Знаменитые узники

Михаил Михайлович Пришвин

Биография

Пришвин

С сайта www.ecoethics.ru

Пришвин Михаил Михайлович

5.02.1873 - 16.01.1954

М. М. Пришвин родился под городом Елец Орловской губернии в купеческой семье 5 февраля 1873 г., в год когда умер Тютчев. Может быть этим и была предоопределена вся его жизнь: переняв эстафету у великого поэта, стать таким же непреклонным и страстным певцом природы. Будущему писателю очень повезло на учителей: в Елецкой гимназии одним из его преподавателей был известный русский философ В.В. Розанов. В 1902-1906 гг. М. М. Пришвин стажировался в Петровской академии у профессора Д.Н. Прянишникова - одного из самых смелых и порядочных российских ученых. В 1897-1899 гг. за революционные выступления в Рижском политехникуме, побывал Пришвин в тюрьме [провёл там 1 год -- А. Б.]. Высшее агрономическое образование получил в Лейпцигском университете.

Пришвин не принял революцию, и рассматривал ее как следствие нарушения равновесия между природой и культурой. По его мнению - "коммунизм - это система полнейшего слияния человека с обезьяной" (Пришвин, 1995). В мае 1917 г. писатель записал в своем дневнике: "В природе нет того, что мы называем "звериное": зверь в природе не судим, он может быть и хорош и плох, как взглянется. Но убитый в природе, он как будто переселяется в душу человека, и тут только он становится тем "зверем", который действительно страшен и непокорим. Ты, человек, покоряешь природу и воспитываешь в себе небывалого зверя, имя которому - легион" (Пришвин, 1988).

М. М. Пришвин, наверное, единственный из отечественных писателей первый половины ХХ века, целеустремленно и постоянно воспитывавший своих читателей в духе любви к природе. Первая его книга на эту тему - "В краю непуганных птиц" вышла в 1905 г., затем - "Календарь природы" - (1925), "Родники Берендея (1926), "Охотничьи были" (1926), "Лесная капель" - (1946) и многие другие. В отличие от своих коллег по перу, советских писателей 20-30-х годов, Пришвин направлял своих героев не в революцию, а в природу.

М. М. Пришвин - певец красоты природы. Все его произведения проникнуты описанием чарующей природной эстетики. "Бывает ли хоть один день без красы" - пишет он о дождливой поре в Подмосковье (Гринфельд-Зингурс, 1989). Он с восторгом описывает "белую радугу", "вечный шум" леса, оленей - этих "самым нежных и грациозных существ", "красивейшую" птицу - тетерева, "прекрасные" ночные глаза птиц, "красоту" сосен... Он доказывает, что прекрасное в природе существует независимо от сознания, оно обусловлено могучей жизнедеятельностью природы. Любую природу он показывает объективной силой естества, ценной самой по себе. Когда другие советские писатели воспевали борьбу с природой, ее покорение, Пришвин призывал современников сохранять для потомков неприкосновенными заповедные места, "все родники Берендея". Он вводит категорию гармонии в природе: единства красоты и "правды истинной". Добавляя, что гений в свою очередь - "дитя красоты".

Возвышенное чувство любви к Родине становится у него связанным с отношением к природе. Чувство природы, это - "не что иное, как чувство Родины" (Гринфельд-Зингурс, 1989). "Одна из особенностей типизации природы в повествовании М. М. Пришвина - ее одухотворение", пишет современный литературовед Т.Я. Гринфельд-Зингурс (1989). Это, по ее мнению, "не совсем обычное явление в эстетике XX века". Более того, у Пришвина образ природы обладает метафорической душой, и этот пантеизм писателя не мог ни быть замечен читателем, не мог ни привлечь его. В итоге книги М. М. Пришвина, издаваемые довольно большими тиражами, сделали для природоохранного воспитания населения СССР гораздо больше, нежели сотни активистов общества охраны природы.

В 30-е годы писатель практически замолчал. Об этих черных днях в его сокровенном дневнике записано: "Сколько лучших сил было истрачено за 12 лет борьбы по охране исторических памятников, и вдруг одолел враг, и все полетело: по всей стране идет теперь уничтожение культурных ценностей памятников и живых организованных личностей" (Пришвин, 1990). Против Пришвина ополчилась "пролетарская" критика. Его высмеял критик А. Ефремин, а М. Григорьев назвал позицию писателя "асоциальной" (Ефремин, 1930; Гринфельд-Зингурс, 1989). Не поддерживал Пришвина в его "песнопениях природе" и Горький. Естественно, ни о каких публикациях того, что хотел писатель, не могло быть и речи.

Михаилу Михаиловичу пришлось пойти на компромисс, участвуя в грустноизвестной поездке советских писателей в 1933 г. на Беломоро-Балтийский канал. Позже, под воздействием обстоятельств, Пришвин принялся писать книгу "Осударева дорога" (о канале, соединяющем моря), писал ее трудно, против сердца, да так и не закончил.

Природу М. М. Пришвин охранял не только словом, но и делом. В 1928 г. в "Известиях" он опубликовал статью в защиту уникальных подмосковных озер под Загорском, в 1935 г. в той же газете требовал сохранения вековых сосен на берегу реки Вексы под Переславлем-Залессным и добился своего. В 1948 г. писатель возглавляет Оргбюро по созданию Московского отделения Всероссийского общества охраны природы, пишет статью "Охрана природы", с природоохранным докладом выступает на всероссийском слете юных туристов в январе 1948 г., в 1950 г. в журнале "Смена" поднимает вопрос об охране лесов. Однако среди пионеров охраны природы М. М. Пришвин выделялся не только как писатель или практик ее защиты.

В последнее время, в связи с началом публикации его дневников, на первое место выходит философский подход писателя к природоохране. Как философ Пришвин практически не известен нам, и только полная публикация его дневников позволит полностью оценить этого титана природоохранной мудрости. Вот, скажем, взгляд писателя на заповедные объекты: "...истребляя последние убежища диких зверей в природе, мы иссушаем источники самых глубоких мыслей человека (нельзя осушать болота, из которых берут начало великие реки, нельзя истреблять заповедные уголки природы, потому что с ними таинственно связаны самые глубокие потоки человеческой мысли" (Пришвин, 1988). 1 июля 1932 г. Пришвин записывает в своем дневнике: "Тысячу лет и больше пересыхало болото, но почему же именно пересохло при мне?" (там же). Выступая на всероссийском слете юных туристов в январе 1948 г., Михаил Михайлович первым в СССР смело связал природоохрану с патриотизмом и защитой отечества, заявив афористично: "Охранять природу - значит охранять Родину".

Умер М. М. Пришвин 16 января 1954 г.

ЛИТЕРАТУРА

01. Ефремин А., 1930. Михаил Пришвин // Красная новь, № 9-10, стр. 231-232.

02. Гринфельд-Зингурс Т.Я., 1989. Природа в художественном мире М. М. Пришвина, Саратов: изд-во Саратовского университета, 194 стр.

03. Пришвин М. М., 1928. Claudophora Sauteri (к делу охраны природы) // Известия, 8 июля.

04. Пришвин М. М., 1935. Переславские кручи // Известия, 10 мая.

05. Пришвин М. М., 1950. Лесной хозяин // Смена, № 15.

06. Пришвин М. М., 1982-1986 гг., Собрание сочинений, М.: Худ. литература, т. 1-8.

07. Пришвин М. М., 1983. Охрана природы // Собр. сочинений, М.: Худ. литература, т. 5, стр. 424-430.

08. Пришвин М. М., 1983. К выступлению на слете юных туристов 7-8 янв. 1948 г. // Собр. сочинений, М.: Худ. литература, т. 5, стр. 430-439.

09. Пришвин М. М., 1988. Охранять природу - значит охранять Родину // Сов. Россия, 16 марта.

10. Пришвин М. М., 1990. Дневник писателя, 1930 год // Октябрь, № 7, стр. 141.

11. Пришвин М. М., 1995. Дневники. 1920-1922, М.: Моск. рабочий, 332 стр.


Возврат на главную страницу