Записки заурядного человеконенавистника

19. Приложение 2: Из переписки с друзьями
(продолжение).

14.07.2003: Дорогая Крыся! Я молчал, потому что был в разъездах. Кроме того, я довольно утилитарен и веду разговор лишь с прицелом на какую-то выгоду: на "просто так" распылять свою жизнь не имею возможности, потому что и без этого всюду опаздываю. Сейчас на меня свалились две книжки -- "Евреи" С. Кара-Мурзы и "Антисемитизм" Ч. Ломброзо -- так что я снова сижу в "еврейском вопросе". Или ломаю об него свои зубы -- уж как хотите. Впрочем, я и без этого, как говорится, по уши в дерьме, так что новых проблем он мне вряд ли прибавит. Если Вы не прочь пообсуждать этот "вопрос", я буду рад, потому что тема Быкова и тема собственно Уорвика для меня вроде бы исчерпаны, а сексуальные отношения по переписке -- это прекрасно, но не достаточно. Может, имеет смысл еще раз отметить, что я готов признать хорошего человека таковым, будь он по крови хоть серо-буро-мали- новым, но я не могу отмахиваться от "еврейского вопроса" в целом, не рискуя профукать Родину и честь. На мой взгляд, правильный подход к "еврейскому вопросу" не сводится к какой-либо простой формуле, а требует развернутой системы тезисов. Впрочем, я готов удержаться от обсуждения здесь этой предмет- ной области, потому что Ваше расположение для меня дороже, чем скорейшее достижение мною ясности в "еврейском вопросе". "Вопрос" может и подождать, тем более что и штурмом его я занимался уже не раз, а до ясности всё еще, как до неба. И спасибо за комментарии к моим высказываниям. И за и ссылку. И за то, что Вы есть. И за всё такое. Ваш Задирчик. 15.07.2003: Любезная Крыся! Мне тут "открылись" чёрт знает какие вещи. Не соображу, что с ними делать. На Ваш суд. По правде говоря, я вовсе не прочь исследовать с Вашей помощью некоторые подвальчики моего подсоз- нания, а заодно на собственном удобном примере разобраться в сути "этнических" чувств вообще. Эй, неужели в Вас действительно ничего "этнического" не шевелится? В принципе я такое допускаю, но это маловероятно. Я думаю, что, скорее всего, шевелится, но Вы этим пренебрегаете. Обычно человек старается вписаться в какую-то рационально усвоенную схему и подавляет в себе всякие крамольные "зародыши". И даже отрицает их существование. Но они, тем не менее, есть. Благодаря Вам, я довольно глубоко в себе копнул. Без этого подзуживания с Вашей стороны всё было бы приблизительнее, гладче, правильнее, неинтереснее. Итак, моя мятежная личность и "еврейский вопрос". В моем подсознании что-то антиеврейское сидит наверняка. Мое сознание пробует с этим разобраться. Можно сказать, что на сознательном уровне мое отношение к евреям много лучше, чем на подсознательном. Я сомневаюсь, что отношение к евреям может задаваться на генетическом уровне, чтобы потом проявляться на уровне определя- емых генами инстинктов: вряд ли инстинкт может быть так точен в различении "еврей -- не еврей". Но неприязнь к некоторому стилю поведения уже вполне может формироваться и одним лишь инстинктом. Возможно, то антиеврейское, что присутствует в моем подсозна- нии, есть "сухой остаток" совокупности личных впечатлений (и вся- ких услышанных мнений), накапливавшихся с детства. Евреи долгое время были единственной разновидностью чужаков, с которыми я сталкивался -- и вообще сталкивалась молодежь в моей среде: ни негры, ни китайцы, ни какие-нибудь татары на нашем горизонте не маячили. Ну, попадались еще и цыгане, но мы с ними не соприкаса- лись так часто и так тесно, как с евреями. Кстати мои родители не были антисемитами: "еврейский вопрос" их не волновал, и с соседями-евреями у них были такие же непло- хие отношения, как с соседями-неевреями. Вообще, я -- единствен- ный в семье мизантроп. Какой-то вклад в формирование моего "юдофобского" нутра навер- няка внесла потребность иметь врагов (виноватых, "козлов отпуще- ния"). Кроме того, у всякого нормального человека есть потреб- ность кого-то презирать и унижать -- и я от нее наверняка не свободен. Я честно пробую сосредоточить свою неприязнь на богатых, абсурдистах, извращенцах и пр., но всё равно что-то достается и евреям: я вновь и вновь непроизвольно проваливаюсь в "еврей- скую" колею. Но это можно объяснить и привычкой. На заре моей взрослой жизни "еврейский вопрос" меня беспокоил мало -- наверное, по той причине, что не было доступа к антисе- митской литературе. А потом пришла "свобода печати" -- и нача- лось! Нельзя же не признавать правдоподобности и возбуждающей силы антисемитских книжек, хотя натяжек и подтасовок в них обычно хватает. Но, с другой стороны, если меня к этим книжкам тянуло, значит, что-то во мне уже БЫЛО. Может быть, хотя бы отчасти мое отношение к "еврейскому вопро- су" имеет и психиатрическое объяснение. Я ведь не отрицаю эпизо- дических проявлений у меня легкой неврастении, легкой мании величия, умеренной геронтофобии и т. п. У меня еще есть легкая китайцефобия, легкая американцеофобия -- в общем, легкая (или умеренная?) ксенофобия (которая, кстати, у японцев наверняка считалась бы нормой). Но у меня почему-то нет японцеофобии, полякофобии и т. п. Кстати, я не любитель давить свои мелкие фобии, поскольку, по моим представлениям, за неброскими вещами иногда скрывается кое-что важное, и если пренебрегать нюансами, то можно запросто проскочить мимо какого-нибудь выдающегося открытия (а ведь так хочется чем-нибудь отличиться!). Поэтому я люблю свои фобии, лелею их, защищаю. И обычно скрываю от дураков, которые не умеют работать с нюансами и сложностями. Может, в моих ксенофобных "предпочтениях" проявляется мое глу- бинное стремление к устойчивому обществу с системой противовесов, и я ополчаюсь против тех, кто слишком пошел в рост, кто чрезмерно давит на соседей -- точнее, на этнос, которому я принадлежу. Между прочим, я заметил, что если человеку чихать на свою нацию, то чихать ему и на "еврейский вопрос" -- если только ему не досаждают какие-то конкретные евреи. Еще один фактор, экстремизирующий мою позицию по "еврейскому вопросу", -- мое стремление противоречить личностям, которые кормятся своим "интернационализмом" и легко возбуждаются и срываются на ругань, едва заденешь какую-нибудь из их "общечело- веческих" догм. Если интеллектуальный подонок берется защищать какую-нибудь "истину", у меня в отношении этой "истины" возникают особенно сильные подозрения. Далее, один из возможных корней моего "антисемитизма" -- мое желание как-то отличиться новизной и смелостью суждений: про- рваться к славе на плечах теснимых мною "плохих" евреев. Хотя "еврейский вопрос" -- тема довольно избитая, я полагаю, что по ней еще можно высказать что-то более-менее оригинальное и веское, если ни под кого не подстраиваться. А еще интересом к "еврейскому вопросу" можно оправдывать свои жизненные неудачи: мол, карьера не складывается, потому что слиш- ком смело высказывался по еврейской теме. Впрочем, тут и в самом деле не разбери-поймешь, что есть причина, а что -- ее почти неизбежное следствие. Я -- честный простачок, который говорит, что думает, даже если бывает выгоднее промолчать или соврать. Кстати, не является ли это своеобразным следствием скрытой суицидальности или скрытого мазохизма? Я признаю, что юдофобия может быть обыкновенной психической бо- лезнью. Я признаю, что культурные психи бывают очень изворотливы в объяснении своих странностей. Но я не думаю, что это вполне мой случай: у меня и юдофобия-то слабенькая (можно сказать, в преде- лах терпимого), и объяснения ее не слишком натянутые. Если у меня по большому счету имеются претензии ко всем, то почему у меня не может их быть и к евреям? Что совершенно не влияет на мою позицию по "еврейскому вопро- су", так это обычная человеческая склонность защищать свое однажды высказанное мнение: во-первых, я и мнения свои изменяю охотно или, по крайней мере, безболезненно, а во-вторых, никому ведь нет ни малейшего дела до того, как я их меняю и меняю ли вообще (я кричу, а меня не слышат; я стучу, а мне не отворяют и т. д.). Важно только то, что я давал поводы подозревать меня в антисемитизме. 19.07.2003: Национальность -- это в значительной степени вопрос личного выбора. Причем не выбора названия для своей этнической принад- лежности, а выбора культуры, мыслительных парадигм, стиля и пр. Вот, скажем, известный абсурдист Уорвик называет себя белорусом, но ведь ясно, что от белорусскости у него одно лишь название. Далее, если ты стремишься влиться в нацию (а не переделать нацию под себя), это, конечно, еще вовсе не значит, что нация станет видеть в тебе "своего", особенно если ты к тому же своей физио- номией и своим именем не очень-то на эту нацию похож. Возможно, ты всегда будешь на некотором подозрении у людей, выбранных тобой в соплеменники, но все-таки ты не будешь для них уже и просто чужим. Может, не ты, но твои дети станут для них "своими" вполне. Ведь приняли же русские Пушкина, несмотря на его физио- номию, и приняли Лермонтова, несмотря на его фамилию. (Только Задиру никуда не принимают, и потому он планирует основать собственную нацию и обращается ко всем симпатичным здоровым обеспеченным женщинам детородного возраста с призывом поддер- жать его прекрасную инициативу.) Кстати, "еврейская проблема" в России (и в Беларуси) отчасти состоит в том, что еврей не хочет становиться русским: он хочет кучковаться с евреями (и получать их поддержку, конечно), иметь возможность легко уехать в Штаты и в Израиль, считаться "жертвой Холокоста" и т. д., но при этом руководить русскими, промывать русским мозги, писательствовать для русских на русском языке и т. д. -- навязывая при этом русским еврейское видение мира. Если бы он стремился руководить евреями, промывать мозги евреям, писательствовать на еврейском языке, он был бы для России не проблемой, а просто одним из многих. Конечно, русские как этнос страдают отчасти из-за того, что их больше всех и что их язык является в России "языком интернационального общения", а их культура -- базовой для общей культуры "российского народа". Но ведь грузины, армяне, чеченцы и др., руководящие русскими, во-первых, не так уж многочисленны, во-вторых, тянут каждый в свою сторону, взаимно уравновешиваясь, а то и вовсе действуя в русском ключе. Евреи же скапливаются в "штабах" в большом количестве и из всех ключей предпочитают еврейский. Мой "антисемитизм" -- из разряда обычных приграничных сражений, необходимых всякой культуре для ее сохранения. Я веду его на минимальном уровне жесткости, при котором еще можно уверенно рассчитывать на положительный результат. Никакой прелюдией к погромам он не является. Еще раз об этнической этике. Будь ты хоть совсем черный, но ес- ли ты небезуспешно стараешься жить по-русски, защищаешь русское и не протаскиваешь в русскую среду своих черных родственников из дальних стран, то ты -- почти русский. Через некоторое время (несколько поколений) рассосется и "почти". И ты к тому же человек честный, по крайней мере в этническом отношении. Если ты не чувствуешь тяги ни к какой этнической культуре, и в голове у тебя интернациональная смесь, и ты в этом признаешься, но не рекламируешь своего стиля и тем более его никому не навязываешь, то ты тоже честный в этническом отношении человек. Но если ты выдаешь себя за русского по культуре или вообще обходишь вопрос своей этнической принадлежности и при этом явно (или не вполне явно, но интенсивно), пропагандируешь среди русских нерусское, к тому же, по мнению некоторых, довольно-таки подрывное, то ты -- подлец. Может, для кого-то ты и хороший, но для русских ты -- непотребство. Поэтому если ты не русский по крови, но очень хочешь работать для русских в области, имеющей отношение к идеологии, тебе лушче быть ортодоксально русским, а если потянет на культурные инновации, то тебе следует предлагать их очень осторожно и лишь при условии, что они направлены на усиление русскости или, по крайней мере, не затирают ее. Конечно, этнос -- это не состояние, а траектория. Если он хочет уцелеть в изменяющемся мире, он должен изменяться. Но чтобы траектория не оборвалась, как раз и требуется защищать этнос от некоторых желающих его изменить. Указанный этический подход основывается на предположении того, что для человечества очень важно сохранить многообразие этносов, в том числе сохранить специфические приобретения каждого этноса в его приспособлении к своим условиям обитания. Этническая рознь иногда полезна, иногда вредна. Одни имеют выгоду от раздувания этничности, другие -- от ее разрушения, третьи -- от массового интереса к этой теме. Выгода может быть непосредственная (в виде гонорара и т. д.) или косвенная (в виде сохранения своей физиономии от побоев и т. д.). * * * Дорогая Крыся! Я весь Ваш -- как обычно. Мне бы не хотелось быть понятым в том смысле, что я хочу обра- тить Вас в очень русскую или надеюсь найти Вас уже довольно русской. Пока мы не решим сделать общего ребенка и пока Вы не являетесь редактором моих книжек, этот вопрос совсем не актуален. Более того, я нахожу полезным для своего развития (верю, что оно еще возможно) общаться с людьми, думающими несколько иначе, чем я. * * * "Что такое нация? Что значит 'нация примет', 'нация не примет'?" Нация, конечно, не имеет "штаба", но худо-бедно существуют какие-то "центры", занятые выявлением, выработкой, консолидацией, пропагандой национальных интересов. Это глава государства, всякие "духовные лидеры", некоторые общественные организации и т. п. Кроме того, есть такой нечеткий, но весомый феномен, как общест- венное мнение. Если кого-то или что-то примут "центры" и примет общественное мнение, то можно считать, что приняла нация. * * * "Вы рассуждаете как Гитлер, который пишет 'в интересах нации'. Уж он о немцах позаботился, они до сих пор благодарны." Я пробовал обсудить это как-то с одним единственным немцем -- правда, похожим на еврея. Помню, он сказал, что у них там поли- тики теперь вообще избегают произносить слово "нация", а если кто-то начинает тепло говорить про нацию, то оппоненты могут поинтересоваться, не нацист ли он. Но это вполне можно объяснить тем, что сложилась солидарная группа людей, кормящихся "борьбой с нацизмом". Допускаю, что втайне немцы относятся к Гитлеру не хуже, чем мы к Сталину. Во всяком случае, так же неоднозначно. Оправдать можно всё, что угодно. В том числе различные эксцессы. Немецких "жертв нацизма" было в (процентах) значительно меньше, чем русских "жертв сталинизма". Воевали немцы славно. Проиграла ли Германия войну -- это в широком смысле вопрос, знаете ли, спорный. Надо ли ей было воевать, и как было лучше действовать немцам в тогдашних условиях -- тема очень сложная. Может, у Вас и есть готовые твердые мнения на этот счет, а у меня таких мнений нет. Кстати, о русских еврейского происхождения. Среди популярных актеров, режиссеров, писателей и т. п. есть люди, о "еврейских корнях" которых можно только догадываться, поскольку еврейское из них не прет, а прет русское. К примеру, я не могу по творчеству определить, есть ли еврейская кровь у Сергея Юрского, Михаила Боярского, Леонида Гайдая. Более того, они мне много приятнее какого-нибудь русствующего Никиты Михалкова (на дух его не пере- ношу). Но когда я вижу и слышу, скажем, Михаила Жванецкого, у меня в мозгу свербит: еврей. Чужой, прикидывающийся своим. Ей-богу, я бы его лучше воспринял, если бы он просто спел "Хава нагила" и станцевал "семь-сорок". Между прочим, я обожаю "Хава нагила". И я читал, наверное, больше еврейских писателей, чем иной еврей в состоянии назвать. Но менталитетик я все-таки сохраню свой. 23.07.2003: Неубедительность выделения национального характера случается иногда потому, что исследователь пытается описать какой-то один типичный характер, тогда как их может быть несколько. * * * Дорогая Крыся! Что-то я в самом деле начинаю охладевать к отношениям по переписке. Но евреи здесь ни при чем. Просто я как-то тяготею к натуральному. Это в национальном характере. О Жванецких. Еврей в роли русского юмориста-сатирика прилично смотрится только при условии, что он потешается над русскими, евреями и, скажем, американцами, в почти одинаковой степени. Но этого мало. Надо, чтобы своим смехом он поощрял в русских что-то здравое, а не только склонял их думать об их народе как о скопище недоумков, хуже которых еще поискать. На "разделение труда" тут сваливать нечего, потому что никакого "разделения" фактически нет: можно видеть только работу по отравлению русского нацио- нального самосознания, причем выполняемую на эстраде в значитель- ной части евреями. Я не утверждаю, что не надо потешаться над русскими: надо потешаться над всеми, с кем русским приходится иметь дело, включая самих русских. Но потешаться над русскими следует в части отклонения их от здравых русских качеств, а не в части того, что русским мало присущи некоторые преимущественно еврейские "достоинства". 23.07.2003: А вот идея у меня появилась: чаще говорить об антируссизме. И чаще обличать антируссистов, пылая праведным гневом. "Антисемит" -- звучит не так отрицательно, как, скажем, "педераст" или "шизо- френик", но приблизительно так же, как "проходимец", "доносчик", "взяточник", "плагиатор". Такого же звучания следует добиваться и для слова "антируссист": цедить его сквозь зубы, с презрительным оскалом, употреблять только в обличительном контексте и с легкос- тью переходить от него на такие широкие характеристики, как "подлец", "подонок" и "мразь". И чаще говорить о геноциде русского народа как о чем-то совершенно очевидном. И обрушиваться дружной сворой на всякого, кто допустит высказывания, которые можно истолковать как антирусские. И добиваться закрытия в интернете сайтов, непочтительно отзывающихся о русских. И т. д. Кстати, лет десять назад я как-то попытался сделать кое-что в этом направле- нии: после очередного неприятного изгиба моей жизненной траекто- рии я подал заявление в суд по поводу дискриминации меня по национальному признаку (когда-то я ведь был действительно Задирой, а не Задирой-на-покое, как теперь). Но судебный процесс я, конечно же, проиграл. * * * Чем плохи евреи в русской культуре? Тем, что они в любой момент могут сказать русским (и иногда говорят): "Это мы вам ее сделали, а без нас вы мало на что годитесь. И Левитан ваш на самом деле вовсе не ваш, а наш." Вот и пускай их после этого в русскую культуру!

Возврат в оглавление