Эстетика национал-социализма |
13. Изобразительное искусство.
Нацизм -- это в значительной мере манера чувствования, а потому он широко проявился в искусстве и получил с его стороны большую поддержку. В Третьем рейхе нацизм нашел яркое отражение в многочисленных произведениях живописи, скульптуры, фотографии и т. п. До "широких масс" он интенсивно доводился через плакаты, открытки, почтовые марки и пр. Нацистский стиль в изобразительном искусстве противопостав- лялся дегенеративному, упадочническому стилю. Нацисткий стиль был реалистическим, отражающим здоровое, гармоничное, молодое, сильное, героическое. * * * В искусстве тема -- это объект художественного изображения. Тема показательна уже сама по себе -- независимо от того, какие сведения об объекте выражаются художественным произведением.13.1. Тема германцев.
Украшение. |
Оружием бога Тора был двусторонний молот Мьёльнир (Mjoelner). В эпоху викингов он являлся символом силы и амулетом воина. Фондом СС "Ahnenerbe" ("Наследие") он был объявлен одним из арийских символов. По инициативе фонда воспроизводились и распространялись некоторые древние украшения германцев.
Освободитель -- это Арминий (Hermann), вождь племени херусков, под руководством которого германцы в 9 г. н.э. в Тевтобургском лесу (в районе нынешнего Детмолда) заманили в ловушку и разгромили три легиона римлян во главе с Квинтилием Варом. Это было одно из крупнейших военных поражений Римской империи. У Тацита: "В ближних лесах обнаружились жертвенники, у которых варвары принесли в жертву трибунов и центурионов первых центурий. И пережившие этот разгром, уцелев в бою или избежав плена, рассказывали, что тут погибли легаты, а там попали в руки врагов орлы; где именно Вару была нанесена первая рана, а где он нашел смерть от своей злосчастной руки и обрушенного ею удара; с какого возвышения произнес речь Арминий, сколько виселиц для расправы с пленными и сколько ям было для них приготовлено, и как, в своем высокомерии, издевался он над значками и орлами римского войска." ("Анналы", кн. I, 61) "...Арминий столкнулся со свободолюбием соплеменников; подверг- шись с их стороны преследованию, он сражался с переменным успехом и пал от коварства своих приближенных. Это был, бесспорно, освободитель Германии, который выступил против римского народа не в пору его младенчества, как другие цари и вожди, но в пору высшего расцвета его могущества, и хотя терпел иногда поражения, но не был побежден в войне. Тридцать семь лет он прожил, двенадцать держал в своих руках власть; у варварских племен его воспевают и посейчас..." (там же, кн. II, 88)13.2. Тема викингов.
Тема викингов присутствовала в основном в агитационных матери- алах, ориентированных на датчан и норвежцев. Скандинавы -- ближайшие родственники немцев; кроме того, в ранее Средневековье кровь немцев много смешивалась с кровью викингов, но сторого говоря, викинги --это не немецкий феномен.
13.3. Тема рыцарей.
Надпись: "Нюрнберг - город партийных съездов". |
Надпись: "Партийный съезд чести". |
13.4. Тема Фридриха II.
Из "Майн Кампфа": "...в германском императоре он видел потомка Фридриха Великого -- того, кто в тяжелые времена уже однажды указал народу дорогу к великому подъему, кто навеки вписал в историю одну из самых светлых страниц." (ч. I, гл. III) "Такие герои печального образа с негодованием выскажутся, например, против попытки диктатуры, даже если бы носителем этой последней стал Фридрих Великий..." (ч. I, гл. III) "...великое значение монархической идеи вовсе не заложено в самой личности монарха -- кроме тех исключительных случаев, когда небеса посылают человечеству такого гениального героя, каким был Фридрих Великий..." (ч. I, гл. X) Из дневника Геббельса (28 февраля 1945 г.): "Мы должны быть такими, каким был Фридрих Великий, и соответст- венно вести себя. Фюрер полностью со мной согласен, когда я гово- рю ему, что дело нашей чести -- заботиться о том, чтобы, если в Германии каждые 150 лет будет возникать такое же серьезное критическое положение, наши внуки могли сослаться на нас как на героический пример стойкости. По стоически-философскому отношению к людям и событиям фюрер очень напоминает Фридриха Великого. Он говорит мне, например, что необходимо трудиться для своего народа, но что и это, может быть, лишь ограниченное дело для рук человеческих: кто знает, когда снова произойдет столкновение Луны с Землей и сгорит вся наша планета? Однако, несмотря ни на что, наша задача -- до конца выполнить свой долг. В этих вещах фюрер -- тоже стоик и верный последователь Фридриха Великого. Он подражает ему сознательно и бессознательно. Это должно быть образцом и для нас всех." О разговоре с фюрером: "Я рассказал ему, что на днях читал книгу Карлейля о Фридрихе Великом. Фюрер сам очень хорошо знает эту книгу. Я изложил ему некоторые главы из нее, которые его глубоко потрясли. Такими мы должны быть, и такими мы будем."
Из журнала "Искусство в Германской империи" за 1943 г. |
13.5. Тема солдата.
Надпись: "Съезд НСДАП в Генерал-губернаторстве 15-17 авг. 1941". |
Надпись: "Как мы сражаемся, так ты работай на победу!" |
Художник: Elk Eber, около 1940. |
13.6. Тема боя.
Плакаты художника Ханса Лизки (Hans Liska, 1907-1983).
13.7. Тема жертв.
Слово "жертва" (Opfer) было одним из любимых у Гитлера. Тема жертвы -- это обычно тема погибшего товарища, за которого надо отомстить врагам. Это призыв к героизму. Кровавые подробности отсутствуют. Смерть предстает скорее как отвлеченная идея, чем как насыщенная деталями реальность.
Плакат. |
Надпись: "Масштаб - не ты, а фронт!" |
13.8. Тема марша.
Если толпа единомышленников просто воодушевляет, то марширующая организованная масса способна вводить впечатлительных людей в ис- ступление: дарить глубокое сладостное чувство соучастия в могучем движении к победе. Толпа лишь имеет потенциал совместного действия, тогда как марш есть начало реализации этого потенциала. Человек, который поддаётся чарующему воздействию марширующей массы, -- подходящий "материал" для национал-социалистического общества. НСДАП обеспечивала немцам широкие возможности марширо- вать самим и сопереживать маршам единомышленников и выжимала из маршировок максимум для своего дела. Вкус к маршам прививался в Германии с детства.
детской нацистской организации Jungvolk ("Молодой народ"). Текст: "Эй, немецкий 'молодой народ'! Эй, вы маршируете! Впереди Юрген с вымпелом! Ррром гремит барабан! Тут Инго и Фолькер с фанфарами! Слушай: они поют: 'Im Deutschen Land marschieren wir!' -- Да, наши парни -- весёлые товарищи. Они маршируют и поют, они сражаются под солнцем дождём и ветром! Каждый мальчик -- в 'Молодой народ'!" |