Защитить архитектурные памятники Беларуси

С сайта bel-project.narod.ru :

По разным закуткам Беларуси под болтовню столичной псевдопатриотической интеллигенции продолжается тихий процесс уничтожения старых зданий и прочих реликтов. В самом Минске что ни год ломают под предлогом ветхости какое-нибудь старое сооружение или "реставрируют" так, что в подлинности сохраняется только часть фасада или даже только фундамент. Люди, совершающие это, являются гнусными выродками и врагами белорусской нации. Правда, нация этого не знает и спешит любоваться новыми уродствами, сооруженными на месте доподлинных памятников архитектуры. В результате получается, что гостям показать нечего, благоговеть не перед чем, жить скучно, туристы не ездят, а великая белорусская история о которой любят поговорить возрожденцы белорусской нации, -- выдумка, не подкрепленная вещественными доказательствами. Конечно, многое уничтожено немцами и большевиками, но и после них старались и стараются еще очень многие разрушители. Что же касается новостроенных мемориалов разным жертвам, то помимо эстетического убожества, они ущербны еще и тем, что не освящены веками. Ни один нормальный белорус сам по себе не поедет ни в Хатынь, ни на Курган Славы: туда возят только официальные делегации и школьников. Даже в белорусские исторические музеи ходить неприятно, потому что там много стекла, воздуха и сувениров и мало доподлинных экспонатов.


Вопросы об архитектурном наследии Минска снова остались без ответов

Администрация президента переадресовала в Мингорисполком обращение председателя Белорусского добровольного общества охраны памятников истории и культуры Антона Астаповича по вопросу нарушения градостроительных регламентов застройки исторического центра Минска.

Об этом говорится в письме из главного государственно-правового управления Администрации президента, которое 14 июля поступило Астаповичу. Свои действия Администрация президента мотивировала тем, что обращение содержит вопросы, решение которых не относится к компетенции этого органа государственного управления.

В интервью БелаПАН Астапович сообщил, что 20 июня он направил письмо в Администрацию президента, в котором обратил внимание на нарушение основных положений указа главы государства от 14 июля 2004 года "О развитии исторического центра города Минска" и Детального плана реконструкции, реставрации, регенерации и благоустройства исторического центра Минска, согласованного с президентом страны и утвержденного Минским горисполкомом весной 2006 года.

"Нарушая положения этих документов, в том числе предельную этажность застройки, обязательное проведение комплексных научных исследований на объектах, а также предусмотренный вывод транспортных потоков за пределы исторического центра столицы, чиновники дискредитируют градостроительную политику и политику в области охраны историко-культурного наследия, проводимую государством и президентом Беларуси", - отметил Астапович.

В то же время, Минкульт переадресовал в Мингорисполком обращение Антона Астаповича относительно планов реставрации Лошицкого усадебного дома - памятника архитектуры эклектики конца XIX - начала XX веков, внесенного в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь.

В письме за подписью замминистра культуры Владимира Гридюшко, которое поступило Астаповичу 14 июля, сообщается, что обращение направлено властям столицы "для рассмотрения и ответа в границах своей компетенции с учетом информации Министерства культуры по указанному вопросу".

В интервью БелаПАН Астапович назвал ответ Минкульта "удивительным". По его словам, разработкой планов восстановления памятников архитектуры занимаются структуры Министерства культуры: управление по охране историко-культурного наследия и реставрации, а также Белорусский республиканский научно-методический совет по вопросам историко-культурного наследия. "Переадресовка нашего обращения в Мингорисполком свидетельствует о том, что Министерство культуры отказывается выполнять свои непосредственные задачи по охране историко-культурного наследия", - подчеркнул Астапович.

Он напомнил, что 13 июня обратился в Минкульт в связи с намерением властей столицы провести так называемую реставрацию усадьбы, которая будет заключаться в разрушении уникального памятника и возведении на его месте муляжа из газосиликатных блоков.

В своем письме Астапович выразил обеспокоенность запланированными работами, которые предусматривают разборку основных аутентичных конструкций памятника архитектуры и замену их новыми конструкциями из современных материалов, что является нарушением закона Республики Беларусь "Об охране историко-культурного наследия" и общепринятых международных методик. Председатель общества попросил дать пояснения по поводу перспектив реставрационно-восстановительных работ в Лошицком усадебном доме и предоставить информацию о проектировщике, заказчике, подрядной организации и наличии разрешения Министерства культуры на проведение работ на объекте, представляющем собой историко-культурную ценность.

Администрация Центрального района Минска не видит оснований для приостановления проектно-изыскательских работ по реконструкции дома № 15 на площади Свободы - памятника архитектуры XVIII века эпохи классицизма, внесенного в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь, говорится в письме, которое 14 июля получил Антон Астапович.

В письме, в частности, сообщается, что во исполнение протокола поручений президента от 30 декабря 2007 года и в соответствии с решением Мингорисполкома от 24 апреля 2008 года КУП "М?нская спадчына" разрешено проведение проектно-изыскательских работ по реконструкции и реставрации дома № 15 на площади Свободы под художественную галерею героя Беларуси Михаила Савицкого. В здании предусмотрено устройство выставочных залов общей площадью 570 квадратных метров, где будут представлены все этапы творчества народного художника Беларуси и СССР, отражена его творческая, общественная и международная деятельность. Кроме того, запланировано устройство конференц-зала, помещений для сотрудников и хранения фондов. "С учетом указанного перечня помещений проект реконструкции предусматривает сооружение пристройки к основному объему здания галереи", - отмечается в письме.

В интервью БелаПАН Астапович сообщил, что бывший особняк на площади Свободы, 15, известный как Минский городской дворец графов Пшездецких, сейчас пустует и начинает разрушаться. "Вот почему 23 июня я обратился в администрацию Центрального района столицы с просьбой о сохранении здания", - сказал председатель общества.

По его словам, запланированное возведение пристройки к зданию нарушает положения отечественного законодательства об охране памятников и международных методик, поскольку в историческом центре столицы должны сохраняться объемно-планировочная структура застройки и культурный слой земли. "Содержанием своего письма городские власти в очередной раз расписались в том, что они нарушают закон Республики Беларусь "Об охране историко-культурного наследия", - считает Астапович.

По материалам БелаПАН, 15.07.2008


С сайта help.ratz.ru :

Кляштар з прэзыдэнцкiм люксам

Больш за пятнаццаць гадоў менскiя вернiкi дамагаюцца вяртаньня адабранага яшчэ ў 1863 г. кляштара з касьцёлам Сьвятога Язэпа. Улады спасылалiся на брак сродкаў, на адсутнасьць памяшканьняў для архiву, на немагчымасьць адсяленьня вайсковае камэндатуры i г.д.

У рэдакцыю "НН" трапiў дакумэнт, распрацаваны "Менскпраектам". "Менскпраект" прадугледжвае выкарыстаць тэрыторыю i будынкi кляштару пад "гатэльны комплекс на 84 нумары (160 пражываючых) зь неабходным наборам спадарожных памяшканьняў", у тым лiку паркiнгам i басэйнам. i, як адзначаецца ў дакумэнце, старшыня Менгарвыканкаму Паўлаў рашэньнем № 1012 ад 25 траўня 2006 году выдзялiў з бюджэту на "рэканструкцыю i рэстаўрацыю помнiка XVII-XVIII ст., комплексу будынкаў № 6, 8 па вулiцы Кiрылы й Мяфода з прыстасаваньнем пад гатэльны комплекс i аб'екты гандлёваiбытавога прызначэньня з аб'ёмам капiтальных укладаньняў 1.400 млн рублёў". Праект перабудовы кляштару бэрнардынаў пад гатэль з забаўляльным цэнтрам зрабiла група на чале з Рыбнiкавым, у iм бралi ўдзел архiтэктары й iнжынэры Малаткова, Еркавiч, Балотнiкаў й Харламаў. Анi пра якае культурнаiасьветнае прызначэньне ўнiкальных помнiкаў, анi пра iх вяртаньне законным уласьнiкам - каталiцкай царкве - гаворка не вялася.

Тымчасам кiраўнiцтва Касьцёлу ў Беларусi зьвярталася да ўладаў яшчэ ў красавiку 2005 году з патрабаваньнем вярнуць храм Сьвятога Язэпа i кляштар бэрнардынцаў. Меркавалася, што архiвы пераедуць у Нацыянальную бiблiятэку. Але нi рашэньня на гэты конт, нi грошай на рамонт i пераезду архiў няма. На прыступках былога касьцёлу сьвятога Язэпа i кляштара бэрнардынцаў да сёньня моляцца парафiяне розных менскiх касьцёлаў.

Увесь квартал памiж вулiцамi Герцэна, Гандлёвай i Кiрылы й Мяфода зойме сучасны гмах з бэтону й шкла з шклянымi галерэямi i купалам пасярэдзiне. Новы пяцiпавярховiк зьнявечыць абавязковую для сакральнае архiтэктуры жорсткую герархiю аб'ёмаў: сьвятыня-кляштар-гаспадарчыя пабудовы.

У Беларусi ад XVII ст. склалася традыцыя, паводле якое будынкi калегiюмаў i кляштараў мелi сьцiплую, але рытмiчную й рэгулярную ордэрную аздобу ў выглядзе пiлястраў, лапатак i вялiкiх гзымсаў, а гаспадарчыя й дапаможныя пабудовы былi пазбаўленыя плястычнага дэкору. Дамiнантаю кляштарных ансамбляў мусiў быць галоўны фасад храму. "Менскпраект" руйнуе гэты прынцып, ствараючы чужародныя плястычныя акцэнты па пэрыметры ўсяго кварталу.

Не адпавядае традыцыйнаму прынцыпу й суцэльны фронт забудовы. Акурат "стоячымi паасобна" будынкамi славiўся стары Менск. Пра гэту санiтарную i экалягiчную выгоду з захапленьнем пiсалi падарожнiкi ў XVIIi - XIX ст.. Мяняюцца абрысы кляштарных дахаў на вальмавыя мансарды са шклопакетамi. Навабуд перакрые спрадвечны выгляд на кляштар i касьцёл з боку Сьвiслачы й Траецкай гары. Новыя будынкi сказяць ўвесь горадабудаўнiчы асяродак: рэальныя помнiкi апынаюцца ў падпарадкаваным стане, у чужым стылiстычна асяродзьдзi. Непапраўна скажаецца аўтэнтычны абрыс кварталу. Нiвэлюецца рэльеф, што цяпер мае натуральныя перапады 9,6 м.

У навамодны будынак часткова "будуць уключаныя фрагмэнты йснуючай бутавай кладкi". Вось i ўвесь клопат пра аўтэнтычныя старажытныя муры.

Праектам не прадугледжаныя рэгулы адносна матэрыялаў, таму будзе шмат зiхоткага шкла, будуць i бэтон з сылiкатам i плястыкавыя шклопакеты... Ня будзе анi дрэва, анi каменнага бруку, анi керамiчнае дахоўкi. Адно толькi "колер пакрыцьця даху iмiтуе чарапiчнае пакрыцьцё". Каб хоць фармальна "прывязацца" да ўнiкальнага гiстарычнага асяродку, праекцiроўшчыкi вырашылi "ўпрыгожыць" фасады эклектычным дэкорам. Хоць анi гэты безгустоўны дэкор, анi плястыка фасадаў ня маюць нiчога супольнага з помнiкам. Слабае веданьне традыцыяў выдае нават каляровае вырашэньне "Менскпраекту": "Фасадныя плоскасьцi пафарбаваныя ў тэракотавы, вохрыстыя колеры". Але, паводле шматлiкiх сьведчаньняў, у канцы XVIIi-пач. XIX ст. у Менску былi "зялёныя цi жоўтыя дамкi з чырвонымi дахамi, узорыстымi аканiцамi й кратаванымi агароджамi".

Затое у падземным узроўнi прадугледжаны "паркiнг на 68 машынаiмесцаў, загрузачны дэбаркадэр рэстарана; на першым паверсе знаходзяцца крамы, заля рэстарану на 50 месцаў, падсобныя памяшканьнi рэстарану, боўлiнг, бiльярд, бiзнэсiцэнтар, адзяленьне сувязi, пасаж, нiжняе фае, эскалятар, басэйн з саўнай, фiтнэс, цырульня, салярый, касмэтычны салён". Прадугледжаныя лiфты й эскалятары, адкрыты тэнiсны корт! А на пятым паверсе будзе прэзыдэнцкi люкс.

Затое нiдзе ў праектнай дакумэнтацыi я не знайшоў згадак пра археалягiчныя раскопкi, вывучэньне аўтэнтычных муроў кляштару (напрыклад, на прадмет наяўнасьцi фрэсак) - таго, без чаго падобны праект немагчыма ўявiць у цывiлiзаваным сьвеце.

Самы каштоўны аўтэнтычны помнiк Верхняга гораду, ансамбль кляштару бэрнардынаў, перастае iснаваць. На адны праектныя работы толькi летась i былi патрачаныя 1400 млн рублёў!

Гатэлi, басэйны, корты й прэзыдэнцкiя люксы патрэбныя сталiцы. Але: а) чаму iх не паставiць на iншым беразе ракi цi каля музэю ВАВ; б) навошта беспардонна хлусiць i называць зьнiшчэньне помнiкаў дзеля рэалiзацыi бiзнэсiпраектаў "рэстаўрацыяй" i "клопатам пра спадчыну"i Навошта скажаць сьвядомасьць i сваю й народуi Бо падваеньне сьвядомасьцi ў праекцiроўшчыкаў зь "Менскпраекту" вiдавочнае: у адным радку яны пiшуць: "Асноўныя пад'езды зьдзяйсьняюцца з боку вул. Кiрылы й Мяфода..., гаспадарчы - зь верху вул.Герцэна", а праз радок: "вулiцы Герцэна, Крылы й Мяфода запраектаваныя пешаходнымi".

Адзiна справядлiвым i цывiлiзаваным рашэньнем было б вярнуць сьвятыню каталiкам. Лягiчна было б адрэстаўраваны кляштар прыстасаваць акурат пад архiўiмузэй лiтаратуры й мастацтва з мастацкай галерэяй, экспазыцыйнай i чытальнай залямi.... Мела б нават сэнс закансэрваваць ўсе будынкi й рэшту муроў з мэтаю стварэньня экспрымэнтальнаiнавучальнае базы для будучых рэстаўратараў i археолягў... Але кiраўнiцтва краiны мае на гэта ўсё свой погляд. А "рэстаўратары" i "ахоўнiкi" радыя дагадзiць. Ня дзiва: за такiя грошы!

Газета "Наша нiва".


Возврат на главную страницу