Записки заурядного человеконенавистника

21. Приложение 4: Непристроенные мысли.

12.03.2003: Православие -- отходящая традиция. Когда эта традиция ширилась, она, может быть, и привлекала здоровых и сильных людей -- стремящихся взять власть, изменить мир. Сегодня она интересует в основном ущербные личности. 20.03.2003: О, концлагерь! Ты мрачный символ суровой борьбы за исправление общества. Ты видишься мне аккуратным, рациональным, "вылизан- ным", по-своему красивым. Образцом порядка для всех остальных учреждений. Школой дисциплины и здравого образа жизни. Местом духовного очищения или чего-то в этом роде. Я чувствую в себе вкус к тюремному делу. Я смог бы поднять его на должную высоту. Мне даже хочется написать о нем книгу. Может быть, я даже согласился бы провести в концлагере некоторое время и сам. Ну, не в вашем, конечно, а в моем. И не очень долго. Хотя, как знать: может быть, мне там понравится, и я стану проводить в нем свои творческие отпуски -- подальше от вашей суеты и грязи. 24.03.2003: Из Москвы радостно рапортуют: мы наустанавливали в одном районе города множество видеокамер (у подъездов, на автостоянках и т. д.), и у нас преступность в этом районе сразу уменьшилась на 18%; поэтому мы хотим наустанавливать видеокамер по всей Москве. Понятно, что какие-то преступники хотят на этом деле нажиться. И так же понятно, что другие преступники попросту перенесли свою деятельность в другие районы города. Только и всего. А когда вся Москва будет в видеокамерах, они перейдут на такие преступления (или на такие способы совершения своих любимых прежних), для которых видеокамеры не будут помехой. К тому же, чем больше видеокамер, тем меньше обращается внимания на каждую из них. Кстати, не представляю, чем может быть полезна видеокамера, скажем, на автомобильной стоянке: телесторожу придется есть глазами каждого, кто подходит к машине, и высчитывать, сколько секунд он возиться с ключом. А если подойдет сразу пять человек (1 вор + 4 сообщника) к пяти разным машинам?! Или представим, что нехороший мальчик приблизился к двери подъезда и водит по ней пальчиком. А дядя у телеэкрана напряженно всматривается, не остается ли от пальчика какого-нибудь следа на двери. А если мальчик нарочно заслонит собою дверь?! Придется размещать рядом картинку ДО и картинку ПОСЛЕ и сверять все пятнышки. А ведь вольнолюбивый русский народ придумает еще и не такое, чтобы досадить глазастому Большому Брату! (Кстати, если бы главной целью этой акции не было выуживание денег из городского бюджета, я бы посоветовал, по крайней мере, делать большинство видеокамер фальшивыми.) * * * Телефон и видеотелефон. При переходе от телефона к видеотеле- фону обмен данными возрастает раз в 10, обмен информацией -- раза в полтора. Кроме того, визуальная информация зачастую бывает кому-то из говорящих как раз нежелательна. Так зачем этот видеотелефон нужен?! * * * Техническая идея: бронежилет для скрытого ношения под одеждой, отличающийся тем, что для имитации поражения человеческого тела наружная поверхность его покрывается плоскими герметичными пакетами с жидкой краской цвета крови. Еще лучше: дополнительный тонкий жилет с краской, надеваемый поверх обычного бронежилета. Краска может быть с какими-нибудь добавочными полезными свойства- ми. К примеру, она может быть съедобной. А то ведь как глупо бывает во многих фильмах: один стреляет в другого и радуется, что тот падает и больше не шевелится, и на одежде у него видны дырочки, но почему-то не обращает внимания, что из дырочек не сочится кровь. Через некоторое время тот другой очухивается, ликующе сдирает свой подпорченный бронежилет, смазывает йодом ссадины и бежит кончать стрелявшего. 25.03.2003: Наверное, какого великого человека ни возьми, отыщутся рядом с ним несколько человечишек, сильно портивших ему кровь. Одни -- из неспособности понять, с кем имеют дело, другие (побашковитее) -- из зависти. Но великим становится тот, кто более или менее успешно от них отбивается, а скольких им удается полностью раздавить еще в фазе "подающих надежды"? Ведь не так уж много надо, чтобы лишить человека способности к движению вперед: где-то настроение ему испортишь, где-то время у него отнимешь. Глядишь -- а он уже и повесился. Или "психонул" так, что только в тюрьме опомнился. 26.03.2003: Я думаю, что если женщины хватаются за ту же работу, что и мужчины, и делают те же гадости, что и мужчины, то и получать за это они должны, как мужчины, то есть иногда и по голове. А иначе окажется несправедливо и даже абсурдно. А детей мы, если что, и в пробирках сделаем * * * Да, я многих считаю вредными для общества дегенератами. Но из-за желания жить в покое я не всем из них об этом говорю. А из-за возможности будущего изменения моих взглядов я не всех из них стремлюсь уничтожить. Но отказывать себе в возможности резких суждений о них я не вижу никаких оснований. * * * - А что делаешь в этом мерзком обществе ты? - Я? Ну... как это... в общем, нравы изучаю! 30.03.2003: Дорогой! Вы судите о гениальности, как я о сифилисе, -- с чужих слов. 07.04.2003: Поскольку я общаюсь все больше с Аристотелем, Шопенгауэром, Чаадаевым, Герценом, Достоевским и им подобными, то, боюсь, у меня подспудно складываются слишком радужные представления о людях, а это недопустимо -- хотя бы из соображений безопасности. * * * Не представляю, как маргиналы, вроде меня, могут взять власть в устоявшемся обществе. Если даже Гитлер -- с его целеустремлен- ностью, с его ораторскими способностями, с его недурственно построенной новой идеологией (опирающейся, впрочем, на интеллек- туальную традицию), с его бесцеремонностью, с его источниками финансирования -- провозился в свое время целых 12 лет, то деяте- лям умеренным и ленивым рассчитывать и вовсе не на что. Иное дело -- короткие периоды неопределенности. Бывает, человечек и не сделал-то ничего особенного -- даже никакого "Майн кампфа" не написал -- а вот поди ж ты, подвернулся истории под руку и уже в главарях ходит. 09.04.2003: Что за страна?! Даже ни одной приличной сволочи нет, а всё какая-то сволочишка попадается: штыком некуда ткнуть. * * * Некоторые слова приобретают положительный или отрицательный оттенок в зависимости от условий своего использования. К при- меру, "реформатор" может быть и героем, несущим долгожданное обновление, и уродом, ломающим хорошо работавшее старое из-за нежелания или неспособности немного его подправить. Даже такие слова, как "доносчик" и "провокатор" иногда звучат чуть ли не хорошо. Может быть, отыщутся ситуации, в которых и "мерзавец" окажется почти нужным человеком. * * * Умнику долгая жизнь идет на пользу: расширяются его возможности сравнения. Дураку долгая жизнь идет во вред: однажды усвоенные им схемы все меньше соответствуют действительности. * * * Полагаю, что скептицизм и консерватизм тянут на доминирующие настроения белорусской национальной философии. Если таковая сложится. * * * О войне в Ираке. В телевизионных новостях минут двадцать жевали тему гибели двух журналистов в Багдаде. У журналистов, как и у полицейских, очень бурная реакция на убийство своих коллег. Между тем, дело можно представить и следующим образом. Когда "нейтральные" журналисты заявляются в "горячую точку", они зарабатывают там деньги на чужих неприятностях, на чужих смертях. Кто-то страдает, а кто-то рядом делает себе на этом имя и маленькое состояние, да еще в придачу наверняка подает свой "материал" под каким-нибудь не выгодным для комбатантов соусом. Но, может, он выполняет работу, которая очень полезна для "нейтральных" зрителей, а каким-то боком и для всего человечества? Не думаю, что развлекаться чужой трагедией, подвергаться манипулятивному воздействию СМИ и притуплять свое восприятие всякого непотребства -- хорошее занятие. И чего добиваются СМИ показом военных ужасов? Неужели антивоенных демонстраций в своей стране? Или массовых требований к правительству вступить в войну? Или негативного отношения к военной службе? Нет, всего лишь большего внимания к рекламе какого-нибудь мыла или какого-нибудь местного политического прохиндея. Чем больше трупов, тем лучше идет реклама. Все знают, что на войне умирают в муках люди. Но нет, надо обязательно с деталями: в котором точно часу упала на жилой квартал бомба, и что кричал потерявший ребенка отец. Может, я бы и не выстрелил при случае в "нейтрального" журналиста, но прикладом ему в живот, наверное, двинул бы. Как мелкому подлецу, нахально лезущему в герои и помыкающему теми, кому выпало делать "грязную работу". Если же журналист вполне определенно выступает за одну из воюющих сторон, то он всего лишь солдат этой стороны, заслуживающий не более внимания и сострадания, чем другие солдаты. Если хотите нейтрально показать новости о чужой войне, попро- сите их у каждой из воюющих сторон. Но что я говорю -- разве честные люди могут относиться к войне нейтрально?! Почти всегда одна из сторон в конфликте более права, чем другая. А если обе стороны не правы, надо относиться враждебно к обеим: не произно- сить со скорбным видом красивые слова о гуманности, втайне под- считывая свои выгоды, а четко и энергично действовать в соответ- ствии со своим заявленным отношением. А еще меня раздражают рвущиеся спасать детей. Профессия у них такая -- воплощать собой гуманизм общества. Болтаться по загра- ницам и демонстрировать лицемерную доброту государства. Завелся в России один такой -- по фамилии Рошаль. Мне он уже надоел. Любопытно: в каждой стране есть свой Рошаль, или же он -- исклю- чительно российское изобретение? Может, мне стать белорусским Рошалем? Лечить не умею, так организовывать буду. Но нет, не смогу: противно. Не способен представить себе, чем раны, получен- ные от взрыва бомбы на войне, отличаются от ран, полученных от взрыва газового баллона на даче. Добавьте детских врачей в "общеспасательную" службу -- вот и всё решение детской проблемы. Честное решение. И более эффективное со спасательной точки зрения. А то ведь так можно и детских пожарных завести. 10.4.2003: Как известно, Сталин отстреливал зажравшихся начальников. Это мероприятие обеспечивало и дисциплину, и обновление руководящих кадров и таким образом поддерживало работоспособность управляющей иерархии. Оно было альтернативой конкуренции, демократии и общественному надзору. (Более мягкий вариант того же подхода -- терроризировать начальников проверками, а пойманных на преступле- ниях судить и сажать в тюрьму.) Сильное загнивание советской бюрократии пошло тогда, когда перестали не только отстреливать самых загнивших, но даже и сажать. Недостаток отстрельно-сажаль- ной методики -- утрата начальниками желания проявлять рискованную инициативу (экспериментировать, творить), а без этого развитие технологий и прочего происходит не лучшим образом. * * * Относитесь к нацизму как к трудному эксперименту, завершивше- муся не теми результатами, которых ожидали его энтузиасты. Такими же по сути экспериментами являлись и все прочие политические нововведения. 14.04.2003: Я не люблю, когда самолет называют "бортом". Я могу понять авиадиспетчера, которому некогда выговаривать два лишних слога, но когда в телевизионных новостях заявляют, к примеру, что "вылетел борт МЧС", мне хочется ударить кого-то головою о борт. Или даже вытолкнуть за борт. В этой небрежности с "бортом" -- желание мелкой телевизионной душонки блеснуть чужим профессио- нальным жаргоном, изобразить компетентность и бывалость, в общем, пустить дешевую пыль в глаза. * * * Американская мечта, еврейское счастье, русская идея, белорус- ский скулёж... Я знаю: достижимо многое. Я вижу: не получится ничего. Потому что вряд ли удастся воодушевить, сплотить, направить. Проблема -- в нюансах, в огромном множестве деталей, которые надо обеспечить и взаимно согласовать, чтобы процесс пошел. Надо быть радикальным, но не слишком; авторитарным, но с ограничениями; грубым, но до некоторого предела; антизападником, но в меру. Нужны симпатичные лидеры -- в придачу толковые и честные и к тому же хорошие ораторы, а где таких взять?! 18.04.2003: Если человек высказывает об одном и том же предмете то одно, то другое, это может значить, что он всего лишь честно колеблется между несколькими мнениями в своих добросовестных поисках трудной истины. * * * Из газеты: "Все помнят, с какой помпой осенью открыли Минскую кольцевую дорогу. Не прошло и полгода, а на дорожном покрытии новой кольцевой дороги уже образовались трещины." "Трещины есть везде: и в Италии, и во Франции, и в Германии, и в Польше -- в общем, где хотите..." "...даже если бы сделали реконструкцию на протяжении всей кольцевой дороги, то через 3-5 лет появились бы температурные трещины. Ведь наша республика находится в наиболее агрессивных для дорог климатических условиях." Нет, ничего не понимаю. Если дорога хочет трескаться, так помогите ей: сделайте аккуратные пропилы поперек дороги через каждые, скажем, пять метров, и пусть она сужается и расширяется в этих пропилах. А пропилы можно залить каким-нибудь битумом, чтоб вода в них не накапливалась. Наверное, разрушение будет идти прежде всего, в этих пропилах, но ведь их и чинить будет легче. 27.04.2003: Если судить по одёжке, то любимый цвет белорусского народа -- черный. 28.04.2003: Что ни сделает еврей, антисемит разглядит в этом что-нибудь дурное. Если еврей назовет сына Богданом, антисемит подумает: маскируется, негодяй. А если Иосифом, антисемит решит: совсем обнаглел, мерзавец, даже не считает нужным маскироваться. 29.04.2003: Вот ряд близких понятий: циник, скептик, пессимист, мизантроп. Вот еще ряд близких понятий: правдолюбец, обличитель, революцио- нер. Какая между ними разница? Первый ряд характеризуется пассив- ной позицией, второй -- стремлением что-то изменить. Если не обращать внимания на это различие, оба ряда можно объединить в один. В "собачий цикл": Два философа лежали На газоне у дороги: Два чумазых беспородных Мудреца четвероногих. Я хочу, собравшись духом, Их последовать примеру, Только ведь достанут мухи, Да и милиционеры... 03.05.2003: Я верю в возможность сильных решений: в то, что даже в очень неблагоприятной ситуации могут быть предприняты какие-то необычные шаги, которые ее радикально исправят. Но чтобы такие решения вырабатывать, нужны особые способности. И нужна особая философия. И всегда надо вдобавок помнить, что идеи сами по себе никакой ценности не представляют, и при них должна быть система, способная их реализовать. В отношении всякой радикальной идеи главная трудность -- убедить других в том, что эта идея является для них спасительной и что ради нее следует отодвинуть в сторону не только свои амбиции, но даже некоторые свои представления о правильном, разумном, возможном и должном. * * * Как жить правильно -- я не знаю. К должным ли целям я стремлюсь -- не имею понятия. Хороший я или плохой -- а Бог меня знает. Конечно, у меня есть какие-то соображения на этот счёт, но я отношусь к ним не иначе, как к текущим и ни к чему не обязывающим. И такая неопределенность беспокоит меня не очень сильно, и в моих глазах она выше вашей иной уверенности. * * * Вокруг меня хватает суеты и шума, так что я ценю одиночество еще больше, чем дружбу. Бывает, я просто упиваюсь тишиной, отсут- ствием обязательств, молчанием телефона. Никто не внемлет мне? Но зато и никто не планирует меня убить. Я отдыхаю, собираюсь с мыс- лями и с силами. В бурях тоже есть своя прелесть. Но наибольшая прелесть -- в чередовании прелести бури и прелести покоя. Мне ненавистна только суета: поверхностная, не оставляющая ничего, кроме усталости и досады. 05.05.2003: Болгары за каких-то сто лет умудрились предать Россию трижды. Это их благодарность за русскую кровь, пролитую под Шипкой и в других местах. (Ну, может, им турецкое иго в конце концов начало нравиться -- я не знаю. Я ведь давно уже подозревал, что ужасы пребывания в Османской империи несколько преувеличены.) В первый раз болгары отблагодарили Россию в I Мировую войну, когда выступили на стороне кайзеровской Германии. Во второй раз -- во II Мировую, когда пошли на союз с Гитлером. В третий -- в 1990-м, когда денонсировали Варшавский договор. Интересная все-таки нация, эти болгары. А ведь русские-то по существу ни разу против них не воевали! Но я не исключаю, что в этом как раз и причина... * * * Что это за эвфемизм такой -- "международный терроризм"? Какую правду скрывают от масс за этим термином? Может, это новая разновидность классовой борьбы? Или национально-освободительной? Или какой-нибудь "антиглобалистской"? Или же это есть своеобраз- ное развлечение? Или способ зарабатывания на жизнь? Или модная форма умственного расстройства? И почему так взъелись политиканы именно на "международный терроризм", а, скажем, не на СПИД, алкоголизм, туберкулез, наркоманию, абсурдизм, жадность или что-то еще? Подозреваю, что они неплохо представляют себе и то, что у них прячется за фразой "международный терроризм", и то, зачем он им сдался. 07.05.2003: При тушении лесных и степных пожаров иногда используют отжиг -- пускание встречного огня. Сталкивают зло со злом. Способ риско- ванный, но он часто срабатывает. Конечно, возникает вопрос, насколько применим он в обществе. Я не имею в виду стравливание двоих, чтобы третий радовался: это -- обычное дело. Я имею в виду взращивание своего врага с целью столкнуть его с другим своим врагом. Этому занятию предаются несколько реже и менее заметным образом. 16.05.2003: В этом вырождающемся обществе даже на паперти отбор действует в дурном направлении: чем жальче и лживее нищий, тем больше денег он собирает. 21.05.2003: Не торопись проявлять великодушие по отношению к врагу, потому что он может сказать о тебе: "Даже эта мразь была вынуждена признать мои достоинства". 31.05.2003: В современном русском языке есть некоторая разница между поня- тиями "озорничать" и "хулиганить". Озорник, в отличие от хулига- на, не выходит за некоторые рамки. Он не страшный. Он всего лишь хочет своеобразно заявить о себе. * * * Человек простого душевного склада погибает на войне так же просто: он надеется, что убьют не его, а товарища, тогда как он вернется домой с медалью и в сверкающих сапогах. А потом вдруг оказывается, что убили все-таки его -- и вся история. А если не убили, а только покалечили, он сидит потом безногий, угрюмый и никчемный в подземном переходе и то ли милостыни дожидается, то ли мстит согражданам, заставляя их смотреть на зрелище своего уродства. У людей с более сложным психическим устройством уход на войну протекает несколько иначе: они готовятся умереть. Они пробуют напоследок что-то сообразить о смысле жизни и как-то закрепить свой маленький положительный след в эпохе. Они вряд ли станут жить покалеченными. 02.06.2003: Я снисходительно отношусь ко всем "интуичащим", что бы из них ни перло. Они не виноваты почти ни в чем, потому что не отвечают за то, что варится в их подсознании. Всякие "ингредиенты" в эти их внутренние котлы откуда только ни валятся. Ну, выплескивается потом наружу всякая муть: непонятно какая, непонятно к чему. Значительная мутность этой мути свидетельствует о том, что ее "источник" ничего не приукрашал, не стремился выглядеть хорошим. Из этой мути иногда удается выхватить толковый кусочек, который заметно дополняет мою собственную довольно четкую схему, а то и вовсе оказывается краеугольным камнем для нового теоретического построения. За иного мутного я отдам десяток немутных (хотя, может быть, потом и пожалею об этом). Я и сам иногда пишу мутновато, но надеюсь, что в меру. Зато мне противны слишком расчетливые деятели -- которые сначала задаются какой-нибудь мелкой и гнусной целью, потом маскируют ее под более приличную, потом что-то под нее логически выстраивают. Впрочем, некоторые подделывают и муть. Конечно, мутный мутному рознь. Иной мутит так, что довольно быстро становится ясно, что ничего толкового у него не выловишь. А если и выловишь когда-нибудь, то работа по вылавливанию никак не окупится. 05.06.2003: Избитый киношный прием: один плохой держит хорошего сзади, другой собирается ударить его спереди, а хороший бьет ногами того плохого, что спереди, опираясь на того плохого, что сзади. Если бы я снимал комедию в своем стиле, у меня тот плохой, что сзади, выпустил бы хорошего в момент замаха, и хороший потешно плюхнулся бы и при этом наверняка сломал бы себе копчик. * * * Одни говорят: "Он любит только себя". Другие: "Он даже себя не любит". Третьи: "Как может он любить других, если не любит себя?" Слова, слова... Что толку объяснять простым натурам, что есть время любить и время ненавидеть? Что бывает разная любовь и что даже встречается любовь-ненависть? Если даже и разжуешь им -- не проглотят. Я говорю им "Брысь!", а они всё равно лезут ко мне со своими линеечками из двух-трех делений. И сколько же таких всюду... * * * Женщина, стучащая каблучками, как бы возвещает миру: "Эй, я здесь! Скорее обратите на меня внимание, потому что я здесь всего лишь мимоходом!" А вот и техническая идея: встраивать в каблуки "стучащие" устройства. В этом случае можно делать каблуки пошире и помягче, а стук будет всё равно. Нет, с такой головой и всё еще не богатый -- чепуха какая-то, ей-богу. 07.06.2003: Кольцевая автострада -- это вонючее кольцо вокруг города. С какой бы стороны ни дул ветер, выхлопные газы будут лететь на счастливых обладателей ватерклозетов. От прелестей городской жизни не будет спасения даже на окраине. Но есть и маленькая выгода: затрудняется доступ пеших городских засранцев к пригородным территориям. 09.06.2003: Нет, братцы, уж я не из тех чудаков, Что рвутся украсить ваш мир дураков. Скорей, я из тех, что сожгут этот мир. Зачем он мне нужен -- истертый до дыр?! 21.06.2003: Есть люди в принципе добрые, но не знающие, на кого обрушить свою доброту. К примеру, я сам. Я был бы рад полюбить весь мир, только за что? 22.06.2003: Нет истины, нет совершенства. Есть только более лживое и менее лживое, более ущербное и менее ущербное, более ошибочное и менее ошибочное. И есть дураки, верующие в истину и совершенство. Некоторые из них суетливые и потому докучливые. Но это, конечно, не отменяет благостности умеренного стремления к совершенству и истине. 26.06.2003: Я похож на лавочника?! Да я в жизни ничем не торговал, кроме чести и Родины! 27.06.2003: Человек в принципе не хороший и не плохой: он всего лишь слабый. А поскольку предаваться порокам много легче и приятнее, чем быть добродетельным, то он им и предается. По мере развития цивилизации пороки становятся всё разнообразнее, всё доступнее, поэтому человек становится всё порочнее. Чем богаче общество, тем больше погрязает оно в пороках. 28.06.2003: Можно считать, что женщина мажет лицо косметикой, красит воло- сы, становится на каблуки и т. д. не только для того, чтобы ввести в заблуждение мужчин относительно своих достоинств, но и для того, чтобы не портить своим видом пейзаж. То есть, она хотя бы отчасти не лжет, а заботится о благе других. Впрочем, если при этом она оказывается очень хороша собой -- пусть и обманчиво -- то женщины бесятся от зависти, а мужчины -- от того, что не могут до нее добраться. Так что какое уж тут благо... 02.07.2003: Модералисты могут победить и в силу естественного отбора: через вымирание и взаимное истребление их неумеренных оппонентов. Поэтому модералисты обычно должны спокойно относиться к бедст- виям, поражающим то или иное общество, и видеть в этих бедствиях процесс отсева тех, кто не хотят или не умеют жить умеренно и вообще благоразумно -- так, как единственно приемлемо в условиях современного мира. Не мытьем, так катанием. 04.07.2003: По-видимому, разные виды любви являются в какой-то степени взаимозаменяемыми -- в части их воздействия на общее психическое состояние. Например, любовь к представителям другого пола успешно разменивается у некоторых на любовь к Родине, к нации, к Богу. 29.07.2003: Когда я говорю, что белорусская толерантность -- это хорошо, я имею в виду не ту толерантность, которая идет от неспособности возразить, обусловленной отсутствием своего мнения или просто бессилием, а ту, которая идет от способности властвовать собой, то есть иногда и сдерживать свое неприятие (или даже свою нена- висть) в уверенности, что так будет лучше. * * * Антисоветское у сатирика Михаила Афанасьевича Булгакова -- это товарищ Швондер (повесть "Собачье сердце"). Поэтому оно не воспринимается как антирусское. Правда, у Булгакова среди отрицательных советских персонажей есть и товарищ Вознесенская, из-за чего Булгаков не выглядит и антисемитом. Антисоветское у сатирика Григория Израилевича Горина -- это товарищ Ворошилов и товарищ Сталин (пьеса "Счастливцев-Несчастливцев"). А товарища Кагановича и товарища Мехлиса среди отрицательных советских персонажей у него нет. А Сталин, между прочим, -- это не просто грузин, а признанный русскими вождь. Поэтому антисоветское от Горина воспринимается как антирусское. 30.07.2003: Если я говорю, что Сидоров -- программист, это еще не значит, что Сидоров большой программист. Если Сидоров большой програм- мист, это еще не значит, что от Сидорова есть большая польза: вполне возможно, что он обильно кропает профессионально-изощрен- ную ерунду. Аналогично с патриотами: сказать, что такой-то -- патриот, это не сказать почти ничего. Некоторые так своеобразно любят Родину, что ей было бы лучше как-то избавиться от их удушающих объятий. 01.08.2003: Древняя Греция выглядит удивительным островом культуры в море варварства только при условии, что сосредоточишь на ней свое внимание. На самом же деле островов культуры было множество: Египет, Месопотамия, какие-то государства в Индии и т. п. Их культуры представляются не такими величественными, как греческая, может быть, лишь потому, что мы наследовали не им -- и мыслим не в их понятиях. Не исключено, что у них даже были свои великие литературы, которые до нас не дошли, потому что когда-то прекра- тилось переписывание. А теперь иной профессоришка рассуждает: вот ведь были народы, которые строить умели, а книги писать не любили совсем. * * * Если, скажем, в кино показывают, что человек, являющийся по разным признакам дегенератом, то есть в некотором смысле врагом, совершает хорошие поступки, то причиняют большой вред, поскольку размывают образ врага -- представление о комплексе взаимосвязанных порочных качеств и их характерных проявлений. Разрушают простые и довольно надежные правила определения, кто "свой", а кто "чужой". Конечно, люди с дегенеративными наклонностями иногда и в самом деле поступают хорошо (по ошибке, из-за случайного шевеле- ния чувств или вследствие того, что они еще деградировали не вполне), но это не отменяет правила. Если они не совсем вырожден- цы, то надо их подтягивать (им подтягиваться) к норме, а не рас- тягивать норму. Среди прочего, жесткое соблюдение правила укреп- ляет моральный барьер перед "падением" у людей, склонных к деградации -- полудегенератов и просто слабых. * * * Сказать про человека, что он умный, значит почти ничего не сказать про его ум. Решающее значение имеет направленность ума. Если ум направлен не лучшим образом, никому не станет теплее от того, что он в своем роде довольно развит или даже велик. 04.08.2003: Неправедный суд бывает для общества еще полезнее праведного, потому что осмотрительные люди стараются не совершать ничего даже сколько-нибудь похожего на то, что могло стать поводом для судебного разбирательства. * * * Я думаю, что для многих в политике та или иная ключевая идея является лишь поводом сбиться в косяк, а выгоды от объединения получаются независимо от того, реализуется эта идея или нет. Люди собираются в партии не только для того (а иногда и НЕ СТОЛЬКО для того или даже ВОВСЕ НЕ ДЛЯ ТОГО), чтобы воплощать в жизнь заяв- ленные в их программах цели. А если эти цели все-таки оказываются со временем в какой-то своей части реализованными -- что ж, к этому как-нибудь приспосабливаются. 09.08.2003: Продолжение о деструктивном кино. Дурные примеры так и сыплются. Последний просыпавшийся на меня пример -- американский боевик "Турбулентность: тяжелый металл". В этом фильме "рок-звезда" -- законченный выродок, косящий под сатаниста, с замалеванной белым физиономией -- спасает на пару с "крутым хакером" набитый пассажирами самолет Боинг-747. Правда, пассажиры эти -- поклонники "рок-звезды", собравшиеся на воздуш- ный рок-концерт, так что мне подумалось, что было бы лучше угробить их, а не спасать. Возможно, положительный эффект от этого был бы настолько велик, что даже оправдал бы утрату самолета. Я досмотрел фильмец до конца -- в исследовательских целях. Теплилась слабая надежда, что "рок-звезда" под конец раскается: помоет физиономию, подстрижется и т. д. Как бы не так: все раскаяние свелось к тому, что он, сев в первый раз за штурвал самолета, сорвал с себя сатанинский символ и один раз сказал "Боже, помоги!". А "крутому хакеру" и вовсе собралась отдаться на радостях агентка ФБР. В общем, среди фильмов, интенсивно размыва- ющих понятия добра и зла, этот -- в числе выдающихся. Кстати, фильм "крутили" не где-нибудь, а по "столичному телеви- дению", возглавляемому одним из любимцев местного всенародноиз- бранного. Хотел добавить -- "тоже законченным выродком в своем роде", но задумался о юридических последствиях. А вдруг?! Вдруг это все-таки напечатают?!! Такое впечатление, что приближается "время убивать": или "мы" (я и Сергей Кара-Мурза, по крайней мере) начнем "их" отстрели- вать, или "они" утопят всех в мерзости. Какая-то из моих "книг обо всем", возможно, будет названа "Записками смертника": однажды я твердо встану на этот уже понемногу предвкушаемый страшный путь и пойду по нему до конца -- попутно описывая и публикуя всякие возникающие при этом впечатле- ния и соображения. * * * Во французских, американских, итальянских фильмах, случается, изображают немецких военных смешными недоумками. В советском кино такое встречалось только в глупых фильмах 1940-х, которых при моей жизни уже, можно сказать, не показывали. Советская серьез- ность в отношении немцев обусловливалась то ли стремлением потор- жественнее представлять "великий подвиг советского народа", то ли тем, что чудовищные жертвы не располагали к шуткам. Но мне дума- ется, что имело место еще и чувство приличия, тем более что ГДР была в союзниках. А может, и "русский характер" давал себя в этом знать. Но не парадоксально ли, что у тех, кто имеют больше осно- ваний для неприятия немцев, это неприятие почти отсутствует? Мой бельгийский приятель Andre Paulet рассказывал, что в детстве ехал как-то с отцом на автомобиле, и им пришлось затормозить возле немецкой машины то ли перед шлагбаумом, то ли перед светофором, так его отец едва выдержал это короткое соседство. А ведь он даже на фронт не успел попасть, а только побывал с военным эшелоном на вокзале под бомбежкой. 15.08.2003: Я еще не настолько деградировал, чтобы умиляться электрической зубной щеткой. 21.08.2003: Кто-то там в какой-то своей книжке хвастался своим способом избавления от тараканов: он мысленно попросил их уйти, и они послушались. Когда-то я чуть ли не завидовал этому человеку: какая сила влияния! А теперь мне думается, что он попросту сплавил их соседям, то есть переложил на тех свою проблему. К тому же тараканам наверняка всего лишь не понравился какой-нибудь новый запах. 08.09.2003: Комментарий к подписям "Курение опасно для вашего здоровья" на рекламе табачных компаний. Табачные компании -- это предприятия, основной деятельностью которых является борьба с курением. Чтобы постоянно напоминать людям о табачной угрозе, они развешивают плакаты с образцами вредной продукции и соответствующим предуп- реждением. Кроме того, они производят в огромном количестве и широко продают образцы этой продукции, чтобы каждый мог ознако- миться с ними и знал, от чего себя защищать.

Возврат в оглавление