Александр Бурьяк

Когда-то недурственные путткаммеровские Больтеники

bouriac@yahoo.com Другие поездки На главную страницу
Больтеники -- деревня Вороновского района Гродненской области. Основная достопримечательность там -- построенная в 1895 г. усадьба Путткаммеров. Это одна из наиболее сохранившихся дворянс- ких усадеб в Белоруссии. Архитектурный стиль -- скромная красно- кирпичная романика. По лесочкам в районе усадбы Путкаммеров польскоязычный еврей Адомас Мицкявичус, знакомый Пушкина и тоже поэт, якобы бегал за Марией Верещако: освящал собой эту местность. Вот хотя бы такая благодать не горит, не расхищается и за пару-другую сотен лет почти не выветривается. Путткаммеры -- богатый дворянский род, обитавший в Польше и Великом княжестве Литовском, но главным образом в Германии. Лока- лизовался в Поморье. Лаврентий-Фридрих Путткаммер (умер в 1735 году) был стольником инфлянтским и генерал-лейтенантом литовских войск, Гиацинт-Антон Путткаммер (умер в в 1806 году) был маршалом минской конфедерации в 1792 году. Туристов внутрь усадьбы Путткаммеров не пускают. Вроде, там сохранились старые печи. Вряд ли что-то ещё. Вообще, в Белорусси мало того, что почти ничего не уцелело, так ещё и посмотреть тол- ком не дают местные быдлованы (а как их ещё называть?). Если го- ворить горькую правду, то в архитектурно-музейном отношении эта страна -- один из самых обыдляченных районов Восточной Европы. В сравнении с Германией, жутко пробомбленной союзниками (да и Сове- тами немного), Белоруссия в аспекте старых артефактов -- пустыня. Соответственно культурный слоёк местного населения тонковат, квёл, труслив, неразмашист и несамостоятелен. В этом якобы вино- ваты москали, большевики, евреи и войны, ага. Ну, не то чтобы они совсем не виноваты, но есть подозрение, что у местных жертв об- стоятельств хватает и собственного паскудства. И надо активнее чесаться и напрягать головёнки, а не оправдываться трудным прош- лым. Вот лично мне тут скучновато и одиноковато. И некому руку пожать в тревогах мирской суеты. * * * Почему Белоруссию можно определять как яму в европейском куль- турном континууме? Потому что в Белоруссии... - архитектура простовата; - музейного старья мало, в музеях зачастую выставляются муляжи и копии; - старых книг на руках сравнительно немного (об этом можно судить по букинистическим магазинам); - нет и давно уже не было своих бесспорно великих писателей, поэтов, композиторов, учёных, философов (раскрученные талан- тики -- не в счёт); способные люди предпочитали отсюда сбегать, записываться в другие народы; - умственная деятельность носит по преимуществу подражательный характер; - умные креативные люди по большому счёту, как правило, не востребованы и чувствуют себя неуютно (им более или менее дискомфортно везде, но здесь особенно); - отсутствуют реализации собственных крупных прорывных проек- тов; - эстетизм национальной жизни, национальной государственности простоват, недоразвит; - много лет спокойно держится специфическая серенькая власть, даже не прибегающая к сколько-нибудь значительным репрессиям. Культурная ямистость Беларуси бывает не очень заметна из-за то- го, что тут хватает наносного и привозного: если хочешь почитать хорошую книжку, посмотреть качественное кино или с кем-то пооб- щаться в интернете, это в принципе доступно даже в тропической Африке. А вот сходить на вечер встречи с каким-нибудь местным ти- таном духа и немножко поспорить с ним вживую уже не получится, по- тому как нету их. А если они всё-таки есть, то прячутся. Точнее, не имеют возможности заявить о себе. И они не рискуют проводить вечера встреч, поскольку будет очень трудно и найти помещение, и разместить объявления, и заполучить хоть сколько-нибудь продвину- тых интересных гостей, а не кучку самоуверенных дураков, скучаю- щих пенсионеров и платных "наблюдателей" в лучшем случае. Те, кому положено, будут ведь считать, что это понемногу готовится культурная и организационная почва для политического заговора или восстания, -- и ведь нельзя сказать, что они будут совсем не правы. Почему Белоруссия стала неявной культурной ямой -- вопрос сложный. На этой территории было много жутких разрушительны войн -- таки да. Для сравнения: давно ли враги захватывали Астрахань, Казань, Саратов, Нижний Новгород? Ещё одна причина -- обилие лесов-болот при сравнительно редком населении и очень плохих дорогах: от нападавших было проще скры- ваться, чем отбиваться в шедеврах крепостной и замковой архитек- туры. Далее, если наметилась культурная ямистость, то пошло и разбегание особо умных и особо активных людей. А чем больше они разбегались, тем ямистее становилась яма и тем серьёзнее были основания разбе- гаться. Потом, где грязно, там плебс охотнее добавляет отходов своей жизнедеятельности -- в силу своей обезьянистости. То же с устрой- ством городов и весей: где повадились строить убого, там это и продолжается, потому что привычно. И эта убогость среды обитания вульгаризующе действует на менталитет. А дальше пошло-поехало по замкнутому кругу: интеллектуально скромная власть держит в состоянии интеллектeальной скромности население, а интеллектуально скромное население не раздражается простотой стоящей над ним власти и в целом охотно подпирает её. И оппозиция в стране такая же интеллектуально скромная, как власть, потому что сформировалась в той же убогой культурной среде, в том же замкнутом круге. Скорее всего, в культурную недоработанность теперешней Белорус- сии внесло свою лепту и обилие еврейского населения, наблюдавшее- ся здесь аж до начала 1990-х, а до Второй Мировой войны бывшее и вовсе потрясающим, особенно в больших городах. Не хотелось бы лить воду на мельницу антисемитов, но бегать от фактов -- это тоже не хорошо. Евреи стремились делать за белорусов всю культур- ную работу: управленческую, научную, творческую, учительскую и т. п. И получать за них высшее образование, а потом уезжать. Евреи даже брались развивать за белорусов их специфическую НАЦИОНАЛЬНУЮ культуру. Так что и "холокост", получается, ударил по местным культурным кадрам особо сильно. (Что, евреи ничуть не виноваты в "холокосте"? А это сложный вопрос. И понятие вины тоже сложно. Я, например, не могу сказать, что белорусы ни в малейшей степени не виновны в том, что у них такая слабоинтеллектуальная власть, какая есть. Кстати, существу- етнаука виктимология, которая выясняет, какие особенности людей делают их более вероятными жертвами преступлений. И эти особенно- сти, как правило, являются изменимыми или хотя бы маскируемыми.)
Больтеники
Усадьба Путткаммеров с фасада.
Больтеники
Усадьба Путткаммеров сбоку.
Больтеники
А вот здесь, похоже, раньше были ну очень большие окна.
Больтеники
Флигель при усадьбе Путткаммеров.
Больтеники
Ледовня при усадьбе Путткаммеров.

Возврат на главную страницу            Александр Бурьяк / Когда-то недурственные путткаммеровские Больтеники