Знаменитые узники

Якуб Колас

(1882-1956)



С сайта www.belarustourism.by

Творчество народного поэта Беларуси Якуба Коласа составляет целую эпоху в истории белорусской литературы. Его по праву считают основателем национальной прозы, хотя перу прозаика принадлежат и поэтические шедевры - поэма "Новая земля" и "Сымон-музыкант". Жизнь и творчество этого человека стали значительным вкладом в белорусскую культуру. Заслуга Якуба Коласа как национального писателя в том, что он открыл для развитых литератур мира белорусское письменное слово, воспел белорусский народ.

Родился Константин Михайлович Мицкевич (настоящее имя писателя) 3 ноября 1882 года на хуторе Окинчицы близ села Николаевщина Минского уезда Минской губернии (ныне Столбцовский район Минской области) в семье лесника Михаила Казимировича Мицкевича, который работал в лесничестве магната Радзивилла. Детство маленького Костуся прошло в необыкновенно красивых местах Беларуси - живописные леса, величавая река Нёман нашли в душе мальчика отзыв. Близкие сердцу родные места - "родной кут" - это хутора Окинчицы, Альбуть, Ласток, Смольня, деревня Николаевщина многократно воспетые художником слова, и по сей день сохраняют дань памяти этому человеку.

Первоначальное образование будущий писатель получил у домашнего учителя, потом было Николаевщинское народное училище, во время учёбы в котором Костусь попробовал писать стихи. Первые литературные опыты - стихотворение "Весна" и басня "Ворона и лисица" - были следствием увлечения произведениями русских литературных корифеев: Крылова, Пушкина, Лермонтова, Жуковского, Некрасова, Гоголя, Толстого.

После окончания начальной школы отец 12-летнего мальчика Михаил Казимирович, горячо поддержанный школьным учителем, решается "пустить сына в науку". В 1898 году он поступает в Несвижскую учительскую семинарию. Под воздействием талантливого учителя-словесника Федота Андреевича Кудринского собирает и записывает устное народное творчество и материалы по этнографии. В будущем эти записи лягут в основу первого белорусского романа "На ростанях".

В студенческие годы он с упоением читает произведения русских и зарубежных классиков - Толстого, Кольцова, Гоголя, Адама Мицкевича, Шевченко. Это было благодатное время для формирования Константина Мицкевича как литератора. Примерно к этому времени можно отнести и выбор литературного псевдонима. Константин Михайлович увлекался творчеством русского писателя Якубовича-Мельшина. Ему особенно нравилось стихотворение о колосе. Думая над выбором псевдонима, листая произведения этого писателя, он и решил назвать себя Якуб (ович) Колас.

После окончания учительской семинарии (1902) новоиспеченного учителя направляют для работы в сельскую местность на Полесье (деревни Люсино, Пинковичи). Это было время гражданского и политического становления личности Якуба Коласа, время революционного подъёма. Ведя среди крестьянства радикальную революционную работу и наладив тесные связи с учителями-единомышленниками, Колас стал одним из инициаторов созыва нелегального учительского съезда (1906), целью которого было присоединение к Всероссийскому союзу учителей и активное стремление к низвержению царского режима. Съезд был раскрыт полицией, а его участники приказом Совета Минской дирекции народных училищ уволены с должностей и взяты под следствие.

Потеря работы стала новым стимулом для творчества. Приняв предложение публициста А. Власова, Константин Мицкевич становится сотрудником газеты "Наша доля", где впервые помещает стихотворение "Наш родной край" под псевдонимом Якуб Колас. День 1 сентября 1906 года (по новому стилю 14 сентября) считается официальным началом профессиональной творческой деятельности Якуба Коласа.

Одним из важных жизненных этапов молодого поэта были годы, проведённые в Минской тюрьме (15.09.1908 - 15.09.1911) по обвинению в созыве учительского съезда. Несмотря на тяжёлые условия существования, он много пишет: первый сборник "Песни жалобы" вышел в то время, когда он был узником. Тогда же появляется замысел написать поэмы "Новая земля" и "Сымон-музыкант", которым впоследствии суждено будет стать визитной карточкой белоруской классической литературы.

После выхода из тюрьмы, добыв через друзей свидетельство о политической благонадёжности, на протяжении 1912-1914 г.г. Колас учительствовал в приходском училище города Пинска. Здесь же встретил будущую жену, молодую учительницу железнодорожной школы Марию Дмитриевну Каменскую. Свадьба состоялась 3 июня 1913 года.

Пинский период у Коласа был чрезвычайно плодотворным - он окончательно утвердился на белорусской литературной ниве, расширил рамки своего творчества, упорно его совершенствовал.

Активное творчество Коласа в это время было впервые замечено прогрессивной критикой. В начале ХХ века на него обратили внимание, помимо белорусских исследователей-поэтов С. Полуяна и М. Богдановича, русские критики - А. Погодин, С. Венгеров, Л. Клейнбарт, писатель М. Горький, польский поэт Ежи Янковский и др. Все они отмечали народную основу произведений, их гуманистическую направленность, приоритет национальной тематики.

В ходе Империалистической войны в сентябре 1915-го Якуб Колас был мобилизован в царскую армию. После окончания Александровского военного училища (1916, Москва) в звании прапорщика служил в запасном полку в Перми (Россия). Летом 1917-го в звании подпоручика был направлен на румынский фронт. В сентябре демобилизовался из армии по состоянию здоровья. С осени 1917 года по май 1921 работал в должности инспектора народных училищ в г. Обоянь и деревнях Курской области (Россия). Тяготы голодной жизни в эвакуации писатель разделял вместе с супругой, которая тоже работала учительницей в деревенской школе в д. Яковлевка. Позже Якуб Колас обратится к показу обстоятельств Первой мировой и гражданской войн в своих рассказах и пьесах.

По вызову правительства БССР в 1921 году Колас возвращается в Минск. Начинается активная научная и, параллельно, педагогическая деятельность поэта. Он работает в Научно-терминологической комиссии по сбору устного народного творчества Института белорусской культуры, преподаёт в Белорусском педагогическом техникуме и Белгосуниверситете белорусский язык и методику его преподавания.

В 1926 году к 20-летию творческой деятельности Якубу Коласу было присвоено звание Народного поэта Беларуси.

С открытием в 1929 году Академии Наук БССР поэт избирается её вице-президентом.

Во время Великой Отечественной войны Якуб Колас создал произведения, вошедшие в различные сборники. За стихи военного периода Коласу была присуждена Государственная премия СССР (1946), за поэму "Рыбакова хата" - вторая Государственная премия СССР (1948).

Плодотворно работал поэт и в области перевода. Им сделаны переводы "Полтавы" А. Пушкина, стихов М. Лермонтова, А. Мицкевича, Т. Шевченко, П. Тычины, Р. Тагора.

В годы Великой Отечественной войны поэт был в эвакуации вместе с другими сотрудниками Академии Наук БССР. Жил в Клязьме (под Москвой), Ташкенте (1941-1943), Москве. В декабре 1944-го возвратился в Минск.

Избирался депутатом Верховного Совета СССР и БССР, председателем Белорусского республиканского комитета защиты мира. Академик АН БССР. Член Союза писателей СССР (1934). Якуб Колас награждён 5-ю орденами Ленина, орденом Красного Знамени, Трудового Красного Знамени, а также медалями. Заслуженный деятель науки (1944).

Умер поэт 13 августа 1956 года. Похоронен на Военном кладбище города Минска.

Произведения Якуба Коласа неоднократно переводились на иностранные языки, на сценах многочисленных театров ставились пьесы по его рассказам, повестям, трилогии. Многие его произведения экранизированы. На стихи Коласа написаны многочисленные песни.

В 1959-1965 годах присуждалась литературная премия имени Я. Коласа. С 1972 г. раз в два года присуждается Государственная премия им. Якуба Коласа за лучшие прозаические произведения и литературоведческие работы. Его имя присвоено Минскому полиграфическому комбинату, Институту языковедения Национальной академии наук РБ, Витебскому драматическому театру, Центральной научной библиотеке НАН РБ и другим библиотекам. Именем Я. Коласа названы школы, площади, улицы городов и деревень Беларуси.

Памятники народному поэту установлены в Минске (на площади его имени), на родине в д. Николаевщина, в Новогрудке, в д. Плоское Толочинского района. Мемориальные доски установлены на зданиях, где он жил или работал.

В Минске работает Государственный литературно-мемориальный музей Я. Коласа, его филиалы - в Окинчицах, Смольне, Николаевщине и Альбути. Во многих населённых пунктах и школах Беларуси созданы общественные литературные музеи его имени.


Возврат на главную страницу