился в каталогах Нацбиблиотеки, но не значится. Выходит, только Анатолий Иванович мог назвать господину Дейчу "цитату из Даллеса" бредом. Но это исключается, ибо Анатолий Иванович Уткин - член редакционного совета, рекомендовавшего к изданию книгу В.А.Лисичкина и Л.А.Шелепина "Третья (информационно-психологическая) война", Москва, 2003 г., 448 стр., в которой на стр. 90-91 полностью воспроизведена "цитата из Даллеса". Как может маститый ученый назвать бредом то, что сам рекомендовал в печать?

Анатолий Иванович Уткин - американист, в числе его многих трудов по Америке: "Американская футурология международных отношений в ХХ веке", "Мировой порядок ХХI века", "Стратегия глобальной экспансии". В последнем на стр. 16 отмечено: "В 1945 году идея необходимости для США взять в свои руки управление миром охватила государственный аппарат: Президента-демократа поддерживали влиятельные республиканцы, такие как братья Даллесы:", а на стр. 87: "Управление внешней политикой, выработку стратегии взяли на себя в январе 1953 года помимо Эйзенхауэра братья Даллесы, один из которых, как уже говорилось, возглавил Государственный департамент, а второй - Центральное разведывательное управление".

Не ту фамилию выбрал господин Дейч в союзники, в авторы "бреда", не угадал. Но называет еще двоих, пишет: ":Алексей Митрофанов - не поверил. Сказал: "Слова, приписываемые Аллену Даллесу, в последнее десятилетие стали "настольными" для российских "патриотов". Их цитируют на митингах и партсъездах, в теле - и радиопередачах. Мы стали свидетелями очередного мифа. С самого начала я считал "план Даллеса" фальшивкой. Любой американист со мной согласится". И другой наш патриот, знаменитый кинорежиссер Никита Михалков, - тоже не поверил. Попугал, правда, тем планом читателей журнала "Искусство кино" (№8, 1999), но о Даллесе не обмолвился".

И что же? Алексей Митрофанов свое мнение лишь ссылкой на безымянных американистов подкрепляет, нет у него иных аргументов. Но названный выше А.И.Уткин иного мнения. А он американист не "любой", а истинный, маститый.

Заглянем в названный журнал "Искусство кино". На стр. 5 - 18 Никита Михалков, Андрей Смирнов и Лев Карахан беседуют о свободе, о критике и глобальной политике. Стр. 14, Никита Михалков: "Недавно актриса Римма Маркова мне говорит: "Слушай, Никита, что я тут вычитала". И дает текст Аллена Даллеса 1948 года. Она мне этот текст оставила, и я его вам сейчас прочту: "Посеяв там (в Советском Союзе. - Н.М.) хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности верить: Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного на Земле народа: Из литературы и искусства мы, например, постепенно вытравим их социальную сущность: Литература, театр, кино - все будут изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства. Мы будем всячески поддерживать и поднимать так называемых художников, которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства - словом всякой безнравственности: Честность и порядочность будут осмеиваться и: превратятся в пережиток прошлого:".

А.Смирнов: "И это было напечатано в Америке? "

Н.Михалков: "Да. Можно же проверить. Это не подметное письмо. В общем-то оно для меня не новость. Я читал статью Ивана Александровича Ильина 1949 года, где он предсказал все, что будет с Россией после развала коммунизма, то есть все, что сейчас происходит. Предсказал, кстати, когда ничто еще не предвещало - после того, как мы только что выиграли войну. Фактически Ильин предвидел то, что Даллес собирался добиваться долгим и кропотливым трудом".

Как видите, лжет господин Дейч. Никита Михалков утверждает: "Это не подметное письмо". Не единожды, а дважды о Даллесе обмолвился.

Многословен Марк Дейч в тщете противостоять Владимиру Карпову, в своем стремлении уничижить его. И не только его, уничижены: популярный телеведущий А.Караулов, доктор исторических наук И.Фроянов, доктор экономических наук В.Лисичкин, доктор физико-математических наук Л.Шелепин, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн, писатели Б.Олейник и А.Иванов (чьи имена в энциклопедиях значатся), даже "союзник" Никита Михалков.


Возврат на главную страницу