Эстетика национал-социализма

14.1. Тема семьи.

Плакат 1932 г.
Крестьянская семья.
Плакат.

Крестьянская семья.
Плакат.
Крестьянская семья.
Плакат.


14.2. Тема матери.

Плакат середины 1930-х. Рекламирует нацистскую благотворительную организацию (NSV). Текст: "Поддержи программу помощи матери и ребенку".
Плакат к выборам.



Плакат.
Надпись: "Матери, сражайтесь за своих детей!"



14.3. Тема женщины.

Плакаты:

  Фотографии:
Девушка-работница, процеживающая молоко.
Фотограф: Liselotte Orgel-Koehne, 1941.
Девушка-работница у деревенского источника.
Фотограф: Liselotte Orgel-Koehne, 1941.


Агитационный плакат к выборам.


14.4. Тема рабочего.

Эстетизация человека мускульного труда не была для нацистов лживой: немецкий рабочий был социальной базой нацистского режима, считал его своим -- и в самом деле много получил от государства в период до 1939 г. В нацистской идеологии отсутствовал культ успеха, предполагающий привитие каждому стремления обогатиться.
Плакат 1932 г.
Надпись: "Рабочий... лоб... кулак... выбирай фронтовика Гитлера!"

Плакат.
Надпись: "Ты - фронт!"



Плакат.
Надпись: "Одна битва, одна воля, одна цель: победа любой ценой!" Художник: Hans Schweitzer (Mjoelnir)

  Шпеер: "30 января 1934 года по предложению Роберта Лея, руково-
дителя 'Германского трудового фронта', была создана организация
по проведению досуга под названием 'Сила через радость'. Мне было
поручено возглавить там отдел 'Эстетика труда', каковое обозна-
чение вызывало не меньше насмешек, чем 'Сила через радость'.
Немногим ранее, проезжая через голландскую провинцию Лимбург, Лей
увидел здания заводских цехов, которые отличались невероятной
чистотой и профессиональной ухоженностью зеленых насаждений вок-
руг. Из этого наблюдения, в полном соответствии со свойственным 
ему стремлением к обобщениям, он сделал вывод о преобразовании
всей немецкой промышленности. А лично мне его идея принесла еще и
побочную общественную нагрузку, которая доставила мне много
радости: сперва мы постарались воздействовать на фабрикантов,
чтобы те заново переоборудовали фабричные корпуса, а в цехах
повсюду расставили цветочные горшки. Тщеславие наше на этом не
успокоилось: мы предложили увеличить площадь окон, учредить
столовые, и не один замусоренный угол превратился в место, где
можно посидеть и отдохнуть во время перерыва; там, где лежал
асфальт, разбили газоны, потом мы спроектировали простую, хорошей
формы стандартную столовую посуду; спроектировали простую мебель,
которую начали в больших количествах выпускать по образцам, мы
постарались даже, чтобы по вопросам искусственного освещения и
вентиляции рабочего места предприниматели консультировались у
специалистов либо просматривали научно-просветительные фильмы.
Как участник всех этих преобразований я привлек на свою сторону
бывших профсоюзных функционеров и некоторых членов распущенного
Союза художественных ремесел. Все они без различий преданно
отнеслись к делу, каждый был исполнен решимости хоть немного
улучшить условия жизни и осуществить идею бесклассового общества.
При этом я не без удивления констатировал, что Гитлер, между
прочим, не проявляет никакого интереса к этим идеям."
("Воспоминания", ч. I, гл. 5)


"Уважайте труд" ("Ehret die Arbeit") Скульптура Немецкого рабочего фронта в подарок Роберту Лею. Бронза, 1938 г., 28x33,2 см. Немецкий исторический музей, Берлин.
О классовом аспекте нацизма. Гитлер не выступал за отмену частной собственности -- и в этом было его сходство с социал- демократами. Действительными национальными социалистами были братья Грегор и Отто Штрассеры (и их сторонники). У Гитлера же предприниматели рассматривались как уполномоченные национал- социалистического государства по производству или торговле. Правда, финансисты у него считались представителями паразити- ческого капитала -- бесполезного для нации и соответствнно подлежащего устранению. Нацистский режим не был тиранией в чистом виде, то есть дер- жался не столько силой оружия, сколько общественным мнением -- формировавшимся посредством интенсивной и, как правило, очень качественной пропаганды. Демократизм Гитлера проявлялся не столько в референдумах (нужные результаты которых было легко обеспечить пропагандист- скими усилиями и которые поэтому ничего не значат), сколько в постоянном внимании к настроениям масс. Это был своеобразный демократизм фюрерского государства. Гитлером двигала не только политическая целесообразность, но также его сильная эмоциональ- ная потребность в массовой поддержке. Из дневников Геббельса видно, что тот был вполне осведомлен о положении дел в стране. Обнаруженные нежелательные тенденции в настроениях ликвидировались преимущественно не силами гестапо, а посредством изменений в работе пропагандистсткого аппарата Геббельса или даже каких-то мер, направленных на решение сущест- вовавших проблем. Многие немцы писали Гебельсу письма, делясь своими негативными впечатлениями, и тот вовсе не воспринимал эти письма как основание для преследования их авторов. Надо думать, что для многих видных нацистов "народный" характер национал- социализма был не только эффектным пропагандистским мотивом, обеспечивавшим сохранение их власти, но и действительным убеждением, естественно, не всегда доминировавшим над обычными человеческими дурными наклонностями. Конечно, этот нюанс не оправдывает творившееся этими людьми зло.

14.5. Тема крестьянина.

Плакат 1937 г. к сельскохозяйственной ярмарке в Киле.


Плакат к выборам 1933 г.
Надпись: "Адольф Гитлер сплавлял нас 13 лет. Немецкие работники умственного и физического труда, немецкие крестьяне! Не будем разъединяться! Выбирайте национал-социалистический список #1".

14.6. Тема врагов Третьего рейха.

Враги третьего рейха -- это "международное еврейство", с 1940 г. -- также англичане, с 1941 г. -- также русские больше- вики. Они являют собой безобразное в нацистском искустве.
Плакат, изображающий еврея-олигарха в качестве кукловода.
Плакат.
Надпись: "Еврейский заговор против Европы".
Плакат, изображающий поверженного иудея. Обращен, по-видимому, к иностранцам. "V" - от "victoria" (победа).

Плакат, обращенный к голландцам.

Плакат, изображающий еврейского финансиста.
Надписи: "Биржа... Золото".

Плакат.
Надпись: "За вражескими державами - еврей".

жидокомиссар
Плакат. Надпись:
"Это угрожает нам, если мы перестанем действовать.
Поэтому сражайся до победы."
зараза народов
Плакат, обращённый к белорусам.
Надпись: "Еврей -- это зараза народов".

14.7. Дегенеративность в нацистском искусстве.

В нацистском искусстве легко отыскиваются следы влияния дегенеративных "модернистских" течений. На нижеследующих примерах плакат к олимпийским играм выполнен в монументалистской манере, плакат "СА -- вперед!" -- в почти кубической. Монументализм:
Плакат к олимпийским играм 1936 г.
Плакат.
Надпись: "СА - вперед".

Импрессионизм:
Плакат к выборам в рейхстаг.
Плакат.
Надпись: "Фронтовики, немецкие мужчины и женщины, дайте ответ: Гитлер - рейхспрезидент".

Наивная живопись:

Просто мазня:
Картина "Марш НСДАП и СА".
Художник Ernst Vollbehr, 1936 г.
Плакат.

14.8. Искусство плаката.

Герцштейн: "Веймарская республика была политическим полигоном, на котором партии всерьез обкатывали свои плакаты и средства наглядной агитации. Особенно это относится к НСДАП в последние годы 'эры борьбы'. В конце 1932 года Йозеф Геббельс, мечтавший о создании шедевра политической кампании, полагался в первую очередь на 'плакаты, листовки, брошюры'. Увидев эскизы плакатов, которые должны были использоваться в предвыборной кампании (Гитлер против Гинденбурга), он прокомментировал их так: 'Наши плакаты стали просто превосходными. Пропаганда ведется наилучшим образом. Вся страна обязательно обратит на них внимание'. Плакаты представляли собой злую сатиру. Это были прекрасные рисунки в поразительно яркой цветовой гамме. Враги Гитлера являли собой воплощение зла, Гитлер же представлялся ангелом-мстителем, заступавшимся за поруганную Германию." "Плакаты появлялись повсюду -- на стенах зданий, в киосках, в окнах партийных учреждений и в окнах всех, кто симпатизировал Гитлеру. Темы их были незамысловаты, однако аппелировали к двум сильным эмоциям: ненависти и идеализации. Альберт Шпеер уже в послевоенные году отметил, что плакат, идеализировавший Гитлера и изображавший его в героической позе, 'больше не казался ему смешным, после того, как он услышал, как фюрер говорит'. Ранние нацистские карикатуры высмеивали врага (например, 'Исидор Вайс'). К 1932 черты врага ужесточились и на него уже нападали. Партия больше не беспокоилась о том, что ее игнорируют. Теперь она почуяла запах власти и ей требовалось нечто большее, чем смех или огласка, связанная с мордобоем в пивных. Во время войны нацистские плакаты отражали эту сложившуюся после 1930 года точку зрения. Как высказался в 1941 году Геббельс, целью всех этих плакатов стал показ врага в звероподобном виде, поскольку в схватке не на жизнь, а на смерть никак нельзя было преуспеть, делая его маленьким и смешным. Следовало запугать людей до такой степени, чтобы они взялись за оружие против большевиков-насиль- ников и убийц, изображенных на развешанных по всему рейху плака- тах. В 1944 году нацистские плакаты взывали также и к идеализму, но только лишь в контексте битвы." "В 1943 году Сталинградская катастрофа и призыв Геббельса к тотальной войне вызвали целый ураган плакатной пропаганды. Темы плакатов отражали приоритеты Геббельса: 'Победа или большевист- ский хаос', 'Тяжелые времена, упорный труд, крепкие сердца'. Миллионы огромных (порою размером 90х150 сантиметров) плакатов появились по всему рейху -- на автобусах, поездах, киосках, в магазинных витринах, на фасадах зданий. В том же году последовал новый поток гитлеровских плакатов -- последних в истории 'Третьего рейха' с надписью 'Гитлер -- это победа'." (стр. 257- 259)

Возврат в оглавление