Александр Бурьяк

Олиберастившаяся Тирана

bouriac@yahoo.com Другие поездки На главную страницу
По-албански "тиран" -- tiran, Тирана -- Tirana. Получается, тиранский город. И тиран там таки имелся -- Энвер Ходжа (1908- 1985). В самой Тиране её называют ещё Tirona (чтобы звучало менее угрожающе?). * * * Год основания Тираны -- 1678. Это год строительства там первой мечети (она называется Хаджи Эхтем Бей): у мусульман отсчёт возраста городов ведётся от первой мечети. Мечеть Эфраим Бей -- маленькая (с единственным минаретом), но не простая: у неё есть эффектный декорум. Она вошла вместе со статуей Скандербега и часовой башней в комплексный символ Тираны и присутствует на тиранских "магнитках" для холодильников. 1/2 населения Албании живёт в Тиране. Главная проблема Тираны -- автомобильные пробки. Тирану будут "лечить" от стихийной застройки, которая шла с начала 1990-х и до 2007 года. Теперь Тирана застраивается по генеральному плану 1979 года (!). Тирана постепенно сливается с Дурресом. Между ними -- промыш- ленная зона Vore. Несколько зданий на bulevar di Dёshmorёt e Kombit явно относят- ся к фашистскому, муссолиниевскому стилю. В одном из этих зданий, на площади Святой Терезы (бывшей просто "матери"), теперь Полите- хнический университет, в другом -- Археологический музей Тираны. О фашистском стиле в архитектуре. Его особенности: крупнораз- мерность, массивность, регулярность, декорумный минимализм, аллю- зии на Древний Рим. Если смешать функционализм, югендштиль и ре- нессанс, слегка растолочь, дать постоять, слегка присыпать фасци- ями по вкусу, то как раз фашистский стиль и получится. Статуя Святой Терезы прежде стояла на площади Святой Терезы, но потом была перенесена в одноимённый аэропорт (наверное, на площа- ди освободили место для более помпезного варианта; надеюсь, что он будет хотя бы не в стиле "современного искусства"). Крепость Юстиниана в Тиране -- это теперь только раскопанный фрагмент фундамента стены. Toptani -- это когдатошнее богатое семейство в Тиране, выстро- ившее свои хоромы на месте крепости Юстиниана. Энвер Ходжа в своём огромном "мавзолее" никогда не лежал. В "мавзолее" был молодёжный центр. Модернистский православный Собор Вознесения Христова примеча- телен высокой колокольней и огромным мозаичным портретом Иисуса на внутренней поверхности купола. Выстроен он был на русские деньги и не "просто так". Путеводители и карты (которые maps) в Албании -- дороже, чем в "развитых" странах. Стендов с maps и обозначенными на них досто- примечательностями в Тиране нету. Книжку большого формата на мес- тном языке и с хорошими картинками -- историческую или хоть ка- кую-нибудь -- мне купить не удалось даже в центральном книжном магазине Тираны на площади Скандербега. Вообще, албанцы -- не книжная нация: отыскать в их городах сколько-нибудь крупный книж- ный магазин -- проблема. Скажем, в Дурресе и Влёре у меня это не получилось. Ну, в Тиране хоть уличные букинисты имеются (я видел аж двоих) -- и то хорошо. Похоже, ими букинистика и ограничивает- ся. * * * У меня к этой ихней Святой Терезе определённо неприязнь. Впро- чем, у меня ко многим неприязнь, так что сама по себе она мало что значит. Нужны аргументы, а с ними, как обычно, напряг. Ну, геронтофобия у меня, ладно. И эта Тереза вдобавок наверняка воро- тила в молодости нос от мужской части общества -- пусть и не лич- но от меня, но ведь от таких же в общем, как я, а нам незачем по- добное поощрять присвоением почётного звания "святая". А ещё мне не нравится, что Тереза способствовала размножению индусов, из-за чего у них теперь перенаселённость, нищета, низкий уровень массо- вой бытовой культуры и проблемы с окружающей средой, а мне инду- сов ведь жалко. А ещё ж эта Тереза религию пропагандировала (занималась конфессиональным империализмом), тогда как надо было гигиену, самоорганизацию, правила сложного мышления и прочее из моего любимого набора. И к тому же с нею носились изрядно, а надо было носиться с другими (это мой типовой попрёк всем вашим стран- ным знаменитостям; мне самому он уже приелся, а вам хоть бы что). И наверняка меня настраивает против Терезы также моя зависть: эта Тереза долго околачивалась в Калькутте, а я туда всё никак не выберусь. Вообще, у меня звериная ревность ко всем, кто разъезжают по дальним странам и бывают в местах, которых сам я не видел (или немножко видел, но не успел пресытиться ими). Виноваты в этом "большевики", мариновавшие меня за "железным занавесом" хренову кучу обгаженных лет. А вдобавок же именно в нашей белорусской Замухрышии, как назло, -- какой-то особый напряг по части гор, скалистых берегов, дворцов, замков, древних римских акведуков и т. п., хоть вой волком. Может, я тогда даже чуть-чуть подвинулся рассудком на этой почве (ну, самую малость). Зацените сами: с одной стороны -- Даниэль Дефо, Роберт Льюис Стивенсон, Жюль Верн, Луи Буссенар, Райдер Хаггард, Рафаэль Саббатини и пр. с потрясаю- щими картинками дальних странствий, южных морей и пр., с другой -- "квартирный вопрос", творческая невостребованность, заклин "социальных лифтов", как только я пробую ими воспользоваться, и полнейшая безнадёга по части выезда или хотя бы выползания ночью на брюхе через контрольно-следовую полосу. В середине 1980-х У меня были аж два дурацких плана прорыва на просторы Вселенной: один -- Чёрным морем на плоту из надувных камер для футбольных мячей (идея была вычитана из приложения к журналу "Юный техник"), другой -- через Северный полюс в особом морозозащитном костюме, в котором рекуперируется тепло выдыхае- мого воздуха (про то, что белые медведи много едят, почему-то не думалось). Ещё одним вариантом транспортного средства для побега морем из советского рая была яхта минимальных размеров, корпус которой собирался бы из трёх блоков (нос, центр, корма), вписывающихся в обычную советскую квартирную дверь: материальные возможности у меня были скудные, разжиться сараем для размещения более крупной конструкции было весьма проблематично. Но я очень верил в силу разума, в том числе моего, и считал, что такая техническая зада- ча выполнима. В конце 1980-х я уже стал реально собираться, чтобы просто на брюхе, не заморачиваясь сложными конструкциями, но, к счастью, женился, и от этого чуть полегчало. Вдобавок у моей супруги ока- залась родня в Соединённых Штатах (дёрнувшая туда от большевиков в 1939-м), и это зародило смутные надежды на "воссединение семьи". Думаете, я просто так болтаюсь по всяким заграницам? Типа для престижа или больше нечем заняться? Нет, я ПОЖИРАЮ чужие просто- ры, чуть притупляю ощущение голода, но не могу вполне насытиться. Мой отец пережил в детстве военную голодуху в оккупации (да и послевоенные годы были не тучными), из-за чего он всю оставшуюся жизнь был очень неравнодушен к еде и таки наел себе животяру. Не приведи Аллах пережить то, что выпало в детстве моим родителям. Моё начало пути сложилось куда благополучнее, но у меня возникла другая проблема: я был очень читающим и очень впечатлительным мальчиком, а книжки мне попадались зачастую хорошие, не о трудо- вых подвигах советских людей, а о манящих далях, пиратах, индей- цах, мустангерах, зулусах и т. п. Мой отец в своём детстве не доел жареной картошки, Александр Лукашенко в своём не доиграл в хоккей, а я в своём недопутешест- вовал в компании одноногого Джона Сильвера и др. Поэтому теперь я веду себя зачастую, как сорвавшийся с цепи пёс. Я -- маньяк путе- шествий. Я борюсь со жгучим чувством пространственного голода, только не лишь бы как. Просто таскаться по родному городу кругами и зигзагами -- это то же, что питаться водой: маньяк от такого звереет, и преступные мысли начинают лезть ему в помрачённую голову. Просторы должны быть ЧУЖИЕ и ДАЛЬНИЕ. Вообще, детские недоборы бывают очень значимы в последующей жизни (ну, у кого как). Они лишь чуть-чуть менее значимы, чем инстинкты. Эти недоборы обеспечивают всякие странные взрослые хотелки -- не объяснимые, если игнорировать "детский" фактор. Кстати, Википедия про эту мать Терезу: "Прославленная монахиня придерживалась весьма жёстких и догма- тичных взглядов, полагая, что участь больных - страдать, поэтому запретила применять обезболивающие средства..." "Приюты миссии милосердия зачастую отличались крайне удручающим состоянием, были оборудованы в плохо подходящих помещениях, в них было грязно, а больные не получали достаточного питания..." "Миссия милосердия не делала различия между излечимыми и неизлечимыми больными, так что люди, которые могли бы выжить, подвергались риску смерти от инфекции и отсутствия лечения. Сама мать Тереза называла свои объекты «Домами для умирающих» (Houses of the Dying)." "В 1981 и 1983 она посетила Гаити, где правил диктатор Жан-Клод Дювалье, и выступила со словами одобрения в его адрес, заявляя, что «покорена любовью Дювалье к своему народу» и что «народ пла- тит ему полной взаимностью». За это она получила от гаитянского диктатора деньги в размере 2,5 миллиона долларов и была награжде- на высшей наградой страны — орденом Легиона славы. Визит Терезы обошелся властям нищей страны в сумму около $1 миллион." "Когда в 1993 году в индийской провинции Латур произошло землетрясение и погибло 8000 человек, а 5 миллионов остались без крыши над головой, её монашеский орден никаких денег пострадавшим не выделил и даже отказался послать туда своих монахинь. Можно найти подробнейшие описания её посещения Армянской ССР после землетрясения в Спитаке, но нельзя найти информацию, сколько и кому денег фонд тогда выделил." "Американский бизнесмен Чарльз Китинг, присвоивший деньги вкладчиков фонда, перечислил Терезе $1,25 млн из похищенных $252 миллионов. Когда Китинга приговорили к лишению свободы, Тереза попросила о снисхождении. Прокурор Пол Терли предложил ей вернуть украденные деньги их владельцам. На этом переписка оборвалась." Куда в основном уходили деньги, достававшиеся конгрегации "ма- тери Терезы" -- тот ещё вопрос. Возможно, сначала просто в Вати- кан, а дальше уж на что получится. В общем, лучше бы албанцы эту "мать Терезу" игнонрировали: мало ли какие чудики бывают в народе. От читателя: "Да разоблачили её давно, почему-то в основном посмертно. Упырина была и не особо скрывала. Не просто религию пропагандиро- вала, а садистский её вариант, причём на практике осуществляла этот садизм. Тут разбирать-то нечего, только степень деградации информсреды, послужившей субстратом для столь топорно сляпанного мифа." * * * Албания стремительно стандартизируется (= в основном портится) в европейском русле под властью либерастов. Размножение албанцев уже замедлилось, приходится даже поощрять у них рождаемость. Ал- бания превращается в "обычную европейскую страну" с второразряд- ными греко-римско-византийскими руинами и скромными мечетями (за перворазрядными и потрясающими надо в Турцию). Архитектурно-худо- жественному облику страны сильно навредил Ходжа своей борьбой с религией (= с храмами и культовой утварью) и новостройками на месте старых районов (эта традиция продолжается). Старая "граж- данская" застройка в Тиране (и не только в ней) -- XIX век и око- ло того -- была добита в период строительного бума начала 2000-х: она ж располагалась как раз в центрах "населённых пунктов" -- то есть, там, где территория наиболее привлекательна. А "хрущобы", наоборот, сохранились: они ведь поновее, поудобее и расположены ближе к окраинам. * * * Что у нас на площади Скандербега -- наиглавнейшей в стране: - конный памятник Скандербергу; появился в 1968 г. -- в честь 500-летия со дня смерти указанного национального героя; - мечеть Хаджи-Этхем-бея; строилась в 1789-1823 гг.; - часовая башня (Саат Куда) возле мечети; была сооружена в 1822 г. ; - здание Оперного театра; было построено в 1966 г. на месте старого турецкого базара, разрушнного в 1950-е гг.; строи- тельство театра начиналось при поддержке СССР, и первый камень был заложен Никитой Хрущёвым; - Национальный исторический музей был открыт только в 1981 году; - здание национального банка Албании; построено в 1936 г.; стиль -- рационализм; архитектор -- итальянец Vittorio Ballio Morpurgo (1890–1966); - здание кукольного театра; в 1924-1939 гг. использовалось парламентом; - штаб-квартира Демократической партии (PD). * * * В двух шагах от площали Скандербега -- круглое в плане соору- жение, остатки погребального комплекса человека со специфичес- ким именем "Каплан" и турецким титулом "паша". Википедия: "Гробница Каплана-паши Топтани была построена в 1820 году ря- дом с мечетью Сулеймана-паши. Памятник был построен из мягкого белого известняка и состоит из восьми связанных арками круглых колонн. Изначально гробница имела деревянную крышу, а высота со- ставляла четыре метра. Табличка на гробнице сильно пострадала, но на ней ещё можно разобрать надпись, что правитель Тираны Каплан- паша Топтани, родом из Круя, умер в октябре 1819 года. Мечеть и памятник очень пострадали во время Второй Мировой войны. Эта мусульманская гробница в 1948 году была объявлена национальным памятником культуры. После этого надгробие и саркофаг Каплана- паши были удалены." Откуда удалены -- это понятно, но удалены КУДА? Какие-то артефакты объявлялись памятниками культуры и как бы охранялись немного, какие-то другие -- не худшие -- наоборот, нещадно уничтожались. В СССР было то же самое.
Тирана
А вот не знаю, что это. Сфотографировано из окна автобуса. Возможно, офис строительной фирмы, предлагающей кич в стиле "антик". Можно заказать, к примеру, триумфальную арку в свою честь. Ну, албанцам античность - самая что ни на есть родная.
Тирана
Гробница Каплана-паши (семейство Топтани). Построена в 1820 г.
Тирана
Замок Тираны, принадлежавший семейству Топтани. Выстроен в XVIII веке частично на остатках "замка Юстиниана" (византийского императора Юстиниана I).
Тирана
Типичная автобусная остановка в Тиране. "Убитая страна", да? Захлопните свои лживые варежки.
Тирана
Национальный исторический музей.
Тирана
Часовая башня и мечеть Хаджи-Этхем-бея на старом раскрашенном фото. Из интернета.
Тирана
Часовая башня и мечеть Хаджи-Этхем-бея на фото чуть посвежее. Уже появилась площадь. Из интернета.
Тирана
Наконец-то обнаруженный кусочек старой Тираны.
Тирана
А вот старый тиранский шедеврик в немножко другом стиле.
Тирана
Тиранская "брежневка".
Тирана
Очередной ненастоящий бункер. Это вход в музей ужасов коммунистической эпохи. Подземная часть аутентичная.
Тирана
У албанцев явно тоже был период увлечения Зигмундом Фрейдом. Показательно, что в стране всего 2.8 миллиона населения, но кто-то потрудился перевести муть Фрейда на великомогучий албанский язык. Конспирологические объяснение на подходе?
Тирана
Главная улица Тираны - bulevar di Dёshmorёt e Kombit. Видно, что что тиранцы вполне уже велосипеднулись. Не просто же так они получили высокую либерастическую награду: сегмент Берлинской стены.
Тирана
Я смотрю на главную улицу Тираны через амбразуру дота, который на углу бывшего "блока" - закрытого района для "элиты" коммунистического общества. На заднем плане - здание 1927 г. постройки. Фашистский стиль.

Возврат на главную страницу            Александр Бурьяк / Олиберастившаяся Тирана