Дуниловичи -- деревня в Поставском районе Витебской области.
При деревне имеются одна речка Заражанка (шириной метра три), два
озерца, костёл, еврейское кладбище (с множеством уцелевших памят-
ников!), кладбище польских солдат, католическое кладбище (в 1 км
к востоку от костёла), склеп на этом кладбище, фундамент электро-
станции, погреб (ледовня) на месте усадьбы Тышкевичей. Местность
-- преимущественно заросшая хмызняком кустами и лиственными
деревьями. Рельеф местности -- холмистый. Основное население --
белорусы-католики.
В 25 км от Дуниловичей располагается местный крупный культурный
центр Поставы.
* * *
Дуниловичи впервые упомянуты за 1473 годом. Деревней поочерёдно
владела плеяда славных белорусских родов -- эксплуататоров трудо-
вого народа: Гольшанские, Ягеллоны, Радзивиллы, Бжостовские, Яни-
шевские, Тышкевичи. Тышкевичи даже держали в Дуниловичах усадьбу,
но она не пережила потрясений.
* * *
В Белорусском туристическом бизнесе ближнего действия Дунилови-
чи позиционируются как удивительная деревня с единственным в
стране костёлом, имеющим двухэтажный двухуровневый алтарь.
Двухуровневый алтарь -- это когда есть большое возвышение (по-
мост, балюстрада), поднимающееся несколько метров, на которое
надо взбираться по лестнице. Часть культовых атрибутов располага-
ется перед этим возвышением, часть -- над ним (она -- главная).
Необходимость подниматься к главной части главного алтаря,
наверное, добавляет ему величественности.
* * *
Дуниловичский костёл Святой Троицы был построен в 1769-1773 гг.
при монастыре доминиканцев. Монастырь был ликвидирован российски-
ми властями в 1850 г. В 1866 г. костёл переделали в церковь Мос-
ковского Патриархата. В 1919 г. храм снова стал костёлом, в 1949
году. его переопределили в хранилище удобрений. В 1990 г. костёл
открылся снова.
О качестве прежнего -- доскладского -- интерьера костёла теперь
можно строить догадки.
В костёле находится чудотворный образ Матери Божей Лоретанской,
XVII век, происходящий из Флоренции и подаренный храму виленским
епископом Николаем Пацем.
* * *
В Дуниловичах, как, наверное, и везде в Белоруссии, основные
посетители воскресной службы -- это старушки. Сей факт обеспечи-
вается в основном двумя простыми очевидными обстоятельствами:
1) большей продолжительностью жизни у женщин,
2) большей внушаемостью, большей иррациональностью женщин.
Ну хоть бы грешили толком в своё время эти кошёлки старые, так
ведь нет же: бывало, замаешься соблазнять...
* * *
Печальная достопримечательность Дуниловичей -- аккуратненькое
польское военное кладбище, на котором лежат под безымянными крес-
тами жертвы столкновения двух "начал" в 1919-1920 гг. Кладбище
маленькое, на пригорке напротив костёла. Каким чудом оно пережило
Советскую власть, приблизительно понятно: в деревне все -- на
виду, многие -- родственники родственники, так что заниматься
политическим непотребством здесь бывает трудно.
Кладбище "польское", но лежат там, разумеется, не только поля-
ки, но и белорусы, сражавшиеся за еврейские Дуниловичи родные
алтари.
* * *
2 июня 1920 года произошла битва народов за деревню Дуниловичи.
В этой битве, согласно польской Википедии, жолнежи таки разбили
два большевистских полка. Погибшие солдаты Войска польского были
из 36 полка Академического Легиона. Академический Легион (Legia
Akademicka) состоял из студентов (добровольцев и призванных) --
варшавских, виленских, люблинских, познаньских, краковских,
виленских, львовских.
* * *
В 1897 году из 1810 обитателей Дуниловичей 1553 были евреями.
Итого 85% населения. Для Белоруссии это ещё не рекорд.
Из "Российской еврейской энциклопедии":
"С началом. 1-й мировой войны положение еврейского населения
резко ухудшилось. Дуниловичи дважды переходили из рук в руки. В
августе 1915 с приближением линии фронта начались антиеврейские
выступления на почве 'разменного голода'. 3 сентября 1915 герман-
ские войска вступили в Дуниловичи; еврейские лавки были разграб-
лены. 6 сентября 1915 произошли погромы, устроенные захватившими
Дуниловичи казачьими частями русской армии: имущество евреев было
разорено."
Ну, позже, в 1942 году, оказалось ещё хуже. Островок Дуниловичи
архипелага Еврейская Атлантида сгинул.
* * *
Расцвет Дуниловичей пришёлся, наверное, на Межвоенье (1920-е
-- 1930-е). Белорусская Википедия:
"У 1920-я ў Дунiлавiчах працавалi лесапiльня, цагельня, млын,
кузня, пiларама, ткацкi цэх, фарбавальня, гадзiннiкавая, абутко-
вая i швацкая майстэрнi, кнiгарня, пераплётня, банкi, амбулато-
рыя, аптэка, лямбард, атэль, рэстарацыя, кулiнарыя, чарачная,
пiўная; дзейнiчалi касцёл, 3 сiнагогi, вышэйшая яўрэйская i
агульнаадукацыйная школы; мелася вытворчасць дываноў, пашыў
жаночага адзення, шапак, выраб скураў, кааператыўны гандаль
коньмi, спажывецкiмi таварамi i iнш.; практыкаваў адвакат,
натарыус, судовы выканаўца, дантыст, ветэрынар."
В настоящее время население Дуниловичей сокращается.
Вот этот единственный в сырой неуютной стране костёл
с двухуровневым алтарём.
Вот этот скромный местночтимый двухуровневый алтарь в пасмурный день.
Поклонение волхвов Иисус и Мария на портальчике дуниловичского храма.
Кладбище солдат, погибших в 1920 г. за возрождение
Речи Посполитой. Располагается на холме напротив костёла.
Дуниловичская власть. Возможная стартовая площадка для очередного
незаменимого народного президента.
Возврат на главную страницу Александр Бурьяк / Двухуровневые Дуниловичи