Эпоха Третьего рейха -- это эпоха наибольшего расцвета стиля
в военной одежде, который можно назвать стилем галифе: помимо
собственно галифе, для него были характерны сапоги почти до
колена, китель, фуражка, пилотка. Зародившись в конце XIX века,
он в армиях некоторых стран продержался до конца XIX, а в
парадной униформе даже перешел в XXI. Китель мог иметь стоячий
воротничок или отложной с лацканами. Во втором случае он наде-
вался поверх рубашки с галстуком. Китель с четырьмя накладными
карманами (два на груди, два снизу) назывался френчем. Галифе
обычно имели лампасы -- полоски яркой ткани сверху до низу,
нашитые или вшитые сбоку по одной на каждой штанине.
В числе символов Третьего рейха -- зловещие черные длиннополые
плащи. В Вермахте и Ваффен-СС предпочитали плащи цвета фельдграу.
Кожаный плащ -- вещь дорогая, доступная только высокопоставленным
негодяям, так что их подчинённые в силовых формированиях Третьего
рейха носили плащи из прорезиненной ткани. С марта 1944 года
производство кожаных плащей было прекращено из-за нехватки кожи,
но плащи из прорезиненной ткани производились и дальше.
Одевание Третьего рейха в униформу началось со штурмовых
отрядов. Гитлер: "Чтобы наши штурмовые отряды не превращались в
тайные организации, мы сразу же ввели определенную форму одежды,
по которой каждый мог узнать члена нашего отряда. А затем и сами
размеры отрядов должны были указывать каждому и всякому на то,
что дело идет отнюдь не о тайных организациях. Наши штурмовые
отряды не должны были прятаться в подполье, а должны были
маршировать под открытым небом." ("Майн кампф", ч. II, гл. IX)
Авиаконструктор Александр Яковлев, побывавший в 1939 г. в
Берлине, рассказывает об увиденном: "Большинство мужчин носило
какую-нибудь форму -- армейскую, эсэсовскую, полицейскую, корич-
невый пиджак со свастикой на рукаве. Даже подметальщики улиц и
газетчики ходили в форменных фуражках. Удивительная любовь к
форме, какая угодно -- лишь бы форма!" (кн. "Цель жизни" / гл.
"В фашистской Германии")
По доле граждан, одетых в униформу и по ее разнообразию Третий
рейх остается непревзойденным. Привязанность нацистов к униформе
объяснялась следующими факторами: милитаризмом, стремлением к
порядку вообще и к унификации в частности, иерархизмом (на
униформу можно было помещать знаки отличия), эстетизмом
нацистского движения.
Все разновидности униформы (кроме концлагерной, конечно),
использовавшейся в Третьем рейхе, можно считать более-менее
удачными -- с точки зрения межвоенной моды. Нацисты вводили ту
или иную униформу, среди прочего, для того, чтобы носящие ее
люди были довольны своим видом и могли гордиться своим статусом.
Об отношении нацистов к униформе можно отчасти судить по сле-
дующему рассказу Альберта Шпеера о подготовке Гитлера к поездке
в Италию: "Для свиты была смоделирована роскошная форма, которую
продемонстрировали Гитлеру. Ему нравилась эта пышность; подчерк-
нуто скромная форма, которой он сам отдавал предпочтение, таила в
себе элемент расчета на массовую психологию. 'Мое сопровождение
должно великолепно выглядеть. Тогда тем больше бросится в глаза
моя простота'. Примерно через год Гитлер дал главному сценографу
рейха Бенно фон Арендту, который до той поры оформлял лишь оперы
н оперетты, задание смоделировать дипломатическую форму. Фраки,
шитые золотом, снискали одобрение Гитлера. Остряки же говорили:
'Ни дать ни взять "Летучая мышь"!' Кроме того, Гитлер поручил
Арендту набросать эскизы орденов; такие ордена снискали бы успех
на любой сцене. После этого я окрестил Арендта 'жестянщиком
Третьего рейха'. ("Воспоминания", ч. I, гл. 8)
Еще у Шпеера: "Как-то, осматривая территорию партийного форума,
Гитлер обратился к Борману, в нескольких, очень доброжелательных
словах выразив пожелание, чтобы я носил впредь партийную форму.
Его ближайшее окружение -- сопровождающий врач, фотограф и даже
директор 'Даймлер-Бенц' -- такую форму уже получили. Поэтому вид
одного-единственного человека в гражданском действительно нарушал
общий фон. К тому же этим незначительным жестом Гитлер одновремен-
но дал мне понять, что отныне причисляет меня к своему наиболее
близкому окружению. Он ни за что не выказал бы неудовольствия,
надумай кто-нибудь из его знакомых посетить рейхсканцелярию или
'Бергхоф' в штатском платье, он и сам предпочитал, когда только
можно, надевать штатское. Но при поездках и осмотрах он выступал,
так сказать, в официальном качестве, а для этого, по его мнению,
больше подходит форма." ("Воспоминания", ч. I, гл. 5)
* * *
Важным военным нововведением нацистов было мягкое кепи с ко-
зырьком (так называемая Feldmuetze) -- альтернатива фуражке и
пилотке. Покрой скопировали с того, который использовался в
армии Австро-Венгрии в первую Мировую войну. Это кепи стало
настолько ассоциироваться с Вермахтом, что, несмотря на свои
достоинства, не привилось в вооруженных силах других стран. В
Советской Армии кепи с козырьком появилось только в начале
1980-х.
* * *
В Третьем рейхе, по-видимому, стали первыми широко применять
пятнистую маскировочную раскраску полевой униформы, а также
двустороннюю униформу (которую можно носить вывернутой наизнанку
и у которой лицевая и изнаночная стороны различаются расцветкой).
Вообще, разработке полевой униформы в Третьем рейхе придавалось
большое значение и эстетизировался камуфлированный, уверенный в
себе солдат-окопник, обвешанный оружием и амуницией.