Александр Бурьяк

Феерически-фантастический Баку

bouriac@yahoo.com Другие поездки На главную страницу
Если говорить о городе моих мечт, то вот, наконец, и он. Я стал догадываться об этом уже через полчаса прогулки по бакинским ули- цам, а ещё через полчаса уже приходилось собирать силы, чтобы не залиться слезами счастья. Потом это настроение появлялось у меня каждый день в течение всего времени пребывания в Баку. Собираясь в Баку, я реально ОПАСАЛСЯ -- памятуя, что тут побли- зости нечаянно сделали лет 25 назад с армянами. А ведь армянина от азербайджанца по физиономии зачастую даже не отличишь... На деле же оказалось, что эти чернявые небритые страшилища, по виду абреки через одного, -- как правило, милейшие и добрейшие люди, причём весьма общительные, но без назойливости (если не считать таксистов в аэропорту и некоторых продавцов). Не помню, где ещё мне было вот так же психологически комфортно, как среди бакинцев. Я в восторге и от их психологического склада, и даже от их расо- вого типа. У "абреков" рождаются, оказывается, весьма красивые дочери. Потом, чернявость у азербайджанцев ведь УМЕСТНАЯ, южная, -- в отличие от чернявости, скажем, у довольно многих как бы нем- цев. Не думаю, что есть большие расовые несходства между азербай- джанцами, с одной стороны, и греками, итальянцами, испанцами, с другой. Вдобавок азербайджанцы отнюдь не одинаковы между собой по расовым признакам, так что я выделялся среди них скорее не физиономией, а одеждой и обувью, а также манерой бросаться на всё с фотоаппаратом. * * * Касательно предыстории Баку популярные источники противоречат один другому: Википедия (Баку): "Ещё в начале нашей эры современный Апшеронский полуостров находился на дне моря, так как из-за трансгрессии Каспия уровень моря был гораздо выше." Сайт sabush.sitecity.ru: "Археологические раскопки, проведенные в самом Баку и его окрестностях, доказывают существование здесь поселений до нашей эры. О древнем происхождении города говорят также архаические дозороастриийские захоронения, найденные в 1888 году при рытье котлована под фундамент бывшего собора Александра Невского, на месте старого мусульманского кладбища. В котловане были обнаруже- ны древние погребения в виде каменных ящиков в несколько рядов один над другим и могила в виде большого тендира, в котором нахо- дилось шесть-семь человеческих скелетов в полусидячем положении." Чтобы определиться с текстом в этой неопределённой ситуации, я составил следующую обтекаемую формулу: В отличие от Дербента, Ленкорани, Тебриза, Еревана, Батуми и т. п., на месте нынешнего Баку люди с древнейших времён НЕ ЖИЛИ В БОЛЬШИХ КОЛИЧЕСТВАХ -- возможно, потому, что Апшеронский полуостров ещё в начале нашей эры ЧАСТИЧНО являл собой дно моря. Позже бакинцы в основном наверстали упущенное. Поскольку город пережил без значительных повреждений две мировые войны и одну Советскую власть, в нём есть что смотреть. * * * В районе нынешнего Баку одно время даже водились носороги а в районе Еревана -- никогда. На озере Binagadi, полуостров Absheron, нашли носорожий череп возрастом 180 000 - 70 000 лет, и теперь он украшает Музей истории Азербайджана. * * * Азербайджанцы называют свою столицу "Бакы". В Бакы достойны внимания в первую очередь: 1) в Старом городе (Ичери-Шехер): - укрепления Старого города; - Девичья башня -- древняя крепостная постройка в прибрежной части Старого города; - дворец Ширваншахов, XV в.; - Бухарский каравансарай, XIV в.; - Мултанский (Индийский) каравансарай; - Дворцовая мечеть, XV в., в комплексе дворца Ширваншахов; - мечеть Мухаммеда, XI в.; - мечеть Джума; 2) вне Старого города: - Мечеть Тезепир, 1905-1914; - мечеть Биби-Эйбат, шиитская, на берегу Бакинской бухты; - Кафедральный собор Святых Жён-мироносиц; - Лютеранская церковь, ныне используемая как концертный зал; - армянская апостольская церковь Святого Григория Просветителя; - католическая церковь Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии; - старый железнодорожный вокзал; - дворец Мухтарова (в центральной части улицы Истигалийат); Вблизи Баку: - посёлок Мардакан на северном побережье Апшеронского полуостро- ва в 34 км от железнодорожной станции Баку; в посёлке: -- крепость с круглой (в плане) башней, 1232 г.; -- крепость с прямоугольной (в плане) башней, 1187 г.; -- мемориал Пир-Гасан (Пир-Хасан), 1612 г. -- согласно преданию, место захоронения Святого Хасана; -- баня Ханбабы, XIX в.; -- гробница Гаджи Абутураба, 1908 г. -- захоронения азербайджанского мецената Хаджи Зейналабдина Тагиева и его дочи Сары в мавзолее Пир-Гасан; -- Мардаканский дендрарий; -- дом-музей Сергея Есенина (на территории дендрария), прожи- вавшего здесь в 1924-1925 гг. - национальный парк Гобустан (около 64 км на юго-запад от центра Баку, на берегу моря); протяженность с севера на юг -- 100 км, с запада на восток -- до 80 км; в парке: -- наскальные рисунки древних людей; -- римская надпись ("Imp Domitiano Caesare avg Germanic L Julius Maximus Leg XII Ful.") на камне; -- гавалдаш (два): древний каменный бубен; -- грязевые вулканы; -- река Джейранкечмез. * * * Пикантное из истории: поскольку после заключения в 1939 году советско-германского пакта о ненападении СССР начал снабжать Германию нефтью, то Франция и Англия в 1939-м и 1940-м годах стали планировать бомбардировку Баку и оккупацию бакинского нефтепромышленного района. * * * Отели в Баку (трёхзвёздочные, по крайней мере) -- если судить по отзывам -- тот ещё напряг. Из многочисленных раздражительных отзывов: "Шумоизоляция не очень." "Очень скудный завтрак, есть вообще нечего." "Забыли встретить в аэропорту." "На завтраки надо приходить рано, к 10 часам ничего не остается." "Очень высокая слышимость и внутри гостиницы и с улицы." "Было очень шумно из-за машин, кроме того, все разговоры постояльцев с администратором были отчетливо слышны в моей комнате." "Завтраки примитивные, все самое дешевое." "На верхнем этаже практически нет напора воды." "Единственный минус: в нашем номере в ванной при принятии душа било током!!! но мы решили не заморачиваться..." "Расположение в жутком грязном районе. Номера без удобств, нет крючков для полотенец. Не закрываются окна, скудный непригодный завтрак." "Рваная простыня и полотенца." "Вода плохо проходит в канализацию." "Поселили в номер напротив стойки регистрации, в котором было слышно все, что происходило в коридоре." "Шумные друзья администратора." "До 4 утра в холле тусят друзья парня с ресепшен, громко смеются, разговаривают, хлопают дверьми, звонят в домофон, который слышно на весь отель! В 8 утра рум сервис начинает громко разговаривать друг с другом." "Smoke smell at corridors and rooms (Azerbayjan is country for smokers)." "I've booked for 2 nights and when i made the check in they told me that the second night was not anymore available and i had to look for another hotel after 1 night. Full disappointed! Never suggest this place to anyone!" "At night there was a party that lasted after four and we couldn't sleep and the service was so rude." "Very noisy. Staff was laughing loud after midnight. I waked up a couple of times during nights. Blankets were really dirty. No toothpaste. No trash bin in rooms. Only one of them can understand English acceptably. For the rest of staff, you need to know Azeri. Room was not clean when I arrived. One used bottle and two used shampoo were still there. No one cleaned my room during my 2-day stay." И т. д. Про один бакинский отель я даже прочёл, что он mangy [мэйнджи] -- паршивый, чесоточный. Между тем, цены на отели в Баку -- выше, чем даже в некоторых прекрасных городах Европы. "Хиты продаж" трёхзвёздочных отелей от сайта Booking.com (в белорусских рублях): Баку -- от 484 794 Варшава -- от 372 264 Прага -- от 338 341 Вильнюс -- от 252 944 По-моему, азербайджанцы ждут у себя в основном шейхов из района Персидского залива. * * * А то довелось читать ещё такие вот ужасы о Баку вообще: "Становится страшно уже при въезде в ту часть города, обшарпан- ные дома, уставшие злые лица." "Говорить лучше по-английски, так как российских туристов встречают и обслуживают сдержанно-сурово. Для разговорчивых людей: не вздумайте заговаривать с местным населением на политические темы." Всё оказалось не так. Моё собственное впечатление от бакинцев: они редкостно доброжелательные и контактные. Я в много каких го- родах и странах давил своим присутствием аборигенам на психику, и нигде у меня не было столько дружеских разговоров с местными (по-русски и на политические темы), причём не по моей даже, а по их инициативе. Впечатление: бакинцам скучновато вариться в собственном соку, и есть некоторая тоска по советским временам, когда Баку был пестрее в этническом отношении, а ещё много доступнее и соответственно посещаемее. * * * Русский язык в Баку почти отсутствует на вывесках и табличках, но весьма заметен в газетных киосках, на полках книжных магазинов и на обложках компакт-дисков со всяким кино, а ещё нередко слышен на улицах, причём от людей нетуристического вида. Хотя я одевался специфически, бакинцы обычно просчитывали меня как русскоязычного почти мгновенно. Раза три я, правда, был при- нят за американца, один раз -- за немца, но не надолго. В синаго- ге я минуты две выдавал себя за еврея, чтоб не выгнали, но потом сломался, потому что врать очень не люблю. За немца меня было принял один интересный бакинский дядечка, искавший клиентов для своей турфирмы возле Девичьей башни. Дядеч- ка оказался полиглотом-самоучкой: брался говорить по-русски, по- английски, по-фламандски, по-немецки, даже по-баварски (правда, я успел проверить только его русский, немецкий и баварский; баварс- кий -- это когда вроде как по-немецки, но едва понимаешь и дума- ешь, что это голландский или датский). * * * Как из аэропорта "Гейдар Алиев" добираться до Баку. На автобусе 116. Белый небольшой автобус, останавливается метрах в 500 от выхода из аэропорта на никак не обозначенном месте. Отправление каждые 30 минут. Рядом автостоянка. Оплата 30 местных копеек. Билетов нет. Платят ПОСЛЕ ПОЕЗДКИ, на выходе из автобуса. * * * Отель "Avand" ("Благоприятный") -- наверное, самый хороший из дешёвых и самый дешёвый из хороших в Баку. Расположен в 12 мину- тах ходьбы от железнодорожного вокзала и соответственно от стан- ции метро "28 марта". На пересечении двух улиц, но улицы тихие. Район застроен пока что в основном старьём (можно посмотреть и прочувствовать настоящий Баку), но с вкраплениями престижных многоэтажек. Метрах в 700 от отеля -- американское посольство. Все номера отеля -- на 2-м этаже, в основном в 2-этажной пристро- ечке к приличной постсоветской многоэтажке. На первом этаже -- фойе подземного супермаркета, тоже приличного. То есть, ни под, ни над отелем нет источников шума. Ресторан в отеле отсутствует, в непосредственной близости -- тоже, поэтому такое бедствие, как свадьба ночь напролёт, случиться под боком не может. Самые тихие номера -- 116 и 117: они с окнами во двор. Двор -- узкая площадка между многоэтажками, заставленная автомобилями, так что детские крики особо не угрожают. И у бакинцев нет гнусной привычки про- гревать моторы своих легковух с напусканием выхлопных газов в чужие форточки. Внутри отель чистенький, аккуратно оформленный. На стенах никакого модернизма, а только пейзажики в классическом стиле и фотографии старого Баку. В обслуживании работают прекрас- ные люди, обеспечивающие отелю весомую долю его достоинств. На reception по-русски говорят хорошо. Особенно хочу отметить Сабину. Она мне выдала 1) карту города (свою я смог купить позже только в магазине академической книги: в Баку с этим почему-то напряг), 2) карточку для поездок в метро. Сколько идти от отеля до Старого Города, я не знаю. Наверное, минут 40, если чесать прямиком, но я так никогда не делал, потому что есть много чего посмотреть по дороге: достопримечательности в Баку Старым Городом отнюдь не ограничиваются. Из недостатков. В коридоре иногда таки ощущался запах табачного дыма (но в номере вони не было). В номере 117 зимой холодновато (3 окна! но есть кондиционер и электрическая печка). Электричес- кие розетки двойные, но пары дырочек расположены так близко одна от другой, что невозможно одновременно подключить, скажем, холо- дильник и настольную лампу. Вставала трудная проблема выбора... А ещё при душе не было зановесочки, и я из-за этого так страдал, так страдал... Если буду снова в Баку всенепременно остановлюсь в отеле "Avand", номер 117, только возьму с собой электрический удлиннитель. * * * 70% азербайджанцев -- шииты джафаритского мазхаба, 30% -- сунниты. После этнических чисток 1990-х примесь носителей прочих культов очень незначительная. Азербайджан радует своей этнической однородностью. Чужие физиономии, вроде моей, наверное, уже вызы- вают у местных скорее любопытство, чем неприязнь. * * * В бакинском метро вагоны несколько потёртые, зато без рекламы. На станциях рекламы тоже нет. Молодёжь уступает места женщинам и мелким крикливым детям. Оплата проезда в бакинском метро осуществляется посредством многоразовых карточек с микрочипами. Наличные деньги переводятся на карточки в аппаратах, располагающихся в нескольких шагах от аппаратов, к которым эти карточки потом прикладываются, чтобы можно было пройти в метро. Одна поездка стоит 20 местных копеек. Можно перевести на карточки деньги сразу за много поездок. У кого нет карточки, тот просит принять свои деньги на чужую. Это здесь очень обычное дело, так что осуществляется без лишних слов. "Засады" бакинского метро. Засада первая. Поезд, придя на коне- чную станцию, не исчезает пустой в недрах земли, чтобы появиться У ДРУГОЙ СТОРОНЫ ПЛАТФОРМЫ, а просто стоит некоторое время и по- том трогается в обратном направлении ПО ТЕМ ЖЕ РЕЛЬСАМ, по каким пришёл. Засада вторая. Я так и не понял, как здесь пересаживаются с линии на линию (все указатели в метро исключительно на азербай- джанском), но осталось впечатление, что на пересадочной станции "28 марта" две линии бакинского метро проходят ПАРАЛЛЕЛЬНО, то есть, две платформы по разные стороны зала -- это не направления ТУДА и ОБРАТНО одной линии, а какие-то направления ДВУХ линий. * * * Мне показалось, что бакинцы -- не очень большие чтецы китабов и полагают, что лучше послушать ашугов или в театр сходить. Кстати, театров в Баку хватает: это довольно-таки театральный город. И я ведь тоже не сторонник многочтения. * * * Баку имеет отнюдь не плоский рельеф, а вдобавок располагается на вогнутом берегу моря, поэтому является широко обозримым из многих мест, со множеством фасадов и/или крыш, одновременно ока- зывающихся в поле зрения. А ещё ведь в нём размашистые площади имеются. Это создаёт дополнительные сложности для местных архи- текторов, но архитекторы с ними в основном справлялись и справля- ются. Баку -- вечнозелёный город. С платанов листья таки осыпаются, зато с пальм, кипарисов и сосен -- нет. А ещё местами в городе декоративные оливы посажены. Они тоже вечнозелёные (ну, вечно- оливковые, конечно). И в январе на клумбах даже какие-то яркие цветы пребывают в распущенном состоянии. * * * Стратегический замысел, наверное, состоит в том, чтобы сделать из Баку второй Дубай. Климат здесь менее жаркий и более влажный, чем в Эмиратах, а это всё плюсы. Возможно даже, что здесь отстра- ивается большой гадюшник для толстосумов со всего так называемого СНГ. Местной богатой дряни на все эти пышные residences вряд ли набирается. * * * Великий бакинец Бюльбюль (Муртуза Рза оглы Мамедов, 1897-1961) -- оперный певец (тенор), музыковед-фольклорист, педагог. "Бюльбюль" -- в переводе с азербайджанского "соловей". Википедия: "На сцене с 1916 года. Творческий путь начал народным певцом - ханенде, исполнял азербайджанские мугамы и народные песни." "В 1921 году поступил, а в 1927 окончил Бакинскую консервато- рию. С 1927 по 1931 годы стажировался в миланском театре 'Ла Скала'..." "В 1932-1961 годах преподавал в Азербайджанской государственной консерватории, с 1940 года - профессор." "Проделал большую работу в течение более чем 25 лет в области сбора, записи, изучения и публикации народного музыкального творчества. Он инициатор и организатор: оперной студии, кабинета звукозаписи, нотного издательства, специального класса сольного пения, созыва первой музыкальной Олимпиады в Азербайджане для выявления ярких талантов, Всесоюзных вокальных конференций, съездов ашугов 1938, 1961 годах." "Сын - Полад Бюльбюль-оглы (р. 1945), азербайджанский эстрадный певец, композитор и актёр, народный артист Азербайджанской ССР (1982), Чрезвычайный и Полномочный Посол Азербайджанской Республики в Российской Федерации (с 2006)." * * * Великий бакинец Муслим Магомаев (1942-2008) -- оперный и эстрадный певец (баритон) и композитор. Википедия: "Дед по отцу - Абдул-Муслим Магомаев, азербайджанский компози- тор, чьё имя носит Азербайджанская государственная филармония, является одним из основоположников азербайджанской классической музыки." "В 1966 и 1969 годах с большим успехом прошли гастроли Муслима Магомаева в знаменитом театре 'Олимпия' в Париже." "В 1960-е и 1970-е популярность Магомаева в СССР была безгра- ничной: многотысячные стадионы, бесконечные гастроли по всему Советскому Союзу, частые выступления на телевидении. Пластинки с его песнями выходили огромными тиражами." Не мой певец. Что-то пел, да, но из его песен я могу припомнить только "Королеву красоты". Лицо не мужественное (черты мелкова- тые), но хотя бы не вальяжно-кукольно-приторное, как у Элвиса Пресли. * * * Великий бакинец Борис Ванников (1897-1962). Генерал-полковник инженерно-технической службы, министр вооружений (1939-1941), министр боеприпасов (1942-1945), министр сельскохозяйственного машиностроения СССР (1946). Руководитель атомного проекта (1945- 1953). * * * Великий бакинец Владимир Швейцер (1889-1971). Cоветский кино- сценарист и кинорежиссер. Заслуженный деятель искусств Азербайд- жанской ССР. Автор фильмов 'Праздник святого Йоргена' (1930), 'Кащей Бессмертный' (1944), 'Пржевальский' (1951) и других. * * * Великий бакинец Лев Ландау (1908-1968) -- физик, лауреат Нобе- левской премии и кучи прочих наград, создатель школы еврейской теоретической физики. Википедия: "С 1916 года Л. Д. Ландау учился в бакинской Еврейской гимназии, где его мать была преподавателем естествознания." "Необыкновенно одарённый математически, Ландау научился диффе- ренцировать в 12 лет, в 13 - интегрировать. В четырнадцать лет поступил в Бакинский университет, одновременно на два факультета: физико-математический и химический. Вскоре он оставил химию, избрав своей специальностью физику. В 1924 году за особые успехи был переведён в Ленинградский университет..." "С 1929 года по 1931 год находился в научной командировке по направлению Наркомпроса для продолжения образования в Германии , Дании, Англии и Швейцарии. В Берлинском университете он встретил- ся с А. Эйнштейном, в Гёттингене посещал семинары М. Борна, затем в Лейпциге встретился с В. Гейзенбергом. В Копенгагене работал с Нильсом Бором, которого с тех пор считал своим единственным учителем. В Кембридже познакомился с П.Л. Капицей, который с 1921 года работал в Кавендишской лаборатории." "В апреле 1938 года Ландау в Москве редактирует написанную М. А. Корецем листовку, призывающую к свержению сталинского режима, в которой Сталин называется фашистским диктатором. Текст листовки был передан антисталинской группе студентов ИФЛИ для распростра- нения по почте перед первомайскими праздниками." "В тюрьме Ландау провёл год и был выпущен благодаря письму в защиту от Нильса Бора и вмешательству Капицы, взявшего Ландау 'на поруки'." "В 1945-1953 годах участвовал в советском Атомном Проекте. За работу в Атомном Проекте удостоен Сталинских премий (1946, 1949, 1953), награжден орденом Ленина (1949), получил звание Героя Социалистического Труда (1954)." Вне физики Лев Ландау отличился половой распущенностью, дурац- кой "теорией счастья", экстравагантностями и какими-то шутками в еврейском стиле. * * * Великий бакинец Генрих Альтшуллер (1926-1998), автор ТРИЗ (тео- рии решения изобретательских задач), изобретатель, писатель-фан- таст. Родился, правда, в Ташкенте, а умер в Петрозаводске. Из еврейской Википедии: "В 1931 году семья переехала в город Баку (СССР, Азербайджан)." "Поступил в Азербайджанский индустриальный институт. С первого курса нефтемеханического факультета в феврале 1944 года добро- вольно пошёл в Советскую Армию." "Изобретал с детства. Среди его первых изобретений - катер с ракетным двигателем, пистолет-огнемёт, скафандр. Первое авторское свидетельство на изобретение получил в возрасте 17 лет..." "В 1948 году написал письмо Сталину с резкой критикой положения дел с изобретательством в СССР. 28 июля 1950 был арестован бывшим МГБ СССР (Министерство госбезопасности), без суда приговорён Особым Совещанием МГБ к 25 годам лишения свободы. В лагере сделал несколько изобретений. 22 октября 1954 года реабилитирован КГБ (Комитет госбезопасности) при СМ СССР (Совете министров) по ЗакВО (Закавказский военный округ). После освобождения вернулся в Баку, где и жил до 1990 года." "Как писатель-фантаст дебютировал рассказом 'Икар и Дедал' в 1958." "Первые фантастические рассказы составили цикл 'Легенды о звёз- дных капитанах' (1961). Все научно-фантастические произведения печатал под псевдонимом Г. Альтов." "В 1970 году создал в Баку Школу молодого изобретателя, которая в 1971 году переросла в АзОИИТ (Азербайджанский общественный институт изобретательского творчества) - первый в мире центр обучения ТРИЗ." "Преподавал ТРИЗ школьникам с 1970 года. С 1974 по 1986 вёл изобретательский раздел в газете 'Пионерская правда'." * * * Великий бакинец Илья Штемлер (род. в 1933 г.). Написал про Баку эссе "Мой белый, белый город" (1959), про своё детство в Баку -- повесть "Микрофоны и минареты" (1960). В воспоминаниях (беседа с Николаем Крыщуком, "Так легла карта", с сайта www.idelo.ru) рас- сказывает: "Национальных проблем в Баку не было совершенно. В одном дворе жили армяне, евреи, грузины, русские, азербайджанцы -- и ни одно- го слова про национальность. Даже когда в 53-м началась борьба с космополитизмом и заварушка с врачами-убийцами (евреями), я, учась уже на втором курсе института, не перехватил ни одного косого взгляда, брошенного в мою сторону. А в Москве мы знаем, что в это время творилось." * * * Ещё один заметный еврей из бакинского инкубатора -- Юлий Соло- мононович Гусман (род. в 1943 г.) -- всякой российской телевизи- онной бочке затычка, человек с кучей статусов, но без единой ре- альной заслуги (перед русским народом, во всяком случае). Одно время как бы кинорежиссёр, но из его фильмов можно вспомнить только "Не бойся, я с тобой" (1981), в котором что-то есть, но который в целом второразрядный. Пока другие кинорежиссёры в поте лиц работали над "контентом" (Гайдай, Рязанов, Захаров и пр.), Гусман неутомимо мелькал, встревал, организовывал околотворческую суету. Попытка Гусмана завести собственную телепередачу тихо провалилась (Википедия: "В 1999 году - ведущий развлекательной телевизионной программы 'Вечер с Юлием Гусманом' (ОРТ), эту программу вскоре закрыли из-за низких рейтингов."). Этот провал выявил, что русской народной массе мелькучий Гусман со своей вы- раженной еврейскостью на самом деле сто лет как сдался и проле- зать в первый ряд может лишь при поддержке других телевизионных евреев, но никак не зрителей, потому что в сухом остатке он для них никто: большое волосатое пустое место. Из-за подобных деятелей только быстрее плодятся антисемиты. * * * Каждый балкон в Баку норовит стать эркером, каждый эркер -- оказаться заподлицо с новой стеной, сооружённой в 1-2 метрах перед старой. Средний бакинский балкон в зданиях, появившихся до эпохи индус- триального домостроения, раза в два шире нормального хрущёвочно- го. Чтоб было где развернуться. Но соль не в этом, а в том, что бакинцы имеют обыкновение достраивать свои квартиры снаружи, пре- вращая балконы в дополнительные комнаты. Чтобы комнаты выходили попросторнее, он растягиваются по длине и ширине, а чтобы конструкция не обрушалась, снизу нередко добавляются подпирающие столбы из труб -- если соседи снизу не поддержали инициативы расширения жилплощади (а они, как правило, не поддерживают, из чего можно предположить, что дело не в желании, а в том, что, наверное, по местным правилам если дом сохраняет прежние размеры в плане НА УРОВНЕ ЗЕМЛИ, то он существенно не перестраивался и не попал под какую-то ограничительную норму шариата). С точки зрения среднего бакинца, балкон -- это такая заготовка для прилепливания к дому наружной комнаты. Бакинец, не нарастив- ший своей квартиры за счёт балкона, наверное, чувствует, что чашу жизни пронесли мимо. * * * Ещё характерное для Баку -- это постиранное бельё, развешанное местами даже поперёк тротуаров. Бельё на улице говорит о простом и открытом нраве бакинцев и об их вере в лучшее в человеках. Типичный бакинец в общении прост, доброжелателен, вежлив и слегка любопытен. * * * Баку минаретами отнюдь не ощетинился (муэддина довелось услы- шать за неделю раза два). Столицей ханства-то он был, но ханство было маленькое, бедное, и большие помпезные мечети оказывались ему не по силам. Во времена сталинского ампира строительством представительных мечетей как-то тоже не увлекались. Сейчас же вроде как можно и построить что-нибудь с минаретами хотя бы с четырьмя, но есть препятствия неденежного характера: во-первых, хочется быть ближе к Европе, а не к Ираку-Пакистану-Афганистану; во-вторых, теперешние азербайджанцы не особо религиозны (тяжёлое советское наследие), так что у новых мечетей, наверное, была бы низкая заполняемость. Мусульманство азербайджанцев проявляется не столько в религиоз- ных атрибутах и ритуалах, сколько в качестве человеческого мате- риала: здесь не попадаются на глаза волосатые, пирсингатые, тату- ирнутые, с мерзкими постмодернистскими бородёнками и овечьим стадным выражением на расслабленческих мордах. Если, к примеру, в Минске мне иногда хочется заехать ногой по каждой третьей встреч- ной физиономии (а в каком-нибудь Берлине -- по каждой второй), то в Баку об этом вообще как-то не думается: не потому, что больше шанс получить в ответ, а потому что видишь вокруг не дегенератс- кие морды, а нормальные ЛИЦА (пусть и чернявые). С бакинскими женщинами вообще какая-то непонятка: если в том же Минске я могу назвать красивой лишь где-то каждую четвертую встречную даму фертильного возраста (в Берлине -- от силы каждую седьмую, да и та, скорее всего, иностранка), то в Баку -- трёх из четырёх, не реже. Либо так проявляется охмуряющее действие бакинской ауры на мою психику, либо они здесь действительно получаются особенно хорошо. * * * Баку -- не то место, где можно скрываться от рождественско- новогодней суеты. Неистовства здесь заметно поменьше, чем в хрис- тианских столицах, но всё же хватает дураков, считающих, что если они не повзрывают петард под соседскими окнами, то не будет им толком ни манатов, ни счастья вообще. Деды Морозы и Снегурочки здесь тоже маячат в "местах народных гуляний" (рядом, как правило, фотографы). Азербайджан стремится в Европу как на официальном уровне, так и на, можно сказать, народном. Если бы у Пасхи были такие же яркие атрибуты, как у Рождества (белобородый дедок, олени, ёлка с висюльками и т. п.), думаю, подпразднывали бы азербайджанцы и Пасху тоже. Так и до хрислама недалеко. * * * Девичья башня. Имеет 8 этажей. 2-8 этажи связаны встроенными в стену винтовыми лестницами. Сквозной лестницы нет: надо непремен- но пройти несколько шагов по каждому этажу. Толщина стен около 5 метров. Боковой "отросток" -- сплошной (как ребро жёсткости). * * * Яхтами и катерами бакинский берег не уставлен: надо думать, азербайджанские толстосумы в эту сторону свои умишки пока ещё не повернули. А может, их сдерживает отсутствие лёгкого выхода в Мировой океан. * * * В Баку заглядывал Афанасий Никитин на пути в чудесную Индию. * * * В 1723 году Баку был ненадолго занят войсками Петра I. * * * Азербайджанцы с большой пользой для себя побыли в составе России/СССР и, созрев в качестве нации, правильно сделали, что решили жить самостоятельно. * * * Азербайджан -- страна действующих грязевых вулканов : их здесь около 300, а всего в мире -- около 800. * * * Азербайджанцы и азербайджанки предпочитают в одежде чёрный цвет. Зимой, во всяком случае. Ясное дело, это у них следует из народной физики: в чёрном теплее. * * * Азербайджанцы уже почти не носят усов и гигантских кепок. У молодёжи местами вблизи мечетей попадаются жутко окладистые мусульманские бороды, при виде которых тревожно думаешь, что лучше принять, пока не поздно, ислам. * * * Бакинские азербайджанцы набрались от русских много чего дурного. В частности, теперь они пьют, причём не вино даже, а пиво и водку, да вдобавок чокаются. Мой болючий вопрос: пьяные морды. Здесь они таки попадаются. И обгаженные тротуары доводи- лось не раз видеть. Что поделать, Баку -- это не мусульманский мир, а только пограничная его окраина. А ещё азербайджанцы заразились от русских привычкой лузгать семечки. * * * Полиции (POLIS) в Баку много, и одета она в чёрное. ЧЁРНАЯ ПОЛИЦИЯ. Я думаю, в этом не намёк на возможные репрессии против любителей излишней "демократии", а всего лишь любовь азербайджан- цев к чёрному цвету. Вообще же я подозреваю, что азербайджанские полицейские -- из самых добрых и воспитанных полицейских в мире. Я неделю изрядно мозолил им глаза своими воинственными берцовка- ми, но меня лишь пару раз попросили кое-чего не фотографировать. Полиция в Азербайджане разрослась числом, наверное, из-за своей престижности, а не из-за потребности сдерживать криминальную инициативу масс. Азербайджанцы заявляют, что уровень преступности у них низкий, и я этому верю. * * * Половина Старого города в Баку -- это улица Муслима Магомаева (Müslüm Maqomayev küçǝsi) со всякими своими закоулками (döngǝsi). * * * В Баку смертельно опасно передвигаться по тротуарам, не обращая внимания на ситуацию под ногами. Под ногами здесь чего только не бывает -- от выбоин и ступеней, до торчащих металлических штырей. Что есть, то есть. Предупреждаю по-хорошему. * * * Новый Баку -- это среднее между чинным размахом сталинского ампира и крупногабаритной восточной изысканностью в стиле Объеди- нённых арабских Эмиратов. * * * В отношении to piss a little в кустах все бакинские парки чрез- вычайно неудобны. Похоже, их специально устраивали так, чтобы не было никакого piss. А не в кустах радость обходится в 20-30 мест- ных копеек. * * * Новые бордюры в Баку не бетонные, а очень даже гранитные, причём на неглавных улицах тоже. * * * Хватает в Баку и трущоб, и помоек. Ну, так ведь даже у очень красивой женщины отнюдь не все места одинаково приятны для поцелуев. * * * Даже неудобно как-то: ходишь по всяким задворкам, бродишь, а никакая собака тебя не обгавкала, потому как почти нет их тут. Может, у азербайджанцев функцию охранных животных частично взяли на себя коты? * * * В Баку не ездят на мотоциклах, мотороллерах и т. п.: это ниже бакинского достоинства. Здесь даже рокеров не слышно (хвала Аллаху!). * * * Видя иного небритого азера, вспоминаешь задорную песенку: Ты абрек, и я абрек, Оба мы спустились с гор! Ты торгуешь чебурек, Я торгую помидор! А этот абрек, может, всех кошек в округе подкармливает (барань- ими потрохами), а ещё очень душевно "Сулико" поёт... * * * Культ Зейналабдина Тагиева (1823-1924) в современном Азербайд- жане -- это, как я понимаю, частью защитная пропагандистская акция современных азербайджанских толстомордов: они как бы не просто жируют и обарахляются, а копят ресурсы и внутренне готовятся к тому, чтобы меценатствовать, КАК ОН, но ещё дошли до надлежащей кондиции... Согласно тагиевизму, богатые люди -- это не кровососы, не экс- плуататоры трудового народа, а его организаторы, почти что отцы родные. А абсурдное избыточное потребление у этих "отцов" обус- ловлено единственно тем, что без него им невозможно выполнять свою организующую функцию, так как народ не сможет смотреть на них благоговейно снизу вверх и подчиняться с лёгким сердцем их мудрым распоряжениям. Хаджи Зейналабдин Тагиев очень много чего сделал для Азербайд- жана, причём это сделанное функционирует до сих пор, а не только "сыграло свою роль" во времена оные. Скажем, в собственном доме Тагиева сегодня располагается Музей истории Азербайджана (компактный, но очень хороший). Из русскоязычной Википедии: "Он посылал талантливую молодёжь на учёбу в вузы Москвы, Каза- ни, Петербурга, европейские университеты. Он строил здания для школ, оказывал материальную помощь и поддержку интеллигентам. На пособия Тагиева учился и Нариман Нариманов." Нариман Нариманов (1870-1925) -- это очень большой азербайджан- ский человек: писатель, просветитель, врач, большевик, председа- тель азербайджанского Совета народных комиссаров в 1920-1922 гг. С 1922 г. -- председатель Центрального исполнительного комитета СССР. Похоронен в Москве у Кремлёвской стены. В Баку Нариману Нариманову установлен огромный памятник на улице Наримана Нариманова. Продолжение о Тагиеве: "В 1883 году он строит на свои средства здание драматического театра." "У Тагиева есть большие заслуги в области книгоиздания. Инте- ресна история перевода Корана на азербайджанский язык. Реакцион- ное духовенство яростно сопротивлялось переводу Корана, доказы- вая, что изречения Корана суть божественного происхождения, а потому никто не имеет права вникать в их смысл и переиначивать их по-своему. Тагиев отправляет кази Мирмагомеда Керима в Багдад, откуда тот привозит официальное разрешение на перевод. Затем Гаджи заказывает из Лейпцига арабский шрифт и печатает перевод." "Тагиев внёс огромный вклад в развитие образования, открыв первую мусульманскую школу для девушек." "Это была единственная школа европейского типа не только в Баку и Азербайджане, но и во всём мусульманском мире. Школа находилась на Николаевской улице. Сейчас здесь размещается Институт рукописей Академии наук Азербайджана." "В 1895 году Гаджи Зейналабдин Тагиев основал в пригородном посёлке Мардакян школу садовников и цветоводов, заложил в песчанике опытную рощу, пытаясь решить задачу озеленения Баку." По инициативе и при финансовом участии Тагиева был построен и в январе 1917 года начал работать бакинский водопровод, доставляю- щий воду с удаления 190 км от города. Водопровод эксплуатируется до сих пор. До посёлка Насосный близ Сумгаита вода движется самотёком. * * * Баку -- это блеск и нищета в одной упаковке. Блеска всё больше, нищеты всё меньше. Если Аллах ниспошлёт Азербайджану ещё 20 лет спокойной жизни и высокие цены на нефть и газ, то Баку превратит- ся в один из самых благоустроенных и зрелищных городов мира. Бо- гатые здесь уже более-менее обустроились, осталось обустроить бедных. Верю, что после того, как азербайджанцы допричешут Баку, они возьмутся за обустройство страны вообще. Всё получится у них прекрасно, если только перестанет расти численность населения. * * * Степень моего теплейшего чувства к Баку зашкаливает. Мне нра- вится в нём ПОЧТИ ВСЁ, а главное -- ЛЮДИ (тогда как, скажем, в собственно Европе мне нравилось почти всё, КРОМЕ ЛЮДЕЙ). Никакой другой город не доводил меня до такой степени восхищения, как Баку. У блистательного Баку есть в моих глазах только один большой недостаток: этот город далековато от моего дома.
Баку
Феерически-фантастический Баку.
Баку
Площадь ....
Баку, чёрт побери
Здесь поскальзывались на банановой кожуре Юрий Никулин и Андрей Миронов и говорили "Чёрт побери!".
Баку
Здесь не отчётливо, но видно, что дом постепенно утолстился на ширину своих балконов.
Баку, самый широкий балкон
Чемпион моего конкурса "Самый широкий балкон в Баку". Улица Абдуллы Шаика.
Баку
Шкаф для оставления ненужных книг и отыскания нужных. Старый город, рядом с остатками подворья последнего дороссийского правителя Баку.
Баку
Бакинская Старая синагога радостно примет и вас тоже. Старая синагога располагается почти там же, где и Новая, -- на улице Rasul Rza.
Еврейская жизнь в Азербайджане не кипит, но ещё как теплится. На сайте www.stmegi.com нашлась даже такая вот новость ("Делега- ция еврейской общины Азербайджана провела в Лос-Анджелесе ряд встреч", 04.02.2015): "Азербайджанская делегация в Лос-Анджелесе в составе Гюндуза Исмайлова - зампредседателя Госкомитета по работе с религиозными организациями (ГКРРО), Евды Абрамова - депутата Милли Меджлиса, Милиха Евдаева - председателя бакинской религиозной общины горских евреев и Авраама Исакова - раввина общины в сопровождении генконсула Азербайджана Насими Агаева встретилась с членами городского правления Комитета по американо-израильским связям. На этой встрече Евда Абрамов проинформировал о положении евреев в Азербайджанской Республике, о равноправии всех народностей, отметил высокий уровень отношений между Азербайджаном и Израилем. Милих Евдаев рассказал об истории горских евреев в Азербайджане и о традиционно добром отношении к иудеям, живущим в этой стране уже 25 веков. Гюндуз Исмайлов рассказал о взаимоотношениях государства и религии и о давних традициях веротерпимости в Азербайджане, подчеркнув, что государство постоянно оказывает материальную помощь религиозным общинам." Оказывается, существует "Региональный общественный благотвори- тельный фонд горных горских евреев". "В числе благотворительных программ Фонда - обеспечение кошерной мацой, распределение бла- готворительных наборов нуждающимся." (сайт www.stmegi.com). Если кто думает, что горские евреи живут в горах, тот ничего не понял в еврействе. Всё тот же сайт www.stmegi.com: "3 февраля 2015 года в московской общине горских евреев, в ешиве 'Шаарей Кедуша', отпраздновали Новый год деревьев - празд- ник Ту би-Шват." Там же про ещё одну колонию горских евреев на равнине: "В минувшую среду, 7 января, в городе Франкфурт-на-Майне состо- ялась собрание совета директоров общины горских евреев Германии. После изучения всех важных документов, требующихся для создании общины, члены совета директоров единогласно избрали Орхана Шафадияева председателем горско-еврейской общины Германии." Горские евреи рулят. Подозреваю, что, там вся горская община состоит из вот этих самых директоров. Кстати, с целью компенсации расползания этих еврейских горцев по равнинам Евразии я предлагаю основать равнинско-еврейскую общину Азербайджана -- для бывших равнинных раввинов евреев, переселяющихся в горы на освобождённые места. Как коренной равнинник, я готов стать её председателем и поменять своё имя на Искандера Вольдемар-оглы Бурьякаева. Впрочем, некоторые из горских евреев хотя бы ездят в горы на экскурсии. Сайт www.stmegi.com: "24 января более 100 представителей горско-еврейской общины Акко выехали на гору Хермон." А вот и загадочная новость с того же сайта (29.01.2015): "В Баку, с официальным визитом побывала делегация из города Акко во главе с мэром города Шимоном Ланкри, по приглашению председателя Госкомитета по делам религий Азербайджана Мубариза Гурбанлы и при поддержке Бакинского центра мультикультурализма . Главной темой поездки стало строительство в Акко Азербайджанс- кого Дома имени Гейдара Алиева, который будет создан в рамках создания культурного центра наследия евреев Кавказа 'Тикватейну - Наша надежда'." И на что ж они там, интересно, надеются? Продолжение: "Как рассказал Шимон Ланкри в беседе с нашим корреспондентом, визит прошел на самом высоком уровне: 'Меня очень впечатлило все, что я здесь увидел. Очень красивый город, приветливый и гостепри- имный народ и, конечно, удивительный еврейский поселок.'" В Баку?! Вот те на... И где ж это именно? Сайт www.stmegi.com (27.10.2014): "В Еврейском доме Баку накануне минувшей субботы активисты молодежной еврейской организации 'Гилель' рассмотрели планы работы на 5775 год." Ну, это всё-таки не 5775-й год работы организации, хотя сначала я тоже вздрогнул... Не так-то просто попасть в бакинскую синагогу и уйти из неё живым. Сайт www.stmegi.com (14.01.2015) "Бакинские синагоги Баку охраняются полицией с середины 1990-х, и, учитывая возросшую террористическую угрозу со стороны 'Исламс- кого государства', сейчас в еврейские молитвенные дома кто-либо из посторонних может войти лишь с разрешения правления религиоз- ной общины." Куда ещё пойти в Баку, кроме синагоги и Еврейского дома. Сайт www.stmegi.com (18.06.2014) "Религиозная община горских евреев Баку приступила к масштабной работе по благоустройству в столице Азербайджана исторического еврейского кладбища, где за более чем столетие упокоились многие тысячи евреев." Сайт www.stmegi.com (02.09.2014) "Азербайджану из Израиля будут поставлены шесть современных ракетных катеров Saar 62 плюс шесть сторожевых катеров Shaldag Mk V, сообщает журнал IHS Jane's 360." Азербайджан определённо таки дружит с Израилем, причём на чуть-чуть антироссийской почве. Дело в том, что Россия несколько "достаёт" и Азербайджан (своей поддержкой Армении по поводу Карабаха), и Израиль (своей поддержкой арабов Палестины). Программное, оттуда же (14.12.2014): "...в синагоге Красной Слободы верующие вознесли Вс-вышнему мо- литвы за упокоение души Гейдара Алиева, поистине великого патрио- та и человека, чьи исторические слова - 'Евреи в Азербайджане мо- гут жить спокойно!' - помнят во всех еврейских домах республики." А вот всё же и азербайджанско-еврейский "негатив", с того же сайта (06.12.2014): "НА ЕВРЕЙСКОМ КЛАДБИЩЕ ШЕМАХИ - ВАНДАЛИЗМ. На кладбищенской стене у входа установили черную мраморную плиту с максимально информативной надписью 'Еврейское кладбище' на иврите и азербайд- жанском языке. Плита была увенчана древним символом народа Израи- ля - звездой Давида. Именно по этому вечному символу вандалы- антисемиты и нанесли основные удары." Уточним здесь только, что "звезда Давида" не является ДРЕВНИМ символом народа Израиля, а постепенно стала символом еврейства приблизительно к концу XVIII века. Ещё "негатив" из того же чистого источника (28.08.2014): "Тревожные новости поступили сегодня из Кубы. Субботний покой председателя еврейской религиозной общины Красной Слободы Бориса Симандуева и его семьи был нарушен ранним утром, когда трое бан- дитов обманным путем ворвались к нему в дом и, перевязав руки и ноги, а также угрожая холодным оружием, требовали получить дра- гоценности и наличные в доме. Избивая этих двух пожилых и перевя- занных людей они требовали заполучить ключ от синагоги, хранящий- ся у Бориса Симандуева, чтобы ограбить молельный дом." Абреки напали на горцев. * * * При подготовке предшествующего фрагмента текста я вдруг ярко почувствовал себя какой-то перелётной мухой. Да, я бываю здесь и там, но никому нет до этого дела. Я бы птицей назвался, но птицы людьми худо-бедно замечаются, а муху видят только в совсем уж близи -- и от неё лишь отмахиваются, тогда как птицу и покормить за просто так могут. Я в этом мире существую как бы в ДРУГОЙ, не человечьей, а, может быть, именно мушьей плоскости: для думающего и пишущего человека у меня настолько низкий уровень социализиро- ванности, что иным образом его не истолковать.
Баку
Уже не характерное, а так, местами сохранившееся в Баку. Держалка для красного флага.
Баку
Финалист моего конкурса на самый живописный дворик в Баку.
Баку
Вот так надписана в Баку улица Гоголя Николая Васильича. В целом у азербайджанцев нет стремления разобраться с бывшим "старшим братом" за всякие прошлые недоразумения, начиная с захвата Баку войсками Петра I.
Баку
Из чего сделан Старый Баку (да и новый частично тоже). Из материала двух разновидностей, хотя и одного цвета: 1) из ракушечника, 2) из песчаника. Это ракушечник.
Баку
Кот бакинского защитного окраса. Продукт местного естественного отбора. Ну, я тоже был приблизительно в этих тонах.
Баку
Бакинская Опера. Внешне скромнее, чем парижская, зато эффектнее, чем миланская. Насыщенный "модерн" в его лучших особенностях. За голоса тоже, говорят, стыдиться не приходится. Вообще, Баку -- город театров. Как ни странно (я намекаю на телевизор), они работают.
Баку
Финалист моего конкурса на лучший бакинский перекрёсток.
Баку
Один из бакинских архитектурных шедевров досоветской эпохи -- здание филармонии.
Баку
Герб Баку, Девичья башня и дом, в котором останавливался генерал де Голль. Три как бы ладони в центре герба -- это три языка пламени.
Баку
Даже генерал де Голль нашёл время посетить Баку -- в ноябре-декабре 1944 года. Улица Нефтяников, дом справа от Девичьей башни, если стоять к ней передом, а к морю задом.
Баку
Это двор весьма представительного дома на пересечении улицы ... и улицы Низами. На верхних этажах расширительный порыв был явно сильнее, чем на нижних.
Баку
А вот фасад этого дома.
Баку
Вот это до ностальгической боли в сердце знакомо по Стамбулу, а здесь присутствует пока что в единственном экземпляре. Улица Низами.
Баку
Архитектурная пропаганда могущества Советской власти. Слева внизу трибунка, с которой принимали парады трудящихся.
Баку
Баку ночью под Новый год. Страшные тёмные закоулки, по которым рыщут злобные щетинистые абреки с кинжалами, ищущие, кому бы хоть за что-нибудь кроваво отомстить...
Баку
Хотелось застать в Баку и что-то из этого, но уже не получилось. Откуда передрал, НЕ ПОМНЮ.
Баку
Бакинские работяги обедают.
Баку
Торговля сувенирами в Старом городе.
Баку
Похожие фонтаны-то и в Париже отыщутся, но чтобы фонтан на фоне средневековой крепостной стены, так это только в Баку.
Баку
Характерная парковка по-бакински. Какого-нибудь немца от такого возмутительного зрелища может кондрашка хватить.
Баку
Великий бакинец Хаджи Зейналабдин Тагиев (1838-1924) в нише бывшего собственного дома, в котором теперь Музей истории Азербайджана.
Баку
Фото со стенда о Бакинской школе морской авиации, созданной в годы Первой Мировой войны и расформированной в 1918 г. большевиками. Музей истории Азербайджана.
Со стенда в Музее истории Азербайджана: "БАКИНСКАЯ ШКОЛА МОРСКОЙ АВИАЦИИ. 22 ноября 1915 года с участием более 500 видных общественных деятелей состоялось торжественное открытие первого военного учи- лища в Азербайджане -- бакинского отделения Офицерской школы морской авиации. 25 февраля 1916 года школа получила статус само- стоятельной Бакинской школы морской авиации. Все расходы по строительству пристаней, специальных спусков для гидропланов, ангаров и других зданий оплатила городская управа Баку. Огромный вклад в создание школы ванёс Мамед Гасан Гаджинс- кий, выпускник Петербургского технологического института, глава управы. С ноября 1915 по ноябрь 1917 года в школе были подготовлены 40 офицеров и 17 нижних чинов, выпущены 20 морских лётчиков. Средняя численность самолётного парка -- 20-25 единиц. Помимо подготовки кадров морской авиации в школе были впервые испытаны гидропланы М-9, М-7 Д. П. Григоровича, аэроглиссер И. И. Голенищева-Кутузова, М-10, М-15 А. Н. Седельникова, лодочный ис- требитель Е. Р. Энгельса. В июле 1918 г. Бакинская школа морской авиации была расформиро- вана большевиками Бакинского Совета."
Баку
Вид из Нагорного парка.
Баку
Исмаилия. Одно из самых красивых и странных зданий в Баку. В 1918 г. его подожгли армянские националисты.
Баку
Прощание с Баку. Город, кусочек которого хочется тайком пронести с собою через таможню.

Возврат на главную страницу            Александр Бурьяк / Феерически-фантастический Баку