Эстетика национал-социализма |
5. Образ вождя.
Фигура вождя занимает важнейшее место в нацистском мифе, в на- цистской манере чувствования, в организации нацистского общества. Главный лозунг Третьего рейха: "Один народ, одна партия, один фюрер." Психологическая основа нацизма -- неприязнь к чужим, стремление самоутверждаться через насилие и власть, готовность к самопожерт- вованию, потребность в поклонении. Последняя реализовывалась в основном через подчинение вождю.
Кадр из фильма "Восхождение дьявола". |
На своих фотографиях Гитлер предстает симпатичным, умным, значи- тельным человеком. Ни высокомерия, ни жестокости, ни хитрости. Скорее, мудрая снисходительность. Разумеется, выражения лица у всякого человека бывают очень разные, а фотографическое наследие Гитлера является тщательно отобранным, в том числе им самим.
Фотограф Heinrich Hoffmann, Мюнхен, 1933 |
|
Скульптор Johann Friedrich Rogge |
Гитлера. Не позже 1936 г. |
Художник Conrad Hommel. |
Художник Franz Triebsch |
Второй слева - Рудольф Гесс. | |
Надпись: "Фюрер, мы следуем за тобой!" |
|
Дата неизвестна. |
|
1935 г. |
|
Дата неизвестна. |
|
Bueckeberg, Германия, 30 сентября 1934 г. |
Нюрнберг, сентябрь 1935 г. |
Нюрнберг, сентябрь 1938 г. |
Портрет 1936 г.
Художник Heinrich Knirr.Плакат 1938 г. по поводу аншлюса Австрии.
Надпись: "Один народ. Один рейх. Один фюрер."Плакат, призывающий выбирать "Да" на одном из референдумов, проводившихся в 1930-х.
Плакат: Гитлер с генералами.
Можно отметить, что китель у Гитлера одинаков по цвету с генеральскими, но без знаков различия. Цвет кителей -- feldgrau ("полевой серый"), как у солдат Вермахта. Одинаковость цвета символизировала единство.
Гитлер с Риббентропом.
Гитлер обедает на линии фронта. 1940 г.
Дети любят Гитлера.
Животные любят Гитлера.
Гитлер работает. Обсуждение арденнской операции с Герингом и Гудерианом. Октябрь 1944 г.
Марки ко дню рождения фюрера. Плакаты.
(Leibstandarte SS Adolf Hitler) |
Из горного убежища фюрера. |
в ряду величайших немецких политиков. Кёльн, 1933 г. |
Массово распространявшиеся изображения Гитлера сходны в следу- ющем. Во-первых, Гитлер обычно в партийной униформе. Во-вторых, он почти никогда не улыбается. В-третьих, рядом обычно нет "товарищей по партии" (но изредка могут быть девочка, Муссолини и т. п.). В-четвертых, он чаще молчит, иногда произносит речь, но лишь в редких случаях занят какой-либо физической деятельностью. Всё это было призвано формировать впечатление о Гитлере как о человеке очень особенном, чуждом обыденности. * * * О том, как выглядел Гитлер с близкого расстояния, можно почи- тать в воспоминаниях авиаконструктора Александра Яковлева, встре- чавшегося с ним в 1939 г. в Берлине: "Гитлер был в коричневом пиджаке, черном галстуке и черных брюках -- традиционный костюм члена фашистской партии. Фигура мешковатая, наружность невырази- тельная. Пресловутый чуб на лбу, серые, водянистые глаза, нездо- ровый, серовато-желтый цвет лица, неэнергичное пожатие влажной мясистой руки произвели неприятное впечатление. Вскинув взгляд своих оловянных глаз при рукопожатии, он тотчас же переводил его на другого." (кн. "Цель жизни" / гл. "В фашистской Германии") Там же: "За обедом я заметил, что Гитлер -- вегетарианец: ему подавали на особом закрытом блюде, крышку с которого снимали только на столе. На блюде стояло несколько специальных серебряных судочков. В судочках разная еда: какая-то кашица, свежие овощи, овощной салат, поджаренные овощи и другие вегетарианские кушанья. Всем присутствующим официанты наливали в бокалы вино. Один Гитлер пил какую-то воду из специальной бутылки. Оказывается, он не пил вина, не курил." "Тут же за обедом нам сообщили, что новая имперская канцелярия -- это служебное помещение, а живет Гитлер в очень простой квар- тирке из двух комнат. Этот лицемер, на содержание которого отпус- кались из казны ежегодно миллионы марок, разыгрывал скромного, добропорядочного немца с запросами среднего обывателя." "В других обстоятельствах он пытался создать впечатление вели- кого человека. В своих многочисленных речах на военных парадах, перед сборищами штурмовиков и фашистских головорезов, запечатлен- ных на кинопленках, он принимал все меры для того, чтобы своей внешностью, своей походкой, своими жестами и истерическими вы- ступлениями убедить всех в величии своей особы." "Гитлер часто паясничал. Уже позднее я видел, что он кривлялся даже в такой момент, как подписание перемирия в историческом компьенском вагоне с вишийскими капитулянтами. На кинопленке, запечатлевшей этот момент, он припрыгивает, хлопает себя по коленкам и по животу и довольно улыбается Герингу, с которым выходит из вагона." * * * Есть мнение, что форму усов Гитлер выбрал с расчетом сделать свое лицо более узнаваемым. Отрицательным следствием узнаваемости Гитлера была его уязвимость для карикатуристов: