Исследование картин художников-деревенщиков показывает, что
вполне эстетичными бывают даже такие сельские постройки, в кото-
рых...
- используются примитивные слабообработанные материалы;
- отсутствует декорум;
- имеются отчётливые следы воздействия климатических
факторов, воздействия времени;
- есть частичные разрушения;
- часть поверхностей поросла мхом, лишайником и пр.;
- налицо некоторый беспорядок, местами видны залежи старого
хлама.
Вещи, делающие деревню эстетичной:
- много вторжений природы, обилие разных растений;
- присутствуют свободно перемещающиеся животные;
- мало или совсем нет вторжений новинок цивилизации;
- почти нет единообразия, регулярности, симметрии;
- в поле зрения отсутствует мусор (хлам и мусор -- немного
разные вещи).
Деревня может быть красивой, даже если в ней нет архитектурных
достопримечательностей, водоёмов, значительных неровностей релье-
фа. Натуральная красота крупных растений компенсирует отсутствие
много чего.
Результаты свежих строительных и ремонтных работ скорее портят
сельский вид, чем улучшают.
В постройках камень должен быть предпочтительнее кирпича,
кирпич -- предпочтительнее бетона.
Рекомендуемый материал для крыш: дранка, солома, черепица под
старину. Защиту от ураганов должна обеспечивать повышенная проч-
ность стропил. И лучше, когда сильный ветер РАЗВЕИВАЕТ крышу, а
не уносит её целиком, чтобы на кого-то потом уронить. Отдельный
фрагмент черепицы не может быть подхвачен ветром, потому что име-
ет для этого недостаточную парусность.
Древесину в постройках лучше не красить, а пропитывать прозрач-
ной консервирующей жидкостью.
Как сочетать древесину и солому с пожарной безопасностью: в
первую очередь поменьше курить. Основные источники возгорания:
- курильщики, в том числе пьяные;
- дети со спичками;
- печи;
- электропроводка;
- газовые приборы;
- молнии;
- хулиганы, диверсанты, мстители, сумасшедшие.
Надо комплексно работать по всем этим направлениям.
* * *
Самый дешёвый и самый эффектный способ эстетизации деревни --
засаживание её деревьями и кустами. Не лишь бы какими и не лишь
бы где, разумеется. Недостаток этого способа: деревья растут мед-
ленно. Старые деревья много эстетичнее молодых, но чтобы дерево
стало старым, требуется 50-200 лет.
При высадке деревьев и кустов следует, среди прочего, учиты-
вать, каким будет вид растительности в период весеннего и летнего
цветения, осеннего изменения цвета листвы, зимней запорошенности
снегом. Ну, садово-парковое искусство и называется ж искусством
не потому, что так солиднее: в садово-парковых делах по-хорошему
должно приниматься в тонкий расчёт много чего.
* * *
Большая проблема сельской эстетики (и не только сельской) --
столбы с проводами (электросиловыми, телефонными и пр.). На
лучших картинах художников-деревенщиков мы этого ужаса не видим.
К пасторальности не подходит и автотранспорт, и это хорошо.
Чем его меньше, тем благоприятнее среда для жизни людей.
* * *
Беседка, терраса -- это сооружения, позволяющие находиться на
свежем воздухе в дождь и жару. В традиционном деревенском эстети-
зме они, правда, отсутствуют: они -- атрибут усадеб (богатых
жилых комплексов). Но эстетизм усадеб -- это тоже то, что нужно.
* * *
В теперешней, вулгаризованной деревне мало кто захочет жить по
своей воле. В пасторализованной же, облагороженной деревне -- по-
чему бы и нет?
Следует пропагандировать пасторализм, среди прочего, посредст-
вом распространения хороших репродукций хороших пасторальных кар-
тин.
Неудобства сельской жизни -- это по большей части либо источни-
ки полезного для организма напряжения, либо защита от вредных из-
лишеств, либо легко решаемая техническая проблема -- при условии
обрушивания на неё всей современной научно-инженерной мощи (но
технические инновации на селе должны, разумеется, сохранять и
усиливать пасторализм, а не разрушать его). Паасторализм -- осно-
вная ценность сельского образа жизни.
* * *
Кто разрушает нам пасторальность:
- дегенераты (злоупотребляющие алкоголем и т. п.);
- слишком предприимчивые и жлобастые индивиды;
- идущие слишком в ногу со временем -- внедряльщики всяких
новинок.
* * *
Варианты деревни в аспекте эстетизма:
1) пасторальная деревня, как на картинах лучших художников или
близко к тому;
2) убогая деградировавшая деревня, в которой нет или очень мало
молодёжи, активных и умных людей;
3) качественно обустроенная деревня, оформленная по единым стро-
гим принципам, пусть и не везде в одном стиле;
4) самостоятельно обустроившаяся деревня, в которой по части
оформления кто в лес, кто по дрова.
Лучшие украшения деревни -- неоднородности ландшафта (в том
числе водоёмы) и растительность. Растительностью можно компенси-
ровать эстетическую бедность всего прочего. Отмершая раститель-
ность (сухие деревья, коряги, сухой камыш, опавшая листва и пр.)
может быть вполне эстетичной (но и пожароопасной, поэтому идея
правильной деревни не совмещается с курением и пьянством).
Растительные элементы сельского эстетизма:
- деревья, кусты;
- лианы (виноград, плющ);
- травы;
- цветы (на травах, кустах, деревьях);
- мхи;
- лишайники (на камнях, старых и мёртвых деревьях);
- водные растения с плавающими листьями;
- регулярно посаженные культурные растения.
Животные элементы сельского эстетизма:
- домашние птицы (куры, утки, индюки, страусы и пр.);
- дикие птицы (голуби, аисты, ласточки, сороки, вороны
и пр.);
- рогатый скот, лошади, свиньи;
- собаки, кошки;
- дикие звери (белки, кролики, ежи).
Чтобы быть эстетичными, животные должны быть хорошо обустроены:
на свободном содержании или хотя бы в просторных загонах. На ско-
тных дворах не должно быть большой грязи.
Пасторальный эстетизм деревни должен соединяться с эстетизмом
парков, зоопарков, музеев под открытым небом.
Средства защиты от грязи, от луж:
- подъём уровня грунта, обеспечение водостока, создание
микроводоёмов;
- подсыпание мелкого гравия;
- мощение плоским камнем.
* * *
Важная тема -- эстетизм сельского кладбища. Компоненты:
- надгробия;
- беседки, скамейки, мусорные ящики;
- ворота;
- ограда;
- часовня;
- растительность.
Допускать "кто во что горазд" в части надгробий и оградок
нельзя: надо заботиться о будущих поколениях.
* * *
Старая сельскохозяйственная техника, старый инвентарь, старые
предметы быта должны частично не утилизироваться, а помещаться в
местный микромузей.
* * *
Люди работают, чтобы жить, а не живут, чтобы работать. Поэтому
производительность сельского труда не имеет большого значения,
если её достаточно для того, чтобы прокормить людей на селе и
обеспечить им приемлемое качество жизни. Менее интенсивное сельс-
кое хозяйство -- менее связанное с достижениями химии, более
щадящее по отношению к природной среде.
* * *
Близость к большим книжным магазинам важна так или иначе хорошо
если для 1% населения. Любой музей посещается так или иначе толь-
ко 1-3 раза за всю жизнь. Театрам большинство предпочитает теле-
визор (и это нормально). Серьёзная зависимость от медицины скла-
дывается в основном у людей, ведущих нездоровый образ жизни. В
общем, обитание в деревне, в удалении от специфических городских
благ -- это в настоящее время не такая уж большая жуть и беспро-
светь в части правильных удобств, культурного обслуживания и
выживания.
Подавляющее большинство обитателей "крупных культурных центров"
после получения образования не прочитывает за всю свою жизнь и
сотни книг (если честно, то это и правильно, надо только тращель-
но выбирать, какие книги всё-таки осиливать). Подавляющему боль-
шинству, как ни крутись, не светит блистательная карьера -- из-за
врождённой недостаточности умственных способностей, из-за появле-
ния на свет в непривилегированных семействах и т. д. То есть,
сельские условия в принципе не такой уж кошмарный идиотизм, как
это представляется потомственному обитателю мегаполиса, с детства
дышащему выхлопными газами и плюхающемуся в информационном дерь-
ме.
В большом городе много легче, чем в большой деревне, обеспечить
себе высокий заработок, но для 99% людей высокий заработок -- это
только излишества, вредные для их потребителей и для окружающей
среды.
Да, я уговариваю сам себя (и почти уже уговорил): соблазняю
деревней. Но:
1) сегодня уже практически невозможно найти вполне пасторальную
сельскую местность (или сделать её такой);
2) я как раз попадаю в тот несчастный 1% населения, который нахо-
дится в психической зависимости от больших книжных магазинов,
а ещё от путешествий по очень дальним маршрутам, которые много
удобнее прокладывать из столиц, а не из глубоких провинций
(а если такие, как я, не будут тратить время на книги и загра-
ничные поездки, вы ж ещё больше опуститесь, а потом и перегры-
зётесь).
Сбежавшие от деревни в город -- это не поменявшие пастораль-
ность на унитазы (поди ещё найди эту пасторальность!), а достатые
запущенностью провинции и дуростью государственной политики по
отношению к деревне и сельскому хозяйству. Это подсевшие на водо-
провод и канализацию, на супермаркеты и чистую работу в отаплива-
емых помещениях, короче, на некоторые формы комфорта в ущерб не-
которым другим его формам (к чистому воздуху, например; впрочем,
не такой уж он чистый, скажем, вблизи индустриальной животновод-
ческой фермы).
И таки да, мою "собственную" деревню, припасённую на чёрный
день, испоганили ретранслятором мобильной связи фирмы Velcom,
установленным аккурат возле дома моей тёщи вопреки народным
протестам. Остатки пасторальности были снесены почти начисто.
Можно было уйти в лес и начать партизанить, но только против
кого? Против 99% населения, что ли? Ведь приблизительно такая
часть людей сегодня поддерживает псевдопрогресс.
* * *
И вот по каким параметрам деревня проигрывает городу? Может,
по этим?:
- близость к лесу;
- огород со свежей зеленью 3 месяца в году (а в остальные
месяцы ты хотя бы ешь то, про что точно знаешь, чем оно
удобрялось);
- минимум физиономий;
- отсутствие напрягающей молодёжи: никаких скейтбордеров,
панков и т. п.
Или по этим?:
- невозможность пройти даже по дворам без необходимости
уворачиваться от выхлопных газов, задерживать дыхание;
- загаженный соседями подъезд, загаженный лифт, вонючий
мусоропровод;
- необходимость регулярно чистить почтовый ящик от дурацкой
рекламы;
- автостоянка под окнами;
- взрывы петард и "салюты" чуть ли не каждый месяц;
- мучительное бессонное переживание Новогодней ночи под вопли
соседей;
- мусорные баки перед подъездами и роющиеся в этих баках
бомжи;
- нахальные и агрессивные собаки не на привязи и не за
заборами, отвратительные хозяева этих собак;
- понаехавшее из деревень быдло, заплёвывающее остановки
общественного транспорта;
- мат-перемат, лезущий тебе в уши, едва захочешь пройтись по
по улице (в деревне хотя бы редко встречаешь людей, да те с
тобой здороваются).
* * *
В числе зачинателей образцового деревнеустройства -- французс-
кая королева Мария-Антуанетта Бурбон (1755-1793), в девичестве
Габсбург-Лотарингская. Выстроенная в дворцово-парковом комплексе
Версаль по её указаниям действующая модель правильной деревни
выражала концентрированно-рафинированный эстетизм французской
сельской жизни. Так сказать, идеал, к которому в принципе можно
было постепенно подтягивать всю сельскую Францию. Но эту блиста-
тельную перспективу сорвали революционеры, у которых было СВОЁ
видение французского светлого будущего.
С сайта safetravels.info:
"В 1783-1786 годах вокруг живописного озера в поместье Трианон
архитектором Ричардом Мике была сооружена небольшая деревня,
состоящая из окруженных садами традиционных деревенских построек,
предназначенных как для получения различных сельхозпродуктов, так
и для пребывания королевы.
Архитектор, используя сочетание традиционных французских,
фламандских и нормандских стилей, построил идеальную деревню, в
которой у Марии Антуанетты создавалась полная иллюзия сельской
жизни. Несмотря на свой пасторальный облик, деревушка с ее
садами, огородами и полями поставляла много продуктов, овощей и
фруктов на кухню Версальского дворца, на ферме производилась
молочная продукция, которую особенно любила королева.
Пять коттеджей из двенадцати предназначались лично королеве.
Там были расположены ее главный дом, салон, будуар, бильярдная,
кухня. Эти коттеджи, как и другие постройки, имели деревенский
внешний вид, но внутри была создана роскошная обстановка,
обеспечивающая комфортное времяпровождение.
Королева любила прогуливаться по деревне со своими детьми в
одежде простой крестьянки. К этим прогулкам и развлечениям часто
присоединялись ее друзья, круг которых был весьма ограничен."
Видно, что Мария-Антуанетта предпочитала обитать в сельских
условиях (правда, существенно улучшенных по рациональной схеме)
и потреблять еду, происходящую непосредственно с фермы, с огоро-
да, из сада (что и нам всем не помешало бы). Концепция правиль-
ной деревни Мари-Антуанетты, лично ею проверенная практически,
была частью консервативного, монархического плана вывода Франции
из кризиса, но перевесили силы, заинтересованные в разваливании
управления в стране и в переделе статусов и собственности. Побе-
дили французкие "Шариковы". Блистательную, незаурядную, креатив-
ную королеву казнили на гильотине.
Между тем, уже за одну только реализованную идею образцовой
деревни эта любительница Вольтера и Руссо заслуживала прощения и
почтения. Но французские "Шариковы" вошли во вкус по части
казней и прочих репрессий.
Королева осталась НЕПОНЯТОЙ -- ни в своё время, ни сегодня:
общество проскочило мимо потрясающей возможности обустроить себя.
Мимо сильнейшей идеи. В сторону скрежета зубовного.
В подходе Марии-Антуанетты есть два важных момента:
1) вмешательство лучших архитекторов, ландшафтных дизайнеров и
эстетов в дело обустройства деревни;
2) опрощение, уход от роскоши к естественной красоте и здоровому
образу жизни поближе к огородам и природе.
Как надо было действовать дальше в те времена: мощная кочующая
бригада (а лучше -- МНОГО бригад) проектировщиков и строителей не
быстро, но основательно обрабатывает Францию за государственный
счёт, перемещаясь от деревни к деревне и оставляя за собой шедев-
рики.
Вот то, чем было дополнить идею образцовой деревни:
1) массовое издание и распространене по дешёвке всяких гравюр,
расширяющих кругозор и задающих новый уровень миропонимания;
2) массовое издание хороших книжек с обильными картинками в
манере Дюрера и Густава Доре.
"Как нам обустроить Францию": втюхивать пасторализм. Через него
можно было обеспечить уход от роскоши (и соответственно от нище-
ты), от многочисленности полиции и армии, от траты сил на взаим-
ные бодания, в том числе классовые.
Кстати, такая программа много где актуальна и теперь, причём не
меньше, чем во времена Марии-Антуанетты.
По замаху этот деревнеобустроечный подход Марии-Антуанетты во-
обще-то не менее значим (или не намного менее; а то даже и более:
поди ещё измерь), чем учение Иисуса Христа (sic!).
У Марии-Антуанетты расклад менее утопичен, чем у Иисуса. Точ-
нее, и вовсе не утопичен. Но Марии не повезло с апостолами. И
котировать Марию-Антуанетту надо бы по меньшей степени на уровне
Джордано Бруно.
Если бы люди разглядели, поддержали и доразвили идею Марии-Ан-
туанетты должным образом, то не случилось бы ни Великой Французс-
кой революции (и чёрт с нею, хоть она и "великая"), ни Наполеоно-
вских войн, ни пришествия Карла Маркса, ни, может, даже Первой и
Второй мировых войн. Идейный заряд эпохи Просвещения вылился бы в
мирный эволюционный прорыв, а не во взаимное перемалывание лучших
народов. Но передовое европейское общество конца XVIII века реа-
гировало на Марию-Антуанетту порнографическими карикатурами, а
несколько позже и очередь гильотины подошла.
Сергей Басов.
Сергей Басов "Скоро весна".
Сергей Басов "Деревня на Вятке".
Педер Мёрк Мёнстед.
Педер Мёрк Мёнстед.
Педер Мёрк Мёнстед.
Педер Мёрк Мёнстед.
Педер Мёрк Мёнстед.
Педер Мёрк Мёнстед.
Картина пока что не выясненного художника.
Картина пока что не выясненного художника.
Картина пока что не выясненного художника.
Картина пока что не выясненного художника.
Картина пока что не выясненного художника.
Иван Авустович Вельц.
Андрей Подшивалов.
Эмиль Карл Рау.
Пётр Александрович Суходольский.
Владимир Егорович Маковский.
Борис Бессонов "Поле. Пшеница. Деревья. Снопы".
Александр Милюков.
Густав Барбарини "Деревня в горах".
Исаак ван Остаде "Сельский двор".
Антон Главачек "Запруда".
Томас Кинкейд "Beside still waters".
Фёдор Васильев "Деревня".
Ян Брейгель Младший.
Питер Брейгель Младший "Пейзаж с обедающими крестьянами".
Питер Брейгель Младший.
Картина на кафеле
в одном простеньком тегеранском кафе.
Фото автора.
Белорусская самодеятельная пастораль. Посёлок Мир, 2015.
Фото автора.
Белорусская кладбищенская благодать. Посёлок Мир, 2015.
Фото автора.
Ворота кладбища в Ракове. Беларусь, 2012.
Фото автора.
Домики под соломенными крышами в Роскиле. Дания, 2017.
Фото автора.
Молдавский вариант пасторали - с драночной крышей.
Показательная деревня Бутучены, 2019.
Фото автора.
Королевская деревня Марии-Антуанетты.
Королевская деревня Марии-Антуанетты.
Королевская деревня Марии-Антуанетты.
Королевская деревня Марии-Антуанетты.
Из обсуждения.
05.10.2020:
"Эстетизация деревни-это, конечно, прекрасно. Но сначала ее
нужно просто реанимировать. Ну, по крайней мере, в России. На
моей Малой Родине едва ли можно насчитать десяток больших
деревень в одном районе. И в тех практически нет молодежи, да и
работать почти негде-колхозов мало. Наноинвестиции и нановнимание
к проблемам деревни сделали свое черное дело."
Если возьмутся реанимировать деревню те, кто её разрушали, то
реанимируют так, что уничтожат всю деревенскую эстетику. Надо не
тащить город в деревню, а развивать деревню с сохранением
деревенскости. Вообще же проблема деревни -- не отдельная: это
часть большой проблемы налаживания толковой жизни в стране.
Возврат на главную страницу Александр Бурьяк / Правильная деревня