"Аполлония" -- это было дежурное название города у древних греков.
Я уже бывал как минимум в одной Аполлонии, а именно в той, которая
теперь болгарский город Несебр. А ведь можно нечаянно побывать в
какой-нибудь Аполлонии и даже не узнать об этом, потому что она со
временем сменила название на менее расхожее.
Ещё Аполлонии: Александрийская, Киренская, Понтийская, Сицилийс-
кая и т. п. Всего было 24 античных города с названием "Аполлония",
но Аполлония Иллирийская якобы была самым выдающимся из них. Её на-
селение оценивается в 60 000 чловек.
В Аполлонии Иллирийской начиналось ответвление Via Egntia -- важ-
нейшей римской дороги на Балканах, ведшей в Фессалоники.
Вот эта теперешняя Аполлония -- албанская. Она осталась при своём
исконном имени потому, что жители в своё время покинули её по таинс-
твенной причине. Считается, что они вдруг обиделись на местную при-
роду-мать и переселились в будущую Влёру, тогдашний Аулон.
Соседство Аполлонии с монастырём Святой Марии отрицательно сказа-
лось на сохранности античных руин. Правда, монастырь теперь -- тоже
старинная достопримечательность.
* * *
Монументальный центр Аполлонии -- [храм Аполлона] Bouleuterion
(здание городского совета), остатки триумфальной арки, одеон и
т. п. -- был раскопан французским археологом Leon Rey в 1930-х.
Реставрационные работы выполнялись в 1970-1880 гг. тиранским
Институтом памятников. Постройки датируются II-III веками нашей
эры и являются древнеримскими, а не древнегреческими. Bouleute-
rion был собран из обломков, а не стоял вот прямо так, как
теперь, почти 2 тысячи лет.
Триумфальная арка была поставлена наискосок (на нормальное
расположение не было места), зато так, чтобы быть видимой с
обеих главных улиц, сходившихся как раз к ней. Арку строили к
визиту императора Каракаллы, возвращавшегося из победоносного
похода против парфян в 217 г., но императора по дороге убили,
так что эта арка, возможно, даже осталась незавершённой.
Булевтерий (Bouleuterion) -- античное административное здание,
в котором заседал буле (boule) -- совет граждан.
Одеон (греч. odeion, от ode -- "песня") -- античное круглое в
плане здание для выступления певцов. Первоначально так называ-
лось здание, построенное в Афинах при Перикле, потом одеонами
стали называть все постройки аналогичного назначения и устройст-
ва.
* * *
Упадок Аполлонии случился в III веке не из-за "заболачивания
местности", а из-за отступления берега моря. Берег отступил после
землетрясения. Новообразованная суша таки наверняка была болоти-
стой, да. Изначально Аполлония была местным большим портом и раз-
рослась именно благодаря своей портовости. Потом таким портом
стал Аулон (теперешняя Влёра). Кстати, остатки Аулона теперь тоже
далековато от берега: в нескольких километрах.
* * *
На руинах Аполлонии появился монастырь Святой Марии. Теперешние
его постройки датируются XIII веком. Стиль построек -- византийс-
кий, материал -- обломки Аполлонии. В центре монастырского двора
-- церковь Святой Марии. В церкви сохранились настенные рисунки
XIV в. Под церковью обнаружились остатки предыдущего христианско-
го храма IV-V вв., в том числе мозаичный пол с зооморфными изо-
бражениями.
Трапезная монастыря была построена раньше церкви. В трапезной
уцелели фрески XIV века (они пострадали в Первую и Вторую Мировые
войны -- воюйте ещё, други). Под помещением, примыкающим к трапе-
зной (оно тут фигурирует как II Reffretorio), видны остатки поли-
хромного мозаичного пола базилики IV века.
* * *
Аполлонию "открыли" в XVIII веке. Первое обследование археоло-
гами имело место только во время австрийской оккупации в 1916-
1918 гг. В 1924-1938 гг. работу продолжила францзская команда.
В 1948 г. работу продолжили албанцы.
Музей в монастыре Святой Марии был открыт в 1958 г. После паде-
ния коммунистического режима, в период анархии (анархисты, это о
вас!), этот музей был разграблен, артефакты пошли на "чёрный ры-
нок", впоследствии пришлось наполнять музей экспонатами заново.
Музей открылся в очередной раз только в 2011 году.
Лучшие находки, сделанные в Аполлонии, хранятся в Тиране.
* * *
Подозреваю, что французский археолог Leon Rey, раскапывавший
Аполлонию, завидовал Шлиману и тоже хотел представить миру извле-
чённый из-под земли прекрасный древний город. Я бы на месте этого
Рея и завидовал, и хотел. Ну, албанская Аполлония на фоне мало-
азиатских руин Эфеса, Пергама, Джераша, Петры и пр., даже Трои,
если честно, выглядит скромненько. Что всё разрушилось -- ладно:
землетрясения, растения... Но куда подевались обломки?! Часть их
была заприходована на строительстве монастыря Святой Марии [вот
именно тут его не хватало, да?!], но этот монастырь не так уж
велик. (Кстати, наверняка эту обитель фанатиков построили там,
где она теперь, именно потому, что рядом имелось обилие "матери-
ала".) Албанцы растащили каменные блоки по своим деревням?
Если основным материалом построек Аполлонии был кирпич-сырец,
то за 2000 лет он реально мог рассосаться с концами.
Далее непонятна ситуация с городскими стенами албанской Аполло-
нии. Они были или их не было?
Наверное, в Аполлонии раскопано ещё не всё, что следовало бы
раскопать.
* * *
Протоалбанцы и римляне. Я думаю, положение римлян в Иллирии бы-
ло похоже на положение русских в Центральной Азии в XIX-XX веках:
жили они по преимуществу в городах, правили, воевали, частично
возвышали местных "сильненьких" и почти приравнивали их к себе,
но основная часть коренного населения продолжала говорить на сво-
ём языке, жить по своим правилам, одеваться в свою национальную
одежду, а когда пришлые пошатнулись, вытеснила их остатки. Точ-
нее, протоалбанцы даже не вытесняли понаехавших: одни пришельцы-
горожане сменялись тут другими, выталкивались, уничтожались,
ассимилировались ими, а сельское население в это дело почти не
вмешивалось. Албанизация городов Албании пошла после 1912 года и
ненадолго прерывалась на время очередной итальянской оккупации в
1939-1945 гг.
Самое-самое в албанской археологии.
На среднем плане - монастырь Святой Марии.
Самое-самое албанской археологии в немного другом ракурсе.
Источник подлинного наслаждения для обожателей античных руин.
Четыре "пенька" перед фасадом Bouleuterion - якобы остатки
Триумфальной арки (в самом деле, а чего ещё?).
Впечатляющие детали самого-самого в албанской археологии.
(Правда, в целое они собраны реконструкторами, а те
могли и чуть ошибиться в частностях.)
На переднем плане - якобы библиотека. На среднем плане
- не театр, но что-то близкое к оному: Одеон.
Для обозрения массовых мероприятий, проводимых
перед главным зданием города.
Схема монументального центра Аполлонии.
1 - главная улица с магазинами,
2 - Bouleuterion (здание городского совета),
3 - Триумфальная арка, 4 - Библиотека,
5 - дорический портик с апсидами, 6 - Odeon,
7 - sacellum, 8 - ионический храм.
Потрясающее длинное непонятно что. Считается, что это
остатки портика, подпиравшего на всякий случай холм, чтобы тот
не расползался. Откопал француз Leon Rey в 1925 г. Портик связывал
"южный монументальный центр" с "северной агорой". Размеры портика:
78.20 на 9.20 м. Тыльная сторона портика состоит из 17
одинаковых полукруглых ниш, неплохо сохранившихся. В нишах
находились мраморные статуи. Похожих портиков нигде больше
в остатках античного мира не обнаружено.
Театр. Я едва отыскал его с N-й попытки, поэтому представляю
его здесь с гордостью. Аккуратно разложенные обломки
говорят о том, что сборка театра ещё только готовится.
Скоро встанут колонны, преобразится сцена и т. д.
Догадываемся с 15 раз, что они делают в Аполлонии.
Церковь Святой Марии в одноимённом монастыре.
Интерьер церкви Святой Марии. Старьё пропало,
наверное, в период борьбы Энвера Ходжи с религией.
Вид на колокольню в монастыре Святой Марии.
Вид на лестницу в монастыре Святой Марии.
План монастыря Святой Марии в Аполлонии. Отчётливо
видно, как трудно давалась некоторым прямоугольность.
1 - музей, 2 - церковь, 3 - трапезная, 4 - офисы,
5 - туалеты, 6 - портик-лапидарий.
Фрески в трапезной монастыря Святой Марии.
Остатки римской мозаики под 2-й трапезной монастыря Святой Марии.
Таки свастика, да. Она - наш исконный арийский символ,
куда ж мы без неё?! В данном случае она, правда, левая
[с кем не бывает?].
Левая свастика и охота на львов.
Документ о первой выставке результатов
раскопок в Аполлонии. Выставку открыли
во Влёре ко дню рождения короля Зогу I.
На церемонии присутствовал французский
министр.
Я честно пытался подняться на колокольню монастыря Святой Марии,
но вдруг как-то особенно остро захотелось жить.
Подземный коридор на позиции ПВО на одной из двух
вершин холма, занимаемого руинами Аполлонии. Такие коридоры
соединяли открытые бетонированные площадки, на которых
размещалось что-то стреляющее. По данному конкретному
коридору я прошёлся от площадки к площадке.
Пушечные амбразуры, направленные на Аполлонию
с соседнего холма. Это Албания, детки.
Возврат на главную страницу Александр Бурьяк / Аполлония Иллирийская