Бенякони -- деревня в Вороновском районе Гродненской области,
с железнодорожной станцией на линии Лида-Вильнюс и пограничным
переходом на литовскую сторону. По белорусским меркам не совсем
ещё дыра, но всё-таки. В такие места туристят разве что упёртые
белорусские националисты, которым горит приобщаться к корням --
и разбираться в проблеме, а почему в наших краях всё как-то не
совсем путём уже чёртову кучу лет.
Бенякони впервые упоминаются за 1529 годом -- как владение
великого князя литовского Сигизмунда Августа. Позже Беняконями
владели Чаплинские.
Польский дворянский род Чаплинских происходит из селения Чаплин
в Мазовецком воеводстве. Берёт начало где-то в XV веке. Чарли
Чаплин (Charles Spencer Chaplin, 1889-1977), возможно, к селению
Чаплину не имеет отношения. Гелена Чаплинская -- вторая жена
Богдана Хмельницкого.
Беняконийский (ладно, беняконьский) костёл Святого Иоанна Крес-
тителя -- не убогий, но и не выдающийся. Не особо старый (постро-
ен в 1900-1906 гг.). Для сельской глубинки сойдёт.
Животноводческое хозяйство местного ксёндза -- как бы небольшой
сельский зоопарк съедобных зверей и птиц, для белорусского села не
особо свойственных. Есть, к примеру, овцы. Ещё имеется пасека, и
ксёндз продаёт по божеской цене очень хороший мёд.
* * *
Про хозяйственного беняконьского ксёндза, который продал мне
отличный мёд. Ещё бы с тысячу вот именно таких "солдат Ватикана",
да ещё объединить их в особую ассоциацию, и ненька Беларусь бы
лет через пять оторвалась от Русского мира зацвела в хорошем
смысле.
В концептуальном отношении такие ксёндзы, может, и "опускают"
население, успевше чего-то хватануть из добротного советского
образования, но в бытовой и в хозяйственной сферах они, наоборот,
поднимают -- и существенно.
В теперешней проблемной Белоруссии ксёндзы на деревне -- реаль-
ные культуртрегеры: заменили в этой роли учителей, библиотекарей
и кинопрокатчиков. Они -- единственный слабый противовес мерзкому
телевидению, а где-то и мерзкому интернету.
Ещё раз выражаю сожаление о том, что правильные ксёндзы не раз-
множаются хотя бы почкованием. Но есть слабая надежда на генную
инженерию.
* * *
Марыля Верашчака (по польски Maryla Wereszczakowna, 1799-1863)
-- шляхтенка, в которую втюрился Адам Мицкевич то ли в 1818, то
ли в 1819 г. Она его проигнорировала, потому что собиралась замуж
за графа Путткаммера (Puttkammer), под чьей фамилией и была позже
похоронена в Беняконях в статусе графини. Каким-то боком всё-таки
привнесла в местную землю кусочек мицкевичской благодати.
Выдающийся беняконийский костёл Святого Иоанна Крестителя.
Построен в 1900-1906 гг.
Погост для избранных при костёле. Первое слева
высокое надгробие - над могилой Марыли Верещаки,
возлюбленной Адама Мицкевича.
Правильный беняконийский ксёндз привечает
добрым словом туристов-националистов.
Птичник ксёндза, не желающий спокойно позировать.
Общительный беняконийский друг народа. Обычно цепные псы
злобны, но этот попал под благотворное влияние ксёндза.
Железнодорожная станция Beniakonie на фото 1939 г.
(= за польскiм часам).
Возврат на главную страницу Александр Бурьяк / Бенякони как деревня с правильным ксёндзом