По-албански "тиран" -- tiran, Тирана -- Tirana. Получается,
тиранский город. И тиран там таки имелся -- Энвер Ходжа (1908-
1985). В самой Тиране её называют ещё Tirona (чтобы звучало
менее угрожающе?).
* * *
Год основания Тираны -- 1678. Это год строительства там
первой мечети (она называется Хаджи Эхтем Бей): у мусульман
отсчёт возраста городов ведётся от первой мечети.
Мечеть Эфраим Бей -- маленькая (с единственным минаретом), но
не простая: у неё есть эффектный декорум. Она вошла вместе со
статуей Скандербега и часовой башней в комплексный символ Тираны
и присутствует на тиранских "магнитках" для холодильников.
1/2 населения Албании живёт в Тиране. Главная проблема Тираны
-- автомобильные пробки.
Тирану будут "лечить" от стихийной застройки, которая шла с
начала 1990-х и до 2007 года. Теперь Тирана застраивается по
генеральному плану 1979 года (!).
Тирана постепенно сливается с Дурресом. Между ними -- промыш-
ленная зона Vore.
Несколько зданий на bulevar di Dёshmorёt e Kombit явно относят-
ся к фашистскому, муссолиниевскому стилю. В одном из этих зданий,
на площади Святой Терезы (бывшей просто "матери"), теперь Полите-
хнический университет, в другом -- Археологический музей Тираны.
О фашистском стиле в архитектуре. Его особенности: крупнораз-
мерность, массивность, регулярность, декорумный минимализм, аллю-
зии на Древний Рим. Если смешать функционализм, югендштиль и ре-
нессанс, слегка растолочь, дать постоять, слегка присыпать фасци-
ями по вкусу, то как раз фашистский стиль и получится.
Статуя Святой Терезы прежде стояла на площади Святой Терезы, но
потом была перенесена в одноимённый аэропорт (наверное, на площа-
ди освободили место для более помпезного варианта; надеюсь, что
он будет хотя бы не в стиле "современного искусства").
Крепость Юстиниана в Тиране -- это теперь только раскопанный
фрагмент фундамента стены.
Toptani -- это когдатошнее богатое семейство в Тиране, выстро-
ившее свои хоромы на месте крепости Юстиниана.
Энвер Ходжа в своём огромном "мавзолее" никогда не лежал. В
"мавзолее" был молодёжный центр.
Модернистский православный Собор Вознесения Христова примеча-
телен высокой колокольней и огромным мозаичным портретом Иисуса
на внутренней поверхности купола. Выстроен он был на русские
деньги и не "просто так".
Путеводители и карты (которые maps) в Албании -- дороже, чем в
"развитых" странах. Стендов с maps и обозначенными на них досто-
примечательностями в Тиране нету. Книжку большого формата на мес-
тном языке и с хорошими картинками -- историческую или хоть ка-
кую-нибудь -- мне купить не удалось даже в центральном книжном
магазине Тираны на площади Скандербега. Вообще, албанцы -- не
книжная нация: отыскать в их городах сколько-нибудь крупный книж-
ный магазин -- проблема. Скажем, в Дурресе и Влёре у меня это не
получилось. Ну, в Тиране хоть уличные букинисты имеются (я видел
аж двоих) -- и то хорошо. Похоже, ими букинистика и ограничивает-
ся.
* * *
У меня к этой ихней Святой Терезе определённо неприязнь. Впро-
чем, у меня ко многим неприязнь, так что сама по себе она мало
что значит. Нужны аргументы, а с ними, как обычно, напряг. Ну,
геронтофобия у меня, ладно. И эта Тереза вдобавок наверняка воро-
тила в молодости нос от мужской части общества -- пусть и не лич-
но от меня, но ведь от таких же в общем, как я, а нам незачем по-
добное поощрять присвоением почётного звания "святая". А ещё мне
не нравится, что Тереза способствовала размножению индусов, из-за
чего у них теперь перенаселённость, нищета, низкий уровень массо-
вой бытовой культуры и проблемы с окружающей средой, а мне инду-
сов ведь жалко. А ещё ж эта Тереза религию пропагандировала
(занималась конфессиональным империализмом), тогда как надо было
гигиену, самоорганизацию, правила сложного мышления и прочее из
моего любимого набора. И к тому же с нею носились изрядно, а надо
было носиться с другими (это мой типовой попрёк всем вашим стран-
ным знаменитостям; мне самому он уже приелся, а вам хоть бы что).
И наверняка меня настраивает против Терезы также моя зависть: эта
Тереза долго околачивалась в Калькутте, а я туда всё никак не
выберусь.
Вообще, у меня звериная ревность ко всем, кто разъезжают по
дальним странам и бывают в местах, которых сам я не видел (или
немножко видел, но не успел пресытиться ими). Виноваты в этом
"большевики", мариновавшие меня за "железным занавесом" хренову
кучу обгаженных лет. А вдобавок же именно в нашей белорусской
Замухрышии, как назло, -- какой-то особый напряг по части гор,
скалистых берегов, дворцов, замков, древних римских акведуков и
т. п., хоть вой волком. Может, я тогда даже чуть-чуть подвинулся
рассудком на этой почве (ну, самую малость). Зацените сами: с
одной стороны -- Даниэль Дефо, Роберт Льюис Стивенсон, Жюль Верн,
Луи Буссенар, Райдер Хаггард, Рафаэль Саббатини и пр. с потрясаю-
щими картинками дальних странствий, южных морей и пр., с другой
-- "квартирный вопрос", творческая невостребованность, заклин
"социальных лифтов", как только я пробую ими воспользоваться, и
полнейшая безнадёга по части выезда или хотя бы выползания ночью
на брюхе через контрольно-следовую полосу.
В середине 1980-х У меня были аж два дурацких плана прорыва на
просторы Вселенной: один -- Чёрным морем на плоту из надувных
камер для футбольных мячей (идея была вычитана из приложения к
журналу "Юный техник"), другой -- через Северный полюс в особом
морозозащитном костюме, в котором рекуперируется тепло выдыхае-
мого воздуха (про то, что белые медведи много едят, почему-то не
думалось).
Ещё одним вариантом транспортного средства для побега морем из
советского рая была яхта минимальных размеров, корпус которой
собирался бы из трёх блоков (нос, центр, корма), вписывающихся в
обычную советскую квартирную дверь: материальные возможности у
меня были скудные, разжиться сараем для размещения более крупной
конструкции было весьма проблематично. Но я очень верил в силу
разума, в том числе моего, и считал, что такая техническая зада-
ча выполнима.
В конце 1980-х я уже стал реально собираться, чтобы просто на
брюхе, не заморачиваясь сложными конструкциями, но, к счастью,
женился, и от этого чуть полегчало. Вдобавок у моей супруги ока-
залась родня в Соединённых Штатах (дёрнувшая туда от большевиков
в 1939-м), и это зародило смутные надежды на "воссединение
семьи".
Думаете, я просто так болтаюсь по всяким заграницам? Типа для
престижа или больше нечем заняться? Нет, я ПОЖИРАЮ чужие просто-
ры, чуть притупляю ощущение голода, но не могу вполне насытиться.
Мой отец пережил в детстве военную голодуху в оккупации (да и
послевоенные годы были не тучными), из-за чего он всю оставшуюся
жизнь был очень неравнодушен к еде и таки наел себе животяру. Не
приведи Аллах пережить то, что выпало в детстве моим родителям.
Моё начало пути сложилось куда благополучнее, но у меня возникла
другая проблема: я был очень читающим и очень впечатлительным
мальчиком, а книжки мне попадались зачастую хорошие, не о трудо-
вых подвигах советских людей, а о манящих далях, пиратах, индей-
цах, мустангерах, зулусах и т. п.
Мой отец в своём детстве не доел жареной картошки, Александр
Лукашенко в своём не доиграл в хоккей, а я в своём недопутешест-
вовал в компании одноногого Джона Сильвера и др. Поэтому теперь я
веду себя зачастую, как сорвавшийся с цепи пёс. Я -- маньяк путе-
шествий. Я борюсь со жгучим чувством пространственного голода,
только не лишь бы как. Просто таскаться по родному городу кругами
и зигзагами -- это то же, что питаться водой: маньяк от такого
звереет, и преступные мысли начинают лезть ему в помрачённую
голову. Просторы должны быть ЧУЖИЕ и ДАЛЬНИЕ.
Вообще, детские недоборы бывают очень значимы в последующей
жизни (ну, у кого как). Они лишь чуть-чуть менее значимы, чем
инстинкты. Эти недоборы обеспечивают всякие странные взрослые
хотелки -- не объяснимые, если игнорировать "детский" фактор.
Кстати, Википедия про эту мать Терезу:
"Прославленная монахиня придерживалась весьма жёстких и догма-
тичных взглядов, полагая, что участь больных - страдать, поэтому
запретила применять обезболивающие средства..."
"Приюты миссии милосердия зачастую отличались крайне удручающим
состоянием, были оборудованы в плохо подходящих помещениях, в них
было грязно, а больные не получали достаточного питания..."
"Миссия милосердия не делала различия между излечимыми и
неизлечимыми больными, так что люди, которые могли бы выжить,
подвергались риску смерти от инфекции и отсутствия лечения. Сама
мать Тереза называла свои объекты «Домами для умирающих» (Houses
of the Dying)."
"В 1981 и 1983 она посетила Гаити, где правил диктатор Жан-Клод
Дювалье, и выступила со словами одобрения в его адрес, заявляя,
что «покорена любовью Дювалье к своему народу» и что «народ пла-
тит ему полной взаимностью». За это она получила от гаитянского
диктатора деньги в размере 2,5 миллиона долларов и была награжде-
на высшей наградой страны — орденом Легиона славы. Визит Терезы
обошелся властям нищей страны в сумму около $1 миллион."
"Когда в 1993 году в индийской провинции Латур произошло
землетрясение и погибло 8000 человек, а 5 миллионов остались без
крыши над головой, её монашеский орден никаких денег пострадавшим
не выделил и даже отказался послать туда своих монахинь. Можно
найти подробнейшие описания её посещения Армянской ССР после
землетрясения в Спитаке, но нельзя найти информацию, сколько и
кому денег фонд тогда выделил."
"Американский бизнесмен Чарльз Китинг, присвоивший деньги
вкладчиков фонда, перечислил Терезе $1,25 млн из похищенных $252
миллионов. Когда Китинга приговорили к лишению свободы, Тереза
попросила о снисхождении. Прокурор Пол Терли предложил ей вернуть
украденные деньги их владельцам. На этом переписка оборвалась."
Куда в основном уходили деньги, достававшиеся конгрегации "ма-
тери Терезы" -- тот ещё вопрос. Возможно, сначала просто в Вати-
кан, а дальше уж на что получится.
В общем, лучше бы албанцы эту "мать Терезу" игнонрировали: мало
ли какие чудики бывают в народе.
От читателя:
"Да разоблачили её давно, почему-то в основном посмертно.
Упырина была и не особо скрывала. Не просто религию пропагандиро-
вала, а садистский её вариант, причём на практике осуществляла
этот садизм. Тут разбирать-то нечего, только степень деградации
информсреды, послужившей субстратом для столь топорно сляпанного
мифа."
* * *
Албания стремительно стандартизируется (= в основном портится)
в европейском русле под властью либерастов. Размножение албанцев
уже замедлилось, приходится даже поощрять у них рождаемость. Ал-
бания превращается в "обычную европейскую страну" с второразряд-
ными греко-римско-византийскими руинами и скромными мечетями (за
перворазрядными и потрясающими надо в Турцию). Архитектурно-худо-
жественному облику страны сильно навредил Ходжа своей борьбой с
религией (= с храмами и культовой утварью) и новостройками на
месте старых районов (эта традиция продолжается). Старая "граж-
данская" застройка в Тиране (и не только в ней) -- XIX век и око-
ло того -- была добита в период строительного бума начала 2000-х:
она ж располагалась как раз в центрах "населённых пунктов" -- то
есть, там, где территория наиболее привлекательна. А "хрущобы",
наоборот, сохранились: они ведь поновее, поудобее и расположены
ближе к окраинам.
* * *
Что у нас на площади Скандербега -- наиглавнейшей в стране:
- конный памятник Скандербергу; появился в 1968 г. -- в
честь 500-летия со дня смерти указанного национального
героя;
- мечеть Хаджи-Этхем-бея; строилась в 1789-1823 гг.;
- часовая башня (Саат Куда) возле мечети; была сооружена
в 1822 г. ;
- здание Оперного театра; было построено в 1966 г. на месте
старого турецкого базара, разрушнного в 1950-е гг.; строи-
тельство театра начиналось при поддержке СССР, и первый
камень был заложен Никитой Хрущёвым;
- Национальный исторический музей был открыт только в 1981
году;
- здание национального банка Албании; построено в 1936 г.;
стиль -- рационализм; архитектор -- итальянец Vittorio
Ballio Morpurgo (1890–1966);
- здание кукольного театра; в 1924-1939 гг. использовалось
парламентом;
- штаб-квартира Демократической партии (PD).
* * *
В двух шагах от площали Скандербега -- круглое в плане соору-
жение, остатки погребального комплекса человека со специфичес-
ким именем "Каплан" и турецким титулом "паша".
Википедия:
"Гробница Каплана-паши Топтани была построена в 1820 году ря-
дом с мечетью Сулеймана-паши. Памятник был построен из мягкого
белого известняка и состоит из восьми связанных арками круглых
колонн. Изначально гробница имела деревянную крышу, а высота со-
ставляла четыре метра. Табличка на гробнице сильно пострадала, но
на ней ещё можно разобрать надпись, что правитель Тираны Каплан-
паша Топтани, родом из Круя, умер в октябре 1819 года. Мечеть и
памятник очень пострадали во время Второй Мировой войны. Эта
мусульманская гробница в 1948 году была объявлена национальным
памятником культуры. После этого надгробие и саркофаг Каплана-
паши были удалены."
Откуда удалены -- это понятно, но удалены КУДА?
Какие-то артефакты объявлялись памятниками культуры и как бы
охранялись немного, какие-то другие -- не худшие -- наоборот,
нещадно уничтожались. В СССР было то же самое.
А вот не знаю, что это. Сфотографировано из окна
автобуса. Возможно, офис строительной фирмы,
предлагающей кич в стиле "антик". Можно заказать,
к примеру, триумфальную арку в свою честь. Ну,
албанцам античность - самая что ни на есть родная.
Гробница Каплана-паши (семейство Топтани). Построена в 1820 г.
Замок Тираны, принадлежавший семейству Топтани.
Выстроен в XVIII веке частично на остатках "замка Юстиниана"
(византийского императора Юстиниана I).
Типичная автобусная остановка в Тиране.
"Убитая страна", да? Захлопните свои лживые варежки.
Национальный исторический музей.
Часовая башня и мечеть Хаджи-Этхем-бея на старом раскрашенном фото.
Из интернета.
Часовая башня и мечеть Хаджи-Этхем-бея на фото чуть посвежее.
Уже появилась площадь.
Из интернета.
Наконец-то обнаруженный кусочек старой Тираны.
А вот старый тиранский шедеврик в немножко другом стиле.
Тиранская "брежневка".
Очередной ненастоящий бункер. Это вход в музей ужасов
коммунистической эпохи. Подземная часть аутентичная.
У албанцев явно тоже был период увлечения Зигмундом Фрейдом.
Показательно, что в стране всего 2.8 миллиона населения,
но кто-то потрудился перевести муть Фрейда на великомогучий
албанский язык. Конспирологические объяснение на подходе?
Главная улица Тираны - bulevar di Dёshmorёt e Kombit.
Видно, что что тиранцы вполне уже велосипеднулись.
Не просто же так они получили высокую либерастическую
награду: сегмент Берлинской стены.
Я смотрю на главную улицу Тираны
через амбразуру дота, который на углу бывшего "блока" -
закрытого района для "элиты" коммунистического общества.
На заднем плане - здание 1927 г. постройки.
Фашистский стиль.
Возврат на главную страницу Александр Бурьяк / Олиберастившаяся Тирана