Александр Бурьякян

Изящные остатки Звартноца

bouriac@yahoo.com Другие поездки На главную страницу
"Звартноц -- "Храм бдящих ангелов" (не путать с "бздящими"). Расположен между Ереваном и Вагаршапатом (бывшим Эчмиадзином). Армянский историк Себеос (автор "Истории императора Иракла", VII век) пишет, что этот храм был сооружён при католикосе Нерсесе III Строителе 640—650 годах. Утверждают, что Звартноц держался до конца X века, что несколь- ко сомнительно. Причина его разрушения забыта, но скорее всего это было землетрясение: при той толщине стен, какая наблюдается у руин сегодня, можно уверенно утверждать, что трёхъярусный храм был в сейсмических условиях Армении "не жилец". Уясним себе чётко: Софийский собор в Киеве построили только в XI веке, когда Звартноц успел уже стать древним и рухнуть в веке X, а то и раньше, -- после 300 лет стояния [на одном месте]. А Москвы тогда ещё даже в мечтах Юрия Долгорукого не было. Для армянских церквей устройство Звартноца очень нетипично, но пару похожих храмов историки армянской архитектуры, тем не менее, предъявляют: один -- в остатках города Ани, другой -- в селе Ишхан. Руины Звартноца были обнаружены в 1901 г., раскопаны в 1901- 1907 гг. Рядом с храмом были вскрыты остатки небольшого дворца катликоса и винодельни. К моменту обнаружения Звартноц представлял собой, скорее всего, земляной холмик, из которого, возможно, не выпирал ни один оско- лок: всё, что могло удержаться на своём изначальном месте, оказа- лось засыпано обломками развалившихся верхних двух ярусов. * * * Нерсес III, при котором построили Звартноц, -— 29-й Католикос Армянской апостольской церкви. Правил в трудное время (641—661 гг.), когда армяне особенно сильно метались между Персией, Византией и Арабским халифатом (турок в тех местах тогда ещё не было). Умудрялся заниматься сооружением и починкой храмов вме- сто укрепления всяких твердынь с божьей помощью. Подозреваю, что своё прозвище "Строитель" этот Нерсес получил только в XIX веке, по аналогии с Давидом IV Строителем -- царём Грузии в 1089—1125 гг. * * * Торос Арутюнович Тороманян (1864-1934) -- архитектор и архео- лог, с 1904 г. участвовал в раскопках Звартноца. Родился в Отто- манской империи, в 1980-1993 гг. учился на архитектора в констан- тинопольской высшей школе художеств. Покинул страну из-за обост- рения отношений армян с турками. Работал в Бельгии, Болгарии. В 1900-1902 гг. ездил по Румынии, Греции, Италии, Египту. Потом изучал историю архитектуры в Парижском университете. В 1903 г. участвовал в раскопках древней армянской столицы Ани. Получил из- вестность своими реконструкциями устройства разрушенных армянских храмов, но сегодня признана только его реконструкция Звартноца. В 1913 г. был приглашён в Вену делать доклады о древней армянской архитектуре и писать совместный труд о том же с одним австрийским коллегой, который потом издал этот труд под одним только собст- венным именем. С 1923 г. Тороманян работал в армянском Комитете по охране древних памятников, который сам же и создавал. Послед- ние два года возглавлял отдел архитектуры Исторического музея Ар- мении. Похоронен в Пантеоне парка имени Комитаса в Ереване. Ереванский Пантеон [стихийно] возник в 1930-е, когда на месте кладбища "Мгер" разбили Комитасов парк. По-моему, чтобы спокойно гулять по такому парку, над не знать его истории. Кстати, парк этот нынче очень квёлый (кто-то экономит на его поливе), а Панте- он рядом с ним очень незрелищный: нечего было кладбище изничто- жать. Вообще, обращаться с покойниками армяне толком не умеют: это у них где-то на уровне русских или чуть ниже. Надо было учиться кладбищенскому делу у турок, а лучше -- у итальянцев, испанцев, французов и т. п. (список большой). Особенно печалит меня армянс- кая манера размещать прицерковные надгробные плиты так, чтобы по ним приходилось ступать -- и соответственно стирать сделанные на них надписи: любителю истории это почти как с размаха ногой под дых. * * * Если можно говорить о проектировании руин, то Звартноц скомпо- нован очень эффектно: тут тебе и стены, и портал, и стоячие колонны с капителями, и немножко арок, и могучие фундаменты, и не нашедшие своих мест фрагменты, и россыпи исторических камней в антураже. Некоторые детали выглядят, как новенькие, но когда имеешь дело с базальтом, такое в принципе возможно.
Звартноц
Звартноц во всю ширь. Женщин я подпустил для масштаба.
Звартноц
Ещё Звартноц во всю ширь.
Звартноц
Звартноц в процессе раскопок. Не получается угадать, где будущее что. Фото со стенда в музее.
Звартноц
Алтарь Звартноца.
Звартноц
Вид на Звартноц из руин дворца католикоса.
Звартноц
"Романская" капитель Звартноца: корзинка с двумя свёрнутыми ковриками сверху.
Звартноц
Армянский одноглавый (= нормальный) орёл как элемент капители.
Звартноц
Звартноцские солнечные часы. "Стрелка" не сохранилась.
Звартноц
Модель предположительного изначального Зватноца, сделанная с разрезом. Музей Звартноца.
Звартноц
План первого уровня храма Звартноц. Составитель - Торос Тораманян.
Звартноц
Похожий на Звартноц храм в селе Ишхан провинции Тайк исторической Армении, ныне Турции. "Согласно сведениям грузинского биографа Герогия Мерчула, храм в VII в. возвёл армянский католикос Нерсес III Тайкский (Строитель)." Фото и текст - со стенда музея Звартноца.

Возврат на главную страницу            Александр Бурьяк / Изящные остатки Звартноца