В противофазе

6. Люди, которых я жалею.

6.1. Отвечающие "к чёрту".

Мне говорят "ни пуха ни пера" и ждут, что я отвечу "к чёрту". А вот как бы не так! Я не устройство с кнопочками, которое выдает тот или иной сигнал в соответствии с тем, какую кнопочку нажали. Конечно, я отвечаю "пожалуйста" на "спасибо" и т. д. и вообще стараюсь маскировать свои странности, но кое-что оказывается для меня слишком большим компромиссом, и я бунтую. Моя неспособность отвечать "к чёрту" (или способность не отве- чать) проявилась уже лет 20 назад и с тех пор держится. Я сторонился этого "к чёрту" из-за его стандартности, а не из-за какого-то своего особого отношения к чертям. Дело не в чертях, а в моем остром нежелании катиться по наезженной колее. Я более-менее помню тот случай, когда я в первый раз отказался чертыхнуться. Это было в разговоре с моим научным руководителем М. О. Я просто сказал "спасибо", чтобы не быть совсем уж невежли- вым, а он меня поправил. Он давно уже доктор наук, а я все еще никто. Впрочем, это с какой стороны посмотреть. Я вот-вот громых- ну на целую эпоху (или, может, уже громыхнул, но пока это еще не до всех дошло), а он, наверное, по-прежнему посылает кого-то к чёрту. Вы, любители упоминать пух и перья и ожидающие стандартных ответов на свои стандартные реплики! Иногда вам доводится споты- каться о таких людей, как я, но вы даже не способны сообразить, какая редкая возможность при этом вам выпадает. Ведь это почти то же, что столкнуться в переулке нос к носу, скажем, с Аристотелем, Магометом или Наполеоном. Вам бы постараться рассмотреть нас украдкой, чтобы подметить какие-нибудь особенности, определяющие наше величие и впоследствии с восторгом рассказывать о них современникам и потомкам. Впрочем, вам эти особенности, наверное, и не заметны, и не нужны.

6.2. Правдолюбы.

Большинство людей умеренно подличает, и каждого из них можно в чем-нибудь небезосновательно обвинить. Только что толку? Но нет, кому-то вдруг приходит в голову, что с этим надо покончить, причем в качестве первого объекта приложения усилий он выбирает не себя, а конкретного ближнего, и требует от него покаяния в таких-то грехах во что бы то ни стало.

6.3. Туристы.

Я имею в виду всех этих чудаков с рюкзаками, месящих кедами грязь на малохоженных тропах. Всякие пейзажи -- это, конечно, хорошо, но если подумать об усилиях, которые надо потратить, чтобы до них добраться, то отпадает всякая охота. Лучше я в соседний лес пойду, найду там незагаженный уголок и посижу немного, глядя из-под деревьев на облака. К тому же чем больше придурков таскается по нехоженным местам, тем меньше нехоженности. Говорят, кое-где уже столько первопро- ходцев, что даже с дровами проблема. Вдобавок меня ужасает мысль, что придется целыми днями пребы- вать в компании абсурдизированных суетливых личностей. Ладно бы никем не занятых женщин. Если я куда-то и попрусь, то исключи- тельно в одиночку. А еще мне нет нужды украшать себя подвигами: моя каждодневная жизнь уже сама по себе есть подвиг. Иначе говоря, их источник удовольствия меня вовсе не привле- кает. Я тяготею к совсем другой форме аддикции.

6.4. Интеллектуалы, зарабатывающие самостоятельно.

Иногда человек с сильным, творческим, независимым умом решается порвать с "конторами" и начать кормиться в качестве "свободного художника". При этом он полагает, что сможет более полно реали- зовать себя и заодно выиграет в доходах. Ничего хорошего из этого обычно не получается. Любой волосатый тщедушный сопляк, освоивший малый круг операций в фирме, которая оказалась "в струе", и способный только на то, чтобы быть винтиком в чужом механизме, оказывается с более значительным заработком и притом не особенно напрягает голову. А наш интеллектуал рвется изо всех сил, чтобы себя прорекламировать, пускает пыль в глаза, выламывается под сверхчеловека, вцепляется в любую возможность, а, главное, порою запросто грешит против истины -- но всё равно, как правило, висит на волоске и едва сводит концы с концами. В довершение этой неприглядной картины "сухой осадок" его коммерциализированного творчества оказывается очень незначительным, потому что должной широты и смелости в творческом произведении можно достигнуть лишь при условии, что не очень стремишься его продать. Имитировать серьезную деятельность можно и в "конторе", и вне "конторы", но вне "конторы" при этом надо выдавать хоть какой-то продукт, а в "конторе" можно обходиться даже без этого.

6.5. Игроки.

Игры приблизительно делятся на развивающие и замещающие. Раз- вивающие усиливают или поддерживают какую-то нужную способность, замещающие подсовывают искусственный источник удовольствия вместо естественого. Деление -- относительное. Если игра перестает развивать конкретного игрока, но по-прежнему его привлекает, она становится для него замещающей. Впрочем, игрок старается думать, что она его всё ещё развивает. И находит в пользу этого множество весомых аргументов. В настоящее время появилось множество игр, подменяющих довольно большой кусок окружающего мира. В таких играх искусственно (из- вращённо) удовлетворяется сразу много потребностей. В них можно погружаться "с головой" и надолго. В результате матёрый игрок превращается в живой интеллектуальный труп: в человека, у кото- рого основной комплекс интересов лежит в "другой реальности", а на первую, настоящую реальность приходится так мало внимания и сил, что она приходит в упадок. Можно указать игроков, хорошо отличившихся вне игры. Александра Пушкина, к примеру. Но он увлекался простой карточной игрой, ко- торая отнюдь не представляла для него "виртуального мира". Что же касается современных "виртуальщиков", то они -- потерянные для общества люди. Впрочем, поскольку есть множество людей, которых обществу было бы лучше потерять, то захватывающие игры могут быть очень полезными, если применять их целенаправленно: против лиц с преступными наклонностями и т. п. При этом надо тщательно следить чтобы не было возбужденно-радостной неизбирательной пропаганды со стороны тех, кто одной ногой уже в "виртуальной реальности", а другой -- еще на этой грешной земле. Надо либо удерживать людей от игр, либо сталкивать их в "виртуальность" целиком. Получится своеобразный игровой концлагерь, из которого "заключённые" не захотят выходить. * * * Для власть имущих лучше и ситуации придумать нельзя, чем когда все граждане расписаны по аддикциям: этот любит смотреть футбол, а тот и сам пинает мяч в свободное время; этот числится в патрио- тическом клубе и обустраивает могилы безымянных воинов, а тот числится в клубе еврейской культуры и обустраивает могилы знаме- нитых раввинов; кто-то воображает себя рыцарем, кто-то -- скаутом, кто-то -- юным пожарником. До политики никому нет дела: какая к чёрту политика, когда не хватает времени даже на семью и работу?! А что на выборы люди не ходят, так это ерунда: эта проблема -- хе-хе -- успешно решается давно известными способами.

Возврат в оглавление