Записки заурядного человеконенавистника

15. Приложение 2: Из переписки с друзьями.

(С некоторыми людьми я переписывался под прозвищем "Задира". Поскольку оно давало мне иногда приятные поводы для зубоскаль- ства, я решил сохранить его и здесь. Мой любимый оппонент звался, в свою очередь, Уорвиком. В других местах он фигурирует у меня как некто М. Помимо Уорвика, я общался и с некоторыми другими лю- бителями поспорить. Это были, как правило, случайные собеседники, не имевшие понятия о том, какое-то мизантропическое чудовище эксплуатировало их в своих гнусных творческих целях. Я к ним всем испытываю чувство благодарности.) 08.02.2003: Время подлецов. Один подлец, которого какие-то умники сообразили назначить послом в Японии, совершил в очередной раз предательство -- возжаждал сбежать в США, да не получилось. В американском посольстве ему наверняка сказали: сдались нам такие диссиденты на нашу шею! Для начала помути-ка ты воду у себя на родине. А то нашелся тут, тихий инакомыслящий, подпольщик сраный! Между тем, другие подлецы всерьез обсуждают, насколько он повысил благодаря этому свой шанс стать президентом и какой он вообще образованный и не лишенный достоинств человек. Совесть -- химера. Сейчас очередной казус. Известный оппозиционер, призывавший к бескомпромиссной борьбе с всенародноизбранным и готовившийся чуть ли не собственнозубно рвать его на части, спокойно устраивается работать ведущим телепрограммы на президентское телевидение. Страна моральных уродов. Уроды те, кто его туда взял. Урод он -- поскольку туда пошел. Урод на уроде. Может, он воображает себя Штирлицем? Этакий публичный непотопляемый Максим Исаев, которого бестолочь Мюллер никак не может припереть к стенке, несмотря на открытое ношение тем буденновки, именного нагана от Ворошилова и звезды Героя Советского Союза на правом борте эсэсовского кителя. Родина моя, ты сошла с ума. 11.02.2003: Уорвику. Это всё у меня от зависти, дорогой. От зависти. Ведь я со своей глуповатой физиономией, со своим скудным образованием, со своим махровым скепсисом даже не рискну соваться куда бы то ни было. А если бы и рискнул, то всё равно ничего не вышло бы. А Вам навер- няка и соваться даже не надо: вас за руки тянут. Сижу вот, тоскую по востребованности, размышляю о перипетиях. Погрызу кого-нибудь -- легчает. Но не надолго. Надо снова грызть. Но кого?! Грызть давно погрызенных другими -- пожеванных, прослюнявленных -- нет никакого удовольствия. Грызть негрызябельных -- не поймут. А то и в драку полезут: никакой ведь культуры у людей. * * * Телевизионный канал Ваш -- коммерческий только формально. На самом деле это канал всенародноизбранного. Частные капиталы там -- не тех частников. Работать сегодня на телевидении -- тем более на коммерческом -- это значит сильно грешить. Чем лучше получится Ваша передача, тем эффектнее пойдет вредная пропаганда по каналу в целом, когда для всенародноизбранного настанет "время Ч". К тому же, чтобы "держать рейтинг", Вам придется толкать всякую похабщину, которую не сможет компенсировать присутствие отдельных толковых тем. * * * О ваших любимых телеведущих. Швыдкой -- чудовище: тонкий деструктор (может, вы понимаете, что я имею в виду). Познер -- немногим лучше. Мое мнение: честный человек не может быть на виду в нынешнем телевидении. Если он честный, его честностью будут там подпирать и маскировать чью-то нечестность. А это УЖЕ с его стороны было бы нечестно. * * * Что касается Вашего предложения поучаствовать в Вашей телепере- даче -- спасибо. Но такой, какой есть, я не впишусь в коллектив, а сильно приспосабливаться нет острой денежной необходимости. * * * Как можно легко догадаться, никакого жидо-масонского заговора изначально не было. Его выдумали антисемиты. И сфабриковали известную книжку "Протоколы сионских мудрецов". Сильная получи- лась книжка -- хоть и не евреями написанная. Теперь жидо-масоны водят пальчиками по строчкам этих "Протоколов" и пункт за пунктом реализуют изложенные там зловещие планы. Аналогично антисемитам мы в настоящий момент имеем блестящую и редкую возможность сочинить жидо-уорвикский заговор против всенародно- избранного, против белорусского народа, против Русского Мира вообще. Концепция заговора такова. Сначала надо "раскрутить" Уорвика на телевидении. Потом Уорвик, став неимоверно популярным, без труда пролезет в парламент. Когда случатся президентские выборы, этот яркий общеизвестный деятель выдвинет свою дражайшую кандидатуру от объединенных либерально-педерастических сил. Только кретины могут сомневаться в его победе. Далее настанет эпоха Уорвика. Короткая, но яркая. Яркая, но короткая. По тому что после всеобщего развала придет к власти уже Задира -- с ему подобными негодяями, любящими черный цвет и строевую подготовку. Они разметут жидкую толпу всяких отсидевших за компьютерами свои лучшие части тела -- узкогрудых, прокуренных, с серьгами в ушах, защитников общечеловеческих ценностей. Я уже мысленно вижу четкие черные колонны, марширующие по главной улице Минска -- бывшей Захарьевской, потом Сталинскому-Гитлеровскому-Ленинскому-Скорины проспекту, срочно и окончательно переименованному в проспект Задиры. Впереди сам Задира на белой лошади. Лошадь слегка нервничает и громко портит воздух, но в целом держится неплохо. Задира и вовсе великолепен. Ликующий народ на тротуарах скандирует "На-ци-я! На-ци-я! За-ди-ра!". Но ведь вы же не этого хотите, сограждане?! * * * Ладно, Уорвик. Я Вас уже почти простил. Может, Вы поступили не так уж и плохо. Я отходчивый. Житуха и в самом деле очень сложная штука. Совершенно чистым быть невозможно. Да и не нужно. Я и сам не чист. Пробуйте. Почему-то даже захотелось пожелать Вам успеха. Вот Вам идея: по каждой передаче (может, даже до того, как она состоится) открывайте в интернете дискуссию с примерно таким стандартно начинающимся названием ">>> ВЫБОР: ...". И кстати, Вы хоть улыбайтесь в камеру-то, Уорвик! А то у Вас там такой вид, как будто я уже где-то рядом. Но всё же теперь -- чуть что -- всенародноизбранный будет заявлять: какая падла тут вякала, что нет свободы слова на моем телевидении?!! Еще раз спасибо за приглашение на Ваше шоу. Не знаю, насколько искреннее это приглашение, а мое "спасибо" искреннее. Но мне в самом деле нет смысла туда переться: я не думаю, что после моего появления на экране мне начнут названивать журналисты, а издатели станут предлагать свои услуги; что меня назначат не меньше чем сенатором, а может, даже председателем Гостелерадио. Или что куча моих обнаружившихся единомышленников будет искать контакта со мною, чтобы вместе организовать какую-нибудь радикальную партию. Для здешней публики я слишком особенный. А если так, какой мне резон суетиться? За 20$ (или сколько у вас там платят за "сеанс") лезть из кожи вон и нервничать перед телекамерой к вящей славе Вашей особы? А еще развлекать быдло, щелкающее кнопками переключения каналов. И конечно, воображать себе при этом, что сеешь разумное, доброе, вечное! Да и нет у меня куража, чтобы выпендриваться на публике. К тому же, можно легко превратиться в посмешище. Вот поджечь что-нибудь изподтишка или ножиком кого пырнуть в темном подъезде -- это я еще, может быть, потяну. Ну, статейку могу ехидную накропать под настроение. Наверное, это мой "потолок". * * * Мой прогноз: Вы продержитесь на телевидении полгода максимум. К исходу этого срока Вы рассоритесь со своим новым начальством, а публике приедитесь своим аполитичным мелкотемьем. Лично я никаких Познеров, Швыдких, Шустеров и прочих talk show men не смотрю вовсе. Причина -- всего лишь отвращение к болтовне. Но для Вас я, может быть, стану делать иногда короткие исключения: хотя бы из любопытства к судьбе вышеупомянутого прогноза. 12.02.2003: С другой стороны, чем уорвиковская деятельность на телевидении хуже, к примеру, моего активничания на "форумах" в интернете? В первом случае -- попытка сделать хорошую передачу на деструктив- ном телевидении, во втором -- попытка обмениваться нормальными идеями на деструктивном "портале". (Попробуем на время отодвинуть грызучее подозрение, что человек типа Уровика не может сделать хорошую телепередачу В ПРИНЦИПЕ, потому что, будучи абсурдистом- -либералом-западником, обязательно сорвется где-нибудь на вредную чушь: а вдруг все-таки СМОЖЕТ? Случайно или вследствие какого-то духовного прозрения.) Если я -- такой особенный и антидеструктив- ный -- вылезаю на каком-нибудь "форуме", то владелец соответст- вующего "портала", запачканного всякой разлагающей чушью, приобретает в чьих-то глазах репутацию человека терпимого и политически нейтрального (каковым вряд ли является), а наивная молодежь, льнущая к "порталу", чтобы знакомиться там с моими глубокими рассуждениями о разной чепухе, цепляет заодно интеллектуальную заразу, разбросанную по "порталу" тут и там и замаскированную под невинные вещи. И еще одно соображение. Допустим, Уровик неисправимо плох, и передача его в целом заведомо плоха. Но ведь из этого еще не следует, что ее невозможно использовать в благих целях, с благими результатами. Идея: отнестись к Уорвику как к манипулируемому субъекту; как к ресурсу, а не личности. Пусть даже и для того, чтобы уменьшить вредное действие его передачи. 13.02.2003: Достоинством уорвиковой телепередачи является то, что он не очень высовывается в эфир со своим абсурдистским мировоззрением. Его вредная суть проявляется в основном в выборе тем и участни- ков. Со временем стремление удержаться на плаву принудит Уорвика "заострить" передачу. Есть два способа сделать это: 1) обсуждение всякой "патологии" (дебилов, извращенцев, наркоманов, психов, проституток, уродов, насильников и т. п.) -- стравливание борцов за "свободу" и "человечность" с борцами против этой "патологии"; 2) обсуждение политики, насколько это позволяет конъюнктура. В первом случае будет просто впрыскивание помоев в мозги согражда- нам. Во втором случае, может быть, кому-то удастся позаниматься посредством уорвиковой передачи замаскированной рекламой правильных общественных движений, а также пропагандой некоторых очень здравых, но несколько спорных идей. Но насколько эта передача будет общественно полезной в этом отношении, настолько же сильным будет у власть имущих желание ее ликвидировать. А уйти Уорвик постарается со скандалом: предложит какую-нибудь страшную тему, скажем, "Харизма и сумасшествие", а когда начальство упрется, он устроит ему патетическую сцену, может быть, даже демонстративно порвет контракт и отматерит, а потом в оппозиционной газете будет поведывать миру о своей неудавшейся рыцарской попытке сдвинуть общество с мертвой точки, о косности окопавшихся на TV негодяев, о трусости, близорукости, мелочности, завистливости, бездарности и полной непригодности к чему-либо практическому всяких Задир. Кстати, технологический совет Уорвику: на записи передачи дер- жать в качестве зрителей предполагаемых активных участников следующей передачи -- чтобы они привыкли к телекамере и прочему. 17.02.2003: Глянул краем глаза передачу Уорвика. Дорогой, но ведь это действительно убожество. Ни дискуссии, ни зрелища. Ведущий должен держаться как истероидный психопат, а не как шизоидный. На Вашем лице было большими буквами написано: "Позор! Позор! Скоро выгонят!" Отчетливо видно, что это далеко не прямой эфир. Реплики состыкованы кое-как. Участники по-белорусски сдержаны, а попросту серы, несмотря на звания. Публика не завелась -- да, наверное, и не способна была завестись. Дело явно идет к закрытию лавочки. А жаль. Какой смысл обвинять Уорвика в том, что он не привел в теле- студию голодных учителей, горящих желанием публично разоблачить гнусную политику государства в отношении школы? Аналогично любого из обвинителей можно встречно обвинить в том, что он занимается болтовней, тогда как честнее было бы обвязаться гранатами и броситься под автомобиль всенародноизбранного. А подбор участников телепередачи -- это действительно очень трудное дело: желающих много, но у одних дикция не приведи Господь, у других психика явно не в порядке, третьи рожей не вышли, четвертые не могут сказать что-либо путное по существу рассматриваемого вопроса, пятые и вовсе дураки сверх меры. "Голая правда" -- на телевидении вещь редкая: отобранная, отредактиро- ванная, откомментированная, вкрапленная в нужный контекст. И это не всегда плохо, потому что люди хотят идеала, красивой занимательной сказки, а дерьмо они видят вокруг без всякого телевидения. Уорвик имеет шанс сделать что-то хорошее в рамках открывшихся у него телевизионных возможностей. Что-то настолько хорошее, что оно перевесит сопутствующий неизбежный вред. Но сможет ли этот человек вырулить в данной ситуации? Ой, я такой пессимист! А пробовать помочь ему нет смысла, потому что он непоколебимо уверен в своих выдающихся способностях, а среди прочего, в особой открываемости истин для него одного. Кроме того, у меня есть поприще повыгоднее, а самое главное -- я из другого лагеря. 18.02.2003: И кстати, Уорвик, помните ли Вы невысокого человека в черном, со свирепым выражением лица, который недели три назад разглядывал Вас на станции метро "Октябрьская"? Это ж был я, Задира Великолепный -- угрюмо обозревающий окрестности в поисках жертвы, в которую можно было бы немедленно вцепиться бульдожьей хваткой старого бретёра. Я, конечно, набросился бы на Вас, да не был уверен, что распознал правильно: ведь я столько лет не имел счастья лицезреть Вас! Теперь мне достаточно лишь включать в определенные моменты телевизор. 25.02.2003: Уорвик верен себе. Притащил в телестудию какого-то искусствен- ного белоруса, который даже не знает, что в белорусском языке нет мягкого "ч", говорит "эта" вместо "гэта" и вообще является литературным пачкуном, которого давно пора наказать за вред, который он причиняет русской словесности, белорусской словес- ности, человечеству вообще. У этого пачкуна, впрочем, есть талантик, как сказал Достоевский в "Бесах" про одного своего героя, но от этого талантика получается одна только мерзость. Двигайте в эфир подобных деятелей, Уорвик, ширьте их известность, вбивайте гвоздики в гроб белорусского возрождения. Когда-нибудь мы повесим вас всех вместе. Фигурально, конечно. А мысленно я повесил Вас уже сегодня утром. И ведь в который раз! 27.02.2003: Старые девы и отчасти матери-одиночки -- порождение следующих факторов: 1) повышенных требований к мужчине при собственных невыдающихся качествах; 2) неважных жилищных и вообще материаль- ных условиях, непривлекательности родственников; 3) слабости или неправильной ориентации полового влечения; 4) недостаточного ума, не дающего возможности осознать и хотя бы частично преодолеть факторы 1, 2, 3. Ко времени, когда женщина становится несколько умнее и сговорчивее, обнаруживается, что она уже старовата для деторождения, и здравомыслящий мужчина не хочет с нею рисковать. Кроме того, у нее в анамнезе числится некоторое количество не- удачных матримониальных попыток, заходивших далеко, а нормальный мужчина не приемлет такой ситуации инстинктивно. В обществе идет естественный отбор, и кто-то оказывается за бортом. Конечно, нередко из-за неблагоприятных случайностей, страдают и вполне ценные женщины. Но мне их не очень жаль: они-то не очень меня жалели, когда я неделями мучился без их снисходительного внима- ния. К тому же я и сам если не за бортом, то уж очень близко от него: если не в упомянутом отношении, то в другом. Я устало машу затупленной абордажной саблей, пытаясь пробиться уже даже не на капитанский мостик, а хотя бы в теплый вонючий трюм. Я чуть выше, чем Дени де Вито; чуть плотнее, чем Пол Ньюмэн; чуть симпатичнее, чем Евгений Леонов. Мой возраст -- как у Карлсона, который живет на крыше. Характером я -- вылитый Ален Делон, только не пью двойной бурбон и плохо говорю по-французски. Я даже немного поэт -- почти как Пушкин -- но сволочная публика не интересуется моими стихами. Моя душа тянется к светлому и рвется, можно сказать, ввысь, а вокруг сплошная серятина. Я часто бываю весел, а изредка даже слегка навеселе, но, говорят, мои шутки -- злые. Но давайте не будем слушать злые языки. Мои доходы позволяют мне снимать квартиру для любовницы, но моя скупость мне этого не позволяет. Я мог бы разок свозить любовницу в Париж, но ведь жена тогда тоже захочет! Я утончен и занудлив и обожаю мыть руки перед едой. Я влюбчив, но женщины шарахаются от меня, как от сифилитика. Какого члена им надо -- не знаю. Как могут они отказываться от моего, если они его даже не видели, -- не могу понять. Но я смутно догадываюсь, что любить меня затруднительно: я ведь и сам отношусь к себе хорошо далеко не каждый день. Я не знаю, какие ужасные вещи читают обо мне женщины на моем вроде бы заурядном лице. Они -- существа довольно иррациональные и не всегда могут выразить словами то, что у них в голове. Но, может быть, я и сам бы от себя шарахнулся, если бы удалось посмотреть на себя глазами типичной женщины. Так ведь есть же и извращенки -- которым чем хуже, тем лучше! Приди ко мне, о дорогая, и расскажи мне, чем я особенно плох. А потом я поцелую тебя, куда захочешь. 27.02.2003: Я думаю, что чем хуже будут идти дела в белорусском обществе в ближайшее время, тем скорее у нас появится какой-нибудь новый всенародноизбранный. Поэтому если от телевизионных потуг Уорвика есть польза для страны уже сейчас, то он работает на продление политического маразма. А если от его работы сейчас больше вреда, чем пользы, то кто же тот выдающийся подрывник, который так ловко использует его против власти? Вообще, если признать нынешнюю власть безнадежно плохой, то в настоящее время надо считать уместными лишь те практические инициативы, от которых экономи- ческое и всякое прочее положение белорусского народа становится только хуже. Надо позволять двигаться вперед всяким бездарям, имитаторам, путаникам, подлецам, ворам, трусам, взяточникам; радоваться всякому назначению косноязычного плебея на высокую должность. Надо дать им всем возможность беспрепятственно обо- сраться всеми теми способами, какими они хотят. Параллельно надо ковать идеологию победы, а также ширить и дисциплинировать ряды активистов. Когда же полное обсирание, наконец, случится, и изго- лодавшийся отчаявшийся народ начнет устраивать самочинные разби- рательства, вот тут-то у массы и появится спрос на новых лидеров: ярких, по-новому капающих на мозги, не скомпрометированных жалкими попытками уживания со старой властью. 03.03.2003: Нравственные письма Уорвику. Продолжение. Дорогой Уорвик! По Вашему замечанию насчет "васисуалистых революционеров" я вижу, что Вы не оставили дурной привычки заниматься провокациями -- несмотря на свое тесное сотрудничество с "режимом" в настоя- щее время. У некоторых эти самые провокации, знаете ли, ну очень тонко получаются: здесь поговорят о чести, там -- о совести; тру- сость ругнут; посетуют на обилие ничтожеств вокруг. Я, конечно, тоже не против, чтобы какие-то нужные мне дела делались без моего непосредственного участия: мои зубы будут целее, да и с дивана слезать лень. Но я хотя бы не подбиваю на такие дела других и всегда напоминаю, что надо быть осторожными и идти вперед широким, но плотным фронтом -- плечо к плечу. Попробуйте, наконец, догадаться, что в отличие от либеральных демократов, ищущих случая получить от "режима" не очень сильно по морде, чтобы смыться на Запад в качестве политических беженцев, на гарантированный паек, я и мне подобные большой удали себе позволить не можем: на Западе нас не ждут (как и ни в каком другом месте, кроме тюрьмы), и потому мы вынуждены взвешивать каждое свое слово и считать каждый свой зуб. Кстати, интересно получается: в отличие от Вас, я никогда в принципе не отказывался от сотрудничества с "режимом" (на опреде- ленных, конечно, условиях: "режим" этот -- почти такое же говно, как и другие, так что нет смысла привередничать), а сотрудничать выпало почему-то Вам -- бескомпромиссному и яростному борцу с ним. Но это, наверное, единственно потому, что Ваши способности блестящи и признаются даже Вашими врагами; я же в части искры божьей, по мнению "лучших людей" этой несчастной полунации, блекл и немощен (как известно, сермяжные интеллектуалы "от сохи" хорошо разбираются во всяких талантах), а что касается честности -- насколько таковая у меня имеется -- то это по нынешним временам довольно большой недостаток (иногда даже решающий). Думаю, мне все-таки не следует желать Вам успеха на Вашем телевизионном поприще -- несмотря на мои теплейшие чувства к Вам. Потому что чем хуже, тем лучше. По крайней мере, так мне сейчас представляется. Но если Вам просто было нечего есть, я готов принять Ваш голод в качестве несколько смягчающего обстоятельства и при случае убить Вас не сразу, а постепенно. С революционным приветом, искренний почитатель Вашего растра- ченного на ерунду таланта, Задира Васисуальевич Злобный, эсквайр. 04.03.2003: Здравствуйте, любезный Уорвик! Я говорю вам "здравствуйте", потому что очень боюсь остаться один-одинешенек в этом мрачном мире шустрых серостей. Кроме того, у меня иногда возникает желание застрелить Вас собственноручно, когда придет пора, и мне бы не хотелось, чтобы какой-нибудь зеленый придурок меня в этом деле опередил. Ваша последняя телепередача по поводу женской красоты -- точное попадание в цель. Она умилила всех Ваших поклонников, а меня -- в особенности. Да что я -- даже моя супруга кричала: "Не смей выключать телевизор!" Но я все-таки выключил: у супруги и собственной дурости хватает. Уверяю Вас: Вы встали на верный путь. Вы, можно сказать, попали на золотую жилу. Отныне всё быдло -- Ваше. Все эти любители прикалываться, все сосальщики пива, вся либерально-лавочная мордастая шваль с мобильниками, всё это жлобьё. Ведь в запасе еще куча захватывающих тем, малотоптанных в здешних местах: теща, адюльтер, альфонсы, однополый брак, шведский брак, неравный брак, брак женщины с гомиком, проституция, подростковый секс, секс среди сумасшедших, секс с иностранцами, секс по телефону, секс платонический, секс с самим собой, геронтофилия, педофилия и т. п. Смею робко надеяться, что хотя бы до скотоложества не дойдет. (Кроме того, у меня зреет смутное подозрение, что Вы кончите жизнь сутенером или сексуальным маньяком -- и тогда я уже не смогу говорить Вам "любезный" и "дорогой".) Это блестящее созвездие дискуссионных тем можно растянуть на год, а то и больше, ведь пошлость неисчерпаема. Правда, тогда рухнет мой прогноз насчет того, что Вы продержитесь на TV не больше шести месяцев. Ну и чёрт с ним! Я за Вас только порадуюсь: в этой вонючей стране скоро каждая собака будет знать Уорвика в лицо, а значит, сбудется мечта идиота (Ваша, а не моя). И тогда резко повысится возможность реализации моего второго прогноза -- насчет того, что Вы станете вторым президентом, а я третьим. Хотя как считать: нынешний всенародноизбранный -- в настоящее время по существу уже второй с половиной (единый в первом, втором и втором с половиной лицах -- поскольку избран во второй раз, а до этого еще чуть-чуть прибавил себе срока), так что по другому счету Вы сможете стать лишь третьим с половиной, а я -- и вовсе четвертым. С половиной. (И тогда сбудется еще одна мечта идиота -- на этот раз моя.) Но что за подбор участников телепередачи?! Не иначе, вы наду- мали перетаскать в свою студию весь этот сраный местный бомонд, это вырожденческое "общество", эту разболтанную либеральную шушеру. Одна только эта Ваша провинциальная гризетка чего стоит! (Убейте -- сам точно не знаю, что такое "провинциальная гризетка", но один очень подкованный в языке товарищ вот точно так назвал одну похожую облезлую тетку.) Впрочем, Вы всегда отличались неразборчивостью в связях (делая исключение только для васисуалистых революционеров -- и на том спасибо). И кстати, кто здесь теперь -- без Вас-то -- главный грызун текущего всенародноизбранного, главный вдохновитель, теоретик и организатор коллективного грызения? Я ведь для этой роли трусоват и к тому же вечно занят всякой чепухой. Извиняюсь, что мои письма всегда появляются с некоторым отста- ванием от вызвавших их телевизионных зрелищ: как Вам известно, я не пишу на злобу дня (чихать мне на злобу дня, у меня собственной злобы хватает). Весь Ваш до последнего патрона, почетный член ЦК партии левых эсеров Задира Меткий. P. S. Мне надо бы уже перестать строчить Вам письма -- пусть и нравственные -- а то придурки решат, что я из тщеславия примазы- ваюсь к великому человеку. Им ведь невдомек, кто из нас двоих великий на самом деле. Я возобновлю свои поучения, когда Вас уволят с TV (крах моей президентской карьеры!), и Вам понадо- бится моральная опора (и мне тоже!). 10.03.2003: "На методологию же нападали и нападают человечки не в вашей весовой категории, и то отскакивают как от стенки горох." Не мудрено: есть немало бредовых идеологических систем (и можно по аналогии с ними придумать кучу новых), которые практически неопровержимы, потому что особым образом построены. Собственно, никакой здравомыслящий человек и не возьмется их опровергать -- поскольку это не нужно: толковые люди и без детального разбора довольно быстро с ним соглашаются, что имеют дело со всего лишь заумной чепухой, разновидностью коллективного заскока (интеллектуальной заразы, тупика в умственном развитии), а людей бестолковых, эмоционально тяготеющих к зауми, все равно рассуждениями не проймешь. Этим последним очень хочется быть особенными, носителями универсальных истин в их самых лучших незыблемых формулировках. Ставить под сомнение их "символ веры" -- значит оскорблять их, святотатство- вать, расписываться в своей ничтожности. Помимо "методологии" Щедровицкого, есть геополитика, НЛО, спиритизм, теософия, пара- нормальные явления, жидо-масонский заговор, всякие протестантские "системы" (баптизм, адвентизм и т. п.). Если какая-то "замкнутая система" и имеет в начале своего существования здравое зерно, то ее "развитие", осуществляемое экзальтированными энтузиастами, приводит к его надежной нейтрализации. Хуже того, сам отец-основатель, если еще жив и не сошел с ума, нередко начинает со временем жульничать: умалчивать о вскрывшихся недостатках и ограничениях своего подхода и заменять рассуждение демагогией. Это можно хорошо рассмотреть хотя бы на примере Мартина Лютера. * * * "Но Вы найдете мне 3-х человек, которые будут в эфире доказывать, что Быкова в Беларусь пущать нельзя? Что он плохой писатель?" Мою фамилию Вы знаете. Я не берусь в эфире доказывать, что "Быкова в Беларусь пущать нельзя" -- не потому, что считаю, что "пущать можно", а потому что, по-моему, этот вопрос вообще не актуален для Беларуси: не та фигура, которая может здесь что-то изменить. Я также не берусь доказывать, что Быков плохой писатель. Но я бы смог привести кое-какие доводы в пользу того, что писатель он довольно средний (а может, и хуже), которого в политических целях пытаются изобразить как выдающегося мастера слова и вообще могучего общественного деятеля. К тому же, он наверняка сам не хочет возвращаться в Беларусь: в Праге-то жить интереснее. (Кстати, нашелся, наверное, соображающий человек и подсказал "совести нации", что в политических интересах лучше болтаться эмигрантом в Чехии, освобожденной Красной Армией, а не в Германии, к которой у белорусов счет по поводу "каждого четвертого".) Но я не собираюсь раскрывать истинное лицо Быкова (каким оно мне видится, конечно) на ВАШЕЙ телепередаче -- потому что не считаю нужным лить ни с того ни с сего воду на мельницу властей (я даже мочиться на нее не хочу!). Да меня на Вашу пере- дачу и не взяли бы -- потому что я маленький, "нераскрученный". Даже представить меня публике толком нельзя: не "профессиональный философ", не доцент какой-нибудь, даже не член хоть какой бы ни было задрипанной академии. А мое почетное членство в ЦК партии левых эсеров -- это ж пустой звук по нынешним временам. Короче, мой голос -- "тоньше писка". К тому же Вы ведь боитесь ненароком сделать Задиру популярным. А вдруг его потом не "задвинешь"?! Это ж не какой-нибудь старый пердун! (Между тем, Ваше опасение совершенно напрасно: я и перед камерой-то держаться не умею.) Впрочем, я не то что на Быкова -- я даже на Вас любимого не буду делать политический донос (хотя руки чешутся): чем хуже, тем лучше. Хочу, чтобы не телевидении было еще больше Уорвиков -- плохих и разных! И пусть они тащат в свои передачи исключительно матерых дураков, подлецов и всяких извращенцев. Чтобы экран сочился мерзостью. Чтобы народ плевался в экран. Это будет очень кстати, когда наши пойдут в атаку. Когда васисуалистые революцио- неры сбросят маски васисуалистости и предстанут в своем истинном, торжественно-жестоком обличье. Нет, моя любимая слуховая галлюцинация -- грохот барабанов -- меня сегодня что-то не преследует. Устал, наверное... 18.03.2003: "И эрудиции Вам не занимать, и способности рассуждать. Но в суждениях Ваших есть систематический дефект: они провоцируют злобу, активизируют глубинные комплексы, запускают свинский иррационализм. Именно поэтому я всегда был и буду против адептов иррационализма и фашиствующих интеллектуалов." Дорогой Уорвик! Я не считаю эрудицию достоинством. Скорее, это психический недостаток, и он мне не свойственен. Эрудиция -- это для преподавателей, решателей кроссвордов, участников всяких телешоу. Я же -- агрессивный скептик, который эти разновидности людей едва терпит. Скептик не может быть эрудитом, потому что не придает большого значения той чепухе, которой насовали ему в голову в процессе получения так называемого образования и позже. Действительно, я сравнительно много читаю, и кое-что из прочитан- ного задерживается на некоторое время в той части моей памяти, из которой иногда удается что-то извлечь, но это вовсе не значит, что я знаток хоть чего-нибудь или могу БЛЕСНУТЬ. Да я и не стремлюсь к подобным достижениям. Вообще, как у Вас повернулся язык назвать эрудитом МЕНЯ -- антипрогрессиста, убежденного варвара, ненавидящего 99% достижений вашей вымирающей цивилизации и тянущегося к ножу всякий раз, когда кто-то рядом начинает зудеть о культуре, интеллигентности и духовности?! Ведь я же не обзывал Вас фашистом! Откуда берутся рассуждающие эрудиты? Я думаю, вырастают из мальчиков-отличников, которым нравилось изумлять учителей и мам-пап своим многознанием. Эти мальчики-отличники хватаются за разные книжки, чтобы побольше натолкать из них себе в память всякой всячины и далее блистать и нарываться на похвалы. Потом детство уходит, а дурная привычка остается. Теперь о "способности рассуждать". Вы и здесь проскакиваете чуть-чуть мимо цели. Я охотно признаю, что могу мыслить лучше многих других (но не так хорошо, как некоторые и как хотелось бы). Но способность мыслить -- не то же, что способность рассуж- дать: это способность рассуждать плюс способность проявлять интуицию плюс способность эффективно сочетать рассуждения и интуицию. До недавних пор я считал Вас абсурдистом, но все-таки умным человеком -- умным в МОЕМ смысле. Теперь я склоняюсь к мысли, что Вы умны лишь в Вашем собственном смысле, то есть в смысле "эрудиция + способность рассуждать". Когда читает книжку человек Вашего типа, он стремится побольше запомнить. Когда читает человек моего типа, он стремится посильнее возбудить собственное мышление, выявить у автора ключевые недостатки, ну, что-то, может быть, и позаимствовать (самое лучшее и совсем чуть-чуть -- чтобы не перегружаться). Когда человек Вашего типа сталкивается с какой-нибудь проблемой, он пробует ВСПОМНИТЬ, что надо делать; когда с проблемой сталкивается человек моего типа, он пробует СООБРАЗИТЬ. Я -- из породы тех, кто делают здравое в этой сраной культуре, Вы -- из породы тех, кто изучают, комментируют, искажают, распространяют или истребляют продукты усилий таких людей, как я. Стругацкие в "Граде обреченном" выделяют две группы приличных людей: строителей храма и хранителей храма. Попадаете ли Вы хотя бы во вторую группу? Не знаю, не знаю. Ведь есть еще группа засирателей храма, группа разрушителей храма, группа пристройщиков к храму всякой архитектурной мерзости, группа расписывателей храма разной чепухой. И есть группа изгонятелей из храма представителей четырех последних групп. Что до меня, то я принадлежу к первой группе -- и к последней. Аз есмь начало и конец. Первый и последний. Альфа и Омега. Вы не столько думаете, сколько вспоминаете (хотя Вам навер- няка кажется, что Вы как раз думаете). Иными словами, Вы имеете ту же настройку психики, что и толпа (масса, быдло), только ориентируетесь на другой "культурный пласт". Конечно, и у Вас бывают просветления, прорывы в подлинное мыслительство, но редко, очень редко. В остальное же время Вы -- обыкновенный рассуждающий эрудит с претензией на значительность. Я -- не очень выдающийся мыслитель, и мне трудно разобраться, как получаются такие, как Вы, и как получаются такие, как я. Не исключено, что на каком-то начальном отрезке своего жизненного пути мы были почти одинаковы, но потом меня начало клонить в сторону скепсиса и радикального творчества, Вас -- в сторону эрудизма и рассуждательства. Подозреваю, что Щедровицкий был тот человек, который добил в Вас мыслителя. О "фашиствующих интеллектуалах". Если в каком-то месте я высказался как фашист, это вовсе не означает, что я фашист и есть. В каких-то других местах я высказывался как коммунист, христианин, мусульманин, васисуалистый революционер анархистского пошиба или даже тухлый либерал. Я сам по себе, с собственными сравнительно устойчивыми взглядами, и мне чихать на вашу систему этикеток. Вам трудно понять, кто я есть, потому что Вы не можете ничего на этот счет ВСПОМНИТЬ. Если Вам хочется учитывать меня по классу фашистов -- Бога ради: я смотрю на такие вещи как на условности. Но если это начнет мешать моей практической деятельности, я все-таки подам на Вас в суд. И там мы продолжим наши упоительные "прения сторон"! Только вот беда: ни один из Ваших приятелей-газетчиков не настрочит по этому поводу репортажа -- пусть даже и злобного по отношению ко мне. Вы ж все удавитесь ради того, чтобы не дать мне подняться. Самоотверженные герои, однако. 18.03.2003: "Вы открыли этот фонтан дури. Попробуйте заткнуть его. Сделайте хоть что-то доброе в своей жизни. Не абстрактно доброе, то, что представляется добрым в Ваших собственных интеллигентских извращениях. А просто доброе, по-человечески. Или слабо?" Мне делать добро не слабо. Мне слабо разобраться, что добро, а что зло. У меня имеются какие-то представления на этот счет, но я не уверен в их правильности. Между тем, текущие обстоятельства не требуют безотлагательного действия, поэтому я и не тороплюсь. Ваши оппоненты, глумящиеся над Вами, подпитываются Вашим вниманием к ним. Перестаньте реагировать на их высказывания, и им станет неинтересно Вас грызть. Но нет, Вам неймется отвечать им. Это желание сильнее Вас. И я вижу в этом что-то нездоровое. Что-то вроде страсти к азартной игре. Кстати, это подтверждает одну мою мысль, а именно, что нормальный человек вряд ли сможет попасть на нынешнее телевидение -- даже не в качестве ведущего, а и просто в качестве "объекта" показа. Только выродки, припыленные, извращенцы, подлецы, лицемеры, воры и пр. В лучшем случае благообразные удобные дураки. Прочие -- только в результате какого-то сбоя в системе отбора. Таким образом, если Вас вскоре уволят, причина может оказаться в том, что Вы где-то не вполне вписались в этот уродливый ряд. Конечно, меня не очень радует, если в некоторой ситуации какой-нибудь дурак, псих или хам оказывается со мною по одну сторону баррикады. От таких личностей одна только дискредитация моего светлого образа. И меня, по здравом размышлении, совсем не радует, что блохи кусают моего любимого врага. К тому же, они действуют так неизящно, что задевают мое эстетическое чувство. Но отвечать за Вас на оскорбления в Ваш адрес -- значит уподобляться Вам в Вашей слабости. Поэтому я решил подождать, пока Вас не начнут бить ногами. Если же кто-то критикует Вас по существу, но, на мой взгляд, где-то упрощает, преувеличивает или иным образом немного отклоняется от истины, какой она мне представляется, то я отношусь к таким вещам снисходительно. 18.03.2002: "Вы открыли этот фонтан дури. Попробуйте заткнуть его. Сделайте хоть что-то доброе в своей жизни." Ну вот: Задира, защити! Но как?! Вы думаете, достаточно мне крикнуть Вашим врагам "Брысь!", и они все кинутся врассыпную? Точно? Я настолько уже всех запугал своей агрессивностью, что они боятся одного моего слова? Ситуация сильно напоминает потешный эпизод в фильме "Семь самураев". Сначала крестьяне прячутся от этих славных воинов и говорят про них нехорошие вещи, а потом при первых звуках тревоги летят сломя голову под их защиту: "Самураи, спасите!" Да, все знают, что Задира -- храбрый рыцарь на белой лошади. Без "мизерикорда", но "с понятием". Но у Задиры на шлеме плюмаж весь истрепался, и после недавнего боя плохо держится панцирь, а у белой лошади подкова на левой задней ноге отвалилась и к тому же непонятный понос вторую неделю (у лошади, а не у Задиры), так что Задира пока не может. Попробуйте отбиться сами. Эрудицией. И потом, что мне потом без Вас прикажете делать? Если я не буду писать Вам нравственных и прочих писем, то кому же тогда мне писать? Конечно, я невезучий. Скажем, у Маркса для переписки были Энгельс и Каутский. У Ленина -- и вовсе целый ЦК. У Фридриха Великого был один только Мопертюи, но толковый. У Екатерины II -- блистательный Вольтер. У Чаадаева был Пушкин. У Пушкина -- Вяземский. У Герцена -- верный Огарев. У лейтенанта Шмидта -- даже прекрасная дама. И только у меня -- какой-то Уорвик, да и тот норовит улизнуть. Не Богу же мне строчить письма на манер несчастного Руссо! Я тут попробовал переписываться с местным презиком, так он, разэтакий, не ответил мне ни разу. Даже не знаю, к кому еще обратиться. Не судьба мне, видно, отличиться в эпистолярном жанре, и надо переключаться на памфлеты. Или на сатирические комедии. Только может способностей не хватить. * * * Дорогой Уорвик! Честно скажу: я Ваших телепередач не смотрю. Я только включаю их на несколько минут, чтобы убедиться, что в параметрах Вашей личности не произошло никаких заметных изменений. Может быть, это не по-вражески (я должен бы ругаться и грозить кулаком в экран телевизора при каждом Вашем там появлении), но мне жалко времени на Ваше шоу. Там ведь нет и проблеска толковых идей. Гладкие ли- ца, гладкие речи, гладкие мнения. Парад вздорных интеллектуалов. Проблема в надуманной формулировке вырывается из контекста и деловито обсуждается, как будто без этого выброшенного контекста ее можно не то что решить, а хотя бы понять. Прекрасно. Абсурди- зация масс ведется в ударном темпе. Чем хуже, тем лучше. Уже можно накапливать оружие в тайниках и договариваться с представи- телями дружественных партий о сигнале к атаке. О теме Вашей последней телевизионной дискуссии ("Опасна ли для страны утечка мозгов", кажется). Что за нелепый вопрос?! Опасно ВСЁ! Опасно даже вставание утром с постели. И кстати, попробуйте еще раз убедить меня в том, что Ваш телеканал не работает на всенародноизбранного: ведь отчетливо же просвечивает намерение внушить публике, что в стране всё хорошо, только кое-что немного опасно. Впрочем, Вы как курильщик вряд ли замечаете разницу между понятиями "опасное" и "вредное": на каждой Вашей дурацкой пачке сигарет написано "Курение опасно для вашего здоровья", хотя на самом деле оно отнюдь не опасно, а очень даже вредно. Если же говорить о том, вредна ли для страны утечка мозгов, то это сильно зависит от мозгов. Утечка таких мозгов как Ваши и Ваших друзей-приятелей, я думаю, была бы для страны очень даже полезна. А утечка таких мозгов, как мои, -- и вовсе безразлична: я по сути давно уже во "внутренней эмиграции", а никто этого и не замечает. В общем, надо смотреть, что за мозги утекают. Очень хочется, чтобы утекали преимущественно мозги курильщиков, автомобильщиков, собачников, шибко предприимчивых выродков, извращенцев и т. п. Также было бы неплохо, чтобы полностью стекли на Запад мозги Союза писателей, Пен-клуба и нескольких академических институтов. Ну, может, за малыми исключениями. Наверное, надо бы составить список тех мозгов, которым было бы лучше утечь отсюда с концами. Правда, есть одна трудность: в других странах никто не хочет брать их себе даже бесплатно. 19.03.2003 Любезный Уорвик! Я снова поменял мнение о Вашей телепередаче (путь к истине бывает труден -- Вы ж знаете!). Теперь я считаю, что причиняемый ею сегодня вред стране будущей пользой не окупится. Поясню свою мысль. Мой лозунг "Чем хуже, тем лучше" применим лишь к ситуации в экономике, здравоохранении, обеспечении правопорядка и в неко- торых других областях, но он не применим к состоянию мозгов нации. Мозги должны светлеть (причем не только за счет утечки их мутной фракции за рубеж), иначе они не осознают первопричин проблем в экономике, здравоохранении и пр. Между тем, Вы своим телешоу уничтожаете способность нации думать -- и без того довольно слабую. Так что, наверное, с некоторых пор Вы не просто путанник, мелкий пожиратель ресурсов и "подопытное животное" моей виртуальной лаборатории, а государственный, знаете ли, преступник. Чего доброго, меня самого еще когда-нибудь привлекут к ответственности за то, что сегодня вытворяет мое лабораторное существо! А мне это совсем ни к чему, так что я категорически призываю Вас к порядку! Вы внушаете массе мысль, что эта масса умеет глубоко думать; что ее сраные дурацкие мнения -- не лишь бы что. Но лучше бы она душилась дешевым скепсисом по углам... Возьмем, к примеру, тему Вашей следующей телевизионной псев- додискуссии -- "Доверяете ли вы альтернативной (народной, нетрадиционной и т. д.) медицине?" Вы провоцируете людей на ответы "да" и "нет", тем самым прививая им безразличие к существенным нюансам. Скажем, куда девалось "доверяй, но проверяй"?! И почему нельзя проявлять в одних ситуациях больше доверия, а в других меньше? И что вообще за понятие такое -- "доверяй"? И неужели "алтернативная" медицина -- это нечто целое, и не может быть разного отношения к разным ее частям? Ведь специально же для дураков-формалистов придумали "многозначную логику", "расплывчатую логику", но, видно, и это не помогает. У них по-прежнему только "да-да" или "нет-нет", а Задира у них -- от лукавого. Правильная формулировка была бы "Как относиться к так называ- емой альтернативной медицине?" Но она не вписывается в концепцию Вашего шоу ("Выбор", то есть "да" или "нет"). А даже если и с правильной формулировкой, разве можно тащить обсуждение такого серьезного вопроса в эфир? Корректная дискуссия -- это скучно для публики. Некорректная дискуссия -- забавно, но оглупляет. К тому же в шоу больше впечатляют не те доводы, которые правильны, а те, которые броско высказаны. Что вынесут люди из такого шоу? Любые полезные сведения -- если таковые и прозвучат -- окажутся переме- шаны со всякой белибердой, так что в головах только прибавится каши. Лучше было бы просто показать научно-популярный фильм о шарлатанах. Но он не будит азарта, не оставляет легкой эйфории от растворения понятий в мозгах, а, главное, прибавляет полезных знаний и -- самое страшное! -- может приучить к здравомыслию. Кстати, в том, чтобы народ стал еще глупее, заинтересованы как нынешние власть имущие, так и спешащие им на смену либеральные общечеловеки. Поэтому, делая свою телевизионную передачу, вы, наверное, вовсе не предаете либеральную оппозицию, а, наоборот, выполняете нужную ей работу. * * * Из либеральной газеты: "ПРАВОЗАЩИТНИКА ОБЛИЛИ ПИВОМ. Печальный случай произошел не так давно с ведущим программы "Права человека -- взгляд в мир" Евгением Новиковым. Он сидел за столиком летнего кафе возле универсама 'Центральный', что на проспекте Скорины. И вдруг рядом буквально просвистела кружка с пивом, причем часть благородного напитка пролилась аккурат на борца за правильный выбор. Оказа- лось, что метким кружкометателем оказался [два раза 'оказался' -- так в оригинале] известный в оппозиционных кругах политолог Уорвик, который таким образом решил выразить свое отношение к Евгению Новикову..." Ну и что в этом хорошего? Это говорит лишь о Вашей легкой возбудимости до непотребства, об отсутствии чувства меры или даже о стремлении прославиться хоть чем-нибудь. Мне тоже случалось нападать на людей, но только непосредственно в ответ на их большое хамство по отношению ко мне, а не из-за их общественной позиции или их моральных качеств. Причины такой снисходительности три: 1) я не уверен, что со временем моя оценка их позиции не изменится; 2) меня не сильно тянет на дешевые геройства; 3) у меня хватает личных проблем и без драк при свидетелях. Поэтому я даже гомиков не задираю на улицах, не говоря уже о липовых правозащитниках. А если я все-таки начну выражать свое отношение к людям всякими резкими способами, то займусь в первую очередь курильщиками, автомобильщиками, собачниками и матершинниками, а не липовыми правозащитниками. Кстати, Вы в том летнем кафе либо были не один и разыграли спектакль специально для того человека, который побежит в редакцию газеты рассказывать о Вашем подвиге, либо и вовсе помчались в редакцию сами. Уж во что не поверю, так это в то, что оппозиционные газетчики (или их информаторы) присутствовали на месте кружкометания случайно или что милиция сама сообщила в газету о поимке известного политолога. Далее, представим, что я решу последовать Вашему примеру: подожду, пока Ваша телевизионная звезда взойдет повыше, а потом публично совершу тщательно спланированное нападение на Вас в саморекламных целях. Из газеты "Помойная правда": "ПОПУЛЯРНЫЙ ТЕЛЕВЕДУЩИЙ АТАКОВАН ПСИХОМ. Печальный случай произошел не так давно с ведущим программы 'ВЫБОР' Уорвиком. Он стоял у ларька, торгующего эротическими журналами возле универсама 'Центральный', что на проспекте Скорины. И вдруг рядом буквально просвистела кружка с пивом, причем часть благородного напитка пролилась аккурат на борца за права человека. Оказалось, что метким кружкометателем оказался [два раза 'оказался' -- так в оригинале] малоизвестный интернет-философ Задира, который таким образом решил выразить свое отношение к Уорвику, к его телепередаче и заодно ко всякому педерастизму..." "Поскольку Задире долго не удавалось подловить Уорвика возле киоска, запасенное на это дело пиво протухло и стало напоминать мочу не только цветом, но и запахом. Задержанный случайно оказавшимися рядом активистами еврейского спортивного общества 'Маккаби', Задира размахивал руками, брызгал слюной и нецензурно выражался в присутствии грудных детей. На предложение прибывшего наряда милиции последовать с ним в участок он грубо заявил, что пока ему не повторят то же самое на 'роднай мове', он посылает всю милицию подальше. В конце концов Задиру утащили в наручниках, причем одна дама успела ударить его по затылку зонтиком, а случайно оказавшиеся рядом активисты еврейского спортивного общества 'Маккаби' крикнули ему несколько раз в спину обидное слово 'фашист'." 20.03.2003: "Бросьте дурью маяться, меняйте свою позицию, загляните на мою сторону баррикады, потолкуем, чайку попьем или чего покрепче!" Любезный Уорвик! Как иногда я чувствую непреодолимую симпатию к Адольфу Гитлеру (несмотря на все зло, которое он причинил человечеству, моему народу, моей семье), так иногда я чувствую и непреодолимую симпа- тию к Вам (несмотря на всю противоположность наших политических и философских позиций). Наверное, в нас троих есть что-то общее -- достаточно существенное, чтобы можно было говорить о духовном сродстве. Это отстраненность от будней, приподнятость над толпой, претензия на особую роль, легкая возбудимость, способность на великодушные поступки под настроение. Так давайте и соберемся втроем -- Вы, я и Адольф Гитлер. Ну, просто поговорим немного, споем "Хорст Вессель" на брудершафт. А кто старое помянет, тому глаз выбьем -- пивной кружкой. Правда, я повеселиться люблю, а вы оба вечно мрачные, как палачи, да и держитесь, как натянутая струна. Но, может, в моем дружелюбном окружении, вам удастся немного расслабиться... * * * Бывают минуты слабости, когда я готов простить весь мир, даже педиков. Но только представьте, что Вы подвернетесь мне под руку в один из таких моментов! Ведь я же могу расчувствоваться, перейти на "ты" и, может быть, даже пустить слезу. И тогда у меня появятся моральные обязательства перед Вами, и я больше не смогу грызть Вас прежним образом. И кого же я буду тогда грызть?! Жену, детей, товарищей по работе, несчастного соседа по дому? Но ведь это мне совсем не надо. Поэтому я согласен расчувствоваться, перейти на "ты" и, может быть, даже пустить слезу только в слу- чае, если Вы подберете мне потом взамен Вас какого-нибудь другого Уорвика -- такого же нестандартного, азартного, амбициозного, путанного, незлобливого и достаточно отличающегося от меня по взглядам, чтобы я мог цепляться к нему по разным поводам. И ох уж мне эти моральные обязательства! До сих пор я был -- слава Богу! -- почти свободен от них и мог об очень многих говорить то, что думаю. А представьте, что с Вас я начну неразборчиво наращивать свои социальные связи. Однажды окажется, что вокруг сплошь людишки, а не люди, а послать подальше НЕКОГО. Я же не настолько хамоват, чтобы без большой необходимости говорить плохо о человеке, с которым здоровался за руку, а может, и ел за одним столом. Я попаду в ту же ловушку, в которой оказались Вы. И буду, как Вы, заниматься самообманом. * * * "Я его бил по личным мотивам, за то, что он оскорбил моих друзей, людей которых я уважаю и люблю." Может, он и моих друзей оскорблял -- не знаю: я же его теле- передачи не слушал. Может, и Вы оскорбляете моих людей в своих телешоу -- не знаю: я же и Вас не слушаю. И что значит "оскорб- лять"? А вдруг он всего лишь клеветой занимался? Или немного сгущал краски? А может, и вовсе говорил обидную правду? И ладно бы наброситься на оскорбляющего (клевещущего?) в самый момент оскорбления (клеветы?) или чуть-чуть позже: это бы значило, что поддались эмоциям, и только. Это понятно и рассматривается как смягчающее обстоятельство. Или Вам тогда самому пиво в голову ударило? И кстати, я тоже, мягко говоря, не высокого мнения, о либеральной среде, в которой Вы болтаетесь. И как знать: когда Вы говорите мне "загляните на мою сторону баррикады, потолкуем, чайку попьем...", то, может быть, просто заманиваете меня в темный угол, чтобы потом наброситься -- скажем, за то, что я иногда называю сразу весь народ быдлом или, к примеру, говорю нехорошие вещи о Щедровицком? А ведь я не Новиков, и дело может дойти до взаимного пыряния ножиками, а мне сейчас только этого и не хватает. * * * "Загляните на мою сторону баррикады, потолкуем, чайку попьем..." Не иначе, Вы хотите примазаться ко мне, чтобы хоть каким-то боком войти в историю. Ведь, наверное, даже Вы, при всей Вашей абсурдности, не можете не замечать, что в этой занюханной стране, в этом загнивающем человечестве я -- один из очень немногих, в ком еще шевелится здравая творческая мысль; в ком есть широта и смелость. Между тем, я и без Ваших любезностей почти как пьяный: переполнен счастьем и едва замечаю ситуацию вокруг. Где-то там, далеко внизу, копошатся Уорвики и всенародноизбранные, некто Буш наступает на Багдад (или на Петроград?!), а я в прострации, я пью из золотого кубка божественное блаженство самолюбования. Господи, разве человеку с таким воображением бывает нужно что-то еще?! Задира -- последний римлянин (или последний варвар? или первый сверхчеловек?!). Он -- пророк, Великий Посвященный, а, может быть, даже и очередная реинкарнация Будды. "Я -- гений Задик Северянин!" Я торопливо кропаю эти строки в экстазе и рискую вот-вот потерять сознание от прилива неимоверного восторга. * * * Предательство всегда дурно пахнет, но нельзя судить о вещах исключительно по их запаху... Я отнюдь не клоню к тому, что новоиспеченный шоумен Уорвик, которого я обозвал моральным уродом за фактическую помощь всенародноизбранному, которого он считал большим негодяем, -- не совсем моральный урод. Этот Уорвик, полагаю, как раз урод, -- если не в этом, так в чем-то другом. (Что до меня, то я, может быть, и вовсе моральный калека и передвигаюсь исключительно на двух моральных костылях, один из которых называется у меня "Ницше", а другой -- "Шопенгауэром". Впрочем, это еще с какой стороны посмотреть...) Но, может, наш Уорвик -- элемент какого-то заговора против всенародноизбранного. А может, он просто сделал ошибку, поддав- шись соблазну славы, и теперь не знает, как достойно выкрутиться. 21.03.2003: "Сильно круто и мерзко берешь. Не смей даже на одну доску ставить себя, Уорвика и Гитлера." Вы -- образованный околофилософский дурачок: очень правильный и даже знающий, в какой руке держать нож, а в какой -- вилку. Потому-то я и ценю Уорвика как оппонента, что другие мои оппо- ненты -- вроде Вас, а то и хуже. Рядом с Вами даже этот абсур- дист, этот востребованный маргинал -- интересная фигура. Он хотя бы колоритен. Вы же уныло-предсказуемы в своей плоской правиль- ности, так что не очень интересно Вас за что-то критиковать. Если бы Вы в своей блеклости не были так типичны, я бы и вовсе не стал на Вас реагировать. Но ведь таких, как Вы, -- по несколько особей на всякой кафедре псевдофилософии, и вместе вы -- значительный феномен. Из-за вашей братии понятие "философия" сегодня ассоциируется с дерьмом, чепухой и мошенничеством. Вы -- вши, сосущие кровь у Аристотеля, Спинозы, Юма, Шопенгауэра и им подобных. Я за то и ненавижу современное общество, что в нем образовалось огромное множество местечек, в которых такие, как Вы, могут годами здравствовать и даже считаться хорошими людьми. Вы не только не в состоянии посмотреть самостоятельным, свежим взглядом на что бы то ни было (на того же Гитлера), но Вы даже не в состоянии допустить, что кто-то другой способен так посмотреть. Почему Вы настолько уверены в своем мнении на счет Гитлера? Вы что -- неоднократно сталкивались с ним, лично беседовали, полу- чали от него пивной кружкой по голове? Наверное, Вы все-таки слышали такие слова, как "скептицизм", "вольнодумство", "непред- взятость", "снисходительность". Но стоящий за ними смысл, по-видимому, ускользает от Вас, потому что он совершенно чужд складу Вашего ума. Вы своим пафосом праведной посредственности вызываете у меня легкую брезгливость, а то и смех. А поскольку я очень смешлив, то прошу Вас впредь воздерживаться от высказываний по моему адресу, иначе я могу однажды надорвать себе живот в припадке безудержного веселья. Умоляю Вас, дорогой: молчите! В сравнении с такими мыследеяте- лями, как Вы, я чувствую себя в интеллектуальном отношении чуть ли не полубогом -- несмотря на свои многочисленные недостатки. А это тоже очень опасно, так как может привести к обострению моей едва залеченной мании величия, а у меня и без нее хватает всяких проблем. * * * Надо ли запрещать тоталитарную секту так называемых методо- логов? Допускаю, что вовсе не надо: она помогает выявлять людей со специфическим дефектом мозгов; людей, не годных ни на какую сколько-нибудь сложную умственную работу, но выглядящих очень даже годными. Если не станет этой секты, подобные люди окажутся менее отличимы от нормальных интеллектуалов и потому получат возможность втискиваться во всякие творческие коллективы и зани- маться там подрывной деятельностью. Впрочем, кроме секты методо- логов, есть еще "современная философия" -- тоже довольно действенная липучка для этих жужжучих мух. 25.03.2003: "Вот тогда Задира от зависти вообще лопнет." Дорогой! Я завидую такой огромной массе людей, что даже если бы Вы в нее и попали, Вы оказались бы там совершенно незаметны. "Вы завидуете нам! Завидуете!" -- кричали неонацистам возбуж- денные педики. "А всё из-за того, что Сталин мне завидует", -- сказал Гитлер, направляя себе в рот пистолет. "Они все завидуют моей имманентной свободе", -- ворчал бомж, дожевывая чей-то хот-дог, извлеченный из мусорного бака. * * * "Задира Вы уже давно повторяетесь." Неужели? Я неисчерпаем. И неповторим. Полагаю, Вам кажется, что я повторяюсь, потому что от Вас ускользают некоторые нюансы моей мысли. Но, может быть, это Вы исчерпаны -- по крайней мере, в Вашей телевизионной ипостаси. Человек с кое-какими умственными способностями (они у Вас есть) может оправдываться до бесконечности, поэтому Ваши аргументы в защиту себя не очень-то меня интересуют. Как всегда в наших раз- говорах, Вы для меня -- в основном лишь творческий раздражитель. Стимулятор Вы мой абсурдический! Хоть обратите внимание, с каким упорством я обычно расставляю там и сям всякие "не очень-то", "в основном" и т. п. (а где не расставляю, там подразумеваю -- уж поверьте), стараясь -- упаси Боже! -- не вляпаться в категорич- ность. Это шевелится, вызревает во мне большой специалист по нюансам. * * * "Помните дробь Уильяма Джемса? Личность есть то, что получается в результате деления объективной значимости человека на то, что он о себе сам думает, т.е. самооценку. Для хороших людей значение этой дроби равно или больше единице. Для бахвалов это значение стремиться к нулю. Например у Задиры." Бедный Вы мой! К таким вот простеньким формальным моделькам у Вас, наверное, и сводятся всякие Ваши представления о человеке, обществе и т. п. По правде говоря, я не помню никакого Уильяма Джемса и тем более не помню его дроби. Хуже того, я даже не считаю нужным их помнить. Зато я обычно пробую сообразить. И поэтому я вижу большие сложности в определении "объективной значимости" и особенно в определении ее знака. Вы-то сами какие берете при этом интервалы для интегрирования по пространству и по времени? И относительно каких субъектов и каких их ценностей делаете замер? Далее, как Вы отличаете бахвальство, скажем, от саморекламы, или от "самопсихотерапии", или от "взятия на понт", или даже от шутки? А если приходится иметь дело с хорошо взбол- танной смесью того, другого, третьего или даже и четвертого? Кстати, вот Ваш уточненный диагноз ("формула Уорвика"): формалист, вспоминатель (= эрудит), доктринер (= кальвинист), общечеловек, извращенец в широком смысле и мазохист в частности, личность с некритичным самовосприятием, легковозбудимый истеро- идный шизоид, игрок, не без совести, не без способностей, неугомонный и с большими амбициями. Для сравнения -- диагноз для меня самого ("формула Задиры"): интуитивист, нюансист, скептик, киник, антипрогрессист, осмотри- тельный (трусоватый) агрессор, "самоед", легковозбудимый шизо- идный истероид, не без совести, не без способностей, лентяй, но тоже с большими амбициями. Так что, думаю, в случае чего мы попадем в разные палаты. Но в одно и то же учреждение. Мы даже сможем перестукиваться через отопительную батарею. Кроме того, Вы сможете стучать на меня главврачу, а я, соответственно, на Вас. Вдобавок Вы там будете вести телепередачу "Псих и общество" по внутреннему телевидению, а я -- готовить внутреннюю революцию и осуществлять в уборной террористические акты против санитаров. Я, случаем, не повторяюсь? * * * Дорогой М.! У меня радостный день: я купил и уже читаю "Характеры и анекдоты" Шамфора (Вы же знаете, какой я сноб в этом отношении!). И что -- как Вы думаете -- я нахожу у Шамфора?! У него тоже был некий М.! Правда, его М. -- не чета моему М., то есть Вам. Ну, так ведь и я -- не Шамфор. По-видимому. О времена, о нравы...

Возврат в оглавление