Эстетика национал-социализма

27. Эстетизм национал-социализма сегодня.

Третий рейх сегодня существует в нескольких образах: героическом: у современных нацистов; комическом: в комедийном кино (пример: французский фильм "Большая прогулка"); драматическом: в серьезном кино о войне (пример: советский фильм "Семнадцать мгновений весны"); мистическом: у поклонников "традиции" (пример: книга Луи Повеля и Жака Бержье "Утро магов"); зловещем: у авторов различных компьютерных игр, воспроизво- дящих эпоху Третьего рейха; кошмарном: у еврейских активистов в связи с "холокостом". "Тайны Третьего рейха" всё еще завораживают. Почему Гитлер не подготовился к зиме 1941-го? Был ли у нацистов стратосферный летательный аппарат? Работал ли Борман на советскую разведку? Куда сбежал шеф гестапо Мюллер? Куда делось "золото партии"? Имел ли Гитлер контакты с "великими посвященными"? Был ли он магом? Умер ли он на самом деле? Какие секреты достались "союзникам" в 1945-м? И т. п. * * * Конечно, сегодня немцам надо стыдиться Гитлера не более, чем французам -- Наполеона, монголам -- Чингисхана, тюркам -- Аттилы и т. д., потому что в истории почти у любого народа отыщется период, когда он сильно навредил себе и другим. Почти все материальные и документальные памятники истории Третьего рейха сегодня имеют свободное хождение среди коллекцио- неров, а также являются предметом внимания музеев. В частности огромное собрание раритетов нацистского государства создано в музее немецкой истории в Берлине. Художественное наследие национал-социализма пользуется замет- ным спросом в сегодняшней Европе, и этому спросу соответствует обширное предложение. Продаются фильмы, аудиозаписи, раритеты, копии раритетов. Нацизм, конечно, не возродится в форме, близкой к первоначаль- ной, но подпитка массового сознания (точнее, подсознания) нацист- скими идеями и нацистской символикой может выливаться в нежела- тельные социальные взрывы (или вылиться в один очень большой взрыв).
Вавельсберг
крипта Гиммлера
Реликвия постнацистской эпохи: гравированная лазером дубовая панель с осколком камня из крипты северной башни замка Вевельсберг.
Нотариально заверенный сертификат на осколок. Текст: "подлинный кусок стены крипты Гиммлера, изъятый при работах в 1995 г. "
Орденские замки
Видеокассета "Орденские замки Третьего рейха" Рекламный текст к кассете: "Отправьтесь в таинственные крепости Нацистской Германии и взгляните изнутри на секретные орденские замки СС и Гитлер-югенда."


Обложка книги "Камелот Генриха
Гиммлера". Рекламный текст к книге:
"Документально излагает историю
Вавельсбурга -- бывшей школы СС. Замок
Вавельсбург был выбран в качестве
учебного центра для духовного
просвещения СС, элитной преторианской
гвардии Гитлера, и для того, чтобы быть
"центром новоги мира" в Тысячелетнем
рейхе. Генрих Гиммлер, которого Гитлер
назначил рейхсфюрером СС, стал
ответственным за центры исследования и
документирования германской культуры, а
также за определение идеологии Черного
Корпуса. Эта богато иллюстрированная
книга также проводит захватывающие
параллели между Вавельсбергом и
Камелотом легендарного короля Артура."
Камелот


                            *  *  *

  Нижеследующие портреты кавалеров Рыцарского креста входят в 
набор, напечатанный в 1989 г. некой "Галереей королевской короны"
(King's Crown Gallery) тиражом 500 экземпляров. Их размеры 25x18
дюймов. Каждый портрет имеет автограф изображенного на нем героя,
а также подпись художника (J.G. Keck). Цена, по которой они
перепродавались через 10 лет, составляла 185$ за штуку.
Рыцарский крест
Железный крест
Железный крест
Корветтенкапитан Reinhard Hardegen, командир подводной лодки U-123, кавалер Рыцарского креста Железного креста с дубовыми листьями.
Майор танковых войск Horst Ruemsch, кавалер Рыцарского креста Железного креста.


Майор Adam Dyroff, кавалер Рыцарского креста Железного креста.



                            *  *  *

  Национал-социалистическая эстетика особенно популярна в США. 
Возможно, это отчасти вызвано неприятием назойливого культа 
"холакоста" и вообще довольно распространенным в США антисеми-
тизмом. Это также объясняется частично тем, что США мало постра-
дали от нацистов во II Мировой войне, зато много выиграли от
использования научно-технического наследия Третьего рейха. 
Увлечение американцев нацистской эстетикой также отчасти подпи-
тывается "белым расизмом". Еще одно обстоятельство, способство-
вавшее становлению нацистского культа в США -- антисоветскость 
этого культа. Наконец, посредством этого культа удовлетворяется
потребность в фрондерстве, потребность в привлечении к себе 
внимания, потребность в проявлении агрессивности, потребность
в оъединении с родственными по духу людьми на какой-то идеоло-
гической основе.
Ева Браун
Адольф Гитлер
Адольф Гитлер
Генрих Гиммлер
Брелок с фотографией Евы Браун.
Стакан с фотографией Адольфа Гитлера.
Кукла "Адольф Гитлер".
Кукла "Генрих Гиммлер".

  Верх бесстыдной утилитарности американцев -- продажа "нацист-
ских" игрушек.
  Кукла "Адольф Гитлер". Рекламная информация: "Коллекционная, 
насыщенная деталями, музейное качество, исторически точная,
масштаб 1:6 (высота более 1 фута!), ручной работы и ручной
раскраски металлические значки и аксессуары... Каждая деталь
выдержана с исторической достоверностью." Цена 99$.
  Кукла "Генрих Гимлер". Рекламная информация: "Коллекционная. 
Эта выдающаяся модель включает: отличного качества материал и
кожу, кожаные ботинки, подбитые гвоздями, достоверную униформу,
ремень с пряжкой СС, нарукавную нашивку и петлицы рейхсфюрера,
исторически достоверные нашивки за выслугу лет и медали, кепи
офицера СС с козырьком. На кукле кольцо СС, кожаный плащ с
эполетами рейхсфюрера. Также имеются кожаный портфель, сигара 
(не показана), документ СС с подписью Гиммлера..." Цена 145$.


27.1. Неонацисты.

Компакт-диски с нацистской музыкой:
военные марши
марши Ваффен-СС
Марши держав "оси": Италии, Испании, Норвегии, Швеции, Дании, Финляндии, Эстонии, Словакии
Марши Ваффен-СС



Ваффен-СС>
Ваффен-СС>
Марши норвежских Ваффен-СС. Речи Гиммлера и Квислинга.
Марши финских Ваффен-СС.


  Книги, переведенные на английский язык и изданные якобы для
коллекционеров:
Программа НСДАП
гитлеровская молодежь
гитлеровская молодежь
"Программа НСДАП."
"Ты и твой народ."
"Стихи гитлеровской
молодежи."

  Брошюра "Ты и твой народ." Вручалась каждому немецкому ребенку 
по окончании базовой школы. В ней объяснялись базовые понятия
национал-социализма: народ, Родина, Рейх, раса, долг, товарищес-
тво, патриотизм и др.

  Знамена нацистов различных стран:
шведские нацисты
польские нацисты
русские нацисты
португальские нацисты
японские нацисты
южноафриканские нацисты
Швеция.
Польша.
Россия.
Португалия.
Япония.
Южная Африка.


27.2. Коллекционеры.

В интернете доступны самые разнообразные сведения по истории Третьего рейха и даже выставляются на продажу раритеты, причем современные нацистские организации (тоже открывающие в интернете свои сайты) обычно не имеют к этому отношения. В качестве курьеза существует даже сайт сексуальных извращенцев, которые возбуждают- ся от нацистской униформы, но отмежевываются от нацизма. Помимо подлинных вещей нацистской эпохи, через интернет прода- ются современные недорогие (15-50$) копии атрибутов Третьего рейха (ордена, медали, значки, флаги, повязки, кинжалы и пр.). Притягательность раритетов Третьего рейха для коллекционеров отчасти объясняется тем, что эти вещи подсознательно воспринима- ются как трофеи, то есть косвенные доказательства мужественности их нынешних обладателей. * * * Чтобы уменьшить массовый интерес к нацистской эстетике (если он кого-то сильно беспокоит), надо не бороться с ним напрямую и не развращать людей дегенеративными соблазнами, а предлагать альтер- нативные системы образов, обеспечивающие сходные переживания. В качестве таковых могут выступать варварская, рыцарская, стали- нистская, армейская эстетики (только ради Бога -- не эстетика "ковбоя Мальборо"!). Это называется "вышибать клин клином". В принципе всякое государство должно разрабатывать собственную эстетическую систему "сильного" типа, но для этого у государства должен быть миссионерский дух.

27.3. Кино.

"Восхождение дьявола".

Образ Гитлера в кино варьируется от трясущегося и брызгающего слюной истеричного неврастеника до загадочной личности, не лишен- ной величия и даже некоторого очарования (вообще говоря, в Гитлере было и то, и другое). Фильм "Восхождение дьявола" -- попытка разобраться в феномене Гитлера, скорее, с позиции легкой иронии, чем показной гадливости.
Восхождение дьявола
Гитлер с пистолетом в руке впереди колонны путчистов.
Кадр из фильма "Восхождение дьявола".

Восхождение дьявола
Соратники уводят раненого Гитлера.
Кадр из фильма "Восхождение дьявола".


"Индиана Джонс и последний крестовый поход".

Чуть ли не единственный фильм, в котором Гитлер предстает не в качестве странной, отвратительной или гротескной фигуры.
Индиана Джонс
Индиана Джонс
Гитлер, раздающий автографы на ночном массовом мероприятии.
Кадры из фильма "Индиана Джонс и последний крестовый поход".

Гитлер
Гитлер
Гитлер, каким он видится потомкам.
Кадры из фильма "Индиана Джонс и последний крестовый поход".

истинные арийцы
истинные арийцы
Истинные арийцы.
Кадры из фильма "Индиана Джонс и последний крестовый поход".
* * * Фундаментальный немецкий фильм об Адольфе Гитлере "Закат" ("Der Untergang") о последних 12 днях из жизни фюрера. Гитлер в нём старый и трясущийся, почти гротескный. Но в некоторых сценах он всё ещё впечатляет. За подчёркнутым антинацизмом создатели фильма не могут скрыть своего пристального интереса к теме.
Адольф Гитлер
Адольф Гитлер (актёр Bruno Ganz). Кадр из фильма "Закат".
Газета "Heute", Вена.
                            *  *  *

  Нацисты в советском кино. За вычетом гротескных уродов из 
фильмов военных и первых послевоенных лет все остальные нацисты
советского экрана были внешне вполне хороши, а некоторые даже 
замечательны. Их играли лучшие актёры. Общим правилом было пока-
зывать нацистов не как чудовища, а всего лишь как людей, волей
судьбы застрявших в нацистской идеологии. Людей с их собственными
предпочтениями и заблуждениями, более-менее старающихся быть
хорошими в рамках той системы взглядов, которую они усвоили.
Людей не только с недостатками, но и с достоинствами. Это
означает, что русская культура переварила нацизм: вышла на режим
проявления к нему спокойного любопытства. Не конфронтации, а
стремления понять, почему они были не такими, как мы.

"Семнадцать мгновений весны".

12-серийный фильм о Штирлице -- советском разведчике Максиме Исаеве, сорвавшем тайные переговоры Гиммлера с Западом. Снят в 1973 г. по одноименной книге Юлиана Семенова. Режиссер Татьяна Лиознова. Сценарий Юлиана Семенова и Микаэла Таривердиева.
Штирлиц
Мюллер
Штандартенфюрер СС Макс фон Штирлиц (Вячеслав Тихонов).
Мюллер (Леонид Броневой) и Гиммлер (Николай Прокопович ).

Барбара
Шелленберг
Очаровательная Барбара
(Ольга Сошникова ).
Очаровательный шеф СД Шелленберг
(Олег Табаков).

РСХА
Штирлиц
Айсманн
Вход в Главное управление
имперской безопасности
(РСХА).
Коварный Штирлиц
за рулем.
Что-то замышляет.
Очаровательный Айсманн
(Леонид Куравлев).




29. Эстетический аспект политической борьбы сегодня.

Гитлер: "Мы сознательно выбрали красный цвет для наших плака- тов и листков. Этот цвет больше всего подзадоривает. Кроме того выбор нами красного цвета больше всего должен был дразнить и возмущать противников, и уже одно это должно было помешать им забывать о нас." ("Майн кампф", ч. I, гл. XII) Сегодня красный цвет воспринимается как цвет нацистов и комму- нистов. Образ "коричневой заразы", поддерживавшийся в основном усилями СССР, имел целью разъединение красного цвета и нацизма в массовом сознании. На самом же деле красный цвет -- неотъемлемо нацистский, а якобы коричневый цвет униформы гитлеровских штурмо- виков в действительности имеет сильный желтый оттенок и является одним из так называемых защитных цветов. В сегодняшнем мире некоторые цвета и сочетания цветов доста- точно определенно символизируют политические направления. Можно говорить о следующих ассоциациях: белый -- социал-демократия; черный -- анархизм, нацизм; красный -- коммунизм, нацизм; синий и сине-белый -- иудаизм, сионизм; зеленый -- исламизм; красно-черный -- анархизм; красно-бело-черный -- нацизм; бело-оранжево-синий -- американизм. Эти ассоциации, как правило, обусловливаются расцветкой используемых флагов. * * * Политическое движение, которое стремится стать самым сильным, а не просто удерживать свою "экологическую нишу", должно уделять значительное внимание своему оформлению. У него должны быть, как минимум, эмблема, флаг, значок, гимн. Чем большее количество разнообразных качественных символов будет использовано полити- ческим движением, тем больше благожелательного внимания это дви- жение к себе привлечет. Конечно, никакая действенная пропаганда движения невозможна, если у него нет собственной более-менее четкой идеологии и более-менее широкой "социальной базы", спо- собной эту идеологию воспринять. С другой стороны, если некоторое политическое движение начи- нает интенсивно эстетизироваться, то следует подозревать его в тоталитарных намерениях. * * * Художественное обеспечение идеологии современного Запада производится в основном в форме рекламы. Идеология современного Запада такова, что она не может получить художественного выраже- ния, аналогичного нацистскому: это была бы слишком откровенная проповедь потребительства и обогащения. Многие граждане современного Запада любят смотреть "боевики", в том числе на военную тему, но немногие готовы воевать за свою страну, за свою цивилизацию. Одна из причин профессионализации вооруженных сил на Западе -- нежелание молодежи проходить военную службу. Западный образ жизни любят многие, но у Запада мало патриотов -- людей, которые готовы проявить ради этого общества самоотвер- женность. Возможно, Запад вскоре даже окажется перед необходимос- тью нанимать в большом количестве солдат из других, незападных наций (аналогично тому, как Римская империя нанимала варваров) -- по крайней мере, в пехоту. Политические организации Запада делятся на две группы: на очень большую группу избегающих сходства с нацистами и на очень малую маргинальную группу стремящихся к сходству с ними. Из-за того, что первых подавляющее большинство, политическая жизнь во всех обществах современного Запада крикливая, но в художественном отношении блеклая. * * * В современном западном (и западоориентированном) обществе на- цизм воспринимается по известным причинам однозначно отрицатель- но, поэтому большинство политиков избегает сходства с деятелями Третьего рейха даже в мелочах, если эти мелочи узнаваемы. Уже одно лишь упоминание нацизма политиком не в качестве ругательства может привести к концу его политической карьеры, во всяком случае даст на много лет повод для публичных издевательских спекуляций насчет его политических взглядов. Следствием страха политиков перед обвинением в симпатиях к нацизму является удручающее сползание западного общества в противоположную нацизму крайность. В частности, в искусстве Запада стал преобладать стиль, который в Третьем рейхе считался дегенеративным. * * * В совокупности политических движений можно выделить два полюса: полюс людей, стремящихся коллективно послужить обществу, и полюс людей, стремящихся коллективно обеспечить себе возможность по- больше забирать у общества. Первый полюс -- героический, мобили- зующий, дисциплинирующий, второй -- выражающий предприимчивость в ее дурном варианте, расслабляющий, потакающий слабостям. Естест- венно, о стремлении к общему благу говорят на обоих полюсах (но по-разному). Все движения, тяготеющие к первому полюсу, невольно в чем-то уподобляются НСДАП. Чтобы политическое движение мобили- зующего типа не страдало от такого положения дел, оно должно за- метно подпускать в свои тексты антифашистскую риторику (а заодно и антикоммунистическую), стараясь не слишком разойтись с правдой. Это сложно. * * * Современный Запад оказался в ловушке своего "антифашизма" (на- цистов обычно относят фашистам): с одной стороны, перед угрозой глобального кризиса он все более нуждается в ярких, творчески сильных личностях, в сплочающих и мобилизующих идеях, с другой, его политики очень привыкли пугать друг друга фашизмом и исполь- зовать слово "фашизм" в качестве тяжкого обвинения. Ничем хорошим такое противоречие не кончится: западное общество либо медленно вымрет, предварительно разорив большую часть планеты, либо снова придет к тоталитаризму -- на волне массового резкого отрицания показавших свою несостоятельность "либеральных ценностей". И это будет выглядеть как прорыв к правде, а не как проваливание в другую порочную крайность. Чтобы избежать этого, надо понемногу осваивать "золотую середину": постепенно избавляться от либераль- ных излишеств, постепенно оттеснять дегенеративное на периферию массовой культуры. Чтобы облегчить выполнение масштабной програм- мы "осерединивания" ("умеризации") Запада, надо в первую очередь продвигать в массы "новую эстетику" (которая на самом деле очень старая). Нужен очередной Ренессанс. Мускулистый самоотверженный герой (воин и труженик) -- не курящий, не жующий жвачки, любящий естественные ландшафты и предпочитающий передвигаться пешком, а не в автомобиле, -- должен придти на смену разболтанному проку- ренному узкогрудому волосатому выродку с кольцом в ухе и подленькими мыслишками в загаженной дурной рекламой голове. * * * Тоталитаризм -- это не хорошо и не плохо: это может быть хорошо или плохо в зависимости от поставленных целей и используемых средств. Но в любом случае тоталитаризм опасен. Поскольку при тоталитарном политическом "режиме" в стране отсутствуют механи- змы, удерживающие власть имущих в рамках здравомыслия и приличий, эти власть имущие рано или поздно приходят к абсурдной, творчески бесплодной, отвратительной тирании. Она бывает тем более отврати- тельной, если у нее оказывается недоразвитой эстетическая сторо- на. Любому "режиму", если он хочет существовать долго, необходимо нравиться массам, а художественные средства в этом деле являются очень важными. С национал-социализмом потому и трудно было бороться в Германии и других странах, что он умел нравиться.

30. Заключение.

Эстетизм Третьего рейха был накальный, экстремизирующий. Массовый патриотический психоз, побуждавший нацистов драться до последней возможности в осажденном Берлине, был следствием этого эстетизма. Но значительный накал духа не может держаться долго, поэтому на его короткой волне надо стремиться достигнуть макси- мума: сделать рывок, а потом в течение многих десятилетий осваи- вать приобретения. Пришел бы Третий рейх к чему-то менее катаст- рофичному, если бы, к примеру, удержал позиции на Днепре и угро- зой нанесения большого урона добился перемирия с Советским Союзом и Англией? Такой вариант развития событий был очень маловероят- ным. Во-первых, потому что Третий рейх был, можно сказать, выстроен для большой войны, для рывка -- и мог остановиться, лишь построив огромную империю. Во-вторых, потому что противники нацистов это понимали. По этой причине они полностью оккупировали Германию и приложили значительные силы к ее денацификации. А может, Германия и нашла бы в себе силы остановиться. Со вре- менем она уподобилась бы нынешнему Израилю с его нескончаемой, вялой, очень привычной войной на некоторых окраинах и вполне мирной спокойной жизнью на остальной территории, с патриотизмом без экзальтации. Или же она стала бы похожей на Испанию последних лет правления генерала Франко. Или на Советский Союз с его "холодной войной" и скрываемой претензией на мировое господство. Нацистская Германия вышла бы из кровавого периода своей истории, как вышел Советский Союз, потом некоторое время двигалась бы вперед по инерции, потом медленно умирала бы, руководимая кучкой "старых борцов", увязшая в старой риторике и ритуалах, бесконечно пережевывающая темы "героического прошлого". * * * Третий рейх представлял собой самое иерархическое, самое "уни- формированное", самое "флагоносное", самое поющее, самое марши- рующее общество в истории. Это общество показало необыкновенную жизненную силу. За 12 лет своего существования оно успело не только выстроить очень своеобразную социальную организацию и мощнейшую систему символов, не только повоевать с половиной мира (на первых порах очень успешно) и уничтожить огромное количество людей разных национальностей, но также значительно отличиться в искусстве, науке и технике. Оно представляло собой очень сложный феномен, про который нельзя сказать, что он вполне изучен. Некоторые "тайны Третьего рейха" всё еще остаются нераскрытыми, всё еще кем-то охраняются, всё еще тесно связаны с текущим днем и для кого-то являются опасными. Что же все-таки это было? Сбой в ходе нормального развития? Болезнь? Лечение болезни? Концентрированное проявление чего-то закономерного? Гигантский эксперимент? Проклевывание нового ми- ропорядка? Шалости каких-нибудь "высших сил"? Или всё понемногу? Определенно сказать можно только следующее: НАМ ЕСТЬ ЧТО ИЗУЧАТЬ. * * * Почти все любители нацистской эстетики и собиратели нацистских реликвий -- несостоявшиеся нацисты, хотя многие из них наверняка не дают себе в этом отчета и при случае от нацизма открещиваются. Нацизм притягателен комплексом культивируемых им чувств. Сами по себе эти чувства не являются социально вредными. Они не обяза- тельно являются социально вредными даже когда оказываются соеди- нены в "нацистском" комплексе. Они становятся вредными только в случае, если оказываются в сочетании с нацистской идеологией. Чтобы не дать возродиться нацизму, надо не бороться с "нацистс- кой" манерой чувствования, а дать ей другую идеологическую основу, которая была бы в достаточной степени антинацистской, точнее, жестко настроенной против характерных для нацизма край- ностей. Многие люди хотят быть патриотами и героями, наслаждаться властью и/или поклонением лидеру, чувствовать себя частью здра- вого и сильного целого, радоваться товариществу, презирать чужое и слабое, быть причастными к великому делу. Дайте им возможность всего этого в правильной идеологической оболочке, дайте им благоприятную личную перспективу и чувство нужности обществу -- и нацизм будет надежно вытеснен из настоящего в прошлое. * * * "Нацизмоведами" героического склада гибель Третьего рейха не воспринимается как показатель неполноценности этого общества. И для них Третий рейх по-прежнему, можно сказать, существует -- правда, в иной, чем прежде, форме. При определенной настроенности мировосприятия прошлое, настоящее и будущее почти перестают различаться. А слабостям и кошмарным эксцессам всегда находится оправдание, особенно когда есть возможность не выслушивать возра- жений оппонентов. Вообще, с иррациональными привязанностями очень трудно бороться доводами. К тому же "тихие нацисты" никому прак- тически не мешают. Они -- как бы "хорошие нацисты", почти историки. Наверное, самое правильное отношение к нацистской эстетике -- слабое любопытство, а отвращение к ней так же дурно характеризует личность, как и пристрастие к ней. Конечно, может быть еще и практический интерес к этому феномену -- как опыту художествен- ного оформления радикальной политики.

31. Литература.

Геббельс П.-Й. "Последние записи", пер. с нем., Смоленск, "Русич", 1993. Герцштейн Р. "Война, которую выиграл Гитлер", пер. с нем., Смоленск, "Русич", 1996. Деларю Ж. "История гестапо", пер. с фр., Смоленск, "Русич", 1993. Гитлер А. "Майн кампф". Гротов Г. "Герман Геринг -- маршал рейха", М., "Олимп", Смоленск, "Русич", 1998. Мессенджер Ч. "Гладиатор Гитлера", пер. с анг. Митчем С. "Командиты Третьего рейха", пер. с анг., Смоленск, "Русич", 1997. Пикер Г. "Застольные разговоры Гитлера", пер. с нем., Смоленск, "Русич", 1993. Пэдфилд П. "Рудольф Гесс -- сподвижник Гитлера", пер. с анг., Смоленск, "Русич", 1993. Раушнинг Г. "Говорит Гитлер. Зверь из бездны", пер. с нем., М., "МИФ", 1993. Ржевская Е. "Геббельс. Портрет на фоне дневника", М., "Слово", 1994. Фест И. "Адольф Гитлер", пер. с нем., "Пермь, "Алетейа", 1993. Шпеер А. "Воспоминания", пер. с нем., Смоленск, "Русич", 1997. Barron S. "Degenerate Art": The Fate of the Avant-Garde in Nazi Germany". Boyle D. "The Totenkopf H. Himmler Honor Ring, 1933-1945". Gonzalez S. "The Swastika and the Nazis". Happel H. "Die Allgaeuer Ordensburg in Sonthofen". Kater Michael H. "Die missbrauchte Muse: Musiker im Dritten Reich", Europa Verlag, 1998. Meyer A., Schild H. W. "Otto und Karolina Gahr -- die Silberschmiede der NSDAP und des SS", 1993. "Nazi Paramilitary Organizations and Their Badges". Freyer P. H. "Der Tod auf alle Meeren. Ein Tatsachenbericht zur Geschichte des faschistischen U-Boot-Krieges". Militaerverlag der DDR, Berlin, 1970. "Schlag nach! Wissenswerte Tatsachen aus allen Gebieten", Bibliographisches Institut AG, Leipzig, 1939.
Книги об Адольфе Гитлере в венском магазине.
2005 г.

Возврат в оглавление