Александр Бурьяк

Правильная деревня

bouriac@yahoo.com Другие поездки На главную страницу
Исследование картин художников-деревенщиков показывает, что вполне эстетичными бывают даже такие сельские постройки, в кото- рых... - используются примитивные слабообработанные материалы; - отсутствует декорум; - имеются отчётливые следы воздействия климатических факторов, воздействия времени; - есть частичные разрушения; - часть поверхностей поросла мхом, лишайником и пр.; - налицо некоторый беспорядок, местами видны залежи старого хлама. Вещи, делающие деревню эстетичной: - много вторжений природы, обилие разных растений; - присутствуют свободно перемещающиеся животные; - мало или совсем нет вторжений новинок цивилизации; - почти нет единообразия, регулярности, симметрии; - в поле зрения отсутствует мусор (хлам и мусор -- немного разные вещи). Деревня может быть красивой, даже если в ней нет архитектурных достопримечательностей, водоёмов, значительных неровностей релье- фа. Натуральная красота крупных растений компенсирует отсутствие много чего. Результаты свежих строительных и ремонтных работ скорее портят сельский вид, чем улучшают. В постройках камень должен быть предпочтительнее кирпича, кирпич -- предпочтительнее бетона. Рекомендуемый материал для крыш: дранка, солома, черепица под старину. Защиту от ураганов должна обеспечивать повышенная проч- ность стропил. И лучше, когда сильный ветер РАЗВЕИВАЕТ крышу, а не уносит её целиком, чтобы на кого-то потом уронить. Отдельный фрагмент черепицы не может быть подхвачен ветром, потому что име- ет для этого недостаточную парусность. Древесину в постройках лучше не красить, а пропитывать прозрач- ной консервирующей жидкостью. Как сочетать древесину и солому с пожарной безопасностью: в первую очередь поменьше курить. Основные источники возгорания: - курильщики, в том числе пьяные; - дети со спичками; - печи; - электропроводка; - газовые приборы; - молнии; - хулиганы, диверсанты, мстители, сумасшедшие. Надо комплексно работать по всем этим направлениям. * * * Самый дешёвый и самый эффектный способ эстетизации деревни -- засаживание её деревьями и кустами. Не лишь бы какими и не лишь бы где, разумеется. Недостаток этого способа: деревья растут мед- ленно. Старые деревья много эстетичнее молодых, но чтобы дерево стало старым, требуется 50-200 лет. При высадке деревьев и кустов следует, среди прочего, учиты- вать, каким будет вид растительности в период весеннего и летнего цветения, осеннего изменения цвета листвы, зимней запорошенности снегом. Ну, садово-парковое искусство и называется ж искусством не потому, что так солиднее: в садово-парковых делах по-хорошему должно приниматься в тонкий расчёт много чего. * * * Большая проблема сельской эстетики (и не только сельской) -- столбы с проводами (электросиловыми, телефонными и пр.). На лучших картинах художников-деревенщиков мы этого ужаса не видим. К пасторальности не подходит и автотранспорт, и это хорошо. Чем его меньше, тем благоприятнее среда для жизни людей. * * * Беседка, терраса -- это сооружения, позволяющие находиться на свежем воздухе в дождь и жару. В традиционном деревенском эстети- зме они, правда, отсутствуют: они -- атрибут усадеб (богатых жилых комплексов). Но эстетизм усадеб -- это тоже то, что нужно. * * * В теперешней, вулгаризованной деревне мало кто захочет жить по своей воле. В пасторализованной же, облагороженной деревне -- по- чему бы и нет? Следует пропагандировать пасторализм, среди прочего, посредст- вом распространения хороших репродукций хороших пасторальных кар- тин. Неудобства сельской жизни -- это по большей части либо источни- ки полезного для организма напряжения, либо защита от вредных из- лишеств, либо легко решаемая техническая проблема -- при условии обрушивания на неё всей современной научно-инженерной мощи (но технические инновации на селе должны, разумеется, сохранять и усиливать пасторализм, а не разрушать его). Паасторализм -- осно- вная ценность сельского образа жизни. * * * Кто разрушает нам пасторальность: - дегенераты (злоупотребляющие алкоголем и т. п.); - слишком предприимчивые и жлобастые индивиды; - идущие слишком в ногу со временем -- внедряльщики всяких новинок. * * * Люди работают, чтобы жить, а не живут, чтобы работать. Поэтому производительность сельского труда не имеет большого значения, если её достаточно для того, чтобы прокормить людей на селе и обеспечить им приемлемое качество жизни. Менее интенсивное сельс- кое хозяйство -- менее связанное с достижениями химии, более щадящее по отношению к природной среде. * * * Близость к большим книжным магазинам важна так или иначе хорошо если для 1% населения. Любой музей посещается так или иначе толь- ко 1-3 раза за всю жизнь. Театрам большинство предпочитает теле- визор (и это нормально). Серьёзная зависимость от медицины скла- дывается в основном у людей, ведущих нездоровый образ жизни. В общем, обитание в деревне, в удалении от специфических городских благ -- это в настоящее время не такая уж большая жуть и беспро- светь в части правильных удобств, культурного обслуживания и выживания. Подавляющее большинство обитателей "крупных культурных центров" после получения образования не прочитывает за всю свою жизнь и сотни книг (если честно, то это и правильно, надо только тращель- но выбирать, какие книги всё-таки осиливать). Подавляющему боль- шинству, как ни крутись, не светит блистательная карьера -- из-за врождённой недостаточности умственных способностей, из-за появле- ния на свет в непривилегированных семействах и т. д. То есть, сельские условия в принципе не такой уж кошмарный идиотизм, как это представляется потомственному обитателю мегаполиса, с детства дышащему выхлопными газами и плюхающемуся в информационном дерь- ме. В большом городе много легче, чем в большой деревне, обеспечить себе высокий заработок, но для 99% людей высокий заработок -- это только излишества, вредные для их потребителей и для окружающей среды. Да, я уговариваю сам себя (и почти уже уговорил): соблазняю деревней. Но: 1) сегодня уже практически невозможно найти вполне пасторальную сельскую местность (или сделать её такой); 2) я как раз попадаю в тот несчастный 1% населения, который нахо- дится в психической зависимости от больших книжных магазинов, а ещё от путешествий по очень дальним маршрутам, которые много удобнее прокладывать из столиц, а не из глубоких провинций (а если такие, как я, не будут тратить время на книги и загра- ничные поездки, вы ж ещё больше опуститесь, а потом и перегры- зётесь). Сбежавшие от деревни в город -- это не поменявшие пастораль- ность на унитазы (поди ещё найди эту пасторальность!), а достатые запущенностью провинции и дуростью государственной политики по отношению к деревне и сельскому хозяйству. Это подсевшие на водо- провод и канализацию, на супермаркеты и чистую работу в отаплива- емых помещениях, короче, на некоторые формы комфорта в ущерб не- которым другим его формам (к чистому воздуху, например; впрочем, не такой уж он чистый, скажем, вблизи индустриальной животновод- ческой фермы). И таки да, мою "собственную" деревню, припасённую на чёрный день, испоганили ретранслятором мобильной связи фирмы Velcom, установленным аккурат возле дома моей тёщи вопреки народным протестам. Остатки пасторальности были снесены почти начисто. Можно было уйти в лес и начать партизанить, но только против кого? Против 99% населения, что ли? Ведь приблизительно такая часть людей сегодня поддерживает псевдопрогресс. * * * И вот по каким параметрам деревня проигрывает городу? Может, по этим?: - близость к лесу; - огород со свежей зеленью 3 месяца в году (а в остальные месяцы ты хотя бы ешь то, про что точно знаешь, чем оно удобрялось); - минимум физиономий; - отсутствие напрягающей молодёжи: никаких скейтбордеров, панков и т. п. Или по этим?: - невозможность пройти даже по дворам без необходимости уворачиваться от выхлопных газов, задерживать дыхание; - загаженный соседями подъезд, загаженный лифт, вонючий мусоропровод; - необходимость регулярно чистить почтовый ящик от дурацкой рекламы; - автостоянка под окнами; - взрывы петард и "салюты" чуть ли не каждый месяц; - мучительное бессонное переживание Новогодней ночи под вопли соседей; - мусорные баки перед подъездами и роющиеся в этих баках бомжи; - нахальные и агрессивные собаки не на привязи и не за заборами, отвратительные хозяева этих собак; - понаехавшее из деревень быдло, заплёвывающее остановки общественного транспорта; - мат-перемат, лезущий тебе в уши, едва захочешь пройтись по по улице (в деревне хотя бы редко встречаешь людей, да те с тобой здороваются).
эстетизация деревни
Сергей Басов.
эстетизация деревни
Сергей Басов "Скоро весна".
эстетизация деревни
Сергей Басов "Деревня на Вятке".
эстетизация деревни
Педер Мёрк Мёнстед.
эстетизация деревни
Педер Мёрк Мёнстед.
эстетизация деревни
Педер Мёрк Мёнстед.
эстетизация деревни
Педер Мёрк Мёнстед.
эстетизация деревни
Педер Мёрк Мёнстед.
эстетизация деревни
Педер Мёрк Мёнстед.
эстетизация деревни
Картина пока что не выясненного художника.
эстетизация деревни
Картина пока что не выясненного художника.
эстетизация деревни
Картина пока что не выясненного художника.
эстетизация деревни
Картина пока что не выясненного художника.
эстетизация деревни
Картина пока что не выясненного художника.
эстетизация деревни
Иван Авустович Вельц.
эстетизация деревни
Андрей Подшивалов.
эстетизация деревни
Эмиль Карл Рау.
эстетизация деревни
Пётр Александрович Суходольский.
эстетизация деревни
Владимир Егорович Маковский.
эстетизация деревни
Борис Бессонов "Поле. Пшеница. Деревья. Снопы".
эстетизация деревни
Александр Милюков.
эстетизация деревни
Густав Барбарини "Деревня в горах".
эстетизация деревни
Исаак ван Остаде "Сельский двор".
эстетизация деревни
Антон Главачек "Запруда".
эстетизация деревни
Томас Кинкейд "Beside still waters".
эстетизация деревни
Фёдор Васильев "Деревня".
эстетизация деревни
Ян Брейгель Младший.
эстетизация деревни
Питер Брейгель Младший "Пейзаж с обедающими крестьянами".
эстетизация деревни
Питер Брейгель Младший.
эстетизация деревни
Картина на кафеле в одном простеньком тегеранском кафе.
эстетизация деревни
Белорусская самодеятельная пастораль. Посёлок Мир, 2015.
эстетизация деревни
Белорусская кладбищенская благодать. Посёлок Мир, 2015.
эстетизация деревни
Домики под соломенными крышами в Роскиле. Дания, 2017.
эстетизация деревни
Молдавский вариант пасторали - с драночной крышей. Показательная деревня Бутучены, 2019.

Возврат на главную страницу            Александр Бурьяк / Правильная деревня