Знаменитые узники

Винцент Дунин-Марцинкевич

(1807-1884)



С сайта www.zagorodde.noka.ru

Скорее всего, после неудачи с изданием перевода "Пана Тадеуша" (1859) и трагических событий антиимперского восстания 1863-64 гг.[8], , до конца 60-х гг. Дунин-Марцинкевич не писал новых произведений. Дунин-Марцинкевич лично пострадал от правительственных репрессий: более года (с октября 1864 по декабрь 1865 г.) он находился под следствием в минской тюрьме (и это в возрасте 56 лет!), затем до конца жизни -- под почти постоянным надзором полиции (надзор был снят в 1872-74 гг. и восстановлен в 1876 г.), с запретом отлучки дальше Минска; за участие дочерей и жены в демонстрациях и пение запрещенного гимна Дунин-Марцинкевич был оштрафован (в размере 30% доходов), а дочь Камила выслана из края.


С сайта slovari.yandex.ru

ДУНИН-МАРЦИНКЕВИЧ Викентий [1807-1884] - первый крупный белорусский поэт и драматург. Р. в Бобруйском уезде, в семье мелкого дворянина-арендатора; среднее образование получил в Бобруйске, затем был два года студентом-медиком Петербургского университета; служил чиновником в разных учреждениях г. Минска; в 60-х годах приобрел небольшое имение, в к-ром и умер.

Д.-М. писал на польском и белорусском языке. Тематика Д.-М. не выходит из узкого круга лит-ого народничества первой половины XIX в. В центре его художественных зарисовок стоит белорусская деревня, ее подкрашенно-праздничный быт. Отсюда внимание Д.-М. к белорусскому фольклору; поэт красочно воспроизводит белорусские обряды (купальская ночь, дожинки, "дзяды", свадьбаи т. п.). Образы крестьян в творчестве Д.-М. мало типичны для эпохи крепостного права: крестьяне главным образом поют песни, танцуют и веселятся. Яркий представитель мелкопоместной шляхты, Д.-М. идеализирует социальные отношения эпохи крепостного хозяйства; вместо классового антагонизма он рисует приторно-слащавую идиллию, в к-рой помещикам отводится роль отзывчивых благодетелей, а крепостным крестьянам - роль покорных детей. У Д.-М. нет даже и намека на оппозицию крепостному праву; социальный вопрос он прикрывает маской дидактизма. В своих произведениях Д.-М. обнаруживает некоторые черты сентиментального мироощущения (слезливость, оптимизм на религиозной основе и т. п.). В резко отрицательных тонах он рисует только подпанков, как напр. эконом, писарь. В комедии "Залеты" дается в лице Сабковича яркий образ хищника-эксплоататора, пробившегося всякими неправдами к социальным верхам.

Формально-художественные средства Д.-М. не отличаются большим разнообразием. Его поэмы - типичные "Dorfgeschichten", где в описание быта вплетается незатейливая романтическая интрига. Пьесы Д.-М. мало сценичны; исключением является "П_нская шляхта", отличающаяся живостью диалога и удачным развертыванием комических ситуаций.

Творчество Д.-М. представляет собой продукт патриархально-усадебной культуры Белоруссии, в его время еще мало затронутой промышленным капитализмом. В этой относительной неподвижности хозяйственных форм кроются причины устойчивости крепостнического сознания Д.-М.

Библиография: На белорусском яз. написаны небольшие поэмы: Гапон [1854], Вечарн_цы [1855], Купала [1855], Шчароуск_я дажынк_ [1857]. Кроме того ему принадлежат драматические произведения: комедия-опера "Сялянка" [1846], одноактный водевиль "П_нская шляхта" [1866], комедия "Залеты" [1870]. Известен еще его перевод поэмы Мицкевича "Пан Тадеуш" [1859]. Некоторые произведения Д.-М. находятся в рукописях.


Возврат на главную страницу