Средневековые символы в культуре Запада

4. Рыцарь.

Высмеянный в известной книге Сервантеса (про которую почти все знают, но которой почти никто полностью не читал), расстрелянный из аркебуз и пушек, он, тем не менее, благополучно пережил в массовом сознании несколько сменивших одна другую довольно бурных эпох и ворвался в XXI век в своих прежних сверкающих доспехах, с развернутым знаменем.
Блистательные всадники, появляющиеся на гребне горы в лучах утренней зари.
Кадр из фильма "Две башни".
Анатоль Франс пишет об эпохе рыцарства ("Леконт де Лиль, во Французской академии"): "Были люди, творившие, конечно, много зла, -- ибо невозможно жить, не причиняя зла другим, -- но творившие еще больше добра, полтому что именно они подготовили тот лучший мир, благами которого мы ныне пользуемся (...) Они возвели на высшую ступень героизма военную доблесть -- основную человеческую добродетель, до настоящего времени являющуюся оплотом всякого общественного строя. Они принесли в мир то, чем он может, пожалуй, гордиться больше всего: рыцарский дух. Они были жестоки, об этом я не забываю, но я преклоняюсь перед жестокими людьми, которые чистосердечно стараются установить на земле справедливость и путем великого насилия совершают великие дела."
Всадники Рохана.
Кадр из фильма "Две башни".

4.1. Феномен рыцаря.

Хорошо обученная дисциплинированная пехота в среднем сильнее хорошо обученной дисциплинированной конницы, плохо обученная и недисциплинированная -- в среднем слабее. Римляне понимали это, и у них была самая дисциплинированная пехота, а конница выполняла вспомогательные функции. Всадник может быстро передвигаться на большие расстояния и пользоваться более тяжёлым вооружением, но что ему делать, когда он доскакал до строя пеших воинов, прикрывшихся щитами и выста- вивших вперёд копья или даже упёрших их тупыми концами в землю? Особенно если из-за первых двух-трёх шеренг этих воинов следующие шеренги стреляют из луков. Пешему стрелять удобнее, чем конному. Пеший имеет возможность поднять уроненное оружие. Пешего не сбросит лошадь. Ему не надо никем управлять, кроме себя. И т. д. Таким образом, в Европе на закате Римской империи всадник полу- чил преимущество перед пехотинцем (и удерживал его в течение почти тысячи лет) не вследствие развития вооружения всадника и появления подходящих пород лошадей, а вследствие снижения уровня организованности пехотинца (чему положила начало варваризация римской армии). Конница стала удачливее, а значит, и престижнее пехоты. Самые сильные и агрессивные стали отдавать предпочтение коннице, ещё более ослабляя пехоту. Сложилось новое устойчивое положение, изменить которое удалось только после появления огнестрельного ружия. Рыцарское войско немного "первичнее" феодальной организации общества, но в основном оба эти феномена развивались во взаимо- обусловленности. Из книги Жоржа Дюби "Европа в Средние века" (гл. "Год одна тысяча"): "Рыцарь заботится о том, чтобы потешить свое тело. Слу- жба, которую он несет, позволяет ему проводить время в удовольст- виях, одновременно развивающих силу и упражняющих ловкость. Он охотится -- и вот леса, огромные лесные просторы, отданы целиком этой забаве аристократов, здесь запрещены корчевание и распашка. Он пирует, набивает утробу мясом дичи, в то время как простой люд мрет с голоду; пьет лучшие вина, поет и веселится с товарищами -- и при этом вокруг каждого сеньора все теснее сплачивается группа вассалов, задиристая компания, требующая все новых развлечений. И в первую очередь главного развлечения -- войны. Лететь в атаку на добром коне рядом со своими братьями, родичами, друзьями. Часами напролет, в поту и пыли, с боевым кличем на устах рубиться, демон- стрируя всю мощь, заключенную в твоих руках. Сравняться с героями эпоса, повторить подвиги своих предков. Одолеть противника, пле- нить его и потребовать выкуп. А иногда, в упоении битвы, не сдер- жаться и убить врага. Опьянение от резни, от запаха крови... Весь день сражаться, а вечером озирать поле, усеянное мертвыми телами, -- такова реальность XI века." "Он грузен, плотен, широкоплеч; цену имеет лишь мощное тело -- и сердце. Но не ум: научиться грамоте -- значит повредить душу. В войне или турнире, который служит ей заменой и позволяет к ней готовиться, видится главное деяние рыцаря, придающее смысл его жизни. Это игра, в которой он рискует всем: самой жизнью и даже тем, что ценится дороже жизни -- честью. В этой игре выигрывают лучшие. Они возвращаются, нагруженные богатой добычей и потому щедро и беззаботно сеющие вокруг себя удовольствия. В Европе XI века господствует именно такая система ценностей, целиком осно- ванная на стремлении отбирать и раздавать, на насилии и соперни- честве." * * * "Закованные в броню" рыцари вовсе не были так надёжно защищены, как это представляется некоторым современным писателям. Вдобавок рыцарские доспехи, кое-что прибавляя в боевых возможностях, кое- что и отнимали: манёвренность, поворотливость, возможность обзора (при опущенном забрале). В области соревнования вооружений на любое средство вскоре находится противодействующее средство, так что достигнуть эффек- тивного применения первого средства становится возможно лишь при определённых условиях, обеспечить которые бывает не очень легко. Поэтому и рыцарское вооружение очень быстро встретило ДОСТАТОЧНЫЕ средства противодействия со стороны пехоты. Против рыцарей были эффективны топор, клевец, молот, протазан, алебарда, двуручный меч и т. п. Шлем в некоторой степени защищал голову, но если по нему сильно ударяли, то, какой бы он ни был прочный, носивший его человек мог получить сотрясение мозга или хотя бы оказывался "ошеломлён" так, что потом несколько секунд или минут приходил в себя. Кольчуга не защищала от удара: можно было поломать человеку руку или рёбра, не повредив кольчуги. Броня спасала от не вполне достишего цели или нанесённого не в полную силу удара, но не более того. Если было очень трудно справиться с восседающим верхом рыцарем, справлялись с его лошадью: били её по ногам. А падение с лошади могло для рыцаря кончиться вывихом или переломом, не только несмотря на доспехи, но даже как раз из-за них. Таким образом, рыцари были малоуязвимы и побеждали главным об- разом не благодаря своим дорогим и сложным доспехам, а благодаря выучке, агрессивности и мускульной силе, а также своей репутации отличных воинов. Доспехи были очень хороши лишь в бою с неподго- товленным и слабовооружённым противником, то есть, к примеру, при разгоне толпы бунтующих простолюдинов. Можно сказать, доспехи бы- ли средством защиты не только потому, что останавливали удар, но и потому что заставляли неподготовленного противника чувствовать страх перед воинами. Защищали как знак принадлежности высшему сословию. * * * Атрибуты рыцаря: меч, конь, щит, копье, герб, девиз, рог, знамя, оруженосец, замок. КОНЬ. Наряду с мечом он необходимый атрибут рыцаря (не может быть рыцаря без коня). Он верен хозяину и иногда даже спасает его. Рыцарь чувствует некоторую вину перед конем за то, что подвергает его опасности и вынуждает перенапрягаться. ЩИТ. Важное добавление к мечу и копью. Форма и роспись щита имеют знаковую функцию. Щит -- символ защиты, слово "щит" -- метафора со значением "защита". ГЕРБ. Изображение в рамке, повторяющей форму какой-нибудь разновидности щита. Представляет собой личный знак рыцаря. Может изображаться на воротах замка, на знамени, на карете, на личной печати рыцаря, на одежде слуг, на посуде и т. п. Элементы и цвета герба имеют некоторое объяснение. При посвящении в рыцари чело- века незнатного рода (то есть при основании нового рыцарского рода) новоявленный рыцарь получает от короля герб и девиз, а иногда и фамилию. ДЕВИЗ. Выражает правило, которым рыцарь руководствуется, или качество, отличиться которым рыцарь стремится. КОПЬЕ. Оружие, посредством которого обычно начинается бой. Копье рыцаря тяжелее копья пехотинца, хотя в бою удерживается одной рукой. Единственный способ применения копья -- ударить им на скаку в противника. Другое значение слова "копье" -- группа из трех человек: рыцаря, его оруженосца, лучника. (Современное содержание символа "копье" отражено в выражении "free lance", иногда "freelancer". Это выражение переводится как политик, не принадлежащий ни к какой партии, или журналист, не связанный с определенной редакцией.) РОГ. У каждого рога -- свой голос. У каждого рыцаря -- своя манера трубить. Таким образом, по звуку рога можно определить, кто подает сигнал. Прибывший к замку рыцарь звуком рога оповещает стражника, чтобы тот опустил мост, отворил ворота. Столкнувшись с превосходящими силами противника, рыцарь посредством сигнала из рога вызывает подмогу.
Боромир успел протрубить в свой рог.
Кадр из фильма "Братство кольца".
ЗНАМЯ. Знак предводителя отряда. Цепляется на копьё. Может быть прямоугольное, раздвоенное, треугольное (вымпел). На знамени -- рыцарский герб. Первейшее назначение знамени -- показывать, где центр занимаемой позиции или где место сбор рассеявшихся бойцов. Сигнал сбора подается посредством рога. Если знамени больше не видно, надо сдаваться, или бежать, или принимать героическую смерть. Другое значение слова "знамя" -- отряд из 400-600 "копий". В Речи Посполитой такой отряд назывался "хоругвь" ("знамя"); соответственно командир назывался "хорунжий" (полков- ник). ОРУЖЕНОСЕЦ. Помощник, слуга и, возможно, ученик рыцаря. В последнем случае -- благородного происхождения. Есть устойчивое выражение: "верный оруженосец". Оруженосец имеет более легкое вооружение, чем рыцарь и нередко принимает участие в бою в качестве вспомогательной силы -- во второй шеренге. В походе возит запасное оружие рыцаря и водит его запасного коня.
Предводитель.
Кадр из фильма "Две башни".
* * * Не всякий рыцарь является землевладельцем, имеет замок. Беззе- мельный рыцарь живет в чужом замке и входит в постоянный воору- женный отряд сеньора. Он может странствовать в поисках достойного сеньора или возможности совершить подвиг, наниматься в качестве офицера к горожанам, разбойничать, участвовать в крестовом походе. * * * О "рыцарском кодексе". Он включал в себя приблизительно следую- щие принципы: 1. Хранить верность своему сюзерену. 2. Заботиться о своих вассалах, вообще о своих людях. 3. Защищать слабых. 4. Защищать справедливость. 5. Оказывать уважение тем, кто его заслуживает. 6. Быть скромным. 7. Быть смелым. 8. Стремиться к совершению подвигов. 9. С готовностью переносить тяготы войны. 10. Служить прекрасной даме. 11. Беречь и защищать свою репутацию. Не позволять никому прене- брежительного отношения к себе. 12. Быть верным своему слову. 13. Держать дистанцию между собой и "чернью". 14. Проявлять "классовую солидарность": защищать других рыцарей от "черни", даже если они -- противники. 15. Разрешать споры с другими рыцарями посредством честной дуэли. Не нападать на них сзади. Предупреждать о нападении. 16. Не прибегать к обману, к хитростям. Побеждать силой и отвагой. 17. Быть милосердным. Не применять насилия сверх необходимости. 18. Защищать церковь и веру. И др. Рыцарь хранил верность сюзерену не потому, что испытывал радость от своего подчинённого положения, а потому что благодаря этому выстраивалась дееспособная иерархия, предводитель которой получал возможность направить её мощь на вершение великих дел. Хотя рыцарь был подготовлен к тому, чтобы сражаться в одиночку, даже один против многих, обычно он реализовывал себя в составе группы, отряда, армии. Управляемость вооружённой массы рыцарей обеспечивалась принципом верности сюзерену. Практический смысл "рыцарского кодекса" сводился к двум вещам: 1) к выражению идеальной роли рыцарства в обществе (защита страны и поддержание порядка в ней); 2) к смягчению внутренних конфликтов в среде рыцарства. Кодекс регламентировал в основном отношения в пределах "благо- родного сословия". В отношениях с "чернью" и с "нехристями" было можно (и зачастую было практически необходимо) действовать без значительных моральных ограничений. Конечно, встречалось немало рыцарей, которые "церемонились" и с чужими, и встречалось немало рыцарей, которые не щадили и своих. Идеал же требовал равного отношения ко всем.
Архангел Михаил в рыцарском вооружении.
1496-1500 гг. Художник Пьетро Перуджино. Национальная галерея в Лондоне.
Людовик XIV в доспехах. Даже это изнеженное ничтожество в парике и лентах тоже хотело выглядеть рыцарем.
1701 г. Художник Гиацинт Риго. Музей Прадо в Мадриде.

  Чем рыцарственнее воин, тем труднее ему побеждать. Его рыцарс-
кое великодушие способны оценить только ему подобные (а их немно-
го), прочие же больше склонны пользоваться этим великодушием в 
своих гнусных целях. Вообще, чем более человек честен, тем он бо-
лее одинок, тогда как подлецы охотно сбиваются в шайки, в которых 
проявляют склонность оказывать поддержку друг другу, поскольку 
это дает им непосредственную выгоду.

4.2. Знаменитые рыцари.

Лоэнгрин. "Рыцарь Лебедя". Один из рыцарей братства Святого Грааля. Сын Парсифаля. Жил якобы во времена Генриха Птицелова (X век). Легенда о Лоэнгрине такова. У герцога Брабантского была дочь Эльза, очень красивая. К ней сватался знатный рыцарь Фридрих Тельрамунд, но она отказала. Вскоре герцог умер. Отвергнутый рыцарь заявил, что покойный герцог обещал ему руку дочери. В доказательство правдивости своих слов рыцарь поклялся на своем мече. Эльза, в свою очередь, поклялась всеми святыми, что рыцарь лжёт. Дело зашло в тупик. Король Генрих I Птицелов приехал в Брабант, чтобы разобраться, и предложил выяснить истину с помощью Божьего суда: Эльза должна была найти себе защитника, который сразился бы на ее стороне с Фридрихом Тельрамундом. Бог дарует победу тому, кто прав. Ранним утром народ собрался на берегу реки Шельды возле старого дуба, известного как Древо правосудия, смотреть поединок. Но никто не захотел рисковать ради девушки. Эльза заплакала и стала молиться. На реке показа- лась золотая лодка, влекомая белым лебедем. В лодке стоял рыцарь в светлых доспехах. Ступив на землю, рыцарь заявил, что готов быть защитни- ком Эльзы. Бой длился недолго. Поверженный Фридрих фон Тельрамунд запросил пощады. Победитель даровал ему жизнь. Король сказал, что было бы справедливо, если бы рыцарь Лебедя возял в жены девушку, которую защитил. Эльза подала рыцарю руку, но тот сказал: "Я полюбил тебя, но стану твоим мужем лишь при условии, что ты поклянешься никогда не спрашивать о моем имени". Эльза поклялась. Сыграли свадьбу. Через год Эльза родила сына. Знатные женщины пришли ее поздравить. Среди них была Урсула. Когда-то рыцарь Лебедя победил ее мужа на турнире, и она стремилась отомстить. Она сказала Эльзе: "Судьба твоего сына незавидна, благородная Эльза. Что ответит он, когда его спросят, как звать его отца и какого он рода?" Эльза ответила на это: "Пусть неизвестно имя отца моего сына, зато всем известна его слава". Тем не менее, беспокойство стало часто посещать ее, и однажды она, не выдержав, задала мужу вопрос о его имени. Рыцарь опечалился ю и сказал: "Ах, Эльза! Ты не сдержала своей клятвы, и теперь мы должны расстаться." Эльза зарыдала и стала просить прощения. Но рыцарь ответил: "Поздно! Я не властен над собой. С восходом солнца назову я свое имя перед всеми и покину вас навсегда." На рассвете следующего дня он вышел на берег Шельды. Рядом с ним стала плачущая Эльза. Пришли многие рыцари, прибыл сам король. Рыцарь Лебедя сказал следующее: "Прощайте! Пришло время разлуки. Знайте же, что я один из рыцарей святого Грааля. Имя мое -- Лоэнгрин. А мой отец -- Парсифаль. Рыцари святого Грааля приходят на помощь невинным и, выполнив свой долг, возвращаются в свое братство. Если рыцарь Грааля полюбит девушку, а она ответит ему взаимнос- тью, то он может остаться с ней. Но если девушка в нем усомнится и станет допытываться, кто он такой, должен он ее покинуть и навсегда вернуться в братство святого Грааля." После этого Лоэнгрин в последний раз обнял Эльзу и взошел на ладью. Когда ладья скрылась из глаз, Эльза умерла от горя. В 1848 г. Рихард Вагнер написал оперу "Лоэнгрин". * * * Годфруа, граф Буйонский (Godefroid de Bouillon). Дата рождения неизвестна, дата смерти -- 1100 г. Похоронен в Палестине. Точное местонахождение могилы неизвестно. В 1096 г. Годфруа IV из рода герцогов Нижней Лотарингии продал с согласия матери свой замок Буйон и его земли епископу Льежа, а вырученные деньги израсходо- вал на организацию похода в Палестину, имевшего целью "освобож- дение Гроба Господня". Самый выдающийся рыцарь палестинской эпопеи. После взятия Иерусалима в 1099 г. соратники предложили Годфруа корону новосозданного Иерусалимского королевства, но этот великий подвижник отказался и принял лишь титул Хранителя Гроба Господня. Короли стали править Иерусалимским королевством только после смерти Годфруа. В Брюсселе, на одной из главных площадей, есть величественная конная статуя Годфруа. Таким образом, он является национальным героем Бельгии.

                            *  *  *

  Жанна д'Арк (Jeanne d'Adc). Девушка-рыцарь. "Орлеанская 
дева." Родилась около 1412 г., сожжена на костре в 1431 г.
англичанами как еретичка. Народная героиня Франции. Крестьянка 
по происхождению. Имела религиозные видения и считала, что Бог
поручил ей спасти Францию. Лично участвовала в боях. В ходе 
Столетней войны 1337-1453 гг. возглавила на короткое время
французскую армию. В 1429 г. освободила Орлеан. В 1430 г. в
результате предательства попала в плен к бургундцам и
впоследствии продана ими англичанам. Англичане обвинили её в
колдовстве и организовали церковный суд (документы судебного
процесса сохранились до настоящего времени). Французский король,
обеспокоенный популярностью Жанны, не захотел спаасти её. Казнь
состоялась в Руане. В 1456 г. провели новый судебный процесс,
на котором её реабилитировали. В 1920 г. причислена к лику
святых.
Статуя Жанне в Орлеане.
Автор -- Fouatier.

Единственный прижизненный портрет Жанны.
Автор -- Clement Fauquembergue.
Журнал парижского парламента.

  Марк Твен: "Самые благородные личности былых веков в значитель-
ной степена блекнут, а ореол их тускнеет, если смотреть на них с
точки зрения иных, позднейших времен; едва ли хоть один из людей,
прослававшихся четыре-пять столетий назад, мог бы выдержать про-
верку по всем пунктам, если бы мы стали судить о нем согласно
сегодняшним нашим взглядам. Но Жанна д'Арк -- личность исключи-
тельная. Ее смело можно мерить меркой любых времен. Согласно лю-
бому критерию и всем им взятым вместе, она остается безупречной, 
остается идеалом совершенства и вечно будет стоять на высоте, не 
досягаемой ни для кого из смертных."
  "Если вспомнить, что ее век известен в истории как самый гру-
бый, самый жестокий и развращенный со времен варварства, прихо-
дится удивляться чуду, вырастившему подобный цветок на подобной 
почве. Она и ее время противоположны друг другу, как день и ночь.
Она была правдива, когда ложь не сходила у людей с языка; она
была честна, когда понятие о честности было утрачено; она держала
сеое слово, когда этого не ожидали ни от кого; она посвятила свой
великий ум великим помыслам и великим целям, в то время когда
другие великие умы растрачивали себя на создание изящных безделиц
или на удовлетворение мелкого честолюбия; она была скромна и
деликатна среди всеобщего бесстыдства и грубости; она была полна
сострадания, когда вокруг царила величайшая жестокость; она была
стойкой там, где стойкость была неизвестна, и дорожила честью,
когда честь была позабыта; она была непоколебима в своей вере,
как скала, когда люди ни во что не верили и над всем глумились;
она была верна, когда вокруг царило предательство; она соблюдала
достоинство в эпоху низкого раболепства; она была беззаветно
мужественна, когда ее соотечественники утратили мужество и
надежду; она была незапятнанно чиста душой и телом, когда
общество, даже в верхах, было развращено до мозга костей, -- вот
какие качества сочетались в ней в эпоху, когда преступление было
привычным делом вельмож и государей, а столпы христианской
религии ужасали даже развращенных современников своей черной
жизнью, полной неописуемых предательств, жестокостей и
мерзостей."
  "Из всех личностей, известных светской истории, она, вероятно, 
является единственной абсолютно чуждой своекорыстыя." ("Личные
воспоминания о Жанне д'Арк сьера Луи де Конта, её пажа и секре-
таря")
На штурм!
Мила Йовович в роли Жанны д'Арк.

                            *  *  *

  Джованни Медичи. (Giovanni de Medici). Родился в 1498 г., 
умер от раны в 1526 г. Принадлежал младшей ветви рода Медичи.
Получил при рождении имя Лодовико. Отец -- Джованни Медичи, умер
вскоре после рождения сына. Мать -- Катерина Сфорца. Сын принял
имя отца, прошёл обучение военному делу и в дальнейшем воевал на
стороне папы Льва X, своего кузина, в 1516-17 гг. и 1521 г. Когда
зимой 1526 г. германский император Карл V вторгся папские владе-
ния, Джованни Медичи возглавил партизанскую войну против него и 
получил известность как командир "Чёрных повязок" ("Bande Nere") 
-- отряда, прозванного так за повязки, носимые его бойцами в знак 
траура по папе Льву X. В 1526 г. в кавалерийской атаке против
немцев под Мантуей был тяжело ранен пушечным ядром в ногу.
Началась гангрена, ногу ампутировали, но это уже не помогло.
...............................................................
...............................................................

4.3. Вырождение рыцарства.

П. фон Винклер: "До XIV столетия нет никакого различия между боевым вооружением и вооружением на турнире. Но с начала XIV столетия начинается постоянное разделение форм. Различие же в вооружении и оружии придает турниру совершенно своеобразную окраску, она теряет свой серьезный первоначальный смысл и незаметно становится бессодержательной игрой, для которой были установлены известные правила и которая не имела никакой связи с военным делом. Лишенный всякого основания турнир идет дорогой всех праздных забав. Вскоре обнаружилось стремление к наружному эффекту при возможно большей безопасности, и турнир становится наконец просто красивой комедией, несмотря на все усилия лучших людей того времени - Гастона де Фоа, Вильгельма IV Баварского, Максимилиана I, Альбрехта Ахилла Бранденбургского и др., которые пытались возвратить ему его прежнее серьезное значение." ("Оружие", гл. "Появление и развитие рыцарства")
Зал замка Лош (Loches). В этом зале в 1429 г. Карл VII принимал Жанну д'Арк.
Можно обратить внимание на малое количество вещей и украшений.

Фото из книги "Замки Луары".

  "Чем сильнее чувствовало ленное сословие свое могущество, тем 
сильнее стремился каждый упрочить в нем свое личное значение и
необходимость в себе. Такое преувеличенное стремление к самовоз-
вышению было причиной безмерно тяжелого вооружения; каждый хотел
быть не только героем, но и 'совершенно неуязвимым', отсюда
произошло то, что конные воины стали носить шлемы в виде горшка и
другие доспехи, совершенно не соответствовавшие ни климатическим
условиям востока, ни военной тактике восточных народов. Конный
воин был теперь совершенно безопасен от неприятельских ударов, но
зато его конь изнемогал под тяжестью и сам он был не в состоянии
подняться с земли без посторонней помощи. Оружие, подобно доспе-
хам, тоже увеличилось в весе; древко копья стало делаться толще,
меч тяжелее; копье, прежде управлявшееся свободно поднятой рукой,
теперь нужно было упирать в выемку наплечника, чтобы нанести
удар. И направление это продолжается до XIII столетия." (там же)
Большой приёмный зал замка Бриссак.
Жизнь благородного сословия через двести лет после Столетней войны.

Фото из книги "Замки Луары".


4.4. Умирание рыцарства.

В рыцарском идеале была ответственность за общество и даже за мир в целом, тогда как в оттеснившем его буржуазном -- только свобода, которая якобы обеспечивает благополучное саморегулиро- вание общества. А. И. Герцен: "Дворянство обязывало. Разумеется, так как его права были долею фантастические, то и обязанности были фантасти- ческие, но они делали известную круговую поруку между равными. Католицизм обязывал, с своей стороны, еще больше. Рыцари и верующие часто не исполняли своих обязанностей, но сознание, что они тем нарушали ими самими признанный общественный союз, не позволяло им ни быть свободными в отступлениях, ни возводить их в норму своего поведения. У них была своя праздничная одежда, своя официальная постановка, которые не были ложью, а скорей их идеалом. Нам теперь дела нет до содержания этого идеала. Их процесс решен и давно проигран. Мы хотим только указать, что мещанство, напротив, ни к чему не обязывает, ни даже к военной службе, если только есть охотники, то есть обязывает, per fas end nefas (правдой и неправдой) иметь собственность. Его евангелие коротко: 'Наживайся, умножай свой доход, как песок морской, пользуйся и злоупотребляй своим денежным и нравственным капиталом не разоряясь, и ты сыто и почетно достигнешь долголетия, женишь своих детей и оставишь по себе хорошую память.'" "Рыцарская доблесть, изящество аристократических нравов, стро- гая чинность протестантов, гордая независимость англичан, роскош- ная жизнь итальянских художников, искрящийся ум энциклопедистов и мрачная энергия террористов -- все это переплавилось и переродилось в целую совокупность других господствующих нравов, МЕЩАНСКИХ. Они составляют целое, то есть замкнутое, оконченное в себе воззрение на жизнь, с своими преданиями и правилами, с своим добром и злом, с своими приемами и с своей нравственностью НИЗШЕГО ПОРЯДКА." "Как рыцарь был первообраз мира феодального, так купец стал первообразом нового мира: господа заменились ХОЗЯЕВАМИ. Купе: сам по себе -- лицо стертое, промежуточное; посредник между одним, который производит, и другим, который потребляет, он представляет нечто вроде дороги, повозки, средства." "Рыцарь был больше ОН САМ, больше ЛИЦО и берег, как понимал, свое достоинство, оттого-то он, в сущности, и не зависел ни от богатства, ни от места; его личность была главное; в мещанине личность прячется или не выступает, потому что не она главное: главное -- товар, дело, вещь, главное -- СОБСТВЕННОСТЬ." "Рыцарь был страшная невежда, драчун, бретер, разбойник и монах, пьяница и пиетист, но он был во всем открыт и откровенен; к тому же он всегда готов был лечь костьми за то, что считал правым; у него было свое нравственное уложение, свой кодекс чести, очень произвольный, но от которого он не отступал без утраты собственного уважения или уважения равных." "Купец -- человек мира, а не войны, упорно и настойчиво отстаи- вающий свои права, но слабый в нападении; расчетливый, скупой, он во всем видит торг и, как рыцарь, вступает с каждым встречным в поединок, только мерится с ним -- ХИТРОСТЬЮ." ("Былое и думы", ч. 5, "Западные арабески", "Post Scriptum")
Доспехи последних рыцарей - крылатых гусар Речи Посполитой.
Музей замка Вавель, Краков.


Возврат в оглавление