Записки заурядного человеконенавистника

6. Люди, которых я ненавижу персонально.

6.1. Марлен Дитрих.

Про нее довольно часто говорят по телевизору и даже иногда иногда ее показывают. Но я никак не могу запомнить ее лицо. Я только всякий раз думаю, что, двигаясь по людной улице, я за полчаса встречаю, по крайней мере, десяток женщин, которые нравятся мне больше, чем эта странная дама. Зачем мне пялиться на изображения Марлен Дитрих, когда я могу спокойно созерцать наяву много великолепных женщин, а некоторых даже трогать? Очень вкусное не настолько отличается от вкусного, чтобы сколько-нибудь сильно стремиться именно к нему, а тут ведь даже и "оченьвкусность" довольно сомнительная, а точнее внушенная. Но мне ведь не очень-то внушишь! Эта тётка всю жизнь пыжилась, корчила из себя нечто особенное. Ни шагу по-простому, а только с расчетом произвести впечатление. Времени у нее было навалом, так что ей можно было часами работать над такими вопросами, как подбор штанов к пиджаку или размещение локонов над ухом. После того, как миф о ее особенности пустил корни в народе, целая куча мелких людей нашла выгодным доказывать, что она еще особеннее, чем о ней обычно думают. На самом же деле ее манеры могут умилить только дурака из толпы или тяжелого извращенца. Такое человеческое отродье, как эта женщина, способно сущест- вовать лишь в недрах деградирующего общества, в заботливом окружении людишек, эксплуатирующих ее образ. Выпячивать ее в качестве достопримечательности или даже в каких-то отношениях примера для подражания могут только люди, лишенные здравого смысла. Самое достойное место для подобной особы -- на страницах учебника психиатрии. Я относился бы к Марлен Дитрих с безразличием, а точнее и вовсе не обращал бы на нее внимания, если бы не эпизодические попытки вбить мне в мозги, что она -- великая личность, феномен в куль- туре и всякое такое. А кто мне нравится из женщин экрана, так это Фанни Ардан и Линда Флорентино.

6.2. Мартин Хайдеггер.

(Я несколько дней задумывался, на кого еще обрушить свой персо- нальный гнев, чтобы данный раздел не состоял из одного лишь фраг- мента про Марлен Дитрих. Ведь были, были еще известные люди, вы- зывавшие клокотание ненависти в моей груди, но что-то их фамилии не приходили мне в голову. А обрушиваться на президентов, собко- ров, ведущих развлекательных телепередач мне казалось слишком мелким для этой книги. И вот подвернулся этот...) Есть целая плеяда хайдеггероподобных авторов, но я уж как-то нацелился именно на Хайдеггера и не буду разбрасываться. Но то, что я говорю о нем, можно отнести и к этим авторам тоже, даже если они не вполне экзистенциалисты. Итак, почитаем Хайдеггера (точнее, попытаемся читать, пока отвращение не возьмет верх над любопытством и стремлением к корректности): "Бытие, раскрывая себя в сущем, уклоняется. Таким образом, просветляя его, бытие смущает сущее заблуждением. Сущее достигается в том заблуждении, в котором оно блуждает вокруг бытия, и тем самым это заблуждение, выражаясь языком князей и стихотворцев, устрояет. Оно, заблуждение, есть существенное пространство былого. В нем заблуждается существенное истори- ческого свершения, минуя тождественное бытие. Поэтому то, что исторически восходит, необходимо получает ложное толкование. Через и сквозь это ложное истолкование судьба ожидает, что будет из ее посева. Она приносит то, что она затрагивает, к возможности судного и не-судного. Доля испытывает себя на деле. Самоослепление человека соответствует самораскртию просветления бытия." ("Изречение Анаксимандра") Наверное, кто-то подумает, что этот отрывок звучит странно лишь потому, что вырван из контекста. Уверяю, что контекст пред- ставляет собой почти то же самое. Может, виноват переводчик?! Но из немецкого подлинника я, скорее всго, понял бы еще менее. А вот еще кусочек сегодняшней западной философии ("Что значит мыслить?"): "Мы попадаем в то, что называется мышлением, когда мыслим сами. Чтобы нам это удалось, мы должны быть готовы учиться мыслить. Как только мы принимаемся за этоу чение, мы сразу пони- маем, что мыслить мы не можем. Но все же человек считается, и по праву, таким существом, которое может мыслить. Ибо человек -- это существо разумное. Но разум, ratio, развертывается в мышлении. Будучи существом разумным, человек должен уметь мыслить, раз уж он хочет этого. Однако человек хочет мыслить, но не может. Пожалуй, человек своим хотением мыслить хочет слишком много, и поэтому может слишком мало. Человек может мыслить, поскольку он имеет возможность для этого. Но одна лишь эта возможность еще не гарантирует нам, что мы можем мыслить." И так далее еще на очень многих страницах. Сначала я даже подумал, что автор шутит. Как бы не так. Кстати, составитель сборника хайдеггеровской галиматьи, откуда я дернул вышеприведенные ужасные образчики, уверяет, что "Мартин Хайдеггер... остается одним из самых авторитетных философов XX века. Его идеи повлияли на судьбы не только новейшей западной философии, но и на весь спектр гуманитарных наук." Плачевное состояние, в котором пребывает человечество, нисколько не про- тиворечит этому утверждению, так что я ему довольно-таки верю.

7. Люди, которых я жалею.

7.1. Талантики.

Можно говорить о талантах, талантищах, талантиках. Во многих областях деятельности бывает очень хорошо и с талантиком. Да что я говорю: бывает даже лучше, чем с талантищем, если при своем талантике ты вдобавок не отягощен совестью и к тому же трезво оцениваешь свои возможности. Но есть области, в которых надо иметь талант как минимум. Это, скажем, литература и философия. Затесавшийся туда честный (не имитирующий) талантик выглядит жалко, даже если не высказывает каких-либо претензий, а скромно ждет, когда его похвалят, и всегда готов кому-нибудь поддакнуть. Но как жить человеку с талантиком, если этот талантик требует "самореализации" с такой невыносимой настойчивостью, как если бы он был талантищем из талантищ? Иногда есть возможность переклю- читься на родственный вид деятельности -- где дадут развернуться и с талантиком. А если такая возможность не подворачивается или ты высоковато себя оцениваешь? Жизнь проходит в каких-то ожида- ниях, мелких встреваниях, блестящих никому не нужных озарениях и мелких обидах. Ты хочешь урвать хотя бы небольшую долю внимания и похвал, но даже этого тебе обычно не достается. Ты не можешь целиком переключиться и на "простую" деятельность, потому что грызет тебя червь неудовлетворенного тщеславия или чего-то еще. Ты -- ни туда, ни сюда. Но ты уже влез по уши, а где-то даже и сжег мосты. И ведь бывает, что даже внимательному и непредвзятому посторон- нему до самого последнего момента не ясно, действительно ли ты всего лишь талантик -- или талантище, которому пока не везет. Ведь, скажем, известно же немало "писателей одной книги", которые всю жизнь кропали какую-то мелочь, но однажды вдруг по-настоящему отличились. Или еще случается, что едва ты помер, как тут же открыли твое величие. Ну, есть еще и талантики, делающие что-то, как говорится, "для себя": ни на что особенное не претендующие, но все-таки чуть-чуть высовывющиеся со своими творениями. Местами их есть за что похвалить и даже восторгнуться одной-двумя деталями, но ничего более. Этим талантикам почти хорошо, да и тебе от них не вредно, но что-то в этом всём НЕ ТО. Мне жалко даже те талантики, которые настолько славно устрои- лись, что, к примеру, тиснули по несколько книжек. Валяются потом эти бедные книжки на дальней полке, правдами и неправдами попав к вам в дом, а то и вовсе пылятся в макулатуре. Эти книжки мне тоже жалко. И жалко детишек, которые читали их вместо того, чтобы читать действительно хорошие произведения. * * * Жизнь -- это жестокий отбор. Кто-то всегда падает за борт. Но каково смотреть в глаза этому падающему, если он не мерзавец? И каково падать самому? А ведь бывает даже, что если не подтолкнешь соседа, то наверняка свалишься сам. Может, у кого-то есть идея того, как устроить общество, чтобы никто в нем не падал за борт? У меня ее нет. Зато есть страшная мысль, что чем меньше людей упадет, тем в среднем хуже будет сохранившийся контингент. Каждый год голуби устраивают гнезда. Каждый год там появляются два-три умилительных птенца. До следующей весны доживает из пяти один в лучшем случае. У людей -- то же самое, только в сглаженном виде. Страдание и смерть -- страшная суть жизни. Но не вся. А кто на ней сосредоточивается, тот, наверное, сходит с ума, а, может, даже превращается в чудовище. Уйти от этой угнетающей сути помогала вера в загробное существование, только где она сейчас? У тебя сегодня слишком хорошее настроение? Ты не знаешь, как вернуть себя к норме? Да загляни в глаза кому-нибудь падающему. А потом его, может быть, подтолкни. Но если хочешь украсить себя добрым делом, то прыгни вместо него. Впрочем, разве всякий падающий сознает происходящее? Видит в этом всю драму жизни? О, как бы не так! Скорее всего, он просто считает, что есть на свете один хороший человек, не хуже других, -- он сам -- которому иногда не везет. * * * Талантик обычно воображает себя талантом. Талантищем -- нет: это уже для сумасшедших. А если он не переоценивает своего уровня, то придумывает своим творческим усилиям и вообще сущест- вованию талантиков какое-нибудь необидное оправдание. Что любопытно, так это то, почему все-таки некоторым людям неймется. Ведь подавляющее же большинство самоутверждается прос- тыми доступными способами: скажем, купил себе машину подороже -- и ты уже почти состоявшийся человек. А если хочешь быть совсем особенным, так выкрась волосы в какой-нибудь редкий цвет. А то и в два цвета сразу. А то и в три. Кстати, за образцами для иссле- дования неуёмных ходить ведь далеко не надо: точно такой беспо- койный червяк шевелится во мне самом. "Червяк" -- это, конечно, фигуральное выражение. Может, дело в гормонах. Или в каком-нибудь неуловимом вирусе. Или психический сбой ("заскок") случается -- из-за чтения неправильных книжек. И в результате не сидится спокойно в уже довольно благоустроенной "ячейке", а всё хочется чего-то совсем особенного. Может, когда-нибудь от этого будут лечить. * * * Иногда я и сам представляюсь себе всего лишь человеком с талан- тиком. Но чтобы однажды убедиться в том, что у тебя всего лишь талантик, надо верить, что у тебя талант -- или даже талантище -- и бороться.

7.2. Занятые духовными исканиями.

Как правило, наклонность к духовным исканиям проявляется еще в юности, поэтому "искатели" обычно выбирают себе профессию, которая не обеспечивает простого верного заработка, дающего возможность существовать сравнительно безбедно. Соответственно они потом в лучшем случае устраиваются преподавателями, в худшем паразитируют на своих престарелых родителях и "протестуют". К работе, предполагающей дисциплину, длительное узконаправленное мозговое напряжение и ответственность, они совершенно не склонны. Они почитывают, покуривают, общаются, время от времени высовы- ваются с какими-нибудь абсурдными инициативами. Если они от природы агрессивны, то подаются в либеральные экст- ремисты, если же спокойны, то остаются милыми никчемными людьми, при случае проникновенно рассуждающими о Боге, литературе, XIX веке или даже интеллигенции. Иногда от них слышишь вроде бы недурственные вещи (обычно пересказы чужих мнений) и всякий раз как честный человек мучаешь- ся вопросом, куда бы этих ребят пристроить. А никуда. Я ничего против них не имею, если они кормятся каким-нибудь честным делом, пусть и не очень сложным, -- лишь бы не мутили воды -- но ведь некоторым из них слишком сильно хочется хоть как-нибудь самореализоваться, а то и вовсе стать ФИГУРАМИ. * * * О, я вовсе не считаю духовные искания делом порочным в принци- пе. Более того, я испытываю подозрение к людям, которые уверены, что давно уже всё нужное себе нашли, и совсем не мучаются сомнениями. Но я не вижу пользы от тех личностей, которые то ли не имеют сколько-нибудь четкого представления о том, что же им нужно, то ли боятся впериться во что-то конкретное, поскольку испытывают смутный страх перед практикой.

7.3. Плюхающиеся перед иконами.

Им обязательно надо перед кем-то благоговеть. Эта потребность у них настолько сильная, что всегда находит себе выход. Первой их жертвой обычно становится Христос. Но на сильно любящие натуры его одного иногда не хватает, и они тянут в свой иконостас кого-нибудь еще. И потом уже -- не трожь, а то глаза тебе выцарапают. Естественно, что у вставленного в иконостас человечка любой порок -- уже не порок, а непонятое достоинство, так что критико- вать бесполезно: на всякое твое возражение найдутся два-три веских контрвозражения, а если ты их все-таки опровергнешь, то отыщется еще штук пять. Что до меня, то я настолько уверен в ущербности всего сущего, что выискивать у кого-то недостатки мне обычно совсем неинтерес- но: я знаю, что непременно их найду -- и, может быть, даже в немалом количестве. Отсюда и моя снисходительность к людям, и мое стремление иметь с ними поменьше общих дел. Если же я все-таки кого-то грызу за его пороки, то лишь по необходимости или из желания получить удовольствие от конфликта. Можно ли жить без иконостаса? Да как же нет, если я доказываю возможность этого собственным примером?! А ведь я отнюдь не герой и не способен на длительное напряжение сил! О, я вовсе не отри- цаю, что люди бывают получше и похуже, и что выгоднее иметь дело с теми, кто получше, и что иногда даже можно осторожно брать с них пример, но я совершенно против того, чтобы какие-то пороки объявлялись достоинствами и как бы рекомендовались к широкому распространению единственно потому, что были свойственны лич- ности, попавшей у кого-то каким-то образом в "святые". К иконостасу обычно прилагается набор "чертей" -- "плохих", символов зла, у которых замечаются единственно недостатки, а достоинства перетолковываются так, что начинают выглядеть даже страшнее, чем их действительные пороки. Этим путем удовлетворя- ется нормальная человеческая потребность в ненависти. Сами "плюхающиеся", конечно, отрицают указанную суть своего душевного устройства, так ведь я и не утверждаю, что они целиком соответствуют этой схеме. Они всего лишь сильно к ней тяготеют. Несомненно, человек не исчерпывается одной простенькой схемой (их у него не один десяток), но у "плюхающихся" эта их "плюха- тельная" особенность как-то уж очень выпирает.

7.4. Подавляющие в себе звериное.

Они говорят об этом с гордостью: я всю жизнь подавлял в себе зверя. По их мнению, злоба, агрессия, жестокость в людях -- это от зверей. Наследие, так сказать. Рудименты. Звери -- это как бы существа низшие, с большими недостатками, а люди -- существа высшие, избавляющиеся от звериных недостатков. Чем меньше в тебе звериного, тем больше ты человек -- и тем ты, конечно, лучше. Ну что можно на это ответить? Во-первых, высокомерное отношение к животным (точнее, к ДРУГИМ животным) -- это глупо. "Антропоцентризм" и примитивен, и губите- лен. Другие животные здоровее и гармоничнее людей и живут более правильной жизнью. Интеллект -- это по объему функций даже у человеков довольно малая часть психики и совсем ничтожная часть огранизма в целом. К большинству жизненно важных процессов в организме он не имеет непосредственного отношения. Преимущество в естественном отборе, даваемое интеллектом, очень сомнительно, поскольку в настоящее время из-за этого якобы преимущества био- сфере грозит глобальная экологическая катастрофа, от которой пострадают в наибольшей степени как раз люди. Во-вторых, избавление от звериного наследия -- это тоже глупо. В зверином наследиии нет ничего плохого, если оно проявляется уместно. Плохим оно оказывается при неуместных, извращенных про- явлениях, а извращать -- это преимущественно человеческая черта. Человек -- самый большой извращенец в природе. А еще человек очень похож на "ошибку эволюции", а может, как раз ею и является. Совокупность звериных инстинктов человека образует некоторую систему, и изъятие из нее отдельных компонентов означает наруше- ние функциональной полноты, то есть уродство, грозящее значитель- ными издержками. Для сохранения жизнеспособности изуродованного таким образом существа надо придумывать какие-то "костыли", компенсирующие отсутствующий инстинкт. Ну далось вам это противопоставление человеческого звериному! Эту идеологему невозможно назвать даже слабой, поскольку на самом деле она и вовсе чушь. Ну попробуйте составить список "звериного в человеке" и "чисто человеческого"! Вы же сами ужаснетесь тому, какие мерзости окажутся в "чисто человеческом" списке и какие замечательные качества попадут в легкомысленно отвергаемый вами список "человекозвериный"! Туда попадут и отвага, и самоотверженность, и любовь к своим детям, и снисходительность к слабому, и многое другое. Особенно беспокоит меня, когда принцип избавления от "звери- ного" кладут в основу программы исправления общества. Несчаст- ные! Это же действие с точностью до наоборот! Исправление общества должно идти путем отказа от кое-чего специфически чело- веческого, путем возвращения к "звериному" -- простому, естест- венному, целесообразному, проверенному миллионами лет. О, этот пафос человекосозидания! О, этот праведный очиститель- ный порыв! Но друзья мои! Большей частью тех дряных качеств, что в вас есть, вы обязаны своему стремлению отличиться от других животных. В масштабе миллионов (и даже всего лишь тысяч) лет нынешние "победы" человечества -- ничто, поскольку "еще не вечер": их итог еще не подведен, их последствия еще не показали себя. У меня, между прочим, появилась идея двинуть в массы следующий прекрасный лозунг: С П А С А Й Л Ю Д Е Й О Т Ч Е Л О В Е К О Л Ю Б О В ! Заодно спасешь и всю остальную биосферу. Любители человечности -- хуже любителей человечины. Последние как раз бывают очень полезны -- конечно, при условии, что сосредоточиваются главным образом на любителях человечности. Не надо перекладывать с больной головы на здоровую: не надо валить собственную вину на дальних родственников из леса. Эти бедные, замученные, забитые родственники глядят из-за последних деревьев с ужасом на деяния рук человеческих. Надо быть закончен- ными подлецами, чтобы их же в этих деяниях и обвинять. Кажется, самый большой ужас, который вы списываете на звериное, это войны. Так вот, причиной ваших войн является не столько ваша потребность в агрессии, сколько ваше стремление приобрести побольше имущества и стремление кого-то поработить, а это есть две почти исключительно человеческие особенности. Животные тоже дерутся и убивают, но по необходимости, а люди -- из-за блажи. Животные от своих побед становятся еще здоровее, а люди -- еще извращеннее. И животные знают меру в убийствах и драках, а люди не знают меры. Сверхчеловек -- это не тот, кто покончил со звериным в себе, а тот, кто освободил в себе здравое звериное от навязываемых обществом извращений и сумел гармонично соединить звериные достоинства с достоинствами интеллекта, то есть не впал ни в какую порочную крайность. Здравствуй, прекрасный человек-зверь! * * * Кстати, манера противопоставлять людей прочим живым существам свойственна не всякой культуре. У древних египтян боги были со звериными головами. Древние германцы поклонялись медведю, волку и вепрю и стремились уподобиться им в бою. У индуистов душа человека может переселяться после его смерти в животных и наоборот.

Возврат в оглавление