Александр Бурьякян

Безграничная Армения

bouriac@yahoo.com Другие поездки На главную страницу
К тайне армянской души я прикоснулся уже в ереванском аэропорту "Звартноц". Зашёл по делу в туалет и обнаружил, что во всех уни- тазах СТОИТ ВОДА, как минимум на сантиметров 15 выше того уровня к которому я привык за долие годы путешествий. Можно было даже пускать кораблики, но я их с собой давно уже не вожу. Я ринулся в другой туалет, а там то же самое. Я -- в третий, но и там всё та же печалька. Догадался, наконец, нажать кнопочку спуска, и вся эта вода всосалась с громким звуком, но потом быстро появилась новая, а я так быстро не успеваю. Плюхать в неё отходы своей жиз- недеятельности означало пачкать брызгами нижнюю заднюю часть ту- ловища. Я на такое ни за что не подпишусь. Я исхитрился сделать дела на границу воды и суши. Нажал кнопочку, вода всосалась, а отходы моей дизнедеятельности остались. А ёршика нету. А я оста- вить после себя "подарок" я не могу никак -- даже из мести армя- нам -- поскольку Аллах (ладно, совесть) видит всё даже в туалете, между прочим. Пришлось чуть ли не пальцами запихивать. Нигде прежде я с такой "засадой" не сталкивался, а соображалка у меня и без того занята (мировыми проблемами). Если имеется какая-то армянская хитрость, какой-то не бросающийся в глаза рычажок, надо вывешивать инструкцию на разных популярных языках, мои армянские други. Тем более что это аэропорт. Или же надо делать для приез- жих специальные туалеты. Ладно, можете считать, что теста на аэропортовых унитазах я не прошёл. И извините, что я проигнориро- вал такой информационный ресурс, как армянское радио: мне было точно некогда, физиологические процессы поджимали. * * * Армения фактически безгранична из-за своей огромной и сплочён- ной диаспоры. Диаспор в мире хватает, но такие вездесущие, орга- низованные и хорошо пристроенные, как у армян, ещё поискать. Гра- ница государства Армения -- это, можно сказать, мелкая услов- ность, настоящих армян никогда не останавливавшая. Смело бросить вызов армянам по диаспорной части могут разве что евреи. * * * Если совсем честно, то моя первая любовь в Закавказье -- это Грузия. Грузинский язык мне лучше даётся, грузинская письменность -- тоже. Тбилиси много выигрышнее Еревана в части ландшафта, река Кура -- как бы главная улица города (а Раздан в Ереване -- без малого клоака на задворках). Старый Тбилиси -- это реальность, по которой можно шататься неделю, ни разу не дойдя до районов массо- вой застройки хрущёвками или брежневками. Потом, у Грузии есть Чёрное море, а это вам далеко не хаханьки. * * * Модель этнического поведения: маленькая нация прилепляется к большой нации, но не стремится раствориться в ней, а только оста- ётся надёжным союзником. Пример: армяне при русских в течение до- вольно длительного времени, но не около 1991 г., когда армян бес попутал, и они стали акцентировать всякие несправедливости русс- ких по отношению к армянам, оказавшись в одном ряду с латышами, литовцами и др. * * * Советская власть худо-бедно дала армянам их очередную государс- твенность и предоставила время на обустройство этой государствен- ности (на строительство помпезных зданий под правительство, пар- ламент, министерства, университеты и т. п.), на привыкание к рас- положению границ, на перетасовку населения в Закавказье (к приме- ру, армяне в основном освободили от себя Тбилиси -- и очень зря не освободили от себя также Степанакерта и Баку). Скажем искренне, как на духу, что армяне на "геноцид" в Османс- кой империи довольно-таки нарывались, потому что выбрали себе путь "пятой колонны" России, а просто уйти не хотели (но тут их можно понять: нигде не было "земли без народа", в российской час- ти Армении все пригодные для сельского хозяйства земли были давно распределены между другими армянами). Армяне оказались в разделённом между тремя империями состоянии. Их империи: Российская, Османская, Персидская. Если бы армяне сохраняли лояльность всем трём своим империям, то воевали бы друг с другом. Россия армянам подходила больше всего -- по культурно- религиозным параметрам. Можно повернуть дело и так, что в "геноциде" армян виноваты... русские: сначала провоцировали армян на выступления против турок, а потом недозавоевали армянские земли, разделили армян. А ведь армяне так помогали России в войне с Османской империей... Кстати, иранцы старались ладить с армянами в пику туркам. "Оккупанты" в том регионе ВСЕ народы, кроме разве что грузин. Первыми пришли персы, потом армяне, потом арабы, потом турки и азербайджанцы, потом русские. "Armenerfrei" Турция не стала (а значит, у турок есть основание оспаривать факт "геноцида"). Армян турки всего лишь крайне жёстко поставили на место, принудили к массовой эмиграции, опустили в статусе, ослабили, обезвредили. Не без причины и более-менее в соответствии с нравами эпохи и региона. И, разумеется, с абсурд- ными перегибами и патологическими жестокостями: без такого не получается никак. К началу XXI века армяне в Турции были всё ещё живы. Двое из них даже приехали в Ереван в одно время со мной (и даже посели- лись в той же гостинице), чтобы сделать себе армянские паспорта -- ответить на голос крови (нет бы просто переселиться, наконец, в республику Армения). Всё это очень красивые слова: "патриот", "борец за свободу своего народа", "народный мститель". На деле же получается кровавая месиловка и уничтожение культурных ценно- стей -- вместо совместного развития и обустройства. Уничтожение турками и азербайджанцами древних армянских церк- вей -- это чудовищно. Но армяне при Советах и сами много чего у себя науничтожали. И турецкие мечети разрушались в свою очередь тоже много кем: болгарами, сербами, венграми, да и теми же армя- нами. Надо не так. Лично я ничего качественного разрушать не буду даже в отместку. Перепрофилирование, лёгкая перестройка -- это ещё ладно. Даже некачественное лучше не разрушать, а только не- сколько переделывать. И к чужому, даже вражьему, надо относиться ещё бережнее, чем к своему: оно -- основа для перехода от вражды к дружбе, если не через 20 лет, то через 200. Чтобы материальных ценностей хватало на всех, надо тщательно избегать их уничтоже- ния. Они должны накапливаться -- и устранять собой бедность, одну из причин вражды. * * * По поводу вековых неимоверных страданий армянского народа. Никакой народ не заслживает большой жалости: все народы при случае проявляют приблизительно одинаковую способность к устройс- тву геноцидов другим народам. Скажем, ныне многострадальные курды сами, в свою чередь, охотно резали армян в 1915 г. Также и армяне охотно резали азербайджанцев, турок и тех же курдов. Показательна тут история великого борца за армянский этнос -- зоравара Андра- ника (1865-1927), отряды которого уничтожали азербайджанские деревни СОТНЯМИ. Голодающих сироток жалко, да? Но если эти сиротки вырастут и получат националистическое воспитание (или вопреки воспитанию от- зовутся на голос крови), однажды, может, мало не покажется. А если не они сами, так их дети при случае жестоко проявят свою человеческую природу. Способность делать широкие выводы и подниматься к сверхчеловеческому -- удел очень немногих, и этии немногие не имеют определяющего влияния на остальных -- по сути готовых кандидатов на добровольное страстное участие в устройстве кровавых замесов. Сами никого не режете (и не призываете резать) -- и то уже хо- рошо. Правда, не всегда. Бывают ситуации, когда резать надо -- сострадая своим жертвам и заливаясь по их поводу слезами. Пото- му что если вы не почикаете их, то они почикают вас. Но предва- рительно следует, конечно, пробовать отсеивать своих-по-духу: тех, кто тоже не рвутся резать и предпочитают мир, труд, май. * * * Мой консультант по тюркским делам AKA Bozkurt: "Армяне резали турецкие и курдские кёйлер не меньше, чем турки резали армянские деревни. Армяне резали узбеков в Фергане. Армяне резали азербайджанцев в Карабахе. Армяне - основа внешнеполитиче- ской и внешнепропагандистской системы России. Они подталкивают русских к конфликту с Турцией, шире - с тюркским и с мусульманс- ким мирами вообще, чтобы под шумок отобрать Карс и Ардаган, пока Ваньки попрутся водружать крест над музеем Ая-София, от чего они надеются получить аж целое мировое господство." Получить армянское мировое господство через русских, будучи симбионтами в теле русского народа (на паразитов армяне не потянут), -- гипотеза интересная. Она правдоподобна, но она не верифицируема. Думаю, подавляющему большинству армян это мировое господство приблизительно по барабану, лишь бы семейные дела уст- роить. Но наличия фантазёров, армянских "конспирологов"-идеоло- гов, тешащих себя перспективой мирового господства, я не исклю- чаю. Думаю, в маргинуме они имеются, почему нет? Разобраться в этом самолично мне мешает языковый барьер. Вот, скажем, с болга- рами у меня нет языкового барьера, и про них могу сказать точно: сторонники Великой Болгарии "на три моря" (не мировое господство, но тоже экспансия) и поборники культа тысячелетней великой болгарской нации таки имеются. "Нет, это русские хотят мировое господство, и им какие-то попы давным-давно наколдовали, что для этого самого господства им нужно водрузить крест на Святой Софии. Они и Крым ради этого захватывали - как плацдарм для прыжка на Босфор. А армяне хотят оттяпать у Турции восточные провинции." Значит, я произвёл для армян сверх-идею. Большую, как гора Арарат. Не знаю, как им, а мне эта идея понравилась. Не думаю, что у теперешних русских есть заскок на Константино- поле. По интернет-базару он не прослеживается. * * * Есть народы, которым Советская власть легла в своё время на психику лучше, и есть народы, которым -- хуже. К примеру, евреям она сначала легла совсем хорошо (но с конца 1930-х у них пошёл разлад). Грузинам и белорусам легла чуть хуже. Особенно плохо она сочеталась с литовцами, эстонцами и чеченцами. Армяне были из тех, кто относились к ней теплее других, несмотря на существова- ние у них партии "Дашнакцутюн" и пр. Борьбу за Советскую власть армяне не так уж редко использовали как предлог для упоительных расправ с мусульманами. (Мы говорим тут о в среднем и в целом, если что. И всегда готовы изменить своё мнение под напором убеди- тельных фактов.) Кстати, в Азербайджане тамошние армяне принудительно записыва- лись под "азербайджанизированными" фамилиями. К примеру, Саркисян становился Саркисовым. Армянам это не нравилось. В Грузии такого насилия не было: Саркисидзе там не появлялись. * * * Откуда взялись [на наши головы] армяне. Википедия: "Этногенез армян начался в конце II тысячелетия до н. э. и за- вершился к VI веку до н. э. в результате этнического растворения немногочисленных мигрировавших с запада индоевропейцев-протоармян в массиве родственных им индоевропейцев (лувийцев) и аборигенных хурритов, урартов и хаттов, населявших Армянское нагорье. Новый этнос в силу определённых обстоятельств сохранил в основе прото- армянский язык индоевропейского этнического меньшинства." Генетически армяне наиболее близки испанцам, итальянцам и румы- нам в Европе, ливанцам, евреям, друзам и киприотам на Ближнем Во- стоке, грузинам и абхазам на Кавказе. * * * Протоармянское государство Урарту существовало с VIII-VI вв. до н. э. Занимало территорию современной Армении и примыкающие к ней земли, заселённые когда-то в общем-то тоже армянами. Урарту открыли в начале XIX века. Урартская клинопись была расшифрована в конце XIX века. Урартский язык родственен хурритскому языку, а не армянскому. Каким языкам родственны хурритский и урартский -- вопрос откры- тый. Столица Урарту в период расцвета -- город Тушпа, располагав- шийся возле Ванской скалы на кораине теперешнего турецкого горо- да Ван на берегу озера Ван. На Ванской скале находилась резиден- ция чарей Урарту. Урартские цари: Арама (859—844 гг. до н. э.). Сардури I (844—828 гг. до н. э.) -- сын Лутипри. Ишпуини (828—810 гг. до н. э.) -- сын Сардури I. Менуа (810—786 до н. э.) Сардури II (764—735 годах до н. э.) -- сын Аргишти I. Руса I (735 — 714 гг.) -- сын Сардури II. Аргишти II (около 714—680 гг. до н. э.) -- сын Русы I. Руса II (около 680—639 гг. до н. э.) -- сын Аргишти II. Сардури III (639—625 гг. до н. э.). Сардури IV (625—620 гг. до н. э.). Эримен (...) -- брат Русы II. Руса III (около 605—595 гг. до н. э.) -- сын Эримена. Руса IV ( около 595—585 гг. до н. э) -- сын Русы III, последний царь Урарту. Культура Урату -- месопотамско-ассирийского типа: клинопись, бородачи в халатах. * * * Великая Армения -- армянское государство, существовавшее с 190 года до н. э. по 428 год н. э. В 428 г. отошла к Персии. Наибольших размеров Великая Армения достигла при Тигране II (95—55 гг до н. э.). Тигран II основал город Тигранакерт (тепе- решний Диарбакыр) и сделл его своей столицей. В 69 г. до н. э. эту столицу захватили и разграбили римляне. В 66 г. до н. э. Тигран II признал себя "другом и союзником римского народа" (= вассалом Рима). Трдат III Великий -- царь Великой Армении в 287-330 гг. Вырос и получил образование в Риме. Вступил на престол при поддержке рим- лян. Объявил в 301 г. христианство государственной религией в Ар- мении. Причислен за это к святым в Армянской Апостольской Церкви. Вагаршапат -- столица Великой Армении в II—IV вв. Основатель -- царь Вагарш I. В 1945 году город Вагаршапат был переименован в Эчмиадзин -- по расположенному там монастырю. Город примечателен кафедральным собором IV века -- одним из древнейших соборов в мире. В соборе хранятся: копье Лонгина, кусок ковчега Ноя, мощи св.Стефана, частица посоха апостола Варфоломея. Всего 12 городов были столицами Великой Армении, но Ереван в их число не вошёл. Династии армянских царей: Арташесиды (189 г. до н. э. - 1 г. н. э.) Аршакиды (52 - 428 гг. н э.) * * * Киликия -- область на юго-востоке Малой Азии, примыкает к Сре- диземному морю севернее Кипра. На территории Киликии с 1080 по 1375 годы существовало армянское Киликийское царство. Оно было создано армянами, бежавшими от сельджуков, которые захватили "основную" Армению. Столицей сначала был город Тарсон (родина Апостола Павла, которая теперь турецкий Тарсус), потом город Сис (который теперь турецкая провинциальная дыра Козан). Государство первоначально фигурировало как принципат, а в 1198 стало царством. Правила династия Рубенидов (предположительно ветвь династии Багратидов), а с 1226 г. -- династия Хетумидов. Киликийцы союзничали с крестоносцами, киликийские правители с ними даже роднились. Киликийское царство -- приблизительно ар- мянский аналог Иерусалимского королевства. В XII веке резиденция католикоса была перенесена в Киликию и оставалась там два века (сначала в Ромклу, потом в Сис), после чего была перебазирована на своё теперешнее место -- в Эчмиадзин. В 1190 году император Фридрих I Барбаросса, отправившийся в Третий крестовый поход, таинственно погиб как раз в союзной Киликии -- при переправе через реку Салеф (Гёксу). В 1375 году Киликийское царство было захвачено мамлюками. "Киликия" -- теперь название на ладан дышащего южного автовок- зала в Еревание. * * * Кто особенно сильно доставал армян: - персы; - римляне; - византийцы; - арабы; - монголо-татары; - курды; - турки; - азербайджанцы. * * * Армянский язык, как ни странно, относится к индоевропейским, но индоевропейскость в нём угадывается только специалистами -- и на- верняка скорее по грамматике, а не по лексике. По-видимому, к более-менее шатенистому протоармянскому арийско- му племени когда-то примешались ну очень чернявые инородцы, воз- можно, даже семито-хамиты, и их ген, определяющий волосы, посте- пенно подсидел наш исконный, более нордичный. Или же тысяч пять лет назад у протоармян случилась страшная волосяная мутация, а когда спохватились, было уже поздно. Ну, среди армян хотя бы ред- ко встречаются кучерявые -- в отличие от арабов и итальянцев. Во- обще, сильно армянистых армян (типа Мгера Мкртчяна) мне на глаза попадалось немного. Некоторые даже были не брюнеты, а шатены. Может, намешали кровей с русскими и т. п. * * * Про армянскую волосатость. Ещё в ранней молодости я где-то вычитал, что армяне -- наиболее волосатистый народ в мире. По моим армянским наблюдениям армяне на самом деле либо не так уж разительно волосаты (во всяким случае, под одеждой не видно) либо успешно борются с зароссшестью открытых частей тела, чтобы не шокировать приезжих и не оставаться без доходов от туризма. Самые волосатые, наверное, сидят днём дома, а на улицу выходят только по темноте и закутавшись. О принудительной депапилляции у армян я не слышал, но я вообще мало что о них знаю: это народ-загадка. Некоторые армяне не чернявые, а каштановолосые или тёмно-шате- нистые. Армяне в целом не кучерявы и благодаря этому выглядят менее семито-хамитски, чем итальянцы, хотя носато-небритых очкасто-брю- нетистых дрыщей хватает и в Армении. Довольно многие армянки не только частично депапиллируются, но вдобавок осветляют себе волосы на голове: то ли стесняются своей армнистости, то ли всего лишь стараются тоже попользоваться эффе- ктом блондинистости. * * * У многих армянок чрезмерно раздута нижняя половина тела. * * * Женоподобные всмартфонуткнутые дрыщики в Ереване, конечно, тоже попадаются [под ноги] на глаза, но много реже, чем, к примеру, в Минске. Разок я даже видел одного гремучего недобитка на "скейтборде". Разумеется, в самом людном месте: чтоб целая толпа ублажала пси- хопата своим вниманием. А вообще же едва соберёшься похвалить армян за отсутствие (или хотя бы незначительность) чего-нибудь, как тут же -- бац! -- нары- ваешься на яркий печальный случай. Так у меня было с местным вело- сипедством, татуировством, попрошайничеством, бибиканьем, даже с кучерявостью. Но что верняк: коротких штанов типа длинных армяне на улице практически не носят. * * * Армяне и евреи -- тема большая и сложная. Армения по-армянски почему-то называется Хаястан. * * * Армянская денежная единица драм -- как ни странно, весьма устойчивая: с 1994 по 2013 г. она просела по отношению к доллару только в 1.46 раза. Причиной устойчивости драма являются частные денежные переводы всяких валют из-за границы. * * * Армянские торговцы в Армении не навзчивы: практически не зазыва- ют. Надо думать, они стихийно как-то поняли, что если все будут зазывать или если никто не будет зазывать, результат получится одинаковый, зато второй вариант менее хлопотен. * * * Армению посещал Фритьоф Нансен. * * * Ани -- армянский город, от которого теперь только руины. С 961 по 1045 г. был столицей одноимённого армянского государства, яко- бы соперничал с Константинополем, Багдадом и Дамаском (если су- дить по макету руин в ереванском историческом музее, то таки да, соперничать мог). К середине XVIII века опустел. С 1878 по 1918 г. местность, где Ани, входила в состав Российской империи, после 1921 г. она в составе Турции. Российские учёные (Николай Марр и др.) успели в своё время провести раскопки. Википедия: "В мае 1921 года Великое национальное собрание Турции приказало Кязыму Карабекиру 'стереть памятники Ани с лица Земли'." Если судить по фотографиям в турецкой Википедии, что-то там ещё держится. А если судить по макету руин, выставленному в Музее истории Армении, там как минимум до начала XX века сохранялось ещё много чего. * * * У армян имеются аж две армянские церкви: - Армянская апостольская церковь; - Армянская католическая церковь. Обряд у них одинаковый. Армянская апостольская церковь -- само- стоятельная. Кучкуется с православными церквями (хотя сама право- славной не является). Армянская католическая церковь подчиняется Римскому Папе, сооб- разно Флорентийской унии 1439 года. Помимо армянской католической церкви имеются ещё 22 "восточнокатолические" церкви, использующие некатолический обряд, но подчиняющиеся Римскому Папе. * * * В Музее истории Армении, есть некоторые особо интересные экспо- наты, но в целом он маловат и на 6$ за входной билет не тянет, а тянет хорошо если на 3$. Вдобавок там, оказывается, ЗАПРЕЩЕНО ФОТОГРАФИРОВАТЬ. Скромно напомним себе, что в бакинском Музее истории Азербайджана (кстати, отличном) фотографировать можно свободно. В Лувре, Ватикане, Эрмитаже, стамбульском археологичес- ком музее -- тоже, причём без доплаты. В каирском археологическом музее, правда, даже отбирают фотоаппараты на входе, ну так это тоже записывается в подсознании (наряду с ещё много чем). Как вы к людям, так и люди к вам, други! Это даже не я говорю: это говорят мои нормальные инстинкты. Какое-то время теплилась надежда, что удастся компенсировать неполучение собственных фотографий в этом музее каким-нибудь блистательным альбомом долларов за 10 -- с ещё лучшими снимками, чем я сделал бы сам. Ан вот как бы не так: официальный альбом "Музей истории Армении" оказался редкостно паскудным, в ненавист- ном мне неинформативном стиле, вдобавок стоил аж 35$ (14 500 AMD). В общем, армянские долбанутики (а где их нет?!) сильно подпортили мне настроение 06.10.2019 прямо с утра. Молчать об этом не собираюсь. День, который должен был стать одним из лучших в моей жизни, стал днём разочарования, раздражения и приступа [острого желания начать убивать недоумков] мизантропизма. Едешь же в Армению, как на праздник, а тут вдруг -- плюх на тебя вот такое! В связи с этим возмутительным случаем подумалось вот что. По большому счёту ведь армяне сами являются архитекторами своих обильных несчастий. Как и евреи, кстати. И как вообще любой эт- нос. И я тщетно ищу в истории хотя бы один народ, крупно постра- давший не из-за своей бестолковости, беспечности и т. п., а действительно чисто случайно. Ладно, был огорчён я -- снисходительный мизантроп с обширным опытом, вдобавок умеющий сдерживать свою агрессивность. А кто-то попроще на моём месте мог бы сходу зачислить армян скопом в очень нехорошую категорию: поставить на хачиках крест. А когда таких крестов в окружающем обществе накапливается очень много, до геноцида становится несколько ближе, чем до горизонта. В Белоруссии, конечно, местами тоже хватает дерьмистости по части фотографирования в музеях (и не только в них). Ну дык и я ж не просто так не особо патриот. И я, как правило, сподоблива- юсь высказаться мелким музейным служащим с шавочьими замашками, что в Лувре и т. п. я почему-то фотографировал свободно. Ну, хотя бы в армянских церквях на тебя не бросаются, как в русских православных, религиозные активисты, завидевшие твой ра- ботающий фотографический прибор. И в целом у армян шавочности всё же поменьше, чем у белорусов и русских. Когда лазаешь по русско- белорусским закоулкам, то впечатление от разных бдючих, выскаки- вающих на тебя сторожей такое, будто таки хватает в этих местах вертухаев-по-натуре, мечтающих о новых массовых репрессиях. * * * Что ещё не понравилось в Музее истории Армении: многие подписи при экспонатах -- только в армянском варианте. Это чтобы азербай- джанцы не разобрались в них, да? * * * Великие армяне. Их очень много. Месроп Маштоц (361-440). Древний армянский языковед, создатель армянского алфавита, основоположник армянской литературы, нацио- нальной школы, национальной педагогической мысли, просветитель армян, миссионер, переводчик Библии, теолог, святой Армянской апостольской церкви и Армянской католической церкви. "Маштоц" -- не фамилия, а тоже имя. У этого древнего языковеда не двойное имя, а два имени. Использовать можно любое или два сразу. Если честно, то алфавит у Месропа/Маштоца получился сложный в написании и запоминании. Мнемоник никаких (но, может, раньше бы- ли), а ведь пыхтел Месроп над ним долго, изучал другие алфавиты, приставал за советами к многим людям. Каким надо было создавать армянский алфавит: 1. Сделать его, насколько возможно, похожим на какой-нибудь уже существующий популярный алфавит. Наверное, лучше на греческий. Или хотя бы избегать разночтения одинаковых с ним знаков. 2. Выбрать для букв простые начертания. 3. Сделать буквы заметно отличающимися одна от другой, визуально легко различимыми. 4. Выжать максимум из наличия рядов согласных "звонкий" -- "глухой" -- "придыхательный": глухость и придыхательность должны обозначаться одинаково во всех рядах, каким-нибудь модифицирующим штрихом при основном знаке -- одинаковом для всех звуков одного ряда. Вдобавок прописные и строчные буквы лучше было делать одинако- выми по начертанию и различающимися только размерами, иначе прихо- дится ведь учить по сути в два раза больше букв, чем значится в алфавите. Вот разве кто-нибудь страдает от того, что в данном компьютерном шрифте это правило в основном соблюдается (а наруша- ется только в случаях А-а и Б-б)? Но эта претензия, как я пони- маю, уже не к Месропу/Маштоцу, а к продолжателям его дела. Месроп якобы старался наследовать какому-то более древнему алфавиту, поэтому не был волен в выборе знаков. Если это так, это была большая ошибка. Кстати, грузинский алфавит некоторые тоже приписывают Месропу. Так вот. Во-первых, не ясно, почему грузинам понадобился отдель- ный алфавит, а не слегка модифицированный армянский (в части спе- цифических звуков). Обязательно своё, да? А во-вторых, грузинский алфавит визуально легче воспринимается, чем армянский: Месроп на своих армянах типа потренировался и чуть скорректировал свой под- ход. У грузин, в отличие от армян, буквы не делятся на прописные и строчные, так что хоть нет проблемы слабоватого сходства тех и других, и это радует залётных скоростных путешественников, кото- рым как бы и хочется посильнее пропитаться местной культурой, но не можется, потому как ждут-не-дождутся и другие дальние края. * * * Манук-бей Мирзоян -- гиперактивный армянский авантюрист, сочетав- ший государственную службу, предпринимательство и шпионаж в пользу враждебной державы. "Бей" -- это у турок вроде россиянского князя или какого-то там статского советника. На английский и французский языки "князь" пе- реводится как "принц" (prince), но мы ж понимаем, что есть принцы и принцы. Титул бея/князя/принца Манук-бей получил от турок, которых пре- дал. Похоже, приблизительно с этого Манука началась подрывная работа армян против Османской империи в пользу России. Манук занимался шпионажем очень не бесплатно: получал за это если не деньги, то что-то другое. К примеру, вот был возведен в ранг действительного статского советника. Предательство Манука получило большую извес- тность, потому что он был человеком видным, одним из богатейших людей своего времени в районе Балкан. Поэтому Манук как предатель многонационального османского государства несёт свою долю ответс- твенности за массовое уничтожение армян в Турции в конце XIX и начале XX века. Армяне равнялись на Манука. Есть мнение, что несчастный случай (падение с лошади), от кото- рого помер Манук, был не натуральным, а подстроенным. Потомки Манука имели нахальство претендовать на то, чтобы этот уровень сохранили за ними и в России. Насколько я понял, пришлось им перетоптаться и ограничится простым [сермяжным] дворянством. Сохранился огромный и очень качественный дворец Манук-бея в Бухаресте. Ещё от Мирзоянов чуть остался дворец попроще в Молда- вии, в городке Хынчешты. Хынчештский дворец был Мануком только заказан в 1917 году, а построен лишь при его сыне. Этот дворец сильно реставрированный. * * * Андраник Торосович Озанян, он же "зоравар Андраник" (зоравар -- полководец), "генерал Андраник", "Андраник-паша" (1865-1927). Армянский национальный герой, специализировавшийся на истреблении турок и азербайджанцев. Гиперактивная личность. Якобы успел полу- чить звание генерал-майора Русской армии (фото с генеральскими погонами имеется). Террорист: в 1892 году убил начальника полиции Константинополя за преследования армянской интеллигенции (ну, мо- жет, она была лучше нашей теперешней; а может, Андраник всего лишь искал повода). Зимой 1895 г. присоединился к гайдукам Ахпюра Сероба. Воевал против турецких правительственных войск и курдских вооружённых отрядов. После гибели Ахпюра Сероба в 1899 году воз- главил все армянские гайдуцкие силы, действовавшие в Васпуракане и Сасуне (это Западная Армения, ныне Турция). В 1912 году, когда началась война Сербии, Греции, Болгарии и Черногории против Ос- манской империи, Андраник вместе с Гарегином Нжде организовал армянскую добровольческую роту в составе болгарской бригады и участвовал в боях на стороне болгар. В январе 1913 года получил болгарское гражданство и звание "первого лейтенанта" болгарской армии, но благоразумно ушёл в отставку, когда наметилась война Болгарии с Сербией. Начало Первой Мировой войны Андраник встретил в Болгарии. Бол- гария склонялась к союзу с Греманией, Австро-Венгрией и Турцией, поэтому Андраник как турконенавистник перебрался в Россию и по- просился в русские войска. Собрал и возглавил армянскую добро- вольческую дружину, воевал в Закавказье, наполучал медалей и ор- денов. В 1916 г. оставил фронт из-за того, что не одобрил россий- ских аншлюсных планов касательно Закавказья. В 1918 г. Андраник вовсю резал турок и азербайджанцев на тер- ритории бывшей Российской империи. Википедия об этом не может молчать: "Как отмечает немецкий историк, профессор Берлинского универси- тета им. Гумбольдта Йорг Баберовски, 'в начале сентября партизаны Андраника разграбили и разорили 18 мусульманских деревень и убили 500 женщин'. По этому поводу в отчёте уездного полицмейстера зна- чилось замечание, согласно которому эта расправа была учинена 'по просьбе армянских крестьян, желавших завладеть имуществом изгнан- ных и убитых'. Осенью 1918 года в связи с атакой превосходящих военных сил на мусульманские деревни масштаб беженцев был небыва- лым. Из своих деревень в Зангезурском уезде было изгнано около 50 000 мусульман. Все они бежали в соседние Джебраильский и Дже- ванширский уезды. Как результат этих нападений, было полностью уничтожено более 100 деревень и убито около 10 000 человек." После прочтения такого есть шанс угадать с 15-го раза, почему турки не собираются признавать геноцид армян, хотя сами его и устраивали. Андраник -- кавалер Ордена почётного легиона (наверное стал им в период, когда французы были за что-то особенно сильно злы на османов). Я ТАК думаю: если бы "генерал Андраник" не эмигрировал, то большевики наверняка расстреляли бы его за геноцид азербайджан- цев. Потому что большевики позволяли массовые репрессии только самим себе. Помер Андраник аж в США. Полежал потом сначала в Париже на кладбище Пер-Лашез, а с 2000 года пребывает на ереванском клад- бище героев Ераблур (я его не нашёл). С Андраником носятся нацио- налистически настроенные армяне по всему миру: ставят ему памят- ники, называют что-нибудь его именем и т. д. В Ереване имеется музей Андраника. Гора черепов "мирных жителей" из числа турок и азербайджанцев, убитых Андраником со товарищи, во дворе этого музея не высится (я проверил), а ведь могла бы. Осудить Андраника за "геноцид" моих любимых турок и азербай- джанцев я, тем не менее, не могу, потому что сам готовлюсь устра- ивать "геноцид" на границе Фатерлянда, если к нам ломанутся раз- ноцветные "беженцы". Чтобы определить, перегибал Андраник палку или не перегибал, надо дотошно исследовать тогдашнюю ситуацию. Априори могу только утверждать, что иногда, в особо крайних слу- чаях, надо резать всех "чужих" подряд, не взирая на пол, возраст, сексуальную ориентацию и пр. Разумеется, ну их к чёрту, такие случаи (и я работаю над этим), но быть готовым к ним морально и физически таки надо (над этим я тоже работаю). Между прочим, вообще, кровожадство в отношении "чужих" -- дово- льно верный путь в национальные герои своего народа, даже если ты не отбиваешься от лезущих, а лезешь на кого-то сам. При этом чем обильнее твои жертвы, тем путь твой ярче и вернее. * * * Таманян Александр Ованесович (1878-1936) -- российский и совет- ский архитектор. "Академик архитектуры Императорской Академии художеств. Народный архитектор Армянской ССР (1926). Лауреат Ста- линской премии второй степени (1942 - посмертно). Автор генераль- ного плана Еревана, построек в Ереване, Санкт-Петербурге и Моск- ве." (Википедия) Среди прочего, проектировал дохлдный дом князя С. А. Шербатова в Москве (Новинский бульвар, 11). * * * Анастас Ованесович Микоян (1895-1978) -- один из виднейших со- ветских политических деятелей. Поднялся при Ленине, в отставку ушёл при Брежневе. Родился якобы в бедной крестьянской семье, но почему-то много читал в детстве. В 1914 году вступил в армянскую добровольческую дружину и воевал на Турецком фронте. Комиссовал- ся в 1915 году из-за того, что заболел малярией. Закончил духов- ную семинарию в Тифлисе, поступил в духовную академию в Эчмиадзи- не. Знал грузинский и азербайджанский языки. С 1926 года -- Народный комиссар внутренней и внешней торговли СССР и кандидат в члены Политбюро ЦК ВКП(б). С 1935 г. -- член этого Политбюро. В 1918 г. спасал "бакинских комиссаров", но недоспас. Тогда же немного посидел в тюрьме города Красноводска. В 1919 г. выступал за независимость Азербайджана. Инициатор создания Чеченской автономной области в 1922 г. В 1944 г. был единственным в Политбюро, кто возразил против депор- тации чеченцеев, из-за чего попал у Сталина в немилость. В 1920-е предлагал бороться со сложностями хлебозаготовок не чрезвычайными мерами, а расширением поставок промышленной продук- ции в деревню. Первым выступил с осуждением культа личности Сталина. В 1956 г. был единственным в Политбюро, кто высказался против ввода советских войск в Венгрию. В 1962 г. оказался тесно причастен к принятию решения о разгоне демонстрации в Новочеркасске. 16 человек было убито. Во время октябрьского плнума ЦК 1964 г. осторожно защищал Хру- щёва, указывая на внешнеполитические успехи оного (на этом плену- ме Хрущёв был отстранён от должности). Последняя должность -- Председатель Президиума Верховного Сове- та СССР (номинально -- глава советского госудрства). Микоян -- можно сказать, самый успешный в личном плане советс- кий государственный деятель. Разумеется, очень хитрый. Но не кро- вожадный. * * * У Мгера (Фрунзика) Мкртчяна было прозвище "Нос". Как я понимаю, это значит, что мкртчянов "банан" был очень уж вытянутым даже для армянина. * * * Ставить туркам в вину депортации и вырезание армян -- приблизи- тельно то же, что ставить русским в вину весьма жёсткий штурм Берлина в 1945 г.: это -- вырывание эпизода из континуума собы- тий, а правильнее ведь было бы оценивать весь континуум. Так вот, если смотреть ширше, то получится не менее, а ещё более ужасное впечатление, но какая-то ОСОБАЯ, дополнительная вина турок, перекрывающая вины других народов, станет очень неубедительной. Турецкие зверства окажутся всего лишь деталькой обычной великой борьбы всех со всеми. * * * Из интернета (сайт Ризвана Гусейнова www.rizvanhuseynov.com): "Известно, что до 1878 года только Российская империя, опасаясь влияния Османской империи на Кавказе и в Туркестане начала разыг- рывать армянскую карту. Целью этой игры была вытеснение Османской империи из колониальных границ России, но в дальнейшем армяне превратились в разменную монету, и в руках других мировых держав. Интересы России против Османской империи совпали с интересами Ве- ликобритании, Франции и Германии, которые возвели армянский вопрос до уровня значимой проблемы в мировой политике. В мировой политике тех лет армянского вопроса, обсуждаемого на мировой арене до мирного Сан-Стефанского договора 3 марта 1878 года и Берлинского конгресса в июне 1878 года, вообще не сущест- вовало. До этого договора и конгресса и в Османской империи тоже не было армянского вопроса и армянских организаций. В них не име- лось необходимости, так как армяне были представлены и в парла- менте, и в правительстве Османской империи." "В канун Первой мировой войны по инициативе Армянской церкви армянские организации "Гнчаг" и "Дашнакцутюн" провели конгресс, на котором приняли конкретные решения против Османской империи. Первым решением данного конгресса было - армяне, которые служат в Османской армии, ни в коем случае не должны сдавать оружие, и после того, как подойдут российские войска, повернуть своё оружие против солдат Османской армии. Вторым решением, принятым на конгрессе, было начать оказывать давление на членов семей Османских солдат, оставшихся в деревнях. Третье и самое главное решение - всеми способами добиться пора- жения Османской империи в предстоящей войне. Султан Османской империи 1909 - 1918 гг. Мехмет V, и генералы Османской армии Ришад Паша, военный министр Энвер Паша, министр внутренних дел Талаат Паша были осведомлены об этих планах. С декабря 1914 года до конца января 1915 года длилась битва 'Сарыкамыш', во время которой стало очевидным предательство армян Османской империи, перешедших на сторону врага. После этого Ос- манская империя была вынуждена прибегнуть к переселению армян с приграничных зон в другие регионы своей страны, так как предста- вители этого народа при поддержке внешних сил постоянно проводили террор и диверсии в тылу Османских войск. 24 апреля 1915 года правительство Османской империи приняло решение об аресте активистов армянских организаций 'Гнчаг' и 'Дашнакцутюн'. Переселение армян с приграничных зон началось 27 мая 1915 года. В указе Османского правительства говорится о пре- доставлении возможности армянам захватить с собой все движимое имущество. Для этого было выделено необходимое количество пово- зок. Что касается недвижимости, то власти Османской империи рас- порядились оценить и выплатить армянам её стоимость. Кроме того, было отмечено, что если в будущем переселённые арм- яне пожелают вернуться, их недвижимое имущество может быть им возвращено. Строго было наказано, что если кто-либо из солдат на- несёт ущерб переселяемым армянам, то предстанет перед военным трибуналом." "Сам термин 'геноцид' неправомерно используется в отношении событий тех лет, так как термин 'геноцид' был впервые введён в обиход в 1943 году польским юристом еврейского происхождения Рафаэлем Лемкиным, а международный правовой статус он получил после Второй мировой войны в декабре 1948 года. Под названием 'Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него' как понятие, определяющее тягчайшее преступление против человечества. Поэтому с юридической и логической точки зрения применение данного термина считается не правомерным по отношению к событиям до 1948 года." "Во второй половине XIX века в Центральной Азии, тогда известной как Русский или Западный Туркестан, в ходе процесса её завоевания и присоединения к Российской империи, появились армянские общины. Основная масса армян направлялась в городские поселения Туркестана и постепенно осела, как в старых - Самарканд, Коканд, Андижан, так и новых городах Туркестана - Ашгабаде, Скобелеве (ныне Фергана) компактно: почти в каждом из них были армянские кварталы." "В 'Кауфманском сборнике' в 1910 году генерал-майор русской армии Б. Литвинов сообщает, когда в Туркестан 'пришли русские войска, за ними потянулись армяне: открылись лавчонки; прибыли ещё войска: выросли транспортные конторы, заводы, церковь, школа и: армяне, армяне и армяне. Армяне торговцы вытеснили торговцев татар, армяне портные выгнали портных евреев, армяне - скупщики, армяне перекупщики: содержатели пивных, словом, образовался особый армянский квартал'." "В январе 1918 г. после отказа признать власть Советов в Турке- стане для уничтожения сторонников Туркестанской независимости из Москвы в Ташкент прибыли 11 эшелонов с войсками и артиллерией. Из воспоминаний многих большевиков тех лет, в Туркестан были брошены войска, где были в основном вооружённые дашнаки." "В начале 1918 года армяне, во главе с председателем Кокандско- го Совета армянином Сааковым, вооружённые пулемётами и артилле- рийским орудием, подошли к кишлаку Бачкир, родному селению курба- ши Иргаша - первого лидера Национально Освободительного Движения Туркестана и сожгли его. По пути следования отряд расстреливал 'невинных, беспомощных дехкан и оскорбил некоторых женщин и девиц и ограбил домашнюю утварь их'." "13 февраля 1918 года была резня мирного населения города Коканда и окрестных кишлаков. Дашнаки в течение трёх дней убивали всех мусульман, имевших несчастье встретиться им на пути, грабили их дома и лавки. Махалли и кишлаки местных жителей были подожжены, а огромная добыча свалена на вокзале, чтобы её было удобней отво- зить в качестве трофеев. Не только местные узбеки, составлявшие заметную часть защитников Кокандской автономии были перебиты, но и персы, евреи и даже русские сторонники Туркестанской автономии и вся их немногочисленные общины в городе Коканде, невзирая на пол и возраст были убиты. Главная инициатива убийства исходила от армян, ожесточившихся на персидскую общину и на узбеков. Позже, в своё оправдание представители армянской общины Коканда, наиболее активные в этой резне, говорили, что их подталкивал к насилию страх перед объявлением мусульманами 'джихада'. Основные силы дашнаков сожгли Коканд и устроили резню местных жителей, но другой отряд дашнаков после боя с мирными жителями Коканда захватил селение Сузак и расстрелял там всех жителей. Третий отряд Красной армии, в составе, которого была армяне дашнаки, вступил в бой с народными повстанцами у Базар-Кургана и был вынужден отступить. В течение 20 дней все кишлаки в этой зоне подверглись нападению, где все мусульмане мужского пола, невзирая на возраст, были убиты. Те, кто выжили, хоронили погибших, но дашнаки появлялись вновь и убивали оставшихся, даже тех, кто молился у свежих могил." "В марте 1919 г. на чрезвычайном съезде Советов Туркестана его мусульманские делегаты предложили резолюцию, в которой выдвига- лось предложение 'обезоружить и расформировать отряды Дашнакцу- тюн и очистить Красную гвардию от преступного элемента." "Под контролем ТуркЦИКа, приказ о разоружении дашнаков были исполнены по достоверным агентурным данным о наличии оружия и боеприпасов у армянской общины Ферганы. Комиссия привлекла части Красной армии для проведения обысков в домах и сторонников этой организации. Члены Дашнакцутюн, сопротивлявшиеся исполнению приказа, были отданы под суд военного трибунала и расстреляны. Со стороны комиссии, для предотвращения вооружения своих соплемен- ников армянами-красноармейцами был отдан приказ командованию Красной армии в Туркестане изгнать из своих рядов всех армян- красноармейцев." И т. д. Насколько я понимаю, узбеки "ничего не забыли". Армян они из своих краёв потом постепенно выжили. Сегодня Узбекистан не имеет ни дипломатических, ни торговых отношений с Арменией. * * * Статья из Википедии "Мартовские события в Баку (1918)": "Мартовские события -- межэтнические столкновения в марте 1918 года, приведшие к многотысячным жертвам, в основном, среди му- сульман в Баку и других населённых пунктах Бакинской губернии. Активную роль в антимусульманских погромах сыграли вооружённые отряды армянской партии 'Дашнакцутюн'." Бакинский Совет "спровоцировал гражданскую войну в надежде уничтожить власть своего наиболее влиятельного противника, партии Мусават. Однако когда Совет обратился за помощью к Дашнакцутюн в борьбе с азербайджанскими националистами, гражданская война пере- росла в резню, и армяне стали убивать мусульман вне зависимости от их политической принадлежности или социального и экономическо- го положения." "Бакинский Совет совместно с поддержавшими его вооруженными формированиями Дашнакцутюн развернул наступление на мусульманские кварталы. Для бомбардировки этих кварталов использовались аэро- планы, а два корабля Каспийской флотилии обстреливали их с моря. В занятых мусульманских кварталах происходили грабежи и убийства мирных мусульман, в том числе женщин и детей. Занимались этим преимущественно армянские вооруженные формирования. Плохо воору- женные и организованные мусульманские формирования были не в состоянии сдержать натиск объединённых формирований большевиков и дашнаков и запросили перемирия." "...в годы советской власти история мартовских событий фальси- фицировалась. События марта 1918 года преподносились как 'мятеж мусаватистов' против законной советской власти, а советская историография создала миф о Бакинской Коммуне, основанной на принципах социального и национального мира. Бакинские комиссары преподносились как герои, павшие в борьбе с контрреволюцией. Советская власть уничтожила мусульманское кладбище в Нагорном парке, где были похоронены жертвы мартовских событий." Было убито более 10 000 мусульман. "26 бакинских комиссаров", расстрелянных под Красноводском по приказу... правительства Туркестана (за сдачу Баку турецко-азер- байджано-дагестанским войскам) и вскоре воспетых Сергеем Есени- ным, -- по большей части никакие не комиссары, но всё равно из круга тех, кто инспирировали резню азербайджанцев ("кавказских татар"). Кстати, англичане о расстреле, скорее всего, вообще не знали: мало ли кто кого "шлёпал" в то горячее время. Национальный состав расстрелянных: армяне: 8 | тюрки: 2 русские: 6 | греки: 1 евреи: 6 | латыши: 1 грузины: 2 | Председателем Бакинского Совета народных комиссаров, ответст- венного за спровоцированные неистовства дашнаков, был армянский большевик Степан Шаумян. Итого расстреляли в основном армян, евреев и русских. Кстати, сделали это после худо-бедного военно-полевого суда, а не просто так. И расстреляли почти такого же пошиба революционеры, только правые эсеры и меньшевики, то есть, чуть менее ррреволюционистые. "Двадцать шесть их было, Двадцать шесть..." * * * Фамилия матери полководца Александра Васильевича Суворова -- Манукова -- имеет, скорее всего, армянское происхождение: у армян есть и имя Манук, и распространённая фамилия Манукян, а у русских ничего такого ведь нету. Армяне ссылаются на якобы высказывание самого Суворова на тему того, что он происходит из Карабаха (который у армян Арцах). * * * Моё, конечно: Айран у армян называется "тан", Я очень за тан уважаю армян, От тана-айрана не пучит живот, Кто пьёт много тана, тот долго живёт. В Армению я ехал с кашлем, и этот кашель (фиброзный, фиг выле- чишь лишь бы чем!) за неделю прошёл. Я сильно подозреваю в этом успехе армянский народный напиток тан. (На самом деле ведь здоро- вье у меня отнюдь не выдающееся, и держусь я только за счёт хоро- шего знания, от чего что берётся и от чего теряется, а также за счёт более-менее последовательного применения этого знания.) Кстати, лично проверенные альтернативные тану средства от фиб- розного кашля (и много от чего ещё): масло чёрного тмина, льняное масло, проростки, печень трески (и "рыбий жир"). Может, вдобавок кумыс, но я что-то давно уже не имею возможности его пробовать.
Армения
Месроп в книге 'Грамматика армянского языка' М. Чамчяна, 1779 год, Венеция.
Армения
Вид на Арарат из Эребуни. Арарат нависает, можно сказать, не над Ереваном даже, а над всей страной.
Армения
Длинная рука Москвы, дотянувшаяся до улицы Агатангехоса в Ереване. Армянские казаки прикрываются маршалом Баграмяном.
Армения
Армянские казаки вывели бронетехнику на улицы Еревана. Улица Агатангехоса.
Армения
Армянский флот в районе Конд, Ереван.
Армения
Герб Армении на ограде армянской президенции. Кстати, тоже двухглавый.
Армения
Вооружённая мать Армения.
Армения
Армения в трактовке Григора Ханджяна (1924-2000). Преобладающая тема - оружие во все стороны. Ещё есть тема страдания. На тему созидания не осталось места.
Армения
Армянские боевики времён Арцахской войны (1992-1994). Почти ничем не отличались от азербайджанских. Те и другие геройствовали. И лютовали. Героям, конечно, слава. Переснято со стенда в ереванском Военном музее.
Армения
Перчатки со странным декорумом в ереванском Военном музее. Может, трофейные дедовы, а может, мы не всё важное знаем об армянах и Шамбале.
Армения
Европа - абсурдистская жопа. Сорри, не вспоминаются слова поприличнее. Приборчик узнаёте? Он - для ОБОГРЕВА АТМОСФЕРЫ.
Армения, Mein Kampf
О, Господи! Кто ищет, тот находит даже в Ереване.
Армения
Все эти традиционные орнаменты - нерасшифрованные [инопланетные] послания из далёкого прошлого.
Армения
Мгер Мкртчян на мемориальном кладбище в Ереване (пантеоне имени Комитаса).
Армения
Что едят армяне в естественных уловиях. Помимо бастурмы и абрикосов, ещё вот это
Армения
Пугающий значок на ереванских автобусах. Китай осваивается и в Закавказье.
Армения
В Армении много прекрасной полиции. Ереван, площадь Республики.
Армения
Матенадаран, храм-музей армянской письменности в Ереване.
Армения
Цепкое советское прошлое. Ереван, улица Амиряна.
Армения
Скорее, не армянские радикалы, а армянские сопляки. Надо уточнить у армянского радио.
Армения
Фото из Музейчика истории Мусалерской битвы (12.09.1915) и этнографии мусалерцев.

Армянский язык

Походный армяно-русский словарь: Аствацацин -- Борогодица аракелоц -- апостолы бастурма -- перчёно-солёное вленое мясо (обычно говяжье) в оболочке из приправ; деликатес ванк -- монастырь вардапет -- образованный монах, имеющий право проповедовать, наставлять паству гавит -- притвор ("прихожая" в церкви) гата -- лав -- хорошо ламаджо -- армянская пицца мацун -- йогурт, сметана (у грузин: мацони) мелик -- князь спас -- суп на кисломолочной основе суджух -- колбаса сурб -- святой тан -- айран (кисломолочный напиток, обычно подсоленный) хапама -- фаршированная тыква хариса -- хоровац -- шашлык

Анекдоты об армянах

(Заметим, что некоторые анекдоты существуют в двух вариантах: про армян и про грузин. Ещё можно обратить внимание, что анекдо- ты про азербайджанцев менее популярны, чем анекдоты про грузин и армян.) Армянин читaет нa пивном лaрке "Пивa нет, a для aрмян НЕТ ВООБЩЕ". Интересуется у продaвцa: - А почему для aрмян нет вообще? - Потому что когдa aрмяне спрaшивают про пиво, и им говоришь, что нет его, они всегда переспрашивают: "КАК, ВООБЩЕ НЕТ?!" - Какой народ самый тупой? - Армяне! - С чего ты взял? - Устал ему твердить, чтобы не ходил сюда: что это моя жена, а не его. Как-то раз один азербайджанец кушал в ресторане. В это время в ресторан зашел армянин и, увидев единственное свободное место рядом с этим азербайджанцем, попросил у него разрешения присесть за его столик, чтобы выпить кофе. Азербайджанец приглашает его сесть, затем встает и на весь ресторан говорит: - Эй, всем присутствующим по бокалу шампанского за мой счет! Конечно, кроме этого армянина! Армянин... вежливо улыбается и благодарит. "Не дошло!" - думает азербайджанец. - Эй, всем присутствующим по БУТЫЛКЕ шампанского! За мой счет! Всем, КРОМЕ ВОТ ЭТОГО АРМЯНИНА! Армянин широко улыбается и горячо благодарит. "Он что, тупой?" - думает азербайджанец. - Эй! Всем присутствующим по бутылке САМОГО ДОРОГОГО КОНЬЯКА! За мой счет! Всем, НО ТОЛЬКО НЕ ТЕБЕ! Ну что, обидно, да? - Ну что вы, уважаемый, какие обиды?! Только благодаря вам мой ресторан сегодня так хорошо заработал! Армянин поймал золотую рыбку. - Отпусти меня и выполню три твоих желания. - Хорошо! Так, хочу 5 миллиардов долларов, крутой дворец и крутую тачку. Это -- раз… В армянских школах мальчики дергают одноклассниц за усы. Сочи. Армяне в едут в старенькой "Волге". Жара невыносимая. В Волге окна закрыты. Пассажир Волги не выдерживает: - Мамикон, такая жара, почему у нас окна закрыты?! - Спокойно, Айваз, пускай все думают, что у нас кондиционер! Приходит армянин устраиваться на работу и показывает свой диплом о высшем образовании. Его спрашивают: - Ну, где диплом купил-то? Он отвечает: - Что, если армянин, то значит сразу купил?! Подарили! Открылся каннибальский ресторан. Приходит посетитель, листает меню и спрашивает: - А почему у вас блюда из армян в три раза дороже, чем блюда из людей других национальностей? Официант отвечает: - А вы пробовали ощипать армянина? Идут три армянина по улице, перед ними красивая девушка. Один армянин: - Э, чтобы с такой девушкой переспать, я бы и пять тысяч не пожалел! Второй: - Да что там пять, мне и десять не жалко! Третий: - Да вы что, такой красавица, такой красавица! Такой девушка надо одеть, обуть, дорогой машина подарить, в ресторан каждый вечер водить! Девушка оборачивается: - Простите, кто из вас третий говорил? Армяне: - Да ты иди, иди, мы это так, между собой разговариваем... Едут в купе русский, украинец, армянин. Проходит полчаса, надо знакомиться. Хохол протягивает руку, говорит: - Мыкола, запорожец. - Сергей, москвич, - отвечает русский. Армянин, с достоинством: - Ашот, бээмвэ [BMW -- А. Б.]. Едет грузин с женой по трассе на машине. Жена захотела в туалет, побежала в кусты, вдруг выбегает обратно, не успела одеться и кричит, а за ней - армянин. Грузин: - Эй, ты что, сдурел?! Армянин: - А что, это твой баба? Грузин: - Мой! Армянин: - Эээ, а я думал дыкый... Знакомятся армянин с русским, русский говорит: - Меня зовут Иван, по вашему Ованес. Тот отвечает: - А меня - Акоп, по вашему траншей. Поймал как-то дракон грузина, армянина и азербайджанца, собирается их слопать. Они взмолились, мол, не ешь. А он им: - Видите холм? Бегите наперегонки вокруг него. Прибежавшего первым пощажу. Те уносятся. Через некоторое время прибегают ноздря в ноздрю задыхающиеся грузин и азербайджанец. Дракон: - Так, а где армянин?! - А он... сказал.. что... домой идет... - Ты не знаешь, чем закончилось то дело, где судились еврей с армянином? - Как это - не знаю? Прокурор Иванов получил 10 лет! Грузин и армянин торгуют по соседству в одном ряду. Армянин говорит: - А армяне лучше, чем грузины. Грузин молчит. - Армяне всё равно лучше чем грузины! Грузин не выдерживает: - Ну чем они лучше, чем?! - Чем грузины. У армянских тараканов помимо усиков есть волосы на брюшке. 92% армян верят в то, что после смерти попадут в женское общежитие. Армянин купался в море и вдруг начал тонуть. Видит - по берегу идет русский. Армянин от страха забыл, как по-русски звать на помощь, и орет: - Эй, паслюшай! Паслэдний раз купаюсь! Абидно, да! Урок в армянской школе. Учитель: - Люди произошли от обезьян. К примеру, грузины -- от шимпанидзе, армяне -- от орангутянов.

Анекдоты об армянском радио

(Анекдоты об армянском радио -- это, как правило, не анекдоты об армянах. И армянам они -- отчасти комплимент.) Армянское радио спрашивают: – Что такое автомобиль третьего поколения? Армянское радио отвечает: – Это техника, на которую два предыдущих поколения копили деньги. Армянское радио спрашивают: - Можно ли спать с открытой форточкой? Армянское радио отвечает: - Можно, если больше не с кем. Армянсое радио спрашивают: - Что такое крест накрест? Армянское радио подумало и отвечает: - Это, наверное, поп на медсестре. Армянское радио спрашивают: - Можно ли построить социализм в одной отдельно взятой стране? Армянское радио отвечает: - Социализм в одной стране построить можно, но жить потом лучше в другой. Звонок в Армянское радио: - Много ли дураков в Ереване? - Приедешь - будешь первым. Армянское радио спрашивают: - Как вы смотрите на будущее Китая? Ответ: - Тоже косо. Вопрос армянскому радио: - Как жене следует обращаться с мужем? Ответ: - Как с собакой: регулярно кормить, ласкать, отпускать гулять. Вопрос армянскому радио: - Чем отличается портфЕль от пОртфеля? Ответ: - В портфЕль кладут докумЕнты, а в пОртфель ложат докУменты. Вопрос армянскому радио: - Чем комиссар отличается от политрука? Ответ: - Комиссар говорит: "Делай, как я!", а политрук - "Делай, как я сказал". Вопрос армянскому радио: - Почему одни девушки замуж выходят, а другие выскакивают? Ответ: - Те, которые выскакивают, слишком долго сидели в засаде. Вопрос армянскому радио: - Можно ли из самовара сделать кальян? Ответ: - Можно. Но зачем почти готовый самогонный аппарат портить?! Вопрос армянскому радио: - Что следует делать в случае, если фортуна повернулась к вам задом? - Следить за тем, чтобы Фемида не повернулась к вам передом.

Возврат на главную страницу            Александр Бурьяк / Безграничная Армения