Эстетика национал-социализма

22. Эстетические средства нацистов,
обращенные к иностранцам.

В качестве эстетических средств представления Третьего рейха и национал-социализма иностранцам может рассматриваться следую- щее: 1. Плакаты, обращенные к западноевропейцам в связи представле- нием Германии защитницей Европы от большевизма. 2. Вербовочные плакаты СС, обращенные к жителям оккупированных "арийских" стран. 3. Плакаты, обращенные к жителям оккупированных польских, чешских, советских территорий, в том числе вербовочные плакаты РОА (Русской освободительной армии). 4. Знаки отличия, наградные знаки иностранных подразделений Ваффен-СС. 5. Сооружения Третьего рейха за границей (павильон Германии на Всемирной выставке в Париже и др.).
Вербовочный плакат СС, обращенный к эстонцам.
Вербовочный плакат СС, обращенный к валлонцам.
Надпись: "Идем с нами".
Плакат, обращенный к полякам.
Надпись: "Немецкий солдат - гарант победы".

Вербовочный плакат СС, обращенный к итальянцам.
Надпись: "Со своими европейскими товарищами ты победишь!"
Вербовочный плакат СС, обращенный к французам
Надпись: "Если ты хочешь, чтобы Франция жила, ты будешь сражаться в Ваффен-СС против большевизма".
Плакат, обращенный к чехам.
Надпись: "Чешская молодежь, зовем тебя".

Вербовочный плакат СС, обращенный к хорватам.
Вербовочный плакат СС, обращенный к норвежцам.

23. Борьба нацистов с дегенеративным искусством.

Плакат против дегенеративного искусства.

24. Пропагандистский аппарат нацистов.

Инстанции, формировавшие эстетическую сторону нацистского режима, -- это, прежде всего, сам Адольф Гитлер, Министерство образования и пропаганды (возглавлявшееся Геббельсом), Имперская палата культуры (входившая в "Немецкий рабочий фронт"), а также круг интеллектуалов, сложившийся вокруг Гиммлера. О журнале "Искусство в Германской империи" ("Kunst im Deutschen Reich"): "Один из лучших в мире журналов по искусству, когда-либо печатавшихся; плотно заполненный прекрасными изображениями реа- листического искусства. Когда военно-воздушные силы США устроили выставку некоторых из трофейных образцов национал-социалистичес- кого искусства в Колорадо, 97 процентов людей, посетивших ее, были приятно поражены. Нацистское искусство представляло собой совершенный реализм, возбуждавший у немецкого населения высокие эмоции."
Обложка журнала "Искусство в Германской империи".
Из журнала "Искусство в Германской империи".

  Герцштейн о деятельности Геббельса: "Что же касается возвраще-
ния народу его искусства, то в глазах Геббельса это включало в
себя такие аспекты, как очищение от евреев, отмежевание от
космополитов и их влияний, подъем роли государства для того,
чтобы национальные интересы, а не эгоизм индивидуалистов и не
жажда наживы, создавали условия для психического здоровья
немецкого народа. Через несколько месяцев после его высказываний
о Вагнере, Геббельс представил прежнюю систему как 'либеральную'.
Новая система отбрасывала ее, провозгласив приоритет блага
общественного перед благом индивидуальным. Построение народной
общности братьев по расе создавало прецедент господства коллек-
тивного над индивидуальным: 'Чем более нация свободна, тем более
свободно могут перемещаться ее представители'. Геббельс заявил,
что новое искусство представляло собой духовный отказ от упадни-
ческой современной анархии. Действительно, 'проникнутые народным
духом' художники могут подняться к свету новой эры: они могут
вернуться к народу. Геббельс желал стать добрым покровителем
нового искусства, которое сможет утолить духовный голод нации."
  "Нацисты намеревались осуществить эту задачу посредством цент-
рализованного института культуры под названием 'Имперская палата
культуры' -- RKK, которая была создана и наделена полномочиями
законом от 22 сентября 1933 года. Геббельс считал главной задачей
этой организации сплочение всех творческих личностей в 'духовно-
творческое объединение'. Работающие руками и работающие головой
должны сплотиться под заботливой защитой государства. RKK состоя-
ла из семи подпалат: музыки, искусства, театра, литературы, прес-
сы, радио, кино. Впоследствии подпалата радио была упразднена.
Декрет Геббельса от 31 мая 1938 года объяснял отношение этих
подпалат к министерству. Министерство пропаганды становилось
главным надсмотрщиком над RКК и се подпалатами, в то время как
центральный орган RKK, президентом которого был Геббельс, коор-
динировал работу многочисленных подпалат в той мере, в какой это
касалось выполнения ими общих функций. Начиная с 1938 года,
каждая подпалата была подотчетна непосредственно Геббельсу, а не
RKK и не через RKK. Те, кто руководил RKK или ее подпалатами,
обычно были людьми из министерства пропаганды, и в конце концов
Геббельс планировал постепенно поглотить RKK, введя ее в состав
министерства. Если попытаться изложить это проще, то не было
поэта или художника, писателя или артиста, который бы мог
заниматься своим искусством в 'Третьем рейхе' и не быть членом
одной из подпалат. К 1939 году палаты насчитывали 65000 членов.
Эта система использовалась Геббельсом для обретения контроля над
всем немецким искусством. С ее помощью он манипулировал вопросами
назначений и льгот так же, как и составлением черных списков
предстоявших гестаповских акций. Когда границы Германии расшири-
лись, то вслед за ними расширились границы RKK. Многочисленные
группы и подчиненные организации внесли свой вклад в разбухание
RKK. Один из документ периода войны сообщает, что 'в Великой
Германии в сфере искусства было занято 410000 человек и что всем
им государство помогало советом и делом'. Гитлер обладал опреде-
ленной, хотя и носившей высокомерный характер терпимостью к эго-
истическим и политическим отклонениям, если они имели место в
среде художников или актеров. В конце концов, это были представи-
тели богемы, эксцентрики. Геббельс не разделял этого мнения и
безжалостно использовал свою власть для надзора... ("Война,
которую выиграл Гитлер", гл. 3, стр. 162-163)
  "Геббельс имел в своем распоряжении миллионы марок, так как 
лично контролировал 'Фонд актеров доктора Геббельса' и 'Благо-
дарность художникам'. Геббельс использовал эти деньги для
оказания финансовой помощи актерам и художникам, оказавшимся в
затруднительном положении. Его министерство очень эффективно
использовало эти жесты, противопоставляя социальную справедли-
вость в Германии жестким порядкам Англии, жертвой которых
становились многие безработные или оставшиеся без крова актеры,
музыканты, художники. В 1943 году Геббельс направил через RKK
почти миллион марок на нужды людей искусства. 'Фонд доктора
Геббельса', для самых активных в культуре, обеспечивал своим
членам, раненым или пострадавшим от воздушных налетов союзников,
бесплатный трехнедельный отдых для восстановления сил. (гл. 3,
стр 168)
  Герцштейн: "За период с 1933 по 1942 год министерство постоянно
расширялось. В первые дни своего существования министерство имело 
пять отделов: пропаганды, радио, печати кино и театра. В 1934 
году был создан отдел по музыке искусству, в 1937 году появились 
два различных отдел один по музыке, другой -- по искусству. В
1934 году был создан и отдел, занимающийся литературой. Быстро
разрастался отдел прессы, и в 1938 году Геббельс решил разделить
его на сектор немецкой печати и зарубежной. В 1941 году появился
еще один сектор -- периодической печати печати по вопросам
культуры в 1944 году. От пяти отделе в 1933 году министерство
пришло к 1941 году с семнадцатью, хотя позже в период войны имело
место слияние некоторых из них. Министерство все еще не закончило
период организации к времени обнародования оперативного плана 10
февраля 1936 года. Отдел пропаганды всегда был и оставался самым
важным отделом министерства. Это структурное подразделение
занималось средствами пропаганды, распространением среди народа
нацистского мировоззрения, вопросами проведения съездов и
проведением унифицированной пропагандистской компании на всей
территории Германии. При этом должны были приниматься во внимание
сама национал-социалистическая идеология и наличие чужеродных
идеологических вкраплений среди населения. Доктор Эбехард Тауберт
был экспертом министерства по чуждому мировоззрению (большевизм,
иудаизм, демократия, церкви, масонство). На этой должности он
пробыл всю войну."
  "В 1940 году Мюллер составил официальное описание министерства, 
в котором он называл отдел пропаганды министерства как 'крупное
подразделение, инициативы и работа которого чувствуется буквально
везде...'. Внутри отделов имелись секторы, занимавшиеся следующи-
ми направлениями: съезды, выставки, связь с RPA, связь с партий-
ной канцелярией, связь с местными управлениями пропаганды, куль-
турной и политической пропагандой, пропагандой среди этнических
немцев за пределами рейха и вновь созданной в Великой Германии
цензурой средств массовой информации, расширением германского
этноса (Volkstum) и пропагандой в таких областях, как здравоохра-
нение, расовая политика и социальная деятельность. Специалисты,
которые отвечали за эти секторы, отвечали за поддержание контак-
тов с сопутствующими министерствами и за расширение работы в них
через пропаганду. Отдел пропаганды министерства имел ряд других
важных функций. Возглавляемый доктором Шефером, он отвечал за
анализ состояния общественной морали и за контрмеры в этой
области, если таковые требовались, в зависимости от состояния
общественного мнения. Отдел выпускал сборники 'Конфиденциальной
информации для окружных фюреров'." (стр. 154-155)

25. Нацистская эстетика и вырождение
нацистского государства.

Стремление ярко, но дешево отмечать заслуги (на материальные поощрения, как правило, не хватает средств, а повышение в должности не всегда возможно) обычно ведет к появлению новых званий и знаков и к более широкой раздаче старых. В результате система отличия постепенно разрастается, становится сложной для восприятия, а впечатление от каждого отдельного знака и звания всё более снижается. При острой необходимости усилить энтузиазм знаки и звания иногда раздаются немного впрок -- чтобы связать награждаемых людей моральными обязательствами. Давая вначале небольшой эффект, этот подход приводит в конечном счете к еще большему снижению важности используемых средств отличия. Чем хуже ситуация в обществе, тем интенсивнее используются дешевые средства награждения, тем менее действенными они становятся, то есть тем меньше возможность использования их для исправления ситуации. Общество таким образом сползает к катастрофе. На его обломках рождается новое общество, которое начинает выстраивать собственную систему отличий. Если в начале своего становления нацистская система знаков от- личия эффектно работала на укрепление нового режима, то под конец его существования она, неимоверно разросшись и превратившись в заменитель реальных благ, отчасти стала индикатором приближения краха, отчасти даже способствовала ему. * * * Архитектурные проекты Гитлера поглощали его время, а начавшаяся частичная реализация этих проектов отнимала ресурсы у государст- ва. Поскольку чрезмерность и несвоевременность проектов была для многих очевидна, Гитлеру приходилось держать в тайне свои планы, скрывать источники финансирования строительных работ. Иерархич- ность общества, культ личности вождя и преследование за инакомыс- лие вели к тому, что остановить Гитлера было некому. Шпеер: "К началу войны я разработал теорию, которую как-то за обедом в парижском 'Максиме' изложил перед компанией французских и немецких художников, среди которых были Кокто и Деспьо: Французская революция сформировала новое чувство стиля на смену позднему рококо. Даже непритязательные предметы мебели приобрели тогда красивейшие пропорции. Свое классическое выражение данный стиль обрел в проектах Буле. За этим стилем революции последовал стиль директуар, который еще умел с изяществом и легкостью при- менять более богатые средства. Поворот наступил лишь со стилем ампир: увеличиваясь в численности с каждым годом, все новые и новые элементы при сохранении классических основных форм перегру- жали их множеством украшений пока наконец поздний ампир не стал непревзойденным по богатству и роскоши. В этом выражался итог стилевого развития, который столь многообещающе начинался кон- сульством, но одновременно и переход от революции к наполеонов- ской империи. Подобное развитие служило одновременно и знаком распада, провозвестником наполеоновской эры. Здесь можно наблю- дать сжатый до двадцатн лет путь, для прохождения которого обычно требуются столетия: развитие от доинческих строений раннего классицизма до расчлененных барочных фасадов позднего эллинизма, как те, что мы видим, например, в Баальбеке, романтические сооружения раннего Средневековья и изощренная поздняя готика в его конце." "При последовательном ходе рассуждений мне бы следовало разви- вать дальше свою аргументацию и прийти к выводу, что на примере позднего ампира в планах, разрабатываемых Гитлером и мной, тоже можно угадать близящийся конец режима. Но тогда я этого еще не видел. Подобно тому как, вероятно, и окружение Наполеона в пере- груженных деталями салонах позднего ампира видело лншь выражение величия и только последующие поколения разглядели в них Предчув- вствие грядущей катастрофы, окружение Гитлера так же восприняло чернильницу как подобающее для государственного гения обрамление, а купол непомерной величииы -- как выражение мощи Гитлера. Пос- ледние проекты, разрабатываемые нами в 1939 году, были чистейшим неоампиром, который можно сравнить со стилем непосредственно перед свержением Наполеона, сто двадцать пять лет назад демонстрировавшим перегруженность деталями, страсть к позолоте, тягу к роскоши и грядущий упадок." ("Воспоминания", ч. I, 11) * * * Существал нацистский миф. Некоторые элементы действительности Третьего рейха более или менее соответствовали этому мифу: отсут- свовала безработица, почти отсутствовала уголовная преступность, приводились в порядок предприятия, насаждался здоровый образ жизни, люди чувствовали на себе внимание государства (нередко его было слишком много). Вырождение нацистского государства происходило в следующих формах: чрезмерном ... обогащении "верхушки"; навязывании нацистской идеологии и соответственно подавлении инакомыслия; культе личности Гитлера; использовании нацистских символов; увлечении массовыми мероприятиями; строительстве "репрезентативных" зданий и сооружений в ущерб массовому жилищному строительству; использовании убийства как средства нейтрализации нежелатель- ных людей. Коррупция в нацистском государстве и нацистский партии проявля- лась, по-видимому, не столько в форме взяточничества, сколько в форме клановости, семейственности, коллективного неявного вымога- тельства. По завершении "национал-социалистической революции" вертикальная мобильность в обществе значительно уменьшилась, и те, кто не успел пробиться наверх, в привилегированные слои, почти утратили возможность это сделать.

26. Постижение феномена нацистской эстетики.

Как кратко выразить суть нацистской эстетики? Какие обстоятель- ства можно указать в качестве факторов, определивших ее совоеоб- разие? Пышный эстетизм Третьего рейха можно отчасти объяснить средне- вековостью этого общества: в нацистской Германии возродились характерные взаимосвязанные элементы средневекового образа жизни. Милитаризм, иерархизм, культ силы, культ героев и аскетов, жесто- кость, соединение благочестия и греховности, тяготение к пышным церемониям, монументализм в архитектуре -- это всё рецидивы эпохи рыцарей. Показательно сходство Третьего рейха со Средневековьем в разных второстепенных деталях: сжигание книг, ношение кинжалов, наездни- чество, устройство торжественных похорон павшим героям, мистици- зм, юдофобия, строительство "орденсбургов", представление СС как "черного ордена" и пр. Гитлер -- это "человек Средневековья". Третий рейх есть реали- зация средневековой утопии в духе Филиппа де Мезьера -- в усло- виях развитости технических средств, на фоне пережитков либераль- ного буржуазного общества, во враждебном окружении. Данная констатация сходства между Третьим рейхом и Средневе- ковьем не содержит оценок ни Третьего рейха, ни Средневековья, ни факта сходства. Оценивание -- это задача более высокого порядка сложности, а здесь лишь отмечается факт намеренного и небезуспеш- ного возвращения к тому, что уже было. Уподобленность Третьего рейха Средневековью отмечалась многими интеллектуалами еще во времена Гитлера -- причем отмечалась с удовлетворением: в этом сказывалась накопившаяся усталость от реалий либерального капиталистического общества. * * * Специфическая эстетика Третьего рейха существовала не в чистом виде, а в смеси с эстетическим наследием предшествовавшей эпохи. Даже в агитационных плакатах нацистов нередко видно влияние чуждых нацистам художественных подходов. * * * Возвышенные движения души нацистами вовсе не подавлялись, а напротив, культивировались -- если проявлялись по отношению к СВОИМ и были сообразны цели построения Великого Рейха. Известные слова Гебельса о том, что совесть -- это химера, выдергиваются из контекста эпохи. Порочность нацизма была вовсе не в том, что он якобы отрицал совесть (при определенных условиях совесть нацистам вовсе не мешала). Порочность нацизма была в том, что мир делился на СВОИХ и ЧУЖИХ, причем чужие рассматривались единственно как ресурс для обеспечения своих. С чужими можно было делать всё -- как с неживым материалом. Конечно, были еще и "полусвои": не-немецкие арийцы, "азиатские арийцы" (японцы), но подавляющее большинство не-немцев все-таки попадало в чужие. Выпады Геббельса против совести были, скорее, реакцией на по- верхностные и, с точки зрения нацистов, политически неуместные рассуждения интеллектуалов по ее поводу. Нацизм начинается не там, где пренебрегают совестью, а там, где пренебрегают чужими (пренебрежение совестью -- это отношение ко всем людям вне своего круга как к чужим, с которыми можно делать всё; это тоже очень плохо, но это не нацизм). Деление на своих и чужих может при этом производиться не по расовому признаку, а, к примеру, по признаку гражданства. В этом смысле Западная Европа, США, Запад вообще выступают практически как в значительной степени нацистские об- щества, хотя по привычке еще много говорят про "общечеловеческие ценности", "открытое общество" и пр. Поскольку выделение своих при этом осуществляется не по расовому признаку, можно по-преж- нему искренне поносить нацизм (более того, даже нужно, потому что современные европейские нации и особенно нация США, насколько можно о таковой говорить, уже имеют довольно смешанный расовый состав). На самом деле это нацизм без расизма -- нацизм, который не обращается к эстетическим средствам мобилизации духа, подобным тем, что применялись в Третьем рейхе, лишь потому, что в этом пока нет необходимости. Это складывающийся, мягкий нацизм побе- дившего общества, а не экстремистский нацизм общества, которое борется за выживание. Это нацизм общества еще очень сильного, но уже вынужденного понемногу активизировать борьбу за существова- ние. Нацизм Третьего рейха формировался в условиях, когда "враги Германии" были много сильнее ее. Поэтому в Третьем рейхе реализо- вывался принцип "весь народ -- солдаты". Современный Запад пока еще может отбиваться от своих врагов посредством сравнительно немногочисленных наемных армий, поэтому "идеология осажденного лагеря" практикуется лишь в очень небольшой части Запада -- в Израиле. Большинство граждан современного Запада еще пребывает в убеждении, что они -- всего лишь более правильные, более удач- ливые, образец для остального мира, его моральные лидеры и покро- вители. Но обстоятельства толкают их ко все более враждебному отношению к остальному миру. Запад идет к тому, чтобы превратить- ся в один большой Израиль с его перманентной вялотекущей войной. Конечно, перманентная вялотекущая война полезна тем, что не дает раслабляться -- можно сказать, бодрит общество -- но она слишком дорого обходится, обычно несправедлива и вдобавок может перейти из вялотекущей формы в очень активную. * * * Нацизм -- это красивый хищный зверь, который промышляет людоед- ством и который может однажды вонзить вам в шею свои клыки. Среди прочего, нацизм опасен своей "машинностью": из множества сравни- тельно неплохих людей быстро выстраивается аппарат бесмысленного уничтожения, в котором решения по массовому убийству людей прини- маются с легкостью, и каждый, кто пробует остановить кровавый абсурд, сам становится его жертвой.

Возврат в оглавление