Деревня Десятники Воложинского района Минской области примеча-
тельна немецким военным кладбищем.
Немецкое кладбище в Десятниках -- непрошенный кусочек немецкой
культуры на белорусской земле. Начальное заполнение имело место
в 1915-1918 гг., архитектурное оформление -- в межвоенный период
(при польской власти, разумеется). Якобы здесь лежат не только
немцы, но также австрийцы и русские. Подозреваю, что в 1941-1944
годах сюда тоже кого-то свозили. Место симпатичное: на лесистой
возвышенности над рекой. Если имеется намерение хорошо лечь напо-
следок, то надо вот приблизительно где-то так. И чужие люди, если
что, будут заботиться о надгробии.
Трава на кладбище подстрижена, крестообразные бетонные надгро-
бия, ныне почти вровень с землёй, сильно попорчены временем, так
что далеко не на всяком можно разобрать надпись.
Монумент увенчаны грустным сидящим орлом с опущенными крыльями.
В цоколе монумента нет двери, а значит, и внутренннего пространс-
тва, в которое можно входить для справления культовых действий
(или чего кому приспичит). Конечно, с внутренним пространством
было бы интереснее и функциональнее, но немцы правильно полагали,
что аборигены его загадят хотя бы окурками.
Символическая каменная ограда кладбища -- очень качественного
замшелого вида, в нескольких местах -- с декоративными цепями.
За кладбищем явно ухаживает кто-то из нанятых немцами местных.
Помимо "немецких" Десятников, есть, конечно, и белорусские, но
в них не появилось ничего особенного. Особенное в Десятниках --
это немецкое военное кладбище.
Немцы, умершие за Вильгельма II, и за Гитлера, и за прочих, все
считаются умершими за Германию. За Германию умирать не обидно:
другие немцы хотя бы позаботятся о твоих останках. Кстати, поляки
в этом тянулись за немцами, и только большевики глумились над
трупами разбирались с идеологической ориентацией погибших и норо-
вили посносить вражеские надгробия и застроить территорию чужих
захоронений типовыми домами для простонародья.
Лютая большевистская ненависть к врагам, по-видимому, берёт на-
чало в еврейской местечковой неприязни к гоям, столетиями копив-
шейся в "черте осёдлости". Но, скажем, Игорь Шафаревич считал,
что соль не в евреях, а в социализме. Правда, евреи и социализм
были до поры довольно тесно связанными феноменами.
Надо сказать, в Западной Белоруссии отношение к немцам в период
Второй Мировой войны не везде было исключительно злобным: сказы-
валось впечатление от советизации 1939-1941 гг. и от всяких там
партизан, которым надо было как-то кормиться, расправляться с
коллаборационистами и воевать с немцами (за что расплачивались
потом пребывавшие меж двух огней крестьяне). Немцы, несмотря на
переполняющее их чувство собственного превосходства, селекционные
планы в отношении аборигенов, и весьма жёсткий подход к наведению
"нового порядка", худо-бедно стремились налаживать контакты с
местным населением и помогать ему выживать, чтобы было кому рабо-
тать на Великую Германию, а уживчивые белорусы откликались на это
"всем сердцем". Вообще, типичный белорус по своей психической на-
клонности -- приспособленец и коллаборационист: не любит плевать
против ветра. В каждом народе очень многие не без этого, но в
белорусах указанное качество особенно заметно, потому что есть
значительный контраст с соседями-поляками. Причины покладистости
белоруса -- в его этнической недоопределённости и в хронической
недоразвитости собственной, белорусской социальной "верхушки"
(некому было толком мутить воду в националистическом ключе и
создавать всякие архитектурно-литературные и т. п. шедевры,
обеспечивающие опору при намерении распереться от национальной
гордости).
Монумент немецкого военного кладбища в деревне Десятники.
Верхушка монумента. Усталый орёл.
Типичное по состоянию надгробие.
Образцовая ограда кладбища.
Вход на кладбище со стороны дороги.
Возврат на главную страницу Александр Бурьяк / Немецкие Десятники