Аналитическая разведка

8. Организация аналитической разведки.

8.1. Структура службы.

Для разведывательной службы не годится застывшая структура, как для других учреждений. Разведка должна быстро приспосабливаться к новой ситуации и в органи- зационном, и в кадровом отношении. Х. Фельфе. "Мемуары разведчика" (гл. 2). Следует различать формальную структуру учреждения и его неформальную структуру. Организационная гибкость может дости- гаться не за счет изменений формальной структуры, а за счет создания неформальных и временных формальных групп параллельно жесткой структуре. Формальная структура может служить для сокрытия действительных направлений и приоритетов деятельности. В АР могут выделяться следующие направления деятельности: ======================================= | стратегическая | оперативная | | разведка | разведка | | | | ======================|==================|==================| |внешняя | мониторинг | мониторинг | |разведка | анализ | анализ | |(заграничная) | прогнозирование | прогнозирование | +---------------------+------------------+------------------+ |внутренняя | мониторинг | мониторинг | |разведка | анализ | анализ | |(в своей стране) | прогнозирование | прогнозирование | ============================================================= Также могут выделяться следующие объекты внимания АР: природная среда (в том числе естественные ресурсы, загрязнения среды); наука и технологии; экономика (шире: искусственная среда); население (здоровье, культура, самоорганизация, образ жизни); политика (в том числе войны, включая информационные). Возможная структура управления аналитической разведки: отдел первичной обработки данных; сектор массовой периодики, радио и телевидения; сектор научно-технических публикаций; сектор официальных документов; отдел оперативной аналитической разведки: сектор естественных и технических угроз; сектор военных угроз; сектор экономических угроз; сектор политических угроз; отдел стратегической аналитической разведки: сектор науки и технологий; сектор естественной среды; сектор экономики; сектор идеологий, массовых движений, конфликтов; отдел прогнозирования: сектор изучения прогнозов; сектор составления прогнозов; отдел анализа и проектирования внутренних технологий; сектор компьютерных технологий; сектор неформальных технологий; сектор проектов внутреннего развития; отдел изучения и имитирования субъектов; отдел государственной идеологии и базовой пропаганды; отдел распространения информации: сектор информации для национального руководства; сектор массовой информации (для внешних субъектов -- "управление общественных связей"); сектор специальной информации (распространяемой среди специалистов различных государственных учреждений); сектор информации для внутреннего использования (= распространяемой в пределах службы безопасности); сектор информационного обмена с заграничными субъектами (в порядке сотрудничества спецслужб). Отдел первичной обработки данных занимается мониторингом посто- янных источников. Другие подразделения, занятые непосредственно разведкой, частью пользуются результатами этого отдела, частью исследуют источники самостоятельно. Возможная структура управления информационного воздействия (управления влияния): отдел идеологий и базовой пропаганды; отдел стратегического планирования; отдел внутреннего влияния: сектор взаимодействия с работниками СМИ; сектор взаимодействия с работниками искусства; сектор взаимодействия с научными работниками, проектиров- щиками, организаторами производства; сектор взаимодействия с политическими деятелями; сектор интернета; отдел внешнего влияния: сектор взаимодействия с работниками СМИ; сектор взаимодействия с работниками искусства; сектор взаимодействия с научными работниками, проектиров- щиками, организаторами производства; сектор взаимодействия с политическими деятелями; сектор интернета. Возможная структура управления аналитической контрразведки: отдел массовой периодики, радио и телевидения; отдел научно-технических публикаций; отдел официальных документов; отдел интернета. Служба аналитической разведки, служба аналитической контрраз- ведки и служба информационного влияния могут быть объединены в информационную службу. Любая структура учреждения является в чем-то несовершенной. Поэтому не должно быть строгости в распределении обязанностей, и не следует осуществлять распределение задач четко в соответствии со структурой. Должна считаться нормальной работа над одной задачей сотрудников из разных подразделений, работа над чужими задачами, постановка задач, формально не относящихся к компе- тенции существующих подразделений. Неформальная организация должна компенсировать недостатки формальной организации. Чрез- мерная приверженность формальностям -- признак психической ущербности. Однако в целях обеспечения внутренней безопасности, конечно, следует строго учитывать доступ сотрудников к сведениям и посвящать их в не порученные им дела единственно с разрешения тех, кто за эти дела отвечает. Если страна является в значительной степени "интегрированной в мировое сообщество", для аналитика не представляется существен- ным различение своих (= в своей стране) и чужих (= в других странах) субъектов, поэтому теряет актуальность деление службы АР на "внутреннюю" и "внешнюю". Формальная структура службы АР может использоваться для ввода в заблуждение относительно ее возможностей и основных направлений деятельности. Некоторые из подразделений могут иметь в своем составе по 1-2 человека или вообще существовать лишь на бумаге.

8.2. Размещение службы.

Х. Фельфе о локализации подразделений БНД ("Мемуары развед- чика", стр. 202): "Внешне службы работали как обычные гражданские фирмы, зарегистрированные в торговом регистре, либо действовали под вывеской фиктивного федерального учреждения или войсковой части бундесвера ..." Некоторые подразделения службы могут размещаться в тех учреж- дениях, в которых удобнее добывать сведения, отвечающие профилю их работы, и контактировать с соответствующими специалистами. Более того, формально эти подразделения могут принадлежать учреждениям, в которых размещаются, и финансироваться из их бюджетов.

8.3. Структура деятельности.

Всякую сложную деятельность можно структурировать следующим образом: +---------------+ | направления | +-------+-------+ +-------+-------+ | программы | +-------+-------+ +-------+-------+ | задания | +-------+-------+ +-------+-------+ | мероприятия | +-------+-------+ +-------+-------+ | действия | +---------------+ Направления деятельности АР: борьба с внешними угрозами; борьба с деструктивными явлениями в своей стране; обеспечение развития страны; расширение и использование глобального влияния. Программы выполняются в рамках направлений. Программы разде- ляются на постоянные, долгосрочные, краткосрочные. Примеры программ: постоянные: "Спецслужбы различных стран"; "Незаконное распространение наркотиков и борьба с ним в мире"; долгосрочные: "Разведывательно-аналитическое обеспечение продвижения отечественных товаров на латиноамериканский рынок"; "Развитие отечественной научной отрасли"; краткосрочные: "Участие в разработке национальной доктрины"; "Возможности создания сильной пророссийской оппозиции в Польше". Работа службы АР ведется по заданиям. Задания выделяются в рамках программ или вне программ. Они бывают постоянные, регуляр- ные, разовые. Атрибуты задания: полное название; | данные; кодовое название; | сроки; заказчик; | ресурсы: компьютеры, руководитель; | деньги и пр.; заместитель руководителя; | приоритет; исполнители; | текущее состояние. Данные, относящиеся к заданию: обрабатываемые исходные данные; данные, прошедшие первичную обработку; справочные данные, подготовленные своими силами; планы; журналы; протоколы; отчеты о ходе выполнения работы; выходные разведывательные документы.

8.4. Учет работы сотрудников.

Следует вести на каждого сотрудника личное дело (досье), в котором отмечать, в решении каких задач он участвовал, к каким данным имел доступ, с какими предложениями обращался. Каждый сотрудник должен иметь возможность читать свое досье (некоторые его разделы) и делать в него добавления, но не исправлять уже зафиксированные в нем документы. Досье облегчает оценку эффектив- ности сотрудника, выявление его интересов и способностей, выбор путей улучшения его профессиональных качеств, определение форм его более эффективного использования. Не существует простых критериев для оценивания работы анали- тика. Количество и/или объем подготовленных документов, доля сбывшихся прогнозов -- очень ненадежные показатели: документы существенно различаются трудоемкостью подготовки и значимостью; социальные феномены предсказуемы в разной степени; некоторые прогнозы делаются не для того, чтобы они сбывались, а для того, чтобы НЕ сбывались. Кроме того, нередко люди работают в режиме взаимного дополнения: кто-то сильнее в генерировании идей, кто-то -- в их критике и дополнении, кто-то -- в оформлении материалов. Если от специалиста нет отдачи, это еще не значит, что от него надо избавляться: возможно, его неправильно используют, или же его следует держать в резерве на случай чрезвычайной ситуации, в которой он окажется очень нужным и очень полезным. Постоянное опасение негативной оценки подавляет инициативу и творческую мысль. Каждый имеет право на слабости и ошибки. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Чем необычнее и сложнее решаемая проблема, тем вероятнее недостатки ее решения. Учрежде- ние должно защищаться от ошибок не наказанием за каждый мелкий просчет, а созданием благоприятных условий для работы и налажи- ванием взаимной доброжелательной проверки. Поэтому гласное оцени- вание результативности сотрудников должно проводиться не чаще, чем раз в полгода.

8.5. Защита секретов.

Может удерживаться в секрете ... структура специальной службы; назначение подразделений специальной службы; расположение подразделений специальной службы; принадлежность работников специальной службы тому или иному подразделению, участие их в том или ином мероприятии. Если подразделения службы именуются условно, а не по содержанию деятельности, то знание формальной структуры службы не облегчает раскрытия ее деятельности. Х. Фельфе о структуре БНД ("Мемуары разведчика", стр. 201): "Отделы и группы (...) не имели названий, которые могли бы рас- шифровывать выполняемые ими задачи. Они получали цифровые кодо- вые обозначения, изменявшиеся через определенное время. Менялись номера, но не менялись ни их задачи, ни штат сотрудников. Ясно, что это не столько помогало маскировке, сколько содействовало созданию всеобщей путаницы и неразберихи. Каждый раз требовалось напрасно затрачивать много энергии на распутывание клубка." Держать в секрете назначение подразделений специальной службы имеет смысл только в случае, если это служба частного предприя- тия или политической организации (поскольку для них специальная деятельность -- в значительной своей части незаконная), но не орган государства, потому что во всяком развитом государстве его спецслужбы занимаются приблизительно одним и тем же (хотя и по-разному распределяют усилия между различными направлениями деятельности), и секретность была бы оправдана только при условии, что был найден особенно удачный вариант организации, обеспечивающий повышенную эффективность. Также имеет смысл скрывать наличие подразделений, созданных под узкие нетипичные направления деятельности или под конкретные операции. В целях сохранения государственных секретов (или личных секретов руководителей разведывательной службы) аналитическая работа может вестись таким образом, что рядовые сотрудники выполняют отдельные небольшие задания и не имеют представления о планах, в рамках которых эти задания даются. Более того, некоторым из сотрудников могут поручаться задания, основное или единственное назначение которых -- создавать затруднения тем, кто пробует по фрагментам восстановить целое: разгадать тщательно скрываемые планы. Также возможно прикрытие скрытых планов декларируемыми планами. В этом случае либо фрагменты работы по секретному плану распределяются между некоторыми декларируемыми планами, либо секретный план частью реализуется в рамках одного декларируемого плана. С одной стороны, аналитик для успешной работы должен иметь легкий доступ к разнообразным секретным данным и к некоторым характеристикам их источников, с другой стороны, разведыватель- ная служба должна защищаться от утечки сведений вследствие неосторожности или предательства. По одному или нескольким сообщениям (из) источника нередко вполне можно отождествить этот источник с конкретным лицом или конкретным взломанным техническим средством обработки и передачи данных. Поэтому добывающий офицер должен исключать из сообщения, передаваемого на дальнейшую обработку, все, что облегчает выяв- ление источника, -- если такая фильтрация не затруднит понимания этого сообщения. В отношении всякого сообщения должно быть зарегистрировано, кто и когда знакомился с ним. Каждый работник, имеющий доступ к секретным сведениям, должен эпизодически проверяться на предмет соответствия его информаци- онных запросов выполняемым им служебным заданиям и давать объяснение своему чрезмерному любопытству. Даже если работник имеет полный свободный доступ к некоторой несекретной базе данных, следует осуществлять автоматическую регистрацию содержания каждого его запроса к этой базе данных. Каналы утечки сведений: исходящие документы; неосторожные разговоры сотрудников; агентурный шпионаж со стороны других спецслужб; технический шпионаж со стороны других спецслужб. Защитой от утечки сведений может заниматься отдел внутренней безопасности. Людям, уволившимся или уволенным из разведывательной службы, должна оказываться помощь в трудоустройстве, чтобы они не чувствовали себя слишком ущемленными и не поддались соблазну поделиться с кем-нибудь секретными сведениями. Кроме того, за ними следует вести некоторое время наблюдение -- чтобы удостовериться, что они не имеют намерения заняться деятельностью, наносящей ущерб государству. К большинству бывших сотрудников следует относиться как к резерву специальной службы или даже как к средству расширения области ее присутствия, средству распространения ее влияния. Курирование бывших сотрудников может быть функцией особого подразделения.

8.6. Обеспечение эффективности.

Для анализа работы самой разведывательной службы в связи с различными неудачами может быть создано специальное подразделение -- к примеру, сектор проектов внутреннего развития. А. Даллес "Искусство разведки" (стр. 155): "Когда происходит какое-то важное событие, затрагивающее нашу безопасность и требующее принятия политических решений и мер, разведка обычно проводит анализ-постфактум (...) Цель анализа заключается в том, чтобы получить представление о степени внима- тельности и готовности разведки к выполнению поставленных задач ..." По результатам такого анализа осуществляются изменения в струк- туре, технологиях, расстановке кадров, программах подготовки и переподготовки кадров и т. д. Умеренное наказание виновных должно использоваться лишь как вспомогательное средство устранения недо- статков. Повышению эффективности аналитической службы способствует ее конкуренция с другими аналитическими службами. Управление АР службы государственной безопасности может конкурировать управле- нием АР администрации главы государства, со СМИ, с негосударст- венными аналитическими учреждениями, в отдельных областях -- с аналитическими подразделениями соответствующих министерств.

8.7. Творческие учреждения в системе аналитической разведки.

Передача части аналитической разведывательной работы учрежде- ниям типа "фабрик мысли", по-видимому, оправдана в отношении задач, предполагающих междисциплинарный подход, раскрепощенность мышления, не имеющих высокой степени секретности и допускающих значительные ошибки. В основном это задачи глобального стратеги- ческого прогнозирования и планирования, построения разных моделей и прикладных теорий. В "фабрики мысли" можно пристраивать всех гениев, которые слишком разболтаны, чтобы работать в штате серьезного учреждения, но от которых можно ожидать достаточно интересных для аналитической разведки идей. Главное условие эффективности таких учреждений -- наличие во главе их творчески одаренных людей, смелых в суждениях, способных менять свою позицию под влиянием веских доводов и не склонных препятствовать возвышению других талантливых личностей.

На главную страницу