Эстетика национал-социализма

13. Изобразительное искусство.

Нацизм -- это в значительной мере манера чувствования, а потому он широко проявился в искусстве и получил с его стороны большую поддержку. В Третьем рейхе нацизм нашел яркое отражение в многочисленных произведениях живописи, скульптуры, фотографии и т. п. До "широких масс" он интенсивно доводился через плакаты, открытки, почтовые марки и пр. Нацистский стиль в изобразительном искусстве противопостав- лялся дегенеративному, упадочническому стилю. Нацисткий стиль был реалистическим, отражающим здоровое, гармоничное, молодое, сильное, героическое. * * * В искусстве тема -- это объект художественного изображения. Тема показательна уже сама по себе -- независимо от того, какие сведения об объекте выражаются художественным произведением.

13.1. Тема германцев.

Молот Тора.
Украшение.
Серебряный значок нацистского конника.
Картина "За знамя".

Картина "Воин бронзового века".

  Оружием бога Тора был двусторонний молот Мьёльнир (Mjoelner). В 
эпоху викингов он являлся символом силы и амулетом воина. Фондом 
СС "Ahnenerbe" ("Наследие") он был объявлен одним из арийских 
символов. По инициативе фонда воспроизводились и распространялись 
некоторые древние украшения германцев.
Статуя Освободителя, воздвигнутая в Тевтобургском лесу.
Тарелка с изображением статуи Освободителя.

  Освободитель -- это Арминий (Hermann), вождь племени херусков, 
под руководством которого германцы в 9 г. н.э. в Тевтобургском
лесу (в районе нынешнего Детмолда) заманили в ловушку и
разгромили три легиона римлян во главе с Квинтилием Варом. Это
было одно из крупнейших военных поражений Римской империи.
  У Тацита: "В ближних лесах обнаружились жертвенники, у которых
варвары принесли в жертву трибунов и центурионов первых центурий.
И пережившие этот разгром, уцелев в бою или избежав плена,
рассказывали, что тут погибли легаты, а там попали в руки врагов
орлы; где именно Вару была нанесена первая рана, а где он нашел
смерть от своей злосчастной руки и обрушенного ею удара; с какого
возвышения произнес речь Арминий, сколько виселиц для расправы с
пленными и сколько ям было для них приготовлено, и как, в своем
высокомерии, издевался он над значками и орлами римского войска."
("Анналы", кн. I, 61)
  "...Арминий столкнулся со свободолюбием соплеменников; подверг-
шись с их стороны преследованию, он сражался с переменным успехом
и пал от коварства своих приближенных. Это был, бесспорно,
освободитель Германии, который выступил против римского народа не
в пору его младенчества, как другие цари и вожди, но в пору
высшего расцвета его могущества, и хотя терпел иногда поражения,
но не был побежден в войне. Тридцать семь лет он прожил,
двенадцать держал в своих руках власть; у варварских племен его
воспевают и посейчас..." (там же, кн. II, 88)


13.2. Тема викингов.

Тема викингов присутствовала в основном в агитационных матери- алах, ориентированных на датчан и норвежцев. Скандинавы -- ближайшие родственники немцев; кроме того, в ранее Средневековье кровь немцев много смешивалась с кровью викингов, но сторого говоря, викинги --это не немецкий феномен.
Плакат на датском языке.
Плакат на норвежском языке.
Плакат на норвежском языке.
Плакат на норвежском языке.

Значок Kriegsmarine.


13.3. Тема рыцарей.

"Защита от вторжения с Востока."
"Осада Мариенбурга."

Плакат.
Надпись: "Нюрнберг - город партийных съездов".

Плакат.
Надпись: "Партийный съезд чести".


13.4. Тема Фридриха II.

Из "Майн Кампфа": "...в германском императоре он видел потомка Фридриха Великого -- того, кто в тяжелые времена уже однажды указал народу дорогу к великому подъему, кто навеки вписал в историю одну из самых светлых страниц." (ч. I, гл. III) "Такие герои печального образа с негодованием выскажутся, например, против попытки диктатуры, даже если бы носителем этой последней стал Фридрих Великий..." (ч. I, гл. III) "...великое значение монархической идеи вовсе не заложено в самой личности монарха -- кроме тех исключительных случаев, когда небеса посылают человечеству такого гениального героя, каким был Фридрих Великий..." (ч. I, гл. X) Из дневника Геббельса (28 февраля 1945 г.): "Мы должны быть такими, каким был Фридрих Великий, и соответст- венно вести себя. Фюрер полностью со мной согласен, когда я гово- рю ему, что дело нашей чести -- заботиться о том, чтобы, если в Германии каждые 150 лет будет возникать такое же серьезное критическое положение, наши внуки могли сослаться на нас как на героический пример стойкости. По стоически-философскому отношению к людям и событиям фюрер очень напоминает Фридриха Великого. Он говорит мне, например, что необходимо трудиться для своего народа, но что и это, может быть, лишь ограниченное дело для рук человеческих: кто знает, когда снова произойдет столкновение Луны с Землей и сгорит вся наша планета? Однако, несмотря ни на что, наша задача -- до конца выполнить свой долг. В этих вещах фюрер -- тоже стоик и верный последователь Фридриха Великого. Он подражает ему сознательно и бессознательно. Это должно быть образцом и для нас всех." О разговоре с фюрером: "Я рассказал ему, что на днях читал книгу Карлейля о Фридрихе Великом. Фюрер сам очень хорошо знает эту книгу. Я изложил ему некоторые главы из нее, которые его глубоко потрясли. Такими мы должны быть, и такими мы будем."
Фридрих II. Бюст.
Из журнала "Искусство в Германской империи" за 1943 г.


13.5. Тема солдата.

Открытка.
Надпись: "Съезд НСДАП в Генерал-губернаторстве
15-17 авг. 1941".
Плакат.
Надпись: "Как мы сражаемся, так ты работай на победу!"

Картина "Die letzte Handgranate".
Художник: Elk Eber, около 1940.


13.6. Тема боя.

Плакаты художника Ханса Лизки (Hans Liska, 1907-1983).
"Танковая атака."
"Огнеметчик."

"Штурмовая группа."
"Тигр."

"Бой в лесу."
"Минометная батарея."



Me-109 над Францией.
Me-109 над африканской пустыней.

13.7. Тема жертв.

Слово "жертва" (Opfer) было одним из любимых у Гитлера. Тема жертвы -- это обычно тема погибшего товарища, за которого надо отомстить врагам. Это призыв к героизму. Кровавые подробности отсутствуют. Смерть предстает скорее как отвлеченная идея, чем как насыщенная деталями реальность.
Погибший штурмовик.
Плакат.

Пропагандистская открытка.
Надпись: "Масштаб - не ты, а фронт!"
Плакат.




13.8. Тема марша.

Если толпа единомышленников просто воодушевляет, то марширующая организованная масса способна вводить впечатлительных людей в ис- ступление: дарить глубокое сладостное чувство соучастия в могучем движении к победе. Толпа лишь имеет потенциал совместного действия, тогда как марш есть начало реализации этого потенциала. Человек, который поддаётся чарующему воздействию марширующей массы, -- подходящий "материал" для национал-социалистического общества. НСДАП обеспечивала немцам широкие возможности марширо- вать самим и сопереживать маршам единомышленников и выжимала из маршировок максимум для своего дела. Вкус к маршам прививался в Германии с детства.
нацистский букварь
Страница букваря с марширующими членами
детской нацистской организации Jungvolk ("Молодой народ").
Текст:
"Эй, немецкий 'молодой народ'!
Эй, вы маршируете! Впереди Юрген с вымпелом!
Ррром гремит барабан! Тут Инго и Фолькер с фанфарами!
Слушай: они поют: 'Im Deutschen Land marschieren wir!'
-- Да, наши парни -- весёлые товарищи.
Они маршируют и поют,
они сражаются под солнцем дождём и ветром!
Каждый мальчик -- в 'Молодой народ'!"



Возврат в оглавление