Александр Бурьяк

Перспективный Азербайджан

bouriac@yahoo.com Другие поездки На главную страницу
Азербайджан -- это не страшно! Изначально представлялось, что здесь меня встретит чёрная стена небритых абречьих физиономий, обладатели которых занимаются в основном тем, что выискивают, кому бы всадить кинжал поглубже из мести за Карабах или, скажем, за плохой сбыт помидоров. Оказалось совсем не так, а очень даже наоборот. Азербайджан позиционирует себя как юго-восточную конечность Европы, а не как кусочек Азии. Поскольку Южный Азербайджан -- неотделимая часть очень даже азиатского Ирана, получается, что азербайджанцы разорвались между цивилизациями. По их лицам этого, правда, не замечаешь: лица нормальные. Азербайджан весьма не обделён природой: море, горы, НЕФТЬ, ГАЗ, ЗОЛОТО, медь, молибден, приближенный к субтропическому климат на побережье, сочетание весьма влажных зон там, где надо собирать урожаи, с довольно сухими там, где надо купаться и загорать. Если яяаться где-то строить благополучное общество в нашем не понятно куда идущем мире, то, наверное, приблизительно в таком вот месте. Маленький недостаток Азербайджана -- отсутствие связи Каспийского моря с Мировым океаном. Чтобы компенсировать этот недостаток, азербайджанцам надо ладить хотя бы с грузинами. Азербайджанцы на Кавказе -- самая крупная нация, превышающая численностью грузин, армян, осетин и чеченцев, вместе взятых. Есть вдобавок основания считать, что АЗЕРБАЙДЖАНЦЫ -- ОДНА ИЗ НАИБОЛЕЕ ПЕРСПЕКТИВНЫХ НАЦИЙ НА ПЛАНЕТЕ ВООБЩЕ. По состоянию условий для больших прорывов они в числе наиболее обеспеченных, задержка только за мозгами (надо, чтобы они повернулись правиль- ным образом). Верю, что немалое советское наследие сыграет в этих местах положительную роль. Да, хочется социального чуда. Мир заждался его, не я один. А тут вот как раз страна, у которой для свершения этого чуда уже в наличии почти всё необходимое. Ближайшие родственники азербайджанцев по языку и крови -- турки. Между турками и азербайджанцами в культурном и генети- ческом отношениях кое-какая граница вместо плавного перехода образовалась в основном из-за Ирана: азербайджанцы -- это та часть тюрок и тюркизировавшихся народов, которая пребывала в основном на иранской территории. Предки нынешних азербайджанцев около 400 лет воевали с пред- ками нынешних турок на стороне иранцев. Это была, среди прочего, война шиитов с суннитами. Предки турок два раза оккупировали Восточное Закавказье: один раз на 20 лет (в конце XVI века), другой на 6 (в начале XVIII века). Если, к примеру, современные венгры гордо говорят, что их прадеды завоевали им Паннонию (на самом деле нынешние венгры -- помесь тогдашних её захватчиков с несколькими предшествовавшими им), то современные азербайджанцы так определённо вторжение тюркского элемента не афишируют. Азербайджанцы как нация сформировались в условиях СССР, благо- даря Советской власти, насоздававшей всяких республик с целью демонстрировать миру свою благожелательность к стремлению народов самоопределяться под руководством большевиков. До установления Советской власти в Закавказье азербайджанцы фигурировали там как разновидность татар (а то и персов) и с XVI века не имели собст- венной единой государственности. Название "азербайджанцы" стало применяться в конце XIX века. С самоназванием народа, формировав- шегося на глазах цивилизованного человечества, до того времени тоже был напряг. Википедия: "В азербайджанской среде термин 'азербайджанцы', или 'азербай- джанские тюрки' был впервые предложен в 1891 году либеральной бакинской газетой Кешкюль для обозначения народа, живущего по обе стороны ирано-российской границы." "Во Всесоюзной переписи 1926 года азербайджанцы отмечались ещё как тюрки, а уже в следующей Всесоюзной переписи 1939 года они отмечались как 'азербайджанцы'." Ширван, государство Ширваншахов, существовавшее в благодатном Восточном Закавказье с IX по XIII век и с XIV по XVI век, худо- бедно может рассматриваться как предшественник современного Азербайджана -- даже по части генов. C начала XVI века до начала XVIII века особо активные азербай- джанцы самореализовывались в рамках многонационального Ирана. В XVIII веке, в период ослабления в Иране центральной власти, существовало множество азербайджанских ханств. На территорию Закавказья приходились следующие их них: Бакинское, Гянджинское, Джавадское, Карабахское, Кубинско-Дербентское Нахичеванское, Шекинское, Ширванское, Талышское, Эриванское. В 1806-1829 гг. территории этих ханств были силой оружия присоединены к России. Азербайджанцев на 2014 год уже около 30 миллионов. В самом Азербайджане их около 10 миллионов. Значительная часть азербай- джанцев проживает в Иране. Идея Великого Азербайджана, разуме- ется, уже заявлена, но неофициально. В принципе шанс на её реали- зацию есть. Время работает на азербайджанцев. Если они не будут делать резких политических движений, а будут просто наращивать свою экономическую мощь, Нагорный Карабах однажды упадёт им обратно в руки почти что сам собой. * * * В нормальном случае новоделанная страна, в которой преобладает какой-то один этнос, получает название по этому этносу: Казахстан <- казахи, Таджикистон <- таджики Узбекистон <- узбеки Эстония <- эсты и т. д. С Азербайджаном оказалось не так: сначала определились с назва- нием страны, потом от него произвели название этноса. Кстати, то же самое имело место с Украиной и украинцами, Белоруссией и бело- русами. Объяснить это можно так: этногенез и государствогенез идут параллельно и взаимосвязанно, но один из них может вырывать- ся вперёд. Иногда этносы доформировываются в сложившихся государ- ственных границах, иногда государственные границы подгоняются под сложившиеся этносы. У больших государств их границы, как правило, определяются тем, сколько территории удалось захватить и удержать, у малых -- тем, сколько территории разрешили иметь крупные соседи, вынужденные идти между собой на компромиссы. * * * Азербайджанцы происходят от всяких албанских, иранских и тюркс- ких племён. Тюркизация протоазербайджанцев началась в XI веке. Этническая граница между азербайджанцами и турками установилась к XVI веку. Сколько-нибудь заметной монголоидной примеси у азербай- джанцев нет. У современных азербайджанцев Азербайджана, в отличие от азербайджанцев Ирана, делиться по племенам не принято. Википедия: "Азербайджанцы генетически находятся ближе к соседним кавказс- ким народам, чем к иным представителям индоевропейской и тюркской языковой семей." Из этого следует, что привнесение тюркского языка не сопровож- далось аналогичным по размаху привнесением генов. Азербайджанцы -- в основном носители местного древнего генетического материала. * * * Азербайджанцы мыслят себя как потомков обитателей древней Кав- казской Албании. Кавказская Албания -- государство, возникшее в конце II, сере- дине I веков до н. э. на территории современных Азербайджана, Грузии и Дагестана. В 461 г. Албания стала провинцией государства Сасанидов. Википедия ("Кавказская Албания"): "Античные авторы, описывая албан, отмечают их высокий рост, светлые волосы и серые глаза. Таким именно представляется учёным- антропологам древнейший тип коренного кавказского населения - кавкасионский, широко представленный в настоящее время в горных районах Дагестана, Грузии и отчасти Азербайджана. Несколько позд- нее в Восточный Кавказ проникает другой (тоже достаточно широко здесь представленный древнейший антропологический тип), а именно, каспийский, значительно отличающийся от кавкасионского." * * * Квазиучёный позёр Тур Хейердал пытался связать кавказских алба- нов со скандинавами, с Асгардом, и даже наведался в Азербайджан и капал здесь людям на мозги, но на этот раз особо не преуспел -- помер. * * * Азербайджанцы считают великого поэта Низами Гянджеви (ок. 1141- 1209) протоазербайджанцем: тот, правда, писал по-персидски, зато жил в Гяндже. Все произведения Гянджеви переведены на азербай- джанский язык. Великий поэт Насими (ок. 1369-1417) уже писал на протоазербай- джанском. То же можно сказать о великом поэте Физули (ок. 1494- 1556). Короче, если меряться древними литературами, то азербай- джанцы имеют основания смотреть на русских немного сверху вниз. * * * Азербайджанцы тренькают не европейскую классику, а свою, в вос- точном стиле, причём довольно сложную. И тренькают самозабвенно и очень качественно. Если поют, то вокал потрясающий. Я думаю, Муслим Магомаев воспринимается в Азербайджане как особо выдающий- ся лишь потому, что раскрутился на всесоюзном уровне, а если под- ходить к вопросу объективно, то он здесь не лучше некоторых других. Азербайджанцы чрезвычайно музыкальны. Особенно любят они пили- кать дуэтом на двух инструментах народного типа. Один -- вроде виолончельки, ставится вертикально на бедро сидящего музыканта. Называется "каманча". Другой -- вроде балалаечки, только удержива- ется на уровне плеч. Называется "тар". Плюс иногда чуть-чуть до- бавляется нежный нюансик бубном. Кстати, не могу даже сказать, какой у белорусов музыкальный инструмент считается национальным: за белорусов в основном музи- цировали евреи. На скрипках, кажется. * * * Азербайджанцы позиционируют себя как нацию людей искусства. В Баку полно памятников, бюстов и досок всяких писателей, поэтов, актёров, певцов, музыкантов. * * * От моего азербайджанского информатора: 1. Горные азербайджанцы светлее бакинцев. Попадаются даже русо- волосые и голубоглазые. 2. Лезгины -- родственники азербайджанцев. 3. Удины -- потомки албанов (протоазербайджанцев), не принявшие ислама. Армяне их насильно армянизировали. 4. Заратустра -- из древних южных азербайджанцев. 5. Скандинавский бог Один был из страны Азер, то есть, происхо- дил от древних азербайджанцев. 6. Верхушка иранского государства -- в значительной части из южных азербайджанцев. Аятолла Хомейни был азербайджанцем. 7. Албанская (= протоазербайджанская) православная церковь была первой православной церковью на Кавказе. Армяне и грузины приняли христианство от албанов (= от древних азербайджанцев). 8. Апостол Варфоломей был казнён возле Девичьей башни в Баку. До революции на том месте стояла часовня, а потом её разрушили армянские большевики. 9. Возле Шеки есть село Киш, там находится древнейший православ- ный храм на Кавказе. Построил его в 1-м веке н. э. Святой Елисей -- ученик Апостола Фаддея. В этом (?) храме лежат в стеклянных саркофагах скелеты людей-гигантов ростом по 2.5 м. 10. Когда образовывали армянскую ССР, для неё оттяпали часть территории от Грузии и Азербайджана, иначе получалось что-то очень незначительное. 11. Дед нынешнего президента Азербайджана Азиз Алиев был по про- исхождению эриванским дворянином. Это к вопросу "чей на самом деле Ереван?" 12. Дагестан -- это азербайджанские земли, отнятые Сталиным. 13. В позднесоветское время армяне первыми начали зудеть про передел территорий: ИМ ВСЁ МАЛО. * * * Азербайджанцы при турках -- как валлоны при французах, австрий- цы при немцах, молдаване при румынах, эстонцы при финнах, маке- донцы при болгарах, белорусы при русских: маленькая нация при близкородственной большой. Впору союз мелких родственников орга- низовывать. Турок и азербайджанцев ещё более роднит их одинаково горячее отношение к армянам. * * * Дербент был азербайджанским городом, умыкнутым у азербайджанцев в раннесоветские времена. Азербайджанцы до сих пор составляют большинство населения дербентского района. Да что Дербент -- ЕРЕВАН был азербайджанским городом, бывшей столицей Ириванского ханства. Википедия ("азербайджанцы"): "По переписи населения Российской империи 1897 года в Эривани азербайджанским языком (в переписи указан как татарский) в качестве родного владели 12 359 человек или 42.6% населения города." * * * К вопросу о порочности советской империи. Не только азербайд- жанцев, но также казахов, узбеков, киргизов, таджиков, белорусов, украинцев (и кое-кого ещё, но в меньшей степени) нациями сделала в основном Советская власть. К 1991 году они имели очерченные на- циональные границы, отстроенные национальные столицы, работающие государственные аппараты, национальные варианты общесоветской системы образования, национальные Академии наук, национальные литературы и т. п. В 1920-х и начале 1930-х гг. в новоделанных советских республиках проводилась "коренизация" (разумеется, в некоторой степени принудительная): в Украине -- украинизация, в Белоруссии -- белорусизация и т. д. В Азербайджане, надо думать, имела место азербайджанизация. В конце 1930-х годах, правда, на смену "коренизации" пришла "борьба с буржуазным национализмом", но достигнутые национализационные результаты частично сохрани- лись. В 1991 году Советская империя раскололась по тем линиям, которые сама же и наметила. Вопрос о границах обострился лишь в немногих случаях, в частности, между Азербайджаном и Арменией. * * * Люди с фамилией "Алиев" встречаются в Азербайджане даже чаще, чем в России люди с фамилиями "Иванов", "Петров" и "Смирнов", вместе взятые. Первый всенародно избранный президент независимо- го Азербайджана -- Абульфаз Эльчибей (1938-2000) на самом деле был Алиев. Следующий за ним президент независимого Азербайджана был тоже Алиев (Гейдар) но не родственник Эльчибею. Сменивший его президент, как ни странно, снова оказался Алиев (Ильхам), но на этот раз хотя бы родственник Гейдару (сын). * * * Русскоязычные человеки с позднесоветским образованием-воспита- нием, вроде моего, худо-бедно знают по кинематографу Грузию и грузин и почти совсем не знают Азербайджана и азербайджанцев (я смутно припоминаю только один древний фильм про 26 бакинских комиссаров -- с кошмарненькой сценой отмечания Шахсей-Вахсея и с издевательствами бакинских детей над шотландским стрелком в юб- ке). Скажем, светлый образ грузина формировали такие фильмы, как "Отец солдата", "Вертикаль", "Четыре танкиста и собака", "Мимино", "Кин-дза-дза" и др. А вот светлый образ азербайджанца остался недоформированным. Азербайджанец воспринимается как человек за базарным прилавком. Даже обидно как-то за Азербайджан. Вдобавок если, скажем, грузинские или армянские фамилии легко узнаваемы, то русифицированные азербайджанские не отличить от узбекских, казахских и т. п. , так что азербайджанцы теряются на центральноазиатском культурном фоне. * * * Азербайджан неслабо привязывает к себе и потом мучает почти ностальгией. Там есть, что любить и чем наслаждаться. Если надо будет обратиться к какому-нибудь азербайджанцу, я сделаю это не иначе, чем со словом "дост" ("друг"). Полагаю, он поймёт и не обидится. * * * В Минском аэропорту у самолётов компании "Белавиа" ночные выле- ты (весьма неприятные для пассажиров и вдобавок более опасные из- за того, что темно и все хотят спать) -- преимущественно в юго- восточном направлении (Азербайджан, Армения, Грузия, Казахстан, Иран и пр.), а дневные, для всех удобные, -- в европейские стра- ны. Я в этом усматриваю только пренебрежение к чернявому челове- ческому материалу (белорусы в указанные страны летают мало). Таки расизм в действии. В случайность возникновения указанного переко- са в расписании я не верю. * * * В Азербайджане достойны внимания (но значительно -- на 5-7 часов езды автобусом -- удалены от Баку): - город Гянджа, второй в стране по численности населения; 348 км дороги от автовокзала в Баку; в городе: -- остатки стен Старой Гянджи, XII-XIII вв. -- мавзолей Джомард Гассаба, жившего в период правления четвёртого Халифа Али ибн Абу Талиба (656-661); -- мавзолей Имамзаде, XIV в.; -- мавзолей Джавад Хана, последнего правителя Гянджинского ханства; -- культовый комплекс Гёй-Имам (или Имамзаде: мавзолей XIV-XVII вв., обстроенный в XVII в. зданиями мечетей и гробниц); -- Джума-мечеть шаха Аббаса, 1606 г., зодчий Бахааддин; -- купольные жилые дома, XVII-XVIII вв.; -- баня XVI в.; -- канцелярия Джавад-хана; -- здание Азербайджанского Национального Совета 1918 г.; -- Археологический музей; -- дом из бутылок; -- Александро-Невская церковь; -- лютеранская церковь; -- армянская церковь. - город Шеки, от Баку 352 км по шоссе; в городе: -- дворец шекинских ханов; -- шекинская крепость, XVIII в.; -- мечеть Омар Эфенди, XIХ в.; -- шекинская ханская мечеть, XVIII в.; -- Верхний караван-сарай (гостиница Шеки), XVIII в.; -- Нижний караван-сарай; -- крепость Гелярсан-Гёрарсан, VIII-IX в.; -- дом Шекихановых, XVIII в.; -- дом Фархадбековых; -- мечеть Джума, XIХ в.; -- минарет мечети Гилейли,XVIII в.; -- баня Агванлар; -- подземная баня (на самом деле кое-что есть и над землёй). - город Габала; в нём: -- оборонительная башня, IX-XI вв.; -- руины крепостных стен древней Кабалы (в 15 км на юго-запад от города); -- мавзолей Имам-Баба, XVIII-XIX вв.; -- джума мечеть, XVIII века.; -- историко-краеведческий музей; -- народный театр; -- габалинский археологический центр; -- окрестные сёла: Лаза, Нидж (20 км от Габалы). - город Ленкорань, на берегу моря в южной части Азербайджана; климат очень влажный, пик дождей -- в октябре, наименее мокро в июле; достопримечательности: -- маяк; -- Даирави гала (Темница); -- мечети на Большом и Малом базарах; -- немецкая церковь; -- синагога; -- дом Мир Ахмед хана; -- крепость Бяллябур; -- кладбище Сыгын; -- гробницы Шейх Захида и Сеид Халифы. - городок Шемаха в 122 км к западу от Баку, на высоте около 800 м над уровнем моря; был столицей государства Ширваншахов; в городе: -- соборная Джума-мечеть, VIII в.; -- Йедди Гумбез ("Семь Куполов") -- мавзолей, построенный в 1402 году, -- руины крепости Гюлистан, XI-XII вв. - городок Лагич; в нём: -- мечеть Заваро, 1805 г.; -- мечеть Аголу, 1914 г., ныне историко-краеведческий музей; -- мечеть Бадой; -- верхняя мечеть Аракит; -- нижняя мечеть Аракит, XIX в.; -- дом Абдуллы Дадашева; -- дом Н. Алиева, XIX в.; -- баня Гаджи Мола Хусейна, XIX в.; -- баня Гаджи Джаханбахша; -- баня Гаджи Нурмамеда; -- мельница; -- мост Ил. * * * У каждой полноценной нации есть хотя бы одно оригинальное целебное средство с широким спектром действия. Скажем, у русских это баня с берёзовыми и дубовыми вениками, у калмыков -- кумыс, у латышей -- рижский бальзам, у чехов -- крепкий ликёр бехеровка и т. д. Терапевтическая достопримечательность Азербайджана -- нафтала- на, разновидность нефти. Её, правда, не пьют. В нафталану погру- жаются или ею смазываются, если беспокоят болезни костно-мышечной и нервной систем, кожи, сосудов, гинекологические и урологические расстройства. Нафталана способствует лечению воспалительных процессов, уменьшению боли, улучшению кровообращения и обменных процессов. Нафталан -- курорт в 70 км от Гянджи, предоставляющий лечение нафталаной. Основан в 1935 году. * * * К огромной теме "азербайджанская кухня". С сайта www.azeri.ru (Тахир Амирасланов): "Название 'долма' происходит от тюркского глагола 'долмаг', который переводится как 'заполняться'. Таким образом, легко обнаруживается связь тюркского названия этого блюда с технологией его приготовления. В азербайджанском языке также имеется слово 'доламаг' - 'заворачивать' оно тоже может быть применено к технологии приготовления долмы. Более того, от глагола 'сарымаг'. что означает 'заворачивать', идет еще одно название долмы - 'сарма'." (Кстати, на болгарском языке долма называется "сармички".) "В каждой азербайджанской семье имеется шиш (шампор). на котором жарят шишплик или кабаб (в разнык районах готовят 'шишлик', 'шишкабаб' или 'кабаб'). Слово 'шиш' обозначает не только шампор, но и острые предметы, возвышенности и т.п." "Касаясь тендира (своеобразная печка) отметим, что им пользуют- ся многие народы. Используют тендир в Индии. Турции, Аравии, Закавказье. В Азербайджане существует несколько видов тендира. Можно сказать, что прообразом тендира является 'чала' - углубле- ние в земле, в котором и в наши дни пастухи готовят мясные блюда." (Это из статьи о том, что некоторые поверхностные авторы кулинарных книг удручающе неправильно называют армянскими исконно азербайджанские и вообще тюркские блюда. Армяно-азербайджанская война за кухню.) * * * Дюшпара -- супчик с маленькими пельменьками (их помещается по несколько штук в одну ложку). В ложку такого супчика надо капать для вкуса виноградный уксус из прилагаемого кувшинчика. Кто про- бовал, просит ещё. * * * С сайта www.azeri.ru (Эмин Мамедли): "Мудрый Бенкендорф, хорошо понимавший ментальность горцев, знал, что их появление в Конвое Государя резко повысит авторитет Верховной Власти среди мусульман Кавказа и постарался проявить в правилах такт и максимальное уважение к иноверцам. В 1836 году на службу в Конвой была приглашена команда лезгин, в 1839 - азербайджанцев, в 1857 - грузин. Тогда же, наряду с казачьими, был сформирован Лейб-Гвардии Кавказский эскадрон Собственного Его Императорского Величества Конвоя. Первый азербайджанец - офицер Конвоя начал службу в нём гораздо раньше - 24 января 1834 года. Это был Корнет Джавад Хан Ширванский. Затем в Конвое служили Поручики: Али-Аскер Бек Гасан Бек оглы Нахичеванский и Мирза Мехти Бек Визиров, Корнеты: Фараджул Бек Ага-Рза Бек оглы, Бала-Хан Хан Ширванский, Фатали Мирза Каджар, Джафар Бек Агалар Бек оглы и многие другие представители знатных азербайджанских родов. По разному сложились их судьбы. Поручики Мамед-Джан Бек Иедигаров и Мирза Мамед Ага Гаибов, а также Корнет Ханлар Ага Зиатханов ушли из жизни, не выдержав несения нелёгкой службы. Другие сделали завидную военную карьеру. Известно, что четверо из них стали Генералами. Все они представляли различные области, населённые азербайджанцами. Генерал-Лейтенант Исрафил Бек Иедигаров по происхождению был Первостепенным Беком Борчалинской дистанции Тифлисского уезда. Генерал-Лейтенант Мирза Гаджи Бек Новрузов представлял древний Гянджинский Бекский род, из которого происходили несколько прославленных офицеров Русской Императорс- кой Армии. Генерал-Майоры Риза-Кули Мирза Бахман Мирза оглы Каджар и его старший сын Акбер Мирза были жителями Шуши. Риза- Кули Мирза стал первым азербайджанцем-офицером Свиты Его Величес- тва. Он был пожалован за заслуги придворном чином Флигель-Адъю- танта Александра II, а его старшая дочь Дильшад Ага - звания фрейлины Императрицы. Офицеры и низшие чины верой и правдой служили своим сюзеренам." Азербайджанец как русский монархист.
Азербайджан, соблазн
Европа соблазняет бакинцев. Даже мне трудно устоять.
Азербайджан, полиция
Чёрная полиция на утреннем разводе. Всё внимание к иностранцу в берцовках. Полицейских в Баку много, и впечатление от них очень положительное: спокойные добродушные люди в чёрных мундирах.
Азербайджан, Никола Тесла
Памятник великому сербу Николе Тесле в Баку. В вашем городе такой есть? Что им Никола, что они Николе, А вот рыдаю чуть ли не, увидев...
Азербайджан, торговля алкоголем
Вот так осуществляется торговля алкоголем в Баку. В супермаркетах алкоголь не продаётся, чтобы не оскорблять чувств затоваривающихся там верующих.
Азербайджан, тюркский воин
Блистательный тюркский воин сокрушает представителя загнивающей Европы. С рекламного плаката какой-то "playstation".
Азербайджан, Александр Бурьяк
Искандер Вольдемар-оглы Бурьякаев фотографирует своё отражение в стекле на великолепном фоне старо-нового Баку. Чистое стекло, чистый тротуар, чистое небо, чистые помыслы бакинцев. Хочется сделать что-то доброе и значимое, но нет идеи.
Азербайджан, Жюль Верн
Жюльверновый декорум карусели в Приморском парке, Баку. Капитан Немо рулит Наутилусом. Ниже -- "Таинственный остров". Это я к тому, что юные азербайджанята взрастают по преимуществу в рамках европейской культуры, причём в более классическом, более здоровом её варианте.
Азербайджан, Русский Драматический Театр
Русский язык в Баку. Афиша Русского Драматического Театра. Заметим, что в театре играют и азербайджанцы.
Азербайджан, дети
Правильные азербайджанские дети любят ВСЕХ животных: и "чистых", и "нечистых".
Азербайджан, Дейл Карнеги
Чем уже пресытились азербайджанские читатели (скидка 20%): "Братья Карамазовы", "Госпожа Бовари", Дэн Браун, Дейл Карнеги, Стивен Кови.
Азербайджан, армянский палач Ефрем
Армянский палач азербайджанского народа Ефрем во главе своего войска карателей. 1908 г. Фото со стенда Музея истории Азербайджана, Баку.
Азербайджан, юмористическое издание
Азербайджанское дореволюционное юмористическое издание. Фото из Музея истории Азербайджана, Баку.
Азербайджан, сельскохозяйственная колония
Загадочный кусочек потерянной России. Сельскохозяйственная колония при гимназии (худо-бедно привилегированном учебном заведении имени Государя) существовала наверняка не (единственно) для того, чтобы гимназисты лучше питались. Фото из Музея истории Азербайджана, Баку.
Азербайджан, азербайджанцы
Какими азербайджанцы видят прежних себя. Роспись на потолке галереи на улице....
Азербайджан, дембели, Карабах
Азербайджанские "дембели", любезно согласившиеся сфотографироваться в счастливый день своей жизни. Когда придёт пора, такие вот орлы пойдут отбивать Карабах. Белая окантовка на униформе сарбаза справа -- это местное "дембельское" усовершенствование.
Азербайджан
Отметив мои фотографские усилия в изучении балконного дела в Баку, эта милая женщина попросила, чтобы я заснял её под её балконом. Бедненькая. Может, её уже много лет никто не любил по-настоящему не фотографировал. А может, это просто проявилось так её хорошее настроение.
Азербайджан
Это экран телевизора. Маленькая картинка в левом верхнем углу присутствует на всех азербайджанских каналах. Наверное, чтобы таким, как я, было легче отличать их от турецких. Когда один азербайджанец осторожно спросил меня, не надоел ли белорусам их "батька", я в ответ показал у себя на горле место, по которое этот "батька" лично меня осчастливил, и мы поскорее сменили тему, пока чего не вышло.
Азербайджан, носки из Шемахи
Носки шемаханской царицы из Шемахи, XX век. Здесь в узоре зашифрованы какие-то древние послания нам, потомкам. Сфоторгафировано в Музее истории Азербайджана, Баку
Азербайджан
Очень разный Азербайджан. Признаюсь: я это в Баку со стены перефотографировал. Но есть огромное множество стран, где подобного великолепия не запечатлишь не то что с натуры, но со стены даже.
Азербайджан, военные врачи-азербайджанцы
Чтобы помнили. Военные врачи-азербайджанцы в годы Первой Мировой войны. Со стенда в Музее истории Азербайджана.
Азербайджан, Гусейн Хан Нахичеванский
Гусейн Хан Нахичеванский (справа от Николая II), 1863-1919, начальник Гвардейского кавалерийского корпуса. Образцовый командир и русский монархист. Отказался присягнуть Временному правительству. В январе 1919 года расстрелян большевиками. Место захоронения не известно.
Азербайджан, пятничная молитва
После пятничной молитвы. Большинство почему-то без шапочек, но я её всё-таки купил. Но пока что не ношу даже в кармане.
* * * SOCAR -- Государственная нефтяная компания Азербайджанской Республики. * * * Милли Меджлис -- Национальное Собрание (азербайджанский парламент). * * * Зорхана -- "дом силы", род традиционной спортивной арены в Азербайджане. На этой арене выступали пехлеваны (борцы), соревно- вавшиеся в традиционной борьбе гюляш. В Старом городе Баку одна зорхана якобы сохранилась. В Музее истории Азербайджана выставле- ны некоторые спортивные снаряды пехлеванов и пехлеванские штаны. * * * На азербайджанском языке отчество, к примеру, "Ахмедович" будет "Ахмед оглы" ("сын Ахмеда"), а "Ахмедовна" -- "Ахмед кызы" ("дочь Ахмеда"). * * * Азербайджанская денежная единица "манат" ведёт своё название от латинского слова moneta через посредство русского языка. * * * Месяцы у азербайджанцев имеют те же названия латинского проис- хождения, что и у большинства европейских народов, кроме самых архаичных и националистичных: yanvar, fevral, yürüş, aprel, may, iyun, iyul, avqust, sentyabr, oktyabr, noyabr, dekabr. Март сохранил своё местное название, по-видимому, из-за Навруза. * * * В азербайджанском языке нет грамматического рода, нет согласо- вания в числе и падеже между определяемым и определяющим словами. Форма 2-го лица единственного числа повелительного наклонения совпадает с корнем или первой (словопроизводной) основой глагола. В азербайджанском языке ударение почти всегда на последнем слоге. Но некоторые аффиксы (к примеру, ...dir) не принимают ударения. Как всякая письменность поздней разработки, теперешняя азербай- джанская система письма весьма точно передаёт произношение слов, чем и приятна. Особые буквы в азербайджанском письме: ǝ -- [э] со слегка округлёнными губами c -- [дж] ç -- [ч] ǧ -- как украинское "г" ö -- как немецкое ö ü -- как немецкое ü ı -- [ы] y -- [й] ş -- [шь] q -- [г] g -- [гь] x -- [х] Заимствования из русского языка: kurtka -- куртка kolbasa -- колбаса blinçik -- блинчик peraşki -- пирожки pişka -- пышка moyka -- мойка (машин) zavodu -- завод До прихода русских азербайджанцы не знали такого славяно-гер- манского пищевого изощрения, как запихивание мяса животного в его собственные кишки. Отсюда возникла потребность в заимствовании слова kolbasa. Мороженое у азербайджанцев называется весёленьким словом dondurma -- и, наверное, таки шибает им по мозгам (мне иногда тоже: как съем, так сразу очень хорошо становится). Некоторые азербайджанские слова из числа часто употребимых: azerbaijani -- азербайджанский язык azeri -- язык иранских азербайджанцев elǝ-belǝ -- так себе mǝn -- я sǝn -- ты o -- он, она, оно biz -- мы siz -- вы onlar -- они sizlǝr -- вы (обращение к нескольким уважаемым людям) bu -- это o -- то bunlar -- эти onlar -- те mǝnǝ ; -- мне mnǝnim -- мой bizim -- наш kitab -- книга dǝri -- кожа ǝt -- мясо su -- вода dondurma -- мороженое çörǝk -- хлеб alma -- яблоко qabaq -- кабачок kürü -- икра tǝbii -- натуральный, природный tǝbiǝt -- природа vǝ -- и (союз) cücǝ -- курица (у турок иначе: tavuk) tavanlar -- потолки zor! -- круто! (досл.: сила!) gic -- дурной dǝli -- сумасшедший axmaq -- дурак, простофиля dost -- друг danışmaq -- скажи salam! -- привет! salamǝleyküm! -- здравствуте! ǝlǝkümǝssalam! -- ответ на чужое "здравствуйте!" buyrun -- пожалуйста saǧ olun -- спасибо Nǝ kǝdǝr? -- Сколько стоит? pul -- деньги bilet -- билет qǝpik -- копейка (1/100 маната ) pulsuzdur -- бесплатно giriş pulsuzdur -- бесплатный вход satılır -- продаётся belmim -- не знаю bǝlki -- возможно böyük -- великий öndǝr -- вождь dövlǝt -- государство vǝtǝn -- родина azadlq -- свобода gömrük -- таможня mühafizǝ -- безопасность (security) birlik -- единство bayram -- праздник vǝtǝndaş -- гражданин mǝrkǝzu -- центр tullantılar -- мусор hakim -- судья baqaj -- багаж küçǝsi -- улица mǝscidi -- мечеть sarayı -- дворец qüllǝsi -- башня muzeyi -- музей gölü -- озеро evi -- дом araba -- арба, телега, повозка baba -- дед nǝnǝ -- бабушка ata -- отец ana -- мать harada getmǝk? -- куда идти? bir mǝscid var? -- где находится мечеть? Mǝhǝmmǝd -- Мухаммад kayda? -- где? var -- 1) есть, имеется; 2) имущество, добро, состояние vur! -- ударь! vurma! -- не бей! ver! -- дай! ye! -- ешь! bir -- один iki -- два üç -- три dörd -- четыре beş -- пять altı -- шесть yeddi -- семь sǝkkiz -- восемь doqquz -- девять on -- десять iyirmi -- двадцать otuz -- тридцать qırx -- сорок yüz -- сто Падежи в азербайджанском языке: именительный: it (собака) родительный: itin (собаки) винительный: iti (собаку) дательный: itǝ (собаке) исходный: itdǝn (от собаки) местный: itdǝ (в собаке, у собаки) * * * Шифрованные письмена азербайджанских ковров. Персидские ковры -- то же, что азербайджанские (Азербайджан -- это часть Персии, отошедшая к России лишь в начале XIX века). * * * С весьма древних времён в Азербайджане занимаются шелководст- вом, причём довольно широко. Часть шёлка идёт на изготовление ковров. * * * У азербайджанцев есть даже собственный чай. Выращивают его в районе Ленкорани. А ещё в Азербайджане развито пчеловодство. А ещё здесь выращи- вают собственный рис. Если кто не понял, это означает многопро- фильное высококачественное сельское хозяйство, способное обеспе- чивать народ разнообразной здоровой пищей. Азербайджан очень близок к состоянию разумной самодостаточности. Удивительная страна, в которой есть ВСЁ для обеспечения высокого качества жизни в окружении прекрасной природы. * * * В Музее истории Азербайджана я в первый раз обратил внимание на две весьма специфические археологические культуры: культуру КУВШИННЫХ погребений и культуру ВАННОЧНЫХ погребений. Носителей первой культуры хоронили в кувшинах (специальных, больших), носителей второй -- даже в ваннах (керамических). Культура кувшинных погребений существовала, среди прочего, в Северном Азербайджане с IV века до н. э., до III-II века до н. э. Культура ванночных погребений обнаруживается в Исмаиллы, Агсу, Габале и датируется III-II вв. до н. э. * * * Редко какой народ настолько изнуряет собой другой народ, на- сколько армяне за последние 200 лет изнурили азербайджанцев. "Болезненное самолюбие и тщеславие армян и склонность их рекламировать свое величие в прошлом и настоящем - объясняются и отчасти оправдываются тем, что они в течение веков стяжали себе плохую репутацию, от которой хотели бы избавиться..." (В. Л. Величко "Кавказ" / Русское дело и междуплеменные вопросы, СПБ, 1904,стр. 71) С распространённой в Азербарджане неофициальной точки зрения, армяне -- это народ-чудовище, безвылазно погрязшее в различных гнусностях вообще и против азербайджанцев в частности. Неприязнь поляков, белорусов или украинцев к евреям есть мало что в сравне- нии с неприязнью азербайджанцев к армянам: почти всё естественное человеческое стремление кого-нибудь презирать, ненавидеть и грызть сосредоточилось у азербайджанцев на армянах (может, отчас- ти поэтому европейский путешественник, вроде меня, воспринимает азербайджанцев как очень милых доброжелательных людей, каких ещё поискать). Разумеется, надо бы съездить в Армению и поинтересо- ваться, как воспринимают азербайджанцев армяне, но, боюсь, они прибьют меня в гневе ещё на пограничном контрольном пункте, обнаружив азербайджанскую отметку в паспорте. * * * На стенде в Музее истории Азербайджана: "Последнее независимое ханство на Кавказе -- Иреванское ханство" (это к вопросу, чей на самом деле Ереван). Там же, о ходе третьей (последней) осады русскими Иревани: "Проживавшие в городе немногочисленные армяне указывали врагу места проломов и обрушений." Википедия о Ереване: "К началу XX века население города возросло до 29 033, из них азербайджанцев, называемых в то время адербейджанскими татарами - 49 %, армян - 48 %, русских - 2 %." "Несмотря на статус столицы губернии, Эривань сохраняла вид бедного провинциально-восточного города, с одно-двухэтажными глинобитными домами, узкими кривыми улочками. Дворец сердаров и крепость лежали в развалинах; из производства, были только коньячный и кирпичный заводы и несколько мелких фабрик." То-то армянам так хотелось в 1918 г. захватить Баку и сделать его армянским городом. Там же: "При Советской власти начинается масштабная реконструкция Ере- вана, проводимая с 1924 года по проекту А. О. Таманяна, разрабо- тавшего особый национальный стиль с использованием элементов тра- диционной церковной архитектуры и туфа как строительного материа- ла. В ходе этой реконструкции, город полностью изменил свой вид; почти все ранее построенные здания были уничтожены (в их числе - крепость, чей камень пошел на облицовку набережной, дворец сардара, почти все церкви и мечети)." Короче, нынешний Ереван построен с чистого листа. Из старья уцелела только Голубая мечеть (1766 г. постройки). * * * Согласно азербайджанской точке зрения, Армению кое-как ВЫКРОИЛИ в 1922 году среди населённых преимущественно тюрками и грузинами земель, но получить для армян более-менее чёткую этническую границу не удалось. Большая армянская заноза стала торчать в азербайджанских мягких тканях. * * * Ко второй половине 1980-х азербайджанцам стало отчётливо пред- ставляться, что почти всё, чего им не хватает, было украдено ар- мянами. Сумгаитский армянский погром (27-29 февраля 1988 г. -- до распада СССР ещё 4 года!) -- это в первую очередь социальная ка- тастрофа. Она случилась не потому, что армяне и/или азербайджанцы особо плохие по сравнению с другими народами, а потому что дал сбой (или был намеренно сломан) механизм сдерживания и перенапра- вления инстинктов, имеющихся у каждого нормального человека. По- грому предшествовали -- с октября 1987 г. -- настойчивые ходатай- ства армян о переподчинении Нагорного Карабаха Армении. * * * О Нагорном Карабахе. Якобы там исконные армянские земли, вхо- дившие в состав разных армянских государств и оказавшиеся в под- чинении у тюркского правителя (хана) только в середине XVIII века. Армянское население Нагорного Карабаха -- якобы не пришлое, а самое что ни на есть местное. Армянские мелики (князья) Кара- бахского ханства вели тайную переписку с российскими властями на предмет лишения Карабаха независимости присоединения Карабахского ханства к России. Впрочем, последний карабахский хан Ибрагим Халил занимался тем же самым (и это увенчалось успехом в 1805 году). Кстати, Нагорный Карабах оказался в составе Азербайджана, а не Армении, не благодаря интригам коварного Ленина (или коварного Сталина) -- разделявшего и властвовавшего -- а благодаря настой- чивости великого сына азербайджанского народа Наримана Нариманова -- председателя ЦИК СССР. Нариманов хотел сделать как лучше... * * * С сайта sabush.sitecity.ru: "Чтобы подавить национальное движение, запретить призывы о национальном суверенитете и не допустить развала СССР, в январе 1990 года в Баку была проведена беспрецедетная по жестокости и цинизму карательная акция советского руководства и жестокая расправа над безоружным населением города. В ночь с 19 на 20 января в Баку были введены войска. Ввод воинских частей и соеди- нений в город сопровождался обстрелами, жертвами которых стали мирные горожане: молодежь, старики, дети - часть безоружного населения Баку, которая или протестовала против вхождения в город непрошеной армии, или случайно оказалась на ее пути. Танками давились машины "скорой помощи", проезжавшие мимо, стоявшие на обочине автомобили, добивались раненые, обстреливались медицинс- кие работники, оказывавшие неотложную помощь на местах. Смерть настигала людей в квартирах, подъездах домов, автобусах и на рабочих местах. В итоге - 131 погибший, 744 раненых, многие из которых навсегда остались калеками." * * * Азербайджанский фильм "Ходжа" ("Xoca") о Ходжалинской резне, случившейся в ночь с 25 на 26 февраля 1992 года. Режиссёр Вахид Мустафаев, 2012 год. Армяне напали ночью на азербайджанский горо- док Ходжалы и перебили там кучу народа, чтобы прибрать к рукам небольшой аэропорт -- единственный в Нагорном Карабахе, способный принимать тяжёлые самолёты. Фильм качественный и сильный. Особен- но впечатлил один вещь: армянским боевикам оказывал артиллерийс- кую поддержку (стрелял по мирным жителям, значит) российский 366-й мотострелковый полк (СССР распался в декабре 1991-го, но как бы ещё не совсем). Согласно фильму, российский офицер ещё и руководил всей операцией, и Россия вооружила армянских боевиков. А ещё русские стреляли из пулемётов по беженцам и отступавшим азербайджанским бойцам. Якобы без приказа. Это уже из Википедии ("Ходжалинская резня"), а не из фильма. Всего были убиты 613 человек, в том числе 26 детей. 150 человек пропали без вести. Плюс 18 исчезнувших (объявленных в розыск) военнослужащих 366-го полка, признанных виновными в бойне. Вспоминает Сергей Бондарев, русский, бывший житель Ходжалы: "Это было ужасное зрелище, которое я никогда не забуду: крепкие, вооруженные до зубов армянские парни стреляют в беззащитных жен- щин и детей, мечущихся по глубокому снегу." (www.kavkaz-uzel.ru) * * * Википедия об Азербайджане: "По данным Всемирного банка, к 2008 году уровень доходов на душу населения достиг 3830 долларов США, однако большая часть населения существует лишь на правительственные пособия." Средняя температура по больнице уже хорошая.

Приложение

Из статьи "Миропорядок двойных стандартов и современный Азербайджан" Рамиза Мехтиева ("Руководителя Администрации Президента Азербайджана"), сайт www.newsazerbaijan.ru: "Как отметил Президент Ильхам Алиев на Бакинском международном гуманитарном форуме, состоявшемся 2-3 октября этого года: 'В Азербайджане все народы живут в атмосфере дружбы и доброжелатель- ности, как одна семья. Никогда в Азербайджане не было противосто- яния, недоразумений на религиозной и национальной почве, и это наше большое достояние: Мультикультурализм - образ жизни в Азербайджане.'." После того, как изгнали армян и тихо выжили часть русских с евреями, противостоять стало действительно некому. И хвала Аллаху: в почти-моноэтничных обществах не тратятся силы на уговаривание этносов не драться. Кстати, именно данный абзац зародил во мне надежду, что удастся вернуться из Азербайджана живым и без крупных повреждений тела. "Наши приоритеты - это строительство демократического, цивилизованного, правового государства, создание самодостаточной экономики, дальнейшее улучшение жизненных условий населения, национальная консолидация на основе традиционных ценностей и любви к Родине." Ну, говорится всегда то, что должно говориться. Мне здесь по- нравилось про самодостаточную экономику. Хорошо, что про это ХОТЯ БЫ ГОВОРЯТ (у некоторых даже говорения нету, а только треск про наращивание взаимной торговли). "На сегодня лишь один наш военный бюджет намного превышает весь бюджет Армении, а продукция модернизированного Военно- промышленного комплекса (ВПК) пользуется спросом уже на внешнем рынке." Время работает на тех, у кого нефть. И это не армяне. "...азербайджанскому народу судьба уготовила прекрасное буду- щее. Это будущее невозможно представить без Президента Ильхама Алиева, который без остатка служит своему народу. Сменив Гейдара Алиева осенью 2003 года на главном посту страны, он еще более обогатил избранную стратегию продуманных действий. Его деятель- ность оказалась революционной, ибо за одно десятилетие привела к осуществлению больших надежд, что, собственно, и предопределяет отношение населения к власти..." Надо думать, американцы и евросоюзовцы усиленно проедают азербайджанцам плеши по поводу свободы-демократии.

Возврат на главную страницу            Александр Бурьяк / Перспективный Азербайджан