Александр Бурьяк

Длинный, старинный, ветрено-пыльный
городок Мардакан

bouriac@yahoo.com Другие поездки На главную страницу
Мардакан (армянский вариант: Мардакян; по-азербайджански Mǝrdǝkan) -- городок к северо-востоку от Баку, в 34 км, если мерить от бакинского вокзала. В Мардакане: - крепость с круглой (в плане) башней, 1232 г.; - крепость с прямоугольной (в плане) башней, 1187 г.; - мемориал Пир-Гасан (Пир-Хасан), 1612 г. -- согласно преданию, место захоронения Святого Хасана; - баня Ханбабы, XIX в.; - гробница Гаджи Абутураба, 1908 г. - захоронения азербайджанского мецената Хаджи Зейналабдина Тагиева и его дочери Сары в мавзолее Пир-Гасан; - Мардаканский дендрарий; - дом-музей Сергея Есенина (на территории дендрария), прожи- вавшего здесь в 1924-1925 гг. Топоним Мардакан произошёл от этнонима "марди" -- названия оби- тавшего в этих местах племени (или союза племён). Марды упомина- ются в "Истории" Геродота: "Племен персидских много. Кир собрал часть из них и убедил от- ложиться от мидян. Вот эти племена, от которых зависят все оста- льные: персы, пасаргады, марафии, маспии. Из них самые благород- ные -- пасаргады, к которым принадлежит также род Ахеменидов (откуда произошли персидские цари). Другие персидские племена -- это панфиалеи, дерусиеи, германии. Все упомянутые племена занима- ются земледелием, прочие же -- даи, марды, дропики -- кочевники." Мардакан -- городок несколько проблемистый. Первая проблема, с которой сталкиваешься в связи с Мардаканом, -- это выучивание его названия. Я всё время сбивался на Марбакан, Мадракан, Мордакан, Мадуракан, Мудакан и т. п. Вторая проблема -- отсутствие хоть какого-нибудь стенда с картой местности и достопримечательностей на ней. Чтобы что-то в Мардакане отыскать, надо неимоверно напрягать понималку и интуи- цию (верю, что они от этого развиваются чрезвычайно). Третья проблема -- жуткий траффик на главной улице. Мардакан устроен следующим образом: длинная-длинная вонючая главная авеню со сплошным потоком автомобилей, а по сторонам её -- санатории (!!!, впрочем, частью уже бывшие) и унылые кривые улочки (скорее, проходы между заборами). Длинный, старинный, ветрено-пыльный городок Мардакан, местами поросший хвойными деревьями, нагоняющими на всех блаженную дрёму, считается курортным. Насколько можно понять, лечащихся здесь от- паивают минеральной водой, а ещё их в ней отмачивают. Море про- глядывает местами вдали, километрах в двух от главной улицы. То ли Сергей Есенин жил в мардаканском дендрарии (возле какой- нибудь Шаганэ), то ли дендрарий образовался вокруг места, освя- щённого великим поэтом. Вход в дендрарий стоит 8 манатов (это 8 евро). За радость посмотреть на травки и бывший домик Есенина это многовато (для сравнения: доступ во дворец ширваншаха обходится в 2 маната всего лишь). После примерно пяти расспросов я кое-как вышел на свою основную цель -- на Мардаканскую крепость (которая с прямоугольной в плане башней) -- и приступил к осаде но вход в неё оказался запертым. Рядом с крепостью находится работающая мечетька (кубик с купо- лом), но я с ужасом подумал о долгой расшнуровке-зашнуровке бер- цовок и сказал "НЕТ" (наверное, мой разум был временно помутнён в результате затяжного похода к крепости). Эта крепость хотя бы видна метров за 200. Искать аналогично методом расспросов баню и гробницу я поленился не стал, чтобы не расстраивать местное население по поводу его неспособности толком объяснить. Здешний старожил уверял меня, что где-то неда- леко имеется ЕЩЁ ОДНА крепость, но я, покружив по окрестностям, не нашёл ничего, кроме кладбища. Мардаканцы помогали мне, как могли, и мило демонстрировали своё не такое уж плохое знание русского языка, но они попадались не на каждом повороте. От чего "тащился" в Мардакане Сергей Есенин, я не знаю. Может, в его время здесь было больше естественных видов -- с соснами всякими. Наверняка сохранялись ещё виллы бакинских нуворишей (позже переделанные в санаторные корпуса, которые к настоящему времени уже частью поразваливались). С балкончиков вилл, навер- ное, можно было видеть цветущие сады и море. И автомобилей-то точно почти не было. Улочки в Мардакане хоть и кривоватые, но не особо узкие, так что два легковых автомобиля в основном разъехаться могут. Надо думать, застройка велась по большей части после того, как автомо- биль вошёл в нашу жизнь так, что теперь его из неё не выпрешь. Эти улочки -- в проводах и трубах (что идёт по трубам -- вода или газ -- я узнать не успел: сильно захотелось обратно в Баку). Ста- ринной восточной застройкой они не выглядят, а выглядят современ- ным провинциальным тяп-ляпом, как Аллах на душу положит. Дома, какие были видны из-за заборов, не несли на себе ни малейших следов попыток сделать хоть какой-нибудь декорум. Сказал бы я "сараи с окнами", но "сарай" -- это по-азербайджански "дворец". Похоже, декоративно-творческие силы азербайджанского народа тратились и тратятся в основном на великий Баку (точнее, на его центр). Боюсь, что 90% мелких населённых пунктов в Азербайджане -- это вариации Мардакана. Проверять нет желания: оно выветрилось на пыльных мардаканских улицах. Из-за обилия автомобилей хождение по Мардакану -- это издева- тельство над собственным организмом. Какие тут к чертям санато- рии?! Автомобильные вонь и пыль делают бессмысленными придорожные насаждения, тем более -- бульвары и парки. Автомобили существенно мешают азербайджанскому народу жить, только он этого ещё не пони- мает. Дешёвая собственная нефть -- это не только благо, но и непреодолимый дурной соблазн. Верю, что у Мардакана имеются ландшафтные задатки для того, чтобы стать местным филиалом рая, но сначала надо избавиться от автомобилей. Во времена Есенина, наверное, здесь можно было тво- рить, в моё же время здесь благоприятно, по-моему, только для ру- гани. Кстати, скрываться от мира в дендрариях -- это неправильно: надо стремиться к тому, чтобы дендрарием стал весь мир. Как добираться до Мардакана: автобус 141 от станции метро "Нефтчилер" ("Нефтяники"). Ехать приблизительно 40 минут в разби- том автобусе, выходить к крепости сразу после скверика с беседоч- кой (скверик -- по левую сторону от дороги). Дендрарий же с Есе- ниным -- километрах в двух дальше по пыльной улице. * * * В связи с непритязательностью мардаканской массовой застройки подумалось следующее. Невзрачность внешнего вида строений имеет существенную защитную функцию: чем ущербнее выглядит снаружи дом или, скажем, целый посёлок, тем меньше вероятность того, что на него соблазнятся завоеватели, грабители, воры. * * * Спрос на мардаканы как курорты резко упал, потому что для массы трудящихся бывшего СССР открылась возможность летать в Турцию, Египет, Эмираты, Таиланд и т. п.: там море теплее, экзотика ярче, сервис налаженнее. И там есть чарующее ощущение ЗАГРАНИЦЫ (осо- бенно острое оно у бывших советских "невыездных"), тогда как Азербайджан (или, скажем, Грузия) в роли ДРУГОЙ СТРАНЫ пока что воспринимается слабовато. * * * Потомки Зейналабдина Тагиева до сих пор проживают в Мардакане на его даче. В Азербайджане некоторые выражали недовольство тем, что Тагиевы сделали Пир Гасан своей фамильной усыпальницей. На это внучка Зейналабдина, Сафия ханум Абдуллаева-Тагиева, ответила следующее (vyshka.azeurotel.com): "Никого из рода Тагиевых в мемориале 'Пир-Хасан' хоронить больше не будут. После переезда на Родину на постоянное место жительства моя семья приобрела на мардакянском кладбище участок земли, где мы и перезахоронили останки моего мужа. Есть здесь место и для других членов нашей семьи." Насколько удалось понять, погребальные события в тех местах развивались таким образом: сначала по настоянию Зейналабдина Тагиева в Пир Гасане похоронили ахунда (учёного-богослова) Абу-Тураба. Потом над могилой Абу-Тураба бакинский капиталист, земляк его Муртуза Мухтаров, построил (чужими руками) мавзолей. Потом в этот мавзолей подзахоронили Зейналабдина. Потом Советская власть попыталась всё нести, но мардакянцы сказали НЕТ, и снесли только мечеть рядом с мавзолеем. Потом, в позднеперестроечную эпоху, были восстановлены могильные плиты и воодружены бюсты. * * * Откуда взялся мардаканский дендрарий. Нашлось в интернете сле- дующее: "В 1926г. известным ботаником академиком Н. И. Вавиловым в по- селке Мардакян на полупустынном Апшеронском полуострове, на базе бывшего пригородного совхоза был организован Восточнозакавказский филиал Всесоюзного института прикладной ботаники и новых культур. После реорганизации в 1930г. филиал вошел в систему Всесоюзного института растениеводства как его отделение, а в 1936г. получил название Опытной станции сухих субтропиков. С 1945 по 1964г. здесь находилась Мардакянская научно-экспериментальная база Института садоводства, виноградарства и субтропических культур. За первое десятилетие существования здесь было собрано около 700 видов и разновидностей древесных и кустарниковых растений субтро- пического происхождения, большинство из которых успешно проходили испытательный срок акклиматизации. Постепенно были отобраны наиболее стойкие и нужные для народного хозяйства растения, такие как эвкалипт, лавр благородный, мирт обыкновенный, маслина европейская и другие. Из 15 тысяч видов, разновидностей, форм и сортов, полученных Н.И.Вавиловым из разных уголков земного шара, удалось акклиматизировать 400 видов декоративных древесных и кустарниковых растений, 868 сортов субтропических плодовых культур (гранат, инжир, унаби, маслина, фисташка и др.)." В позднесоветский период дендрарий оказался не совсем востре- бованным.
Мардакан, главная улица Главная улица Мардакана. Как бы бульвар с автотрассой по обе стороны. Всё бы ничего -- на фотографии, а в реальности многовато вони и пыли от автомобилей. Да и попасть на прогулочную дорожку проблематично: того и гляди под колёсами окажешься.
Мардакан, полицейская академия Ворота Мардаканской полицейской академии. Кому-то "наверху", похоже, очень нравились американские фильмы "Полицейская академия". СЛУЖИТЬ И ЗАЩИЩАТЬ.
Мардакан, Есенин Памятная доска Сергею Есенину на заборе дендрария на главной улице Мардакана. На доске: Прощай, Баку! Прощай, как песнь простая! В последний раз я друга обниму: Чтоб голова его, как роза золотая, Кивала нежно мне в сиреневом дыму. Рядом на заборе (слева за кадром): "Здесь в селении Мардакяны в 1924-25 г. жил и творил великий русский поэт Сергей Есенин." (Надо думать, стихов Мардакянам Есенин не посвятил.)
Мардакан, минимализм Минимализм по-азербайджански. Пока что далеко не у каждого в Азербайджане есть деньги на личный легковой автомобиль размерами с микроавтобус.
Мардакан, Рождество К Рождеству по-мардакански. Католическое Рождество спокойно и без псевдоумных догматических вопросов было неофициально перенято мусульманским Азербайджаном, живущим на одной волне с Европой. Хрислам в действии.
Мардакан, улица Колхозная Улица Колхозная (Колхоз кючеси).
Мардакан Заброшенная телевизионная мастерская позднего советского и/или раннего постсоветского времени. Когда-то азербайджанцам удавалось даже чинить телевизоры. Теперь проще выбрасывать их и покупать новые.
Мардакан, крепость Мардаканская твердыня. По размерам и устройству -- скорее крепостица или замок. Рвов вокруг стен нет (может, когда-то были, но позже забились песком).
Мардакан, крепость Ворота Мардаканской крепости. Красота в ущерб защищённости: подкатывай таран и долби пушку и стреляй. В правильно устроенной крепости её ворота -- вне прямой видимости снаружи.
Мардакан, крепость Стена Мардаканской крепости. Несколько зареставрированная, да. Естественным образом все эти выступы и зубцы несколько столетий такими вот не продержались бы даже в местном суховатом безморозном климате.
Мардакан, крепость Во дворе Мардаканской крепости. Надо внимательно смотреть под ноги.
Мардакан, улица Типичная улица в Мардакане (только не с каждой улицы видна мечеть). Трубы над улицей -- предположительно водопроводные. Зарывать их в каменистую почву, конечно же, было трудно, но основная руководящая мысль, наверное, звучала как "для быдла и так сойдёт". Если электрические провода болтаются в воздухе и мешают фотографировать мечети, то почему не болтаться и трубам?
Мардакан, кладбище Мардаканское кладбище (да простят меня мардакяне, если что). Можно обратить внимание, что на надгробиях не просто звёзды, а звёзды с этаким едва заметным полумесяцем. Мусульманский вариант символа советской власти. На втором слева надгробии заметны чётки.
Мардакан, тендир Заброшенная тендирня уличная пекарня с тендирами. Тендир -- круглая печка, вроде колодца. Здесь их две. Хлеб выпекают в тендире, ПРИЛЕПЛЯЯ лепёшки (отсюда название?!) к его внутренним стенкам.
Мардакан, фонтан Надписи на бордюре фонтана в одном из санаториев, который во время войны 1941-1945 гг. использовался как госпиталь. По этому широкому бордюру когда-то гуляли выздоравливавшие раненые, кто могли.
Мардакан, санаторий Статуи-калеки в огромном заброшенном фонтане в одном из санаториев, который во время войны 1941-1945 гг. использовался как госпиталь.
Мардакан, дача Асадуллаева Текст над воротами: "ДАЧА Ш. АСАДУЛЛАЕВА, 1901 г.". Ворота замурованы, но вход, разумеется, где-то есть. Надо понимать это так, что до революции 1917 года Мардакан считался подходящим местом для богатых вилл.
Мардакан, санаторий Полуразвалившийся бывший санаторный корпус. Когда-то на этой террасе справляли свой праздник жизни советские избранные (не самые-самые, конечно, а так, среднего уровня).
Мардакан, многоэтажка Мардаканская многоэтажка. Обратим внимание на всё.
Мардакан Милое беззащитное существо прожило безымянным и никем особо не любимым и скоро будет разделано на шашлык прямо на улице, чуть правее. Посредством моего фото оно хотя бы оставит след. Азербайджанцы в вопросах снабжения себя мясом очень непосредственны: похожую сцену довелось наблюдать даже в Баку, в Старом городе. Надо, наконец, решиться на вегетарианство.

Возврат на главную страницу            Александр Бурьяк / Длинный, старинный, ветрено-пыльный городок Мардакан