(Нижеследующее -- от гида, а я ни при чём, если что.)
Крыши старых домов в Жирокастре крыты сланцевой черепицей.
Из-за этой черепицы Жирокастру называют Серебряным городом.
Жирокастра стала городом-музеем ещё при Энвере -- в 1961 г.
В Жирокастре есть университет.
Зимой Жирокастра покрывается снегом.
Жирокастряне славятся скупостью.
350-400 лек за грамм -- цена серебряных украшений в Жиро-
кастре (они тут продаются на вес). 10 лек = 1 $.
* * *
Специфическое в Жирокастре:
- здесь находится самый крупный и самый сохранившийся
албанский замок;
- здесь родился Энвер Ходжа;
- местные жители не умели или не хотели делать черепицу и
крыли крыши своих домов и сараев плоскими камнями, а не
соломой;
- местная знать повадилась строить высокие дома-крепости,
и некоторые из них ещё стоят.
* * *
Военный музейчик Жирокастры очень слабенький. Это глупо и не
располагает к приливу посетителей. Если не хватает старинных
военных железяк, следует натаскивать более свежие, только и
всего. Мест для размещения, к примеру, всяких танков тут более
чем достаточно. Даже пара-тройка РЛС и ракетных установок
вполне бы поместилась. Если не хватает своих, возьмите кредит и
купите у соседей. Или попросите в качестве гуманитарной помощи
у ведущих стран НАТО. Музеи должны быть роскошными, с рябением
в глазах от крупных разнообразных экспонатов. В музейном деле
минимализм совершенно не уместен.
* * *
Итальянский танк L6/40 Fiat в военном музейчике Жирокастры --
один из трёх в своём роде, хоть как-то доживших до нашего благо-
получного времени. Применялся в Албании ввиду своей малопригод-
ности для Восточного фронта и Северной Африки. Экипаж -- 2 чело-
века. Водитель располагался справа, башня была смещена влево.
Без этого танка музейчик был бы и вовсе ничем.
Википедия про танк L6/40:
"Разработан в 1936-1938 годах фирмой Fiat-Ansaldo. В боевые
части танк начал поступать только в середине 1942 года, но
активно использовался на всех фронтах, где вели бои итальянские
войска. После капитуляции Италии остававшиеся машины были
захвачены германскими войсками, по их заказу в 1944 году было
произведено ещё 17 машин."
"По своим характеристикам L6/40 не уступал большинству других
легких танков, например советскому Т-60, но значительно уступал
американскому M3 и по вооружению, и по бронированию."
"После выхода Италии из войны и оккупации части её территории
немцами, оказавшийся на оккупированной территории FIAT продолжил
выпуск L6-40, но уже для новых хозяев и под иным обозначением -
Pz.Kpfw.L6 2 cm. Немцы заказали 14 машин, построено было 15
линейных и два командирских танка. Устаревший танк не был
интересен вермахту, а вот самоходная установка на его базе имела
хоть какую-то боевую ценность. Поэтому машин на базе L6/40 было
построено во много раз больше."
"Оснащение танками типа L6/40 итальянской армии началось с вес-
ны 1942 года. Союзники итальянцев, немцы, недоумевали, зачем
нужен танк класса их легких Pz.II, которые к этому времени сами
немцы начали усиленно переоборудовать в куда более эффективные
самоходки 'Мардер' с 75-мм орудиями."
"L6/40 применялся хоть и ограниченно, но зато практически на
всех фронтах Второй мировой, где участвовала Италия. На Восточный
фронт в июле 1942 года было отправлено около трех десятков таких
танков. Все они были потеряны в ходе Сталинградской битвы,
несколько уцелевших стали трофеями."
"Участвовали L6/40 и в противопартизанских операциях в Югосла-
вии и Албании."
"После войны уцелевшие танки этого типа были переданы армии
вновь образованной Итальянской Республики, где они прослужили ещё
несколько лет."
Параметры танка L6/40:
боевая масса, т. 6.8
толщина брони, мм 15-40
автоматическая пушка, мм 20
пулемёт (Breda 35), мм 8
боекомплект пушки, шт. 312
боекомплект пулемёта, шт. 1560
скорость по шоссе, км/ч 42
запас хода по шоссе, км 200
удельная мощность т/л.с. 10
Всего в 1941-1944 гг. было выпущено 445 экземпляров танка
L6/40.
На базе танка L6/40 в 1941-19143 гг. изготовлялась самоходная
артиллерийская установка Semovente da 47/32, вооружённая 47 мм
противотанковой пушкой. Всего было сделано около 300 таких машин.
* * *
Американский разведывательный и тренировочный самолёт Lockheed
T-33 Shooting Star, в бозе почивший в жирокастрском военном му-
зейчике, в 1957 году вдруг приземлился в аэропорту Rinas возле
Тираны. Согласно американской версии, пилот сбился с курса в
густом тумане и поизрасходовал топливо, так что был вынужден
сделать emergency landing, а вовсе не подбросил албанцам обра-
зец сложной техники, чтобы те восхитились уровнем американских
военных технологий и заколебались в своих политических установ-
ках. Согласно албанской версии, доблестные пилоты Албанской
Народной Армии перехватили разведчика в небе Албании и принудили
к посадке. Пилот через несколько недель вернулся в США, а само-
лёт так и остался. В Жирокастру его ободранные остатки были
перевезены в 1970-х.
* * *
Али Паша Тепеленский (1740-1822) владел замком Жирокастра в
1811-1820 годах. Выставленные в музейчике дульнозарядные пушки --
английские. Турки ограниченно снабжали оружием всяких окраинных
правителей, слишком стремившихся к автономии, поэтому наш шустрый
Али Паша снюхался с англичанами против французов и получил за
это, помимо пушек, ещё два корвета, то есть, обзавёлся и флотом.
Этого турки уже не перенесли. В 1820 году они объявили Али Пашу
бунтовщиком, после чего он смог протянуть только 2 года, а далее
голова слетела с плеч в буквальном смысле.

Какая ты всё-таки, Албания. По дороге из Влёры в Жирокастру.
К постижению психики горцев и албанских патриотов.

В самом центре торгового района. Заезжий народ
ошарашен развернувшейся перед ним пестротой.

Что втюхивают туристам в Жирокастре под захватывающие рассказы
о Скандербеге, Али-паше Тепеленском и Энвере Ходже.

Тут можно вот даже немножко вооружиться, экипироваться
и обзавестись аутентичными кандалами на всякий случай.

"Гвоздь" экспозиции жирокастрского военного музейчика -
итальянский танк L6/40 Fiat. К сожалению, он немножко
не на ходу.

"Изюмина" экспозиции жирокастрского военного музейчика - американский самолёт
Lockheed T-33 Shooting Star - разведывательный и тренировочный в US Air Force.
Был частично разобран в исследовательских целях. Как ни странно, его не сбивали
из английской дульнозарядной пушки, которая рядом.

Вот здесь можно узнавать время, если что.

Вид на Жирокастру из крепости.

Вид на крепость со стороны, противоположной главным воротам
(пройти на ту сторону можно через тоннель).

Специфические жирокастрские домики знати, похожие на замки
японских феодалов.

Укреплённое жилище знатного жирокастрянина. Слева на заднем плане - крепость.
На переднем плане - достовучие провода, обрезать которые было некогда, sorry.

Новый район Жирокастры имеет вполне себе нормальную современную застройку
без серых камней на крышах.
Возврат на главную страницу Александр Бурьяк / Крытая камнями Жирокастра