Эстетика национал-социализма |
14.1. Тема семьи.
![]() |
![]() |
Плакат. |
![]() |
![]() |
Плакат. |
Плакат. |
14.2. Тема матери.
![]() |
![]() |
![]() |
Надпись: "Матери, сражайтесь за своих детей!" |
14.3. Тема женщины.
Плакаты:
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Фотографии:
![]() |
![]() |
Фотограф: Liselotte Orgel-Koehne, 1941. |
Фотограф: Liselotte Orgel-Koehne, 1941. |
![]() |
14.4. Тема рабочего.
Эстетизация человека мускульного труда не была для нацистов лживой: немецкий рабочий был социальной базой нацистского режима, считал его своим -- и в самом деле много получил от государства в период до 1939 г. В нацистской идеологии отсутствовал культ успеха, предполагающий привитие каждому стремления обогатиться.
![]() |
![]() |
![]() |
Надпись: "Рабочий... лоб... кулак... выбирай фронтовика Гитлера!" |
Надпись: "Ты - фронт!" |
Надпись: "Одна битва, одна воля, одна цель: победа любой ценой!" Художник: Hans Schweitzer (Mjoelnir) |
Шпеер: "30 января 1934 года по предложению Роберта Лея, руково- дителя 'Германского трудового фронта', была создана организация по проведению досуга под названием 'Сила через радость'. Мне было поручено возглавить там отдел 'Эстетика труда', каковое обозна- чение вызывало не меньше насмешек, чем 'Сила через радость'. Немногим ранее, проезжая через голландскую провинцию Лимбург, Лей увидел здания заводских цехов, которые отличались невероятной чистотой и профессиональной ухоженностью зеленых насаждений вок- руг. Из этого наблюдения, в полном соответствии со свойственным ему стремлением к обобщениям, он сделал вывод о преобразовании всей немецкой промышленности. А лично мне его идея принесла еще и побочную общественную нагрузку, которая доставила мне много радости: сперва мы постарались воздействовать на фабрикантов, чтобы те заново переоборудовали фабричные корпуса, а в цехах повсюду расставили цветочные горшки. Тщеславие наше на этом не успокоилось: мы предложили увеличить площадь окон, учредить столовые, и не один замусоренный угол превратился в место, где можно посидеть и отдохнуть во время перерыва; там, где лежал асфальт, разбили газоны, потом мы спроектировали простую, хорошей формы стандартную столовую посуду; спроектировали простую мебель, которую начали в больших количествах выпускать по образцам, мы постарались даже, чтобы по вопросам искусственного освещения и вентиляции рабочего места предприниматели консультировались у специалистов либо просматривали научно-просветительные фильмы. Как участник всех этих преобразований я привлек на свою сторону бывших профсоюзных функционеров и некоторых членов распущенного Союза художественных ремесел. Все они без различий преданно отнеслись к делу, каждый был исполнен решимости хоть немного улучшить условия жизни и осуществить идею бесклассового общества. При этом я не без удивления констатировал, что Гитлер, между прочим, не проявляет никакого интереса к этим идеям." ("Воспоминания", ч. I, гл. 5)О классовом аспекте нацизма. Гитлер не выступал за отмену частной собственности -- и в этом было его сходство с социал- демократами. Действительными национальными социалистами были братья Грегор и Отто Штрассеры (и их сторонники). У Гитлера же предприниматели рассматривались как уполномоченные национал- социалистического государства по производству или торговле. Правда, финансисты у него считались представителями паразити- ческого капитала -- бесполезного для нации и соответствнно подлежащего устранению. Нацистский режим не был тиранией в чистом виде, то есть дер- жался не столько силой оружия, сколько общественным мнением -- формировавшимся посредством интенсивной и, как правило, очень качественной пропаганды. Демократизм Гитлера проявлялся не столько в референдумах (нужные результаты которых было легко обеспечить пропагандист- скими усилиями и которые поэтому ничего не значат), сколько в постоянном внимании к настроениям масс. Это был своеобразный демократизм фюрерского государства. Гитлером двигала не только политическая целесообразность, но также его сильная эмоциональ- ная потребность в массовой поддержке. Из дневников Геббельса видно, что тот был вполне осведомлен о положении дел в стране. Обнаруженные нежелательные тенденции в настроениях ликвидировались преимущественно не силами гестапо, а посредством изменений в работе пропагандистсткого аппарата Геббельса или даже каких-то мер, направленных на решение сущест- вовавших проблем. Многие немцы писали Гебельсу письма, делясь своими негативными впечатлениями, и тот вовсе не воспринимал эти письма как основание для преследования их авторов. Надо думать, что для многих видных нацистов "народный" характер национал- социализма был не только эффектным пропагандистским мотивом, обеспечивавшим сохранение их власти, но и действительным убеждением, естественно, не всегда доминировавшим над обычными человеческими дурными наклонностями. Конечно, этот нюанс не оправдывает творившееся этими людьми зло.
"Уважайте труд" ("Ehret die Arbeit") Скульптура Немецкого рабочего фронта в подарок Роберту Лею. Бронза, 1938 г., 28x33,2 см. Немецкий исторический музей, Берлин.14.5. Тема крестьянина.
![]() |
![]() |
Надпись: "Адольф Гитлер сплавлял нас 13 лет. Немецкие работники умственного и физического труда, немецкие крестьяне! Не будем разъединяться! Выбирайте национал-социалистический список #1". |
14.6. Тема врагов Третьего рейха.
Враги третьего рейха -- это "международное еврейство", с 1940 г. -- также англичане, с 1941 г. -- также русские больше- вики. Они являют собой безобразное в нацистском искустве.
![]() |
![]() |
![]() |
Надпись: "Еврейский заговор против Европы". |
![]() Плакат, обращенный к голландцам. |
![]() Плакат, изображающий еврейского финансиста. Надписи: "Биржа... Золото". |
![]() Плакат. Надпись: "За вражескими державами - еврей". |
![]() Плакат. Надпись: "Это угрожает нам, если мы перестанем действовать. Поэтому сражайся до победы." |
![]() Плакат, обращённый к белорусам. Надпись: "Еврей -- это зараза народов". |
14.7. Дегенеративность в нацистском искусстве.
В нацистском искусстве легко отыскиваются следы влияния дегенеративных "модернистских" течений. На нижеследующих примерах плакат к олимпийским играм выполнен в монументалистской манере, плакат "СА -- вперед!" -- в почти кубической. Монументализм:
![]() |
![]() |
Надпись: "СА - вперед". |
Импрессионизм:
![]() |
![]() |
Надпись: "Фронтовики, немецкие мужчины и женщины, дайте ответ: Гитлер - рейхспрезидент". |
Наивная живопись:
![]() |
![]() |
Просто мазня:
![]() |
![]() |
Художник Ernst Vollbehr, 1936 г. |
14.8. Искусство плаката.
Герцштейн: "Веймарская республика была политическим полигоном, на котором партии всерьез обкатывали свои плакаты и средства наглядной агитации. Особенно это относится к НСДАП в последние годы 'эры борьбы'. В конце 1932 года Йозеф Геббельс, мечтавший о создании шедевра политической кампании, полагался в первую очередь на 'плакаты, листовки, брошюры'. Увидев эскизы плакатов, которые должны были использоваться в предвыборной кампании (Гитлер против Гинденбурга), он прокомментировал их так: 'Наши плакаты стали просто превосходными. Пропаганда ведется наилучшим образом. Вся страна обязательно обратит на них внимание'. Плакаты представляли собой злую сатиру. Это были прекрасные рисунки в поразительно яркой цветовой гамме. Враги Гитлера являли собой воплощение зла, Гитлер же представлялся ангелом-мстителем, заступавшимся за поруганную Германию." "Плакаты появлялись повсюду -- на стенах зданий, в киосках, в окнах партийных учреждений и в окнах всех, кто симпатизировал Гитлеру. Темы их были незамысловаты, однако аппелировали к двум сильным эмоциям: ненависти и идеализации. Альберт Шпеер уже в послевоенные году отметил, что плакат, идеализировавший Гитлера и изображавший его в героической позе, 'больше не казался ему смешным, после того, как он услышал, как фюрер говорит'. Ранние нацистские карикатуры высмеивали врага (например, 'Исидор Вайс'). К 1932 черты врага ужесточились и на него уже нападали. Партия больше не беспокоилась о том, что ее игнорируют. Теперь она почуяла запах власти и ей требовалось нечто большее, чем смех или огласка, связанная с мордобоем в пивных. Во время войны нацистские плакаты отражали эту сложившуюся после 1930 года точку зрения. Как высказался в 1941 году Геббельс, целью всех этих плакатов стал показ врага в звероподобном виде, поскольку в схватке не на жизнь, а на смерть никак нельзя было преуспеть, делая его маленьким и смешным. Следовало запугать людей до такой степени, чтобы они взялись за оружие против большевиков-насиль- ников и убийц, изображенных на развешанных по всему рейху плака- тах. В 1944 году нацистские плакаты взывали также и к идеализму, но только лишь в контексте битвы." "В 1943 году Сталинградская катастрофа и призыв Геббельса к тотальной войне вызвали целый ураган плакатной пропаганды. Темы плакатов отражали приоритеты Геббельса: 'Победа или большевист- ский хаос', 'Тяжелые времена, упорный труд, крепкие сердца'. Миллионы огромных (порою размером 90х150 сантиметров) плакатов появились по всему рейху -- на автобусах, поездах, киосках, в магазинных витринах, на фасадах зданий. В том же году последовал новый поток гитлеровских плакатов -- последних в истории 'Третьего рейха' с надписью 'Гитлер -- это победа'." (стр. 257- 259)