Больтеники -- деревня Вороновского района Гродненской области.
Основная достопримечательность там -- построенная в 1895 г.
усадьба Путткаммеров. Это одна из наиболее сохранившихся дворянс-
ких усадеб в Белоруссии. Архитектурный стиль -- скромная красно-
кирпичная романика.
По лесочкам в районе усадбы Путкаммеров польскоязычный еврей
Адомас Мицкявичус, знакомый Пушкина и тоже поэт, якобы бегал за
Марией Верещако: освящал собой эту местность. Вот хотя бы такая
благодать не горит, не расхищается и за пару-другую сотен лет
почти не выветривается.
Путткаммеры -- богатый дворянский род, обитавший в Польше и
Великом княжестве Литовском, но главным образом в Германии. Лока-
лизовался в Поморье. Лаврентий-Фридрих Путткаммер (умер в 1735
году) был стольником инфлянтским и генерал-лейтенантом литовских
войск, Гиацинт-Антон Путткаммер (умер в в 1806 году) был маршалом
минской конфедерации в 1792 году.
Туристов внутрь усадьбы Путткаммеров не пускают. Вроде, там
сохранились старые печи. Вряд ли что-то ещё. Вообще, в Белорусси
мало того, что почти ничего не уцелело, так ещё и посмотреть тол-
ком не дают местные быдлованы (а как их ещё называть?). Если го-
ворить горькую правду, то в архитектурно-музейном отношении эта
страна -- один из самых обыдляченных районов Восточной Европы. В
сравнении с Германией, жутко пробомбленной союзниками (да и Сове-
тами немного), Белоруссия в аспекте старых артефактов -- пустыня.
Соответственно культурный слоёк местного населения тонковат,
квёл, труслив, неразмашист и несамостоятелен. В этом якобы вино-
ваты москали, большевики, евреи и войны, ага. Ну, не то чтобы они
совсем не виноваты, но есть подозрение, что у местных жертв об-
стоятельств хватает и собственного паскудства. И надо активнее
чесаться и напрягать головёнки, а не оправдываться трудным прош-
лым.
Вот лично мне тут скучновато и одиноковато. И некому руку
пожать в тревогах мирской суеты.
* * *
Почему Белоруссию можно определять как яму в европейском куль-
турном континууме? Потому что в Белоруссии...
- архитектура простовата;
- музейного старья мало, в музеях зачастую выставляются
муляжи и копии;
- старых книг на руках сравнительно немного (об этом можно
судить по букинистическим магазинам);
- нет и давно уже не было своих бесспорно великих писателей,
поэтов, композиторов, учёных, философов (раскрученные талан-
тики -- не в счёт); способные люди предпочитали отсюда
сбегать, записываться в другие народы;
- умственная деятельность носит по преимуществу подражательный
характер;
- умные креативные люди по большому счёту, как правило, не
востребованы и чувствуют себя неуютно (им более или менее
дискомфортно везде, но здесь особенно);
- отсутствуют реализации собственных крупных прорывных проек-
тов;
- эстетизм национальной жизни, национальной государственности
простоват, недоразвит;
- много лет спокойно держится специфическая серенькая
власть, даже не прибегающая к сколько-нибудь значительным
репрессиям.
Культурная ямистость Беларуси бывает не очень заметна из-за то-
го, что тут хватает наносного и привозного: если хочешь почитать
хорошую книжку, посмотреть качественное кино или с кем-то пооб-
щаться в интернете, это в принципе доступно даже в тропической
Африке. А вот сходить на вечер встречи с каким-нибудь местным ти-
таном духа и немножко поспорить с ним вживую уже не получится, по-
тому как нету их. А если они всё-таки есть, то прячутся. Точнее,
не имеют возможности заявить о себе. И они не рискуют проводить
вечера встреч, поскольку будет очень трудно и найти помещение, и
разместить объявления, и заполучить хоть сколько-нибудь продвину-
тых интересных гостей, а не кучку самоуверенных дураков, скучаю-
щих пенсионеров и платных "наблюдателей" в лучшем случае. Те,
кому положено, будут ведь считать, что это понемногу готовится
культурная и организационная почва для политического заговора или
восстания, -- и ведь нельзя сказать, что они будут совсем не
правы.
Почему Белоруссия стала неявной культурной ямой -- вопрос
сложный.
На этой территории было много жутких разрушительны войн -- таки
да. Для сравнения: давно ли враги захватывали Астрахань, Казань,
Саратов, Нижний Новгород?
Ещё одна причина -- обилие лесов-болот при сравнительно редком
населении и очень плохих дорогах: от нападавших было проще скры-
ваться, чем отбиваться в шедеврах крепостной и замковой архитек-
туры.
Далее, если наметилась культурная ямистость, то пошло и разбегание
особо умных и особо активных людей. А чем больше они разбегались,
тем ямистее становилась яма и тем серьёзнее были основания разбе-
гаться.
Потом, где грязно, там плебс охотнее добавляет отходов своей
жизнедеятельности -- в силу своей обезьянистости. То же с устрой-
ством городов и весей: где повадились строить убого, там это и
продолжается, потому что привычно. И эта убогость среды обитания
вульгаризующе действует на менталитет.
А дальше пошло-поехало по замкнутому кругу: интеллектуально
скромная власть держит в состоянии интеллектeальной скромности
население, а интеллектуально скромное население не раздражается
простотой стоящей над ним власти и в целом охотно подпирает её. И
оппозиция в стране такая же интеллектуально скромная, как власть,
потому что сформировалась в той же убогой культурной среде, в том
же замкнутом круге.
Скорее всего, в культурную недоработанность теперешней Белорус-
сии внесло свою лепту и обилие еврейского населения, наблюдавшее-
ся здесь аж до начала 1990-х, а до Второй Мировой войны бывшее и
вовсе потрясающим, особенно в больших городах. Не хотелось бы
лить воду на мельницу антисемитов, но бегать от фактов -- это
тоже не хорошо. Евреи стремились делать за белорусов всю культур-
ную работу: управленческую, научную, творческую, учительскую и т.
п. И получать за них высшее образование, а потом уезжать. Евреи
даже брались развивать за белорусов их специфическую НАЦИОНАЛЬНУЮ
культуру. Так что и "холокост", получается, ударил по местным
культурным кадрам особо сильно.
(Что, евреи ничуть не виноваты в "холокосте"? А это сложный
вопрос. И понятие вины тоже сложно. Я, например, не могу сказать,
что белорусы ни в малейшей степени не виновны в том, что у них
такая слабоинтеллектуальная власть, какая есть. Кстати, существу-
етнаука виктимология, которая выясняет, какие особенности людей
делают их более вероятными жертвами преступлений. И эти особенно-
сти, как правило, являются изменимыми или хотя бы маскируемыми.)
Усадьба Путткаммеров с фасада.
Усадьба Путткаммеров сбоку.
А вот здесь, похоже, раньше были ну очень большие окна.
Флигель при усадьбе Путткаммеров.
Ледовня при усадьбе Путткаммеров.
Возврат на главную страницу Александр Бурьяк / Когда-то недурственные путткаммеровские Больтеники