Европа
Австрия
Австрия как альпийская цитадель белой расы
Вена как имперское чудо
Мёдлинг как компактное выражение австрийскости
Албания
Ни капли не страшная Албания (10.07.2020)
Аполлония Иллирийская (19.10.2020)
Многоуровневый и многослойный Берат (07.07.2020)
Влёра как город на два моря (19.10.2020)
Голем, которому правильнее было бы называться Помпеями (10.07.2020)
Расщепившаяся старинная деревня Дукат (06.09.2020)
Слишком быстро обновляющийся Дуррес (10.07.2020)
Крытая камнями Жирокастра (19.10.2020)
Канина как крепость, в которой женился Скандербег (13.09.2020)
Албанский самодельный фьорд - озеро Коман (10.07.2020)
Мали-и-Робит как место, где не совсем блистал Юлий Цезарь (10.07.2020)
Руины Орикума, по которому бродил Цезарь (19.10.2020)
Скромный новый Орикум между горами и морем (19.10.2020)
Тепелена, ещё не ставшая туристической Меккой (06.09.2020)
Олиберастившаяся Тирана (10.07.2020)
Траджяс как почти образцовая деревня (19.10.2020)
Фиер как прекрасное нечто из почти ничего (19.10.2020)
Белоруссия
Железнодорожистые Барановичи
Бенякони как деревня с правильным ксёндзом (09.05.2020)
Чужой Бобруйск
Когда-то недурственные путткаммеровские Больтеники (09.05.2020)
Борисов как город с третьей попытки
Брест как город не на своём месте
Панорамистый Витебск (07.02.2019)
Вишнево как просто деревня с тремя дотами и священным источником (27.05.2017)
Ходивший по рукам Воложин (07.02.2019)
Тонущее в зелени Вольно (09.05.2020)
Вороново как гнездо восточной ветви Сципионов (11.02.2019)
Умопомрачительно прекрасные Гайтюнишки (09.05.2020)
Богатая на старину деревня Гольшаны (27.05.2017)
Гомель как город вокруг парка
Проходная Городея (09.05.2020)
Городище, которое под Барановичами (09.05.2020)
Худо-бедно королевский Гродно (27.01.2019)
Немецкие Десятники (07.02.2019)
Двухуровневые Дуниловичи (07.02.2019)
Ставропигнутые священные Жировичи
Заосье как восстановленная совсем малая родина Адама Мицкевича (17.02.2019)
Ишколдь как деревня с действительно старинным костёлом (09.05.2020)
Обелорусившиеся Конвелишки (09.05.2020)
Любча как большая деревня при замке и Нёмане
Лучай как добавление полонезу Огинского (07.02.2019)
Лынтупы как типовой осколок нашего неоднозначного прошлого (07.02.2019)
Почти не стареющий Минск (09.05.2020)
Другой Минск (07.02.2019)
Могилёв, всегда оказывающийся на пути врагов (27.05.2017)
Нача как последнее пристанище Теодора Нарбута (09.05.2020)
Умопомрачительные прогулки по Минску
Не первой свежести Несвиж
Новая Мышь как бывшая столица маленького графства (09.05.2020)
Новогрудок как малая родина Адама Мицкевича
Орша как бывший город монастырей
Транзитные Ошмяны (27.05.2017)
Заросшее имение Павлиново (09.05.2020)
Католичная Полонечка (09.05.2020)
Отошедший от больших дел Полоцк (20.09.2019)
Радунь как иудейское место силы (27.01.2019)
Раков как непонятно что с четырьмя кладбищами
Осколочный Слоним (27.05.2017)
Командорские Столовичи (09.05.2020)
Щорсы как деревня Хрептовичей
Бельгия
Бельгийское чудо
Брюгге, отлучённый было от моря
Брюссель как почти конкурент Парижу
Священный Буйон
Потёртый Льеж
Просто Намюр
Болгария
Непостижимая Болгария
Пляжистая Албена
Балчик как ключ к душе румынской королевы
Великовозрастная Варна
Моложавый Бургас
Добрич как город с баней
Суверенная Каварна
Обложенный цыганами Карнобат
Двуликий Несебр
Немецкая крепость Созополь
Потерпевший от готов Ямбол
Венгрия
Едва понятная Венгрия
Будапешт как образцовый продукт империи Габсбургов
Раскрепощённый Дьёр
Эгер как символ сопротивляемости венгерского народа
Германия
Великая Германия
Аахен как столица империи
Автоштадт в Вольфсбурге
Антисоветский Берлин
Бонн как запасная столица Германии
Интеллектуальный Брауншвейг
Бремен как немецкая калитка в мир
Бюкебург - город с мавзолеем
Стильный Висбаден
Бюкебург - город с мавзолеем
Вольфенбюттель - город Лессинга
Вольфсбург - город кроликов
Вупперталь - город Энгельса и швебебана
Гамбург - речной город с морской биографией
Ганновер - город королей
Антифашистский Гёттинген
Гослар - императорский город
Раскрепощённый Дюссельдорф
Недобомбленный Дрезден
Краеугольный Кобленц
Лейпциг как филиал столицы империи
Магдебург - город Оттона Великого
Терракотовый Майнц
Монархогенный Ольденбург
Репрезентативный Потсдам
Бакштайнистый Стендаль
Сокровища Трира
Фаллерслебен как прародина "Германии превыше всего"
Халле на Саале, поднявшийся на соли
Хельмштедт - город без универстета
Хильдесхайм - город вокруг розового куста
Резидентный Целле
Шверин - город с замком
Голландия
По Голландии.
Писсуаристый Амстердам.
Маастрихт - город, убивший д'Артаньяна
Греция
Бессмертная Греция
Демократнутые Афины (26.05.2020)
Самостоятельный Пирей (20.09.2019)
Частично сохранившие свои древние стены Салоники (26.05.2020)
Остров Корфу
Агии Дека как место с повышенной святостью и хорошими видами на окрестности
Императорский Ахиллеон
Беницес, ценный своими источниками
Гастури как бесплатное приложение к Ахиллеону
Корфу как город с двумя цитаделями
Итальянско-греческий остров Корфу
Остров Родос
Ялисос, или По сулеймановским местам
Скалистый Линдос
Рыцарский город Родос
Солнечно-ветреный остров Родос
Остров Сими
Расконсервированный Сими
Грузия
Неистребимая Грузия (27.12.2017)
Неистребимая Грузия (27.12.2017)
Мимолётный Абаша и штрихи к портрету Грузии маслом (15.08.2022)
Батуми как город грёз (21.10.2022)
Академичный монастырь Гелати (15.08.2022)
Когда-то священный Гори (26.02.2018)
Кутаиси как ещё одна столица Грузии (15.08.2022)
Мартвильский каньон как образцовый кусочек Грузии (15.08.2022)
Маленький наскальный монастырь Моцамета (15.08.2022)
Багратионистая Мцхета (26.02.2018)
Нокалаэви как грузинская Троя и просто замечательное место (15.08.2022)
Каньон Окаце как царство грузинской зелени (21.10.2022)
Тбилиси как кавказская витрина американизма (27.12.2017)
Когда-то блиставший Цхалтубо (15.08.2022)
Монолитный Уплисцихе (26.08.2018)
Дания
Дания как страна на проходе (28.04.2019)
Велосипеднутый Копенгаген (28.04.2019)
Неимоверно популярный Роскилле (12.12.2018)
Безгамлетовый Хельсингёр (12.12.2018)
Отрыжка либерастизма Христиания (28.04.2019)
Испания
Устоявшаяся Испания (11.12.2018)
Барселона - город великого Гауди и ничтожного Пикассо
Неохватная Валенсия (16.04.2020)
Неустоявшийся Мадрид
Сагунто как город с особым отношением к крови
Сарагоса - город Цезаря Августа (21.04.2020)
Ландшафтистый Толедо (11.12.2018)
Италия
Италия как пуп европейской цивилизации
Бергамо как город с повышенным содержанием фортификационных сооружений
Галереистая Болонья (10.12.2018)
Львицеобразная Брешия, поддавшаяся Суворову (11.12.2018)
Наш маленький Ватикан (08.03.2019)
Венеция как литоральный архитектурный макрошедевр
Милан как город с Протокремлём и беломраморной готикой
Равенна как город мавзолеев и мозаик (05.08.2018)
Прогулки по Риму
Фаэнца как город керамики (05.08.2018)
Процветающая Флоренция (09.12.2018)
Кипр
Поделенный Кипр (20.07.2020)
Слишком гостеприимный Лимассол (20.09.2019)
Располовиненная Никосия (20.07.2020)
Катакомбистый Пафос (20.07.2020)
Турецкая Республика Северного Кипра (20.07.2020)
Латвия
Состоявшаяся Латвия (05.08.2018)
Большой маленький Даугавпилс (05.08.2018)
Рига - немецкий город
Литва
Архаичная Летува (05.08.2018)
Наша Вильня
Особо летувистый Каунас (05.08.2018)
Большой маленький Кедайняй (09.05.2020)
Люксембург
О Люксембурге
Мальта
Несгибучая Мальта (03.12.2018)
Особо стойкий Биргу (05.12.2018)
Дважды укреплённая Бормла (18.08.2018)
Фгура как городок на три звёздочки (13.08.2018)
Цветущая Флориана (19.08.2018)
Хамрун как городок с лошадями (11.08.2018)
Калкара как мальтийский микроаналог Калифорнии (04.08.2018)
Мдина как коллективный замок песочного цвета (26.08.2018)
Паола как город с очень разнообразными кладбищами (18.08.2018)
Катакомбистый Рабат (26.08.2018)
Хаз Заббар как город Фердинанда фон Хомпеша (04.10.2018)
Вожделенная Валлетта (03.12.2018)
Шайра как аккуратные мальтийские задворки у моря (20.08.2018)
Молдавия
Маленькая, но живучая Молдавия (31.03.2020)
Не лишь бы какой Кишинёв (31.03.2020)
Археологичные Бутучены как потенциальная Фудзияма европейского духа (31.03.2020)
Орхей как примерчик благоустроенной провинции (31.03.2020)
Как бы столичный Тирасполь (31.03.2020)
Основанные тюрками Бендеры (31.03.2020)
Польша
Несгинувшая Польша (03.06.2019)
Воcсозданная Варшава (03.06.2019)
Рассредоточенная Лодзь (03.06.2019)
Торунь как польский заповедник германизма (03.06.2019)
Водянистый Быдгощ (26.05.2019)
Португалия
Неотпускающая Португалия (17.03.2019)
Канализированный цветущий Авейру (11.08.2018)
Особо христианистая Брага (17.03.2019)
Краеугольный Гимарайнш (11.08.2018)
Азулежистый Лиссабон
Португалистый Порту (17.03.2019)
Неприметная Вила-Нова-ди-Гая (17.03.2019)
Россия
О, Русь! (15.05.2020)
Вместительная Москва (15.05.2020)
Бывшестоличное Боголюбово (25.11.2022)
Простористый Владимир (25.11.2022)
Довольно загадочная Вязьма (06.01.2019)
Гороховец как город каменных палат и деревянного модерна (25.11.2022)
Перемещающийся Изборск (03.06.2017)
Довольно татаристая Казань с драконом в качестве символа (25.11.2022)
Двухслойный Калининград (05.01.2019)
Высококачественный Нижний Новгород (25.11.2022)
Павловск как неглавная резиденция полусумасшедшего императора (03.06.2017)
Петербург как столица народов Севера (03.06.2017)
Петергоф как большая приморская дача с фонтанами (03.06.2017)
Сверхзащищённый Псков (03.06.2017)
Город Пушкин как итог тягания царя и поэта (03.06.2017)
Трофейный Светлогорск (03.06.2017)
Почти островной Свияжск (25.11.2022)
Как бы город-музей Суздаль (25.11.2022)
Потрясающе укреплённый Смоленск
Не совсем русские Чебоксары как город Чапаева с признаками неимоверно прорывного потенциала (25.11.2022)
Сербия
Невезучая Сербия (28.06.2019)
Детюркизированный Белград (28.06.2019)
Водянистое Валево (28.06.2019)
Земун как прародина политического сионизма (28.06.2019)
Нови Сад, аннексировавший старый Петроварадин (28.06.2019)
Петроварадин, отстоенный Евгением Савойским (28.06.2019)
Смедерево как продукт средневековой деспотии (28.06.2019)
Украина
Киев как фасад украинской незалежности
Трамваистый Львов (24.03.2019)
Канакская балка
Транзитный Симферополь
Судак как осколок городской империи
Новый Свет как слишком доступный рай на земле Крыма
Финляндия
Финляндия как незатоптанная окраина Европы
Гостеприимный для негров Хельсинки
Франция
Уходящая Франция (17.01.2021)
Пострадавший от немцев Бовэ (11.12.2018)
О Париже
Черногория
Экологичная Черногория
Сместившийся к морю Бар
Бечичи, которым повезло с пляжем
Бухта Бока Которска
Завоненная автомобилями Будва
Постаревший Херцег Нови
Познавший независимость Котор.
Карагеоргиевичский Милочер
Реликтовый Пераст
Лесистый Петровац
Особо привлекательная Подгорица
Миловидное Пржно
Архитектурно яркие Рафаиловичи
Скадарское озеро
Остров-отель Святой Стефан
Отшибистый Жанич
Не поддавшийся монголо-татарам Ульцинь
Тиват как городок с международным аэропортом
Мини-столица Цетине
Чехия
О Чехии
Немецко-чешско-еврейская Прага (22.05.2020)
Карловы Вары как чешско-немецкий продукт на водах
Швеция
Навоевавшаяся Швеция (10.07.2020)
Пресноводный Стокгольм, или Напрасные поиски Карлсона
Университетнутый Лунд (21.12.2018)
Холодновато-изысканный Мальмё (21.12.2018)
Эстония
Несгибаемая Эстония
Любимый евреями Пярну
Завлекающий советским прошлым Таллинн
Тарту как город со стабилизированными руинами собора
Азия
Армения
Безграничная Армения (03.11.2019)
Слишком новый Ереван (03.11.2019)
Компактный, но царственный Агарцин (24.10.2019)
Эллинистичный Гарни (19.10.2019)
Вагаршапат как вместилище Эчмиадзина - армянского Ватикана (25.10.2019)
Пещеристый монастырь Гегард (22.10.2019)
Изящные остатки Звартноца (22.10.2019)
Полуостровной Севанаванк (26.10.2019)
Эребуни как первый вариант Еревана (27.10.2019)
Азербайджан
Перспективный Азербайджан
Феерически-фантастический Баку
Длинный, старинный, ветрено-пыльный городок Мардакан
Индия
Едва выносимая Индия (23.12.2018)
Таджмахалистая Агра (01.01.2019)
Полицентричный Дели (23.12.2018)
Когда-то передовой Джайпур (01.01.2019)
Особо защищённый Амер (08.04.2018)
Кеоладео Гхана как большой кусок индийской природы (21.12.2018)
Фатехпур-Сикри как тренировочная площадка Акбара Великого (25.12.2018)
Иордания
Обетованная Иордания
Амман, город на джабалях
Расцвёвшая без СССР-а Акаба
Священнейшая Вифания
Нетипичный Вади Рам
Сохранившийся за ненадобностью Джераш
Восстановленная христианами Мадаба
Хаммамат Ма'ин
Иорданское Мёртвое море
Моисеева гора Небо
Петра, уникальная не только в части фортификации
Бухта Талы (Tala Bay)
Израиль
Израиль навсегда
Акко как город, неблагоприятный для евреев
Родовспомогший Вифлеем
Эйлат как город на острие клина
Иерусалим как город, притягивающий пророков
Мёртвое море как благоприятствующий жизни фактор
Назарет как арабизировавшаяся почти-родина Христа
Нетания как город с пляжем
Баухаузистый Тель-Авив
Хайфа как бахайский Рим
Обжитый крысами Ярденит
Потрёпанная Наполеоном Яффа
Иран
Иран - страна ариев
Спокойно-доброжелательный Тегеран (15.04.2020)
Исфахан как половина мира (08.03.2019)
Нежно-кремовый Йезд (20.01.2019)
Пасаргады как исчезнувшая столица (10.01.2019)
Богатый на символы Персеполис (16.01.2019)
Мейбод как город, удобный для изучения яхчалов, кяризов и крепостей из глины (13.01.2018)
Некрополь Накш-э-Рустам как ценный письменный источник (27.01.2019)
Харанаг как человеческий аналог термитника (13.01.2019)
Скромное зороастрийское святилище Чак-Чак (13.01.2019)
Славный садами и поэтами Шираз (20.01.2019)
Казахстан
Буюк Казахстан (14.10.2018)
Тысячелетний Алматы (14.10.2018)
Опасное озеро Иссык (04.11.2018)
Поросший саксаулами Чарынский каньон (27.10.2018)
Слишком привлекательный Медеу (28.10.2018)
Приграничный Шымкент (15.11.2018)
Труднодоступные Тургенские водопады (28.11.2018)
Объединённые Арабские Эмираты (ОАЭ)
ОАЭ - страна шейхов и гастарбайтеров
Абу Даби как самый просторный из эмиратов
Аджман как самый компактный из эмиратов
Дубай как самый туристический и самый зрелищный из эмиратов
Рас аль-Хеимах как самый заросший из эмиратов
Умм аль-Кувэйн как самый потенциалистый из эмиратов
Фуджейра как самый рельефный из эмиратов
Хор Факкан как горный анклав равнинной Шарджи
Шарджа как самый мусульманский из эмиратов
Турция
Турция как спасительница Европы
Район Мраморного моря
Почти священная Бурса (04.11.2020)
Гелиболу как город отличного настроения (27.10.2020)
Эджеабат как малая разновидность города мечты (29.10.2020)
Второпрестольный Эдирне (09.11.2020)
Многообразный, но скромный Измит (19.06.2021)
Неимоверно изящный Изник (27.10.2020)
Килитбахир как деревня с потрясающей крепостью и героическим фортом (29.10.2020)
Лапсеки, пощажённые Александром Македонским (29.10.2020)
Стамбул - город контрастов
Кадыкёй как бывший Халкедон (21.04.2021)
Священный Эйюп (17.07.2022)
Тихий Ускюдар (17.07.2022)
Та самая Троя (27.10.2020)
Чанаккале как город турецкой боевой славы (03.11.2020)
Западная Анатолия
Анкара как лучший памятник Ататюрку (30.01.2022)
Афьон как город полубожественного каймак локума и ещё много чего (17.07.2022)
Пещеристый Аязини как самое-самое на трудном Фригийском пути (06.02.2022)
Демирчевре как курортная деревня с термальными источниками (17.07.2022)
Конья как бывшая столица сельджуков (17.07.2022)
Кютахья, или Турция под снегом (17.07.2022)
Редкостно информативный Силле (17.07.2022)
Чавдархисар как скромный наследник великого Эзани (17.07.2022)
Эзани, или Заснеженная античность (17.07.2022)
Эскишехир как чудо на пустом месте (17.07.2022)
Провинция Анталья
Алания как город вечного праздника (14.06.2021)
Анталья, основанная царём Пергама Атталом II (07.06.2021)
Театристый Аспендос (31.05.2021)
Белкыш как деревня при руинах Аспендоса (31.05.2021)
Деревня Буджак Шейхлер на пути к руинам города Лирбе (07.06.2021)
Чавдыр как визуальный аналог хумуса (19.06.2021)
Демре как зеркало турецкого социализма (31.05.2021)
Денизли, удалённый от моря (19.06.2021)
Водопады на реке Дюден в Анталье (07.06.2021)
Кумкёй как Песчаная деревня возле Сиде (17.07.2022)
Узнаваемый Лирбе (26.05.2021)
Манавгат как турецкий Город Солнца (14.06.2021)
Мира как город Святого Николая (04.06.2021)
Беззащитный Олимпос (24.05.2021)
Памуккале и руины Хиераполиса (14.06.2021)
Когда-то роскошно застроенный Перге (31.05.2021)
Фаселис как руины, парк и пляж в одной прекрасной упаковке (24.05.2021)
Античный Сиде (07.06.2021)
Современный Сиде (14.06.2021)
Янарташ, ценный не только своими незатухающими огнями (31.05.2021)
Узбекистан
Узбекистан как наследник империи (21.10.2018)
Ташкент как Звезда Востока (21.10.2018)
Шри-Ланка
Дамбулла как памятник первых веков буддизма
Галле - город с фортом и четырьмя религиями
Канди как город с Зубом
Коломбо как почти-столица Шри-Ланки
Сигирия как рудимент кратковременного чуда
Хиккадува как тихая заводь
Африка
Египет
Бесконечный Египет (21.02.2021)
Гиза как заповедник погребального абсурда
Нефотографичная Долина царей (21.02.2021)
Каир как возродившаяся столица бессмертного Египта
Карнак, привлекательный не только руинами супер-храма (21.02.2021)
Карнакский храм Амона-Ра (21.02.2021)
Роскошный Люксор
Люксорский храм "Южный гарем Амона" (21.02.2021)
Реально сохранившийся Рамсессеум (21.02.2021)
Мемориальный храм царицы Хатшепсут (21.02.2021)
Хургада как россыпь архитектурных шедевриков между стройками и помойками

Festina lente - торопись медленно.
Мы, мечтатели, мечтали,
Задыхаясь в городах,
О далёких светлых далях,
О чужих краях.
Редьярд Киплинг
Человеческий ум слабоват, даже если соотносить его с сугубо
личными проблемами, какие каждому индивиду приходится решать,
как от этого ни увиливай. И человеческий ум тем более слаб
относительно сложностей мира, в котором людям приходится жить,
поскольку другого у них нет. Можно утверждать, что человеческий
мир для человеков же и необъятен. Выручает их лишь то, что обычно
по частям можно приблизительно судить о целом, а также то, что
для текущего выживания требуется знать не очень уж много, из-за
чего даже менее интеллектуальные существа типа собак или мух с
этой задачей в целом более-менее справляются. Правда, многие из
них всё-таки мрут раньше времени, особенно мухи.
Путешествия во всякие дальние страны - занятие довольно доро-
гое, отнимающее силы и время, местами опасное. Предпринимают их,
как правило, не столько от заеденности любопытством или скукой,
сколько из стремления самоутвердиться через личное покорение
пространств и позирование на фоне известных объектов. Проблема
самоутверждения хоть через что-нибудь более или менее приличное
никогда не была мне чужда, но также лелеялась надежда, что будет
получаться решать её не простым фотографированием себя на узнава-
емых фонах, а выявлением чего-то важного, что другими было остав-
лено незамеченным -- возможно, по причине отсутствия стремления
заметить либо вследствие замороченности неправильными теориями.
Ведь делают же иногда люди открытия и на избитых тропах -- где до
них многие-многие другие скользили взглядами по окрестностям и ни
за что не зацепились!
Поездки в чужие края как экономически целесообразный способ са-
моутверждения срабатывают только тогда, когда самоутверждающихся
в этих местах соотечественников ещё не очень много. Для доказа-
тельства достижений и для привлечения к ним внимания используются
фотографии, путевые заметки, сувениры, трофеи, а также просто
специфические местные вещи, которые можно употреблять вместо тех,
что доступны и на родине. Впрочем, заслуживающее интереса иногда
находится совсем рядом, но для большинства самоутвержденцев явля-
ется непривлекательным, потому что вследствие своей доступности
оказывается не подходящим для выпячивания ими своих беспокойных
личностей.
Поездка сама по себе ещё не обогащает человека внутренне.
Скажем, некоторые собачки много путешествуют вместе с хозяевами
и много где разнюхивают следы справления нужды, оставленные
другими собачками, а также справляют нужду сами, но возвращаются
почти такими же (или нет?!), какими уезжали. Я полагаю, что если
у думающего человека после поездки в какое-нибудь место ради
осмотра чего-то там не возникли хоть сколько-нибудь значимые
соображения по поводу чего-то увиденного - или хоть чего-нибудь
-- то поездка была полезной разве что в качестве демонстрации
наличия свободного времени и денег таким же хорошим людям, как и
сам ездивший. Ну, допускаю ещё, что какие-то невыразимые, но
благоприятные подвижки случаются глубоко в подсознании.
* * *
Мне и моим ровесникам, боюсь, посчастливилось застать самый
благополучный период в истории если не человечества, то Европы уж
точно: мировых войн не было, больших европейских -- тоже. И от
голода умирало на планете всего только около миллиона людей в год,
да и то лишь в отсталых странах. Ресурсов ещё хватало на всякую
совсем уж ерунду, а разнообразные загрязнения среды обитания,
хотя и накопились в больших количествах, но ещё позволяли местами
если не пить из ручья, то хотя бы собирать ягоды и тут же есть их
без существенного увеличения содержания радиоактивной и всякой
прочей дряни в организме.
* * *
Много (= больше меня) путешествуют ради впечатлений те, кому
не удаётся получать из этих впечатлений сколько-нибудь обильный
"сухой остаток", а ведь хочется, и они всё надеются и надеются,
что за следующей границей им, наконец, откроется, ага.
На самом деле они ездят со следующими целями:
- чтобы выглядеть людьми, которые могут позволять себе путе-
шествия;
- чтобы производить впечатление бывалых;
- чтобы заполнять душевную пустоту;
- чтобы отдыхать от родственников, соседей, друзей, а то даже
от соотечественников в целом;
- чтобы заниматься интимными делами (кого это ещё интересует).
Проницательному человеку с кругозором и творческими замашками
бывает достаточно одной качественной поездки, чтобы надолго за-
грузить себя информацией для размышлений, и из этих размышлений
почти всегда что-то выходит -- в виде текстов или как-то ещё.
* * *
Польза от закордонных поездок состоит, среди прочего, в том,
что избавляешься от некоторых аберраций мировосприятия и, может
быть, обретаешь новые, но всё-таки на более высоком уровне пони-
мания человеков. К примеру, я излечился от россиецентризма и
патриотизма (точнее, стал патриотом стран этак тридцати сразу,
причём у них между собой бывают те ещё трения -- как у Ирана с
Израилем, к примеру, -- и тут хоть разорвись), углубил и уточнил
свой антизападнизм, закрепил свой сионизм, ослабил до приличного
состояния свой бытовой антисемитизм, обострил свой бытовой и
политический ксенофобизм в отношении негров, китайцев, индусов
и др. (но без выхода за пределы здравого смысла, надеюсь), принял
ислам, точнее, исламскую культуру (на все столпы ислама меня не
хватает, сорри). Главное -- я ни разу не сожалел о средствах и
времени, потраченных на поездки, хотя сожалею много о чём другом.
Только нехватка денег, слабость здоровья, преклонный возраст --
уважительные причины сидения дома, иначе ты -- человек, который
отказывается от существенной информации о мире, но отважно берёт-
ся о нём судить с чужих слов, оправдываясь тем, что так или иначе
о большинстве вещей он судит с чужих слов -- и ничего, живой,
пусть и с нелучшими политическими предпочтениями.
* * *
Я не думаю, что посещение ста с лишним стран идёт человеку на
пользу. Оптимум -- наверное, где-то около 70 стран, а то и менее.
Причины следующие.
Во-первых, полноценное изучение страны (а зачем ещё путешест-
вовать? чтобы отметиться и прослыть?) требует больших затрат вре-
мени: на подготовку поездки, на собственно поездку, на обработку
её результатов. Не останется этого самого времени на прочее в
жизни. А если готовиться, ездить и обрабатывать СОКРАЩЁННО, это
халтура, имитация, ввод общественности в заблуждение.
Во-вторых, если серьёзно относиться к путешественнической дея-
тельности, идёт переполнение себя информацией, и ты не успеваешь
её обрабатывать даже подсознанием, не говоря уже о делании чётких
обобщений и выводов. Тут, как с потреблением пищи: имеются естест-
венные пределы, и лучше не втискивать в них как можно больше изо
всех сил, а соблюдать меру и брать качеством, иначе тебе же и
поплохеет.
В-третьих, чем больше таскаешься, тем больше шанс свернуть себе
шею. Особенно в странах "второй очереди", в которых процветает
преступность (их, кстати, толком и не посмотришь всё равно). В
очень зрелом возрасте неестественное завершение своих дней, вроде
как, уже немножко и кстати, но в среднем -- и тем более в молодом
-- дополнительный риск нормальным людям совсем ни к чему.
В-четвёртых, надо и честь знать: 1) пожалей биосферу (ты же не
на своих двоих пробираешься, а сжигаешь топливо); 2) оставь что-
то другим людям, не тяни на себя по-жлобски всё одеяло.
В-пятых, слишком большая настойчивость в путешественнических
делах подозрительна: может, какое-то нехорошее шило в задних мяг-
ких тканях гонит тебя в дорогу. Скорее всего, это комплекс непол-
ноценности и/или неспособность самоутвердиться более общественно-
полезными и более дешёвыми способами.
* * *
Собираясь в какую-нибудь страну, я стараюсь использовать какую-
то информацию о ней, в том числе видеорепортажи. Так вот, некото-
рые из них меня раздражают. Это те, в которых "путешественник"
много маячит в собственном кадре и неспешно трындит про каждый
свой [пердёж] чих. Такое -- неуважение к зрителю. Такое может
умилять, по-моему, только очень незанятых человечков, не знающих,
как убить время. Я люблю репортажи, которые насыщены важными
вещами, а не самолюбованием на заграничном фоне.
* * *
Я исхожу из того, что человеческий мир пока что остаётся в
некоторых своих существенных вещах непонятым, и из-за этого не
удаётся сделать его более благополучным -- вопреки желанию
очень многих. Да, именно так: люди не вполне понимают мир,
который себе досоздали и в котором живут.
* * *
Первого негра я увидел вблизи, когда мне было года четыре и я
уже худо-бедно разбирался в том, какого цвета должны быть люди.
Я его испугался, хотя это был, наверное, очень добрый негр и
хотел меня позабавить. Поскольку мои счастливые годы прошли по
преимуществу в расово и языково однородной среде, меня до сих пор
удивляет, что где-то живут люди, которые существенно иначе, чем
мы, выглядят и говорят, но при этом проявляют такие же, как у
нас, эмоции и даже способны пользоваться такими же, как у нас,
компьютерами, только с несколько другими символами на клавиатуре.
И вот я езжу, чтобы привыкнуть к этому многообразию, но привыка-
ние всё как-то не наступает: благоприятное для этого время было
упущено в молодости.
* * *
Слегка расставим точки над 'ё': отнюдь не я виноват в моей не-
усидчивости. Сначала я был "невыездным" - благодаря коммунякам,
позже я перестал быть "невыездным" -- благодаря антикоммунякам --
но у меня не было денег на поездки. Поэтому, когда появилась ре-
альная возможность таскаться за пресловутый бугор, я повёл себя,
как пёс, который полжизни сидел на цепи, а потом с неё вдруг со-
рвался. И теперь лучше не становиться между мной и Забугорьем.
Ну, на самом деле я помчался вон из Отечества не совсем сразу:
был период привыкания к свободе, мировому пространству, аэропор-
там, чужому транспорту, системе бронирования гостиниц через ин-
тернет и т. п. Сегодня я -- "гражданин мира", с кучей обрывков
чужих языков в голове, со знанием всяких "засад" на траспорте, в
гостиницах, апартаментах и хостелах, с отличным наыком выбора
маршрутов и пристанищ, с чутьём на всякие-разные угрозы, начиная
с кулинарных. Кто-то ездит в любимые места, а я езжу во все
страны подряд, начиная с более доступных и стараясь не бывать в
одном месте дважды (хотя и повторные визиты, если случались,
приносили новые личные открытия и немалое удовольствие). И я
плохо себя чувствую, если приходится проводить на Родине три
свободных дня подряд (weekends -- ещё ладно, если зубы держать
стиснутыми) вместо того, чтобы съезжать на это время хоть
куда-нибудь. Я мечтал быть "международным бродягой" и я стал им
(правда, лучше было бы лет хоть на 15 пораньше). Прорвался "в
мир, открытый настежь бешенству ветров", предложенный мне Жюлем
Верном, Робертом Стивенсоном, Райдером Хаггардом, Луи Буссенаром
и ещё много кем.
* * *
Мне нравится, когда в голове мешанина языков и городов, в
кошельке -- монет разных стран и не успеваешь разгрузить чемодан
или рюкзак после поездки, как уже надо собираться в следующую.
Это как если проживать много жизней вместо одной: значительно
продлить своё существование невозможно, но заполнить жизнь впе-
чатлениями, которых хватило бы на несколько жизней, -- такое
вполне по силам и по средствам.
* * *
Минусы путешествий:
- денежные расходы;
- затраты времени: не только на собственно путешествия, но
также на их подготовку и на обработку их результатов;
- новые инфекции;
- повышенный риск покалечиться, а то и убитьсяая опасность получения травмы, в том числе смер-
тельной;
- нередкий дискомфорт;
- психическое напряжение и порча себе нервов -- из-за всяких
"засад", из-за опасения дорогостоящих ошибок и в отбивании
чужих попыток нажиться на путешественниках.
О том, почему лучше бережно относиться к чужому этническому
своеобразию.
Всякий народ имеет какие-то важные для его выживания внутренние
особенности и/или внешние обстоятельства, которые обеспечили ему
становление и последующее существование среди других народов: не
позволили оказаться затоптанным или раствориться в других.
Всякий народ дал, даёт или может дать человечеству что-то ценное
и что-то вредное. Положительные и отрицательные вклады не всегда
очевидны и не всегда востребованы, вдобавок точная мера для них
отсутствует.
Люди, заимствующие чужое, зачастую уничтожают не худшее (или не
намного худшее) своё -- занимавшее то место, которое пошло под
чужое.
У разных народов есть множество вещей аналогичных, но не свя-
занных общим происхождением, а также множество вещей неодинако-
вых, но имеющих общий корень.
* * *
Когда присматриваешься к нескольким цивилизациям сразу, то об-
наруживаешь, что каждая из них самодостаточна в области литерату-
ры, скульптуры, живописи, музыки и пр. и не имеет острой нужды в
заимствованиях. Привнесение чужого означает в такой ситуации не
обогащение культуры, а оттеснение аналогичного своего. В каждой
существующей цивилизации физиологически и социально востребован-
ные эстетические комплексы давно созданы, причём с большим избыт-
ком, так что отдельный индивид освоить их практически не в состо-
янии и к тому же не испытывает потребности в этом. Художественных
ценностей, востребованных повсеместно ("трансцивилизационно"),
существует очень немного, да и в отношении тех надо ещё смотреть,
жаждутся они массами или навязываются им местными эстетствующими
элитками. Даже если взять такой всепроникающий идейно-символьный
комплекс, как христианство, то и здесь обнаруживается, что в каж-
дой цивилизации его эстетически оформляют существенно по-своему и
что, к примеру, африканские христианские негры видят Иисуса, его
апостолов и иже с ними несколько иначе, чем китайские
христианские монголоиды.
* * *
Любую свою поездку, даже в места не очень дальние, я расматри-
ваю преимущественно как продолжение образования и как исследова-
ние -- в части таких предметов, как этнография, культурология,
архитектура, градостроительство, религиоведение, а где-то и гео-
графия, и чуть-чуть лингвистика. Я всегда хотя бы немного учу
язык страны, в которую еду. И всегда возвращаюсь домой с едва
подъёмным количеством электронных фотографий и с какими-нибудь
вещественными "материалами", которые потом захламляют мою кварти-
ру. Это книги, газеты, использованные билеты, мелкие обломки
камней и т. п. Есть, к примеру, жменя красного песка, который я
вытряс из своей обуви после экскурсии в Вади Рам.
* * *
Есть одно сомнительное занятие: разгонять тучи на астральном
уровне. Буквальные и фигуральные. Не знаю, насколько это так на
самом деле, но по ощущениям -- таки да: ты их разгоняешь, и они
разгоняются. Над той местностью, в которую ты настропалился, и
непосредственно над тобой. Главное -- не откладывать это дело
и не расслабляться.
Затеяв подготовку к очередной поездке, сперва чувствуешь не-
уверенность и страх перед возможной жуткой погодой, землетрясе-
ниями, наводнениями, нашествиями чего-нибудь и вообще неопреде-
лённым чёрт знает чем, но потом вдруг наступет момент перелома,
и тебе начинает представляться, что разгон будущих облаков пошёл
и что вообще всё будет хорошо, если ты будешь мощно хотеть этого
и продолжишь что-то там распихивать в стороны в непонятно каком
астральном пространстве. "Высшие силы" наверняка отыскали у себя
ресурсы для реализации твоих скромных хотелок, включили твой ма-
ленький план в свой большой, и теперь всё у тебя получится, как
обычно, то есть, в основном хорошо. Серьёзные препятствия будут
заблаговременно убраны с твоей дороги.
За несколько недель до более-менее сложной поездки начинаешь
настраиваться на неё: пропихивать в астральной плоскости свою
концепцию последующих событий плюс мобилизовывать в себе всё,
что можно и нужно. В почти гарантированном тебе будущем благодаря
указанному пропиху разгоняются сгущения атмосферных вод над нуж-
ными тебе местами, у забастовщиков на транспорте ослабляется
желание бастовать, у террористов -- желание терроризировать, у
полицейских -- цепляться к честным людям просто так.
На твоём пути болезнетворные бактерии и кусачие животные дохнут
без видимых причин, преступники устраивают себе дни отдыха,
водители транспортных средств забывают принять наркотики. А ещё
не горят гостиницы, не обрушиваются перекрытия, не срабатывают
взрыватели, а автоматы Калашникова демонстрируют все возможные
задержки при стрельбе.
Твой организм укрепляется, твоя сообразительность обостряется,
твои языковые навыки прибавляют в качестве. Ты вживаешься в роль
неприметного путешественника, в маршрут, в страну назначения (её
великолепие заранее открывается твоему внутреннему зрению во всю
ширь).
Всякие мелкие неполадки в твоём теле становятся меньше числом и
тяжестью. Ты встряхиваешься, освежаешься, бодреешь, молодеешь,
становишься сильнее физически и устойчивее психически. Обостряет-
ся твоё чувство опасности и чувство направления, выверяется ход
твоих внутренних часов, повышают свою восприимчивость твои органы
всяких ощущений.
Ты веришь в свои силы, но не расслабляешься. Ты боишься, но не
дрожишь. Ты чувствуешь: Аллах -- наверняка в основном за тебя,
несмотря на пропущенные намазы, немытые ноги, зажиленный закят и
прочие крупные недоработки.
Ты -- удачник и баловень (предусматривающий и рассчитывающий,
впрочем, почти всё). Ты молодецки прорываешься в промежутках меж-
ду ураганами, землетрясениями, наводнениями, отключениями элект-
ричества, магнитными бурями, массовыми беспорядками и эпидемиями
разных гриппов. Ты пробиваешь себе путь через возможные препятст-
вия, отталкиваешь не нужные тебе случайности и подгребаешь нуж-
ные.
Ты, конечно, не маг, но тоже на что-то способен (так кажется):
краем сознания поддерживаешь в небе самолёт, в котором летишь; не
позволяешь поезду, в котором едешь, сойти с рельсов; останавлива-
ешь мелкую течь в днище парома, на котором плывёшь, и т. д.
Ты наверняка снова забудешь взять в дорогу что-то особо нужное
и/или сделать накануне что-то особо важное -- и наверняка снова
как-нибудь выкрутишься, блеснув изобретательностью и познаниями.
Ты определённо вернёшься -- целый и невредимый -- хотя, возмож-
но, было бы лучше уже где-то (чего уж там!) и остаться насовсем.
* * *
Изучение национальной еды -- это важная часть экспедиции в дру-
гую страну. Не разберёшься с едой -- не поймёшь и местного нацио-
нального характера, находящегося с ней в состоянии обоюдного вли-
яния.
Виды пищи, подлежащей исследованию:
- натуральная еда (специфические свежие фрукты, овощи
и т. п.);
- уличный фаст-фуд;
- ресторанная еда (дороговатые блюда);
- магазинная еда, не нуждающаяся в дополнительной обработке:
консервы, выпечка и т. п.;
- повседневная домашняя еда.
Аспекты исследования пищи:
- своеобразие;
- эффектность вкуса;
- состав;
- полезность для здоровья;
- санитарный уровень приготовления;
- скорость и сложность приготовления;
- стоимость.
Выводы из исследования пищи:
- насколько народ своеобразен;
- у кого народ делал заимствования;
- от чего народ получает основные удовольствия;
- насколько народ утончён в культуре;
- и т. п.
Сильная национальная кухня -- основание для национальной гордо-
сти, средство заманивания туристов и приобретения (прикармлива-
ния) друзей.
Национальную кухню надо сохранять, шлифовать, развивать, защи-
щать и пропагандировать как национальное достижение, национальное
достояние, одну из основ для национального единения, средство
обеспечения здоровья нации, инструмент её глобального влияния.
Путь к сердцам людей лежит по преимуществу через их желудки.
Кормите нацию правильно, и она будет стоять стеной за текующую
власть и сможет сворачивать горы.
* * *
Опасности, подстерегающие путешественника:
- плохая погода;
- ошибки планирования действий распознавания ситуации и пр.;
- транспортные катастрофы;
- экзотические инфекции и инвазии;
- травмы;
- пищевые отравления, диаррея;
- солнечные ожоги;
- преступники;
- беспокойные соседи;
- потеря ценных вещей;
- недосып;
- перенапряжение;
- нападения животных (собак, обезьян, змей, малярийных
комаров, мухи цеце, медуз и т. п.);
- стихийные бедствия (землетрясения, цунами, наводнения,
снежные заносы, оползни, сели, лавины);
- нарушения транспортного сообщения по политическим причинам;
- перерасход денег из-за успешности чьих-то попыток их из вас
вытащить всякими уловками.
Не считаться со всем этим могут только не особо умные люди. И
если прикидывать вероятности и тяжести перечисленного, то сущест-
венно ослабляется желание вставать с обжитого дивана. Какие-то
очень большие проблемы должны достать думающего индивида, чтобы
он всё-таки решился на сколько-нибудь дальнее путешествие, пусть
даже хотя бы в соседний город.
Непременные спутники путешествия:
- дополнительные расходы;
- дополнительные траты времени, в том числе на подготовку;
- дополнительные риски и напряги;
- отсутствие вас в вашем основном месте пребывания
(а отсутствующий ведь всегда неправ).
Что всё-таки заставляет путешествовать: стремление...
- чуть лучше разобраться с мироустройством;
- открыть для себя новые возможности;
- присмотреть себе лучшее место обитания;
- повысить свой статус;
- отдохнуть от родственников и соседей;
- с кем-то познакомиться;
- свернуть себе шею (только внезапно, быстро и небольно).
* * *
Типы путешествий:
1) по затратам на проживание:
- пятизвёздочные;
- четырёхзвёздочные;
- трёхзвёздочные;
- двухзвёздочные;
- однозвёздочные, палаточные;
2) по используемым транспортным средствам:
- на общественном транспорте;
- на личном автомобиле;
- на мотоцикле;
- верхом, на гужевом транспорте;
- на велосипеде;
- пешком;
- на малоразмерном гребном судне;
- на малоразмерном парусном судне;
- и т. д.
3) по сложности:
- пляжно-шоппинговые;
- отметочные (отметиться при достопримечательностях);
- с углублённым исследованием местности, репортажные;
- с научным исследованием;
- экстремальные.
* * *
Для людей с несколько мизантропичным мировоззрением привлека-
тельность путешествий обеспечена тем, что в них можно отдыхать от
соотечественников, то есть, от наиболее приевшейся разновидности
человеков. Иностранные глупости переносятся легче отечественных,
потому что не опостылели, труднее идентифицируются в качестве
глупостей, возбуждают исследовательское любопытство, ради удовле-
творения которого ты как раз и потянулся в чужие дали. К тому же
если ты сам припёрся в гости, ты должен проявлять снисходитель-
ность к хозяевам. А ещё в гостях надо ведь быть вежливым -- хотя
бы из соображений безопасности. А чтоб быть вполне вежливым внеш-
не, надо быть вежливым и внутренне. Иначе говоря, минантроп в
путешествиях немножко отдыхает от самого себя.
* * *
После 6 часов шатания по чужому городу у меня обычно бывает
только одно желание: лечь и поспать. И мне становится почти без-
различно, где я и зачем. И только разве что на краю сознания
шевелится ещё какая-нибудь мысль, обычно следующая: так ли уж
это было мне нужно? Чтобы выглядеть большим путешественником --
знатоком разных стран, а также человеком, который "может себе это
позволить"? В самом деле, толку от созерцания разных городов и
прочих местностей не очень много. Первые тридцать-пятьдесят
объектов -- ещё куда ни шло, а дальше в основном получаются
повторения.
Покупать в поездках что-то, не идущее непосредственно в дело,
-- занятие малосмысленное, потому что в доме и без того полно
сомнительно полезных вещей (книг, ножей и т. п.).
Эффект от всяких вылазок в чужие города, боюсь, сводится в
основном к тому, что новыми впечатлениями затираются старые,
профукиваются денежки, теряется время, изнашивается обувь.
Якобы я собираю по чужим краям нужный для чего-то "материал". В
самом деле, собираю. Только он потом чаще просто лежит пластами,
потому что нет времени в нём копаться.
После поездки я стараюсь выдавить из себя в письменной форме
хоть что-нибудь об увиденном. Если не напишется ничего нового и
не совсем мелкого, значит, поездка никаких сильных впечатлений не
принесла, то есть, я либо чего-то не доглядел, либо чего-то не
допонял; в общем, мотался зря, и надо ехать снова.
* * *
Путешествия как средство самоутверждения. Самоутверждаться, к
сожалению, бываешь вынужден, иначе прозябнешь, не пропихнёшься ни
к каким благам. Если не возвысишь себя в глазах окружающих хоть
чем-нибудь, тебя будут считать ничтожным человечком: обходить при
повышении зарплаты и должности, отодвигать тебя локтями, игнори-
ровать твои идеи, отвергать твои кавалерские ухаживания, смотреть
в твою сторону в последнюю очередь (кроме случаев, когда надо
выбирать, от кого бы избавиться или кем бы пожертвовать). Это --
ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, прошитое в инстинктах. От этого не уйти. И путешес-
твия как средство самоутверждения -- как раз не худший вариант.
Они хороши хотя бы потому, что могут быть сравнительно маловред-
ными для твоего здоровья, малоопасными для твоей жизни и не
ложащимися тяжким грузом на природную среду.
Если самоутверждаться, к примеру, большим дорогим автомобилем
и/или большим дорогим домом, то природная среда пострадает силь-
но, даже при условии, что автомобиль не будет сильно вонять, а
дом -- отапливаться. Путешествующий же на чужом (общественном)
транспорте индивид почти не занимает дополнительного места под
солнцем.
Самоутверждаться каким-нибудь творчеством -- это наивно: твой
креативный продукт, скорее всего, проигнорируют, каким бы он ни
был, если ты не привлечёшь к нему внимания хоть каким-то способом
(кстати, можно и путешествиями). А если привлечёшь, так ведь от-
равишь жизнь бедолаге-конкуренту. А вот отравить жизнь путешест-
веннику-конкуренту невозможно, потому что ему весьма хорошо от
его перемещений уже самих по себе (конечно, если он не рвёт
своего седалища на каком-нибудь Эвересте, Южном полюсе и т. п.).
Путешественник, вернувшийся домой живым-здоровым (а это не
очень сложно), -- почти всегда в плюсе, тогда как творческий че-
ловек, чего-то там наклепавший, но потом не сумевший пристроить,
смотрится куда более жалким, чем индивид, который клепать мастер-
писы даже не пытался и соответственно сберёг время и силы для
чего-то более надёжного (для тех же путешествий).
Домоседы будут уверять тебя, что твои путешествия -- пустяки и
бесполезная трата денег, но на самом деле это у них будет заго-
варивание зубов самим себе. Но пусть эти ребята и дальше прирас-
тают к земле родной: чем больше таких, как они, тем эффектнее
будут смотреться твои пространственные достижения и тем ближе ты
будешь к светлым образам Колумба, Магеллана, Беринга, Ливингсто-
на, Пжевальского, Марко Поло и барона Мюнхгаузена.
* * *
Куда надо бы ехать, бросив всё, а не получается.
Остров Эльба (тот самый, куда ссылали Наполеона). Гористо-
лесистый, с речками и водопадиками, с архитектурными шедевриками.
Урбино. Старинный городок в центральной Италии. Очень италья-
нистый. С огромным герцогским замком, который ныне музей. (Я при-
смотрел этот городок в немецком детективном фильме "Das Urbino
Krimi": у немцев завелась похвальная манера снимать детективы,
действие которых происходит в очень картинных городках; это при-
бавляет фильмам качества).
Люнебург. Потрясающий старинный город в Германии, в 50 км от
Ганновера. На реке, с впечатляющей набережной.
"Романтическая дорога" (Romantischer Weg) в южной Германии:
цепочка городов с обилием блистательной старины. Любой из этих
городков достоен того, чтобы в нём зависнуть хотя бы на несколько
дней.
Сокотра. Архипелаг из 4-х островов в Индийском океане, чуть
южнее Аравийского полуострова. Площадь 3796 кв. км. (для сравне-
ния: площадь острова Крит составляет 8261 кв. км). Принадлежит
Йемену. Гористый. Горы красивые. Имеет уникальный растительный и
животный мир. Есть следы Олдувайской культуры, которым не менее
1.4 млн лет (!!!). Яркие и крупные архитектурные достопримеча-
тельности наличествуют.
Деревня Даргавс в Северной Осетии. На кладбище - множество
древних мавзолейчиков.
"С осетинского название этого села переводится как «защитник
ущелья». Однако его нередко называют «городом мёртвых» из-за
размеров местного некрополя.
По примерным подсчетам, здесь похоронено около 10 тысяч чело-
век. По традициям осетин VII-X веков, тела не предавались земле,
а располагались на возвышении — считается, что так стали делать
под влиянием зороастрийцев.
Неподалеку от Даргавса находятся Мидаграбинские водопады. Зей-
галан — один из самых высоких в России: вода из тающего ледника
пролетает 648 метров. С наступлением холодов ледник замерзает,
оставляя на скалах наледь и сосульки.
В Даргавс легче всего приехать из Владикавказа с экскурсией на
автобусе либо по горной дороге на автомобиле."
"Музей-усадьба Измайлово (Измайловский остров, Городок им.
Баумана) — бывшая боярская и царская усадьба на реке Робке, в
настоящее время входит в состав Московского государственного объ-
единенного художественного историко-архитектурного и природно-
ландшафтного музея-заповедника (МГОМЗ). Усадьба располагается на
одноимённом острове в центре искусственного Серебряно-Виноградно-
го пруда. С XVI века хозяйство Измайловской вотчины было самым
передовым в России, но к концу XVIII века постепенно пришло в
упадок. Ряд исследователей считает, что именно в Измайлове
родился будущий император Пётр I. В XIX веке на территории бывшей
царской усадьбы по приказу Николая I была открыта Военная
богадельня для ветеранов российской армии. После революции 1917
года заведение было заброшено. С конца XX века усадьба несколько
раз реставрировалась..." (Википедия)
* * *
Уровни комфортности путешествий:
- VIP-очный;
- комфортный: 4- и 5-звёздочные гостиницы, личный автомобиль
и т. п.;
- полукомфортный: 2- и 3-звёздочные гостиницы, общественный
транспорт;
- некомфортный: хостели, палатки;
- экстремальный.
Аспекты экстремальности:
- природный: неблагоприятный климат, эксцессы стихии и т. п.;
- бытовой: плохая вода, шумы, агрессивные домашние животные
и т. п.;
- социальный: массовые беспорядки, высокий уровень преступно-
сти, расовая неприязнь и т. п.
По таким показателям, как познавательные возможности, затраты,
напряжение, опасности, вредности, сложность организации, бытовые
удобства, оптимальным является полукомфортный уровень. Лично я
предпочитаю его.
* * *
Много что может превратить вашу поездку в кошмар. Среди прочего,
это ваши собственные вещи. Бывает, что даже начинаешь завидовать
собаке -- за то, что она прекрасно обходится даже без карманов, не
говоря уже о рюкзаке, кепи, солнцезащитных очках и пр.; что она
может позволить себе не бриться, не чистить зубов, не стирать
носков и т. д.
Как собираться в поездки. В принципе всегда должен быть нагото-
ве более-менее комплектованный рюкзак, но во всякой поездке есть
нюансы, к которым надо тщательно подстроиться, потому что цена
ошибок и недоработок -- лишний вес багажа, дополнительная трата
денег, потеря времени и т. п.
Вещи, которые берутся в дорогу, бывают трёх типов:
- используемые часто;
- используемые редко;
- возимые на всякий случай.
Вещи, используемые часто, должны лежать отдельно от прочих
вещей. Прочие вещи даже могут остаться ни разу не распакованными
в течение всей поездки.
Совместно используемые вещи, должны храниться рядом, в
наборах. Это...
- предметы для чистки зубов, ухода за кожей, полоскания
носоглотки, бритья;
- кухонные принадлежности: ложка, кружка, нож, кипятильник,
тарелки;
- еда, витамины;
- блокнот, ручка, карандаш, бумага для письма;
- паспорт, билеты, бронь гостиниц, план поездки, страховка
и т. п.
- предметы одежды.
Ещё разряды вещей:
- особо ценные вещи (паспорт, деньги, билеты); хранить их
надо так, чтобы их было трудно украсть;
- вещи, особо значимые для физического выживания (ножи,
полотнище пластиковой плёнки, туалетная бумага, пласти-
ковые пакеты, дежурная куртка, аптечка, неприкосновенный
запас еды, сетка от москитов, универсальное полотнище,
скотч, шлёпанцы, шумозащитные наушники, тонкий пластиковый
плащ от дождя);
- особо малые и лёгкие вещи (примеры: пластиковые пакеты,
тонкие верёвки): их можно брать много на всякий случай,
не особо увеличивая вес багажа;
- прочие вещи.
Почему шлёпанцы важны для выживания: потому что это запасная
обувь на случай, если основная порвётся или будет украдена.
Некоторые вещи лучше хранить не в одном месте, а в нескольких
местах (чтобы была выше вероятность того, что в нужный момент эти
вещи окажутся под рукой). Вот эти вещи:
- деньги;
- пластиковые пакеты;
- ручки для письма;
- верёвки;
- влажные салфетки;
- туалетная бумага.
Желательны копии основных документов, хранимые отдельно от
оригиналов. Это копии...
- паспорта;
- плана поездки;
- распечаток броней гостиниц;
- билетов.
Места хранения вещей:
- карманы;
- поясная сумка;
- малая сумка через плечо (как бы большой навесной карман);
- малый рюкзак (который можно брать в салон самолёта и
который помещается на багажную полку в автобусе);
- основной багаж (большая сумка, большой чемодан на колёси-
ках, большой рюкзак).
Возможные проблемы с вещами:
- незаметно выпало из кармана;
- забыл на скамейке;
- украли;
- вырвали из рук, сорвали с плеча;
- не помнишь, где что лежит;
- спрятал и забыл, куда;
- трудно дорыться до нужной вещи;
- слишком большой вес, слишком большие размеры багажа;
- затерялся багаж;
- вещи попортились из-за механических воздействий;
- багаж промок.
Вещи для не совсем хорошей гостиницы:
- удлинитель на 3 розетки;
- светильник;
- кружка, кипятильник.
* * *
Как менять деньги так, чтобы потом не рвать на себе волосы:
1. Заранее выяснить в интернете курс обмена в обе стороны.
2. Заранее разведать, где самые невыгодные курсы (как правило,
в аэропорту)
3. Заранее прикинуть расходы и определиться, какую сумму будете
менять (а также какие обстоятельства и насколько могут изме-
нить эту сумму), а не решайте это в последний момент.
4. Не бросаться на первый попавшийся обменник, как Матросов на
амбразуру, а покружить по местности, подумать.
5. заранее прозондировать, нет ли каких подвохов с купюрами в
чужой стране (к примеру, могут подсунуть бумажки, вышедшие
из обращения или ещё не вышедшие, но девальвированные раз в
100).
6. Сначала спросить про "комиссию" ("комиссионный сбор"). Если
имеется скидка при обмене большой суммы, вам и так не преми-
нут об этом сказать.
7. Заранее посчитать, какое количество местных денег вы должны
получить на руки.
8. Проверить полученные деньги (их количество и качество), не
отходя от кассы.
9. Если своего ума на всё не хватает (обычное дело, чего уж
там), пользуйтесь умом других: посмотрите, пользуется ли
этот обменник спросом у других путешественников и как они
реагируют на курс валют.
10. Учитывайте, что, как правило, лучше недоменять деньги, чем
поменять слишком много. Соль в том, что в некоторых странах
(в Турции, к примеру, обмен не очень-то и нужен: доллары и
евро вполне в ходу, а ещё ведь местами можно расплачиваться
банковской карточкой).
За любую недоработку на подготовительном этапе потом придётся
дополнительно платить.
Ясное дело, что почти наверняка "нагреют": вопрос лишь в том,
как именно и насколько. Подвох будет, скорее всего, не в форме
криминального обмана (недосчитают, подсунут фальшивые бумажки),
а в каких-то уловках. Скажем, увидев ваши колебания, начнут про-
никновенно уверять, что в других местах курс обмена ещё хуже,
хотя куда уж более.
Нередко бывает достаточно обменять в аэропорту очень небольшую
сумму: чтобы хватило денег на автобусный билет до города.
* * *
На что обращать внимание при бронировании отеля:
1. Средний оценочный балл от постояльцев. Если на бронировочном
сайте booking.com он ниже 8.5 (из 10 возможных), то лично
для меня там почти наверняка будут большие проблемы. Впро-
чем, этот балл, подозреваю, может нагоняться отелем по сгово-
ру с некоторыми клиентами или с умельцами.
2. Количество отзывов об отеле. Чем оно больше, тем точнее
оценка отеля от клиентов. Плохой отель может сменить назва-
ние и избавиться таким образом от "хвоста" отрицательных
отзывов, но ничего существенного не сделать для улучшения
качества обслуживания. Новый отель всегда очень рискован.
3. Характер свежих отзывов. К примеру, если возле отеля появи-
лась шумная строительная площадка, старые отзывы этого не
отразят.
4. Конкретные жалобы постояльцев. Бывают слишком чувствительные
клиенты, которых жутко раздражает, к примеру, если им 3 дня
не меняли постельного белья. Отрицательные отзывы подобных
людей можно игнорировать.
5. Контингент постояльцев. К примеру, не желательна популярность
отеля у каких-нибудь байкеров или любителей повеселиться с
применением алкоголя.
6. Расположение отеля. Хоть что-то хорошее должно быть недалеко:
если не достопримечательность "всемирного значения", то хотя
бы автовокзал какой. Если из отеля придётся добираться до
нужных мест долгим хождением или транспортом, то от дешевизны
отеля будет мало толку. Далее, район должен быть малоопасным
в тёмное время суток.
7. Ночной шум. Наличие рядом дискотек и ресторанов может стать
личной катастрофой. Ресторан может быть и прямо в отеле, и
это будет не хаханьки, если там устроят какой-нибудь сабан-
туй. Также могут невыносимо шуметь некоторые кондиционеры.
Ещё возможные причины шума: слишком тонкие стены между номе-
рами, шумные соседи сверху, хождение клиентов ночью по
коридорам и лестницам, массовая ночёвка ворон или галок на
деревьях поблизости, дворовые собаки в зоне коттеджной
застройки. И лушче, чтобы отель выходил фасадом не на улицу,
а в переулок или располагался в глубине квартала, а то даже
сада. При наличии в отзывах хотя бы одной жалобы на ночной
шум я отбраковываю отель сразу.
8. Качество Wi-Fi. Даже если вы не интернет-зависимый человек,
нередко требуется что-то посмотреть или с кем-то связаться.
9. Набор телеканалов: во-первых, ходить целыми днями не сможешь,
а во вторых, изучение местного телевидения -- это часть изу-
чения страны.
10. Отношение персонала отеля к клиентам. Как ни странно, оно не
всегда заботливое.
11. Качество и цена еды в отеле, если таковая предлагается.
12. Наличие супермаркетов и забегаловок поблизости.
13. Возможность бесплатной отмены брони.
14. Чёткая оговорённость, что номера отеля -- для non-smokers.
Если отель предлагает трансфер, это интересно только при распо-
ложении отеля у чёрта на куличках либо в лабиринте Старого горо-
да, потому что в иных случаях просто такси может оказаться значи-
тельно дешевле, и это не говоря уже об автобусах и трамваях.
Прочие блага типа наличия автопарковки, условий для домашних
животных и грудных младенцев, разумеется, меня не интересуют. Я
также безразличен к наличию кондиционера (более того, шум от
соседского кондиционера может оказаться невыносимым).
Надо учитывать, что номера в одном и том же отеле могут сущест-
венно различаться комфортом (а постояльцы -- предпочтениями), так
что один клиент может совершенно искренне и обоснованно клясть
отель, другой -- восторгаться тем же самым отелем (и тем же самым
обстоятельством).
Когда я бронирую отель, то оговариваю в "особых требованиях"
следующее:
- no noise in the night (= last floor, last door in corridor,
garden view);
- room for non-smokers;
- two separate beds.
Когда заселяетесь в маленький отель, лучше предварительно по-
смотреть номер, который вам дают (первое дело -- определить,
насколько он будет шумным ночью).
Широкая двойная кровать в гостиничном номере вместо двух крова-
тей -- какой-то бич, дурацкий заскок нынешней вырождающейся циви-
лизации. Двойная кровать обычно ходит ходуном, когда кто-то вто-
рой на ней ворочается. Бывает, что отель всем хорош, кроме вот
этой страшной двойной кровати, а альтернативы нету. На такие
ужасные случаи я даже беру с собой в поездки надувной матрасик,
чтобы в крайнем случае пристроиться на полу.
Типичные дефекты номеров даже в более-менее хороших отелях:
- негде разложить вещи;
- негде развернуть сабантуй;
- нет даже стаканов, не говоря уже о чайнике;
- нет тряпки для протирания стола и пр.;
- негде развешивать мокрые вещи для просушки.
Более редкие проблемки в отелях, апартаментах:
- иссякание туалетной бумаги;
- отсутствие мыла;
- дребезжание подвижных оконных рам от ветра;
- дребезжание чего-нибудь на крыше в сильный ветер;
- запахи с кухни;
- закупорка слива в умывальнике;
- вонь из сливного отверстия душа;
- москиты, мухи.
Материалы для решения отельных проблемок: скотч, верёвки,
газетная бумага, пластиковые пакеты.
* * *
Правила при пользовании общественным транспортом дальнего
следования:
1. Не планируй своих прибытий впритык: должен быть запас времени
на случай задержек в дороге и твоих ошибок. Чем тяжелее будут
последствия опоздания, тем запас времени должен быть больше.
2. В дороге не спи всё время, а проверяй, а туда ли ты едешь.
Лучше задать глупый вопрос, чем приехать не туда, куда надо.
Спать, не задавая глупых вопросов, можно разве что в
самолёте.
3. Не принимай ни от кого вещей в поездку, если отсутствует
возможность убедиться, что внутри этих вещей нет ничего
остро нежелательного.
4. Главная опасность -- шумные соседи. Бери с собой средства
защиты от них.
5. Будь готов к тому, что поездка пройдёт немного не так, как
было запланировано.
* * *
Как не упускать достопримечательностей. Железные правила
путешественника:
1. Никогда не рассчитывай на то, что нужную информацию соберёшь
на месте: у тебя всегда должны быть на руках хоть какие-то
готовые материалы, в том числе хотя бы элементарная карта
местности.
2. В любом городе продолжай рыться в РАЗНЫХ источниках информа-
ции, а не ограничиваться картой из местного инфоцентра и сво-
им заранее составленным коротким списком достопримечательнос-
тей. К примеру, я в Кайсери, похоже, пропустил аж Военный
музей, о ужас, приняв его за лицей, -- лишь потому, что не
заглянул ещё раз в англоязычную Википедию.
3. На любой площадке устремляйся в первую очередь к наиболее
заслуживающему внимания объекту, пока с ним ничего не слу-
чилось: он не закрылся до следующего утра, не заполнился
китайскими туристами и т. д.
4. Если имеется возможность осмотреть местность с возвышенности,
надо этим пользоваться: нередко обнаруживаешь то, что очень
заслуживает внимания, а в источниках не упомянуто.
5. Чаще спрашивай у местных. Даже если ты на 99% уверен, где у
них что. Бывает, они поправляют твою чудовищную ошибку. А
ещё они нередко -- от прилива патриотического чувства -- дают
хорошие наводки на объекты, которые в интернете нигде не
описаны.
6. Спросив у кого-то из местных, не поленись спросить и у дру-
гого. Тогда ты сможешь иногда дивиться разительному несходст-
ву ответов.
7. Общайся на чужбине с другими путешественниками. Они из соли-
дарности с тобой могут поделиться чрезвычайно ценной информа-
цией. Или же тебе удастся скооперироваться с ними для умень-
шения расходов на такси и пр.
8. По возможности езди не один, а с толковым товарищем: это как
минимум дополнительные два глаза и дополнительный источник
идей.
9. Используй везущего тебя таксиста как источник информации.
Таксист будет рад блеснуть. Дополнительные деньги потребует
вряд ли.
10. Не суйся туда, где опасно. Тогда сможешь увидеть ещё много
чего интересного.
Что касается гидов и туристических групп, ситуация с ними слож-
ная: персональный гид слишком дорог и рискован, а в туристической
группе большие потери времени на всякие ожидания плюс "галопом по
европам".
* * *
Почему я не в восторге от Юрия Гагарина?
Потому что он герой, по-моему, какой-то специфический. Не та-
кой, как, скажем Ахиллес, Магеллан или Циолковский. Я подозреваю,
что любой самостоятельный путешественник средней руки, разрешаю-
щий себе забираться в некомфортные местности, тянет на это звание
побольше Гагарина.
Гагарин много рисковал? Может быть. Но самостоятельные путе-
шественники тоже рискуют: поскользнуться на мокрой скале, стать
жертвами бродячих собак, получить удар сзади по голове (а хоть бы
и от таксиста) -- ради ограбления -- и т. д.
И Гагарин, заметим, рисковал в рабочее время, за хорошие деньги
и за общественный супер-статус, а эти чудаки тратят свой отпуск и
свои скромные сбережения, рассчитывая в типичном случае лишь на
сдержанное одобрение от десятка человек в интернете.
Если бы самостоятельные путешественники шибко бродячего типа
заботились о своей безопасности столько же, сколько Гагарин забо-
тился о своей, то они бы быстро заканчивались.
Соль в том, что Гагарину совсем не надо было напрягать голову:
за него думали другие. Целые НИИ работали над тем, на какие кно-
почки он будет нажимать, как будет питаться, во что одеваться и
даже как, когда, куда и в каких количествах справлять свою естес-
твенную нужду. А самостоятельному путешественнику приходится са-
мому решать десятки больших проблем, принимать во внимание сотни
факторов, от которые голова у него почти пухнет.
Наверняка ж особые люди отвечали перед партией за то, чтобы у
Юрия свет Алексеича в день эпохального полёта не случился ни по-
носик, ни кашлик, а ты ж, бывает, мечешься по чужому городу с
выпученными глазами и единственной мыслью: ГДЕ БЫ ОТЛИТЬ???!!!
Да, у Гагарина были перегрузки -- и в полёте, и на тренировках.
Да, его трясло при взлёте и посадке. Но это -- наверное, все его
трудности. Остальное -- лишь в области вероятий. Главное -- лучи-
сто улыбаться и вообще строить из себя душку. Я даже подозреваю,
что интонацию своего знаменитого "Поехали!" он отрабатывал со
специалистом, а не сам с собой.
А доводилось ли Гагарину, скажем, учить фарси, хинди, албанс-
кий или турецкий язык, потому что иначе был большой риск не про-
рваться к своим скромным целям и не вернуться вовремя домой?
Ой, полагаю, даже в "нештатных" ситуациях ему не пришлось бы
напрягать могучую мысль, лишь бы радиосвязь работала. Слетали в
космос собачки -- слетал и он.
Страшно ему было? Наверняка да, но не очень: он же всецело
доверял партии и правительству, а те реально бросили лучшие силы
на организацию и обеспечение его полёта.
А, к примеру, на меня однажды в Турции стая бродячих собак на-
пала. Да, разумееся, быть загрызенным собаками -- это не так ужа-
сно, как сгореть заживо при торможении космического корабля "Вос-
ток-1" в атмосфере: в момент смерти ты хотя бы будешь не совсем
один, а с живыми существами рядом.
Самодеятельный бродяга с рюкзачишком на фиг своей Родине нужен.
Зато этот бродяга -- действительно путешественник, тогда как Га-
гарин -- непонятно кто: землю-то обогнул, но слишком быстро; в
куче стран потом побывал, но слишком официально, то есть, ничего
там толком не увидел, кроме "тысяч восторженных глаз".
А у [бродяги] самодеятельного путешественника таки по-настоя-
щему было затяжное счастье приобщения почти что к другим мирам.
И он вдобавок имел возможность делиться своими "рецептами" с
другими людьми, и это ему тоже было в радость. Довольно многие в
силах повторить его путь, и некоторые таки повторяют. А чем мог
поделиться с другими Гагарин? Рассказами о своей жизни в советс-
ком привилегированном слойке?
Гагарин старался как бы для всех, ну так самостоятельный путе-
шественник тоже старается не исключительно для себя: он проторяет
и утаптывает тропы для себе подобных, снижает у людей страх перед
туманными далями, подкармливает страны, имеющие проблемы с разви-
тием, а ещё сближает между собой народы, чтобы те меньше враждо-
вали один с другим.
Гагарин мне НЕ ИНТЕРЕСЕН. Ну как выбирали его на этот его по-
двиг? Наверняка по следующим качествам: здоров, лоялен, с крепкой
психикой, не особо умён (= ничего не отчебучит), хорошо смотрится
[в скафандре], горит желанием отличиться. Это всё. Почерпнуть
что-то полезное для себя в биографии или высказываниях Гагарина
вряд ли удастся и мне, и кому-то другому. А вот какой-нибудь са-
мостоятельный путешественник из особо ушлых уже может привлечь
моё внимание. Он худо-бедно прошёл естественный отбор (не свернул
себе шеи, не напоролся на чей-то нож и т. д.), и мне любопытно
узнать, куда и как он ездит, как что оценивает, как экипируется,
какие хитрости применяет, чтобы выжить и не сильно потратиться,
от чего хочет предостеречь меня как собрата, а Гагарин мне чужой
и чуждый: в космонавты меня так или иначе не возьмут (в верхний
слоёк тоже), да меня к ним и не тянет (тянуло лишь в том возрас-
те, когда я в старшую группу детского сада ходил). Я -- более-ме-
нее в одном ряду с Ливингстоном и Пржевальским (ладно, с Эвлиёй
Челеби и Афанасием Никитиным -- и не в одном, но всё ж недалече),
а Гагарин, извините, -- в одном ряду с Белкой и Стрелкой.
Что, Гагарин был на самом острие научно-технического прогресса,
а я лишь зря сжигаю авиационный керосин и пр.?! Ну вы и придурки
(прости, Господи!). Наверняка многие из путешествующих переводят
напрасно топливо, но также многие всё же сшивают собой народы
друг с дружкой, чтобы войны у вас не было (или вы хотите её?!), а
что до меня лично, то я вдобавок собираю по миру факты, доказыва-
ющие, что 90% вашего так называемого прогресса на самом деле вам
сто лет как сдались и что в тот же космос переться вам рановато,
поскольку вы только загадите его, как загадили свою планету. Если
бы те же усилия, которые тратились на "прорыв в космос", были
обращены на просветление умов и элементарное обустройство всяких
стран, то вы бы уже обитали, наверное, в глобальном почти-раю и
занимались в нём самопознанием и самосовершенствованием, а не
целованием Гагариных в задние мягкие ткани.
.................................................................
.................................................................
На главную страницу