Эстетика национал-социализма |
9. Основные мотивы нацистской символики.
Мотив -- наименьшая (не разлагаемая на части) смысловая конст- рукция в художественном произведении. Под мотивами в символике здесь будут пониматься наименьшие смысловые элементы, которые присутствуют во многих изображениях, используемых для обозначе- ния статуса, принадлежности, заслуги, учреждения.9.1. Мотив свастики.
Свастика была принята в качестве символа НСДАП в 1920 г. В 1935 г. ее объявили высшим символом Третьего рейха. Распространение свастики облегчалось тем, что она не была исключительно партийным символом, а представлялась в первую очередь как символ арийской расы, нордической традиции. Наиболее часто встречается свастика, которую можно назвать квадратной наклонной. Другие изображения свастики: квадратная прямая, скругленная косая, скругленная прямая.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Памятный значок партийного округа. |
Значок НСДАП партийного округа Тюрингии. |
Рукоять кинжала Люфтваффе. |
Пряжка членов СА. |
Свастика помещалась в круг или в квадрат. Обычно черная свас- тика помещалась в белый круг. Стремление разнообразить свастику обусловливалось очень частым ее применением.
![]() |
![]() |
![]() |
Знамя Национал-социалистического немецкого студенческого союза. |
Надпись: "Германия. пробуждайся". |
Надпись: "Народ выбирает список 1. Национал-социалисты.". |
Свастика настолько интенсивно вторглась в жизнь немцев в Третьем рейхе, что можно говорить об их массовом свастиковом психозе.9.2. Мотив креста.
Крест широко использовался в качестве символа в кайзеровской Германии. В атрибутах Третьего рейха крест и свастика нередко соединялись в одном изображении и выражали тем самым наследование нацистским государством героических традиций прежней империи.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() Знамя Национал-социалистического имперского союза воинов (NS-RKB). |
![]() Серебряный крест за военные заслуги 1-го класса с мечами. |
![]() Значок "старого бойца". |
9.3. Мотив орла.
Германский орел происходит от римских орлов. Изначально у германцев были культы волка, медведя, вепря, но никак не орла. Орел же в античное время считался птицей Зевса (Юпитера) -- главного божества античного пантеона. У римлян каждый легион имел собственный символ-святыню -- золоченую фигуру орла, закрепленную на древке и в сражениях обозначавшую центр распо- ложения легиона. Потеря орла считалась у римских солдат величай- шим позором. После римлян орел стал символом империи вообще. Орел присутствует у нацистов в очень разных вариациях. Обычно он сидит, развернутый грудью вперед, но на некоторых изображениях он слегка повернут вправо. Чаще его голова повернута вправо, но иногда и влево. Обычно его крылья расправлены в стороны, но иногда опущены вниз. На эмблемах Люфтваффе орел изображается летящим.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Надпись: "С нашими знаменами - победа!" Надпись: "Первый национал-социалистический съезд молодежи. Потсдам.". Надпись: "Германия, твои колонии!". |
На эмблеме фуражки итальянских дивизий Waffen-SS (24-й горно- стрелковой и 29-й гренадерской) орел держит в когтях связку прутьев с топориком -- символ итальянских фашистов.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Надпись: "Имперский партийный съезд мира 1939." Первая марка, на которой появилась свастика. |
Изображение имперского орла использовалось очень часто, и если бы оно было жестко нормализованным, то утомляло бы.9.4. Мотив рун.
Руны -- надписи руническим алфавитом. Рунический алфавит приме- нялся у германцев со 2 в. н. э. до позднего Средневековья. Был вытеснен латинским письмом. Руны вырезались преимущество на металле, камне и дереве. Считается, что руническая письменность возникла как подражание одной из средиземноморских (этрусской, греческой и т. п.). Для этого есть два основания: во-первых, их сходство, во-вторых, то обстоятельство, что древнейшие руны датируются 2-м веком н. э. Но также представляется заслуживающей внимания следующая гипо- теза: руническая письменность -- самая старая в Европе, рудимент более древней системы знаков, из которой возник и финикийский алфавит. Поскольку руническое письмо применялось, по-видимому, только германцами, преимущественно в культовых целях и к тому же в прекрасное время, когда они были в расцвете сил и повсеместно наступали, то напрашивалось отношение к рунам как к символу германскости, а может быть, и средству ее обеспечения.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
(для молодежи от 10 до 14 лет). |
(для молодежи от 17 лет). |
Символом СС была пара рунических букв SS.9.5. Мотив меча.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Символизм меча восходит ко временам рыцарей.9.6. Мотив щита.
|
|
9.7. Мотив стального шлема.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
1929 |
героев, 1942 г. |
Надпись: "Туда, где стоит немецкий солдат, не придет никакой другой. Адольф Гитлер". |
Стальной шлем -- символ фронтовика, окопника: штабистам и тыловикам он был ни к чему. Этот символ родился в окопах Первой мировой войны. Значения, перешедшего от шлемов рыцарей и кирасир, в нем было немного. Вермахт унаследовал свой стальной шлем характерной формы от рейхсвера. Потом эта форма шлема перешла к бундесверу (кстати, как и характерная угловатость тяжелых танков: в профиле современного немецкого "Леопарда" есть что-то от "Тигра"). Символизм шлема использовался в названии организации ветеранов "Стальной шлем", игравшей в Германии заметную роль в 1920-е годы.9.8. Мотив знамени.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Надпись: "Имперский партийный съезд - Нюрнберг". |
Орел на древке выглядит как крест -- католический символ. |
Надпись: "Победа будет нашей". |
Надпись: "Победа любой ценой". |
9.9. Мотив факела.
![]() |
9.10. Мотив черепа.
Использование черепа как символа ограничивалось почти исключи- тельно пределами СС. Это был мрачный символ и поэтому не мог использоваться широко. Скорее всего, он заимствован у масонов. У А. Пушкина ("Барышня-крестьянка"): "Легко вообразить, какое впечатление Алексей должен был произвести в кругу наших барышень. Он первый передними явился мрачным и разочарованным, первый говорил им об утраченных радостях и об увядшей своей юности; сверх того носил он черное кольцо с изображением мертвой головы. Всё это было чрезвычайно ново в той губернии. Барышни сходили по нем с ума." В Третьем рейхе череп символизировал связь с предками, а также элитарность. Элитные вооруженные формирования в многих странах имели или имеют череп своим символом. Он означает: победа или смерть. Череп был эмблемой 1-го и 2-го гусарских полков лейбгвардии времен кайзера Вильгельма I и Вильгельма II. Их звали SchwartzeTotenkopfhussaren ("черные мертвоголовые гусары"), их боевая песня звучала приблизительно так: "Мы одеты в черное,/ Мы вымокли в крови,/ Черная голова на наших шлемах,/ Ура! Ура!/ Мы стоим непоколебимо." Варианты черепа: с нижней челюстью, без нижней челюсти, с костями (за черепом или под ним), без костей.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Череп философичен. Он напоминает о ничтожности индивидуальной жизни в сопоставлении с вечностью. У Шекспира в "Гамлете" можно найти следующее: Первый могильщик. (...) Вот еще череп; этот череп пролежал в земле двадцать лет и три года. Гамлет. Чей же это? Первый могильщик. Сумасброда одного собачьего; по-вашему, это чей? Гамлет. Право, не знаю. Первый могильщик. Чума его разнеси, шалопая сумасбродного! Он мне однажды бутылку ренского на голову вылил. Вот этот самый череп, сударь, это -- череп Йорика, королевского шута. Гамлет. Этот? Первый могильщик. Этот самый. Гамлет. Покажи мне. (Берет череп.) Увы, бедный Йорик! Я знал его, Горацио; человек бесконечно остроумный, чудеснейший выдум- щик; он тысячу раз носил меня на спине; а теперь -- как отврати- тельно мне это себе представить! У меня к горлу подступает при одной мысли. Здесь были эти губы, которые я целовал сам не знаю сколько раз. -- Где теперь твои шутки? Твои дурачества? Твои песни? Твои вспышки веселья, от которых всякий раз хохотал весь стол? Ничего не осталось, чтобы подтрунить над собственной ужимкой? Совсем отвисла челюсть? Ступай теперь в комнату к какой-нибудь даме и скажи ей, что, хотя бы она накрасилась на целый дюйм, она все равно кончит таким лицом; посмеши ее этим. -- Прошу тебя, Горацио, скажи мне одну вещь. Горацио. Какую, мой принц? Гамлет. Как ты думаешь, у Александра был вот такой же вид в земле? Горацио. Точно такой. Гамлет. И он так же пахнул? Фу! (Кладет череп наземь.) Горацио. Совершенно так же, мой принц. Гамлет. На какую низменную потребу можем мы пойти, Горацио! Почему бы воображению не проследить благородный прах Александра, пока оно не найдет его затыкающим бочечную дыру? И т. д.
![]() |
![]() |
* * * Конечно, не представление о ничтожности индивидуальной жизни было основанием для массового уничтожения людей нацистами, но оно, возможно, хотя бы отчасти имеет к этому отношение.9.11. Мотив ирминсула.
Ирминсул (irminsul) -- "мировое дерево", или "дерево судьбы" у германцев, знак бога Вотана. Преимущественно употреблялся в СС, но не только там. Его рисовали, воплощали в дереве, железе, бронзе. Символ существовал во многих разновидностях, но всегда с мощным стволом, от которого отходят две ветви (иногда загибаю- щиеся вниз или закручивающиеся).
![]() |
![]() |
![]() |
Надпись: "Ты ничто без своего народа и ... |
Надпись: Никакой народ не живет дольше, чем документы его культуры. |
9.12. Мотив солнца.
Солнце -- источник жизни на планете. Оно символ обновления и высшей силы. Оно уничтожает затхлость и гниль. Оно же и причина гибели Икара, дерзнувшего летать. Ничто не мощнее Солнца. Языч- ники и митраисты поклонялись ему. "Солнечное начало" противопо- ставлялось "лунному". Гимн испанских фашистов (фалангистов) назывался "Лицом к солнцу".
![]() |
![]() |
![]() |
Надпись: "В конце - победа". |
Надпись: "Освобождение Германии". |
Погибший штурмовик. |
9.13. Мотив эдельвейса.
Из всевозможных цветков нацистам приглянулся исключительно эдельвейс. Он использовался как символ баварских подразделений СА "Hochland", баварской полиции, дивизий горных стрелков Вермахта и т. п. Эдельвейс означал горы.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
В современной австрийской армии военнослужащие, прошедшие курс горной подготовки, носят на левой строне кепи большой знак эдель- вейса.9.14. Мотив венка.
Венок может быть венком триумфатора и венком на могилу. Венок -- удобное средство оформления контура значка. В атрибутах нацистов венок обычно складывается из дубовых листьев.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
1926-1936 |
9.15. Мотив дубовых листьев.
Наряду с эдельвейсом, дуб пользовался особым расположением нацистов. Eichenlaub ("дубовая листва") был знаком степени высшей награды Третьего рейха -- Рыцарского креста.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Надпись: "Только хладнокровие и верное сердце ведут к победам". |
1942 г. |
![]() |
9.16. Трудовые мотивы.
Основные символы физического труда, использовавшиеся нацистами: лопата, молот, шестерня, колосья.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
1933-1944 |
Плакат. Надпись: "Расчистите землю. Крестьяне выбирают Гитлера."