Средневековые символы в культуре Запада

22. Другие средневековые символы.

Некоторые другие символы, выражающие Средневековье: принцесса, трубадур, священник, монах, монастырь, нищий, разбойник, золото, корабль, конь, крестовый поход, город, чума, смерть. ............................................................... ...............................................................

22.1. Корона.

Корона -- главный символ королевской власти и соответственно один из важнейших средневековых симолов. Чтобы стать королём, надо КОРОНОВАТЬСЯ. Претенденты на королевскую власть сражаются между собой ЗА КОРОНУ. Есть две основные разновидности королевской короны: ранняя (обруч с зубцами) и поздняя (шапка в виде двух выпуклостей). Обе имеют символическое представление. Возможно, первая происходит от венка римских императоров, вторая -- от головного убора римских пап. Короны были не только у королей, но также у королев, принцев, принцесс, герцогов, графов. Монарх мог иметь две короны: большую (для торжеств) и малую (для повседневного отправления власти). Изображение короны широко использовалось в качестве геральди- ческого символа. "В ранний период геральдики короны или княжеские шапки как знак высокого ранга или достоинства не использовались в функции декоративных элементов на гербах. Геральдическая корона, состоя- щая из обруча с 3 видимыми зубцами в форме листьев, только эпизо- дически служила с 13 в. знаком королевского достоинства и уже в 14 в. использовалась дворянами всех рангов в сочетании с украше- нием на шлеме вместо обвясла. С 16 в. выработалась схема короны в соттветствии с рангом носителя: королевская корона, корона великого герцога, герцогская, княжеская, графская корона и т. п. Её изображали покоящейся на верхнем крае щита. Как иерархическая корона нового рода королевская корона в геральдике изображалась с 9 видимыми зубцами и 5 видимыми дужками, скреплёнными сверху державой." (Х. Фенглер и др. "Словарь нумизмата")
геральдическая корона Разновидности геральдических корон. 16 - дворянская корона. 17 - корона самостоятельного правителя. 18 - корона графа. 19 - княжеская шапка. 20 - княжеская шапка. 21 - герцогская корона. 22 - корона великого герцога. 23 - старая королевская корона. 24 - королевская корона нового времени. 25 - корона императора Священной римской империи. 26 - тиара (головной убор римского папы). 27 - митра (головной убор епископа). Из справочника "Schlag nach!", 1939 г.
корона Священной Римской империи
Корона Священной Римской империи, 962 г.

дом Бетховена
Картуш на доме Бетховена в Вене.
  В сегодняшней Европе корона как элемент декорума обычно
означает претензию на высокое качество, ориентированность 
на состоятельных людей, поддержание традиции.
корона
корона
Корона в декоруме здания.
Вена. Большая корабельная улица, 4.
Корона на вывеске.
Вена. Хёрлштрассе.

Средневековье
Корона вместо двух точек над буквой "О".
Мёдлин, Австрия.


22.2. Крестовый поход.

Крестовый поход -- это акт подвижничества. Рыцарь отправляется в неимоверную даль, чтобы сражаться не за добычу, не за наслед- ство и даже не за свободу Родины, а за много более значительную ценность: за возвращение Гроба Господня христианскому миру. Можно сказать, за восстановление порядка во Вселеной: ведь это величайший абсурд, что Святая земля пребывает в руках иноверцев. Обретение Гроба Господня должно вдохновить христиан к вступлению на путь добродетели. Всякий человек станет лучше. Крестовый поход -- это рецепт всеобщего спасения. Это решение множества проблем, гнетущих общество. Й. Хейзинга: "Крестовый поход! Иерусалим! -- вот что было тогда величайшим политическим устремлением, неразрывно связанным с рыцарским идеалом. Именно так все еще формулировалась эта мысль, -- которая как высшая политическая идея приковывала к себе взоры европейских государей и по-прежнему побуждала их к действию. Налицо был странный контраст между реальными политическими интересами -- и отвлеченной идеей. Перед христианским миром XIV-XV вв. с беспощадной необходимостью стоял восточный вопрос: отражение турок, которые уже взяли Адрианополь (1378 г.) и уничтожили Сербское королевство (1389 г.). Над Балканами нависла опасность. Но первоочередная, наиболее неотложная политика европейских дворов все еще определялась идеей крестовых походов. Турецкий вопрос воспринимался не более как часть великой священ- ной задачи, которую не смогли выполнить предки: освобождение Иерусалима." "В этой мысли рыцарский идеал выдвигался на первое место: здесь он мог, должен был оказывать особенно устойчивое воздейс- твие. Ведь религиозное содержание рыцарского идеала находило здесь свое высшее обетование, и освобождение Иерусалима виделось не иначе как священное, благородное рыцарское деяние." ("Осень Средневековья", гл.VII. "Рыцарский идеал в войне и политике") * * * Выражение "крестовый поход" стало использоваться в отношении наступательных конфликтных действий особого рода: масштабных, имеющих целью облагодетельствование человечества, "священных", не допускающих компромисса с врагом. То, что оно к концу XX века вышло из употребления в политике, говорит не об успешном преодолении антагонизмов, а о мельчании политических деятелей.

22.3. Источник, колодец.

Взаимосвязь символов: ============= ============= ============= | | | | | | | замок |---| колодец |---| храм | | | | | | | ============= ============= ============= | | ============= | | | источник | | | ============= | | ============= | | | пещера | | | ============= Колодец под башней замка -- источник воды во время осады. В колодце может начинаться (или заканчиваться) замковый подземный ход. Таинство колодца соединяет таинства земли и воды. Бывают священные колодцы, волшебные колодцы. При средневековых храмах нередко имелись колодцы со святой водой. Колодец -- это почти вход в подземный мир. Заглядывать туда страшновато. Там вполне может обитать нечистая сила. Идиомы: священный источник, целебный источник. Возле источника будущие святые получают свои откровения. Пить воду из реки -- опасно, а кипятить ее -- хлопотно. Воду для питья берут из колодца или из источника. Всякий источник -- маленькое чудо: чистая, вкусная, а может быть, даже и целебная вода появляется прямо из-под земли.

22.4. Капюшон, плащ.

Средневековый капюшон, оставляющий лицо в глубокой тени, -- это для одних средство скрыть от себя мир, для других средство скрыть себя от мира. Из-под капюшона видишь только то, что хочешь, и показываешь свое лицо только тому, кому хочешь. Капюшон есть у плаща, у монашеской сутаны. Плащ с капюшоном обычно ничем не украшен. Он скрывает особенности человека, нивелирует его. Под темным плащом с капюшоном может оказаться и воин в блестящих до- спехах, и разбойник, уже приготовивший свой кинжал, и прекрасная женщина, и старая уродливая ведьма, и сама Смерть. Капюшон пугает и разжигает любопытство. А тому, кто им пользуется, он дает чувство защищенности. Капюшон -- знак особенных отношений с миром. Беспечный благополучный человек не станет натягивать на голову капюшон, если только его не принудит к этому непогода. Взаимосвязь символов: ============= ============= ============= | | | | | | | храм |---| монах |---| капюшон | | | | | | | ============= ============= =============
эльфы Воины-эльфы, пришедшие сражаться вместе с людьми против сил зла.
Кадр из фильма "Две башни".
Капюшоны остались, но ими мало кто пользуется. И никто не кута- ется в плащи. Современные капюшоны не дают глубокой тени на лицо, а если кто-то вздумает прятать свое лицо в глубокую тень специ- ально пошитого для этого капюшона, он привлечет внимание прохожих.

22.5. Могила, кладбище.

Привязанность человека к близким ему людям обычно настолько велика, что сохраняется и после их смерти. Мёртвый почти равен живому. То, как относятся к мертвецу, показывает, как на самом деле относились к человеку, когда он был жив; как воспринимают его дело и т. п. Могила на кладбище и памятник на ней -- это компромисс между стремлением уважить мёртвого (удержать при себе, защитить от растворения в вечности) и рациональными сообра- жениями (гигиеническими, экономическими). Смерть для средневекового человека, католика, означала послед- ний шаг к поворотному пункту его существования: к подведению итогов его земной жизни на Божьем суде. Смерть сама по себе, с точки зрения веры, была почти ничем, а нежелательной оказывалась лишь потому, что была связана со страданиями, порождала проблемы для родоственников и лишала возможности что-то ещё сделать для получения места в раю. Средневековый человек очень стремился умереть по правилам: с отпущением грехов непосредственно перед моментом кончины и с отпеванием после. Современный похоронный ритуал в Европе (не только церковный, но и светский) -- в основном наследие Средневековья. Из книги Жоржа Дюби "Европа в Средние века" (гл. "Смерть"): "Главным детищем искусства архитектуры в XIV веке является уже не собор и даже не дворец, а надгробный памятник. Как только семейство достигало определенного уровня благосостояния, его заботой становилось вырвать своих покойников из общей могилы, из этих с необычайной быстротой заполнявшихся трупами рвов, куда на телегах свозили останки неимущих. Семья заказывала фамильную усыпальницу, по примеру захоронений святых или королевской усыпальницы в аббатстве Сен-Дени, где лежали бы рядом муж, жена, дети, двоюродные братья и сестры. В большинстве случаев надгробие представляло собой простую могильную плиту. Однако ее следовало по возможности украсить изображениями усопших -- такими, какими их видели в последний раз во время траурной церемонии: лежащими на возвышении, в парадном одеянии, при оружии, если это рыцари, или коленопреклоненными перед Милосердной Богородицей, как в церкви -- мужчины справа, женщины слева. В любом случае можно было прочесть их выгравированные имена, их девизы, по которым их можно было опознать -- усопшие хотели быть узнанными. Они рассчитывали остаться в памяти, чтобы каждый знал, что они лежат здесь, и будут лежать до конца света, до воскресения мертвых."
Франкл
Надгробие писателя Людвига Августа Франкла, рыцаря.
Центральное кладбище, Вена.

готический склеп
Готический склеп.
Центральное кладбище, Вена.

  Кладбище и храм -- всегда вместе. Кладбище -- как бы продол-
жение храма. Земля кладбища -- священная, как и пространство 
внутри храма. Кладбище обычно располагают при храме. Или же
на кладбище строят храм. Знатных людей хоронят под полом храма, 
в крипте, в катакомбах под храмом, во внутренней или наружной 
стене, на земле под стеной храма.

могильная плита Могильная плита в полу церкви Святого Михаила, Вена.
надгробие Фрагмент надгробия в церкви Святого Михаила, Вена.
Взаимосвязь символов: ============= ============== ============= | | |захоронения | | | | пещера |---|в подземелье|---| храм | | | | под храмом | | | ============= ============== ============= Кладбищенская символика: черепа, скелеты, химеры, привидения.
король гномов Могила короля гномов.
Кадр из фильма "Братство кольца".

22.6. Корабль.

Корабль -- единственное средство добраться до острова. На кораблях отправляются паломники и крестоносцы в Святую Землю. На кораблях появляются викинги и сеют смерть. На кораблях хоронят скандинавских королей. Торговые империи венесуэльцев и генуэзцев существуют благодаря кораблям. Наконец, кораблю -- Ноеву ковчегу -- обязано человечество своим существованием. Большой длинный сводчатый зал в храме называется "неф" -- "корабль". Ковчежец -- ларец в виде корабля, используемый для хранения церковных реликвий. Корабль -- это после храма самое сложное сооружение Средневе- ковья. И это единственное средство более-менее надёжного и быстрого передвижения на дальние расстояния. Иначе говоря, он -- ключ к дальним странам и новым возможностям. На корабле можно плыть, куда захочешь, а значит, он -- средство обеспечения свободы. Он же иногда и единственное средство спасения. Взаимосвязь символов: ============= ============= ============= | | | | | | | храм |---| корабль |---| остров | | | | | | | ============= ============= ============= Управление кораблём требует больших познаний в мореходстве. Плавание на корабле предполагает здоровье, силу, дисциплину и волю. Таким образом корабль -- ещё и средство отбора лучших.
Credendo vides Сказочный корабль "Credendo vides".
Кадр из фильма "Путешествие 'Единорога'".
Влечение к парусному кораблю -- это влечение к простоте и свободе. Потому что, в отличие от поездов, самолётов, современ- ных океанских лайнеров и т. п., парусник не нуждается в особо оборудованных путях, портах с запасами топлива, ремонтных заводах, множестве разнообразных специалистов.

23. Вырождение и вымирание средневековых символов.

Вырождение символических элементов средневекового образа жизни: замок -> дворец меч -> шпага рыцарь -> придворный башня -> бастион ведьма -> сумасшедшая дракон -> динозавр пещера -> искусственный грот король -> президент храм -> молельный дом кладбище -> крематорий, колумбарий * * * О расставании со Средневековьем. Фульканелли: "Этот XVIII век -- эпоха аристократии и претензий на остроумие, придворных аббатов, напудренных маркизов, золотой век для учителей танцев, мадригалов, пасторалей; блестящий и порочный век, фривольный и до отвращения жеманный, он был роковым для готического искусства." "Увлеченные потоком декаданса, который при Франциске I стал парадоксально называться Возрождением, неспособные к символике Средневековья, художники начали производить безвкусные, ненасто- ящие, без эзотерической мысли творения." "Строители Средневековья обладали верой и скромностью. Неиз- вестные создатели отдельных творений, они созидали ради Истины, ради утверждения их идеала, рази передачи их знания. Строители же эпохи Возрождения, занятые своими эгоистическими побуждениями, созидали лишь для того, чтобы их имена сохранились в истории. Средневековье обязано своим великолепием оригинальности творений; Возрождение обязано своей славой рабской верностью копированию. В Средние Века -- мысль; в Эпоху Возрождения -- мода. С одной стороны -- гений; с другой -- талант. В готическом искусстве воплощение подчинено Идее; в искусстве Возрождения воплощение господствует над идеей и перечеркивает ее." "В этом антагонизм двух периодов, двух концепций, который объясняет неприятие эпохой Возрождения всего относящегося к готике." "Такая концепция была роковой по отношению к средневековому искусству, и именно она виновата в тех бесчисленных разрушениях, о которых мы сейчас так сожалеем." ("Тайны готических соборов", разд. I.IX) * * * Средневековое общество ВЯЗЛО в церемониале, религии, сословной организации, геральдизме. Современное общество ВЯЗНЕТ в рекламе, образовании, СМИ, спорте. Геральдика была "заскоком" Средневековья. Герб -- это символ, переразвившийся до степени абсурдности. Влечение к Средневековью нередко является проявлением абсурд- ности и формой аддикции. Реформация была избавлением от церемониала, Просвещение -- от религии, буржуазные революции -- от сословной организации и геральдизма. * * * Чтобы лучше понять разницу между Средневековьем и эпохой, пришедшей ему на смену, полезно сравнить музыку Иоганна Баха с музыкой Вивальди. Вторая не менее великолепна, чем первая, но она уже ДРУГАЯ. * * * Кавалерия оставаласть привилегированным родом войск вплоть до Первой Мировой войны. Когда уже во время этой войны кавалерийские полки, к примеру, немецкой армии переоформлялись по необходимости в пехотные, многие офицеры, не в силах выносить это падение с небес на землю, переводились в знак протеста в авиацию.

Возврат в оглавление